Психология лени: постановка проблемы Воробьева в.В., Якиманская и.С

Библиотека «NLP-BOOK»

www.lib.eliseeva.com.ua

Психология лени: постановка проблемы 1

Воробьева В.В., Якиманская И.С. 1

Введение. 2

Глава 1. Психологический анализ лени. 3

1.1 Определение понятия лень. 3

1.1.1 .Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо. 3

1.1.2. Лень как слабая волевая сфера. 4

1.1.3. Лень как индивидуальный стиль деятельности. 4

1.1.4. Лень как интуиция 5

1.1.5.Лень как инфантильное состояние. 5

1.1.6. Лень как стремление к удовольствию. 5

1.1.7. Лень как боязнь ответственности. 5

1.1.8. Лень как защитная реакция. 6

1.1.9. Лень как ресурсное состояние. 6

1.1.10. Лень как двигатель прогресса. 6

1.1.11. Лень как деятельность. 7

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЛЕНИ. 7

1.2.1. Актуальность другой деятельности. 7

1.2.2. Состояние «здесь и теперь». 8

1.2.3. Зависимость от внешних условий. 8

1.2.4. Приобретенное качество. 8

1.2.5.Инфантильное состояние субъекта. 8

1.2.6. Заразность. 8

1.2.7. Компенсирующий и уравновешивающий механизм — чувство вины. 8

1.2.8. Динамика лени как процесса. 9

1.2.9.Состояние психической напряженности. 9

1.2.10. Гендерные различия. 9

Глава 2. Исследование представлений о лени. 11

2.1. Организация исследования и применяемые методы. 11

2.2. Особенности представлений о лени в выборке. 12

2.3. Гендерные различия в представлении о лени. 16

Выводы. 17

ЛИТЕРАТУРА 18

Приложение I 18

Введение.

В шутку и всерьёз говорят, что если немецкая национальная черта -трудолюбие, английская — бережливость, американская — независимость, то русская — лень. Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. От нее хотят избавить себя и вытравить ее в других. Да вообще, лень — жуткая вещь, по её милости куча людей болеют «неизлечимыми» болезнями, считаются неудачниками, остаются старыми девами, не могут устроиться на работу, избавиться от комплексов, похудеть и т.д. Считается, что почти все наши неудачи и беды от лени, что если мы все от нее избавимся, то всё у всех будет хорошо. Такой вот национальный миф! Однако природа, в том числе и человеческая, никогда ничего не делает просто так. И если данный феномен стал национальным — это неслучайно. Фромм отмечает, что «национальный характер определяется способом существования данного общества» [12, с.99]. Если мы существуем ленясь, и это — наша особенность, то, может быть, стоит пересмотреть отношение к ней?

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

Пробуя подойти к проблеме лени с научной точки зрения, мы столкнулись с тем, что научных работ непосредственно по этой тематике почти нет. Черта русского характера не изучена. Возможно, это связано с тем, что в советской социальной психологии лень считалась постоянным свойством характера (вроде гнилого фундамента) присущим отсталым личностям, чаще всего на капиталистическом Западе. Иногда лень, как опасная болезнь, охватывала одного из наших граждан, но коллективу при помощи идеологического воспитания и показательного примера удавалось изгнать эту напасть [17]. Отбросив советскую идеологию, приходится признать, что лень в России это распространенное, но неизученное явление.

В ходе работы мы хотим определить те аспекты, стороны, грани, с которых возможен подход к изучению лени. Ведь, по-хорошему, прежде чем с кем — или чем-либо бороться, тем более в национальном масштабе, неплохо бы знать врага в лицо. Глядишь и бороться уже не будет необходимости. Кроме того мы попытаемся ответить на вопросы, что же такое лень, когда она появляется, как проявляется и т.д.

Глава 1. Психологический анализ лени

1.1 Определение понятия лень.

Подходя к вопросу, что же такое лень, заметим, что, на наш взгляд, нет ни одного точного определения, которое давало бы полную её характеристику, т.к. она очень многогранна. Слишком много сторон человеческой жизни и общественных отношений можно назвать ленью. Однако, как правило, каждый конкретный индивид из всего многообразия граней выбирает 1 -2 , реже 3, и все остальные пытается свести к выбранным. Мы попробуем на основе индивидуальных значений лени, как превращенных форм деятельности (Мамардашвили,1969, Леонтьев, 1975), найти общие моменты и определить ту область, которую можно назвать ленью.

В нашем первичном исследовании определились следующие направления для рассмотрения феномена лени: лень как низкий уровень мотивации, связь со слабой волевой сферой, лень как индивидуальный стиль деятельности, боязнь ответственности, защитная реакция, негативизм внутреннего ребенка, стремление к удовольствию, ресурсное состояние и т.д., наконец, лень как деятельность.

1.1.1 .Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо.

Любое состояние лени сопровождается нежеланием что-либо делать. Мы бы сказали, что лень — это не отсутствие желания что-то делать, а желание что-то не делать. Потому что, если просто нет желания, то нет и разницы делать это или нет. Однако видно, что делать что-то (какие-то определенные действия) явно не хочется, следовательно, должно существовать желание которое притягивает человека к определенному состоянию, например, желание поваляться в кровати или еще что-то.

Для такой ситуации могут быть разные причины. Тимошенко, например, говорит о следствии бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает, человек не видит личностного смысла. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие — в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п.; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не помогает [16].

6 стр., 2534 слов

Основные проявления детской лени и способы борьбы с ней

... обеспечить индивидуальный подход и щадящий режим. Лень нередко возникает, когда родители выполняют все желания и капризы ребенка. Неужели непонятно, что ... опыта, ни шансов на успех в карьере. Британские школьники, например, учатся не так, как наши. Их система образования не ... просто не понимают, почему именно, они должны что-либо делать в семье. И считают эти поручения капризом взрослых, ненужным ...

Или, например, ситуация, когда от человека не требуется никаких усилий, за него всё делают другие. В Америке таких людей называют lazy­bones — ленивая кость, обитатель дивана, которого не держит собственный позвоночник. Западные психологи выяснили, что у многих ленивцев нет достаточного негативного стимула для того, чтобы зарабатывать на жизнь [17]. Это лень тунеядца, выражающаяся в поговорке «Кто делать горазд, наделает и на нас». Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая?

Третьим вариантом может стать ситуация, когда человек не получает никакой личной выгоды от действия, которое он должен делать для кого-то. Например, Чеширский кот — типичная not-motived person — немотивированная личность[17]. Как только появляется шанс добиться своим трудом всего, о чем мечтаешь; девять из десяти работают по 10-12 часов в день.

К этому можно отнести и лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности (например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с людьми, — у них вскоре пропадет желание делать такую работу).

А так же лень (точнее, апатию) как признак так называемой циклотимии (периодической смены активности и депрессии), наступающая именно в депрессивной фазе. Циклотимик в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе).

Кстати, циклотимия характерна для людей деятельного типа личности [16].

1.1.2. Лень как слабая волевая сфера

Чтобы успешно осуществлять деятельность в определенных условиях необходимо прилагать волевые усилия. Если этого не происходит, то деятельность приостанавливается и человек начинает лениться. Этот подход к проблеме лени был и остается традиционным. С данной точки зрения чаще обсуждается лень, даются рекомендации по её преодолению. Действительно, отсутствие силы воли иногда негативно сказывается на выполнении определенных действий. Особенно ярко и отчетливо это проявляется в детском возрасте, когда только происходит формирование волевой сферы. Считается, что «ребенок должен научиться послушанию путем формирования самообладания» [2, с.597-598]. Т.е. главным моментом волевого действия выступает саморегуляция, самообладание, самодисциплина: если решение принято — остается только его выполнить. Одного только мотива для достижения результата недостаточно, каким бы великим и соблазнительным мотив ни был. Приблизительно до одиннадцати лет ребенок учится подавлять некоторые свои потребности для удовлетворения других. Это называется самодисциплина [18]. Именно самодисциплина необходима человеку для интеграции в общественные отношения. «Двойственность лежит в основе волевого акта и становится особенно приметной и наглядной, когда в нашем сознании сталкивается несколько мотивов, противоположных стремлений, из них сознанию приходится делать выбор… [2, с.194-195]. И очень часто оказывается трудно прилагать волевые усилия и делать то, что нужно, а не что хочется в данный момент. Рубинштейн отмечает, что «воля, поднимающаяся над уровнем одних лишь природных органических влечений, предполагает существование общественной жизни, в которых поведение людей регламентируется нравственностью и правом…». Не во всех случаях общественные нормы принимаются и выполняются. У одних все значимое сведено к партикулярно — личностным мотивам, а если они и совершают поступки, которые отвечают предписаниям общественной нравственности, то в этом случае нравственное содержание не входит в мотивы человека и не детерминирует его воли. У других общественно значимое осознается как должное, значимое, обязательное, но переживается как чуждая внешняя сила, противостоящая самоотождествлению и переживаемому как свое личное. Воля расщеплена на внешние друг другу показатели — влечения и долженствования — и поглощена разрешением их постоянно возобновляющегося конфликта [6, с.592-593]. Когда личностные нормы противостоят общественным, человек чаще бездействует, чаще, с точки зрения окружающих, он ленится. Например, почти во всех культурах принято, что женщина должна быть хорошей хозяйкой и всё отсюда вытекающее. Если у женщины какое-то время стоит немытая посуда, она считается ленивой, но не обязательно, что ее мнение совпадает с окружающими. «Борьба личной воли против действующего права и ходящей нравственности — не всегда борьба личностного против общественно значимого. Иногда эта борьба против отжившего права и законов, ставшего бесправием и беззаконием, за новое право; не против нравственности вообще, а против норм расхожей морали за новую…» [6, с.593].

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что делает плотное тело ... живым, сознательным существом. Умирая, уносит с собой он то, что одушевляло его физическое тело. Когда человек ...

1.1.3. Лень как индивидуальный стиль деятельности

Т.е. лень это часть «индивидуально своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [3, с.25]. Например, человеку для успешного выполнения деятельности нужно довести ситуацию до очень высокого уровня психического напряжения (очень долго лениться, мысленно обдумывать свою деятельность до тех пор, пока не будет сформирована внутренняя готовность или не вынудят внешние причины), и только после этого он качественно и рационально выполняет всё необходимое.

1.1.4. Лень как интуиция

Иногда бывает, что не хочешь по тем или иным причинам что-нибудь делать и не делаешь, а потом оказывается, что и не надо было. В данном случае можно говорить о лени с позиции интуиции. Т.к. «интуиция, по существу, бессознательный процесс, то сущность ее очень трудно постигается сознанием. Она представлена в виде известной выжидательной установки — состояния созерцания, всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, сколько было «всмотренно» в объект и сколько было в нем «заложено»» [14, с.349-350]. Однако такое иррациональное восприятие ситуации и ее последующая оценка не всегда может привести к желаемым результатам, хотя если попытка интуиции окажется удачной, то будет сэкономлено немало сил. Такое понимание лени может трактоваться как прислушивание и следование своему внутреннему голосу.

1.1.5.Лень как инфантильное состояние.

Очень интересно наблюдение, что ленящийся человек находится в инфантильном состоянии. «Такое инфантильное состояние лени можно удостоверить тем, что она парализует произвольные действия, т.е. приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности, закономерно присущей легкому и простому миру. А так же тем фактом, что наиболее острые приступы переживаются многими людьми во время утреннего вставания с постели, т.е. когда необходимо выйти из состояния, соматически и символически приближенного утробному» [5, с.33]. Т.е. в силу каких-либо причин человеку требуется минимизировать свои усилия, проявлять минимальную активность. С другой стороны, лень можно трактовать и как детский негативизм, когда человек находится в состоянии, которое трансактный анализ определяет актуализацией состояния внутреннего ребенка [1, с. 15-45]. Своим бездействием, или неделанием назло, внутренний ребенок противостоит явному трансакционному стимулу со стороны родителя другого человека. В скрытой же трансакции ребенок поддается на провокацию ребенка — внутреннего демона — другого человека.

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... центре социального обслуживания 48 2.2 Разработка и реализация программы социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 66 Выводы по второй главе 87 Заключение 89 Список ... была конкретизирована на основе обобщения данных различных отраслей знания. Культурологические аспекты деятельности людей «третьего возраста» отражены в исследованиях отечественных философов и социологов культуры, таких ...

1.1.6. Лень как стремление к удовольствию.

З. Фрейд, отмечал, что жизненные силы и энергия человека стремятся канализироваться через получение удовольствия, и в следствие получить ослабление уровня внутреннего напряжения. В этом заключается принцип удовольствия [10, с.374-381]. Т.е. с точки зрения классического психоанализа, лень это вполне нормальный и объяснимый феномен -получить удовольствие в настоящий момент от процесса, не дожидаясь результата. Неслучайно, говоря о лени младших школьников и подростков, одной из причин указывается отдаленность целей, осуществление которых нескоро приведет к получению удовольствия [18]. С другой стороны можно трактовать лень не как стремление к удовольствию, а как стремление избежать неудовольствия, связанного с постоянным «перешагиванием» через себя. Подобные различия в стремлениях мы выявили в нашем исследовании: мужчины чаще ленятся для получения удовольствия, а женщины — для избегания неудовольствия.

В противовес принципа удовольствия, который достаточно популярен в наши дни, можно поставить идеи Франкла о том, что стремление к удовольствию отнюдь не смысл жизни человека. Удовольствие — побочное явление, следствие реализации наших устремлений. А люди, считающие, что смысл их жизни заключается в получении удовольствий, скорее всего имеют искаженную иерархию ценностей и часто сталкиваются с осознанием бессмысленности своего существования [9, с.23-32].

1.1.7. Лень как боязнь ответственности

Лень может выступать и как боязнь ответственности, особенно это проявляется у мужчин, т.к. за формирование ответственности, в основном отвечает мать, воспитывающая ребенка. Это связано с психоаналитическим трактованием детско-родительских отношений [18], девочек обычно нагружают хотя бы бытовыми делами. Когда в детско-родительских отношениях преобладает гиперопека, то в течение длительного времени ребенка всячески отгораживают от ответственности за что-либо. А потом уже удивляются, почему ребенок вырос безответственным и ему ничего не нужно и он ни к чему не стремится. Просто он старается избежать любую ситуацию, связанную с ответственностью, т.к. она заведомо воспринимается как угрожающая и травмирующая.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... четырехтомном словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения ... и, по сути, разведывательный характер. Мы полагаем, что основные параметры игровой деятельности взрослого человека были нами предварительно описаны. Было показано, что игра - важнейшая часть ...

1.1.8. Лень как защитная реакция.

Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. У физиологов есть такой термин — «охранительное торможение». Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил — организм просто откажется ему подчиняться. Такой «ленью» страдают чаще всего те, кого принято называть «трудоголиками». А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: «Что-то я нынче разленился, это нехорошо». И постепенно начинает работать как минимум чувство вины в том, что он лентяй [16]. Защита может проявляться и в других случаях. Например, синдром приобретенной беспомощности, когда человек не чувствует возможности взять под контроль повторяющиеся неприятные события. Это своего рода «лежачая забастовка». Она обычна для детей и супругов деспотичных, активных членов семьи, подавляющих желания и волю окружающих. Это нормальное стремление избегать психотравмирующих ситуаций. Это своеобразный протест — бездеятельность — против насилия над их личностью [17]. В этом случае лень является показателем какой-либо психической травмы и является психологической защитой [8, с. 194-197]. Лень как психологическая защита, например, может выступать и как условная приятность: не хочется изменять то, что так или иначе выгодно. Например, можно страдать по поводу избыточного веса, но избавляться от него лень: если похудеть, на что же тогда жаловаться и чем же объяснять свои неудачи в личной жизни?

1.1.9. Лень как ресурсное состояние.

Проявляется в случаях, когда человек или вообще исчерпал в процессе предшествующей деятельности энергетический запас (устал), или не считает нужным тратить энергию на то, что определяет для себя как не важное Возможен вариант, что эта сторона проявится еще до начала осуществления деятельности, когда человек к ней просто не готов. Тогда происходит внутренняя работа, идет процесс формирования внутренней готовности.

1.1.10. Лень как двигатель прогресса.

Кстати, данное выражение часто употребляется как бы с иронией -мол, оправдание для лодырей… Так-то оно так, но именно «ленивый» человек придумал все то, что позволяет рационально расходовать силы и время — от пресловутого колеса до того же Интернета. Все эти изобретения оказали несомненное влияние на развитие цивилизации. И данный конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять, — но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям. Поэтому понимание лени в этом контексте подразумевает, что сам человек не осознает свою лень, он работает мысленно, так, что никто этого не видит, но его внешнюю бездеятельность замечают окружающие. С их точки зрения он является лентяем, Парадокс заключается в том, что очень часто в случаях, когда индивид считает, что он трудится, а с внешней стороны это выглядит как лень, после неоднократных претензий человек перенимает мнение окружающих (интроецирует его).

И все дальнейшие подобные ситуации он воспринимает как лень, что осложняет его жизнь мешает нормальному осуществлению индивидуального стиля деятельности.

1.1.11. Лень как деятельность

Ранее мы разобрали много позиций, с которых можно подходить к понятию лени. Однако наш обзор не будет полным, если мы проигнорируем деятельностный подход к данной проблеме.

Если рассматривать лень как деятельность, необходимо учесть аспект, когда леность (от простого нежелания до неделания) возникает по отношению к какой-нибудь конкретной деятельности, которая в данный момент и в данной ситуации наиболее актуальная. И какая-нибудь другая деятельность (менее значимая, актуальная для данного субъекта) и будет ленью как самостоятельной деятельностью в этой ситуации. В таком аспекте лень может трактоваться как делание чего-нибудь другого вместо деятельности, которая осознается более важной и приоритетной. Т.о. лень является деятельностью, когда она осуществляется вместо другой более значимой деятельности. Под такое определение лени могут подойти множество различных деятельностей, причем у каждой из них будут свои мотивы, цели, задачи и т.д. но объединяющей их сущностью является то, что они — альтернативы главной деятельности, они очень сильно от нее зависят, вернее, не от самой деятельности, а от отношения субъекта к ней.

Если в какой-то момент деятельности субъект ощущает нехватку или недостаток личностного смысла в действиях, составляющих эту деятельность, а новые для него пока ещё не определены, то у него возникает нежелание их осуществлять. Здесь правильнее будет выразиться, что у субъекта возникает желание их не осуществлять. Тогда человек находит уйму других дел, которые он может делать в настоящий момент. Реализация же первичных целей оставляется на потом. Вернуться к ним он сможет либо когда его вынудят внешние условия, либо когда обнаружится новый личностный смысл. В любом случае, когда он вернется к первоначальной деятельности, то завершится лень как деятельность. И ее продуктом (кроме конкретного продукта конкретной деятельности, подходящей под категорию лени) будет определённая готовность субъекта возвратиться к первоначальной деятельности приступить к ее осуществлению. Леонтьев писал о деятельности — она отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь — может быть, уже в совсем иных, изменившихся условиях [19].

Таким образом, продолжительность лени как деятельности зависит от готовности (внутренней или внешне обусловленной) субъекта вернуться к изначальной деятельности. Быть может, поэтому для лени характерен контекст «здесь и сейчас». То есть человек стремится к тому, чтобы именно в настоящий момент получить удовольствие не столько от результата, сколько от процесса. Мотив деятельности-лени заключается в получении удовольствия от ее процесса. Если по субъективным представлениям удовольствия становится слишком много, то начинает формироваться компенсирующий механизм — чувство вины. Именно он добавляет в лень чувство напряженности, которое уже не позволяет получать необходимое удовольствие, удовлетворение.

С такой точки зрения на лень, она является весьма полезным феноменом. Но степень ее полезности зависит от личности конкретного субъекта, от детерминант его поведения и от контекста самой деятельности. То есть, важно, как каждая конкретная личность находится в каждой конкретной деятельности.

1.2 Характеристики и свойства лени

1.2.1. Актуальность другой деятельности.

Лень возникает только тогда, когда вместо осуществления деятельности (наиболее соответствующей ситуации, наиболее актуальной) субъект начинает делать что угодно другое. Тогда лень — деятельность субъективно воспринимается ненужной, неактуальной, лишней.

1.2.2. Состояние «здесь и теперь».

Ленящийся человек каждую конкретную минуту стремится прожить именно настоящим, не вспоминая прошлое и не заглядывая в будущее. Такая попытка «убежать в настоящее», о которой много говорят гештальтисты.

1.2.3. Зависимость от внешних условий.

Мы уже отмечали, что для лени, имеющей деятельностную направленность характерна обусловленность ее начала уходом от другой деятельности. Причем в этой первоначальной и актуальной деятельности должна быть заложена возможность ухода от нее, лазейка для лени. Ведь если нечего кушать, никто и не подумает, что можно уйти от работы и поисков пропитания в сторону лени. То же самое — и с прекращением лени.

1.2.4. Приобретенное качество.

Врожденным у человека является рефлекс Рубинсона, хватательный рефлекс, рефлекс сосания, комплекс оживления, и так далее — набор вообще-то минимальный. А лень или ей в противовес — самодисциплина воспитывается. Эти качества формируются в детстве [18]. И очень важная роль в этом, как мы уже отмечали, принадлежит особенностям детско-родительских отношений [7, с.168-179].

1.2.5.Инфантильное состояние субъекта.

В момент начала лени актуализируется внутренний ребенок, с несформированной волевой сферой, детскими особенностями видения мира и т.д., поэтому начав лениться очень трудно собственными силами выйти из этого состояния. Выход из лени, как правило, соответствует актуализации состояния родителя.

1.2.6. Заразность.

Состояние лени, вероятно, передается по принципу психического заражения. Мы уже отмечали, что возникновение и продолжительность лени зависит от внешней ситуации. Если вокруг не принято лениться и никто не ленится, а наоборот, преобладают увлеченность и энтузиазм, то не найдется человека, которого потянуло бы отделиться от такого коллектива. Кроме того этим свойством можно объяснить передачу особенностей процесса ленения по принципу социального наследования.

1.2.7. Компенсирующий и уравновешивающий механизм — чувство вины.

Когда субъект чувствует, что его поведение не соответствует социальным нормам или требованиям ситуации, то у него начинается борьба между «хочу» и «надо» ( эго и супер-эго).

Если некоторое время побеждает «хочу», то начинает формироваться чувство вины [10, с.546-558].

1.2.8. Динамика лени как процесса.

Для лени не характерно статическое состояние, она достаточно чутко своими проявлениями отражает любое малейшее изменение ситуации (как внешней, так и внутренней).

На этом вопросе мы остановимся далее более подробно.

1.2.9.Состояние психической напряженности.

Это одна из наиболее важных и весомых характеристик. Поскольку лень почти всегда сопровождается борьбой мотивов, несущей за собой определенный уровень напряжения. Отмечается, что чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из психотравмирующих переживаний [13, с.39]. Это, в свою очередь, обычно только ухудшает ситуацию. «При рассмотрении структурно-функциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психического напряжения обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта. Это сопровождается отрицательным эмоциональным фоном, падением настроения, ощущениями тревоги, беспокойства, острым ожиданием неудачи, провала и других неприятных последствий сложившейся экстремальной ситуации » [15].

1.2.10. Гендерные различия

В нашем исследовании мы получили результаты, указывающие на то, что существуют различия между ленью мужчин и женщин. Они касаются в основном сфер, где проявляется лень, особенностей восприятия собственной лени и отношения к ней.

1.3. Динамика лени.

Для нас динамика лени связана с динамикой волевого процесса. Если рассматривать лень как деятельность, то для ее начала и завершения нужны определенные ситуации (сочетание внешних условий и внутренней активности).

И здесь ведущую роль играет волевое действие. Рубинштейн выделяет следующие стадии (фазы) волевого действия: возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьбы мотивов, решение, исполнение [6, с.594].

