ПЕРСОНАЛИИ УЧЕНЫХ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

БИНЕ (Binet) Альфред (1857 – 1911) – французский психолог. Отказавшись от юридической карьеры, самостоятельно изучал неврологию, гистологию, психологию. В 1889 г. совместно с А.Бони основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии в Сорбонне, с 1894 г. – ее директор. В 1894 г. совместно с А.Бони и Т.Рибо основал «Психологический ежегодник» (L’Anee psycholigique) – первый во Франции научный журнал по психологии. Изучал широкий круг психологических проблем – патологии сознания, умственного утомления, гипнотического внушения, индивидуальных различий процессов памяти, графологии и др. Стремился утвердить в психологии объективный метод исследования. Выступил пионером применения экспериментальных методов к изучению высших психических функций, прежде всего мышления. Наибольшую известность получили разработки Бине в области создания тестов интеллекта. В начале ХХ в. совместно с Т.Симоном провел ряд экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления детей. В 1905 г. была опубликована шкала Бине-Симона, впоследствии многократно модифицированная в разных странах, в том числе и в России, и послужившая прообразом современных методов тестирования интеллекта. Соч.: Les alterations de la personnalite. – P., 1892; La suggestibilite. – P., 1900; L’etude experimentale de l’intelligence. – P., 1903; в рус. пер. – Психология умозаключения на основании экспериментальных исследований посредством гипнотизма. – М., 1889; Умственное утомление. – М., 1899 (совм. с В.Анри); Механизмы мышления. – Одесса, 1902; Душа и тело. – М., 1910; Современные идеи о детях. – М., 1910; Ненормальные дети. – М., 1911 (совм. с Т.Симоном); Методы измерения умственной одаренности. – Херсон, 1923 (совм. с Т.Симоном); Измерение умственных способностей. – СПб., 1998. Лит.: Bertrand F.-L. Alfred Binet et son oeuvre. – P., 1930; Wolf T. Alfred Binet. – N.Y., 1973. Бонет Х.П.

БОБЛА Иван Матвеевич— белорусский исследователь истории становления дефектологии и специального образования в Белару­си, проблем обучения языку детей с нарушениями слуха и интел­лекта. Автор учебников и учебных пособий по русскому/белорус­скому языкам для учащихся вспомогательной школы.

 

БРАЙЛЬ Луи(1809-1852) — французский тифлопедагог. Ослеп в детстве. С 1828 преподавал в Парижском институте для слепых. В 1829 разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт слепых. Первой книгой, напечатанной по системе Брайля была «История Франции» (1837).

3 стр., 1170 слов

Альфред Бине (Alfred Binet) | Биография

... школы. При соотнесении этих категорий с возрастными уровнями развития нормального ребенка Бине и Симон определили, что умственное развитие идиота соответствует уровню ребенка младше двух лет, ... воспитанием. Кроме того, в этой работе Альфред Бине отражает и свои теоретические разработки по психологии мышления. Он различает в мышлении три компонента образ, собственно мыслительную деятельность ...

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с 1885. Кроме букв и цифр, Брайль на основе тех же принципов разработал нотопись. Был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым.

ГАЛЛОДЕТ (Gallaudet) Эдвард (1837–1902) – американский сурдопедагог. Сторонник обязательного обучения устной речи в школах глухих. В отличие от подхода, принятого в большинстве европейских школ, он сочетал в обучении устную речь, мимико-жестикуляторные средства и дактилологию (комбинированная система).

В 1864 г. по его инициативе была организована первая высшая школа для глухих (г. Вашингтон), которая с 1894 г. носит его имя.

ГАЮИ (Hauy) Валентин (1745–1822) – французский педагог, один из основоположников тифлопедагогики. Основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря ему не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации. Изобрел рельефный шрифт упрощенных букв, технику книгопечатания и письма этим шрифтом, географические карты и рельефные рисунки для слепых и другие пособия. Разработал дидактику и методику обучения слепых детей общеобразовательным предметам (чтению, письму, арифметике, истории, географии, языкам, музыке и пению) и трудовым навыкам (плетению, вязанию, бумажно-картонажным работам, работе по дереву, книгопечатанию и др.).

1784 г. в Париже основал на свои средства первую школу для слепых. Основные труды – «Очерк обучения слепых» (1786), «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых» (1788).

ДЕЛЕПЕ (de l’Epee) Шарль Мишель (1712–1789) – французский сурдопедагог. Началом его педагогической деятельности принято считать 1760 г. Опирался на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, которая была выдвинута Д. Дидро и развита им в письмах о глухонемых и слепых, а также на принципе природосообразности в педагогике Я.А. Коменского. Своей целью ставил дать глухим ученикам умственное и нравственное воспитание. Для достижения этой цели он разработал систему обучения (так называемый мимический метод), основанную на использовании жестикуляторно-мимической речи как средства познания и общения глухих. Свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих изложил в книгах «Обучение глухонемых посредством методических знаков» (1776) и «Истинный способ обучения глухонемых, подтвержденный опытом» (1784), а также в полемических письмах к С. Гейнике. С 1789 г. институт Делепе был признан в качестве национального учреждения. В нем получило сурдопедагогическую подготовку значительное число учителей, которые впоследствии внедрили метод Делепе в практику обучения глухих в разных странах. Система методических знаков – мимический метод – оказалась достаточно действенной, хотя со временем претерпела ряд преобразований.

ЕРМИЛОВА Клара Гавриловна (1929-1988) — основополож­ник научной школы белорусской дефектологии, выдающийся педагог, исследователь детской речи (особенности построения высказывания у детей с различными психофизическими наруше­ниями), отстаивающий позиции гуманизации преподавательской деятельности, ее направленности на развитие эмоциональной от­зывчивости.

24 стр., 11791 слов

Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов

... нами темы. Объектом исследования является устная речь глухих учащихся начальных классов. Предметом исследования определено ... методы изучения научных источников: общих, специальных, педагогических, психологических, лингвистических, медицинских. Организационный метод: изучение ... тем успешнее будет дальнейшее обучение ребенка. Именно поэтому исследование выразительности речи приобретает особую значимость и ...

ЗАЙЦЕВА Людмила Афанасьевна— белорусский дефектолог, ис­следователь проблем логоневрозов, коррекции произносительной стороны речи, коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

ИТАР (Itard) Жан Мари Гаспар (1775–1838) – французский психиатр, член Академии медицины (1821).

Работая в Парижском училище для глухонемых, положил начало систематическим исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха – акуметр. В “Трактате о заболеваниях уха и слуха” (1821) рекомендовал развивать слух плохо слышащих путем экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Предпринял попытку из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать личность. Попытка оказалась неудачной, но позволила определить один из путей развития ребенка с глубокой интеллек­туальной недостаточностью — тренировочные упражнения органов чувств и моторики.

 

КРЕПЕЛИН Эмиль(1856-1926) — немецкий психиатр. Более 50 лет собирал материал, который позволил бы заложить основы систематики психозов, и лишь к концу жизни сформулировал свою теорию. Приоритетное значение в ней придавалось клиническим данным. Подчеркивалась важность максимально объективного, подробного и адекватного описания психических расстройств. Крепелин собрал сотни историй болезней с рассказами пациентов об их переживаниях и ощущениях. Объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», первым стал использовать термин «олигофрения». Особенно большой вклад он внес в разграничение шизофрении («раннего слабоумия») и маниакально-депрессивного психоза.

КУМАРИНА Галина Федоровна – доктор педагогических наук, профессор. научный сотрудник, затем заведующая лабораторией НИИ теории и истории педагогики РАО; заведующая кафедрой Педагогической академии последипломного образования. Главный редактор журнала «Коррекционно-развивающее образование». Область научных интересов:методология педагогики, дидактика и психодидактика, андрогогика, коррекционная педагогика. Главный вклад в развитие педагогической науки и практики – обоснование и разработку новой области научного знания – коррекционной педагогики и нового направления в педагогической практике – коррекционно-развивающего образования.

ЛЕБЕДИНСКАЯ Клара Самойловна(1925-1993)– детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому типу. В 1978 году создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой. Обобщает свои исследования по этому вопросу в докторской диссертации – «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема» (1992).

ЛЕЩИНСКАЯ Татьяна Лаврентьевна— белорусский дефектолог-олигофренопедагог, организатор специального образования в Республике Беларусь, одна из основателей белорусской дефектологической научной школы, самоотверженный исследователь проблем обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточно­стью, в том числе с тяжелыми и (или) множественными нарушениями.

8 стр., 3580 слов

1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики ...

... и как таковая руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Основные педагогические понятия ~- воспитание, обучение, обра­зование, развитие человека, формирование и т. д. — здесь употребля ...

МОНТЕССОРИ Мария(1870-1952) — итальянский педагог, создатель своей системы дошкольного воспитания. Первая итальянская женщина, получившая степень доктора медицины. Создала школу для лечения и обучения слабоумных детей. В основу было положено развитие детской восприимчивости, воспитание органов чувств. Отказалась от ряда принципов и методов Фребеля, как плетение, вышивание и пр., ставя во главу угла развитие активности детей, их самодеятельности и самоупражняемости. Основная работа: «Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в домах ребенка», переведенная на многие языки, выдержала 4 русских издания (последнее — Москва, 1920).

ОБУХОВА Тамара Исаковна– кандидат педагогических наук, доцент Минского государственного пединститута им. А. М. Горького. Белорусский дефектолог-сурдопедагог, специалист по дошкольной сурдопедагогике, автор наци­ональной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

СЕГЕН (Seguin) Эдуард (1812–1880) – французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики, автор медико-педагогической системы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Первоначально занимался индивидуальным воспитанием слабоумных детей. С 1839 г. руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем).

Здесь провел ряд реформ, улучшающих условия жизни и воспитания детей. В 1841 г. организовал частную школу-пансион для отсталых детей. В 1848 г. уехал в США, где организовал первые в этой стране учреждения для слабоумных. Считал принципиально возможным воспитание и обучение всех слабоумных. Слабоумие, по Сегену, характеризуется, в частности, безволием и снижением деятельности органов чувств и двигательных способностей. Задача воспитания – вывести слабоумного из этого инертного состояния, сделать его работоспособным. Системой специальных упражнений-тренировок следует развивать двигательные способности, органы чувств, а затем воспитывать мышление, формировать представления и понятия, дать навыки чтения, письма и счета. Завершаться воспитание слабоумных должно воспитанием воли и нравственных качеств. Большое значение Сеген придавал благоприятным гигиеническим и бытовым условиям в учреждениях для слабоумных, режиму в них, а также личности воспитателя. Система Сегена получила широкое международное признание и оказала влияние на другие педагогические концепции, в том числе на систему М. Монтессори. В системе Сегена для специалистов привлек ее оптимизм в оценке возможностей обучения и воспитания умственно отсталых детей, направленность ее на их всестороннее развитие, стремление активнее включить умственно отсталых в трудовую жизнь. Не потеряли значения и практические рекомендации Сегена по организации ухода за глубоко отсталыми детьми, по воспитанию у них навыков самообслуживания. Соч. (в рус. пер.): Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей. – СПб., 1903. Скороходова О.И.

СЕМЕНОВА Ксения Александровна (р. 1919) – выдающийся советский и российский врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Специалист в области лечения двигательных расстройств при ДЦП. Автор 8 патентов на изобретения (комбинезон «Пингвин», лечебный костюм ЛК «Адели», ЛК «Гравистат» и др.).

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...

... ёнка 1.3.2 Понятие нарушений речевого развития 1.3.3 Классификация нарушений речевого развития 1.3.4 Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи 1.3.5 Основные задачи обучения и воспитания детейс нарушением речи Выводы ...

Благодаря ее усилиям, созданы центры восстановительного лечения детей с церебральными параличами в большинстве республик Советского Союза. По всей стране разработаны и внедрены новые методы восстановительного лечения.Автор 12 монографий, нескольких сотен научных статей, изданных в специализированных сборниках на русском и иностранных языках, автор уникальной книги «Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом» (2007).

СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич(1889-1960) — русский советский педагог-дефектолог, специалист в области сурдо- и тифлопедагогики, создавший оригинальную систему обучения и воспитания слепоглухих. По его инициативе в 1923 г. в Харькове было организовано единственное в мире научно-педагогическое учреждение — школа-клиника для слепоглухих детей. Соч. (в рус. пер.): Психология бессознательного [Сб.]. – М., 1990; Введение в психоанализ: лекции. – М., 1991; Психоанализ и теория сексуальности. – Минск, 2004. Шиф Ж.И.

СПИЦ (Spitz) Рене Арпад (1887–1974) – австро-американский психоаналитик и психиатр. Медицинское образование получил в Лозанне, Берлине, Будапеште. В 1910 г. прошел курс учебного психоанализа у З. Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, в 1930–1932 гг. в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933 г. эмигрировал сначала во Францию (1933–1938) затем в США, где работал в Нью-Йорке (1940–1956) и в Денвере (с 1957).

Получил известность своими оригинальными исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психического развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении общения с другими людьми – эффект госпитализма. Констатировал, что нормальная потребность в общении появляется у ребенка в возрасте около полугода. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то это поначалу вызывает сильное беспокойство, а по прошествии месяца сменяется реакциями избегания при приближении взрослого; через два месяца реакции на окружающий мир сводятся до минимума, исчезают мимические проявления. Происходящие при этом изменения психики Спиц считал необратимыми (последующими исследованиями это суждение поставлено под сомнение).

На основании своих наблюдений за психическим развитием в младенческом и раннем возрасте пришел к выводу, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному. Данные исследований Спица послужили основой для радикальной переоценки условий, необходимых для полноценного психического развития.

СУХАРЕВА Груня Ефимовна (1891 – 1981) – советский психиатр. Установила единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей. Г.Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. В научных трудах представлено все разнообразие детской клинической патологии, связанной с неврологическими, инфекционными, соматическими, наследственными и эндогенными психическими заболеваниями.

8 стр., 3747 слов

Психоанализ З. Фрейда

... человеческой психики. Этот метод, эта техника, этот способ достижения глубины изобретен Фрейдом и назван им психоанализом. Психоанализ - это медицинский метод, который направлен на лечение определенных форм ... нервных расстройств (неврозы) при помощи психологической техники. 1. Техника психоанализа Метод Фрейда совершенно своеобразен и нов, он не перекликается ни с какими иным ...

ФРЕЙД (Freud) Анна (1895–1982) – австрийский психолог, специалист в области детского развития и психотерапии. Дочь З. Фрейда, единственная из шести детей основателя психоанализа, продолжившая дело отца и развившая его учение применительно к детскому возрасту. Получила педагогическое образование, в 1915–1920 гг. работала учителем начальной школы. В то же время освоила теорию и методику психоанализа под руководством отца. С 1923 г. открыла собственную психоаналитическую практику, специализировалась по психическим расстройствам в детском возрасте, вызванным недостатками обучения и воспитания. В 1938 г. эмигрировала в Великобританию, где работа в созданных ею яслях в Лондоне. Там же в 1947 г. ею открыты курсы детских психоаналитиков, ставшие крупным европейским психоаналитическим центром. В ранних трудах «Введение в технику детского психоанализа» (1927) и «Введение в психоанализ для педагогов» (1930) выделила специфику детского психоанализа как особого метода диагностики и терапии, отличного от «взрослого» аналога. При этом выступила против упрощенного понимания психоанализа, при котором детская игра переводилась в символы сексуальности. В 1936 г. вышел основной теоретический труд «Я и механизмы защиты», в котором детально проанализированы механизмы психологической защиты сознания от травмирующих воздействий (вытеснение, отрицание, регрессия и др.).

В годы 2-й мировой войны на обширном материале подопечных детей в своих яслях изучала влияние психической депривации на развитие ребенка, особенно в случаях разлучения с матерью. Не подвергая сомнению существование постулированного Фрейдом Эдипова комплекса, исследовала его проявления при отсутствии «эдипального объекта» – отца. С этих же позиций в послевоенное время ею проведено исследование детей, переживших заключение в фашистских концлагерях. В 1965 г. вышел обобщающий труд «Норма и патология детского развития». Разрабатывая и наполняя конкретным содержанием основные положения классического психоанализа А. Фрейд подробно описала закономерности смены фаз развития ребенка, рассмотрела широкий спектр психических нарушений – от «обыкновенных» трудностей воспитания (страхи, упрямство, нарушения сна и аппетита) до тяжелых аутических расстройств и предложила практические методы их лечения. Соч. (в рус. пер.): Детский психоанализ. – СПб., 2003; Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты. – М., 2004.

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856–1939) – австрийский психиатр и психолог, основоположник психоанализа. В 1881 г. окончил медицинский факультет Венского университета. В 1900-х гг. выдвинул теорию строения психики как энергетической системы, в основе которой лежит конфликт между сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Произвольно выделив ряд форм детской сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, на этой основе построил периодизацию психического (а по сути – психосексуального) развития личности. Различные формы инфантильной сексуальности играют важную роль в формировании характера взрослого человека, психику которого Фрейд рассматривал как прямую проекцию его детского опыта. Попытки современных психологов экспериментально проверить теоретические построения Фрейда успеха не имели. Исходя из представлений о сексуальном развитии детей, структуре личности и бессознательной детерминации поведения, Фрейд отверг предшествующие теории и методы воспитания, ориентированные на обуздание и подавление влечений ребенка. Фрейд считал, что главное внимание в процессе воспитания следует перенести на первые годы жизни. Представления Фрейда о детской сексуальности, о становлении и структуре личности вызвали резкую критику со стороны многих ученых; его ближайшие сотрудники А. Адлер и К.Г. Юнг отвергли теорию Фрейда и разработали собственные концепции бессознательного. В дальнейшем идеи Фрейда в значительно переработанном виде развивались в русле так называемого неофрейдизма.

7 стр., 3211 слов

Психоанализ Фрейда 3

... психоанализа Фрейда выстроены практически все современные психоаналитические школы и теории. 1.Основные концепции психоанализа Зигмунда Фрейда .1 Историческое развитие идей Зигмунда Фрейда Зигмунд Фрейд является первый ребенком ... в семье Якоба Фрейда, торговавшего шерстью ...

ЭСКИРОЛЬ (Esquirol) Жан Этьен Доминик (1772–1840) – французский психиатр, один из основоположников современной психиатрии, ученик и последователь Ф. Пинеля. Ввел в обращение понятие «умственная отсталость» и три ее степени: дебильность, имбецильность, идиотия. Создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных.