Методика № 1 «Изучение формы общения ребенка со взрослым» (м.И. Лисина, X. Шерьязданова)

Цель: Изучение типа общения ребенка 5–6 лет со взрослым. Материал: детские книги познавательного содержания, игрушки.

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку выбрать вид занятий: поиграть в игрушки, почитать книжки или поговорить со взрослым. Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничивается 20 минутами.

Инструкция: «Что бы ты хотел сейчас сделать (выбери): поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым?». Обработка данных: во время эксперимента психологи фиксирует особенности поведения ребенка, его высказывания, продолжительность контактов; выявляет, какой тип общения у него сформирован.

Совместная игра с игрушками – это практическое общение (1 ситуация), чтение книг познавательного содержания – познавательное общение (2 ситуация), беседа на личностные темы со взрослым – личностное общение – (3 ситуация).

Если ребенок выбирает последовательно 3 ситуации, то психологи ориентируется на продолжительность времени включенности ребенка в каждую ситуацию, особенности его поведения, характер высказывания в конкретной ситуации.

Анализ результатов: Анализируются особенности поведения, характер высказывания детей, продолжительность контактов в конкретной ситуации. Делается вывод о доминирующем у ребенка типе общения.

В протоколе фиксируются 6 показателей поведения детей:

– порядок выбора ситуаций;

– основной объект внимания в первые минуты опыта;

– характер активности по отношению к объекту внимания;

– уровень комфортности во время эксперимента;

– анализ речевых высказываний детей;

– желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) – ситуативно-деловое общение; 2-я ситуация (чтение книг) – внеситуативно-познавательное общение; 3-я ситуация (беседа) – внеситуативно-личностное общение.

Методика № 2 «Изучение коммуникативных умений» (г.А. Урунтаева, ю.А. Афонькина)

Цель: изучение коммуникативных умений у детей 5–6 лет.

Материал: силуэты изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Ход работы: эксперимент состоит из двух серий. Проводится одновременно с двумя детьми. Во всех сериях дети работают самостоятельно.

7 стр., 3255 слов

Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.

... и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Известны 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Уклонение. Человек, придерживающийся этой ... программ, целью которых является развитие коммуникативной компетентности, навыков эффективного общения, разрешения конфликтов, ведения переговоров и выполнения посреднической деятельности. Например, ...

Серия 1. Двум детям одного возраста психолог одновременно дает по одному изображению рукавички и просит украсить их таким образом, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала нужно договориться, какой узор будете рисовать, а затем приступать к рисованию.

Инструкция: «Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию».

Высокий (В) – легко и быстро договариваются, получают одинаковые рисунки.

Средний (С) – спорят, критикуют, указывая на недостатки «партнера», но приходят к одинаковому результату.

Низкий (Н) – не могут договориться, получают разные рисунки.

Серия 2. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Инструкция: «Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию. Не забывайте делиться карандашами».

Обработка данных: психологи анализирует особенности взаимодействия детей в каждой серии по следующим признакам:

  1. умеют ли дети договариваться, приходят ли к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д.;

  1. как осуществляют контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  1. как относятся к результату деятельности – своему и партнера;
  2. осуществляют ли помощь по ходу рисования, в чем она выражается;
  3. умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

Анализ результатов: анализируются умения детей договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь во время рисования и др. На этой основе психолог делает выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Методика №3. «Изучение умений моделировать объект». Выполнение аппликации «Укрась ковер»

Подготовка исследования: оборудование (вырезанные из цветной бумаги различные геометрические фигуры разной величины, цвета и формы, лист бумаги, кисточка, клей, салфетки).

Примечание: Уровень сложности задания зависит от возраста ребенка.

Цель исследования: изучить динамику умений детей, моделировать объект.

Проведение исследования: эксперимент проводится коллективно с детьми 5–7 лет, в группе по 6 человек. (При этом необходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно).

Вначале их знакомят с инструкцией выполнения аппликации, затем задают вопросы, направленные на закрепление последовательности выполнения задания. Затем дети самостоятельно выполняют задание.

7 стр., 3093 слов

Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи

... из легкой ткани Формы организации деятельности: Занятие-тренинг. Структура занятия: 1. Вводная часть: организационный момент – приглашение детей в сказку. 2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной ... (Ответы детей). Оборудование: конверт с письмом от Весны, импровизированный лес, подснежники из бумаги с нарисованными в центре эмоциями, сосульки на дереве, сова, шапочки-маски лесных ...

Обработка данных:

По каждой ситуации анализируют:

  1. – понимание инструкции выполнения задания;

  1. – соответствие образа оригиналу-образцу, а именно количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности выполнения задания (самостоятельность, желание исправить ошибку и т. д.);

0 – несоответствие образцу.

Методика № 4. «Определение продуктивного воображения». Методика «Как спасти зайку».

Основание: надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель: оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению: перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика:

«Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе).

Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?».

Обработка данных

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый (низкий) уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию.

Оценка – 1 балл.

Второй (средний) уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора.

Оценка – 2 балла.

Третий (высокий) уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

Оценка – 3 балла (см. прил. XVI, табл. № 14).

Методика № 5

«Да» и «Нет».

Цель: выявить умение действовать по правилу (произвольность).

Методика является модификацией известной детской игры «Да и нет» не говорите, черный с белым не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также употребить название белого или черного цветов. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.

Методика основана только на первой части правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» или «нет».

«Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? (Испытуемый повторяет эти слова).

Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет». Ошибками являются слова «да» и «нет». Слова «ага», «не-а» и тому подобное не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает удовлетворительным или отрицательным кивком головы.

Если испытуемый, правильно повторив правило игры, тем не менее начинает отвечать словами «да» или «нет», экспериментатор не прерывает его, а задает до конца все полагающиевопросы. После этого ребенку задается вопрос, выиграл он или проиграл игру. Если ребенок понимает, что он проиграл, то он понимает, почему взрослый предлагает сыграть еще раз: чтобы отыграться.

Перед второй пробой необходимо опять повторить правило игры и попросить ребенка еще раз воспроизвести это правило. Если во второй пробе не будет ошибок, то засчитывается именно она как лучший результат. Можно считать, что в таком случае мы видим возможность ребенка в зоне ближайшего развития.

Высокий уровень – если не допущено ни одной ошибки. Средний уровень – если допущена одна ошибка. Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.

Методика № 6. Определение познавательной мотивации.

Цель: определение познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

В комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка.

Примерный набор игрушек: один предмет из кукольной мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка. Следует заметить, что любимые игрушки испытуемого исключаются.

Ребенка просят внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. приложение) Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется больше: поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

В – дети с выраженным познавательным интересом желают прослушать сказку до конца.

Н – дети со слабо выраженной познавательной потребностью желают поиграть с выставленными на столике игрушками.

С – желание и поиграть и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая не вызывает игровую деятельность из-за скудного набора игрушек. Методики № 5, № 6, разработанные и модифицированы Н.И. Гуткиной, применяются с 5 до 8 лет.

О.В. Александрова, к. психол. н., доцент, зав. кафедрой практической психологии ИППУО КГПУ им. В.П. Астафьева,

Для того чтобы выяснить, действительно ли инновационная деятельность в дошкольном образовании способствуют появлению таких новообразований, как продуктивное воображение, познавательная мотивация, произвольность, а также коммуникативной компетентности и моделированию, были взяты две группы детей: экспертная на базе прогимназии № 320 и контрольная на базе ДОУ № 31, в котором реализуется программа «Развитие» Л.А. Венгера. Были подобраны методики психологического обеспечения:

Общие результаты диагностики новообразований и компетентностей дошкольников

Период

Начало года

Конец года

Группы

экспертная группа

контрольная группа

экспертная группа

контрольная

группа

Форма общения ребенка со взрослым (методика № 1)

В-11%

C-41%

Н-48%

В-12%

С-44%

Н-44%

В-37%

С-56%

Н-7%

В-20%

С-52%

Н-28%

Коммуникативные умения со сверстником (методика № 2)

В-15%

С-45%

Н-40%

В-16%

С-40%

Н-44%

В-48%

С-48%

Н-4%

В-24%

С-52%

Н-24%

Продуктивное

воображение (методика № 4)

В-16%

С-56%

Н-28%

В-0

С-52%

Н-48%

В-63%

С-37%

В-16%

С-60%

Н-24%

Произвольность

(методика № 5)

В-33%

Н-67%

В-28%

Н-72%

В-73%

Н-27%

В-44%

Н-56%

Познавательная мотивация

(методика № 6)

В-7%

С-63%

Н-30%

В-8%

С-68%

Н-24%

В-56%

С-41%

Н-3%

В-20%

С-64%

Н-16%

Моделирование

(методика№ 3)

В-33%

С-45%

Н-22%

В-28%

С-48%

Н-24%

В-66%

С-34%

В-40%

С-48%

Н-12%

Библиографический список

  1. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Изд-во Ростов., ун-та, 1983. – 173 с.

  1. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д.Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – С. 182–195.
  1. Веракса, Н.Е. О раннем обучении и развитии детей / Н.Е. Веракса, Н.С. Варенцова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 87–93.
  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком, как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 2001. – 42 с.

5. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер. – Дошкольное воспитание. – 1982. – № 11. – С. 32–38.

  1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа / Н.И. Гуткина // Психологическая наука и образование, 1997. – № 1. – С. 25–35.

  1. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2002, 3-е изд., переработанное. – С. 68. приложения.
  1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  2. Диков, М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе / М.Н. Диков // Психологическая наука и образование, 1997. – № 4. – С. 71–79.
  3. Дремер, Дж. М. «В чем нуждается ваш ребенок / Дж. М. Дремер. – Логос, 1991. – 87 с.
  4. Дружинин, В. Диагностика общих познавательных способностей / В. Дружинин // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М.: Изд. Институт психологии РАН, 1997. – 120 с.
  5. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. – М., 1986. – 90 с.
  6. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М., 1964. – 132 с.
  7. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии, 1992. – №2. – С. 15–17.
  8. Кравцова, Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? / Е.Е. Кравцова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 33.
  9. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с. – (Новое в жизни науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 5.