Семинар 4. Личность и её индивидуальные особенности

Планы практических занятий

Семинар 1. Предмет и методы современной психологии

1. Житейская и научная психология.

2. .Становление психологии как научной дисциплины

3. Предмет и основные принципы психологии.

4. Методы научной психологии.

5. Основные школы и направления

Основные понятия темы: бихевиоризм, душа,психология, сознание, индивидуальность,аналитическая психология, гештальтпсихология, интроспекция, наблюдение, эксперимент, фрейдизм, неофрейдизм, гуманистическая психология, когнитивная психология, транзактный анализ, деятельностный подход

Доклады

1.Структура современной психологии.

2.Психраналитическая концепция З.Фрейда

3. Гештальпсихология

Литература

1.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т./ Ж. Годфруа. М.: Мир, 1999. Т.2, с.221– 270.

2. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2011 г.

3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник Москва: Юрайт,2011.

4. Чалдини Р. Психология влияния: 5-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2014.

5.Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1983. С. 18–25, 62–93.

 

Семинар 2. Эволюционное развитие психики

1. Психика человека, функции психики. Соотношение психических и физиологических процессов в организме.

2.Развитие психики в филогенезе. Основные стадии эволюционного развития.

3.Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза.

4. Сознание как высшая форма психического отражения. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл

Основные понятия темы: психика, отражение, раздражимость, чувствительность; инстинкт, навык, интеллектуальное поведение; филогенез, онтогенез, высшая нервная деятельность; высшие психические функции; условия и движущие силы психического развития; «присвоение опыта», рефлекторная теория, культурно-историческая концепция, высшие психические функции, сознание, свойства сознания, структура сознания, бессознательное.

3 стр., 1201 слов

Оглавление социология 15 Предисловие 15 Предисловие автора 17 Основные темы 18 Структура книги 19 Краткое

34 Энтони Гидденс Социология Оглавление СОЦИОЛОГИЯ 15 Предисловие 15 Предисловие автора 17 Основные темы 18 Структура книги 19 Краткое содержание глав и глоссарий 19 Студентам: как пользоваться этой книгой 20 Часть I ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ_____________________________ 21 Глава 1 Социология: проблемы и перспективы______________________ 21 Чем занимается социология? Несколько примеров 21 Любовь и ...

Доклады:

1.Мыслят ли животные?

2. Роль труда в происхождении сознания.

3. Концепция архетипов К. Юнга

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект, 2008. – 496 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: Курс лек- ций: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. Психологии / Ю.Б. Гиппен- рейтер. – М.: ЧеРо, 2006. – 336 с.

3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: Учеб. для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Норма-Инфра М, 2008. – 624 с. 39

4. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.

Семинар 3. Познавательная деятельность личности

1.Понятие об ощущении и восприятии. Познавательная роль ощущений и восприятий.

2.Понятие о памяти. Значение памяти в жизни человека. Виды памяти. Память и личность.

3.Воображение и мышление. Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность и речь.

Основные понятия темы: ощущение, восприятие, перцептивная деятельность, адаптация, синестезия, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии восприятия, восприятие пространства и времени, представление, память; мнемические процессы, запоминание, заучивание, сохранение, воспроизведение, реминисценция,

 

 

Доклады

1.В чем сходство и различие двух психических процессов: ощущения и восприятия?

2. Осмысленное и механическое запоминание.

3.Коллективное творчество.

Литература

1.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 11–23.

2.Платонов К.К. Система психологии и теория отражения/ К.К. Платонов. М.: Наука, 1982. Гл. 4.

3.Кардаш С. Измененные состояния сознания/ С.Кардаш. Д.: Сталкер, 1998. С. 61–263.

4.Психология сознания. Хрестоматия/ Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2001. С. 8–108, 183–266, 329–374.

Семинар 4. Личность и её индивидуальные особенности

1.Понятие личности и её структуры. Личность и общество. Социальные роли.

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» - Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время ...

2.Направленность и способности личности.

3.Эмоциональный мир личности (эмоции и чувства, настроение, аффекты и страсти).

4.Характер и темперамент личности. Волевые черты характера. Мотивационная сфера человека. Функции мотивов. Потребность и виды потребностей.

Основные понятия темы: личность, темперамент, тип ВНД, сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, лабильность, реактивность, воля, саморегуляция, направленность личности, эмоции, чувства, аффекты, страсти, потребности, мотивы, характер

 

Доклады

1.Мотивация агрессивного и просоциального поведения

2.Основные направления и пути развития воли

3.Любовь в теории Э.Фромма.

Литература

1.Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

2.Асмолов А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 336–342.

3.Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах/ А.Ф. Лазурский. М.: Наука, 1995. Гл. 2, 3.

4.Изард К.Е. Эмоции человека/ К.Е. Изард. СПб: Питер, 2001. Гл. 1, 2, 3.

5.Кротов В. Государство чувств/ В. Кротов. М.: Новая школа, 1997. С. 40–154.

6.Ильин Е.Г. Психология воли/ Е.Г. Ильин. СПб: Питер, 2000. Гл. 1, 2, 6.

7.Рогов Е.И. Эмоции и воля/ Е.И. Рогов. М.: Владос, 2000. С. 121–179.

8.Франкл В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. С. 37– 43, 93–98, 284–298.

Семинар 8. Зачетное занятие

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»

1. Образ специалиста XXI века: психологический портрет.

2. Общая формула всестороннего развития современного человека.

3. Политехническое образование, его значение в практической деятельности.

4. История развития психологической науки.

5. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки.

6. Бихевиоризм как направление в современной психологии.

7. Фрейдизм как психология бессознательного.

3 стр., 1022 слов

ВОПРОС ╣ 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности

Вопрос № 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям психологии. Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — «человека разумного», или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское ...

8. Тории личности в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.

9. Сознание и личность.

10. Типология личностей на материале художественной литературы.

11. Взаимосвязь интеллекта и личности.

12. Профессиональная структура совместной деятельности. Это я не нашла: Динамические особенности совместной деятельности. Основные типы совместной деятельности.">деятельность и основные психические процессы.

13. Психологическая структура личности в зарубежных и отечественных теориях.

14. Проблема нормального и аномального развития личности в работах Э.Фромма.

15. «Я-концепция» человека.

16. Эмоции и личность.

17. Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности.

18. Современные модели и теории памяти.

19. Виды памяти их характеристика и развитие.

20. Проблема воли в истории психологии.

21. Психологические механизмы волевой регуляции.

22. Диагностика развития волевых качеств.

23. Проблема потребностей в психологии.

24. Базовые потребности человека.

25. Психологические механизмы потребностей.

26. Ценности и ценностные ориентации.

27. Ценностно-смысловая сфера личности человека.

28. Разработка искусственного интеллекта и психологические знания инженера-схемотехника.

29. Мотивация персонала организации.

30. Внешняя и внутренняя мотивация познавательной деятельности.

15 стр., 7053 слов

Особенности психологических проблем пожилых людей

... , но и эффективными. В работе нами были рассмотрены особенности психологических проблем пожилых людей. Таковыми проблемами являются: · негативное отношение молодого поколения; · осознание старости; ... пр.); · субъективная удовлетворенность: качество жизни, оцененное самим пожилым человеком; · факторы личности: психологическое благополучие, мораль, удовлетворенность жизнью, счастье. Для многих из этих ...

31. Управление мотивацией.

32. Ситуация и личность.

33. Гуманность личности как основа здоровья и счастья человека.

34. Развитие гуманных качеств личности.

35. Психология мышления: парадокс.

36. Синергетика: культура нелинейного мышления.

37. Природа творческих способностей.

38. Динамика становления творческих способностей.

39. Структура одаренности.

40. Предпосылки творческих способностей.

41. Психология творчества: латеральное мышление.

42. Организация творческого процесса в коллективе (методы, формы).

43. Социальные и личностные факторы в развитии творческой одаренности.

44. Психологический портрет лауреатов Нобелевской премии в области технических наук (творчество, черты характера и хобби).

45. Психологическая герменевтика как наука и искусство понимания.

46. Понимание как проблема психологии мышления.

47. Сознание и понимание.

48. Проблема понимания в творчестве.

49. Невербальные составляющие процесса общения.

50. Психологическая совместимость в профессиональной деятельности.

51. «Трудные люди» на производстве и психологические основы работы с ними.

52. Половые различия в межличностном понимании и взаимопонимании.

53. Экспериментальное исследование женского менталитета.

54. Исследование феномена и функций психологической защиты.

55. Психологическая метафора как средство воздействия на личность в системах управления.

56. Современный руководитель и его профессионально значимые личностные качества.

57. Психологическая культура руководителя современного предприятия.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

Команда – основа успешной карьеры Успех развития фирмы зависит не только от отдельной личности, но и от ее окружения. Умение работать в команде позволяет добиться высоких результатов. Выполняя упражнения на знакомство, сплочение, развитие сотрудничества, тренировку уверенного поведения, координацию совместных действий и мобилизацию внимания вы познакомитесь с основами командной работы, приобретете ...

58. Психологические особенности работы с людьми в условиях рыночных отношений.

59. Психология предпринимательского мышления мужчин и женщин.

60. Управление конфликтами в условиях современного предприятия.

61. Феномен стресса в условиях современного производства: особенности классификации, профилактика, нейтрализация последствий.

62. Межличностные взаимоотношения: психологические аспекты любви.

63. Психология семьи: феномен счастливого брака и проблема разводов.

64. Неравные браки: психологическая характеристика.

65. Студенческие браки: психологическая составляющая.

66. Ребёнок в студенческой семье: психолого-педагогический аспект проблемы.

67. Восприятие рекламного сообщения. Психологические аспекты воздействия рекламы на личность.

68. Психологические аспекты устройства на работу.

69. Психологические основы боевых искусств.

70. Свободная тема (по согласованию с преподавателем).