25 Когнитивненькие теории мотивации

Вопрос № 25. Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные положения. Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы.

Когнитивный подход к мотивации.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека. Можно отметить таких ученых, которые внесли вклад в развитие когнитивного подхода, как Л. Фестингер, Ф. Хайдер (когнитивисткий подход), Дж. Роттер и А. Бандура (необихевиоризм) и др.

Специфика и основные понятия.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления. Основным тезисом было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Представления человека о мире проектируют будущее поведение. И то, что человек делает, и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

Мотивационные факторы.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Хайдер: Человек стремится к согласованности системы знаний о себе и о мире. Система знаний человека состоит из элементов, которые связаны между собой. Человек стремится к ситуациям, где всё находится в балансе.

9 стр., 4047 слов

Мотивация 2

. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т. п.). Понятие «мотив» (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Если человек стремится к выполнению ...

Отношения между 2 элементами:

  1. Нерелевантные — нет связи
  2. Консонантные — взаимод-е, 1 эл-т следует из другого.
  3. Диссонантные — противоречат друг другу.

Мотивационная функция диссонанса:

  1. Человек стремится к уменьшению диссонанса и к консонансу.
  2. Человек избегает информации и ситуаций, кот ведут к диссонансу.

Идея редукции напряжения.

Идея может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс; б) суще­ствование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления вклю­чает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осто­рожное отношение к новой информации. В качестве примера обычно приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком.

Среди всех этих когнитивных элементов, или «когниций», необходимо различать два типа: относящиеся к поведе­нию (не важно, к чьему) и относящиеся к среде. Пример пер­вых — «я еду сегодня на пикник», пример вторых — «идет дождь». Эти два типа когниций важно различать между собой потому, что степень возможности изменения этих когнитивных элементов раз­лична: легче изменить когниций, касающиеся поведения, чем ког­ниций, касающиеся среды, например суждения относительно оче­видной реальности.

Фестингер описал 4 вида ситуаций диссонанса:

1) из логической непоследовательности, человек зна­ет, что вода замерзает при 0 °C, но одновременно полагает,

что стакан льда не растает при +20°С; известно, что люди смертны, а я думаю, что буду жить вечно, и т. д.;

2) из несоответствия когнитивных элементов культурным об­разцам, профессор, выйдя из себя, кри­чит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм. Здесь нет логического несоответствия, но есть несоответствие иного рода, а именно несоответ­ствие принятым в определенной среде нормам поведения;

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

1.  Справочные/общие Проблемы общественного сознания и культуры в развивающихся странах Юго-Восточной Азии : аннот. библиогр. указ. – М., 1985.  –  110 с. Приведены работы на русском, западноевропейских и некоторых восточных языках, опубликованные за 1960—1980-е гг. и освещающие социальные аспекты этно-национальных проблем. 2. Справочные/аналитические 2.1.  Раскрывают ...

3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе когниций. Пример: некий аме­риканский избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кандидата. Осозна­ние того факта, что он — демократ, не соответствует конк­ретному действию, это порождает диссонанс в его когни­тивной структуре, хотя здесь снова чисто логического не­соответствия нет;

4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя все­гда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки. Между знанием о том, что под дождем всегда промокаешь, и таким когнитивным элементом, относящимся к «среде», как констатация «дождь меня не замочит», существует так­же несоответствие, порождающее диссонанс.

Критика:

по Фестингеру, об­щая величина диссонанса зависит от «взвешенной пропорции тех релевантных элементов, которые являются диссонантными» [там же]. «Взвешенные пропорции» означают, что каждое отношение должно быть взвешено пропорционально важности участвующих элементов. При этом вводится понятие «наименее стойкий эле­мент»: «Максимальный диссонанс, который может существовать между двумя элементами, равен общему сопротивлению измене­нию наименее стойкого элемента». Но тогда сейчас же встает вопрос: как измерить «важность» этих эле­ментов, как выразить степень этой важности и как выявить наиме­нее стойкий элемент? Ответов на эти вопросы автор теории дис­сонанса не дает, путь измерения степени важности когнитивных элементов остается невыясненным.

3 способа редукции когнитивного диссонанса:

Способы уменьшения диссонанса

К ним, например, относится описание последствий диссонанса и способов его уменьшения. Напомним, что последствия диссонан­са указывались сразу же при его определении: 1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссонанс и достичь консонанса; 2) когда диссонанс существует, в дополнение к попыткам его уменьшить личность активно избегает ситуаций и информации, способствую­щих его росту.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии 1.1 Концептуальный аппарат психологии семейных отношений 1.1.1 Функции семьи 1.1.2 Границы семьи 1.1.3 ...

три способа уменьшения диссонанса.

1. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры.

2. Изменение когнитивных элементов, относящихся к среде. При­мер: человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон». В когнитивной струк­туре купившего возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае — «элемент среды». Как изменить этот когнитивный элемент? Рекомендация формулируется так: нужно убедить (выделено нами. — Авт.) друзей, что автомобиль — совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой (собственно, когнитивистская позиция здесь присутствует уже при самом опре­делении «среды» как некоего когнитивного образования — совокупности мнений, убеждений и др.), т. е. отнюдь не поведен­ческая активность, а противопоставление мнения мнению, пе­ределывание мнения, т. е. известная активность только в облас­ти когнитивной сферы.

3. Добавление в когнитивную структуру новых элементов, лишь таких, которые способствуют уменьшению диссонанса. Уязвимым местом теории диссонанса остается прогнозирова­ние конкретного пути уменьшения диссонанса, избираемого лич­ностью. Первое суждение, которое как будто бы обладает силой очевидности, заключается в том, что легче всего, вероятно, из­брать первый путь — изменение когнитивных элементов, относя­щихся к собственному поведению. Однако апелляция к житейским ситуациям показывает, что и этот путь не всегда возможен. ДА И ЛЕНИВО ЭТО) поэтому непредсказуем способ)

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

Ничего не делать Вам придется терпеть трудных людей, и тогда «вред» от них не уменьшится. Обиды и огорчения будут накапливаться, и очень скоро ваше состояние оставит желать лучшего. «Проголосовать ногами» Бывает, что лучше взять и уйти! Не из всяких ситуаций есть выход прямо сейчас, поэтому за разрешение некоторых из них, браться просто бесполезно. ! «голосовать ногами» стоит тогда, когда уже нет ...

Главный постулат критики: «Несомненно, Фестингер ско­рее интересен, чем прав. И подобное отношение к нему совершен­но разумно.

. Поиски устремляются совсем в другую сторону, они направлены на совершенствование теорий внутри принятых единых рамок постановки проблемы. В частно­сти, поиск направлен на совершенствование анализа самой при­роды когнитивного несоответствия, на максимально более точное его описание. В этом отношении новый материал дает следующая из теорий соответствия.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера

люди склонны раз­вивать упорядоченный и связный взгляд на мир, и в этом процес­се они строят некую «наивную психологию», люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мотивы, задача науки — за повер­хностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. Таким образом, с самого начала акцент сде­лан на проблему восприятия.

первый посту­лат теории сбалансированных структур — идея баланса. «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в ко­торой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стрес­са, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организа­ции, ни эмоциональных проявлений». Ключевая идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для пояснения этих положений предла­гается так называемая схема Р-О-Х, которая именно под таким названием прочно вошла в социальную психологию и существует здесь как термин.

Схема представляет собой модель когни­тивного (феноменологического) поля воспринимающего субъекта, которое описывается при помощи трех элементов: Р— воспринима­ющий субъект, О —"другой" (воспринимающий субъект), X объект, воспринимаемый и воспринимающим субъектом, и «другим». Этим объектом может быть явление, идея, вещь.

