изучить ряд актуальных вопросов психологии личности и индивидуальных различий.

Содержание

Введение 3

1. Структура личности по З. Фрейду 5

1.1. Психоаналитическая теория З. Фрейда о сущности человека 5

1.2. Топографическая структура личности по З. Фрейду 7

1.3. Психологическая структура личности по З. Фрейду 10

2. Понятие о способностях. Виды способностей 15

2.1. Понятие о способностях человека 15

2.2. Основные виды способностей 20

2.3. Основные уровни развития способностей 22

Заключение 24

Литература 26

Введение

Когда психологи обращаются к изучению личности, то в первую очередь они сталкиваются с многообразием ее свойств и их проявлений в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и бессознательного и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Поэтому современная психология насчитывает сотни теорий личности, каждая из которых предлагает свой взгляд на сущность, природу и структуру личности. Но, несмотря на имеющиеся различия во взглядах, большинство современных психологов исходят из представления двойной детерминации свойств и особенностей личности. С одной стороны, их развитие в фило- и онтогенезе определяется биологическими факторами. С другой стороны, «собственно человеческие» черты личности — социально обусловлены, и их формирование зависит от условий развития и воспитания.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда, относящаяся к психодинамическим концепциям, акцентирует внимание на внутренних свойствах индивида, в первую очередь, его потребностях и мотивах. В основе психоаналитической теории личности лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента и ее структуру, помимо сознательного начала, образуют еще и бессознательные аспекты. З. Фрейд был убежденным сторонником биологического детерминизма и полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами.

4 стр., 1533 слов

Особенности представления о развитии личности у З. Фрейда и К.Г.Юнга их взаимосвязь и различия между теориями в структуре личности и типологии.

... работы- рассмотреть особенности взглядов зарубежных психологов Зигмунда фрейда и Карла Юнга на структуру личности. Объект исследования- структура личности зарубежных психологов. Предмет курсовой работы: специфика особенностей ... Содержание Ведение 1.Структура личности в теории З. Фрейда 2.Структура личности по К.Г.Юнгу 3.Особенности представления о развитии личности у З.Фрейда и К.Г ...

В то же время, не все психологи разделяют позицию З. Фрейда о том, что в основе человеческой природы лежат низменные инстинкты. Согласно современным психологическим воззрениям, базирующихся на принципах гуманизма, основу здоровой личности образуют не низменные влечения, а стремление к самоактуализации, то есть к максимально полному раскрытию своих способностей. Способности понимаются как такие свойства личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Проблеме человеческих способностей и их природы посвящали свои работы многие отечественные и зарубежные исследователи (Б.Г. Ананьев, Г. Айзенк, Ф. Гальтон, Г. С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Дж. Лолер, С.Л. Рубинштейн, М. Салчес, Дж. Селли, Б.М. Теплов, П. Торенс, Б. Уайт, К. Фишер, У.Р. Чарлсворз и др.).

Наиболее дискутируемыми являются вопросы соотношения наследственности и среды. Они освещены во многих трудах отечественных и зарубежных исследователей (Б.Г. Ананьев, Ф. Гальтон, Г. С. Костюк, А.Н. Леонтьев, В.Д. Небылицын, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), однако проблема природы способностей до конца не изучена.

На мой взгляд, проблема структуры личности и проблема природы человеческих способностей являются чрезвычайно актуальными в наше время. Это определило проблематику настоящего теоретического исследования.

Цель исследования — изучить ряд актуальных вопросов психологии личности и индивидуальных различий.

Задачи исследования:

1. Изучить основные положения теории З. Фрейда о сущности человека.

2. Изучить топографическую структуру личности по З. Фрейду.

3. Изучить психологическую структуру личности по З. Фрейду.

4 стр., 1687 слов

1. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни о движущих силах развития личности

... 30. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность 31 1. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э ... изменение направления либидо от исходной цели к «высшей», социально значимой цели. Адлер, Хорни, Фромм стремились преодолеть биологический монизм Фрейда и понять человека не ...

4. Раскрыть понятие «способности», изучить проблему их природы.

5. Охарактеризовать основные виды способностей.

6. Рассмотреть основные уровни развития способностей.

Метод исследования — теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

1. Структура личности по З. Фрейду

1.1. Психоаналитическая теория З. Фрейда о сущности человека

Наиболее существенная часть психоаналитической теории З. Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, З. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. По мнению З. Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму.

З. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями.

З. Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечения:

1. Влечения жизни, биологические потребности выживания.

2. Сексуальные влечения, которые тоже биологически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием индивида.

3. Влечение к смерти. Цель этого влечения — достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование.

З. Фрейд уделял большое внимание теме сексуальности. Это связано с тем, что, по мнению основателя психоанализа, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества и поэтому становится источником максимально значимых конфликтов.

21 стр., 10352 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

... экз. : 1 Обуховский К., Карпенок С. Галактика потребностей. Психология влечений человека[Текст] / К.Обуховский; Пер.с пол.С.Карпенок. - СПб. : Речь, 2003 ... .php Практические задания Сделайте конспект: Фрейд, З. Забывание впечатлений и намерении й[Электронный ресурс]: [психология памяти] / З. Фрейд // Психология памяти : хрестоматия / под ред. Ю ...

Согласно концепции З. Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод. Либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основой развития личности. Вместе с тем, З. Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле. В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике.

По З. Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его …

Литература

1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: 3-е изд. [текст] / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2007. — 368 С.

2. Краткий психологический словарь [текст] / под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с.

3. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [текст] / Л.В. Куликов. — СПб.: ЛитРес, 2009. — 464 с.

4. Лакан, Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа [текст] / Ж. Лакан. — М.: Гнозис-Логос, 1998.

5. Лакан, Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа [текст] / Ж. Лакан. — М.: Гнозис-Логос, 1999.

6. Леонтьев, А. Н. Биологическое и социальное в психике человека [текст] / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. — М.: Речь, 2001. — 480 с.

7. Марсон, П. Двадцать пять ключевых книг по психоанализу [текст] / П. Марсон. — Челябинск: Урал LTD, 2001. — 348 с.

8 стр., 3721 слов

Особенности преподавания психологии как учебного предмета

... учебные пособия по психологии для школы. В.К. Лосева, предлагавшая целый ряд рекомендаций по работе с учебными текстами для школьников, отметила также прием «анатомирования» гуманитарного учебного текста ... изучения литературы как вида искусства с точки зрения психологии началась еще с З. Фрейда. Ее продолжили его коллеги-психоаналитики К. Абрахам, О ...

8. Небылицын, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии [текст] / В.Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий: тексты. — М.: Медицина, 1982. — 240 с.

9. Немов, Р. С. Психология [текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: 4-е изд. / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

10. Общая психология [текст]: учебное пособие / Состав. Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2001. — 448 с.

11. Психология: учебное пособие [текст] / Ред.-сост. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2000. — 512 с.

12. Психология: учебное пособие [текст] / Под ред. А.А. Крылова. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.

13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. — 720 с.

14. Слободчиков, В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности [текст] / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 2000, № 2. — С. 42−52.

15. Столяренко Л. Д. Психология личности [текст]: учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 575 с.

16. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [текст] / Б.М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. — 360 с.

17. Феррис, П. Зигмунд Фрейд. — Минск: Попурри, 2001. — 432 с.

18. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции [текст] / З. Фрейд. — М.: Питер, 2008. — 580 с.

19. Фрейд, З. Тридцать пять лекций [текст] / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2008. — 608 с.

20. Фрейд, З. Общая теория неврозов [текст] / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2009. — 254 с.

21. Фрейд, З. Пересмотр теории сновидений [текст] / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2010. — 222 с.

22. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни [текст] / З. Фрейд. — М.: Ардис, 2010. — 480 с.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... Издательство ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7   Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. Батурин ... логики исследования данной предметной области (теория фрустрации, теория атрибуции, теория когнитивного диссонанса, теория поэтапного формирования действий и так ... от конкретной работы. Сюда могут быть включены тексты модифицированных или малоизвестных методик, статистические таблицы, ...

23. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие [текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Просвещение, 1996. — 480 с.

24. Харитонов, А. Н. Зигмунд Фрейд — основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике [текст] / А.Н. Харитонов, П.С. Гуревич, А.В. Литвинов. — М.: Русское психоаналитическое общество, 2006. — 421 с.

25. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [текст]: 3-е изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер — СПб.: ПитерКом, 2002. — 608 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector