МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТОЛПЫ

1. Стимул, несущий информацию (Слухи, призывы к объединению, информация о благах, зрелищах и др.);

2. Циркульная реакция (эмоциональное кружение).

Эмоциональное кружение — это процесс обоюдного эмоционального заражения, по мере интенсификации которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникативного) на психо-физиологический уровень.

 

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия, снижает влияние на поведение личностного опыта и здравого смысла. При эмоциональном кружении происходит эволюционная регрессия, актуализируются низшие, более примитивные пласты психики (животные инстинкты), и группа деградирует в толпу. При этом у человека возрастает восприимчивость к импульсам, исходящим изнутри толпы, и одновременно снижается восприимчивость импульсов извне.

Эмоциональное кружение сопровождает любое массовое мероприятие или акцию (концерт, спектакли, боевые атаки, оргии, демонстрации и т.п.).

Примечание: До некоторого оптимального уровня явление эмоционального кружения спонтанно может служить сплачивающим факт ором. Поэтому этот эффект используется в групповой терапии и на тренингах.

Позитивное явление эмоционального кружения называется – фасуинацией.

    Вероятность негативных действий толпы возрастает в период социальной напряженности, вызванной природными, космическими, экологическими, экономическими или политическими катаклизмами (ПРИМЕРЫ).  

 

Виды толпы:

1. Пассивная толпа: случайная, конвенциональная, экспрессивная;

2. Активная толпа: демонстративная, паническая;

Агрессивная толпа.

 

O Пассивная – отличается отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, не обмениваются информацией и не могут совершать совместные действия.

O Активная – всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения.

O Агрессивная – уровень эмоционального возбуждения внутренней и внешней активности существенно возрастает. Главная особенность этого вида толпы – деструктивное поведение по отношению к окружающим предметам и людям.

АКТИВНАЯ ТОЛПА:

1. Демонстрирующая – выражает свое отношение к каким-либо социальным событиям.

2. Паническая – отличается большой степенью угрозы для людей, полной утраты всякой организации. Поведение людей похоже на механические действия, а психологическое состояние характеризуется сужением сознания (люди не воспринимают многое из окружающего).

 

ТИПЫ ТОЛПЫ

1. Оказиционная толпа (от английского case . – случай) или толпа зевак – это множество людей, собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция любопытства. Агрессивной становится при попытке лишить ее источника зрелища, не удовлетворить интерес.

2. Конвенциональная толпа ( от франц. Conwectjon –  условность) – собирается по поводу заранее объявленного события. Преобладает наиболее организованный интерес и люди до поры до времени готовы следовать определенным условностям.

3. Экспрессивная (от английского – выражение) – ритмично выражает ту или иную эмоцию (радость, энтузиазм, протест и др.) – все равно какой будет доминирующая эмоция: позитивная или негативная, главная характеристика -ритмичность выражения.

* Экстатическая толпа (изменение постоянства)– это экстремальная форма экспрессивной толпы, которой свойственно достижение экстаза.

4. Действующая толпа – наиболее опасная по агрессивности, изначально ориентирована на разрушение существующих норм, устоев, ситуации. Подразделяется на 4 подвида:

· агрессивная толпа – доминирующее эмоциональное состояние – ярость, злоба. Характерно сплочение. Совокупность эмоций: гнев, презрение, отвращение – обусловливает способность  человека на убийство;

· стяжательская толпа – группа людей, вступивших в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта – жадность. Может сопровождаться страхом (голода, нищеты и др.), злобой или обожания. В последнем случае толпа будет называться вакханальной  толпой (разгульной);

· паническая толпа (бог пан наводил на стада ужас, сводя с ума) — характеризуется стремлением избежать опасности ( практически любой ценой)у каждого выражено индивидуально. Доминирующая эмоция – страх, ужас;

· повстанческая толпа – похожа на агрессивную, но отличается изначально социально-справедливым характером возмущением. Однако действия ее агрессивны и иррациональны. Она имеет активное организующее звено (референтное ядро), возникшее стихийно (или, иногда, заранее созданное).

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТОЛПОЙ

    Для управления толпой необходимо знать ее «географию» и «физику».

Любая толпа имеет спиралевидную форму. Разреженная на периферии и устремляющаяся к центру. Самый плотный слой не в центре, а в средней линии спиралевидного круга (там встречается давление к центру и от центра).

Чем ближе к ядру, тем выше эмоциональное состояние группы и сильнее действие циркульной реакции. Чем дальше от ядра, тем индивидуальные качества проявляются больше и в меньшей степени заблокирована когнитивная сфера личности. Все внимание толпы направлено в центр как к источнику информации, как к центру мозгу, который может всем повелевать. У людей находящихся в самом ядре когнитивная сфера более активизирована (проникли в ядро, а там ничего – УДИВЛЕНИЕ, но удивление переходная эмоция – за ней следует или проявление рассудка или паника, агрессия и др.)

    Исходя из вышеизложенного, рекомендуется:

1. Необходимо проникнуть в ядро. Можно использовать призывы, крик, команду (спокойно, уверенно, размеренно, четко).

Хорошо если в яро проникнет несколько человек и спокойно начнут «вербовку» находящихся рядом людей и начать их выводить в разные стороны от центра, продираясь через толпу цепочкой взявшись за руки. Увлекая за собой все новых и новых членов.

2. Действовать через периферию.  Важно привлечь внимание на себя, изменить эмоции (Юмор, яркое зрелище иной стимул).

На периферии толпа обладает повышенной чувствительностью. Во круг вас возникнет новый круг. Поэтому источник интереса или должен двигаться, или их должно быть несколько по всей окружности, чтобы толпу разделить на несколько частей.

3. Воздействие музыкой (лучше гимны, марши), чередовать с призывами, командами, в мажорном тоне. Перевести в русло демонстрации- шествия, концерта.

4. Скандирующие группы у средней линии, образование новых центров и вывод людей.

5. Сцепка. Физический контакт – взявшись за руки вереницами выводить людей. Физический контакт способствует снятию напряжения.

6. Нейтрализация паникеров.

7. Рассечение толпы на сегменты.

8. В отдельных случаях агрессивной толпы – пугающий стимул из центра и имитация рассеивания толпы на периферии.

9. Коллективное пение хорошо всем известной песни.

Для работы с каждым типом толпы нужны специально подготовленные люди.

 

                                 МАССОВАЯ ПАНИКА

    Особой ситуацией, где усиливается воздействие через эмоциональное заражение, является ситуация паники.

Паника – определенное эмоциональное состояние, возникающее в массе людей, которое является средством либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.

    Зачастую источником или спутниками паники являются слухи.

    Сам термин «паника» происходит от мифологического греческого бога ПАНА, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывающего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или в воду по незначительной причине.

    Сам термин «паника» происходит от мифологического греческого бога ПАНА, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывающего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или в воду по незначительной причине.

    Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие механизм взаимного многократного отражения).

Заражении е, возникающее при панике нельзя недооценивать.

( Пр-ры: Незнайка и падающий кусок солнца.   

    30 октября 1938 году в США после передачи спектакля по книге Герберта Уэллса «Война миров», организованной Эй-би-си, транслируемой трижды, началась паника. Около полутора миллиона человек пережили настоящий шок, восприняв спектакль за официальное сообщение, поверив во вторжение марсиан на Землю. Примерно 400 тысяч человек лично засвидетельствовали появление марсиан.  

    Паника относится к таким психологическим явлениям, которые трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать. Во-первых потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения (если специально ее не спланировать, что антигуманно); во-вторых, потому, что в ситуации паники трудно остаться наблюдателем. Человек, оказавшийся внутри системы  паники в той или иной степени поддается ей.

   Предпосылки превращения организованной группы в паническую толпу:

Социальные предпосылки – общая напряженность, нестабильность в обществе, вызванная природными, экономическими, экологическими или политическими бедствиями;

Физиологические – явления, способствующие возникновению условий, которые физически ослабляют людей (алкогольное опьянение, усталость, голод, депрессия, болезнь / эпидемии/ и др.).

В этом случае толпой руководить легко – в плане провокации негатива.

Общепсихологические – тревожность, раздражение, испуг и другие негативные эмоции, вызванные неверной или недостоверной информацией о вероятной опасности (иногда используется в шоковой терапии для выплеска негативной энергии);

Социально-психологические и идеологические – отсутствие ценной и высоко значимой общей цели, эффективного лидерства, недостаточное доверие к лидерам. В низко сплоченном обществе панику может вызвать минимальная или мифическая опасность.

Механизмы развития паники:

1.Шокирующий стимул (очень интенсивный или повторяющийся — расшатывающий) вызывает множество индивидуальных реакций страха. Это выражается криком, плачем, жестами, возбужденными движениями и соответствующей мимикой – все это становится дополнительным источником всплеска негативных эмоций. В результате интерферентного эффекта возникает реакция эмоционального кружения.  

Реакция эмоционального кружения обусловливает обоюдное индуцирование (взаимное психическое и физическое возбуждение) вплоть до резонанса – резонансом может быть эмоциональный шок, агрессия — ярость, аутоагрессия, смерть.

3. Процесс завершается массовыми действиями. Стимулом может быть словесное оформление.

 

    Рекомендации по профилактике и ликвидации массовой паники

1. Подготовка масс (идеологическая и организационная) к возможной опасности. Обеспечение эффективного руководства.

/ СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ, СЕВАСТОПОЛЕ/

2. Подготовка специализированных служб, организаций, подразделений (МЧС и др.) и обеспечение неформализованного их функционирования.

/СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ, СЕВАСТОПОЛЕ, в т.ч. Гражданской обороны/

3. Избегать типичных ошибок:

А) длительного проведения митингов (пример избирательных компаний и др) и манифестаций в условиях социальной нестабильности;

Б) Игнорирование общепсихологического фактора паники (удивление, испуг, сильные негативные эмоции и др.);

В) Утаивание информации о возможных опасностях и способах защиты (Чернобыль и др.);

Г) Контроль СМИ – содержания публикаций, теле- и радиопередач.

 /АНАЛИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ – птичий грипп, Тузла, Маяки и др. инциденты/  

        

    Противодействие массовой панике – см. методы работы с толпой, вышеизложенную профилактику + юмор, ритмическая музыка, физич. Сцепка, коллективное пение, неожиданный интенсивный стимул – выстрел (ПРИЕМ «клин клином…»), четкие жесткие команды и др.