ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА
ПЛАН РАБОТЫ
Введение ………………………………………………………………………………… 4 |
|
ГЛАВА 1. Организация психодиагностического изучения качеств личности, связанных с темпераментом ……………………………………………… 4 |
|
§ 1. Понятие темперамента и его физиологические основы …………… 4 § 2. Психологическая характеристика темпераментов ………………. 9 § 3. Особенности темперамента, проявляемые в индивидуальном стиле деятельности ………………………………………………… 12 § 4. Значение психодиагностики для изучения психических качеств человека, связанных с индивидуальной деятельностью ………………. 16 |
|
ГЛАВА 2. Применение психодиагностических методов для изучения психических качеств человека, связанных с индивидуальной деятельностью человека. ……………………………………………. 25 |
|
Заключение …………………………………………….34 |
|
Список литературы …………………………………………… 35 |
Введение
Одаренный, творческий человек, это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности в любой профессии способствует творческому подходу в работе. Если это педагог, то это способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий профессию, к моменту осуществления такого выбора уже формируется как личность и несомненно является индивидуальностью.
Основными признаками индивидуального стиля деятельности, проявляющиеся в темпераменте являются время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость и т.д. Люди, обладающие разной индивидуальностью из множества профессиональных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по разному.
В настоящее время в условиях рыночной экономики изучение индивидуальных личностных качеств человека, связанных с его темпераментом и отражающихся на его деятельности приобретает все большее и большее значение.
Для решения этого вопроса в последнее время используются существующие психодиагностические методики и новые методики.
Из методик можно отметить методику Кеттела Р., Айзека Г. и методики отечественных ученых.
Предметом исследования в работе является выявление качеств, связанных с темпераментом и их отражение в индивидуальной деятельности психодиагностическими методами.
В работе рассмотрены методы и конкретные психодиагностические методики, которые могут применяться для решения этой задачи, рассмотрены требования, при проведении психодиагностической работы.
В настоящее время психодиагностическая работа имеет актуальное значение, так как исследуя положительные и отрицательные типовые качества темперамента человека, необходимо проводить коррекционную работу для совершенствования индивидуального стиля деятельности, используя и развивая положительные стороны темперамента, что положительно сказывается на работе человека.
В данной работе использована определенная методика выявления типов темперамента людей и выявления их индивидуальных качеств и творческого использования их в различных ситуациях.
В работе использованы работы таких авторов, как Немов Р.С., Рогов Е.И., Петровский А.В., Зимняя И.А., Климов Е.А.
ГЛАВА I. Организация психодиагностического изучения качеств личности, связанных с темпераментом
§ 1. Понятие темперамента и его физиологические основы
Люди отличаются друг от друга по силе, скорости, темпу и ритму движений, по походке, по глубине и быстроте смены чувств, степени выраженности их в мимике, пантомиме, интонациях и т.д. Это замечено наукой уже давно. Еще во II веке до нашей эры знаменитый римский врач Гален пытался дать классификацию темпераментов. Древнегреческий врач Гиппократ ( V век до нашей эры) считал, что поведение человека зависит от соотношения в его организме четырех жидкостей. В дальнейшем от названия этих жидкостей произошло название темпераментов: у сангвиника — крови (сангуиз); у флегматика — слизи (флегма); у холерика — желчи (холе); у меланхолика — черной желчи (мелайнахоле).
Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий.
В течение многих столетий выдвигались различные новые гипотезы, стремившиеся объяснить причину различий динамических
проявлений психики. Развитие науки отвергло как наивное утверждение зависимости темперамента от соотношения «соков» в организме, но подтвердило идею зависимости темперамента человека от биологических (физиологических) его особенностей. И.П. Павлов экспериментально установил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, основных нервных процессов — возбуждения и торможения — и от их соотношения. Он доказал, что процессы возбуждения и торможения у различных людей могут отличаться по силе, подвижности, уравновешенности.
