25 Когнитивненькие теории мотивации

Вопрос № 25. Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные положения. Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы.

Когнитивный подход к мотивации.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека. Можно отметить таких ученых, которые внесли вклад в развитие когнитивного подхода, как Л. Фестингер, Ф. Хайдер (когнитивисткий подход), Дж. Роттер и А. Бандура (необихевиоризм) и др.

Специфика и основные понятия.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления. Основным тезисом было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Представления человека о мире проектируют будущее поведение. И то, что человек делает, и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

Мотивационные факторы.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Хайдер: Человек стремится к согласованности системы знаний о себе и о мире. Система знаний человека состоит из элементов, которые связаны между собой. Человек стремится к ситуациям, где всё находится в балансе.

8 стр., 3836 слов

Психофизиология мотивации 2

... человек начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности. Эффективным методом исследования нейрофизиологических механизмов различных мотиваций ... влечение, забота о потомстве.           Биологические и социальные мотивации определяют подавляющее большинство форм целенаправленной деятельности живых существ. ...

Отношения между 2 элементами:

  1. Нерелевантные – нет связи
  2. Консонантные – взаимод-е, 1 эл-т следует из другого.
  3. Диссонантные – противоречат друг другу.

Мотивационная функция диссонанса:

  1. Человек стремится к уменьшению диссонанса и к консонансу.
  2. Человек избегает информации и ситуаций, кот ведут к диссонансу.

Идея редукции напряжения.

Идея может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс; б) суще­ствование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления вклю­чает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осто­рожное отношение к новой информации. В качестве примера обычно приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком.

Среди всех этих когнитивных элементов, или «когниций», необходимо различать два типа: относящиеся к поведе­нию (не важно, к чьему) и относящиеся к среде. Пример пер­вых — «я еду сегодня на пикник», пример вторых — «идет дождь». Эти два типа когниций важно различать между собой потому, что степень возможности изменения этих когнитивных элементов раз­лична: легче изменить когниций, касающиеся поведения, чем ког­ниций, касающиеся среды, например суждения относительно оче­видной реальности.

Фестингер описал 4 вида ситуаций диссонанса:

1) из логической непоследовательности, человек зна­ет, что вода замерзает при 0°С, но одновременно полагает,

что стакан льда не растает при +20°С; известно, что люди смертны, а я думаю, что буду жить вечно, и т.д.;

2) из несоответствия когнитивных элементов культурным об­разцам, профессор, выйдя из себя, кри­чит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм. Здесь нет логического несоответствия, но есть несоответствие иного рода, а именно несоответ­ствие принятым в определенной среде нормам поведения;

3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе когниций. Пример: некий аме­риканский избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кандидата. Осозна­ние того факта, что он — демократ, не соответствует конк­ретному действию, это порождает диссонанс в его когни­тивной структуре, хотя здесь снова чисто логического не­соответствия нет;

4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя все­гда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки. Между знанием о том, что под дождем всегда промокаешь, и таким когнитивным элементом, относящимся к «среде», как констатация «дождь меня не замочит», существует так­же несоответствие, порождающее диссонанс.

9 стр., 4230 слов

Мотивы и мотивация. Поведение человека

... в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизнен­ные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание ...

Критика:

по Фестингеру, об­щая величина диссонанса зависит от «взвешенной пропорции тех релевантных элементов, которые являются диссонантными» [там же]. «Взвешенные пропорции» означают, что каждое отношение должно быть взвешено пропорционально важности участвующих элементов. При этом вводится понятие «наименее стойкий эле­мент»: «Максимальный диссонанс, который может существовать между двумя элементами, равен общему сопротивлению измене­нию наименее стойкого элемента». Но тогда сейчас же встает вопрос: как измерить «важность» этих эле­ментов, как выразить степень этой важности и как выявить наиме­нее стойкий элемент? Ответов на эти вопросы автор теории дис­сонанса не дает, путь измерения степени важности когнитивных элементов остается невыясненным.

3 способа редукции когнитивного диссонанса:

Способы уменьшения диссонанса

К ним, например, относится описание последствий диссонанса и способов его уменьшения. Напомним, что последствия диссонан­са указывались сразу же при его определении: 1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссонанс и достичь консонанса; 2) когда диссонанс существует, в дополнение к попыткам его уменьшить личность активно избегает ситуаций и информации, способствую­щих его росту.

три способа уменьшения диссонанса.

1. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры.

2. Изменение когнитивных элементов, относящихся к среде. При­мер: человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон». В когнитивной струк­туре купившего возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае — «элемент среды». Как изменить этот когнитивный элемент? Рекомендация формулируется так: нужно убедить (выделено нами. — Авт.) друзей, что автомобиль — совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой (собственно, когнитивистская позиция здесь присутствует уже при самом опре­делении «среды» как некоего когнитивного образования — совокупности мнений, убеждений и др.), т.е. отнюдь не поведен­ческая активность, а противопоставление мнения мнению, пе­ределывание мнения, т.е. известная активность только в облас­ти когнитивной сферы.

3. Добавление в когнитивную структуру новых элементов, лишь таких, которые способствуют уменьшению диссонанса. Уязвимым местом теории диссонанса остается прогнозирова­ние конкретного пути уменьшения диссонанса, избираемого лич­ностью. Первое суждение, которое как будто бы обладает силой очевидности, заключается в том, что легче всего, вероятно, из­брать первый путь — изменение когнитивных элементов, относя­щихся к собственному поведению. Однако апелляция к житейским ситуациям показывает, что и этот путь не всегда возможен.ДА И ЛЕНИВО ЭТО) поэтому непредсказуем способ)

Главный постулат критики: «Несомненно, Фестингер ско­рее интересен, чем прав. И подобное отношение к нему совершен­но разумно.

. Поиски устремляются совсем в другую сторону, они направлены на совершенствование теорий внутри принятых единых рамок постановки проблемы. В частно­сти, поиск направлен на совершенствование анализа самой при­роды когнитивного несоответствия, на максимально более точное его описание. В этом отношении новый материал дает следующая из теорий соответствия.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... таким образом, что он склонен искать межличностные контакты с другими людьми. Межличностные отношения включают три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный). ... группа контролирует деятельность каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его реальным ...

Теория структурного баланса Ф. Хайдера

люди склонны раз­вивать упорядоченный и связный взгляд на мир, и в этом процес­се они строят некую «наивную психологию», люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мотивы, задача науки — за повер­хностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. Таким образом, с самого начала акцент сде­лан на проблему восприятия.

первый посту­лат теории сбалансированных структур — идея баланса. «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в ко­торой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стрес­са, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организа­ции, ни эмоциональных проявлений». Ключевая идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для пояснения этих положений предла­гается так называемая схема Р-О-Х, которая именно под таким названием прочно вошла в социальную психологию и существует здесь как термин.

Схема представляет собой модель когни­тивного (феноменологического) поля воспринимающего субъекта, которое описывается при помощи трех элементов: Р— воспринима­ющий субъект, О —«другой» (воспринимающий субъект), X объект, воспринимаемый и воспринимающим субъектом, и «другим». Этим объектом может быть явление, идея, вещь.

1. Позитивные отноше­ния транзитивны (т.е. при моем позитивном отношении к другому его отношение к объекту распространяется и на мое отношение к этому объекту: «люблю того, кого любит друг»).

2. Негативные от­ношения нетранзитивны (т.е. при моем негативном отношении к другому его отношение к объекту не распространяется на мое от­ношение к этому объекту: «не ненавижу того, кого ненавидит мой враг»).

Хайдер называет когнитивную структуру воспринимающего субъекта сбалансированной, если в ней позитивные отношения транзитивны, а негативные — нетранзитивны, и несбалансиро­ванной, если в ней, напротив, позитивные отношения нетранзи­тивны, а негативные — транзитивны (т.е. возникает такая проти­воречащая здравому смыслу ситуация, когда «я не люблю того, кого любит друг» и «я ненавижу того, кого ненавидит враг»).

Эффекты:

Берн: Эффект расхождения оценок привлекательности при выборе из 2 альтернатив.

Эксперимент: Испытуемому надо было по 8-бальной шкале оценить 2 предмета, потом 1 из них взять себе. Затем снова оценить эти предметы. Тот предмет, который он взял себе будет выше оценен.

Объяснение: в момент совершения выбора возник КД, чтобы его редуцировать – человек меняет неосознанно оценку привлекательности. Чем выше привлекательность у обоих предметов, тем больше расхождение потом.

При этом выбор из двух непривлекательных альтернатив приводит к большему повышению оценки выбранной альтернативы, а выбор из двух привлекательных — к более значительному понижению оценки отвергнутой альтернативы (Shultz, Leveille, Lepper, 1999).

19 стр., 9321 слов

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2

... невербально. Подобные послания содержат элементы копирования. Дети очень восприимчивы к поведению других людей.      Иногда ребенок воспринимает сценарные послания, исходя из того, что происходит ... воспринимается как стрессовая. Чем больше стресс, тем скорее человек войдет в свой сценарий. Ситуация, когда мы подозреваем искажение партнером информации, несомненно, оценивается ...

Необходимое условие: диссонанс возникает в случае, если действие переживается субъектом как собственное (несет за него ответственность).

+

— Принимаемое решение должно быть важным.

— Альтернативы, из которых человек делает выбор, одинаково привлекательны для него;

— Альтернативы обладают уникальными негативными, а не позитивными характеристиками.

Фестингер: Повышение оценок привлекательности деятельности при вынужденном согласии.

Эксперимент: Испытуемых приглашали в лабораторию и предлагали заняться работой (делать что-то скучное, долгое).

А затем просили сказать другому испытуемому, ждущему своей очереди, что это очень увлекательная и интересная работа.

2 группы испытуемых:

1й платят 20$, 2й – 1$. Затем их просили оценить деятельность. В группе, где платили 1$ оценки выше. Возник КД, мало заплатили, чтобы редуцировать КД испытуемые убеждали себя, что работа и вправду была интересная.

Эффект недостаточного оправдания возникает, когда человек совершает поступок, противоречащий его когнициям. Впоследствии, чтобы оправдать его совершение, он изменяет свои когниции. Однако данный эффект возникает, когда у человека отсутствует достаточное оправдание своим действиям. Вместе с тем, если такое оправдание присутствует, например, человек получает за их совершение достаточно большое вознаграждение, изменения когниций не происходит.

Эффект недостаточного оправдания возникает при определенных условиях.

— Поступок должен быть совершен публично, то есть окружающим людям должно стать известно о нем.

— Последствия поступка должны казаться серьезными и разрушительными.

— Последствия должны восприниматься как необратимые.

— Человек должен обладать свободой выбора. Если человеку кажется, что его принудили к совершению действий, эффект недостаточного оправдания не возникает.

Эффект недостаточного запрещения возникает, когда человек отказывается от совершения поступка, который был запрещен кем-то, обладающим большой властью. Однако это запрещение было «мягким», то есть за его нарушение не было обещано серьезного наказания. В этом случае человек, стремясь оправдать свое подчинение, изменяет оценку поступка или его результата, от получения которого он отказался, в худшую сторону. Они становятся для человека непривлекательными.

— Человек обладает свободой выбора.

— Человек последовал совету окружающих. Люди испытывают большее сожаление и как следствие сильнее переоценивают альтернативы, если получили отрицательный результат, последовав совету другого человека, чем когда приняли самостоятельное решение (Crawford et.al., 2002).

Эффект оправдания усилий возникает в результате совершения человеком действий, которые не позволили достичь желаемого результата. В этом случае из двух действий как более важное и интересное оценивается то, на выполнение которого были затрачены значительные усилия.

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

... И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим ... неосознаваемые жертвой ожидания, фактор. Да, в 1995 году, при обучении в Международном Исследовательском Центре Человека «САНРЕЙ», ... человек чувствует себя отверженным, никому не нужным, одиноким (модель отвержения); теряет силы, самообладание, контроль над ситуацией ...

Роттер – 2 когнитивные переменные, влияющие на поведение: ожидание и ценность подкрепления.

Теория социального научения Дж. Роттера – попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения (главным или новым типам поведения можно научиться в социальных ситуациях).

В основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть, поэтому, для предсказания поведения людей в определенной ситуации нужно принимать во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание (субъективная вероятность того, что данное поведение приведет в конечном итоге к определенному подкреплению) и ценность подкрепления.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Как может ожидание объяснить поведение в ситуации, с которой мы столкнулись в первый раз? По Роттеру, в этом случае ожидание основывается на нашем опыте в похожей ситуации (недавний выпускник колледжа, получивший похвалу за то, что в выходные дни работал над семестровой контрольной, вероятно, ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего начальника).

Однако, ожидание не всегда соответствует реальности: могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне зависимости от ситуации, а другие могут быть неуверенными. В любом случае, Роттер утверждает, что если мы хотим точно прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи.

Роттер различает ожидания, которые специфичны для одной ситуации (отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения) и те, которые являются наиболее общими, генерализованные (отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности, интернально — экстернальный локус контроля).

Ценность подкрепления определяется как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому: люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени (социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки).

Роттер утверждает, что существуют относительно устойчивые индивидуальные различия о нашем предпочтении одного подкрепления другому. Соответственно формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни. Ценность подкрепления не зависит от ожидания (Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей).

По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание — с познавательными процессами.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... пониманию копинга идею модификации поведения, опирающуюся на умения человека решать проблемы, повышая этим собственную самооценку, самоэффективность и внутренний контроль; культурно-социоэкологическое ... наукам, является разрыв между вербализованным поведением и поведением в жизненных ситуациях (модели действия), в которых вербализованное поведение является лишь незначительным компонентом» [11, ...

Можно ещё про локус контроля сказать (Роттер): обобщённое ожидание того, в какой степени человек сам контролирует подкрепление.

А) интернальный – источник во мне

Б) экстернальный – источник во внешних силах, обстоятельствах

Причина успехов и неудач.

Самоэффективность  — вера в эффективность собственных дествий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности.

Мотивационное значение:

  1. Человек стремится избегать ситуации, с которыми, по его мнению, он не может справиться.
  2. Стремится участвовать в той ситуации, в которой м.б. эффективен.

Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды — на последствия поведения.

Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит самоэффективность.

Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation).

Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

Научение:

— через косвенное подкрепление (наблюдение, подражание)

— через самоподкрепление: человек выстраивает определённые стандарты деятельности, сам себя вознаграждает и наказывает. – эффективное средство научения.

Поведение(В) = функция (субъект(Р); окружение(Е))

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, которое не противоречит общепринятым нормам, не нарушает общественных ожиданий ...

3 характеристики самоэффективности:

  1. Уровень –представление об уровне сложности задач, с которыми человек может справиться.
  2. Сила – степень уверенности человека в том, что он справится с этими задачами.
  3. Обобщённость: 3 уровня: узкий(конкр задачи), средний (группа задач) и глобальный.

На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:

1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.

2. Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).

3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.

4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).

Самоэффективность понимается Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая по своей силе, обобщенности и степени находится в реципрокной (взаимной) зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

+Проблема самоотчёта: имеем дело с представлением человека о самом себе.

+Проблема культурной специфичности этих теорий.