Тема 1. Место психологии журналистики в системе научных знаний и в системе современной массово-коммуникационной деятельности. Вопросы для обсуждения:

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ. 4 курс

Темы семинарских занятий

а)Современные проблемы медиапсихологии в условиях глобализации общества.

б)Привести конкретные примеры «двойных стандартов» в мировой политике новейшего времени (1885-2008 гг.), преподносимые СМИ. (Образец: Хорошо, что объединяется Германия, и хорошо также, что раздробляется СССР; Хорошо, что расчленяется Югославия, и хорошо также, что НАТО вводит свои войска в Боснию, пресекая саморазделение ее на три мононациональные государства).

в)Психологические и социально-психологические функции СМИ

г)Структурная формула массовой коммуникации Г.Ласуэлла.

д)Частные теории массовой коммуникации в медиапсихологии.

Литература:

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2000.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные концепции и теории. — М., 2005.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996.

Московичи Серж. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М., 1996.

Кузнецов М.А. Практическая психология PR и журналистики. — М., 2003.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. — Екатеринбург, 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2002; М., 2003.

Почепцов Г. Г. Информационные войны. — М., 1999.

Почепцов Г. Г. Психологические войны. — М., 1999.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000.

Судас Л. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. — М.,1996.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. — СПб.-М., 2001.

Тема 2. Проблемы информационной безопасности общества. Механизмы искажения информации.

Вопросы для обсуждения:

а)Сформулировать правила техники информационно-психологической безопасности в массовой коммуникации.

б)Информационные войны и проблема психологической защиты от их последствий. Привести примеры наиболее ярких проявлений информационных войн в новейшей истории.

в)СМИ как источник агрессии. Кумулятивный характер воздействия продукции СМИ на аудиторию.

г)Современные мифы и стереотипы в СМИ. Привести примеры

д)Манипуляции в журналистике: механизмы искажения информации. Назвать виды манипулятивного воздействия и способы манипуляции информацией. Привести конкретные примеры из практики СМИ.

Контрольная работа №1.

Литератур:

Адлер X. НЛП. Современные психотехнологии. — СПб., 2000.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... динамичный фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность ... Пс. Вывод: кризис привел к краху(крушен.) сложивш. Основных направлений психологии.В следствии появились новые направления Пс:Геншталь Пс., психоонализ. 3.Место психологии в системе ...

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996.

Грачев Г. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической

защиты. -М., 1998.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1998.

Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. — М., 1997.

Ермаков Ю.А. Манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия. — Екатер., 1995.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2000.

Лисичкин В.А. Шелепин Л.А Третья мировая информационно-психологическая война. — М., 1999.

Майерс Дэвид. Социальная психология. — СПб., 1999; — СПб., 2005.

Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. — М, 2001.

Почепцов Г. Г. Информационные войны. — М., 1999.

Почепцов Г. Г. Психологические войны. — М., 1999.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2002; — М., 2003.

Психология масс. Хрестоматия. — М., 2000.

Пухский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. — М., 1999.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. — СПб.-М., 2001; 2002; 2003.

Тема 3. Психологический аспект морально-этических проблем журналистской деятельности. Вопросы для обсуждения:

а)Свобода слова и свобода творчества, мифы и реальности.

б)Причины появления различных видов цензуры при ее официальном отсутствии.

Привести конкретные примеры.

в)Журналист в экстремальной ситуации. Соблюдение правил психологической безопасности.

г)Методы психологической саморегуляции журналиста в чрезвычайных обстоятельствах

д)Использование неформальной коммуникации (слухов) в практике СМИ. Этическая сторона проблемы. Привести примеры.

Литература:

Буданцев Ю.П. Нравственные истоки журналистского творчества. — М., 2001. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. — М, 2004.

Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. — М., 1996. Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. — М., 1997 Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. Учебное пособие. — СПб., 2004. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учеб. пособие. -М, 1999. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. (Опыт этического кодекса).

М., 1994. Нравственные критерии журналиста. Под ред. И.А.Ландина. — М, 2003. Огородников Ю.А. Нравственный выбор журналиста. — М., 2001. Олешко В.Ф. Психология журналистики. — Екатеринбург, 2006. ^ Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М, 2002; М., 2003. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2001.

Тема 4. Социально-психологические особенности аудитории сми

Вопросы для обсуждения:

а)Какие факторы определяют менталъность различных групп аудитории СМИ.

10 стр., 4861 слов

Методы социальной психологии в современных социально-психологических ...

... прием в социально-психологических исследованиях. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и ... и формы информации, например, психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, ... научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода. 1. Общая методология -- ...

б)Какими методами можно определить результативность воздействия СМИ на аудиторию. Какие виды социально-психологических исследований наиболее эффективны для различных СМИ (печать, радио, телевидение).

в)Особенности и социально-психологическая структура аудитории печати, телевидения, радио, сетевых СМИ. Типология аудитории СМИ.

г)Есть ли «средний» читатель, зритель, слушатель. Определить аудиторию некоторых популярных изданий или телерадиопрограмм (Конкретные примеры по усмотрению студентов).

д)Составить образ (социально-психологический портрет) различных социальных групп в материалах СМИ. (Принести на занятие газеты).

Литература:

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2004.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. — М., 1992.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. — М., 2000.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996.

Кузнецов М.А. Практическая психология PR и журналистики. — М, 2003.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. — Екатеринбург, 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2002; — М., 2003.

Психология масс. Хрестоматия. М., 2000.

Фомичева И.Д. Социология журналистики. — М., 2007.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. — СПб.-М., 2001.

Тема 5. Социально-психологические аспекты воздействия различных средств массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Вопросы для обсуждения:

а)Какие виды СМИ или материалов (программ) СМИ в большей степени влияют на формирование общественного мнения.

б)Какова приоритетность российской журналистики в мире масс-медиа, «новостная» или «аналитическая». Чем это обосновывается.

в)Социально-психологические аспекты разницы восприятия отдельных средств массовой коммуникации.

г)Особенности воздействия на аудиторию различных видов СМИ (печати, радио, телевидения, интернета).

д)Формирование информационной картины мира.

Литература:

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2004.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М, 2003

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. — М., 1992.

Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. — М., 1998; -М., 2007.

Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. — М, 2004.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. — М., 2000.

Тема 8. Межличностное общение в журналистской деятельности. Коммуникативная компетентность журналиста. Вопросы для обсуждения:

а)Чем отличаются массовая коммуникация и межличностное общения.

б)Коммуникативная компетентность журналиста, условия ее создания. Методика активного слушания. Общение в коллективе, с аудиторией, собеседником (интервьюируемым).

в)С какими психологическими особенностями и проблемами функционирования редакционного коллектива вы встречались на практике.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... субъективность конкретного человека. Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым на множество отдельных ...

г)Журналист как коммуникатор: безличный или индивидуальный. Актуальные проблемы формирования современной профессиональной культуры журналистов.

д)В чем особенности психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в том числе с властью, с владельцами и учредителями СМИ, руководителями редакций и коллегами.

Литература:

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб., 2005.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. — Екатеринбург, 2006.

Парыгин Б.Д. Анатомия общения. Учеб. пособие. — СПб., 1999.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М, 2002; М., 2003.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист. — М.,1996.

Социальный статус журналиста в России. — М., 1995.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. — М., 2004.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. — М., 1996.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. — СПб.-М., 2001.

Тема 9. Психологические закономерности восприятия журналистского текста (устного и письменного).

Психологические типы текстов. Вопросы для обсуждения:

а)Возможности оперирования составными процессами коммуникации в журналистской практике. (Интерес и внимание).

Факторы привлечения внимания в процессе массовой коммуникации.

б)Факторы, влияющие на понимание в процессе массовой коммуникации. Шумы и барьеры в процессе восприятия журналистского текста.

в).

Психологическая типология текстов СМИ. Привести примеры текстов: информационно-фактографических и оценочных, рационально-убеждающих и эмоционально-побуждающих, монологичных и диалогичных (полилогичных), реалистических и мифологических, деловых и гедонистических и т.д. (На занятия принести образцы газет и журналов)

г)Типы мышления и типы текстов по Е. Прониной. Какие типы текстов преобладают в современной журналистике.

д)Особенности сетевого мышления (NET-мышления) в современной журналистике. Группы по интересам в ИНТЕРНЕТ: субъект или объект массово-коммуникационной деятельности?

Литература:

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. Учебное пособие. — СПб., 2004.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. — Екатеринбург, 2006.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. — М., 2003; 2005.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2002; М., 2003.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист. — М.,1996.

Тертычный А.А. Психология публицистического убеждения. — М., 1989.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. — М., 2004.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. — М., 1996.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. СПб. — М., 2001.

Обязательные письменные контрольные работы

Контрольная работа №1.

Определить, какие способы манипуляции используются в телепрограммах разных каналов и разных

направлений. По выбору студента (Например, Первый канал: «Времена» В.Познера, «Пусть говорят»

21 стр., 10450 слов

2.3. Психология политической журналистики

... В психологической науке многие вопросы, составляющие предмет политической психологии, обсуждаются в рамках социальной, возрастной психологии, философии, а также сквозь призму журналистики. Взаимовлияние журналистики и ... влияние на данные совокупности, причем, по своим политико-психологическим качествам современный журналист может принадлежать к различным элементам системы массовидных явлений ...

А.Малахова и т.п.) Указать темы и даты просмотра программ.

Контрольная работа сдается после изучения темы №2, на следующем практическом занятии в соответствии с

расписанием.

* Контрольные работы студентами заочного отделения сдаются после начала экзаменационной сессии.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. — Екатеринбург, 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002; — М., 2003.

Тертычный А. А. Психология публицистического убеждения. — М., 1989.

Фомичева И.Д. Социология журналистики. — М., 2007.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. — СПб.-М., 2001.

Тема 6. Психологическая мотивация журналистской деятельности. Самоактуализация журналиста. Вопросы для обсуждения:

а)Место творческих потребностей человека в иерархии потребностей по А.Маслоу.

б)Характеристики творческих способностей журналиста. Выстроить иерархию собственных творческих характеристик.

в)Психологические опасности «четвертой власти» для личности журналиста. Негативные воздействия на личность журналиста магии власти.

г)Можно ли научить журналиста творчеству. Совместимы ли вдохновение и технология творчества. Журналистами рождаются или становятся.

д)Тендерные проблемы в журналистике.

Литература:

Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. — М., 1998; -М., 2007.

Кузнецов М. А. Практическая психология PR и журналистики. -М., 2003. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб., 2005.

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. (Опыт этического кодекса).

— М., 1994.

Нравственные критерии журналиста. Под ред. И.А.Ландина. — М. 2003.

Огородников Ю.А. Нравственный выбор журналиста. — М., 2001.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. — М., 2003; 2005.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. — Екатеринбург, 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002; М., 2003.

Тертычный А.А. Психология публицистического убеждения. — М., 1989.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. — СПб.-М., 2001.

Тема 7. Создание профессионального образа журналиста.

Вопросы для обсуждения:

а)Харизма журналиста. Взаимосвязь внешнего и внутреннего образа.

б)Назвать конкретные личности, соответствующие социально-психологической специализации журналистов: хроникер, репортер, очеркист, аналитик, публицист, обозреватель по определенным вопросам, колумнист, «художник», «блоттер» (писака), «бодиснатчер», «буммейстер», «шоумен», «PR-man», «реклам-бой», менеджер, работник секретариата, выпускающий и т.д. Дополнить своими определениями журналистских специализаций.

10 стр., 4916 слов

Криминальная психология. Психологическая характеристика личности

... узких рамок предметов общей и юридической психологии. Так, например, выбор способа совершения преступления нередко осуществляется не только с учетом психологических особенностей преступника, но и его ... психической специфики. Последнее, как известно, не является предметом психологии[1] . 1. Личность и ...

в)Составить глоссарий профессиональной специализации журналистов, дать определения. (Из книг, словарей, СМИ, собственные).

г)Какие факторы влияют на формирование имиджа и амплуа журналиста.

д)Модели социального имиджа журналиста в восприятии аудитории. * Сдать в письменном виде.

Литература:

Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб, 2002.

Войнцванг П. Десять заповедей творческой личности. — М., 2002.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. Учебное пособие. — СПб., 2004.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства.-СПб., 2005.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. — Екатеринбург, 2006.

Почепцов Г. Г. Имидж: от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке,

анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшинз. — М., 2004.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002; М., 2003.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист. — М.,1996.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. — М., 2004.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. — СПб.-М., 2001.

Шепель В.М. Имиджелогия. — М., 1996.

Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия. — М., 1994.

Шостак М.И. Репортёр: профессионализм и этика. — М., 2001.

Контрольная работа №2.

Тема по выбору студента. Написать эссе (1-1,5 с.)

1.«Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман», — сказал Александр Сергеевич Пушкин. Что такое — «низкие истины», что такое — «возвышающий обман»? Является ли высказывание поэта соответствующим нашему времени и современным СМИ? Можно ли в этот смысловой ряд поставить понятие «политическая корректность»? Обосновать свое мнение.

  1. Почему немецкий народ в своей массе достаточно легко принял фашистскую идеологию? В чем заключалась сила геббельсовской пропаганды? В какой степени использовались СМИ? Какие факторы, кроме психологических (исторические, политические, экономические, социальные), также повлияли на формирование массового сознания и оправдание военной экспансии Третьего рейха?
  1. «В октябре 1941 г., когда немцы были уже под Москвой, в городе начиналась паника. И тогда градоначальникам пришла в голову отличная мысль. Они распечатали огромные афиши с портретом Любови Орловой и анонсом ее предстоящих в Москве выступлений. Разумеется, это была не главная причина того, что паника в городе прекратилась, но многих граждан такое объявление, конечно, успокоило: ведь если назначены концерты, то, стало быть, положение не настолько ужасное». (Артемов В. В., Жизнь замечательных людей. Актеры кино, М., «ACT», 1999 г., с. 136.)

Приведите другие примеры борьбы со слухами и с паникой в Москве 1941 г., когда немцы стояли под стенами столицы. Какие мероприятия еще можно было предложить. Какова роль СМИ в подобных ситуациях. Найдите интересные примеры борьбы со слухами и с паникой в мировой истории и в современной практике.

4.Донорство — необходимая и уважаемая во всем мире деятельность. В СССР существовала налаженная система донорства, ныне утраченная. Медицинские учреждения испытывают острую нехватку донорской крови, искусственных аналогов которой пока не существует. Предложите несколько мер с участием СМИ по возвышению имиджа доноров в глазах общества, затратив на это минимум государственных средств.

13 стр., 6443 слов

Массовые социально-психологические явления

... 27 Использованная литература 28 Введение В своей работе я расскажу о массовых социально-психологических явлениях. На мой взгляд, эта тема сейчас достаточно актуальна, потому что ... общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации. Политические партии все активнее выступают в роли выразителей мнений различных социальных ...

5.Как вы понимаете общность и различия понятий «общение» и «коммуникация».

  1. Опишите антиномии нашего времени. Возможно ли разрешить некоторые дилеммы нашего бытия? (Например, в противоречии друг с другом находятся экономическое развитие и сохранение окружающей среды).

    Приведите другие примеры.

  2. Согласны ли вы с точкой зрения, что для общественного сознания «проклятые вопросы прошлого» «Кто виноват?» и «Что делать?» являются саморазрушительными, их стоит заменить вопросом «Как быть?».
  3. Темы могут быть предложены дополнительно.

Контрольная работа должна быть сдана до 10 ноября. Обсуждение контрольных работ проводится на следующем практическом занятии.

Контрольная работа №3

Составить глоссарий профессиональной специализации журналистов, дать определения. (Из книг, словарей,

СМИ, собственные).

Контрольную работу сдать после практического занятия по теме №7.

Контрольная работа №4

Описать возникавшие психологические сложности вашей журналистской практики (например, в общении с героем, в написании материала, в несоответствии заданной темы внутреннему состоянию, проблемы вхождения в коллектив, страхи и т.п.).

Предложить свои рекомендации для начинающих журналистов по решению проблемы.

Контрольная работа должна быть сдана до 10 декабря.

Вопросы к экзамену

  1. Основные методы психологических исследований в журналистике, их назначение.
  2. Современные теории массовой коммуникации в медиапсихологии.
  3. Психология журналистики как научно-практическая дисциплина. Сущность, предмет и задачи, основные принципы и проблематика психологии журналистики.
  4. Функции и роль массовой коммуникации в обществе и в процессах психосоциальной адаптации.
  5. Антиномичность общественной мысли и мироощущения масс как психологический итог XX века и СМИ.
  6. Позитивные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации.
  7. Негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации.
  8. Проблемы психологической информационной безопасности в современном обществе.
  9. Психология пропаганды: цели и методы, социальная установка, стереотип, предрассудок.
  10. Манипуляции в журналистике: механизмы искажения информации.
  11. Масс-медиа как орудие манипуляции и как средство социотерапии.
  12. СМИ как массовые средства символического осмысления действительности.

13.Положительные и негативные эффекты использования стереотипов в СМИ. 14. Косвенная (скрытая) информация в сообщениях СМИ. Слухи как неформальная коммуникация.

Типология слухов, условия их появления и социальные функции.

  1. Иерархия ценностей в журналистике. Базовые ценности и недетерминированные ценности, их роль в деятельности журналиста.
  2. Взаимоотношения различных средств массовой коммуникации в воздействии на аудиторию и создании общественного мнения.
  3. Механизмы формирования общественного мнения в журналистике.
  4. Сущность понятия «промоушн-войны СМИ», основные их проявления.
  5. Диалог, дискуссия, полемика в СМИ как способы формирования общественного мнения.
  6. Проблема адаптации личности к продукции СМИ в психологии журналистики.
  7. Психологические опасности «четвертой власти», магия власти журналиста. Профессиональная деформация.
  8. Проблема свободы личности и свободы творчества в психологии журналистики: концепты, последствия «несвобод».
  9. Типология психологических конфликтов в коллективе СМИ. Психологическая служба редакции.
  10. Журналист в стрессовых и экстремальных ситуациях, степень психологического воздействия. Соблюдение правил техники психологической безопасности.
  11. Аудитория средств массовой информации: определения, характеристики, социально-психологическая типология, особенности различных групп аудитории.
  12. Классификация аудитории с точки зрения ценностей и стиля жизни потребителей информации.
  13. Потенциальная, реальная и базовая аудитория СМИ. Методы изучения и формирования аудитории СМИ. Использование технических средств.
  14. Современные формы массово-коммуникационных аспектов деиндивидуализации личности.
  15. Психологический аспект организации диалоговых отношений СМИ и аудитории.
  16. Определение понятия «ментальность» в психологии журналистики.
  17. Толерантность СМИ как тенденция. Возможности СМИ в формировании социальной толерантности аудитории.
  18. Массово-коммуникационные отношения журналиста и аудитории в контексте тендерной проблематики.
  19. Психология рекламы в СМИ. Особенности воздействие на разные группы аудитории.
  20. Социально-психологические особенности восприятия отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, видеотехника, графические средства, компьютерные системы).
  21. Преимущества и недостатки каждого вида СМИ (печать, радио, ТВ) в восприятии информации аудиторией.
  22. Характеристики и взаимозависимость цепочки коммуникативного процесса: коммуникатор — сообщение — аудитория. Барьеры массовой коммуникации.
  23. Психологические факторы результативности информационной деятельности. Что может влиять на эффективность СМИ.
  24. Специфика и основные характеристики журналистского мышления.
  25. Возможности и методы стимулирования творческой деятельности в журналистике.
  26. Отличие массовой коммуникации и межличностного общения.
  1. Психологические проблем! журналистского обцвшш (сфера mill 1—, истн общения, стил общения, степени общения).
  1. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.
  1. Роли и маски в журналистской профессии. Психотипы журналистов Гжурналист перед массовой аудиторией).
  1. Психологические механизмы восприятия текстов СМИ.
  2. Специфическая структура медиатекстов (протекст, контекст, затехст, подтекст и т.д.).

46.Психологическая значимость и функции заголовков в периодической печати и названия передач в электронных СМИ.

5 стр., 2012 слов

Психологические типы аудитории массовой коммуникации

... человека и целого социума. Решение задач увеличения эффективности массовой коммуникации и повышения рейтингов средств массовой информации требует изучения психологических особенностей аудитории и учета ее интересов, потребностей, установок и ценностных ...

  1. Соотношение и интеграция форм мышления в современных текстах массовой коммуникации и поведение человека. Типы мышления и типы текстов по Е. Прониной.
  2. Понятие парадигма мышления. Характеристики типов мышления и особенности воздействия на социум в разные психоисторические периоды.
  3. Магическое мышление. Анимизм-реализм, артифициализм, синкретизм, транедукция, магия. Закономерности магического мышления.
  4. Мифологический текст. Структура и функция в современной журналистике.
  5. Рационалистическое мышление. Философские и психологические предпосылки. Структура умозаключений.
  6. Убеждающий текст. Структура и функции в современной журналистике.
  7. Кризис рационалистической картины миры. Позитивистское мышление: польза как критерий истины, деритуализация действительности. Прагматический текст.
  8. Гуманистическое мышление: понятие самоактуализации, категории выбора ответственности. Смысловыявляющий текст.
  9. Драйв-мышление. Бессознательное как феномен психической жизни. Структура личности в психоаналитических концепциях.
  10. Гедонистический текст как реализация влечения. Проблематика и символика шоу программ и популярных изданий.
  11. Стремление к удовольствию как импульс психической деятельности. Понятие гедонистического риска.
  12. NET-мышление. Особенности и проблемы сетевого мышления и сетевого текста.
  13. Создание профессионального образа журналиста: имидж, амплуа, харизма, внутренний образ.
  14. Имидж коммуникатора в восприятии аудитории. Психологическая проекция ожидания аудитории в формировании имиджа журналиста.
  15. Понятие архетипа. Архетипические представления в рекламе и журналистике.
  16. Актуализация мотивов деятельности журналиста. Самоактуализация журналиста. Пути самоактуализации по А.Маслоу и включенность личности в массовую коммуникацию.
  17. Формирование имиджа и редакционного амплуа журналиста. Основные функции имиджа журналиста (коммуникатора).
  18. Психологический инструментарий имиджелогии СМИ. Моделирование социально- психологического имиджа журналиста (периодическая печать, телевидение и радиовещание).
  19. Игрореализация в массово-коммуникационной деятельности — сущность, основные формы, эффективность.
  20. Типология игр в отечественных средствах массовой информации.
  21. Полемика в средствах массовой информации: определение, виды, главные психологические задачи.
  22. Актуальные проблемы формирования современной профессиональной культуры журналистов