индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

Введение

Данная работа направлена на изучение личности сотрудников противопожарной и аварийно-спасательной служб. Цель работы — выявить существуют ли различия между сотрудниками данных специальностей. Нас заинтересовали такие личностные свойства и качества как тревожность, склонность к риску, эмоциональная устойчивость, так как их деятельность — это постоянные экстремальные условия; а также тип темперамента, от которого зависит выбор профессии.

Личность — это совокупность индивидуальных свойств и качеств, таких как темперамент, способности, характер. Эти особенности проявляются в поведении и профессиональной деятельности. От темперамента и характера зависит выбор профессии. Такими профессиями, где проявляются индивидуальные особенности, являются профессии пожарного и спасателя.

В сознании современного российского общества профессии пожарного и спасателя давно и без оснований утвердились в ряду наиболее важных и гуманных. Это связано с тем, что их главное предназначение — сохранение жизни и здоровья людей, материальных ценностей; ликвидация различных экстремальных ситуаций. Спасатели и пожарные систематически подвергаются сильному воздействию поражающих и психотравмирующих факторов чрезвычайных ситуаций. В их числе, прежде всего постоянная угроза собственной жизни и здоровью, так как они работают в условиях возможных обрушений зданий и сооружений, взрывов, выбросов пламени, также радиационного и химического воздействия. При этом приходится быстро принимать решения в постоянно меняющейся обстановке. Высокая ответственность за их правильность, сознание цены ошибки — дополнительная психическая нагрузка. Вид погибших и пострадавших, необходимость контактировать с их родственниками также увеличивает эмоциональную напряженность, способствует ее накоплению.

Перечисленные воздействия могут по-разному восприниматься каждым человеком, однако в совокупности они негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии личности, вызывая стрессовые явления.

Актуальность и новизна темы: в настоящее время чрезвычайные ситуации приобретают постоянный характер. В связи с этим мы считаем актуальным изучение индивидуальных особенностей личности, деятельность которых связана с риском. Психологическая литература по изучению данного рода деятельности практически отсутствует, поэтому мы попытались самостоятельно подойти к изучению данного вопроса.

11 стр., 5251 слов

Особенности сестринской деятельности при кишечных инфекциях

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения города Москвы» Курсовая работа по учебной дисциплине «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях» Тема: «Особенности сестринской деятельности при кишечных инфекциях» Выполнил(а) студент А.В. Литвин Курс 3 Группа 301 Специальность ...

Объект исследования: сотрудники противопожарной службы МЧС России по Республике Марий Эл и сотрудники Марийской аварийно-спасательной службы.

Предмет исследования: индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

Гипотеза: предполагается, что существуют различия в личностных особенностях сотрудников противопожарной и аварийной спасательных служб.

Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:

1.теоретическое изучение особенностей профессии противопожарной и аварийно-спасательных служб;

2.подбор диагностических методик по данной проблеме;

3.проведение диагностики сотрудников противопожарной и аварийно-спасательной служб.

Экспериментальная база: в исследовании принимали участие 73 человека — сотрудники противопожарной службы МЧС России по Республике Марий Эл и сотрудники Марийской аварийно-спасательной службы в возрасте от 20 до 57 лет, средний возраст которых составил 32 года. Группа спасателей в количестве 24 человек была поделена по стажу на 3 подгруппы: 1-ая от менее года до 4-х лет, 2-ая от 5 до 10 лет, 3-я группа от 11 до 16 лет. Группа пожарных в количестве 49 человек тоже поделена на 3 подгруппы по стажу: 1-ая — стаж от 5 до 10 лет, 2-ая от 11 до 16 лет и 3-я от 17 лет и выше. Так как стаж работы спасателей и пожарных не совпадает (у пожарных отсутствует стаж от 17 лет и выше, а у спасателей от менее года до 4-х лет), то эти две группы исследовались нами, но не предоставляли интереса в статистической обработке.

Для изучения индивидуальных особенностей личности сотрудников был выбран ряд методик — методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, методика диагностики личностной и реактивной тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина; и личностный опросник Г.Ю.Айзенка.

Для достоверности результатов исследования проводилась статистическая обработка по критерию Пирсона.

Глава 1. Теоретический анализ особенностей профессии сотрудников противопожарной и аварийно-спасательной служб

6 стр., 2525 слов

Исследование личностных особенностей людей, занимающихся спелеологией и альпинизмом

Исследование личностных особенностей людей, занимающихся спелеологией и альпинизмом 1. Понятие алекситимии Алекситимия - неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р.Е. Зифнеосом (R. Sifneos) в 1967 г., и рассматривалось им, как предпосылка развития психосоматических заболеваний. Прямой ...

1.1.Психологические требования к сотрудникам. Профессиограмма «Пожарный»

В сложных видах деятельности могут возникать напряженные ситуации — обстоятельства, порождающие значительные трудности и в тоже время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Так как в деятельности пожарного и спасателя часто возникают напряженные ситуации важно, чтобы человек нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки труда и возникновение больших психических нагрузок.

Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, психофизиологические возможности людей — величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. Поэтому важно определить, от каких факторов зависит эффективность поведения человека в усложненных условиях.

Человек противопоставляет напряженной ситуации свою психическую готовность, опыт, личностные возможности. Возможность противостоять напряженной ситуации, которой должен обладать пожарный и спасатель включает три составляющие:

физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

психическую устойчивость, обусловленную профессиональной подготовкой и общем уровнем качеств личности (специальные навыки действий в напряженной ситуации, наличие положительной мотивации, чувство долга);

психологическую готовность (активно-деятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).

Итак, поведение и действия человека в напряженных ситуациях — очень сложный процесс, в котором динамически переплетены различные его зависимости от информации, физиологических защитных и приспособительных реакций, подготовленности, психической устойчивости и готовности, индивидуально-психологических особенностей личности.

Деятельность пожарного и спасателя предполагает постоянное состояние готовности. Состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и включает в себя следующие компоненты:

1 стр., 441 слов

Особенности деятельности (изменился ли характер деятельности под влиянием ситуации)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ф.И.О: К.В.И. Возраст: 7 лет. Место учебы: специализированный детский сад для детей с ЗПР. Дата проведения обследования: 14.10.2011г. Жалобы родителей: истерики в общественных местах, нарушение эмоционально-волевой сферы.   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ Семейный анамнез (хронические заболевания, психические расстройства, в том числе алкоголизм, наркомания, депрессивные реакции; у ...

— мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга);

— ориентационный (знание и представление об особенностях и условиях деятельности, ее требование к личности);

— операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения и обобщения);

— волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);

— оценочный (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образом).

Достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства — показатель высокого уровня готовности специалистов, его активности, самостоятельности в процессе деятельности.

Нас интересует род деятельности пожарного и спасателя, близкие по своей специфике, остановимся более подробно на одном из них.

Профессиограмма «Пожарный»

Профессия «пожарный» — очень древняя. Впервые пожарные появились в Древнем Китае. По причине густонаселенности там же начали строить первые специальные каналы, которые являлись первыми противопожарными средствами.

Первыми законодателями в области пожарной безопасности были немцы. В начале 17 века в Германии появились первые пожарные команды — брандкоманды.

В России профессиональная пожарная охрана (дружина пожарников) была создана в 1649 году в период царствования Алексея Михайловича. Оборудование первых российских пожарных было примитивным: бочка с водой и повозка. Кроме этого, на Руси всегда строились колокольни для оповещения о пожаре и рылись каналы в целях тушения пожаров.

Таблица 1. Обзорная характеристика профессии

Наименование профессии пожарный

Доминирующий способ мышления Приложение — процедура/ Приложение — диагностика

Область базовых знаний №1 Химия,электротехника, вентиляция,кондиционирование, водоснабжение.

10 стр., 4666 слов

Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в современной профессиональной школе

Содержание Введение Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности 1.1 Природа и специфика воспитательной деятельности 1.2 Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания 2.1 Структура содержания воспитательной деятельности 2.2 Критерии эффективности и ...

Область базовых знаний №2 Пожарное дело

Межличностное взаимодействие Частое по типу «вместе»

Доминирующий интерес Реалистический

Дополнительный интерес Предпринимательский

Условия работы В помещении/вне помещения, мобильный

В таблице 1. был проведен краткий анализ профессии пожарного, ниже мы остановимся на более подробном его описании.

Доминирующий способ мышления:

Приложение — процедура. Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного использования известных процедур решения.

Приложение — диагностика. Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправности.

Межличностное взаимодействие частое по типу «вместе». В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.

Частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы команды, маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.

Доминирующий интерес — реалистический.

Реалистический (практический) тип любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, машинами) и их практическим использованием. Хорошо развито практическое мышление.

Среди мотивов поступления на службу в первую очередь называют: стремление к риску, опасности; пример друзей, знакомых, семейные традиции; воинскую службу в вооруженных силах и внутренних войсках; стремление к моральному удовлетворению от работы; стремление к активной, разнообразной, живой работе; стабильный заработок.

9 стр., 4362 слов

10.Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды

Билет 32 Совместная работа педагога и психолога в дошкольной организации. Роль диагностики в работе педагога и психолога с детьми План совместной работы педагога-психолога и воспитателей            Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процес­са. При этом важно, ...

Доминирующие виды деятельности:

работа в пожарной части, связанная с тушением пожара;

— оперативный выезд на пожар;

— ликвидация возгорания при помощи специальной техники — брандспойт;

— обеспечение безопасности людей;

— пожарно-строевая подготовка;

— работа на объекте, связанная с обеспечением пожарной безопасности;

— проведение мероприятий, направленных на профилактику пожарной безопасности;

— составление инструкций пожарной безопасности для объекта в целом и для отдельных подразделений объекта;

— обеспечение средств оповещения о пожаре;

— обеспечения объекта первичными средствами пожаротушения;

— контроль за работой противопожарного водопровода;

— обеспечение пожарной безопасности мероприятий с массовым пребыванием людей;

— работа при возникновении пожара: получение и проверка сигнала о пожаре, установка очага возгорания, руководство эвакуации людей, применение первичных средств пожаротушения, подготовка места для работы боевого расчета.

В работе пожарного выделяют качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, а также качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности. Среди качеств, обеспечивающих успешность в профессиональной деятельности можно выделить способности, личностные качества, интересы и склонности.

К способностям можно отнести: физическую выносливость, способность переносить большие физические нагрузки и высокие температуры, хорошую координацию движений, психическую и эмоциональную устойчивость, способность быстро реагировать на ситуацию, способность к принятию самостоятельных решений, способность четко действовать в экстремальных ситуациях, развитую наглядно-образную память, развитие переключения внимания, развитое аналитическое мышление.

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных качеств студентов-психологов

2 Введение Разнообразие форм и направлений психологического образования особенно остро ставит проблему об устойчивом «ядре» профессионального мировоззрения, которое обеспечивает целостность и единство психологии как сферы профессиональной деятельности и позволяет находить общий язык представителям различных ориентации психологической науки. Профессиональное становление психолога представляет ...

Личностные качества, интересы и склонности предполагают дисциплинированность, аккуратность, смелость и решительность, выдержанность, внимательность, пунктуальность, отзывчивость, целеустремленность, наблюдательность, ответственность, находчивость, уверенность в себе, способность объективно оценивать свои силы и возможности, способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие.

Среди качеств, препятствующих эффективности профессиональной деятельности можно выделить трусость, невнимательность, безответственность, халатность, рассеянность, вспыльчивость, быструю утомляемость, неорганизованность, недисциплинированность.

1.2. Профессионально-важные к……..