Xtuj№1 педагог как субъект педагогической деятельности

      Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.       Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.       Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике.

Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.       Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:       – информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д.(например, надо быть честным);       – друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;       – диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;       – советчика, если использует осторожное уговаривание;       – просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;       – вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами. Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты: несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т. п.

9 стр., 4165 слов

Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре

... в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности. Этим объясняется актуальность избранной темы. ...

Психологические модели педагогической деятельности.

Психологические модели педагогической деятельности, основанной на системном подходе Основное требование системного подхода в педагогике – рассматривать ребенка как целостное существо в самых разных его отношениях к окружающему миру – к семье, друзьям, другим социальным институтам, к примеру, к школе, к церкви и т.д. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. А.С.Макаренко сформулировал ряд положений, которые, несомненно, можно включить в современную концепцию воспитательных систем, основанных на позиции системного подхода: — «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»; — «…отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»; — «там где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»; — «…решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и организации воспитательного процесса».

[3; с. 304] Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие. Системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи: системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др. Системный подход позволяет познать, изучить, исследовать педагогический объект на конкретном уровне анализа, определить совокупность элементов, выделенных по общему (системообразующему) для них основанию (то есть взаимодополняющих друг друга).

17 стр., 8207 слов

Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной ...

... обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка. Научные основания программы Проблема оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития является наименее разработанным ... дополнительных нарушений зрения, слуха, моторной и эмоциональной сферы, системных речевых нарушений у многих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.   ...

Системный подход имеет ряд существенных преимуществ перед традиционным “предметным” рассмотрением человека. Во-первых, потому, что организм ребенка, его личностные особенности рассматриваются в таком случае целостно, многоракурсно, междисциплинарно, создается своего рода “голографический портрет” индивида. Во-вторых, взору педагога ребенок предстает не “разобранным на части”, а выпукло и объемно, социально-биологической системой, находящейся на определенном этапе своего индивидуального развития. В-третьих, педагог, воспитатель получает представление о законах и закономерностях становления индивида, личности, при этом естественным путем «отфильтровываются» второстепенные частности, детали, которые так часто заслоняют от нас человека. В-четвертых, системный взгляд на растущего, развивающегося индивида формирует у педагога «системное» мышление и в целом системную парадигму в изучении, обучении и воспитании ребенка, дает возможность уйти от репродуктивного обучения в саморазвивающее. В-пятых, в новом методологическом контексте более «очеловеченно» могут рассматриваться такие важнейшие категории человекознания, как «индивидуальное развитие», «индивидуальный подход», «индивидуальная траектория образования», «личность» и т.д.

В-шестых, системная концепция, в отличие от известных, настраивает на практическое осознание и реализацию идеи уникальности человека, его самоценности. В-седьмых, системное мышление позволяет глубже понять взаимосвязь сознания, социального поведения человека, его творческих способностей – с одной стороны, и биологических закономерностей жизнедеятельности организма – с другой. Системный подход позволяет выделить некоторые особо важные для эффективного функционирования педагогической системы подсистемы. Совершенно очевидно, что здесь на первом месте подсистема: «учитель-ученик», затем: «ученик-содержание», «ученик-средства», «учитель-содержание», «учитель-средства», «ученик-ученик». На основе перечисленных подсистем можно выделить такую психологическую модель педагогической деятельности, основанную на системном подходе – как модель психологической поддержки. Модели психологической поддержки — это систему педагогической деятельности, процесс взаимодействия учителя и учащихся, помощь воспитанникам, психологоемкую деятельность, которая основана на новом понимании воспитания (субъект-субъектное взаимодействие, полилогический подход).

Психологическая поддержка направлена на содействие становлению и самореализации человека, раскрытие личностного потенциала, определение возможностей и путей решения жизненных проблем, достижение целей обучения и нравственного воспитания. Психологическая поддержка оказывается более эффективной, если реализуется в условиях полисубъектности и личностной ориентированности; системности, комплексности и целенаправленности; эмоционального принятия личности; направленности на развитие позитивного самоотношения, рефлексии и адекватного уровня притязаний. Важное значение имеет воспитательная среда. В связи с этим необходимо: создание в педагогическом пространстве социокультурной среды развития; создание и развитие ученического коллектива как среды жизни и самоактуализации детей; содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских объединений; педагогическое влияние на семью как фактор воспитания. Еще одна из психологических моделей педагогической деятельности представляет собой попытку анализа и типологизации взаимодействия педагога и ребенка, суть которого заключается в психолого-педагогическом сопровождении ребенка при решении им своих личностных проблем.

4 стр., 1546 слов

Личностные особенности учителя в педагогической деятельности

... неадекватности самооценки учителя в профессинальной деятельности. Глава 1. Педагог, как субъект педагогической деятельности. 1.1. Педагог в мире профессиональной деятельности. 1.1.1. Педагогическая профессия. Педагогическая психология традиционно ... исследования было обнаружено, что из исследуемых учителей СШ №3 (7 педагогов) 28%, т. е. 2 человека неудовлетворены выбранной профессией вообще; 42,8, т. ...

Направлено такое взаимодействие на создание необходимых условий для развития у ребенка способности к самостоятельному решению проблем и трудностей, развитие у него способности к самоопределению. Главной задачей педагога в данном случае является создание условий для развития способностей ребенка, его взросления и социализации. Данная модель содержит восемь этапов: 1 этап – ориентировочный. Задача педагога на этом этапе заключается в анализе ситуации с целью определения наличия у ребенка проблем (по прямым или косвенным показателям) и принятия решения о начале взаимодействия. 2 этап – вступление в эмоциональной контакт с ребенком. Факторы, способствующие созданию этой атмосферы, располагающей к глубинному личностному общению, дающей возможность педагогу и ребенку вести конструктивный диалог: — уважение к ребенку и самому себе, признание за любым человеком права чувствовать то, что он чувствует, быть тем, кто он есть; — аутентичность (подлинность) – искренность в выражении своих чувств, непротиворечивость сигналов вербального и невербального уровня; — состояние эмоциональной устойчивости, отсутствие у педагога (в момент установления контакта) аффективных реакций, способность сконцентрировать внимание на ребенке; — владение вербальными и невербальными средствами выражения одобрения, поддержки и симпатии; — информированность о стереотипах позитивного и негативного восприятия данным ребенком взрослого, умение создать позитивную установку на себя.

3 этап – выяснение сути проблемы. Уточнение и детализации проблемной ситуации, проявлению личностных смыслов ребенка и противоречия в его ценностно-смысловой сфере. Необходимые базовые техники и умения: техники активного и рефлексивного слушания, переинтерпретации сообщений, умение быть понятным, умение выстраивать договорные отношения, умение давать обратную связь. На этом этапе важно создать рефлексивное пространство, в котором бы были максимально полно воссозданы все возможные контексты ситуации. 4 этап – самоопределение в проблемной ситуации. На этом этапе обостряется проблема принятия на себя ответственности за самого себя, за свой выбор и его последствия. Важно, чтобы ребенок мог предположить наличие вариантов действий в данной проблемной ситуации (на уровне пережитого опыта, знаний или предположений).

5 этап – новые перспективы. Теперь в режиме творческого сотрудничества взрослого и ребенка идет поиск и обсуждение различных вариантов того, как можно выйти из проблемной ситуации. Для этого хорошо подходит режим «мозгового штурма», когда сначала фиксируется без критики все возможные идеи, которые приходят в голову. Когда идей набирается достаточное количество, они обсуждаются и сравниваются между собой. 6 этап – выбор новой стратегии. После анализа идей осуществляется выбор какого-либо конкретного решения, определяется план его осуществления, моделируется новое поведение. На этом этапе возможно проведение тренировочных занятий с целью отработки какого-либо навыка, либо разыгрывание сюжетно-ролевых имитационных игр. Все это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и естественно в реальной жизненной ситуации.

2 стр., 904 слов

изучить способности, знания и умения учителя, определяющие успешность ...

... В.А. Сухомлинского в решении педагогических задач. Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 1. Педагогические способности учителя Педагогическая деятельность является одним из видов деятельности человека. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в государственных ...

  • №2 Субъектные свойства педагога.

Общепедагогический подход.

Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личностъ учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышатъ или понижатъ воспитателъное влияние обучения». Какие же свойства педагога, учителя были определены им как основные? Прежде всего были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

«Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специалъности, по родственным предметам, в широком образовании; потомв знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметъ дело; второе свойствосубъективного характера и заключается в преподавателъском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве». Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Мысль П.Ф. Каптерева о том, что творческого учителя и ученика объединяет, «связывает потребность самообразования и развития», и что они, по сути, представляют собой два противоположных конца одного поля, одной «лестницы», является основополагающей для понимания психологической природы и необходимости подлинного учебного сотрудничества учителя и учеников в процессе обучения.

Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. При этом «…любовъ к детям и юношеству нужно отличатъ от любви к учителъской профессии: можно оченъ любитъ детей, глубоко симпатизироватъ юношеству и в то же время быпгь не расположенным к учителъской деятелъности; можно, наоборот, ничего не иметъ собственно против учителъской деятелъности, предпочитатпъ ее даже другим, но не питатпъ ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству». Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушин-ский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

6 стр., 2842 слов

Педагогическая деятельность. Решение педагогических задач

... педагогических умений" [5, с.37]. Система соответствующих умений рассматривается им как основа формирования профессионального мастерства учителя-воспитателя. Н.В. Кузьмина дает такую характеристику ПД: "Ее объект - личность другого человека; ... субъективный аспект деятельности. Очевидно, что педагогическая деятельность является одним из видов деятельности. Педагогическую деятельность разделяют на ...

№ 3 Мотивации педагогической деятельности

      Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

      Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив – это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть чисто познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и т. п.       Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.       В ситуациях первого типа учителя работают с влечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае – тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности – явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).

      К социально-ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др.

Понятие я-концепции

       Я-концепция– это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.       В психологии под самосознанием, или «Я», понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.       В первом случае исследователя интересуют динамические аспектысамосознания:появление и формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т. д.       Во втором случае рассматриваются в большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека.       В вопросе классификации различных сторон самосознания, или «Я»-феномена, важными являются два критерия.       Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах: «Я» как представитель определенной профессиональной группы; «Я» как член семьи; «Я» как член определенных общественных организаций и т. д.       Существенным критерием классификации «Я»-фе-номена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.

14 стр., 6775 слов

Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...

... оптимальных отношений в системе учитель-ученик, в обучении учащихся установлении положительных в/действия с людьми Воспитательная – деятельность кл рук-ля ... педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование. Воспитание— целенаправленный и организованный процесс формирования личности. ...

      Временная точка зрения на себя: «прошлое Я» – каким я был раньше; «настоящее Я» – какой я сейчас; «будущее Я» – каким я вижу себя в будущем.       С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам – личные ценности; каким меня хотели бы видеть друзья – ценности референтной группы.       Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека.       1. «Я» является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным «Я», т. е. это мое знание, мой опыт.       2. Самосознание, «Я», выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.       Важно заметить, чтоЯ-концепцияявляется не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концеп-ции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.

№ 4 Профессиональные способности педагога

             А.И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностейотносит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества. Волевые качества — это особенности ... владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо ... в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павл

      Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.             Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т. п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.       Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования – необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету.