У.р. приобретаются в процессе жизни в результате постоянного общения организма с внешней средой. Механизм образования у.р. явл. механизмом запоминания, т.е. механизмом приобретения индивидуальной памяти. Первое условие — наличие возбуждения подкорковых структур б.р., т.е. обязательное наличие какой-либо биологической потребности (пищевой, познавательной и т.д.); а для человека потом и социальной. Второе условие — наличие индифферентного раздражителя внешней среды, предъявляемого во времени и пространстве (свет, звук, запах и т.д.), который должен отложиться в памяти, т.е. стать вместе со временем и пространством условным сигналом к проявлению ответной реакции организма (учебная информация, поведение, и т.д.).
Третье условие — наличие (пища, благодарность, орден и т.д.).
Подкрепление — это процесс ликвидации потребности, т.е. процесс ликвидации возбуждения подкорковых структур б.р. И в каждом конкретном случае подкреплением будет являться тот раздражитель (питание, движение, информация и т.д.), который приводит к ликвидации одной из имеющихся потребностей. Подкрепление по времени должно следовать непосредственно вслед за воздействием индифферентного раздражителя, который, при неоднократном повторении, запоминается и становится условным сигналом проявления у.р. При отсутствии подкрепления условный раздражитель теряет своё значение, и данный у.р. может постепенно угасать и исчезать, т.е. забывается.
24. Положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы. Механизм образования. Роль воспитания и обучения в их формировании и значение в жизни человека.
Если проявление у.р. связано с двигательными или секреторными реакциями, то такие рефлексы связано с двигательными или секреторными реакциями, то такие рефлексы называют положительными. У.р. без внешних двигательных и секреторных эффектов называют отрицательными. Взаимодействие положительных и отрицательных у.р. имеет важное значение для адекватного взаимодействия организма с внешней средой. Такие особенности поведения, как координация движений, дисциплинированность, способность ждать, терпеть, подавлять страх — обусловлены взаимодействием положительных и отрицательных у.р. Они тесно взаимосвязаны, т.к. проявление одного вида деятельности всегда сочетается с угнетением других. Например, при оборонительных двигательных у.р. тормозятся условные пищевые реакции и наоборот. При условном раздражителе в виде команды «Смирно» вызывается деятельность мышц, обусловливающих стояние в определённом положении и торможение других условных двигательных реакций, которые осуществлялись до этой команды (например, ходьба, бег).
24.Условия труда
... категорий. К первой категории тяжести относятся работы, выполняемые в комфортных условиях внешней производственной среды при благоприятных величинах физической, умственной п нервно-эмоциональной нагрузок. ... заболеваемости, появляются типичные производственно -обусловленные «пред заболевания», а при наличии повышенного воздействия опасных и вредных производственных факторов могут возникнуть и ...
Такое важное качество как дисциплинированность, всегда связано с одновременным сочетанием положительных и отрицательных у.р. Например, при выполнении некоторых физ. упражнений (гимнастическое сальто и др.)для подавления реакций самосохранения и чувства страха требуется торможение сильнейших отрицательных оборонительных у.р.
25. Учение о торможении. Виды торможения и их значение в процессах жизнедеятельности организма
Наряду с процессами возбуждения существенная роль принадлежит процессам торможения, т.е. угнетения, подавления деятельного состояния. Образование любого условного рефлекса в виде координированного ответного акта требует возбуждения одних корковых нервных центров и торможения других. Различают внешнее или внутреннее торможение у.р. Внешнее торможение является врождённым видом торможения, присущим всем отделам ЦНС и свойственно как безусловным, так и условным рефлексам. Внешнее торможение возникает при появлении нового, неожиданного, либо сильного и длительно действующего раздражителя. Биологический смысл безусловного торможения — предохранение нервных клеток от истощающих воздействий и обеспечение условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем, и создание условий для его срочной оценки. Внутреннее торможение — более сложный функциональный процесс, возникающий тогда, когда раздражитель, ставший сигналом у.р., перестаёт подкрепляться. В основе внутреннего торможения лежит формирование нового отрицательного (тормозного) у.р. Отсутствие подкрепления уже имеющегося условного рефлекса приводит к его торможению и одновременно явл. подкреплением нового у.р. Виды внутреннего торможения: угасательное и запаздывающее, дифференцировочное и условный тормоз. Первое возникает при отсутствии подкрепления и приводит к постепенному угасанию у.р. (забывание знаний, умений и навыков).
Во втором случае подкрепление запаздывает, т.е. подаётся позже, чем это было в процессе выработки у.р., что приводит к более позднему проявлению ответной условнорефлекторной реакции. Этот вид торможения предохраняет организм от напрасной и преждевременной траты энергии. Треий вид лежит в основе способности мозга различать даже весьма близкие по своим свойствам условные раздражители. Условный тормоз возникает, если к первому условному сигналу присоединяют второй и их совместное действие не сопровождается подкреплением.
26. Вторая сигнальная система. Анатомо-физиологические особенности развития речи. Виды и особенности мышления (возрастные и индивидуальные).
Ко второй сигнальной системе относятся словесные сигналы и любые другие знаки и символы, восприятие которых при отсутствии научения не связано с возникновением какого-либо конкретного образа. У человека громадное большинство временных связей образуется с помощью второй сигнальной системы, с помощью речи. Для формирования у.р. второй сигнальной системы необходимы три условия: потребность, сигнал и подкрепление. Потребность овладения речью у ребёнка возникает только в том случае, если он живёт в говорящей соц. среде. Сигналами условных речевых рефлексов становятся слова того языка, на котором общается окружающая его соц. среда. Подкреплением служат конкретные образы, которые по времени предъявления совпадают со словесными сигналами. Сразвитием второй сигнальной системы и объёма индивидуальной памяти у человека формируется мышление. Конкретно-образное мышление является относительно простым и связанным с первой сигнальной системой. Конкретно-образное отражение окр. мира и состояния самого организма проявляется ощущениями, восприятиями, представлениями. При этом вначале организм получает ощущение отдельных св-в предметов и явлений, раздражающих рецепторы, а затем предмет воспринимается как единое целое, что связано с аналитико-синтетической деятельностью мозга. Абстрактно-логическое мышление — более сложное отражение окр. мира через систему понятий, суждений и умозаключений, возникающих на основе абстрагирующей работы мозга. Развитие абстрактно-логического мышления тесно связано с развитием второй сигнальной системы и поэтому называется также словесно-логичеким. Слово, в отличие от раздражителей первой сигнальной системы, обладает свойством заменять множество конкретных образов, тем самым, объединяя их в группы по каким-либо общим признакам и свойствам.
Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как ...
... специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся ...
29. Динамический стереотип. Возрастные и индивидуальные особенности формирования простых и сложных динамических стереотипов
Отдельные условные рефлексы в определенной ситуации могут связываться между собой в комплексы. Если осуществлять ряд условных рефлексов в строго определенном порядке с примерно одинаковыми временными интервалами и весь этот комплекс сочетаний многократно повторять, то в мозге сформируется единая система, имеющая специфическую последовательность рефлекторных реакций, т.е. ранее разрозненные рефлексы связываются в единый комплекс. Нейроны головного мозга, обладая большой функциональной подвижностью, тем не менее могут стойко удерживать систему ответных реакций на повторяющиеся условные раздражения. Возникает динамический стереотип, который выражается в том, что на систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В дальнейшем, если применять только первый раздражитель, то в ответ будут развиваться все остальные реакции. Динамический стереотип — характерная особенность психической деятельности человека. Многие наши навыки, например, способность писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
в сущности являются автоматическими цепями двигательных актов. В процессе жизни человека обычно вырабатываются и более сложные стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания. Возникают относительно устойчивые формы поведения в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в оценке текущих событий и реагирования на них. Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, требующих эвристического мышления.
31. Возрастные и индивидуальные (типологические) особенности внд человека. Особенности формирования положительных и отрицательных условных рефлексов.
Выделяют 4 типа нервной деятельности в детском возрасте: сильный уравновешенный подвижный отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью, сильный уравновешенный малоподвижный при значительной силе нервных процессов характеризуется их низкой подвижностью. , сильный неуравновешенный характкризуется сильной НС с преобладанием процессов возбуждения над торможением, слабый характеризуется пониженной возбудимостью коры, что проявляется низкой работоспособностью корковых клеток. Ребенок рождается с определенным набором врожденных безусловно-рефлекторных реакций. У новорожденных детей наблюдаются рефлексы: дыхательный, сосательный, гибочное, хватательный, мигательный, хватательный, підошвенний, рефлексы на болевые и температурные раздражители, на изменение положения тела и т.д. С первых дней жизни ребенка образуются условные рефлексы — условный рефлекс на время кормления, через 2 недели — условный рефлекс на положение ребенка для кормления. С первых дней жизни ребенка появляется безусловное торможения.
Значение коры больших полушарий головного мозга
... регуляции поведенческих реакций человека Работа коры головного мозга, её функциональная деятельность, осуществляется в тесной взаимосвязи с деятельностью всех остальных структур головного мозга. Наряду с общими для нервной системы механизмами функционирования, кора головного мозга имеет специфические ...
Ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук, или ее нечто болит. Условное торможения наблюдается на 20 день жизни ребенка — первые проявления дифференцирования двигательных условных рефлексов, когда она дифференцирует положение для кормления и пеленания. Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года жизни. Еще до того, как ребенок начинает говорить, она уже понимает смысл слов. Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Словесно-логическое (теоретическое) мышления проявляется в 8-9 лет, достигая развития до 18-19 лет. В1-3 года ребенок ходит, овладевает языком. В дошкольном возрасте большая роль принадлежит рефлекса подражательного и игрового рефлекса.В младшем школьном возрасте нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью. Все виды внутреннего торможения хорошо выражены. Однако внутреннее торможение, как и раньше нуждается упражнения, тренировки с целью усиления. У подростков половое созревание характеризуется усиленным функционированием желез внутренней секреции, которые изменяют и функциональное состояние нервной системы.
32. Высшая нервная деятельность человека. Роль коры в регуляции поведенческих реакций человека. Воля, ее воспитание и тренировка. Алкоголь — разрушитель коры головного мозга и высшей нервной деятельности.
1) ВНД — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях. 2) Механизмы ВНД у высших животных и человека связаны с деятельностью ряда отделов головного мозга. Основная роль в этих механизмах принадлежит коре больших полушарий. У человека кора больших полушарий головного мозга играет роль «распорядителя и распределителя» всех жизненных функций. Она выражается во всё большем подчинении, соматических и вегетативных отправлений организма регуляторным влияниям коры мозга. В случае гибели нервных клеток в значительной части коры головного мозга человек оказывается нежизнеспособным и быстро погибает при заметном нарушении гомеостаза важнейших вегетативных функций. 3) Воля — это способность системы ставить перед собой цель и прилагать усилия для ее достижения. В тренировке воли самое главное, это не терять настроя, желания, мотивации стать волевым человеком. 4) Изменения, происходящие в мозге людей, употребляющих алкоголь расцениваются как грубые анатомические изменения, которые ведут к ослаблению и выпадению отдельных функций мозга и к ухудшению работы всей центральной нервной системы. Изменения в веществе мозга вызываются тем, что алкоголь ведет к склеиванию эритроцитов. Чем выше концентрация спирта в крови, тем интенсивнее процесс склеивания и тем больше мозговых клеток гибнет.Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению и атрофии тканей и органов, которое особенно резко и рано проявляется в мозге.
Анатомия центральной нервной системы Методические указания к ...
... отделу нервной системы относится спинной мозг? Где расположен спинной мозг? Назовите основные функции спинного мозга. Где находятся утолщения спинного мозга и почему они образуются? Что такое сегмент (невромер) спинного мозга? Какие нервные волокна ...
33. Корково-подкорковые взаимоотношения. Значение доминирующей мотивации в формировании поведенческих реакций. Роль педагога и психолога
Структуры мозга, оказавшиеся подкорковыми, сохраняют в какой-то мере свои способности к замыканию временных связей, которые обеспечивают приспособительное поведение, свойственное тому уровню эволюции, когда эти структуры были ведущими. Взаимодействие коры и подкорковых отделов мозга осуществляется и путем тонических влияний, регулирующих функциональное состояние нервных центров. Нейрофизиологические исследования механизмов подкорковых влияний на кору показали, что ретикулярная формация среднего мозга оказывает на нее восходящее активирующее действие. Получая коллатерали от всех афферентных путей, ретикулярная формация участвует во всех реакциях поведения, обусловливая деятельное состояние коры. Однако ее активирующее влияние при условном рефлексе организуется сигналами из проекционных зон коры. Раздражение ретикулярной формации вызывает изменение электроэнцефалограммы в виде ее десинхронизации, характерной для состояния активного бодрствования. Иное действие на функциональное состояние коры оказывают неспецифические ядра таламуса. Их низкочастотное раздражение приводит к развитию в коре процессов торможения, которое может привести к засыпанию животного и пр.
Таким образом, корково-подкорковые отношения определяются регулированием функционального состояния коры активирующей системой — ретикулярной формацией среднего мозга и тормозной системой неспецифических ядер таламуса, а также возможным участием в образовании примитивных временных связей на нижнем уровне сложных иерархических механизмов высшей нервной деятельности. Доминирующая мотивация представляет собой исходное, качественно особое состояние организма, которое определяет его целенаправленную деятельность и характер реагирования на действие многочисленных раздражителей внешней среды. Доминирующая мотивация значительно повышает чувствительность соответствующих периферических рецепторов. При мотивации голода, например, возрастает чувствительность вкусовых рецепторов ротовой полости, при агрессивных мотивациях — рецепторов вокруг ротовой полости в тригеминальной области, при половых мотивациях избирательно активируются рецепторы половых органов. Все это расширяет взаимодействие субъектов, испытывающих ту или иную метаболическую потребность, с внешним миром и способствует более успешному удовлетворению исходных потребностей.
Центральная нервная система: строение, функции
... центральной нервной системе относится - головной мозг и спинной мозг. К периферической нервной системе - нервные окончания (двигательные и чувствительные), нервные волокна (соматические - иннервация поперечномышечных волокон), вегетативные (иннервация гладкомышечных волокон), чувствительные (иннервация органов чувств)) (нервные корешки, нервные стволы, нервы, нервные сплетения), нервные узлы ...
34. Виды и причины неврозов как функциональных нарушений внд человека.
Неврозы — группа заболеваний, характеризующаяся функциональными расстройствами ВНД, связанные с перенапряжением нервных процессов в ЦНС: возбуждения и внутреннего торможения. Невроз является выражением реакции личности на длительное воздействие неблагоприятных травмирующих факторов. Внешними причинами развития этих состояний является неправильное воспитание: вседозволенное, запретное или разнонаправленное. Любой вариант неправильного воспитания ребёнка, в конечном итоге, приводит к неудовлетворению каких-либо его биологических или социальных потребностей, что является внутренней причиной неврозов и проявляется его неадекватным поведением, сопровождающимся вегетативными нарушениями. Виды неврозов: неврастения (перенапряжение тормозного и возбудительного процесса в коре головного мозга), невроз навязчивых состояний (навязчивые страхи, мысли, движения, влечения) и истерия (патологическое преобладание первой сигнальной системы над второй, что выражается в значительной системы).
Иногда сюда относят и психастению (преобладание второй сигнальной системы и слабость подкорки, поэтому такие дети отличаются бедностью влечений и эмоций и склонностью к бессмысленному мудроствованию).
38. Соматическая нервная система. Особенности строения и проведения возбуждения. Высшие нервные центры соматических рефлексов
Эту систему образуют чувствительные нервные волокна, идущие к ЦНС от различных рецепторов, и двигательные нервные волокна, иннервирующие скелетную мускулатуру. Характерными признаками волокон соматической нервной системы является то, что они на всем протяжении от ЦНС до рецептора или скелетной мышцы нигде не прерываются, имеют относительно большой диаметр и высокую скорость проведения возбуждения. Эти волокна составляют большую часть нервов, выходящих из ЦНС и образующих периферическую нервную систему. Из головного мозга выходит 12 пар черепно-мозговых нервов. Каждый сегмент спинного мозга отдает по одной паре нервов, содержащих чувствительные и двигательные волокна. Все чувствительные, или центростремительные, волокна входят в спинной мозг через задние корешки, на которых есть утолщения — нервные узлы. В этих узлах находятся тела центростремительных нейронов. Волокна двигательных, или центробежных, нейронов выходят из спинного мозга через передние корешки. Каждому сегменту спинного мозга соответствует определенный участок тела — метамер. Однако иннервация метамеров происходит таким образом, что каждая пара спинномозговых нервов иннервирует три соседних метамера, а каждый метамер иннервируется тремя соседними сегментами спинного мозга. Следовательно, чтобы полностью денервировать какой-нибудь метамер тела, необходимо перерезать нервы трех соседних сегментов спинного мозга.
39. Вегетативная нервная система. Особенности строения и проведения возбуждения. Высшие нервные центры вегетативных рефлексов. Вегетативный профиль индивидуума.
ВНС — отдел периферической нервной системы, который иннервирует внутренние органы: сердце, желудок, кишечник, почки, печень и др. Не имеет своих особых чувствительных путей. Чувствительные импульсы от органов передаются по чувствительным волокнам, которые также проходят в составе периферических нервов, являются общими для соматической и вегетативной НС, но составляют меньшую их часть. В отличие от соматической НС вегетативные нервные волокна тоньше и значительно медленнее проводят возбуждение. На пути от ЦНС к иннервируемому органу они обязательно прерываются с образованием синапса. По ряду признаков в вегетативной нервной системе выделяют симпатический и парасимпатический отделы. Симпатический отдел ВНС образован двумя симпатическими цепочками нервных узлов, расположенными по обе стороны от позвоночника, и нервными веточками, которые отходят от этих узлов и идут ко всем органам и тканям в составе смешанных нервов. Ядра симпатической НС находятся в боковых рогах спинного мозга, от 1-го грудного до 3-го поясничного сегментов.
Раздел «Физиология сенсорных систем»
... – специализированная клетка, воспринимающая особый вид раздражения и преобразующая его в нервный процесс. Рецепторный потенциал – изменение мембр потенциала в ответ на стимул. ... Обонятельный анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе. роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...
Импульсы, поступающие по симпатическим волокнам в органы, обеспечивают рефлекторную регуляцию их деятельности. Кроме внутренних органов симпатические волокна иннервируют кровеносные сосуды в них, а также в коже и в скелетных мышцах. Они усиливают и учащают сердечные сокращения, вызывают быстрое перераспределение крови путем сужения одних сосудов и расширения других. Парасимпатический отдел представлен рядом нервов, среди которых самым крупным является блуждающий нерв. Он иннервирует почти все органы грудной и брюшной полости. Ядра парасимпатических нервов залегают в среднем, продолговатом отделах головного и крестцовом отделе спинного мозга. В отличие от симпатической нервной системы все парасимпатические нервы достигают периферических нервных узлов, расположенных во внутренних органах или на подступах к ним. Импульсы, проводимые этими нервами, вызывают ослабление и замедление сердечной деятельности, сужение венечных сосудов сердца и сосудов мозга, расширение сосудов слюнных и других пищеварительных желез, что стимулирует секрецию этих желез, усиливает сокращение мышц желудка и кишечника. Работа обоих отделов регулируется высшими вегетативными центрами, расположенными в гипоталамусе и лимбических нервных структурах.
40. Влияние симпатической нервной системы на функции внутренних органов
Симпатической НС — часть вегетативной нервной системы, регулирующая совместно с парасимпатической нервной системой деятельность внутренних органов и обмен веществ в организме. Анатомические образования, составляющие симпатическую нервную систему, располагаются как в центральной нервной системе, так и вне её. Спинальные симпатические центры находятся под контролем высших вегетативных нервных центров, расположенных в головном мозге. От этих симпатических центров идут симпатические нервные волокна, которые, выйдя из спинного мозга с передними мозговыми корешками, попадают в пограничный симпатический ствол (левый и правый), расположенный параллельно позвоночнику. Каждый узел симпатического ствола связан с определёнными отделами организма и внутренними органами через нервные сплетения. Из грудных узлов выходят волокна, образующие солнечное сплетение, из нижних грудных и верхних поясничных — почечное сплетение. Практически каждый орган имеет собственное сплетение, образующееся путём дальнейшего разделения указанных крупных симпатических сплетений и их соединения с подходящими к органам парасимпатическим волокнами.
Блоки мозга и функции психического отражения
... другие функции организма. Все названные части центральной нервной системы имеют исключительно сложное строение, изучением и описанием которого занимается анатомия и гистология. По современным научным представлениям, спинной мозг и ...
От сплетений, где происходит передача возбуждения с одной нервной клетки на другую, симпатические волокна подходят непосредственно к органам, мышцам, сосудам и тканям. Передача возбуждения с симпатического нерва на рабочий орган осуществляется с помощью определённых химических веществ (медиаторов) – симпатинов, выделяющихся нервными окончаниями. По своему химическому составу симпатины близки к гормону мозгового слоя надпочечников – адреналину. При раздражении симпатических нервных волокон большинство периферических кровеносных сосудов (за исключением сосудов сердца, обеспечивающих нормальное питание сердца) суживается, ритм сердечных сокращений учащается, расширяются зрачки, выделяется густая вязкая слюна и так далее. Отмечается выраженное влияние симпатической НС на ряд процессов обмена веществ, одним из проявлений которого является повышение уровня сахара в крови, повышенное теплообразование и уменьшение теплоотдачи, увеличение свёртываемости крови.