5 стр., 2408 слов

Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях

Содержание Введение I. Темперамент 1.1 Понятие темперамента 1.2 Типы темперамента II. Экстремальные ситуации 2.1 Поведение человека в экстремальных ситуациях 2.2 Поведение людей с разными типами темперамента в экстремальных ситуациях Заключение Список используемой литературы Введение Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического ...

1. Позитивные отноше­ния транзитивны (т.е. при моем позитивном отношении к другому его отношение к объекту распространяется и на мое отношение к этому объекту: «люблю того, кого любит друг»).

2. Негативные от­ношения нетранзитивны (т.е. при моем негативном отношении к другому его отношение к объекту не распространяется на мое от­ношение к этому объекту: «не ненавижу того, кого ненавидит мой враг»).

Хайдер называет когнитивную структуру воспринимающего субъекта сбалансированной, если в ней позитивные отношения транзитивны, а негативные — нетранзитивны, и несбалансиро­ванной, если в ней, напротив, позитивные отношения нетранзи­тивны, а негативные — транзитивны (т.е. возникает такая проти­воречащая здравому смыслу ситуация, когда «я не люблю того, кого любит друг» и «я ненавижу того, кого ненавидит враг»).

Эффекты:

Берн: Эффект расхождения оценок привлекательности при выборе из 2 альтернатив.

Эксперимент: Испытуемому надо было по 8-бальной шкале оценить 2 предмета, потом 1 из них взять себе. Затем снова оценить эти предметы. Тот предмет, который он взял себе будет выше оценен.

Объяснение: в момент совершения выбора возник КД, чтобы его редуцировать — человек меняет неосознанно оценку привлекательности. Чем выше привлекательность у обоих предметов, тем больше расхождение потом.

При этом выбор из двух непривлекательных альтернатив приводит к большему повышению оценки выбранной альтернативы, а выбор из двух привлекательных — к более значительному понижению оценки отвергнутой альтернативы (Shultz, Leveille, Lepper, 1999).

Необходимое условие: диссонанс возникает в случае, если действие переживается субъектом как собственное (несет за него ответственность).

3 стр., 1288 слов

Модуль — использование пространства, предметов, одежды, людей и ситуаций

Оглавление «модулей программы» и что они дают   Программа будет расширяться, и добавляться по мере появления новых тренеров Модуль – работа с телом Стоять ровно; Походка; Сидеть ровно; Садиться и вставать со стула; Садиться на пол; Вставать на стул. Повороты и наклоны головы; Работа с плечами и грудью. Движение руками; Движение кистью. Работа корпусом; Движение животом; Движение тазом Работа ...

+

— Принимаемое решение должно быть важным.

— Альтернативы, из которых человек делает выбор, одинаково привлекательны для него;

— Альтернативы обладают уникальными негативными, а не позитивными характеристиками.

Фестингер: Повышение оценок привлекательности деятельности при вынужденном согласии.

Эксперимент: Испытуемых приглашали в лабораторию и предлагали заняться работой (делать что-то скучное, долгое).

А затем просили сказать другому испытуемому, ждущему своей очереди, что это очень увлекательная и интересная работа.

2 группы испытуемых:

1й платят 20 $, 2й — 1 $. Затем их просили оценить деятельность. В группе, где платили 1 $ оценки выше. Возник КД, мало заплатили, чтобы редуцировать КД испытуемые убеждали себя, что работа и вправду была интересная.

Эффект недостаточного оправдания возникает, когда человек совершает поступок, противоречащий его когнициям. Впоследствии, чтобы оправдать его совершение, он изменяет свои когниции. Однако данный эффект возникает, когда у человека отсутствует достаточное оправдание своим действиям. Вместе с тем, если такое оправдание присутствует, например, человек получает за их совершение достаточно большое вознаграждение, изменения когниций не происходит.

Эффект недостаточного оправдания возникает при определенных условиях.

— Поступок должен быть совершен публично, то есть окружающим людям должно стать известно о нем.

— Последствия поступка должны казаться серьезными и разрушительными.

— Последствия должны восприниматься как необратимые.

— Человек должен обладать свободой выбора. Если человеку кажется, что его принудили к совершению действий, эффект недостаточного оправдания не возникает.

Эффект недостаточного запрещения возникает, когда человек отказывается от совершения поступка, который был запрещен кем-то, обладающим большой властью. Однако это запрещение было «мягким», то есть за его нарушение не было обещано серьезного наказания. В этом случае человек, стремясь оправдать свое подчинение, изменяет оценку поступка или его результата, от получения которого он отказался, в худшую сторону. Они становятся для человека непривлекательными.

— Человек обладает свободой выбора.

— Человек последовал совету окружающих. Люди испытывают большее сожаление и как следствие сильнее переоценивают альтернативы, если получили отрицательный результат, последовав совету другого человека, чем когда приняли самостоятельное решение (Crawford et.al., 2002).

Эффект оправдания усилий возникает в результате совершения человеком действий, которые не позволили достичь желаемого результата. В этом случае из двух действий как более важное и интересное оценивается то, на выполнение которого были затрачены значительные усилия.

Роттер — 2 когнитивные переменные, влияющие на поведение: ожидание и ценность подкрепления.

Теория социального научения Дж. Роттера — попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения (главным или новым типам поведения можно научиться в социальных ситуациях).

В основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть, поэтому, для предсказания поведения людей в определенной ситуации нужно принимать во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание (субъективная вероятность того, что данное поведение приведет в конечном итоге к определенному подкреплению) и ценность подкрепления.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Как может ожидание объяснить поведение в ситуации, с которой мы столкнулись в первый раз? По Роттеру, в этом случае ожидание основывается на нашем опыте в похожей ситуации (недавний выпускник колледжа, получивший похвалу за то, что в выходные дни работал над семестровой контрольной, вероятно, ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего начальника).

Однако, ожидание не всегда соответствует реальности: могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне зависимости от ситуации, а другие могут быть неуверенными. В любом случае, Роттер утверждает, что если мы хотим точно прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи.

Роттер различает ожидания, которые специфичны для одной ситуации (отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения) и те, которые являются наиболее общими, генерализованные (отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности, интернально — экстернальный локус контроля).

Ценность подкрепления определяется как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому: люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени (социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки).

Роттер утверждает, что существуют относительно устойчивые индивидуальные различия о нашем предпочтении одного подкрепления другому. Соответственно формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни. Ценность подкрепления не зависит от ожидания (Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей).

По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание — с познавательными процессами.

Можно ещё про локус контроля сказать (Роттер): обобщённое ожидание того, в какой степени человек сам контролирует подкрепление.

А) интернальный — источник во мне

Б) экстернальный — источник во внешних силах, обстоятельствах

Причина успехов и неудач.

Самоэффективность — вера в эффективность собственных дествий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности.

Мотивационное значение:

  1. Человек стремится избегать ситуации, с которыми, по его мнению, он не может справиться.
  2. Стремится участвовать в той ситуации, в которой м.б. эффективен.

Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды — на последствия поведения.

Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит самоэффективность.

Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation).

Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

Научение:

— через косвенное подкрепление (наблюдение, подражание)

— через самоподкрепление: человек выстраивает определённые стандарты деятельности, сам себя вознаграждает и наказывает. — эффективное средство научения.

Поведение (В) = функция (субъект (Р); окружение (Е))

3 характеристики самоэффективности:

  1. Уровень -представление об уровне сложности задач, с которыми человек может справиться.
  2. Сила — степень уверенности человека в том, что он справится с этими задачами.
  3. Обобщённость: 3 уровня: узкий (конкр задачи), средний (группа задач) и глобальный.

На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:

1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.

2. Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).

3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.

4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).

Самоэффективность понимается Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая по своей силе, обобщенности и степени находится в реципрокной (взаимной) зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

+Проблема самоотчёта: имеем дело с представлением человека о самом себе.

+Проблема культурной специфичности этих теорий.