Когда возникает побуждение к какой-либо деятельности или действию и осознается цель, то сразу же она реализуется не всегда. Может появиться «сомнение или в данной цели или в средствах, которые ведут к ее достижению, иногда мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желаемой цели, и в результате образуется задержка» [6, с.594]. Когда исполнение действия откладывается, происходит осознание своей пассивности по отношению к невыполнению действия. Положение осложняется. Между поведением и действием вклинивается размышление и борьба мотивов. Они сопровождаются противоречиями, раздвоениями или растроениями, внутренними конфликтами. Нужное действие всё ещё не осуществляется, поэтому добавляется чувство вины, неудовлетворенность, уровень нервно-психического напряжения неуклонно возрастает. И ключевым моментом становится стадия принятия решения. Оно сопровождается ярко выраженным чувством усилия, связанным с внутренней борьбой. Именно на этом этапе необходима сила воли, которая проявляется «не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, этом случае возможны 2 варианта: выполнять действие или не выполнять его (лениться).

В первом случае, когда начинается исполнение намеченного действия, заканчивается деятельность — лень. Во втором — процесс вновь переходит на стадию борьбы мотивов и вся внутренняя борьба происходит на более высоком уровне.

Мы попытались представить эту модель в нашей рабочей схеме:

1деятельность.

2 конкретное действие.

3 состояние «здесь и теперь»

4 борьба мотивов

5 принятие решения

Комментарии следующие: на определенном этапе деятельности при определенных условиях субъект отходит от плана выполнения деятельности и начинает заниматься чем-то другим — лениться. Но в первые моменты (от секунд до часов) он находится в контексте «здесь и теперь» и полностью поглощен новой деятельностью. Субъект некоторое время следует внутренним тенденциям и стремлениям и воспринимает этот процесс как актуальный и нужный ему. Однако в какой-то момент вмешивается ситуация, которая вносит контекст долженствования («надо»).

Именно в этот момент осознается, что текущая деятельность уже не является приоритетной, а является ленью, т.к. не выполняется деятельность, которая вновь стала актуальной. Начинается борьба мотивов, взвешивание всех «за» и «против». Но инфантильное состояние, которое сопровождает лень, не дает быстро от нее отойти. Нарастает психическое напряжение и т.д.

Отметим и такой момент: в каждом конкретном случае субъективно продолжительность лени как процесса может восприниматься по-разному: с момента осознания своей лени (4,5) или с момента ухода от выполнения намеченной деятельности(3,4,5).

Таким образом, мы описали с разных сторон феномен лени и показали, что его просто необходимо рассматривать значительно шире, чем это принято в нашем обществе. Кроме традиционно негативного отношения к ней и различных неприятных моментов, которые она привносит в нашу жизнь, мы отметили и немалые ее позитивные стороны. Не признавая их значимость для каждого конкретного индивида (какие девиденты он получает от нее), мы не сможем понять причины его лени, а, следовательно, и разобраться что нужно делать для того, чтобы успешно преодолеть все ее неблагожелательные последствия. Разработка этого направления дальше очень важна, т.к. особенности лени конкретного человека являются определенным показателем его жизненных проблем и трудностей. Ведь ленью называют очень многое, что имеет негативную окраску, и человеку очень трудно признать это в себе. Можно сказать, что лень имеет «теневую» основу. Учитывая этот аспект на наш взгляд будет очень продуктивным и полезным использовать психологический анализ лени в психотерапевтических и психокоррекционных целях. Этому вопросу мы планируем уделить внимание в наших последующих работах.

Глава 2. Исследование представлений о лени

В предыдущей главе мы определили основные теоретические моменты, связанные с ситуацией лени. Мы осветили те стороны, с которых можно осуществить анализ проявлений этого феномена, и на основе которых можно строить психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Однако, учитывая, что разработка проблемы лени находится лишь на зародышевой стадии развития, нам необходимо выявить и уточнить не только взгляд на лень как на абстрактное понятие, но и проследить особенности субъективного представления о ней. Ведь в данном случае очень важным является учет субъективного отношения к лени (своей и чужой), а оно строится на основе индивидуального значения слова лень, смысла, который вкладывается каждым человеком в это абстрактное понятие.

2.1. Организация исследования и применяемые методы.

Наше исследование, в свою очередь, посвящено:

1. определению особенностей представлений о лени,

2. выявлению отношения к ней,

3. определение гендерных различий в восприятии лени,

4. выявления гендерных различий выраженности лени в различных сферах жизни.

Объектом нашего исследования является представление о лени, а предметом выступает особенности представления студентов о лени.

В нашем исследовании проверялись следующие гипотезы:

отношение к лени преобладающе негативное.

существуют гендерные различия в представлении о лени.

нет статистически значимых различий в степени выраженности лени в разных сферах у студентов мужского и женского пола

Для исследования особенностей представления о лени мы использовали метод анкетирования. Нами была составлена анкета из 12 пунктов (приложение 1.).

Вопросы составлялись с учетом результатов первичного пилотного исследования по нескольким направлениям. Исследование:

  • индивидуального значения слова лень (пункты 1, 10),
  • условий возникновения (пункты 2,4) и прекращения лени (пункты 7, 8),
  • положительных (5) и отрицательных (6) моментов,
  • особенностей образа лени (11),
  • степени ее выраженности в различных сферах жизни (12).

В качестве испытуемых у нас выступали студенты ВУЗов Оренбурга (ОГУ, ОГПУ, ОГАУ) технических и гуманитарных специальностей, в равном количестве (по 20 человек) мужчин и женщин. Выборка мужчин состояла из 6 первокурсников, 3 второкурсников, 4 третьекурсников, 3 четверокурсников, 4 пятикурсников. Соответственно выборка женщин состояла из 2 первокурсниц, 5 второкурсниц, 7 третьекурсниц, 2 четверокурсниц, 4 пятикурсниц. Кроме того, мы учитывали, что на особенности представления о лени влияет успешность обучения, поэтому в нашей выборке почти в равном количестве присутствовали студенты, обучающиеся без оценок «удовлетворительно» и с оценками «удовлетворительно».

Студентам в индивидуальном порядке предъявлялась анкета и предлагалось ответить на ее вопросы. Студентам давалась инструкция: «Ответьте на вопросы анкеты максимально искренне. Конфиденциальность и безоценочность гарантируем ». После проведения анкетирования мы обрабатывали результаты по первым одиннадцати вопросам методом контент-анализа, а последний пункт, определяющий различия степени выраженности лени в определенных сферах жизнедеятельности, — методом статистической обработки по критерию Манна-Уитни. Проводя обработку методом контент-анализа, мы выделяли смысловые единицы. Подсчитывали количество и процент испытуемых, которые придавали лени примерно одинаковое смысловое содержание. После этого по каждому пункту мы объединяли ответы и мнения испытуемых в более крупные группы, отражающие определенную ситуацию или состояние, связанные с ленью. После этого нами производился отдельный анализ по двум выборкам:

мужчин и женщин. Данные сравнивались и представлялись в виде особенностей гендерных различий в представлении лени.

2.2. Особенности представлений о лени в выборке

Полученные данные, для удобства их анализа и интерпретации, мы представляем в таблице.

Количественные и качественные характеристики представления студентов о лени.

Таблица 1.

Общие направления в представлении о лени

Конкретные представления

Процент испытуемых

Отдельно мужчины

Отдельно женщины

Значение слова

лень

Нежелание делать что-либо

40

25

15

Желание ничего не делать

25

12,5

12,

Состояние «ничего неделания»

22,5

12,5

10

Нравственно неприемлемое состояние

10

10

Место, где можно «спрятаться»

10

10

Антонимы лени

Деятельность: Работа (учеба) Труд вообще

30 15 15

15 12 3

15 3 12

Личностные качества: Трудолюбие Упорство, прилежание и т.д.

21 10 11

10 6 6

11 4 7

Занятость чем-либо

7

7

«внутренний порыв»: — побуждения, стремления;

— увлеченность, энергичность

14 5 9

6

2 4

8

3 5

Веселье, общение

3

2

1

Сила воли

2

2

успешность

2

1

1

Условия возникновения и протекания

усталость

25

10

12,5

Зависит от конкретной деятельности

20

10

10

Нет интереса или подходящих стимулов

17,5

7,5

10

Всегда (не зависит от условий) — просто с различной степенью

17,5

17,5

утро

15

7,5

7,5

Когда объективно требуется отдых

12,5

2,5

10

апатия

12,5

12,5

Состояние болезни

7,5

7,5

Моменты осознания лени

Нежелание действовать конкретно или вообще

20

10

10

Лежание на диване

20

5

15

Ничего не делается

15

10

5

Нет результатов деятельности

12,5

7,5

5

Расслабленное состояние, отдых

12,5

2,5

10

Трудно себя заставить, поиск причин, чтобы не заставлять

25

7,5

17,5

апатия

10

10

Стоят дела

5

5

Условия прекращения лени

Внутреннее решение Сила воли

52,5

22,5

30

Полноценный отдых, добровольное переключение на другое занятие

20

17,5

2,5

Поиск нового смысла и внутренних сил

15

2,5

12,5

Лень не преодолевается

12,5

7,5

5

Внешние обстоятельства Ответственность, долженствование

35

12,5

22,5

Личностные характеристики (жадность, алчность, честолюбие, совесть, чувство вины)

25

12,5

12,5

Внутреннее побуждение,

стремление к цели

12,5

5

7,5

Нет времени для лени, некогда

12,5

7,5

5

Улучшение настроения

12,5

7,5

5

Угроза или боязнь наказания

7,5

5

2,5

Помощь лени

отдых

37,5

27,5

10

расслабление

20

5

15

Нет помощи

25

15

10

Защита от перегрузки

5

5

Актуализация истинного «Я»

5

5

Рациональный подход к делу, экономия энергии

10

7,5

2,5

Негативное влияние лени

Во всех сферах

25

15

10

В решении целей, важных дел, проблем

17,5

12,5

5

В учебе

17,5

5

12,5

В рациональном использовании времени

15

5

10

Несоответствие требованиям окружающих

10

10

В бытовых делах

7,5

5

2,5

Ни в чем

7,5

5

2,5

Сферы, где максимально проявляется лень

Профессиональная (учебная) деятельность

32,5

12,5

20

Бытовые дела

17,5

7,5

10

Дела, которые осуществляются под давлением

17,5

5

12,5

Ничего неделание

12,5

7,5

5

Образ лени

«перина облако» — мягкая, соблазнительная, воздушная, бесформенная, манящая, обволакивающая

25

17,5

7,5

Большая, черная, тяжелая, тучеобразная, угрожающая, засасывающая как болото

15

5

10

Подтачивающий вредный и наглый червячок, который постоянно на что-нибудь провоцирует

15

10

5

Хитрая зверюшка (колобкообразная, миленькая, маленькая и т.д.)

12,5

2,5

10

Кошка (пушистая, красивая, грациозная, своевольная, медлительная), которая гуляет сама по себе

10

7,5

2,5

Прокомментируем таблицу.

Студентами понятие лени трактуется с нескольких сторон. Чаще всего оно понимается как состояние, выражающее нежелание выполнять какую-либо деятельность (49%), чуть реже — желание вообще ничего не делать (20%).

На уровне прекращения реализации деятельности лень рассматривают лишь 20% испытуемых. Т.е. первой особенностью представлений о лени является ее понимание на уровне желаний, а не реальных действий. (Мы же в рассмотрении теоретических конструктов понятия лень в основном использовали понимание деятельностной стороны лени.) Кроме того, студенты рассматривают лень и как характеристику человечества в целом (10%), например, лень это отвратительное приобретение человечества, враг №1, морально осуждаемое качество. Т.е. лень воспринимается не только как «моя личная характеристика», но и как проявление общечеловеческой отличительной черты. Лень индивидуальная понимается как часть лени в-масштабах человечества. 10% испытуемых определяют лень как место, куда можно спрятаться от неприятного воздействия. Т.е. они отмечают позитивное значение лени для себя — из двух зол выбирают меньшее.

Анализ антонимов слова лень дает нам более широкое представление о содержании данного понятия. Кроме невыполнения того, что связано с деятельностью, работой, учебой, трудом (30%), в структуру лени входит и отсутствие или слабая выраженность определенных личностных качеств (упорство, прилежность, целеустремленность, старательность), компонент безделья, отсутствие внутренних стремлений, побуждений, творческого порыва (т.е. ленью можно считать и то, что делается без творческого порыва, «без души»).

Есть предположение, что лень как отсутствие определенных качеств воспринимается чаще всего по отношению к другим людям, а лень как недостаток творческой энергии — у себя. В малом количестве лень воспринимается как отсутствие силы воли и как неуспешность по жизни. Т.е. в содержание понятия лень входит деятельностный компонент, потребностный (на уровне желаний и нежеланий), творческий, волевой, личностно значимый, а также взгляд с точки зрения полезности и успешности.

Отметим и особенности условий возникновения и протекания лени. Если не брать во внимание общих сценариев ситуации, которые отметили 20% испытуемых, где все зависит от конкретных условий, то получается следующая ситуация: лень появляется, когда человек не заинтересован в деятельности и нет достаточно сильных и весомых внешних стимулов. Кроме того выяснилось, что у студентов «ленивым временем суток является утро». Возможно, это может свидетельствовать об определенном уровне инфантилизации студентов. По этому пункту мы получили еще одно весьма любопытное заключение: ситуация, в которой субъекту по более или менее объективным причинам (усталость, болезнь, необходимый отдых) требуется минимальная активность и энергоэкономия для восстановления своих сил, оценивается как лень. На наш взгляд, в данном случае «супер-эго» уже’ перегибает палку. И уже можно говорить о хронической лени.

Однако осознание своей лени случается и при других ситуациях: деятельностный аспект — ничего не делается, стоят дела, нет результатов; потребностный — на уровне желаний и нежеланий (вплоть до апатии); волевой, восстановительный — отдых, расслабление. Следует отметить, что у студентов возник такой образ ситуации лени — диван (особенно у женщин).

Прекращение лени зависит от следующих моментов: поиск нового смысла или внутренних сил, а также полноценного отдыха, переключения на другой вид деятельности и т.д. На последние два можно обратить внимание с той позиции, что эти способы преодоления лени наиболее эффективные. Из внешних факторов, вынуждающих прекратить лень, можно выделить: давление внешних обстоятельств, личностные характеристики и внутренние побуждения. Исследование показало, что для большинства (52,5%) преодоление лени связано с усилием воли, перешагиванием через себя (причем, больше у женщин).

35% испытуемых отмечают, что перестать лениться их заставляет ситуация долженствования и повышенной ответственности (чаще у женщин).

Отметим, что улучшение внутреннего состояния благоприятнее влияет на прекращение лени, чем угроза наказания. Именно на этой закономерности нужно строить коррекционное и терапевтическое воздействие.

Достаточно интересным является представление о полезности и вредности лени. Выявилось достаточно много положительных сторон лени, которые желательно признавать. Это возможность отдохнуть, расслабиться, защититься от перегрузок, рационально подойти к выполнению деятельности, актуализировать свое истинное «Я». Именно на этих моментах можно акцентировать свое внимание при рассмотрении лени как ресурсного состояния. По этому пункту мы выявили достаточно существенные гендерные различия. Это может свидетельствовать о разных сокрытых причинах ухода в лень. Отметим, что 25% испытуемых не видят в лени помощи для себя. Мы можем предположить, что у них преобладают’ определенные личностные характеристики — ориентация во вне, повышенная тревожность, высокий уровень нерно-психического напряжения. Такое отрицание своей части может привести к внутри личностному конфликту по истерическому типу.

Что касается помех со стороны лени, то они касаются, по большей части, достижения определенных целей, профессиональной сферы, рационального использования времени и соответствия требованиям окружающих. Мы в этом заметили определенную закономерность — всё вышеперечисленное относится к функционированию третьего блока мозга, по Лурия. От лени страдает произвольная сфера человеческого сознания, самая молодая и уязвимая. Лень для нее получается как проверка на вшивость.

Сферами максимального проявления лени являются (по степени убывания): профессиональная (учебная ) деятельность, бытовые дела, дела, осуществляемые под давлением, ничего неделание.

Статистическая обработка результатов последнего пункта, выражающего степень выраженности лени в различных сферах жизни, показала, что статистически значимые различия в показателях выраженности определенной направленности лени наблюдаются по трем шкалам. Это учеба, бытовые дела и интимное общение. В первых двух степень выраженности значительно выше, чем в остальных, а в последней -значительно ниже. У нас появилась вполне объяснимая и предсказуемая закономерность — чем труднее деятельность, чем больше она требует усилий, тем чаще в ней проявляется лень и тем сильнее она выражена. И наоборот.

Полученные образы лени (облако, кошка, туча, зверёк, червячок) на наш взгляд с одной стороны отражают субъективное отношение к лени, представление ее целиком, а не разрозненными моментами, с другой -иллюстрируют представление о себе ленящемся, оценку себя в этой ситуации. Это можно рассматривать и как определенную проективную методику. Т.е. существуют лентяи, которые нежатся в лени, которые’ любуются и гордятся ею, боятся ее, интересуются и внутренне радуются ей, и .считают ее чем-то инородным. Естественно для преодоления негативных моментов, связанных с ленью, нужно учитывать и эти стили ленивцев, а не только все особенности, на которых мы останавливались ранее.

2.3. Гендерные различия в представлении о лени

На основе анализа таблицы 1. можно с уверенностью говорить о различиях в представлении о лени между мужчинами и женщинами, а также о мужской и женской лени. Эти стили лени по некоторым особенностям (направленностям) отличаются друг от друга. Для краткости мы будем употреблять термины «мужская лень» и «женская лень».

Мужское восприятие лени более абстрактно, учитывает общечеловеческие моменты, а не только свои внутренние. Женское же чаще исходит из конкретной ситуации, отражает взгляд изнутри, из своего «угла», а также воспринимается как место, куда можно спрятаться.

«Мужская лень» чаще воспринимается как чувство нежелания, апатии, бездействие, более ориентирована на внутренний мир, на чувства. «Женская лень» обусловлена ситуацией и воспринимается исходя из нее. Например, стоят дела. Больше проявляется ориентация вовне, ответственность, долженствование.

Только мужчины ощущают, что ленятся всегда, т.е. все делают с ленцой. Разница лишь в степени проявления и выраженности. «Женская лень» чаще связана с монотонной деятельностью, когда всё приелось, когда наступает безразличие к делам.

Учитывая объективные условия, по мнению мужчин, они чаще чем женщины ленятся во время болезни, а женщины — чаще во время необходимого отдыха.

«Мужская лень» помогает отдохнуть, рационально подойти к деятельности, однако больше чем женщинам мешает в достижении целей. «Женская лень» значительно меньше помогает в отдыхе, потому что, возможно, уровень нервно психического напряжения значительно выше, чем» у мужчин. Это связано с более высокой степенью ответственности, ориентации вовне и т.д. поэтому лень позволяет максимум — расслабиться, а также предохраняет от перегрузок и дает возможность побыть собой (у мужчин эти параметры вообще не упоминаются).

Больше страдает рациональное использование времени. Опять же женщины больше ориентируются не на целевой показатель деятельности, а на временной.

Для мужчин преодоление лени чаще сводится к полноценному отдыху или смене деятельности (деятельностный компонент), а для женщин — к поиску нового смысла ситуации или внутреннего ресурса, а также очень сильно влияет ситуация долженствования и повышенной ответственности. Образы лени преобладают следующие: у мужчин — облако, кошка, вредный червячок; у женщин — зверек и туча.

Т.о. мы описали определенные гендерные различия в понимании лени.

«Мужская лень» это чаще внутреннее состояние, чувство (от нежелания до апатии), которое в большей или меньшей степени присутствует всегда. И от него можно получать удовольствие и пользу: отдохнуть, понежиться, продумать рациональный подход к деятельности во время так называемого ничего неделания.

«Женская лень» намного чаще привязана к конкретной ситуации, следовательно переживается более тяжело. Это связано еще и с тем, что очень трудно отойти от внешних условий, обязанностей, долженствования. Поэтому чаще приходится бороться с ленью силой воли или поиском нового смысла, т.к. нет времени чтобы ждать, пока она сама пройдет. По субъективному мнению женщина ленится очень часто, чаще чем мужчины. Даже образы лени отличаются от мужских: положительное отношение выражается в виде чего-то такого «прикольного», веселого (у мужчин -красивое, соблазнительное, манящее), а негативное — вызывает чувство тревоги, угрозы, страха, а у мужчин чаще это просто что-то не очень приятное, навязанное.

В количественном отношении оценка лени в различных сферах жизни имеет гендерные различия лишь по двум показателям: отношение с родителями и отдых. Мужчинам больше лень общаться с родителями, а женщинам — отдыхать.

Выводы

1. В исследовании выявились особенности представления студентов о лени: выделены следующие грани:

деятельностная сторона (тормозится реализация деятельности)

потребностно-мотивационная (нежелание)

волевая

эмоциональная

характерологическая

творческая и другие.

Мы определили особенности отношения к феномену лени: преобладает негативное отношение — особенно у женщин. (Наша гипотеза подтвердилась).

Кроме того подтвердилась гипотеза о наличии гендерных различий в представлении о лени и определенных стилях лени.

Статистическая гипотеза подтвердилась не полностью, т.к. по двум показателям были выявлены статистически значимые различия.

Наиболее важными результатами нашей работы мы считаем не столько сформулированные теоретические конструкты относительно феномена лени, сколько выявленные нами особенности представления о лени и гендерные различия в стилях лени, отношения к ней и представления о ней. Именно они позволят нам дальше заниматься этой проблемой на более высоком уровне, используя уже какие-либо практические наработки. Кроме того на основе полученных результатов мы планируем начать разработку проблемы терапевтического и коррекционного воздействия для решения проблем, обусловленных ленью.

Литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб: Лениздат, 1992.
  2. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Общая психология. Сборник текстов / под общ. ред. В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1998. С.25-26
  4. Кон И.С. К проблеме национального характера. Общая психология. Сборник текстов / под общ. ред. В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1998. С.99-108
  5. Петровский В.А. К психологии активности личности. — Вопросы психологии, 1975, №3. С.26-38
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000.
  7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т 1. — ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  8. Фейдимен Дж., Фрейгер Ф. Механизмы защиты. Общая психология. Сборник текстов / под общ. ред. В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1998. СЛ94-197
  9. Франкл В. Психотерапия на практике./Пер. с Нем. СПб: Речь, 2001.
  10. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — Харьков: Фолио; М: ООО «Изд-во АСТ»,2001.
  11. Фромм Э. Характер и социальный процесс. Общая психология. Сборник текстов / под общ. ред. В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1998 С.96-99
  12. Хекхаузен X. Теория поля Левина. Общая психология. Сборник текстов / под общ. ред. В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. ISO-187
  13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001 .
  14. Юнг К. Психологические типы. / Пер. с Нем. Софии Лорие. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  15. littp ://azps .ru/artikles/stts/
  16. www.psyinst.ru
  17. www. flogiston.ru
  18. www.reinaldo.com
  19. www.psy.msu.ru

Приложение I

АНКЕТА

  1. Что Вы понимаете под словом лень ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Когда Вы ленитесь (время, условия, причины)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как часто Вы ленитесь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы понимаете, что ленитесь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем Вам помогает лень?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем Вам мешает лень?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы преодолеваете свою лень?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что Вас заставляет перестать лениться?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжите предложение. Мне лень…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Антонимы лени (слова, противоположные по смыслу)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как выглядит лень, какая она (опишите)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проставьте в баллах (от 1 до 10) степень выраженности Вашей лени в различных сферах жизни. (Обвести).

1. Учеба 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Общение с друзьями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Общение с родителями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Интимное общение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Домашние дела 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Обязанности,обещания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Отдых, развлечения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Самосовершенствование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10