Контрольные задания для студентов по курсу: Избранные главы общей психологии: психология эмоций

для студентов 6 курса (специалисты) 2013-2014 уч. год

Преподаватель: к.психол.н., доцент Самара О.Е.

!!!!!Контрольная работа является допуском к сдаче экзамена и состоит из обязательных трех частей!!!!!

Теоретическая часть 1.

  1. Взаимосвязь эмоциональных явлений с социальным статусом личности
  2. Индивидуальные характеристики эмоциональной сферы личности
  3. Эмоции и саморегуляция функций организма
  4. Феноменология эмоциональных явлений
  5. Эмоции как организующий фактор сознания
  6. Враждебность и проблема здоровья человека
  7. Алекситимия, модус поведения алекситимических пациентов
  8. Курение и настроение
  9. Основные методы коррекции эмоциональной сферы личности
  10. Культурные факторы в эмоциональной сфере личности
  11. Типологическая дифференциация затяжных реакций тяжелой утраты
  12. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие
  13. Универсальные паттерны эмоциональной экспрессии
  14. Воспитание эстетических эмоций у детей
  15. Возрастные особенности формирования эмоций
  16. Интонационное выражение негативных эмоций
  17. Эмоции, как базовый компонент в структуре адаптивного поведения личности
  18. Гендерные особенности эмоций
  19. Первичный критерий распознавания этапов привязанности
  20. Эмоциональные процессы в условиях различной эмоциональной деятельности
  21. Эмоции и человеческие взаимоотношения
  22. Роль конфликта в развитии эмоциональной компетентности.
  23. Психофизиологический анализ переживания эмоций при высокой личностной тревожности
  24. Эмоции и депрессии: эмоциональный фон жизни
  25. Влияние негативных эмоций и ситуаций на жизнь человека
  26. Связь эмоций и болезней
  27. Современные физиологические методы исследования эмоциональных явлений
  28. Структура любви. Общие черты любви и ненависти
  29. Социальные переживания детей
  30. Совесть как эмоционально-нравственное чувство

Практическая часть 2. Задание 2.1. Исследование настроения

ИССЛЕДОВАТЬ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 10 ДНЕЙ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН БЫТЬ ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... частности, человека), то для его адекватного адаптивного поведения важна еще как минимум эмоциональная сфера как эффективное средство обобщенной и быстрой оценки поведения ( хотя и огрубленной): ... условиями среды и реакциями системы. [Голицын и др., 1991]. Согласно этому принципу эмоции рассматриваются как средства оптимального управления поведением системы (субъекта), направляющих ее к достижению ...

Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния личности.

Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см. (наклеить в пустые колонки в таблице, можно заменить раскрашиванием цветными карандаши)

Процедура исследования. Исследование проводят по методике цветописи как одним испытуемым, так и с группой до 16-20 человек. случае группового инструктирования каждый участник должен быть обеспечен набором цветов, из которого нужно выбрать тот, что соответствует его настроению.

Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования.

Шкала цветового диапазона настроений:

Красный- восторженное

Оранжевый-радостное

Желтый – приятное

Зеленый –спокойное , урановешанное

Голубой- грустное

Фиолетовый- тревожное

Черный- крайне неудовлетворительное

Белый – трудно сказать

Инструкция испытуемому: «Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня».

Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются каждый день в течение недели, месяца или более.

Задача фиксировать определенное испытуемым настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей.

Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом.

Дни недели, число

Четв

09.

10.

08

Пятн

10.

10.

08

Субб

11.

10.

08

Воскр.

12.

10.

08

Пон

13.

10.

08

Втор

14.

10.

08

Ср

15.

10.

08

Четв

16.

10.

08

Пятн 17.

10.

08

Субб

18.

10.

08

Воскр

19.

10.

08

Пон

20.

10.

08

цвет

цвет

цвет

цвет

Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, под днем недели. Помимо фиксации в цветоматрице результатов самодиагностики участники своих настроений ведут дневник наблюдений. В дневнике записывают, соответствует или нет самодиагностированное настроение реально наблюдаемому, и основные события дня, которые могли повлиять на настроение

Задание 2.2. Выбрать одну положительную и одну отрицательную эмоцию

(кратко описать ситуацию которая произошла в Вашей жизни, что это за ситуация, сколько Вам было лет, какие эмоции Вы испытали в описанной вами ситуации, как она разрешилась, если возникли проблемы. При рассмотрении отрицательных эмоций – кто помогал, или какими инструментами по выходу вы пользовались (психотерапия, алкоголь, наркотики, поездки, религия).

Практическая часть 3. Эссе

Написать эссе (до 5-7 страниц комп. текста, 14 шрифт, межстрочный интервал 1,5) на темы:

  1. «Опыт переживания любви»(в эссе раскрыть следующие вопросы: Любовь — как награда или обязательство? кто меня выбрал, возлагал на меня определенные надежды и кого выбирал я?)
  2. «Море внутри меня»(в эссе раскрыть: свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас»; где, когда и с кем я бываю настоящим, где границы моей свободы).
  3. «Зализывание» отношений(собственных ран) (в эссе раскрыть: растворение себя в другом человеке, заполнение собственной пустоты)
  4. «Мое слово, сказанное просто так и по делу»(в эссе раскрыть: последствия сказанных мною слов для меня лично, как часто я вру и потом от этого страдаю сам, я страдаю от правды)
  5. «Я не могу себе это позволить» (в эссе раскрыть: стремление найти какое-то оправдание своему «хочу», или, соответственно, объяснение, почему «я не могу себе этого позволить»; болезненное когнитивное противоречие («я хочу, но не могу») превращается в обретение когнитивного равновесия («я могу, но не хочу»)
  6. «Времена не выбирают, в них живут»(в эссе раскрыть: когда же я пойму, что мне нужно; замешательство и помешательство в моей жизни)
  7. «За что? Зачем? Почему?»(в эссе раскрыть: невнимательность к другому; честность, что я не «Ангел во плоти»; исповедь в моей жизни)

Питання до тестового контролю

  1. Віддзеркалення динаміки емоцій в теоріях Б.Спінози і В.Вундта.
  2. Можливість експериментального дослідження емоцій.
  3. Ч.Дарвін про вираз емоцій.
  4. Розвиток уявлення про емоції в історії психології.
  5. Дискусія про умови виникнення емоцій. «Периферична» теорія Джемса-ланге і її критика (Е.Клапаред, У.Кеннон).
  6. Когнітивні теорії емоцій (С. Шахтер і ін.).
  7. Феноменологічна теорія Ж.-П.Сартра.
  8. Теорія диференціальних емоцій.
  9. Розвиток уявлень про емоції у вітчизняній науці (С.Л.Рубінштейн, А.Н.Леонтьев, П.К.Анохин, П.В.Симонов).
  10. Теорії емоцій в зарубіжній психології.
  11. Біологічна доцільність емоцій.
  12. Драйви.
  13. Емоційні патерни як особові риси.
  14. Емоції і процеси пізнання. Наочністьемоцій.
  15. Емоції і мотивація. Емоції як суб’єктивна форма існування потреб.
  16. Функції емоцій.
  17. Роль емоцій.
  18. Можливі підстави класифікації емоцій.
  19. Специфіка психічного віддзеркалення в емоціях. Біологічна доцільність емоцій.
  20. Умови виникнення емоцій.
  21. Емоції і процеси пізнання.
  22. Емоції як організуючий факторсвідомості.
  23. Функції півкуль і емоції.
  24. Емоції і мотиваційні процеси.
  25. Проблема критерію емоційних явищ. Класифікація емоцій.
  26. Динаміка емоцій.
  27. Фізіологічні показники емоцій, їх надійність.
  28. Індивідуальні особливості емоційно-вольової сфери.
  29. Експериментальне дослідження виразу емоцій: мімічні, пантомімічні і мовні прояви емоцій.
  30. Фізіологічні показники емоцій.
  31. Проблема надійності різних індикаторів емоцій
  32. Вплив емоцій на пізнавальні процеси і діяльність.
  33. Вікові зміни в емоційних процесах і операціях свідомості.
  34. Почуття, їх психологічна характеристика.
  35. Емоція інтересу. Функції, взаємодія інтересу з іншими емоціями.
  36. Щастя і розвиток особистості.
  37. Любов. Види кохання.
  38. Емоція радості. Причини і наслідки радості. Суб’єктивне переживання радості.
  39. Специфіка розвитку потреб людини.
  40. Тривога. Аспекти вивчення феномену тривожності. Емоційна тривожність як особова характеристика або як психічний стан
  41. Печаль. Причини, функції і переживання емоції печалі.
  42. Розвиток і соціалізація емоції печалі.(4 типи соціалізації).
  43. Теорія диференціальних емоцій і дослідження депресії.
  44. Фрустрація. Типи реакції людини в стані фрустрації.
  45. Стрес (напруженість).

    Фізіологічні і психологічні аспекти вивчення стресу. Стратегії подолання стресу.

  46. Афект. Дослідження «ефектних слідів». Наслідки сильних переживань.
  47. Гнів і агресія. Причини гніву. Мімічний вираз гніву.
  48. Походження і развитокемоції огиди. Причини, переживання огиди.
  49. Переживання презирства, причини, функції презирства.
  50. Визначення і характеристика емоції страху. Причини, функції, природні активатори страху.
  51. Збентеження, переживання збентеження і його функції.
  52. Сором. Причини, переживання сорому, соціалізація емоції сорому.
  53. Походження і функції провини. Емоція провини в різних теоретичних концепціях.
  54. Ментальні репрезентації емоцій. Колір і емоції.
  55. Самотність.Самотністьі його зв’язок з функціями «Я».
  56. Порушення емоцій в клініці локальних уражень головного мозку
  57. Синдром емоційного вигорання
  58. Методи дослідження експресивного ряду емоційного процесу.
  59. Методи дослідження феноменологічного (імпресивного) компоненту емоцій
  60. Гормони та емоції.

14. Рекомендована література

Базова

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: «Смысл», Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения М.: Педагогика, 1990.— 144 с.
  3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций. Хрестоматия по психологии / Автор-составитель В.Вилюнас. Спб, 2004.-С. 8-41.
  4. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. СПб, 2001.
  5. Изард К. Психология эмоций. Спб, 1999.
  6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2001.
  7. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии / Автор-составитель В.Вилюнас. СПб, 2004.

Допоміжна

  1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Воронеж:НПО «МОДЭК», 2002.
  2. Бретт Д. Застенчивость. История про Энни // «Жила-была девочка, похожая на тебя…». Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.- С. 94-108.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб, 2001
  4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6 т. Т.6. — Москва: Педагогика, 1984.
  5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка.
  6. Теория и практика. -Москва: Академия, 2004.
  7. Ильин Е.П. Интересы // Мотивация и мотивы. Ильин Е.П. Спб, 2000. С.165-174.
  8. Куттер П. Злость, озлобленность, гнев и ярость – деструктивные страсти // Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Спб, 1998. С.56-69.
  9. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. Телесноориентированный биоэнергетический психоанализ любви и сексуальности. Минск. 1998.
  10. МКБ-10: Диагностические критерии
  11. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. Спб, 1995
  12. Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. М., 1999.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб, 1999. Эмоции. С.551-587.
  14. Шутц В. Радость. Расширение человеческого сознания. М., 2003.
  15. Фрэнкин Р. От любопытства к креативности // Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. Гл.12. Спб., 2003. С.538-573.
  16. Эмануэль Р. Страх. М., 2002. (Серия «Проблемы психоанализа»)
  17. Эриксон Э. По ту сторону тревоги // Детство и общество. Ч.11. СПб., 2000. С.391-412.
  18. Эриксон Э. Автономия против стыда и сомнения // Детство и общество. Гл.7.2. СПб, 2002. С.239-243.
  19. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996.

7