Расстройства ассоциативного процесса
— ряд нарушений спосо6а мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.
Ускорение мышления — обилие и быстрота возникновения ассоциаций и их поверхностность; больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследовательный, «скачущий» характер. Любое замечание собеседника рождает новый поток поверхностных ассоциаций. Отмечается речевой напор (больной стремится поскорее высказаться, не слушает ответов на задаваемые им вопросы).
Чрезвычайно выраженное ускорение — «скачка идей» (fuga idearum) — речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»).
Однако позже, когда болезненное состояние проходит, больные иногда могут восстановить логическую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во время психоза.
- маниакальный синдром
- при приёме психостимуляторов
Замедление мышления — замедленный темп речи и бедность возникающих ассоциаций (речь становится односложной, в ней отсутствуют развернутые определения и объяснения).
Затруднен процесс формирования умозаключений, поэтому больные не в состоянии осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом, производят впечатление интеллектуально сниженных. Однако замедление мышления в подавляющем большинстве случаев — временный обратимый симптом, и с разрешением психоза мыслительные функции полностью восстанавливаются.
- депрессия
- при легком расстройстве сознания (оглушении)
Патологическая обстоятельность (вязкость) — проявление тугоподвижности мышления (речь медленная, слова растягиваются, многословность, склонность к излишней детализации, обилие несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов).
Хотя он постоянно возвращается к теме беседы, но застревает на подробных описаниях, добирается до конечной мысли сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»).
Познавательные процессы: мышление, речь
... внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно ... поведение человека - приспособительно преобразующее. В процессе преобразующей деятельности человека мышление выступает как средство постановки цели и как аппарат для подготовки ...
Во многом этот симптом связан с интеллектуальными расстройствами: причина детализации — утраченная способность отличать главное от второстепенного.
- органические заболевания мозга (эпилепсия) — длительное течение
- при наличии необратимого дефекта личности
От патологической обстоятельности ассоциативного процесса следует отличать обстоятельность больных с бредом — детализация служит не проявлением необратимых изменений в способе мышления больного, а лишь отражает степень актуальности бредовой идеи для пациента. Больной с бредом так увлечен рассказом, что не может переключиться на какую-либо другую тему, постоянно возвращается к волнующим его мыслям, однако при обсуждении бытовых, малозначимых для него событий способен отвечать кратко, четко и конкретно. Назначение лекарственных средств может снизить актуальность болезненных бредовых идей и соответственно приводит к исчезновению бредовой обстоятельности.
Резонерство — многословие, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Не важно, понял ли их собеседник, интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль.
Мышление — аморфное, лишенное четкого содержания, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии. Часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической или философической интоксикацией).
- шизофрения с длительно текущим процессом, отражает необратимые изменения в способе мышления больных
Разорванность — распад речи (шизофазия), когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны. Сохраняется правильная грамматическая структура.
Говорит — размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова.
Сознание не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.
- шизофрения, заключительные этапы
Бессвязность (инкогерентность) — грубый распад всего процесса мышления. Грамматическая структура речи разрушена; отсутствуют законченные фразы, только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Больной недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи.
Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи
... имеет теоретическое значение [7]. Изучением наглядно-образного мышления детей с недоразвитием речи занимались О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, М.А.Фотекова, В.А.Ковшикова, Ю.А.Элькин, Л.И.Белякова, ... - изучение особенностей наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования - особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Предмет исследования ...
- аменция
Речевые стереотипии — повтор мыслей, фраз или отдельных слов (персеверации, вербигерации и стоячие обороты).
Персеверации — вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной вопрос и вместо ответа повторяют сказанное ранее.
- слабоумие, вызванное сосудистым поражением мозга
- возрастные атрофические процессы в мозге
Вербигераши — во многом напоминают насильственные двигательные акты (лишь условно можно отнести к расстройствам мышления); стереотипное, ритмическое, иногда в рифму повторение отдельных слов, порой бессмысленных сочетания звуков. Часто сопровождается ритмическими движениями (пациенты раскачиваются, качают головой, размахивают пальцем и одновременно повторяют: «Лежу-лежу… межу-межу… гужу-гужу… тужу-тужу… гляжу-гляжу…»).
- компонент кататонического синдрома (шизофрения)
- компонент гибефренического синдрома (шизофрения)
Стоячие обороты — стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы — признак снижения интеллекта, опустошения мышления.
- при эпилептическом слабоумии
- могут наблюдаться при атрофических заболеваниях мозга (болезнь Пика)
Мышление помимо воли (наплыв мыслей и перерывы в мышлении)
Наплыв мыслей (ментизм) — тягостное для пациента состояние хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно в виде приступа. Больной не способен продолжать обычную работу, отвлекается от беседы. Болезненные мысли не представляют собой какого-либо логического ряда, поэтому человек не может связно их изложить, жалуется, что «мысли идут параллельными рядами», «скачут», «пересекаются», «цепляются одна за другую», «путаются».
От приступов ментизма следует отличать трудности в мышлении, возникающие при утомлении (например, при астеническом синдроме), при котором пациенты не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на работе, невольно начинают мыслить о чем-либо несущественном. Никогда не сопровождается ощущением чуждости, насильственности.
- идеаторный автоматизм (шизофрения)
Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка, мыслей) — ощущение, что «мысли улетели из головы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Из-за насильственного характера — подозрение, что кто-то специально управляет мышлением, мешает ему думать.
Применение экспериментальных методов в изучении процессов мышления
... теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций. Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название операциональной от слова операция. Операция, по Пиаже, ...
При шизофрении: весь образный склад мышления может коренным образом видоизменяться, приобретая аутистический, символический и паралогический характер (не специфическое проявление шизофрении).
- Аутистическое мышление — чрезвычайная замкнутость, погруженность в мир собственных фантазий, отрыве от реальности.
Не интересуются практической значимостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно противоречащую действительности, делать из нее выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка.
Не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.
- Символическое мышление — употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).
- Паралогическое мышление — путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Возможно из-за смещение понятий (соскальзывание), подмена прямого и переносного смысла слов, нарушения причинно-следственных взаимоотношений в речи. Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения как бы доказывают справедливость мыслей больного.