Тип высшей нервной деятельности — совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
Понятие о типах высшей нервной деятельности первоначально трактовалось как «картина поведения» животного, в дальнейшем стало рассматриваться как результат определенного сочетания выделенных Павловым свойств нервной системы — силы, подвижности и уравновешенности. Рассмотрим, что представляет собой сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Сила нервных процессов определяется способностью нервной системы выдерживать наибольшие нагрузки без ущерба для нервной деятельности. Слабость нервных процессов — неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.
Таким образом, сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Подвижность означает легкость и быстроту перестройки условно-рефлекторных связей, в частности, возможность быстро выработать на положительный раздражитель отрицательную реакцию, а на отрицательный раздражитель — положительную.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
По силе нервных процессов Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных ( с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных он по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности:
1. Сильный, неуравновешенный или «безудержный».
2. Сильный, уравновешенный, инертный или медлительный.
3. Сильный, уравновешенный, подвижный или живой.
4. Слабый.
Свойства нервных процессов у большинства людей по-разному соотносятся. Сочетание свойств нервных процессов (силы, уравновешенности и подвижности) образует определенный тип высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности и лежит в физиологической основе темпераментов людей.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
Число таких сочетаний велико, но в опытах И.П. Павлова выделено четыре наиболее часто повторяющихся соотношения.
Последователи Павлова, развивая его идеи, обнаружили новые свойства процессов высшей нервной деятельности. Так Б.М.Теплов, изучая свойства нервных процессов человека, применил при этом инструментальную регистрацию очень тонких нервно-физиологических процессов и методы обработки математической статистики.
—————————————————————-
Тип высшей Особенности процессов Вид
нервной ————————————
деятельности сила уравновешенность подвижность темперамента
—————————————————————-
Безудержный Сильные Неуравновешенные Подвижные Холерик
Живой Сильные Уравновешенные Подвижные Сангвиник
Спокойный Сильные Уравновешенные Инертные Флегматик
Слабый Слабые Неуравновешенные Подвижные или Меланхолик
инертные
—————————————————————-
Таким путем была разработана следующая классификация типов нервной системы:
1. Сила (выносливость).
2. Динамичность (скорость образования положительных и тормозных условных процессов).
3. Подвижность (скорость переделки знаков раздражителей).
4. Лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса)[1].
При этом подчеркивается, что каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу торможения, возможны их новые сочетания. Однако, предложенная И.П. Павловым классификация темпераментов в учебно-воспитательной работе с людьми до сего времени является оптимальной и удобной. Она позволяет повседневно изучать темперамент человека по внешним психологическим проявлениям, так как каждый темперамент человека имеет свою психическую характеристику.
Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Необходимо учитывать, что темпераменты нельзя оценивать как плохие и хорошие, каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные проявления.
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.
Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости ).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
§ 2. Психологическая характеристика темпераментов
Центральное место в характеристике темперамента занимает общая психическая активность. Имеется в виду не содержание активности, не ее направленность, а именно ее динамические особенности, сам энергетический уровень поведения.
Основными показателями темперамента являются: сензитивность, реактивность, активность, темп реакции, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость. Рассмотрим эти характеристики подробнее.
Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность — это свойство, характеризующее степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (например, критическое замечание, обидное слово, резкий звук и др.).
Активность — это свойство, характеризующее степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей.
Темп реакции — это свойство, определяемое скоростью протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, быстрота ума и др.).
Экстраверсия- интроверсия — это свойство, характеризующее, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).
Эмоциональная возбудимость — сложное свойство психики, характеризующее как минимальную ситу воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, так и скорость, с которой она возникает.
Рассмотрим характеристики четырех типов темпераментов. Сангвиник — это живой, подвижный человек. Он постоянно стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настроения сангвиника изменчивы, но преобладает среди них чувство душевного равновесия, благополучия.
«Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятельно, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым» — так характеризовал данный вид темперамента И.П.Павлов[2].
Для сангвиника характерна повышенная реактивность, проявляющаяся в том, что он живо, с большим возбуждением откликается на все, привлекающее его внимание. Сангвиник отличается и повышенной активностью. Активность и реактивность у него уравновешены, он может сдерживать свои реакции и проявление чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, темпе речи.
Холерик — (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы) — как правило, порывист, быстр, нетерпелив. Отличается высокой реактивностью и активностью. Быстрый психический темп переживаний. Реактивность преобладает над активностью, поэтому он исключительно страстен в работе, но нередко неуравновешен, склонен к резкой смене настроений, эмоциональным вспышкам. Для холериков характерна быстрота (иногда лихорадочная) движений и действий, порывистость. Психические процессы протекают у людей с холерическим темпераментом быстро. Неуравновешенность ярко сказывается в деятельности холерика. В силу преобладания возбуждения над торможением в общении с людьми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность.
Флегматик — (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы) — на вид спокойный человек, медлительный и неповоротливый, невозмутимый. Внешне чувства настроения, как правило устойчивы, эмоции и душевные переживания свои выражает в исключительных случаях. По характеристике Павлова, флегматик — спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни[3].
Инертность флегматика сказывается на косности его стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости.
Меланхолик — (в основе лежит слабый тип нервной системы) — человек, склонный к глубоким переживаниям, болезненно чувствительный, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием.
Меланхолик легко раним, болезненно реагирует на малейшие обиды, замкнут.Малая реактивность и пониженная активность, свойственные меланхолику, проявляются в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит до конца работу. Меланхолик отличается медленным психическим темпом — его движения вялые и слабые, речь медленна.
С точки зрения социальной полезности, плохих людей по темпераменту не существует. При любом типе нервной системы, то есть при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все социально необходимые черты личности и поведения, Темперамент будет лишь
§ 3. Особенности темперамента в индивидуальном стиле деятельности
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. «Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности»2. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.
Если иметь ввиду разнообразные движения, реакции, формы поведения, то это можно считать отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.
Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Из особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Но он проявляет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. «Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида»[4].
Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него больше, чем у неэмоционального человека выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, наоборот, подавленности.
Так лица с высокой эмоциональной возбудимостью обычно очень впечатлительны, волнуются по малейшему поводу, их легко удивить, обрадовать, разгневать, обидеть. «Существуют и эмоционально нечуткие люди, у которых выражение эмоции наступает только в чрезвычайно эмоциональных ситуациях. Сила эмоционального возбуждения проявляется в том, что, с одной стороны, существуют люди неуравновешенные, постоянно контролирующие свое поведение»[5].
Лица с большой устойчивостью эмоциональных состояний характеризуются постоянством настроения, чувства захватывают их целиком и оставляют после себя глубокий след. У других людей чувства поверхностны, протекают легко, малозаметно, без серьезных переживаний.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.д.
Индивидуальные различия проявляются также в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружающих.
В этом плане можно выделить натуры открытые, для которых характерны откровенность, желание поделиться с другими своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытых, маскирующих свои чувства под маской внешнего спокойствия, из-за боязни насмешки или равнодушия.
Личностные особенности эмоциональной сферы связывают с таким качеством, как отзывчивость. Противоположным качеством является черствость.
Сочетание этих свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций и др.
Темперамент влияет и на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом.
К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
«Индивидуальный стиль деятельности в узком смысле —«это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности … индивидуально — своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своего (типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности»1. Это индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов должно обеспечивать наилучшее выполнение деятельности. Стиль деятельности включает ее операционный состав, умения и навыки, выявляя способность самого субъекта и обусловливаясь его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.
«Индивидуальность стиля проявляется в своеобразии применяемых конкретным руководителем способов деятельности, которое детерминировано: во-первых, индивидуальными качествами и психологическими особенностями (ее направленностью, характером, типом темперамента, способностями и др.); во-вторых, личностными мировоззренческими взглядами, мотивами, которые обусловливают применение тех или иных принципов и норм для организации применяемых способов в систему своей деятельности и поведения; в-третьих, уровнем профессионального мастерства в области социального управления. В индивидуальности стиля проявляются и ситуационные особенности объекта управления и средовые факторы, влияющие на деятельность».2
§ 4. Значение психодиагностики для изучения психических качеств человека, связанных с индивидуальной деятельностью
«Психодиагностика — это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой».3
В данном случае в качестве объекта психологической оценки выступают вышеизложенные индивидуальные качества человека, связанные с его деятельностью и социально-психологические процессы, которые возникают в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.
Оценку уровня психического развития, достигнутого индивидом, нужно проводить для решения таких задач, как:
— выяснение состояния развитости соответствующего свойства, необходимого для индивидуального стиля деятельности;
— определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;
— установление тех реальных изменений в психологии и поведении индивида, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий, например, в результате проведенного эксперимента;
— определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов и динамики его развития в прошлом;
— разделение обследуемых людей на категории для дальнейшей дифференцируемой работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
— определение пригодности индивида для решения таких задач, как установление профессиональной готовности человека к исполнению своих служебных обязанностей;
— определение соответствия или несоответствия психологии и поведения индивида некоторой заданной медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы;
— выработка рекомендация для индивида группы с целью выбора жизненного пути и дальнейшего самообразования.
— выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития человека, его отклонений от некоторого среднего стандарта-нормы — в положительную сторону;
— психологическое обслуживание развивающих экспериментов, проводимых с субъектами с целью выработки практических рекомендаций;
— определение индивидуальных способностей человека для определения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы.
Психодиагностика осуществляется профессионально подготовленными практическими психологами, оканчивающими факультеты психологии в университетах.
Психодиагностика индивидуальной деятельности человека производится с помощью научно-проверенных методов исследования. К качеству таких методов предъявляются строгие требования. Основные из этих требований следующие: валидность, точность, надежность. Валидность означает соответствие используемого метода тому, что с его помощью изучается.
Валидность можно определить как то, в какой степени полученные при помощи данного исследовательского метода результаты отражают оцениваемое качество.
Точность указывает на свойства метода улавливать тонкие различия в изучаемом с его помощью качестве. Например, когда в анкете или опроснике на задаваемый человеку вопрос психолог получает ответ типа «да» или «нет», то такой ответ будет мене точным, чем тот, который получается при помощи шкалы, включающей следующие пункты: «определенно да», «скорее да, чем нет», «не знаю», «скорее нет, чем да», «определенно нет».
Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства.
В практике психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. Ответственность за качество применяемого метода и за получение с его помощью таких результатов, которым можно доверять, несет практический психолог.
К проведению психодиагностических обследований человека предъявляются такие требования, как:
— результаты психодиагностического обследования не должны использоваться во вред человеку;
— психодиагностика может и должна проводиться только с согласия самого человека;
— обследуемый человек должен знать те выводы, которые специалистом психологом сделаны на их основе.
— психолог должен давать исчерпывающие и достоверные ответы на вопросы обследуемого человека.
— результаты психодиагностического обследования без учета многих факторов не могут служить основанием для определения судьбы человека и заключения о возможности продолжения его деятельности.
Основные этапы разработки и апробации психодиагностических методик следующие:
1. Точное определение того качества или свойства, связанного с темпераментом, должно изучаться с помощью данной методики. Соответствующее определение следует давать в строгом согласии с правилами логики определения понятий.
2. Подбор системы объективных признаков, на основе которых можно судить о наличии и степени развитости соответствующих качеств и свойств. Эти признаки должны отвечать методологически важному требованию однозначности, которое можно сформулировать так: данный признак может быть использован как индикатор интересующего нас свойства лишь тогда, когда он функционально связан исключительно с данным свойством и никаким другим.
