Индивидуальные особенности и типы мышления

Введение

мышление психологический студент гуманитарный

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной психологической науке особую остроту приобретает проблема изучения процесса мышления как индивидуальной интеллектуальной особенности человека, отличающей его от других людей. Особо следует отметить значимость выбранной проблемы для подростков и юношества, так как индивидуальные особенности мышления (типы мышления) могут иметь важное значение для выбора профессиональной деятельности. Подрастающее поколение в настоящее время переживает нелегкое время в связи с огромным информационным потоком, постоянным обновлением и пополнением рынка труда новыми профессиями.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, посвященные изучению таких проблем, как особенности мышления — психологического процесса, индивидуальные особенности и типы мышления достаточно освещены во многих работах современных авторов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, З.И. Калмыкова, А.А. Матюшкина, А.Г. Маклаков, В.Э. Мильман, Н.И. Поливанова, Н.В. Рыжова, Б.М. Теплов, Р.С. Немов и др.).

Цель настоящего исследования заключается в изучении взаимосвязи индивидуальных особенностей мышления с профессиональной ориентацией молодежи.

Объект исследования — индивидуальные особенности и типы мышления.

Предмет исследования — преобладающие типы мышления как составная часть индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности.

В качестве гипотезы выдвигается положение, что интеллектуальные особенности, в частности, преобладающий тип мышления влияет на возможные профессиональные способности, помогает сделать выбор профессии, способствует успешному профессиональному росту.

На основании поставленной цели, предмета и объекта исследовательской работы были сформулированы следующие задачи:

А) осуществить теоретический анализ психологических исследований в зарубежной и отечественной литературе по проблеме мышления как психологического процесса, его основных видов и индивидуальных особенностей;

7 стр., 3129 слов

«Особенности построения индивидуального жизненного плана в подростковом возрасте»

... 1505 Реферат по психологии Тема: «Особенности построения индивидуального жизненного плана в подростковом возрасте» Выполнила ... сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, ... способность к абстрактно – теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не ... . Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно – профессиональную ...

Б) проанализировать методологическую основу изучения мышления;

В) провести диагностику индивидуальных особенностей мышления студентов;

Г) установить взаимосвязь между преобладающим типом мышления и выбором профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют работы С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», А.Н. Леонтьева «Мышление» (теоретический аспект), О.К. Тихомирова «Психология мышления» (эмпирический аспект).

Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы:

1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация и классификация экспериментальных и теоретических данных.

2. Эмпирический метод:

А) наблюдение, беседа (индивидуальная);

Б) метод психодиагностического обследования, тестирование с помощью методики определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной;

В) метод математической обработки.

База исследования: в исследовании приняли участие студенты 3 курса Мичуринского государственного аграрного университета социально-гуманитарного факультета направления «Связи с общественностью» гуманитарного вуза. Объем выборки — 6 человек, среди которых 3 девушки и 3 юноши. Возрастной показатель варьировался от 19 до 21 года. Малый объем выборки объясняется тем, что данные студенты являются так называемыми «отличниками» в группе. Они успешно учатся и активно участвуют в студенческой жизни вуза. Таким образом, мы выбрали уже потенциально успешных в профессиональной деятельности молодых людей.

Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (37 наименование) и 2 приложения.

1. Понимание мышления как психологического процесса и его основные виды

1.1 Общее понятие о мышлении

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

13 стр., 6102 слов

Формы и методы научного познания

... методы научного познания Процесс научного познания в самом общем виде представ­ляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности ... нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается ... научной революции стало утвержде­ние неклассического стиля мышления- Стиль научного мыш­ления - принятый в ...

Мышление является высшим познавательным процессом, это своеобразный вожатый по лабиринту бытия. Оно представляет собой активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека.

Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.

Отталкиваясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его опосредствованного характера, позволяющего ему опосредованно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — в восприятии — не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Как указывал А.Л. Рубинштейн, «мы воспринимаем обычно вещи в определённых ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, — пространственных, временнЫх и т. д. … Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определённых, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях…» 32.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... ной характеристикой деятельности субъекта. Известно, что мышление определяется содержанием реальной действительности, которую оно отражает. При изучении ... мысли, по Пиаже, служит не только понятие или изолированное суждение, класс или отдельно усмотренное отношение, но ... то есть трансформациями, преобразованиями объекта. Проблема познания не может рассматриваться отдельно от проблемы развития ...

Иными словами, мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Двигаясь от случайных к существенным общим связям, мышление выявляет закономерности или законы действительности. При этом происходит познание объективного мира с различных сторон, которые характеризуются теми или иными свойствами в той или иной степени.

А.Л. Рубинштейн 32 прослеживает связь мышления с действием. «Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность".

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Полноценное диалектическое понятие берёт явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. И именно понятие, а не слово, является специфическим содержанием мышления.

Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщённому познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово.

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчинённым историческим закономерностям.

14 стр., 6644 слов

Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста

... закладка общей основы познавательных способностей, включая формирование таких видов мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы словесно-логического. Именно дошкольный возраст предоставляет ... труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра ...

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 1).

Рисунок 1 — Специфика мышления как психического процесса

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.

5 стр., 2322 слов

Сущность мышления и его виды. Последовательность познавательных процессов

... филогенезе (исключая пралогическое) возникает наглядно-действенное мышление, которое иногда еще называют «ручной интеллект». Этот вид мышления характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального ... , абстрагирования и обобщения. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей ...

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

1.2 Основные виды мышления и их особенности

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделяясь от философии занимается изучением процесса мышления. Были выделены следующие виды мышления (см. рис. 3).

Рисунок 3 — Виды мышления

А) Виды мышления по форме: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление

Наиболее распространено деление видов мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (О.К. Тихомиров, Поддьяков Н.Н.)

Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Он существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В. Кёлер, Н.Н. Ладыгина-Коте и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта (цит. по 37, с. 3).

8 стр., 3944 слов

Мышление и учебная деятельность

... деятельности ряд содержательных мыслительных действий (способы теоретического мышления). Учебная деятельность и процесс ее формирования Процесс решения ... способностей. Потенциальные способности - основа новых видов деятельности, ибо она поднимается до уровня способностей ... деятельности; - словесно-логическое опирается на использование понятий, логических конструкций, знаков; - наглядно-действенное ...

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества (цит. по 14, с. 33).

Абстрактно-логическое мышление (словесно-логическое) — особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.

Б) Виды мышления по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое мышление

А.Г. Маклаков 14, с. 33 указывает, что «чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное… Виды мышления дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности».

Теоретическое мышление — это познание законов, правил, основанное на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Теоретическое мышление основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Теоретическое мышление характерно для научной деятельности (цит. по 20, с. 78).

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Практическое мышление было глубоко проанализировано советским психологом Б.М. Тепловым 36, с. 147. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез.

В) Виды мышления по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное мышление

Интуитивным (или основанном на чувстве) называют мышление, специфика которого опирается на имеющуюся у человека особую способность или чувство, называемое интуицией. Под ним понимается способность, обеспечивающая быстрое нахождение правильного решения задачи без долгих рассуждений, не располагая при этом ни вескими аргументами, ни убедительными доказательствами его истинности (цит. по 31).

Дискурсивное мышление (от лат. discursus — рассуждение), по Большому психологическому словарю 22 — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.

Г) Виды мышления по степени оригинальности и новизны: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое) мышление

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. 3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [10, с. 13].

Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какие-либо новые знания, либо новый материальный или идеальный продукт (результат).

Продуктивным, например, является мышление ученого, сделавшего научное открытие, писателя, создавшего новое литературное произведение, художника, написавшего новую картину, инженера, создавшего новую машину.

Репродуктивное мышление — это мышление, открывающее для данного человека уже известные другим людям знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, копирующий картину другого художника, учащиеся, решающие какие-либо учебные задачи, рабочий, изготавливающий известную деталь известной машины по отработанной технологии, и так далее (цит. по 31).

2. Индивидуальные особенности в мышлении

2.1 Общая характеристика индивидуальных особенностей мышления

Важнейшим признаком всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — является умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления).

Однако следует отметить, что у многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, инициативность, глубину, широту, быстроту, оригинальность, критичность, последовательность (цит. по 9, 32).

Рассмотрим перечисленные качества подробнее.

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум — это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества.

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.

Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.

Широта — способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями.

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии).

Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи.

Оригинальность — способность воспроизводить новые идеи, отличные от общепринятых.

Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

Последовательность — способность логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

Таким образом, мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности.

2.2 Методические аспекты исследования процесса мышления

Как утверждает О.К. Тихомиров 37, «при психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труден он ни был. … Объективность исследования мышления требует … тщательной фиксации тех особенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышление человека, по которым мы судим о протекании мышления: сам факт решения задачи, тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения, рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций и т. д.».

До XX века в науке применялся только один метод — метод самонаблюдения, или интроспекции. Как отмечает, С.Л. Рубинштейн 32, «познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности».

В настоящее время в психологии мышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала.

Выделяются следующие методы (цит. по 33, 19, 18):

1) Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни (цит. по 23).

2) Беседа — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы (цит. по 16).

3) Анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты (цит. по 1).

4) Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора (цит. по 11).

5) Психологическое тестирование — термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий (цит. по [3, с. 99−100]).

В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование». С помощью метода тестов выявляются те или иные особенности мышления (интеллекта).

6) Моделирование мыслительных процессов. При исследовании мышления применяются не только качественные, но и количественные методы: факторный анализ в изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий и др. Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления.

7) Психофизиологические методы полностью опираются на физиологические реакции испытуемых. Значение психофизиологических методов состоит в том, что они в минимальной степени зависят и подвержены влиянию испытуемого и что в новой технике можно использовать и полиграфы, которые способны одновременно информировать о ряде объективных физиологических данных, как об индикаторах психических процессов, сопровождающих их. Изменения кровяного давления, кожной проводимости, электрических потенциалов мозга, изменения дыхания и пульса уже постоянно относятся к изученным переменным величинам психологического лабораторного эксперимента. Из физиологических методов можно отметить психогальванические реакции (ПГР) (цит. по 27).

При исследовании процессов мышления желательно использовать несколько методов одновременно.

Каждый из методов исследования мышления имеет свои сильные и слабые стороны. Например, метод лабораторного эксперимента упрекают за искусственность и относительную простоту тех задач, которые решают испытуемые, участвующие в опытах.

При изучении процессов мышления большое внимание уделяется тестам, направленных на выявление как индивидуальных, так и патопсихологических особенностей (патопсихологическое исследование включает в себя беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением больного во время исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого.).

Однако как отмечает А.А. Матюшкина 15, «при этом существующие методы исследования мышления не ориентированы на взрослого и не всегда достаточны для реализации заявленной цели».

Для выявления индивидуальных особенностей мышления (качеств ума) часто используются следующие методики 2: методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина), диагностика исследовательского потенциала (В.Э. Мильман), Куб Линка и т. д.

2.3 Диагностика индивидуальных особенностей мышления студентов гуманитарного профиля

Развитое профессиональное мышление является важным компонентом компетентности студентов в условиях вузовской подготовки и позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности.

Профессиональное мышление как одна из частных форм мышления — залог успешной деятельности специалиста. Уровень развития профессионального мышления определяет способность человека к свободной ориентации и продуктивной самореализации в условиях рынка и стремительных социальных изменений. С мышлением, его процессами и качественными особенностями принято связывать эффективность практической и профессиональной деятельности специалиста 4.

Единого определения понятия «профессиональное мышление», признаваемого однозначным в научном сообществе, не существует. Профессиональное мышление рассматривается и как характеристика качества, уровня совершенства мышления, и как особенности мышления специалиста, обусловленные характером профессиональной деятельности по отношению к объекту труда, и как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности и т. д.

Методы исследования профессионального мышления вызывают особый интерес и одновременно затруднение, связанное с недостаточной представленностью этой темы в современной психодиагностике.

Вероятно, весь психодиагностический инструментарий следует подразделить на две группы методов и методик — на те, что будут выявлять общие особенности мышления профессионала из любой сферы труда, и те, которые разрабатываются и применяются для каждого вида профессионального мышления (клинического, педагогического и др.) в отдельности согласно специфике профессии.

Нас будет интересовать первая группа методик, исследующих операциональную сторону профессионального мышления, а также методики изучения интеллектуального развития человека.

Мы полагаем, что на формирование профессионального мышления влияют заложенные природой интеллектуальные особенности мышления человека, в частности, преобладающий тип мышления. Известно, что человеку с преобладающим словесно-логическим или наглядно-образным типами мышления никогда не достичь профессиональных высот в сфере физико-математических наук, экономики, программирования, спорта, искусстве и т. п.

В исследовании индивидуальных особенностей мышления студентов гуманитарного факультета большим подспорьем стало включение в диагностический инструментарий теста по методике определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной 2. Обоснование его использования следующее.

Тест по методике определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной создан в 2005 г., является одним из тестов, используемых в нашей стране для выявления профессиональных наклонностей. Автор — Г. В. Резапкина, филолог, психолог, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, преподаватель Института практической психологии личности и Московского института открытого образования. Выпущенные книги, пособия, программы: «Секреты выбора профессии» (2002); «Искусственный отбор» (2004); «Компас в мире профессий» (2004); «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника»; «Отбор в профильные классы» (2006); цикл телепередач для молодежи «Дороги, которые мы выбираем» (2006); компьютерная программа «Светофор»; электронный учебник «Профессия и карьера» (2008) (цит. по 30).

Методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной разрабатывалась для диагностирования общего уровня интеллектуального развития в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, в частности, для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.

Целесообразность выбора данного теста для исследования профессионального мышления обосновывается следующими положениями:

— развитие индивидуальных особенностей мышления человека признается обязательным и важнейшим условием достижения высокого профессионализма;

— данный тест позволяет определить преобладающие типы мышления как основные характеристики мыслительной деятельности человека, определяющих его профессиональное мышление (цит. по 4).

В результате статистической обработки данных, полученных благодаря использованию методики определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной, была установлена половая дифференциация в мышлении в гуманитарном мышлении; определены шкалы: типы мышления — предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)

Респондентам был предложен опросник он-лайн (сайт ВСЕ ТЕСТЫ.РУ 2), содержащий 40 вопросов. При согласии с высказыванием на странице сайта ставился кружок.

Обработка и интерпретация данных велась он-лайн, с опорой на ключ к тесту.

№Тип мышления Вопросы

1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36

2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37

3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38

4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39

5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40

При обработке результатов теста подсчитывается число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

* 0−2 — низкий,

* 3−5 — средний,

* 6−8 — высокий.

Интерпретация результатов теста

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный).

Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

В процессе интерпретации данных был соотнесен ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Можно сказать, что у всех респондентов проявился синтетический тип мышления, что дает некоторые преимущества в освоении будущей профессии.

Отметим, что половые особенности влияют на преобладающий тип мышления: у девушек преобладал наглядно-образный (87,5%, 100%) и словесно-логический (87,5%, 100%), у юношей — абстрактно-символический (75%) и словесно-логический (62,5 — 75%).

Испытуемые проявили хорошо развитое креативное мышление (62,5% - 100%), что подтверждает правильный выбор профессии.

Следовательно, мы можем говорить, что преобладание типа мышления оказывает влияние на профессиональный выбор и дальнейшее освоение профессии.

Заключение

Мышление — переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

Мышление является высшей ступенью познания человеком действительности, активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека.

Мы познаем окружающую действительность постепенно: сначала ощущения и восприятие, а затем переходим к мышлению. Вспомним малыша, сначала пробующего на вкус и на зуб все предметы, встречающиеся на его пути, а в возрасте от года до двух пытающегося сложить пирамидку или кубики.

Мышление имеет ряд специфических характеристик и признаков, отличающих его от других психических процессов: обобщенное отражение действительности, опосредованное познание объективной реальности, связано с решением той или иной задачи, неразрывная связь с речью.

Мышление может протекать очень различно. Классификации видов и типов мышления многообразны.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются в неодинаковой степени развитости качеств ума: гибкости, самостоятельности, инициативности, глубины, широты, быстроты, оригинальности, критичности, последовательности.

При психологическом изучении процесса мышления особое место отводится объективному исследованию. Используются все основные методы сбора эмпирического материала. Особое место отводится использованию тестов, которые входят в состав различных методик: методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина), диагностика исследовательского потенциала (В.Э. Мильман), куб Линка и др.

Важной составляющей интеллектуальной деятельности является такой вид мышления, как профессиональное. Оно служит ориентиром молодому поколению при выборе профессиональной деятельности. Однако профессиональное мышление всегда связано с развитием индивидуальных особенностей мышления человека, в частности, с типом мышления. Известно, что человеку с преобладающим словесно-логическим или наглядно-образным типами мышления никогда не достичь профессиональных высот в сфере физико-математических наук, экономики, программирования, спорта, искусстве и т. п.

Психологический эксперимент, проведенный по методике «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной), подтвердил гипотезу, что интеллектуальные особенности, в частности, преобладающий тип мышления влияет на возможные профессиональные способности, помогает сделать выбор профессии, способствует успешному профессиональному росту.

Таким образом, можно сказать, что на формирование профессионального мышления влияют заложенные природой интеллектуальные особенности мышления человека.

Список использованных источников

1. Анкетирование. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.psychologos.ru/articles/view/anketirovanie

2. База психологических тестов. — Электрон. ресурс — Режим доступа: vsetesti.ru/tag/мышление/

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов/ Л.Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.

4. Валиуллина Г. Г. Методы диагностики профессионального мышления студентов/ Г. Г. Валлиулина. — Электрон. ресурс — Режим доступа: .

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений./ Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982−1984. Т. 1−6.

6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. — М., Издательство Московского университета, 1981. — 311 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. — М., Издательство Московского университета, 1981. — 311 с.

8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.

9. Индивидуальные особенности мышления. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.psychologos.ru/articles/view/individualnye_osobennosti_myshleniya

10. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости/ З.И. Калмыкова. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.

11. Лабораторный эксперимент (психология).

— Электрон. ресурс — Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%CB % E0% E1% EE % F0% E0% F2% EE % F0% ED % FB % E9_%FD % EA % F1% EF % E5% F0% E8% EC % E5% ED % F2_(%EF % F1% E8% F5% EE % EB % EE % E3% E8% FF)

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т./ А.Н. Леонтьев.-М.: Педагогика, 1983. — 320 с.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984.

14. Маклаков А.Г. Общая психология. Часть 2. Психические процессы. Глава 12. Мышление/ А.Г. Маклаков. — СПб.: 2008 — 583 с. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/12.php

15. Матюшкина А.А. Метод эксперимента в диагностическом исследовании мышления взрослого субъекта/ А.А. Матюшкина. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.psyanima.ru/interview/persona/aamatyushkina/

16. Метод беседы. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.psychologos.ru/articles/view/metod_besedy

17. Методы исследования мышления. — Электрон. ресурс — Режим доступа: studopedia.ru/view_medpsiholog.php? id=55

18. Методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина).

— Электрон. ресурс — Режим доступа:

19. Методы исследования мышления. Основные тезисы. — Электрон. ресурс — Режим доступа: azps.ru/articles/tezis/16think_methods.html

20. Мильман В.Э. Ситуативно-поисковые задачи как модель деятельности в решении жизненных задач/ В.Э. Мильман. — «Ежегодник Российского психологического общества». — М. 2005, т. 1. с. 77−80.

21. Мыслительный процесс, индивидуальные особенности мышления: Биофайл научно-информационный журнал. — Электрон. ресурс — Режим доступа: biofile.ru/psy/1639.html

22. Мышление дискурсивное. — Электрон. ресурс — Режим доступа: vocabulary.ru/dictionary/30/word/myshlenie-diskursivnoe

23. Наблюдение — метод в психологии. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie_metod_issledovaniya_v_psihologii

24. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд./ Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 512 с.

26. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника/ Н.Н. Поддьяков. — М.: Педагогика, 1977. — 277 с.

27. Психофизиологические методы: Центр психологической помощи Просвет. — Электрон. ресурс — Режим доступа: vprosvet.ru/biblioteka/psihofiziologicheskie-metody/

28. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Д.Я. Райгородский. — М: Издательство Бахрах, 2006−672 с.

29. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы/ Разапкина Г. В. — М.: Генезис, 2005. — 128 с.

30. Резапкина Галина Владимировна. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.proftime.edu.ru/index.php? id_catalog=33&id_position=27

31. Рыжова Н.В. Логопсихология/ Н.В. Рыжова. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2010. — Электрон. ресурс — Режим доступа: cito-web.yspu.org/link1/metod/met144/node6.html

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/10.php

33. Словесно-логическое мышление. — Электрон. ресурс — Режим доступа: www.psychology.su/slovar/m/myshlenie_slovesno-logicheskoe2/

34. Сознание и мышление. Часть 4. — Электрон. ресурс — Режим доступа: becmology.ru/blog/psychology/thinking04.htm#m10

35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3, перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

36. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления./ Б.М. Теплов. — М., 1981. — С. 147.

37. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие / О.К. Тихомиров. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с. — Электрон. ресурс — Режим доступа: current_book_page=1

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector