Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации 6
1.1.Значение индивидуально-личностных особенностей в профессиональной деятельности 6
1.2.Виды и критерии адаптации к профессиональной деятельности 13
1.3.Особенности взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей и профессиональной адаптации 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации 31
2.1.Организация и методы исследования 31
2.2.Анализ и интерпретация полученных данных 41
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение 73
Введение
Проблема профессионального и личностного развития является одной из самых востребованных как в психологической науке, так и в обществе. Современная социальная ситуация не только кардинально изменила многие социальные представления и ценности, но и породила неопределенное, часто амбивалентное отношение ко многим ценностям и нормам, в том числе и ценностям карьеры, личностного развития, которые существовали прежде. Актуальность выбранной тематики выпускной квалификационной работы определяется тем, что адаптация к профессиональной деятельности, являясь многомерным и интегральным процессом, существенно сказывается как на эффективности деятельности отдельных индивидов и рабочих коллективов, так и на состоянии здоровья и продолжительности активного периода жизни.
В самом общем виде адаптация — «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды». Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки.
Профессиональную адаптацию определяют как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных компонентов. Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда».
Ряд современных исследователей констатируют увеличение в постиндустриальном обществе количества социально-психологических проблем, связанных с психологической адаптацией к условиям профессиональной деятельности (В.А. Петровский, 1992; Е.А. Климов, 1996; Ф.Б. Березин, 1988; А.А. Реан, 2006; А.А. Деркач, 1996; В.И. Слободчиков, Н.А. Исаева, 1996; Н.Е. Водопьянова, 1998 и др.).
Влияние индивидуально-личностных особенностей младших школьников ...
... к изучению проблемы индивидуально-личностных особенностей Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности, которая главным образом влияет на социальную адаптацию человека в обществе. ... спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь, ...
Цель настоящего исследования – определить взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский» и эффективности прохождения ими адаптации в организации.
Объект исследования: процесс адаптации работников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский» в организации.
Предметом исследования является взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации.
Гипотеза исследования: чем более выражены такие индивидуально-личностные особенности сотрудников, как социальная нормированность, эмоциональная устойчивость, общительность, склонность к активной стратегии разрашения проблем, удовлетворенность жизнью, тем эффективнее проходит их социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности в организации.
Цель работы достигается путем решения ряда задач:
1) Определить значение индивидуально-личностных особенностей в профессиональной деятельности;
2) Рассмотреть виды и критерии адаптации к профессиональной деятельности;
3) Выявить особенности взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей и профессиональной адаптации личности;
4) Эмпирически изучить взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации.
Характеристики испытуемых. В исследовании приняли участие 50 сотрудников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский» (цех переработки, цех полуфабрикатов).
Возраст испытуемых – от 22 до 46 лет, средний стаж работы в организации – 4 года.
Методы исследования: теоретические методы сбора информации (анализ, синтез, обобщение), тестирование, описательные статистические методы обработки данных (среднее значение, стандартное отклонение), r-коэффициент корреляции Пирсона.
Методики исследования:
1) Опросник «Оценка профессиональной дезадаптации» М.А. Дмитриевой;
2) Тест «Уровень профессиональной адаптации» Р.Х.Исмаилова;
3) Личностный опросник «16 PF» Р.Кеттела (форма С);
4) Опросник поведения и переживания, связанного с работой (У.Шаармидт и А.Фишер).
Данная квалификационная работа структурно состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
*********************************************************************************
Заключение
Предметом исследования настоящей квалификационной работы являлась взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации (на примере ОАО «Племенной конный завод «Дубровский»).
Раскрывая значение индивидуально-личностных особенностей в профессиональной деятельности, целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, индивидуально-личностные особенности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. Успешное осуществление профессиональной деятельности обусловлено не только полученной работником подготовкой к избранному им виду трудовой деятельности в профессиональном учебном заведении, но и наличием достаточно развитых профессионально-личностных (профессионально-важных) качеств. В процессе выполнения профессиональной деятельности люди сталкиваются с двумя видами адаптации: долrовременной (связанной с вхождением в профессию, с освоением работы, с коллективом и т. п.); и кратковременной (оперативной), связанной со сменой рабочих мест, рабочей смены и т. п.
Мотивация профессиональной деятельности
Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...
В процессе эмпирического исследования проверялась следующая гипотеза: чем более выражены такие индивидуально-личностные особенности сотрудников, как социальная нормированность, эмоциональная устойчивость, общительность, склонность к активной стратегии разрашения проблем, удовлетворенность жизнью, тем эффективнее проходит их социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности в организации. Обнаружены статистически значимые (p?0,05) отрицательные корреляционные взаимосвязи показателя профессиональной дезадаптации сотрудников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский» и значений по шкалам С «эмоциональная устойчивость» и G «степень социальной нормированности» эмоционально-волевого блока теста Кеттелла. То есть, чем ниже степень эмоциональной стабильности, тем выше уровень профессиональной дезадаптации. Чем ниже показатель социальной нормированности, тем выше профессиональная дезадаптация личности работника. Выявлены статистически значимые (p?0,05) корреляционные взаимосвязи итогового показателя социально-психологической адаптации сотрудников в социальной среде и шкал личностного опросника Р.Кеттелла М «уровень развития воображения»; G «степень социальной нормированности» и А «общительность, открытость». Чем ниже практичность и выше уровень развития воображения личности, тем ниже эффективность прохождения адаптации сотрудника на предприятии. Чем выше уровень общительности, открытости личности, тем выше социально-психологическая адаптация испытуемых в ситуации трудовой деятельности.
Уровень профессиональной дезадаптации сотрудников племенного конного завода отрицательно взаимосвязан с показателями по шкалам теста Шааршмидта-Фишера OP «активная стратегия решения проблем»; EE «чувство успешности в профессиональной деятельности» и LZ «удовлетворенность жизнью» на yровне значимости p?0,05. Т.е., чем выше склонность личности к активной стратегии разрешения проблем, тем ниже профессиональная дезадаптация, а значит, выше эффективность прохождения социально-психологической адаптации на предприятии. Чем более выражено чувство успешности в профессиональной деятельности, тем ниже уровень профессиональной дезадаптации личности, и напротив – эффективность прохождения адаптации сотрудника в организации выше. Чем выше удовлетворенность , тем ниже профессиональная дезадаптация и выше эффективность адаптации в профессиональной среде в рамках племенного конного завода. На основании обнаруженных взаимосвязей, гипотезу исследования моно считать доказанной.
Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология ...
... и отвечать мотивам деятельности - вещественным или идеальным факторам, ради которых он станет действовать, таким, например, как получение достойного вознаграждения за труд, профессиональное самоутверждение, повышение ... моральные качества личности: чувство ответственности, долг, совесть, а также на характер и темперамент человека. чем выше и устойчивее мотивация к данному виду деятельности, тем ...
Учет личностных особенностей в процессе профессиональной адаптации позволит решить такой вопрос, как формирование у рабочего максимальной производительности труда в минимально короткие сроки, тем самым уменьшить издержки со стороны работодателя и повысить субъективную удовлетворенность трудом со стороны сотрудника.
Библиографический список
1) Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.,1999. – 89 с.
2) Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., – СПб., 1993. – с. 209–277.
3) Акмеология: Учебник / Под ред. А. А. Деркача – М., 2002. – 650 с.
4) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М., 2000. — 352 с.
5) Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. – Ярославль,2000. – 52 с.
6) Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора//Психологический журнал. – 1985. – Т.6, №2. – С.
7) Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с.
8) Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – М., 2006. – 670 с.
9) Дмитриева М. А., Крылов А.А., Нафтельев А. И. Психология труда и инженерная психология. – Спб., 2006. – 548 с.
10) Дмитриева М. А., Дружилов С. А. Уровни и критерии профессионализма// Альманах Сибирского отделения РАО. – Новокузнецк, 2000. – Вып.4. – С.18-30.
11) Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – 242 с.
12) Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. – М., 2001. – 336 с.
13) Зеер Э. Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. – М., – 2003. – 336 с.
14) Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. – М., 1987. – 335 с.
15) Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. — М., 1992. – 167 с.
16) Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2008.
17) Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – Спб., 2000. – 512 с.
18) Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб
19) Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. – СПб., 2007. – 387 с.
20) Казаков Ю.Н., Широнин И.И. Теоретический анализ современных исследований по проблеме профессионального здоровья. – М.: 2001. – 120 с.
21) Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск, 1980. – 192 с.
22) Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. — Киев, 1986. 150 с.
23) Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М., 2004. – 336 с.
24) Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. — М., Воронеж, 2003. – 456 с.
25) Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии// Вопросы психологии. – 1984. — №4.
26) Ковалев А.Г. Психология личности. — М., 1965. — 390 с.
27) Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., Иаука, 1983. – С. 203-213.
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...
... профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной ... психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей. ... психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального ... новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям1. ...
28) Куликов В. Профессиональная адаптация работников // ДП-Персонал. – 2001. – №11. – С.23-29.
29) Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. – М., 2009. – 293 с.
30) Леонова, А. Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития :хрестоматия. — М., 1995. — 448 с.
31) Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Том 2. – М., 1983. – 320 с.
32) Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. — №5. — С.3-22.
33) Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал// Психологический журнал. – 2001. – Т.22. — №2. – С.17-23.
34) Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 336 с.
35) Масляев О. Психология личности. – Донецк, 1997. – 290 с.
36) Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. – Л.: 1984. – С. 3–18.
37) Мощенко А.В. Психологические основы обучения и развития кадров. – М., 2000. – 101 с.
38) Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: Владос, 2007. – 560 с.
39) Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2002. – 256 с.
40) Носкова О.Г. Психология труда. – М., 2006. – 384 с.
41) Оганесян И.А. Управление персоналом организации. – Минск, 2000. — 412 с.
42) Первин Л., Джон О. Психология личности: теории и исследования. – М., 2001. – 607 с.
43) Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М., 1986. – 256 с.
44) Практическая психодиагностика / Под. Ред. С. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах, 1998. – 672 с.
45) Профессиональная адаптация // Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / Гордашников В.А., Осин А.Я. – М., 2009. – 228 с.
46) Пряжников Н. С. Психологическй смысл труда. Воронеж, 1997. — 352 с.
47) Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. — М., 2004. — 478 с.
48) Психологические основы профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Бодрова. – СПб., 2007. – 876 с.
49) Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. — М., 1990. – 368 с.
50) Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85–95.
51) Самойлова В.А. Адаптация молодых специалистов на промышленном предприятии и пути ее оптимизации: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 227 с.
52) Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2003. – 228 с.
53) Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб, 1995.- 450с.
54) Тимофеев Д.А. Особенности формирования функционального состояния организма у военнослужащих с разным уровнем нервно-психической устойчивости в условиях деятельности, связанной с нервно-психическим напряжением / Д.А. Тимофеев, Д.В. Калугин, В.В. Пахомов. // Военно-медицинский журнал, 2007. — Т.328 №6 — С. 76-77.
55) Толочек В. А. Современная психология труда. – СПб, 2004. – 480 с.
56) Трифонов Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности: Словарь. – СПб., 1996. – 320 с.
Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...
... сферах человеческой деятельности постепенно выделились и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, ...
57) Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Ереминой. — М., 1998.
58) Утлик Э. П. Личность в психологии и менеджменте. Учебное пособие. – М., 2009. – 231 с.
59) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. — Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2005. – 496 с.
60) Черемошкина Л.В. Способности как факторы профессиональной деятельности // Психология труда: Учеб. для студ. высших учеб. заведений./ Под ред. проф. А.В. Карпова. — М:,2004. — 393 с.
61) Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.,1996. — 375 с.
62) Шевчук Л.Е. Медико-психологическое обеспечение военно-профессиональной деятельности морских пехотинцев: в связи с задачами профилактики нарушений психической адаптации: дис… канд. психол. наук. СПб. 2001, 240с.
63) Шеховцова, Л.Ф., Тютюнник, Е.И. Рабочая книга профориентатора и профконсультанта: Методическое пособие. — СПб.: Питер, 1997. — 279 с.
Приложение