41. Влияние парасимпатической нервной системы на функции внутренних органов.
Парасимпатическая нервная система, часть вегетативной нервной системы, ганглии которой расположены в непосредственной близости от иннервируемых органов или в них самих. Центры П. н. с. находятся в среднем и продолговатом мозге (мезенцефальный и бульбарный отделы), а также в крестцовом участке спинного мозга (сакральный отдел).
Волокна П. н. с. направляются к внутренним органам в составе глазодвигательного (III пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара) и главным образом блуждающего (Х пара) черепномозговых нервов, а также в составе тазового нерва. Во многих случаях воздействия на органы со стороны П. н. с. и симпатической нервной системы (СНС) прямо противоположны друг другу. Так, если под влиянием импульсов, поступающих по симпатическим нервам, учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается кровяное давление, расширяется зрачок, то импульсы, приходящие по волокнам П. н. с., вызывают замедление и ослабление сердцебиений, понижают артериальное давление, суживают зрачок. Последний, эфферентный, нейрон П. н. с. расположен, как правило, в самом иннервируемом органе, а не в т. н. пограничном стволе, как это имеет место в СНС. Медиатором, образующимся в нервных окончаниях П. н. с., является ацетилхолин (преобладающий медиатор в СНС — норадреналин).
43. Динамическая локализация функций мозга. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций
В вопросе о локализации функций в коре большого мозга отечественная неврология выходит из учения И.П. Павлова о динамической локализации функций. На основании экспериментальных исследований И.П. Павлов показал, что кора большого мозга представлена совокупностью анализаторов, где каждый из них имеет центральную зону — ядро анализатора и периферическую, где корковое представительство является рассеянным. Вследствие такой структуры анализатора корковые зоны его как бы перекрывают одна другую и образуют тесно связанное морфофункциональное объединение. Динамическая локализация функций мозга — это подвижная локализация функциональных систем в относительно стабильных морфологических системах анализаторов. Динамическая локализация функций в коре предусматривает возможность использования одних и тех же структур мозга для обеспечения разных функций. Это означает, что в выполнении той или другой функции принимают участие разные отделы коры большого мозга. Например, такие высшие психические процессы, как речь, письмо, чтение, счет и т.п., никогда не осуществляются одним изолированным центром, а опираются на сложную систему совместно функционирующих зон головного мозга. Динамическая локализация функций не исключает наличие центров в коре большого мозга, но их функция определяется связями с другими участками коры.
Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.
... нервной системы. Нервная ткань. Нервная система человека состоит из двух основных отделов: центральной и периферической нервной системы. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся головной и спинной мозг. Она обрабатывает нервные ... реагировать. Для этого все органы и системы должны работать согласованно. Эту функцию выполняет нервная система. Функции нервной системы могут быть условно поделены ...
46. Анализаторные системы. Понятие, основные отделы и их функции.
Анализатор — это многоклеточный и многоуровневый аппарат, отражающий в виде психических актов ощущения и восприятия физические и химические параметры внешней и внутренней среды организма. Анализаторы состоят из периферического рецепторного отдела, воспринимающего раздражение, проводникового, по которому сигнал передаётся от рецепторов к центру, и центрального или коркого отдела, где заканчивается афферентное звено любого рефлекса и происходит анализ и синтез воспринимаемых раздражений. Рецепторы являются специализированными образованиями, реагирующими на адекватный раздражитель. В рецепторах энергия раздражения трансформируется и кодируется в энергию нервного импульса без искажений информации. Проводниковый отдел включает в себя афферентные и промежуточные нейроны стволовых и подкорковых структур ЦНС и здесь происходит частичная обработка информации, в основном анализ раздражителя по силе. Центральный или корковый отдел анализатора называют также первичными проекционными или сенсорными зонами, и представлен нейронами, которые перерабатывают афферентную импульсацию от рецепторов и осуществляют высший анализ и синтез поступающих раздражителей, в том числе и из других зон коры, обеспечивая получение полного представления об окружающей среде. Общим для всех анализаторов является их высокая чувствительность в адекватным раздражителям, способность изменять эту чувствительность и тесное функциональное взаимодействие и взаимозаменяемость.