На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. «Следы» такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. «Левый товар» — товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний «левый доход», «левые деньги», «левым образом» и т. п. Подобная окраска слова «левый» встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: «как левая нога захочет», «левая сторона», «встать с левой ноги» и др.
В английском языке слово «леворукий» имеет дополнительные значения «неуклюжий», «лицемерный», «зловещий», «незаконный». Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей «праворуким» большинством.
К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие «норма» приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Если раньше левшей в школе старались переучивать, «подгонять» их под праворукий класс (и учителя), то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия «леворукость» и «левшество».
Можно ли переучить левшу и стоит ли
... в разных полушариях. У правшей доминантным (то есть, ведущим) является левое полушарие, у левшей, соответственно, наоборот. Поэтому левшество – это биологическая особенность, а не вредная привычка или физический ... сто лет назад, когда малышей-левшей жестоко переучивали, привязывая руку к телу. Отношение к леворуким людям за прошедшее столетие изменилось: левшество уже не воспринимается как уродство ...
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).
Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.
При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей.
Теперь перейдем к вопросу о причинах леворукости. Они могут быть разными.
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 — 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
Второй вид — это «компенсаторное» левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще — его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.
Третий вид — это «вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей — левое полушарие).
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим ...
... детей с общим недоразвитием речи 1.1 Речь ребенка с точки зрения нейропсихологии: норма и патология Речь - сложившаяся в процессе деятельности ... моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев – в ... к рисованию, конструированию, узнаванию предметов на ощупь. Левая рука, подчиненная правому полушарию, с подобного типа заданиями справляется ...
Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого «скрытого левшества», т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать «психическими» левшами или «скрытыми» левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
Итак, мы еще раз убедились, что категория «леворукие дети» совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей как таковых. Думаю, что большинство согласиться с тем, что феномен левшества изучать нужно, однако необходимо учитывать многогранность этого вопроса.
Ознакомимся с основными позициями в описании характеристик левшей.
В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.
Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную «хрупкость» психической деятельности.
Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к «правостороннему» миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).
Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США У. Клинтон и многие другие.
Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями
... следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме готовности к обучению письму детей с речевыми нарушениями. 2. Выбрать методики для проведения экспериментального обследования: устной речи ...
Думается, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование, тем более, что по сути они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а следовательно, не противоречат, а дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой — более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. По результатам исследования был сделан вывод о том, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.
Для более точного определения индивидуальных особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин «индивидуальный профиль латеральности организации функций» (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.
Для определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана методика, которая включает три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. Иногда дополнительно определяют и ведущую ногу, хотя эта информация не входит обычно в анализ получаемого профиля.
По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой («рука — ухо — глаз»), могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П — преобладание правой функции, Л -левой, А — равенство функций.
Варианты ПРОФИЛЯ ЛОТЕРАЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Характеристика типа
ППП «чистые» правши
ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛПЛП ПЛЛ праворукие
ААА АПП АПА ААП АЛЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ амбидекстры
ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛАЛАЛ ЛАА леворукие
ЛЛЛ «чистые» левши
М.Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: «чистых левшей» и «чистых правшей».
Установлено также, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП).
Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха. Дети с выраженным левшеством обнаруживают низкий уровень произвольного (по желанию) ускорения при переходе с оптимального на более быстрый темп работы.
Естественно предположить и другие различия в способностях левшей, связанные с типом асимметрии.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Подготовка руки ребёнка к письму
... С. П. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 20 - 30 , и эти трудности не заканчиваются в начальной школе. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 - 25 . Вместе ... характера. Он отмечал, что эти нарушения чаще всего встречаются у детей с моторными недостатками, у левшей, у тех, у которых поздно осуществляется латерализация, выделение ведущей руки, ...
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);
копирования;
неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
очень медленный темп письма.
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
Психологическая готовность детей к школьному обучению 2
... заставляют родителей искать выход из создавшейся ситуации. Они вынуждены готовить детей к обучению частным образом или пользоваться услугами различных организаций, которые создают подготовительные ... 1979; О.М. Анищенко, 1979; и др.) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, ...
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать).
Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических ... это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое ...
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход — приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие).
Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей.
Международный день левшей, празднуется 12 августа.
Как помочь леворуким детям адаптироваться к школе?
Отказ от переучивания леворукого ребёнка всё же не решает всех проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее, появляется ряд других, связанных с дифференцированными (с учётом особенностей леворуких) методами обучения, комплексом гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и т., д.
Фактически леворукого ребёнка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Между тем функциональные особенности большинства леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушение пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных трудностей.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Традиционно наиболее сложным периодом адаптации (приспособления) к школе в первом классе считаются первые недели обучения. Это действительно так. Период адаптации достаточно продолжителен-6-8 недель. Почти у всех детей в этот период наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, головные боли, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются. Легче всего проходит этот период у здоровых, хорошо подготовленных к школе детей. Среди тех, кто тяжело адаптируется, как правило, дети с неблагополучным течением периода наворождённости, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями, и особенно те дети, которые имеют расстройства нервно-психической сферы.
Что ещё может способствовать успешной адаптации леворукого ребёнка к школе, что помогает справиться с нагрузкой, сохранить высокую работоспособность? Прежде всего, волшебная сила движения. Им так хочется размяться, побегать, попрыгать. Поэтому и носятся, что очень устали от статической нагрузки, связанной с вынужденным сидением за партой, потому и кричат, что очень нужна эмоциональная разрядка, потому так рады заняться новым видом деятельности.
Двигательная активность — самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Особенно важны все виды физических упражнений для леворуких детей. В подвижных играх они утомляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит взаимодействовать, считаться с другими детьми.
Обучение письму леворуких детей
За партой леворукий ребёнок должен всегда сидеть слева, чтобы правая рабочая рука соседа не мешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа от ребёнка. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал, за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы тетрадь. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Ручка кладётся на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладётся сверху ручки на расстоянии 1,5 – 2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо).
Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребёнок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по – прежнему направлен к середине груди ребёнка.
Леворукому ребёнку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.
Методические рекомендации преодоления дезадаптации леворуких ...
... хотя могут еще попасться учителя начальных классов, которые постараются заставить леворукого ребенка писать правой рукой. Но левши в любом случае - социальное меньшинство, хоть и достаточно ... имела только один карман, предназначенного для правшей для удобства пользования расположенный на левой стороне. Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый. Испанское ...
Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:
– выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
– выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;
– руку плотно положить на стол и поочерёдно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
– сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.
Перечислим основные требования к письму для леворуких детей:
-правильное написание форм букв и их соединений;
-соблюдение расстояния между буквами и словами;
-сохранение линейности и ритмичности;
-прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.
Говоря о различного рода нарушениях, связанных с леворукостью нельзя не коснуться вопроса о насильственном переучивании левшей, в процессе которого отмечаются серьёзные перемены в состоянии ребёнка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются ещё более серьёзные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребёнок с заиканием – это переученный левша.
При переучивании леворукого ребёнка бывают случаи, когда уже в процессе обучения письму приходится менять рабочую руку, а значит, учиться писать заново.
В практике есть примеры, когда переучивание приводит ребёнка к писчему спазму, т.е. налицо выраженное нарушение функционального состояния нервно – психической сферы (невроз).
Такое состояние уже не поддаётся медико-педагогической коррекции и требует длительного лечения.
Клинический опыт свидетельствует о том, что переученный левша, насильно приспособившийся к неудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет все отличающие его от правши особенности в сенсорной сфере и нервно – психической деятельности.
В настоящее время большинство педагогов и родителей видят недостатки переучивания, однако отношение к левшам до сих пор, мягко говоря, настороженное.
Большие неудобства леворукость доставляет самим левшам. Весь наш быт приспособлен для праворуких: ручки приборов в автомобилях и самолётах, телефоны – автоматы и наручные часы, обычные портновские ножницы и т.д. По мнению многих исследователей, дети – левши в максимальной степени способны к творческому самовыражению при благоприятных условиях – проблемному обучению и приобщении к искусству, художественному творчеству.
Способы письма левой рукой
Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки при письме серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.
Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спотанно и наиболее часто приходят дети-левши.
Третий способ. Кисть руки с ручкой находится над строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способ нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево.
ЧТЕНИЕ
Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, “атакуя” их. Для этих учащихся идеален фонетический/дискретный подход, они обучаются от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части.Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарные.
Математика
Подобно чтению, математика — одна из лучших областей для демонстрации различия в обучении правополушарного и левололу-шарного мозга. Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, та правополушарные ученики, склонные к догадкам, имеют больше шансов. Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательства может дать только “левый” мозг. Примеры этого имеются на всех образовательных уровнях. Младшие проверяют вычитание сложением двух меньших чисел. Ученики старших классов могут проверять ответ, помещая его в уравнение. Интересно, что левополушарные ученики действительно любят проверки своих работ, в то время как половина правополушарных находят, что это не интересно, и их нужно заставлять это делать.
Есть дети — амбидекстры (одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Здесь нужен индивидуальный подход. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты:
1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой.
Как правило, эти дети — левши, но их переучивали с раннего детства дома или в детском саду, при рисовании поощряли работу правой рукой. Такие дети легче обучаются письму, если они пишут левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково хорошо правой и левой.
На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки или нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. От взрослых требуются внимание и терпение. Во всех случаях нужно с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой.
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
-Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
-Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
-Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
-Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
-Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
-Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).
-Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
-Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.
Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
-Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
-Скрещивание рук – «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
-Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определенное время. Большее количество линий проводится ведущей рукой.
Методы определения ведущего глаза
1. Самый простой из них — подзорная труба. Считается, что для разглядывания в подзорную трубу используется ведущий глаз. Можно свернуть в трубочку лист бумаги, проклеить место соединения и попросить ребенка посмотреть в «подзорную трубу». Напоминаем, трубу, как и любые другие предметы, используемые для определения левшества, следует положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
2. Проба Розенбаха. Можно поставить ребенка лицом к окну на расстоянии 3–4 м, дать ему в вытянутую руку карандаш и попросить, держа карандаш вертикально, совместить его с вертикальной линией рамы. При закрывании ведущего глаза карандаш резко смещается. Если ведущий глаз правый, то при его закрывании карандаш смещается вправо, если ведущий глаз левый, карандаш смещается влево. При закрывании неведущего глаза карандаш остается на месте.
3. Проба Литинского. При выполнении этой пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2–3 см к переносице. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает ее, а неведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения.
Методы определения ведущего уха
-Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
-Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.
Для определения «ногости»
Нередко родители и педагоги (особенно учителя физической культуры) считают необходимым определить ведущую ногу и ведущий глаз. Такое знание нужно при выборе ребенком вида спорта, для занятий биологией, астрономией, так как переучивание или навязанная необходимость действовать неведущими ногой или глазом могут дать отрицательный эффект переучивания.
Тесты для определения «ногости» не так разнообразны, как для определения рукости, но они есть:
1. Закидывание ноги на ногу — ведущая нога при этом оказывается сверху.
2. Измерение длины шага — считается, что длина шага ведущей ноги больше, чем неведущей.
3. Тест на отклонение от заданного направления основан на различии длины шага ведущей и неведущей ноги. Один из вариантов этого теста: цель (квадрат, круг) намечается на полу на расстоянии 5 м от исходной точки. Испытуемый должен пройти от исходной точки к цели с закрытыми глазами или в светонепроницаемой повязке (очках).
Человек отклоняется от заданного направления движения за счет разной длины шага. Ведущей считается нога, противоположная направлению отклонения, если отклонение больше 1 м.
Памятка для родителей 1.
Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главное условие его победы в учебной деятельности, помните об этом!
-Никто не проявляет негативного отношения к тому, что ваш ребенок-левша. Не демонстрируйте леворукость своего ребенка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.
-Не драматизируйте школьные неудачи своего ребенка, связанные с тем, что он – левша..
-Преодолевайте школьные неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут ребенку справиться с учебными проблемами.
-Открой для своего ребенка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.
-Писать левой рукой непросто – поэтому помогите ребенку избегать перегрузки и переутомления.
-Не раздражайтесь, если ребенок сделал что-то не так, лучше поддержите его и отметьте успехи.
-Демонстрируйте положительные достижения леворуких людей.
-Не пытайтесь что-то делать за ребенка, в таком случае вы только усугубляете его проблемы.
-Закрепляйте достигнутые ребенком умения, постоянно их тренируя.
Помните!
Леворукость ребенка – не патология, а один из вариантов нормы!
У леворукого ребенка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха.
Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребенок – один из них?!
Памятка для родителей 2
1. Ребенок должен учиться прямо, не загораживая себе линию строки.
2. Нельзя требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.
3. При письме и рисовании леворукого ребенка свет должен падать справа.
4. При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступить к письму.
5. Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.
6. Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но еще больше – негативной оценки взрослыми их деятельности.
7. Родители должны терпеливо относится к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том, что письмо дается ему гораздо труднее, чем другими детям.
8. Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.
9. Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.