Например, требованию однозначности не вполне соответствует высказывание человека о самом себе, когда на основе такого высказывания о нем судят как о личности, так как характер высказывания зависит не только от личности говорящего, но и от сложившихся в данный момент обстоятельств.
3. Разработка теоретических вопросов применения методики. Если такой методикой является тест-опросник, то этот этап работы представляет собой составление перечня вопросов, включающих отобранные признаки, инструкции испытуемым, определяющей их поведение во время эксперимента и действия психолога.
4. Проверка методики на валидность, точность и надежность.
На практике чаще всего обращаются к сравнительно простым тестам, включающим опрос, наблюдение, анализ документов и психодиагностический эксперимент, представляющий собой, в частности, решение испытуемым серии специальных психодиагностических задач в стандартных, контролируемых условиях.
Основной психодиагностический инструментарий представляют собой тесты.
К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире.
Для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъекта, связанных с его темпераментом, используются личностные опросники, получившие широкое распространение в диагностических исследованиях. Наиболее известные среди них — личностный опросник Г. Айзека, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела, Минесотский многоаспектный личностный опросник.
«Личностный опросник Айзека предназначен для исследования эмоциональной устойчивости в степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзек опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей».1
Так, например, нейротизм, т.е. эмоциональная неустойчивость при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека).
Экстраверсия характеризует общительность субъекта, стремление к широкому кругу знакомств, легкость, импульсивность, оптимизм, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверсия, наоборот, характеризуется спокойствием, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем.
Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела, который существует в двух эквивалентных формах (А и В) содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Особенность подхода Р. Кеттела к разработке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специального статистического метода свел их к серии 16 факторов, каждый из которых построен на биполярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 баллов. Четыре фактора второго порядка являются генеральными и вычисляются на основе шестнадцати факторов первого порядка.
Количество специальных тестов, предназначенных для оценки способностей человека к отдельным видам деятельности очень много. Сюда же можно отнести тесты-эксперименты, в которых испытуемого помещают в специальную ситуацию, дают какое-либо задание и наблюдают за поведением.
«Учитывая ограниченность тестовых оценок и их подверженность многочисленным посторонним влияниям, прогрессивные психологи видят смысл тестирования в получении достаточно точных показателей наличного уровня знаний и навыков».2
Важным требованием, которому должно соответствовать тестирование, является адаптация теста к новым условиям: стране, культуре, языку, возрасту и т.п. — отличным от тех, где он первоначально был создан и применялся. Разработанный в одной стране мира со специфической политической, социальной, экономической и культурной системой, тест безоговорочно не может применяться в другой стране.
Для изучения психологических свойств и особенностей можно применять и более надежные средства исследования: анализ документов, изучение продуктов деятельности, эксперимент.
Анализ документов и продуктов деятельности — это достаточно надежные методы, но лишь при соблюдении таких условий как:
— документ или используемый для выводов продукт деятельности должен быть источником достоверной информации о ребенке;
— процедура анализ продуктов деятельности должна быть оценена в точки зрения ее валидности и надежности.
Наблюдение как метод психодиагностики также требует соблюдения определенных правил, гарантирующих достоверность получаемых результатов и выводов.
Первое правило заключается в том, чтобы заранее определить совокупность признаков, за которыми будет вестись наблюдение, а также способы их регистрации. Второе правило: невмешательство наблюдающего в те процессы и явления, которые представляют собой объект наблюдения.
Для выявления типа темперамента человека чаще всего используются методики, в основе разработки которых лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях. К ним можно отнести методики Кеттела, Леонгарда, Айзека, Личко и др.
В качестве основного можно использовать тест Айзека, шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.
Работа разбивается на этапы:
1. Проведение теста Айзека.
2. Обсчет результатов.
3. Градация результатов по таблице типов
4. Отбор данных, где балл по шкале «ложь» больше 5.
В результате работы выявляются характерологические проявления и согласно этим проявлениям определяются пути коррекции.
Например, согласно опроснику Айзека, содержащего 60 вопросов, определяется тип темперамента: экстраверсия Э: 0-4; нейротизм Н: 0-4. Этому типу соответствуют следующие характерологические проявления: безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Пути коррекции. Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Можно подчеркнуть ценность таких качеств, как скромность и хладнокровие.
Если выявлен ТИП-2 Э: 20-24 балла; Н: 0-4 б., этому соответствуют характерологические проявления: радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).
По этим проявлениям намечаются пути коррекции: поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности (предлагая интересные задания).
Рекомендуется помочь организовать время. И т.д.
В последнее время все возрастающее значение приобретают математические методы, которые начинают применяться при обработке данных, но и на других стадиях исследования. Это проявляется в математическом моделировании условий эксперимента, применении математических моделей при планировании эксперимента, в проверке с помощью модели безупречного эксперимента надежности и валидности реальных экспериментов, в применении современных средств электронно-вычислительной техники и т.д.
Глава 2: Методика определения особенностей темперамента
§ 1. Проблема исследования.
Учет различных темпераментов в коллективе или малой группе очень важен. Прежде всего это отражается на эффективности групповой деятельности и на состоянии психологическом климате коллектива.
Задачи данного исследования:
1. Подобрать методики, позволяющие наиболее надежно и валидно изучить особенности темперамента.
2. Исследовать особенности темпераментов у испытуемых и провести их сравнение.
3. Дать рекомендации по коррекционной работе.
§ 2. Процедура исследования
Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы.
Перед тем, как проводить психологическое исследование, необходимо объяснить испытуемому, что ему нужно будет ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Испытуемый должен дать тот ответ, который первый приходит в голову. Отвечать на все вопросы подряд ничего не пропуская. Чем искреннее испытуемый делает это, тем точнее и правильнее можно будет изучить темперамент.
.
№ |
Содержание вопроса |
Да |
Нет |
1. |
Вы любите часто бывать в компании? |
||
2. |
Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивые? |
||
3. |
Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения? |
||
4. |
Во время беседы вы очень быстро говорите? |
||
5. |
Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей |
||
6. |
Бывает ли, что вы передаете слухи? |
||
7. |
Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? |
||
8. |
Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? |
||
9. |
Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить? |
||
10. |
У вас очень быстрый почерк? |
||
11. |
Ищете ли вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы отдыхать? |
||
12. |
Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний? |
||
13. |
У вас много очень хороших друзей? |
||
14. |
Трудно ли вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? |
||
15. |
Часто ли вас терзает чувство вины? |
||
16. |
Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? |
||
17. |
В школе вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их? |
||
18. |
Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже чем обычно? |
||
19. |
Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? |
||
20. |
Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе? |
||
21. |
Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами? |
||
22. |
Во время беседы обычно вы жестикулируете? |
||
23. |
Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим? |
||
24. |
Бывают ли у вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие? |
||
25. |
Вы любите подшучивать над другими? |
||
26. |
Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо? |
||
27. |
Часто ли вам снятся кошмары? |
||
28. |
Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал |
||
29. |
Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела? |
||
30. |
Бывало ли, что разозлившись вы выходите из себя? |
||
31. |
Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? |
||
32. |
Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение? |
||
33. |
Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу? |
||
34. |
Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции? |
||
35. |
Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это? |
||
36. |
Возникало ли у вас, хотя и кратковременно чувство раздражения к вашим родителям? |
||
37. |
Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком? |
||
38. |
Обычно вам трудно взяться за новое дело? |
||
39. |
Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других |
||
40. |
Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми? |
||
41. |
В течение дня вы можете долго и продолжительно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? |
||
42. |
У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? |
||
43. |
Все принимают вас за человека беззаботного |
||
44. |
Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена? |
||
45. |
Вас можно быстро рассердить? |
||
46. |
Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ? |
||
47. |
Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? |
||
48. |
Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? |
Ключ к методике «Психологическая характеристика темперамента»
Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.
Код опросника
Свойства темперамента |
Ответы «да» |
Балл |
Ответы «нет» |
Балл |
1. Экстраверсия |
1, 7, 23, 19, 25, 31, 37, 4, 43 |
3 2 |
2 |
1 |
2. Ригидность |
8, 26,32 2, 14, 20, 38, 44 |
3 2 |
37 19, 46 |
2 1 |
3. Эмоциональная возбудимость |
15, 21, 33, 39, 45 3, 9 27 |
3 2 1 |
||
4. Темп реакций |
4, 16, 28 10, 22, 34, 40, 46 17, 29, 37 |
3 2 1 |
||
5. Активность |
5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47 10 |
3 1 |
38 |
1 |
6. Искренность |
30, 36, 42, 48 6, 12 18, 25, 24 |
3 2 1 |
23 |
1 |
Завершение работы.
Установить искренность ответов на вопросы можно по шкале: высокая — 13-20 б., средняя — 8-12 б., низкая — 0-7 б. (ответы не надежны).
Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки», необходимо определить степень выраженности каждого свойства. Испытуемые могут зафиксировать результаты письменно, например:
«Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 б.), средней пластичностью (7 б), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5б.), быстрым темпом реакций (14 б), низкой активностью (9 б)».
Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента
Ригидность |
Эмоциональная возбудимость |
Темп реакций |
Активность |
|
22-26 очень высокая |
16-23 очень высокая |
18-20 очень высокая |
20-22 очень быстрый |
24-26 очень высокая |
17-21 высокая |
12-15 высокая |
14-17 высокая |
14-16 быстрый |
21-23 высокая |
12-16 средняя |
7-11 средняя |
8-12 средняя |
9-13 средний |
14-20 средняя |
7-11 высокая |
3-6 высокая |
4-7 высокая |
5-8 медленный |
9-13 низкая |
0-6 очень высокая |
0-2 очень высокая |
0-3 очень высокая |
0-4 очень медленный |
0-8 очень низкая |
Интроверсия |
Пластичность |
Эмоциональная уравновешенность |
Общая характеристика испытуемых
Опросник темперамента, представленный в данной работе, позволяет психологу практически сразу выделить круг испытуемых, нуждающихся в уточнении результатов группового обследования.
В эксперименте участвовали 12 человек — члены одного сложившегося профессионального коллектива в возрасте от 21 до 42 лет.
§ 3. Обработка результатов
В ходе проведенных исследований были получены следующие результаты.
У большинства испытуемых уровень экстраверсии колеблется от 22 до 26 балов, ригидность от 8 до 12 балов, эмоциональная возбудимость от 7 до 12 балов, темп реакций от 8 до 13 балов, активность от 19 до 23 балов».
На таблице 2 показаны результате проведения эксперимента с двумя испытуемыми.
Таблица 2.
1 испытуемый 2 испытуемый
№ |
Содержание вопроса |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
1. |
Вы любите часто бывать в компании? |
+ |
+ |
||
2. |
Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивые? |
+ |
+ |
||
3. |
Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения? |
+ |
+ |
||
4. |
Во время беседы вы очень быстро говорите? |
+ |
+ |
||
5. |
Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей |
+ |
+ |
||
6. |
Бывает ли, что вы передаете слухи? |
+ |
+ |
||
7. |
Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? |
+ |
+ |
||
8. |
Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? |
+ |
+ |
||
9. |
Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить? |
+ |
+ |
||
10. |
У вас очень быстрый почерк? |
+ |
+ |
||
11. |
Ищете ли вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы отдыхать? |
+ |
+ |
||
12. |
Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний? |
+ |
+ |
||
13. |
У вас много очень хороших друзей? |
+ |
+ |
||
14. |
Трудно ли вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? |
+ |
+ |
||
15. |
Часто ли вас терзает чувство вины? |
+ |
+ |
||
16. |
Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? |
+ |
+ |
||
17. |
В школе вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их? |
+ |
+ |
||
18. |
Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже чем обычно? |
+ |
+ |
||
19. |
Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? |
+ |
+ |
||
20. |
Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе? |
+ |
+ |
||
21. |
Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами? |
+ |
+ |
||
22. |
Во время беседы обычно вы жестикулируете? |
+ |
+ |
||
23. |
Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим? |
+ |
+ |
||
24. |
Бывают ли у вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие? |
+ |
+ |
||
25. |
Вы любите подшучивать над другими? |
+ |
+ |
||
26. |
Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо? |
+ |
+ |
||
27. |
Часто ли вам снятся кошмары? |
+ |
+ |
||
28. |
Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал |
+ |
+ |
||
29. |
Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела? |
+ |
+ |
||
30. |
Бывало ли, что разозлившись вы выходите из себя? |
+ |
+ |
||
31. |
Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? |
+ |
+ |
||
32. |
Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение? |
+ |
+ |
||
33. |
Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу? |
+ |
+ |
||
34. |
Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции? |
+ |
+ |
||
35. |
Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это? |
+ |
+ |
||
36. |
Возникало ли у вас, хотя и кратковременно чувство раздражения к вашим родителям? |
+ |
+ |
||
37. |
Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком? |
+ |
+ |
||
38. |
Обычно вам трудно взяться за новое дело? |
+ |
+ |
||
39. |
Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других |
+ |
+ |
||
40. |
Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми? |
+ |
+ |
||
41. |
В течение дня вы можете долго и продолжительно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? |
+ |
+ |
||
42. |
У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? |
+ |
+ |
||
43. |
Все принимают вас за человека беззаботного |
+ |
+ |
||
44. |
Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена? |
+ |
+ |
||
45. |
Вас можно быстро рассердить? |
+ |
+ |
||
46. |
Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ? |
+ |
+ |
||
47. |
Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? |
+ |
+ |
||
48. |
Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? |
+ |
+ |
Заключение
В настоящее время выделение и осознание типичных особенностей психического склада различных людей имеет большое значение.
Каждый темперамент, которым наделен человек имеет положительные и отрицательные стороны. И поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправления, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. С помощью типологий можно предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Для решения этих задач используется практическая психодиагностика, с помощью которой у человека устанавливается наличие определенного свойства или особенности поведения, определяется степень развития данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
Для этого используются различные методы психодиагностики, которые позволяют выявить определенные психические качества человека и затем провести определенную корректирующую работу.
Но психодиагностические методики должны отвечать определенным требованиям.
Таким образом, изучение проявлений темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности определяют дальнейшее обучение и воспитание человека, связанные с его индивидуальной деятельностью.
Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Это необходимо учитывать в процессе воспитания, а также при подходе к профессиональным требованиям.
Список литературы
1. Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. М.: Вершина, 2005.
2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента — к характеру и типологии личности. М.: Владов, 2000.
3. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Сборник трудов. — М.: 1975.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. 1969.
5. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. — М.: ВЛАДОС. 1998.
6. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2, 3. — М.: ВЛАДОС, 1997.
7. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995.
8. Овчинников Б. В. , Владимирова И. М. , Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб., 2003.
9. Педагогическая психология — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
10. Першина Л.А. Общая психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2004.
11. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.
12. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А Крылова. СПб Петербургский университет.
13. Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абулькановой и др. — М.: Совершенство, 1998.
[1] Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и методика их определения. М., 1964. С.8.
[2] Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. С. 86.
[3] Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989. С. 196.
2 Немов Р.С. Психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, С. 400.
[4] Там же. С. 401.
[5] Общая психология / Сост. Е.И Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995. С. 378.
1 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. С. 49.
2 Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абульхаповой и др. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. С. 124.
3 Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. — М.: ВЛАДОС, 1997, С. 478.
1 Петровский А.В. Введение в психологию. — Москва: Издательский центр «Академия», 1995. С. 109.
2 Психологическая диагностика: проблемы и перспективы / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: 1981. С. 487.