Индивидуальная психокоррекция

Индивидуальная психокоррекция

1. Показания к индивидуальной психокоррекции

Психокоррекция на практике применяется в двух фор­мах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаи­модействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

добровольное согласие на получение такой помощи;

доверие клиента к психологу;

активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;

право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;

право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гиб­кости, спонтанности и мужества. Личностный рост предпо­лагает реалистичное отношение к себе, постоянную откры­тость новому опыту, готовность внутренне изменяться, ис­следовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

21 стр., 10025 слов

Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство ...

... весьма специфична. В ее формирование вносят вклад и качественное своеобразие раздражителя и индивидуальные особенности организма. 1.2 Стресс и дистресс Сущность реакции на стрессор заключается ... со стрессом и сохранение ситуации консультирования путем повышения адаптивной способности клиента. Наметить пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации. ...

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

— когда проблемы клиента индивидуального, а не меж­личностного характера;

— когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;

— когда применяются достаточно сильные методы пси­хологического воздействия и клиента необходимо постоян­но держать под наблюдением и контролем;

— когда у клиента выявлена сильная тревожность;

— когда выявлена сильная заторможенность;

— при неуверенности в себе;

— при необоснованных страхах;

— при проблемах недостаточного осознания самого себя;

— при утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиен­ту требуется групповая работа, но он категорически отка­зывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуаль­ную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в группо­вую работу.

Противопоказаниями для групповой психокоррекцией -ной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень ин­теллектуального или морального развития и т.п. При силь­нодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоци­ональный срыв.

В силу других причин клиент может сознательно или бес­сознательно мешать работать другим участникам группы.

И, наконец, он может не понимать, что от него требует­ся или вести себя в группе недостаточно культурно, шоки­руя других и выводя их из равновесия. Иногда клиент хочет .

и ему действительно необходимо работать в группе, но фак­тически внутренне он сопротивляется этому. Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиен­та, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Есть клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздей­ствие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в инди­видуальном порядке, а затем уже включать его в группу.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведен­ческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда напротив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она существует.

4 стр., 1876 слов

Пути решения экологических проблем глазами психолога

... хватило бы для удовлетворения 50-60 млрд. человек.1 Для решения этой проблемы в сельском хозяйстве должен увеличиться рост механизации, энерговооруженности, использование удобрений, ... высокопродуктивных сортов растений и пород животных. Для решения проблемы создания новых селекционных сортов необходима разработка принципиально новых способов и методов ...

Психокоррекция мало чем может помочь людям, у кото­рых психологические или поведенческие отклонения выз­ваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется к людям, облада­ющим высоким уровнем интеллектуального развития и спо­собным самостоятельно справиться со своими психологи­ческими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает кли­ент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи пси­хокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и поче­му он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воз­действия обычно применяется по отношению к маловнуша-

емым людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение.

Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуаль­ного развития, то по отношению к нему целесообразно ис­пользовать убеждение и внушение в комплексе.

Используя метод убеждения, психолог пользуется сле­дующими приемами:

1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоя­щим его психологическим и поведенческим проблемам, ус­танавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убе­дить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подо­брать персонально для него убедительные аргументы, фак­ты и нужную логику доказательства.

2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психо­логу, как правило, соглашается на это и выражает готов­ность признать правоту психолога.

4 стр., 1648 слов

Индивидуальные методы воздействия на осужденных

... воспитательного воздействия (табл. 18). Таблица 18 Стадии индивидуальной беседы 1-я стадия Структурирование, достижение взаимопонимания (структурирование ситуации определяет тему взаимодействия психолога с клиентом, дает ... в местах лишения свободы необходимы священник, психолог, которые больше слушали бы и меньше говорили. Успешность индивидуальной беседы зависит от степени контакта между ...

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следо­вать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд ча­стных вопросов и последовательно добивается согласия кли­ента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет полу­чить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал со­гласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического по­глаживания». Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом не­сколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент

первоначально готов был ответить «нет», но пол воздей­ствием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.

2. Внушение. «Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой сторо­ны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нуж­ного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчеза­ет быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психо­лога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то от­влечены. Наилучшим условием для внушения является си­туация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имею­щие соответствующее образование и профессионально вла­деющие техникой.

Особое место среди методов индивидуального воздей­ствия занимает психологическое консультирование. Задача пси­хологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

Психологическое консультирование чаще всего рассмат­ривают как специальную область деятельности практичес­кого психолога. Существуют особые правила и техника ве­дения психологического консультирования.

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

Индивидуально-психологическая коррекция — это обо­снованное воздействие психолога на дискретные характери­стики внутреннего мира человека (Г.С. Абрамова).

10 стр., 4758 слов

Обслуживание клиентов в контактной зоне

... работы с клиентом в непосредственной близости от него. Услуга направлена на удовлетворение наиболее тонких и специфических (витально-рекреационных, косметических, индивидуально-вкусовых или ... норм нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Она основывается на психологии сервиса. Моральная ответственность работников значительно возрастает, ...

Принятие решения о проведении индивидуальной психологической коррекции, путях ее осуществления определяется представ­лением психолога о содержании своей коррекционной ра­боты.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям их отноше­ния к ситуации.

Клиенты могут хотеть: изменить ситуацию; изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации; выйти из ситуации; найти новые способы жить в ситуации.

Конечные задачи психокоррекционной работы состоят в достижении изменений в трех основных сферах: когнитив­ной, эмоциональной и поведенческой. Однако степень измене­ний в этих трех сферах различна при индивидуальной и групповой формах психокоррекции. При индивидуальной психокоррекции общение ограничивается диадой «клиент — психолог». Инструментом воздействия в этом случае являет­ся психолог, что ограничивает диапазон реального эмоцио­нального воздействия и реальных вариантов поведения как в количественном плане, так и в качественном. При груп^ повой форме коррекции инструментом воздействия высту­пает психокоррекционная группа. При этом складывается ситуация реального эмоционального взаимодействия, ре­ального поведения, в которую включены клиенты с широ­ким диапазоном различных отношений, установок, эмоци­ональных и поведенческих реакций. Благодаря этим особен­ностям акцент в индивидуальной работе переносится на сферу интеллектуального осознания, а непосредственная работа с эмоциональными и поведенческими стереотипами может ог­раничиваться взаимоотношениями «психолог — клиент». Учи­тывая специфику индивидуальной психокоррекции, мож­но сформулировать конкретные ее задачи в каждой из трех сфер.

/. Сфера интеллектуального осознания (когнитивный аспект). Если в групповой психокоррекции ведущей явля­ется интеракционная ориентация, то в индивидуальной — биографическая. Поэтому индивидуальная психокоррекция в большей степени ориентирована на генетическое осозна­ние. Во время индивидуальной коррекционной работы на основании анализа своей биографии клиент может:

— осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

— осознать неконструктивный характер ряда своих отно­шений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

— осознать связь между различными психогенными фак­торами и соматическими расстройствами;

— осознать меру своего участия в возникновении конф­ликтных и психотравмирующих ситуаций;

— осознать глубокие причины своих переживаний и спо­собах реагирования, а также условия формирования своей системы отношений.

2. Эмоциональная сфера. В индивидуальной психокор­рекции психолог имеет дело как с «живыми» эмоциями клиента, так и с их «отражением», поэтому задачи в эмо­циональной сфере в определенной степени также связаны с осознанием. В процессе психокоррекции клиент может:

6 стр., 2561 слов

3. Контракт как составная часть индивидуальной социальной работы

... социальной работе принято считать, что клиент несет ответственность за процесс изменения в той же степени, ... для клиента несет определенную степень защиты, дает основание для иска в случае нарушения его прав, определяет его место в системе взаимоотношений с социальным работником. В индивидуальной ...

— получить эмоциональную поддержку от психолога, способствующую ослаблению защитных механизмов;

— научиться понимать и вербализовать свои чувства;

— испытывать более искренние чувства к самому себе; раскрыть свои проблемы с соответствующими им пережи­ваниями (часто скрытыми от самого себя);

— модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования.

3. Поведенческая сфера. В результате проведенной кор­рекционной работы клиент может научиться корректиро­вать свои неадекватные реакции и овладеть новыми форма­ми поведения.

Основные стадии индивидуальной психологической коррекции

1. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекдионное воздействие.

2. Исследование проблем клиента.

3. Поиск способов решения проблемы.

4. Формирование психологом коррекционной програм­мы и обсуждение ее с клиентом.

5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом.

6. Оценка эффективности проведенной работы,

1. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие. Ре­шение клиента заключить контракт должно быть осознан­ным, поэтому психолог обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации об основных целях психокоррекции; о своей квалификации; об оплате за психокоррекционные мероприятия; о приблизительной про­должительности психокоррекции; о целесообразности про­ведения психокоррекционных мероприятий; о риске вре­менного ухудшения состояния в процессе психокоррекции; о границах конфиденциальности.

На данном этапе необходимо предоставить клиенту ис­черпывающую информацию об условиях психокоррекци­онной работы. Необходимо согласовать с ним возможность аудио- и* видеозаписи психокоррекционной работы. Недо-

1 стр., 206 слов

Отличия квалифицированного психолога от неквалифицированного

... 2. Не хочет работать с другими профессионалами. Человеческое достоинство Уважает достоинство своего клиента. Склонен смотреть на других людей сверху вниз. Обобщенная теория Развивает собственную концепцию ... понять и использовать в ней множество способов помощи клиенту. Не размышляет на тему работы, ограничивается одним способом помощи клиенту . Понимание чужой культуры Способен воспринять и понять ...

пустимо использование таких процедур без согласия клиен­та. Обсуждение данного вопроса — одно из условий конфи­денциальности и установления доверия между психологом и клиентом.

Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уро­вень относится к пределу профессионального использования информации, полученной от клиента. Каждый психолог мо­жет использовать информацию о клиенте только в профес­сиональных целях, он не должен распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Сведения о клиентах (запи­си психолога, диагностические данные, индивидуальные кар­точки клиентов и т.д.) должны храниться таким образом, чтобы быть недоступными для посторонних лиц.

Второй уровень конфиденциальности относится к усло­виям, при которых полученная в процессе взаимодействия информация может быть использована исключительно для блага клиента. Иногда необходимо поделиться сведениями, полученными от клиента с его родителями, учителями, деть­ми, супругом. О своих намерениях психолог обязан поста­вить клиента в известность, и если клиент не возражает, то вопрос конфиденциальности из этического становится су­губо профессиональным.

Конфиденциальность нельзя возводить в абсолютный принцип, чаще всего приходится говорить о ее границах. Сформулированы основные правила по установлению тако­го рода границ.

1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не аб­солютно, а относительно, поскольку существуют опреде­ленные условия, способные изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность зависит от характера представ­ленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, неже­ли «секретность» событий, о которых сообщает клиент.

3. Материалы встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиден­циальности.

4. Материалы встреч, необходимые для эффективной ра­боты психолога, также не подпадают под правила конфи­денциальности (например, возможно предоставление экс­перту материалов психокоррекционной работы по догово­ренности с клиентом).

5. Конфиденциальность всегда основывается на праве кли­ента на доброе имя и сохранения тайны. Психолог обязан уважать права клиентов и в определенных случаях может

даже поступать противозаконно (например, не предостав­лять информацию о клиенте правоохранительным органам, если при этом не нарушаются права третьих лиц).

6. Конфиденциальность ограничена правом психолога на сохранении собственного достоинства и безопасности своей личности.

7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Психолог, обеспечивая конфиденциальность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых про­фессиональная тайна не соблюдается:

1 стр., 462 слов

Вопрос профессионализма психолога-консультанта

... в данной сфере. Он включает в себя принципы, защищающие личность клиента, обязывающие психолога быть компетентным в своей профессии, ответственным, честным и т.д. Этический кодекс ... что существуют разные подходы, и потенциальный клиент может сам выбрать нужный. Однако, независимо от подходов существует этический кодекс психолога, которого обязаны придерживаться все специалисты, работающие ...

> Повышенный риск для жизни клиента или других лю­дей.

> Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

> Необходимость госпитализации клиента.

> Участие клиента и других лиц в распространении нар­котиков и прочих тяжких преступных деяниях.

Если во время индивидуальной работы выясняется, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, то пси­холог обязан принять меры для защиты потенциальной жер­твы, проинформировать об опасности ее саму, ее близких, правоохранительные органы, а также необходимо сообщить клиенту о своих намерениях.

2. Исследование проблем клиента. На этой стадии психо­лог устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюд­ного доверия. Проведение индивидуальной психологичес­кой коррекции требует определенных.личностных качеств и установок от психолога, ее проводящего.

В целом для эффективной коррекционной работы необхо­дима положительная установка к личности другого челове­ка (клиента), ориентированность на его проблемы, заинте­ресованность в их решении. Излишняя критичность, преду­бежденность, невнимательность и неестественность психолога, безусловно, мешают его работе. Согласно гума­нистическим традициям положительная установка к друго­му человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межлично­стного взаимодействия.

Безусловное принятие личности другого означает приня­тие клиента таким, каким он есть, без восхваления и пори­цания. Доброжелательность в этом случае означает доверие к клиенту, признание его права думать, чувствовать, по ступать так, как он считает для себя возможным, независи­мо от видимой нелепости. Безусловное принятие означает готовность психолога выслушать другого человека и при­нять его право на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым или мнением психолога.

Способность быть самим собой (аутентичность) пред­полагает честное отношение к себе, отражение своей про­тиворечивости, сложности и неоднозначности, умение ис­кренне и открыто выражать свои чувства, мысли и наме­рения. Сомнения в искренности и честности психолога могут вызвать у клиента недоверие к нему и ощущение его нена­дежности.

Если у психолога нет внутренней готовности решать про­блему клиента, то ему лучше перенести встречу или отка­заться от работы вообще. В любом случае откровенное при­знание психологом в своих сомнениях и затруднениях ук­репляет его контакт с клиентами.

Одним из важнейших условий эффективной работы пси­холога является хороший контакт с клиентом. Гарантия та­кого контакта — профессиональное владение как вербаль­ными техническими средствами, так и важнейшими невер­бальными параметрами; интонация, контакт глаз, паузы.

1 стр., 326 слов

О психологе

... остальных профессиях это не является большой проблемой, то для клиентов психолога это чревато серьезными последствиями. Но и это не самое ... стоит сравнивать ее с астрологией или магией. Когда настоящий психолог пытается вам помочь, он опирается не на древние трактаты, ... страшное. Сейчас развелось очень много "лже-психологов", то есть людей, которые не имеют специального образования (а ...

Вербальный контакт. Весьма условно средства поддер­жания вербального контакта можно разделить на прямые и косвенные.

К первой группе относятся формы обращения к челове­ку, которые направлены на установление с ним довери­тельных и откровенных отношений (подбадривание, выра­жение поддержки и т.д.).

Необходимость использования та­ких форм обращения возникает в самых разных случаях:

в начале контакта с клиентом — для того, чтобы снять напряжение;

в ситуациях, когда обсуждаются слишком важные, ще­котливые вопросы;

когда клиент расстроен или плачет.

Одним из важнейших косвенных вербальных средств, направленных на поддержание контакта, является обраще­ние к клиенту по имени. Само упоминание имени человека обычно работает на контакт с ним. Наиболее традиционная форма поддержания вербального контакта — выражение со-гласил и поддержки, высказываемые психологом в то вре­мя, когда он внимательна слушает клиента.

Варьирование громкости голоса и темпа речи могут при­вести к изменениям состояния клиента. Обычно громкость

голоса и темп речи психолога и клиента совпадают: если последний слишком возбужден, то это сразу отражается на том, как он говорит.

Бывает так, что в процессе взаимодействия психолог ощущает растерянность и не знает, что делать дальше, что сказать. Часто это бывает в ситуации, когда клиент плачет, охвачен какой-то сильной эмоцией или агрессивно спорит с психологом. Независимо от ситуации, выражение лица и голос психолога не должны выдавать его растерянности и смятения. Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала само по себе имеет психотерапевтический эффект, способствуя созданию у клиента впечатления, что все нормально, ничего страшного или из ряда вон выходя­щего не происходит и со всем этим можно справиться.

Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что гово­рит клиент. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмысления и понимания. Психологу следует вьщерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат воп­рос. Время паузы воспринимается во время взаимодействия по-особому. Так, минутная пауза может выглядеть как «веч­ность». Для нормальной паузы достаточно 20—30 с.

Невербальный контакт. Значение невербального контак­та достаточно широко описано. Во время взаимодействия клиент и психолог находятся в своеобразном телесном кон­такте, использование которого также повышает эффектив­ность коррекционного процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая того, начинает зеркально отражать позы и пове­дение психолога. Так, если психолог напряжен — ощущение напряжения и неуверенности передается собеседнику, ко­торый неосознанно принимает позу, аналогичную позе про­фессионала. Наличие такого контакта предоставляет огром­ные возможности для психолога, который в случае, если клиент слишком закрыт или напряжен, может попробовать косвенно повлиять на него — расслабившись и заняв под­черкнуто более удобную позу. Неосознанно собеседник в той или иной степени постарается повторить ее.

На установление контакта с клиентом оказывает влия­ние позиция, занимаемая психологом.

Позиция психолога — это ролевые стратегии, принимае­мые психологом во взаимоотношении с клиентом. Ведущи-

ми здесь выступают авторитарность — партнерство в вы­боре целей и задач коррекции; директивность -— недирек-тивность в их технической реализации, являющейся одно­временно мерой разделения ответственности за результаты воздействия и активности психолога.

Предлагаемая схема, опирающаяся на оси авторитар­ность — партнерство, директивность — недирективность, по­зволяет разграничить описываемые партнерские позиции. Вы­бор позиции зависит, с одной стороны, от индивидуаль­ных особенностей психолога и установок клиента (высокая экстернальность клиента коррелирует с предпочтением ав­торитарных и директивных психологов), а с другой — дик­туется той концептуальной позицией (школой), которой при­держивается психолог, и техническими особенностями ис­пользуемых методов психокоррекции.

Выделяют три варианта позиции психолога по отноше­нию к клиенту:

1. Позиция «сверху»;

2. Позиция «на равных»;

3. Позиция «снизу».

/. Позиция *сверху» заключается в том, что психолог про­тягивает руку помощи тем, кто в ней нуждается. Эта пози­ция подразумевает авторитарные отношения к клиенту как к объекту манипуляции, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем всезнающего, мудрого Гуру. Психолог оценивает действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, т.е. решает психологическую задачу клиента неадекватными ей этическими или социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психо­лога, сам психолог может потерять основу профессиональ­ной рефлексии. Зачастую директивность психолога в такой позиции приводит к потере предмета взаимодействия: вме­сто обсуждения содержания психологической информации могут обсуждаться социальные, этические или нравствен­ные нормы.

Авторитарная позиция «сверху», или «отца», характерна для реализации поведенческих методов, а позиция партнер­ства характерна для клиентцентрированного взаимодействия. Нейтральная позиция «зеркала» соответствует психодина­мическим методам.

2. Позиция «наравных» предполагает снятие дистанции. Взаимодействие «на равных» является наиболее оптималь­ным вариантом в индивидуальной психокоррекции, когда

проблема ответственности за личностные изменения реша­ется в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога, который помогает личности расширить ее аль­тернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмыс­ленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д. Осознание психологом этого момента в работе с клиентом возможно с помощью микротехник, обеспечивающих получение обратной связи. Главный мо­мент установления такой позиции — достижение конгру­энтности с клиентом.

Партнерский подход базируется на видении клиента в качестве равноправного субъекта при пространственном рас­положении лицом к лицу. В случае равенства позиции с психологом клиент чувствует себя полноправным партне­ром и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-нибудь информацию о себе, поскольку психолог от­крыт, не оценивает и не судит собеседника.

В позиции равенства и сам психолог менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитарен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему и тем труднее им соответствовать. Однако, занимая позицию равенства, психолог не только выигрывает, но и теряет. Ведь с авторитетом, занимающим позицию «сверху», больше счи­таются и к нему больше прислушиваются. Хороший про­фессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию «сверху», говоря о чем-то с непоколебимым знанием авторитета, или «снизу» — заиг­рывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, под­черкнуть его знания и авторитет.

3. Позиция «снизу» позволяет психологу повысить само­оценку клиента, апеллировать к его значимости. Однако вза­имодействие с позиции «снизу» может дать клиенту воз­можность манипулировать психологом. Увидеть в клиенте манипулятора — профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия клиент выйдет победите­лем с укоренившимся в сознании превосходством в своих манипулятивных способностях.

Психолог, постоянно занимающий позицию «снизу», по существу отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, попадая под власть житейского манипуля­тора. Однако нахождение психолога в позиции «снизу» иногда

может способствовать повышению самосознания клиента его самооценки, чувства уверенности.

Осознание психологом своей позиции во взаимодействии с клиентом важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире клиента. Умение психолога рефлексиро­вать над содержанием позиций во взаимодействии дает ему материал для фиксации содержательной динамики процесса взаимодействия. Ориентируясь на текст клиента, на под­текст и контекст взаимодействия, психолог получает дос­туп к этому компоненту взаимодействия.

Показателем профессионализма психолога является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований ис­пользуемых методов.

3. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиски, принятие на себя от­ветственности за выбираемые решения. Психолог старается как можно более точно рассмотреть проблемы клиента, вы­деляя как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Необходимо вести уточнение проблем до тех пор, пока кли­ент и психолог не достигнут одинакового понимания. Зада­чу уточнения проблемы можно считать реализованной толь­ко в том случае, когда в сознании не только психолога, но и клиента построена своеобразная цепочка событий: выяв­лены чувства или переживания клиента, длительно суще­ствующие или периодически возникающие в связи с логи­кой развития отношений, толкающие его на то, чтобы до­биваться достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.); неадекватные средства, избира­емые для реализации этих целей, приводящие к сложнос­тям во взаимоотношениях; негативные реакции других, час­то усугубляющие проблему клиента.

Точное определение проблем позволяет понять их при­чины, а иногда даже указывает способы их разрешения. Пси­холог побуждает клиента называть и рассматривать возмож­ные альтернативы решения проблем, помогает выдвигать дополнительные альтернативы, ни в коем случае не навя­зывая собственных решений. Необходимо искать такие аль­тернативы решения проблем, которые клиент мог бы ис­пользовать непосредственно. При критической оценке выб­ранных альтернатив решения проблемы необходимо помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы: одни про­блемы требуют слишком много времени, другие требуют

значительного ресурса сил, которыми клиент на данном этапе не располагает, третьи могут быть решены лишь частично, посредством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение.

4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом. Цель психолога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать как можно большее возможное число вариантов поведения, за­тем внимательно проанализировать их вместе с клиентом, выбрать наиболее подходящие для данного человека в его ситуации и помочь в овладении этими поведенческими сте­реотипами или навыками. В основе воздействия на клиента лежат теоретические представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, протекания познавательных процессов, целеполагания в том или ином конкретно-возрастном периоде.

Психолог использует полученную ранее диагностическую информацию для сопоставления ее с теоретическими дан­ными о закономерностях возрастного и индивидуального развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком.

Кроме общепсихологических оснований психолог, за­нимающийся коррекцией, должен решить для себя вопрос о мере воздействия на другого человека. Он имеет дело с нормальным здоровым человеком, который нуждается в совершенствовании характеристик своего внутреннего мира, и в связи с этим возникает ряд вопросов: кто отвечает за результаты коррекции? каковы возможные пути их дости­жения?

Ответ на эти вопросы выглядит следующим образом: пси­холог отвечает за обоснованность программы коррекции, а за ее осуществление отвечает клиент и пользователь про­граммы.

Коррекция осуществляется с преимущественной ориен­тацией на собственные резервы клиента. Для этого их необ­ходимо знать. И это знание дает возрастная психология, описывающая закономерности и механизмы психического развития клиента. Для осуществления психологической кор­рекции большое внимание уделяется именно дискретным характеристикам внутреннего мира человека. Важен факт несовпадения личностных показателей развития и показате­лей общего психического развития, который позволяет осу­ществить психологу профессионально-ориентированную реф­лексию для содержания взаимодействия с клиентом, обо-

сновать для него свои профессиональные возможности и ограничения.

Существующее в отечественной психологии понятие об основных психических новообразованиях позволяет рассмат­ривать их в качестве теоретических обобщений, необходи­мых для решения вопроса о резервах развития человека. Среди этих психических новообразований есть такие, которые от­ражают общее психическое развитие (произвольность, внут­ренний план действий, рефлексия, интеллектуализация пси­хической активности и др.), и те, которые отражают лич­ностное развитие человека (самосознание, жизненные цели и перспективы, мировоззрение).

Возможность работы с этими показателями в коррекционной работе основывается на по­нимании их происхождения, понятия ведущей деятельнос­ти, социальной ситуации развития, которые могут высту­пать в качестве теоретических и методических основ для организации психологической коррекции (Г. С. Абрамова, 1977).

Безусловно важным для коррекционной работы является понятие зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), ко­торое позволяет анализировать содержание задач во взаимо­действии людей разного возраста. Каждый практический психолог создает аксиоматию при подходе к профессио­нальной деятельности. Важно, чтобы она была отрефлекси-рована им в виде обобщенной теории, а значит, доступна для обсуждения и оценки коллегами.

5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом. На этой стадии уточняется план реализации решения и осуществляется последовательное его выполнение. Психолог помогает клиенту организовывать свою деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмо­циональных затрат, а также с учетом возможных неудач в достижении цели. Необходимо постараться внушить клиен­ту, что частичные неудачи — еще не катастрофа, а возмож­ный промежуточный результат и ему следует продолжать реализовывать намеченную коррекционную программу, свя­зывая все действия с конечной целью.

6. Оценка эффективности проведенной работы. На этой стадии клиент вместе с психологом оценивает уровень дос­тижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В процессе коррекционной работы у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность полу-

чить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благо­приятнее для него окажется впоследствии воздействие и, следовательно, тем выше его эффективность.

Выделяют следующие возможные результаты коррекци­онной работы, в зависимости от уровня изменений, проис­ходящих в клиенте:

— усиление внимания к собственным потребностям, пе­реживаниям и мыслям;

— развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;

— изменение отношения к себе и к окружающему миру;

— приобретение способности заботиться о себе, самосто­ятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая ре­шения и неся за них ответственность;

— улучшение понимания проблемы, себя, окружающих и т.д.;

— изменение эмоционального состояния (разрядка эмо­ционального напряжения, исследование своих чувств, при­нятие некоторых своих чувств и т.д.);

— способность принять решение;

— способность осуществить принятое решение;

— подтверждение своих мыслей, чувств, решений;

— получение поддержки;

— приспособление к ситуации, которую невозможно из­менить;

— поиск и изучение альтернатив;

— получение практической помощи через прямые дей­ствия психолога или других специалистов, которых при­влек психолог;

— развитие имеющихся умений и навыков, приобрете­ние новых;

— получение информации;

— новое реагирование на действия других людей и ситу­ацию.

Наиболее важны здесь следующие моменты: осознава­ние, помогающее субъекту сохранять активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие цели позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения.

Ценность — убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив, после взвешивания последствий каж­дой из них. Ценности определяют то, ради чего клиент осоз­нает, формулирует и формирует цели, добывает необходи-

мую информацию, приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивно­му и иллюзорному развитию личности.

Информация — представляет собой материал, который клиент может использовать для осознавания себя и окру­жающего мира, а также для формирования собственных целей. Организации, сообщества и отдельные люди часто строят свою деятельность и безопасность на основе инфор­мации, находящейся в их распоряжении. Информация — это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания получать и использовать. Действия (осоз-навание, формирование целей и ценностей) требуют фор­мирования навыков. Только навыки позволяют реализо­вать ценности в поведении.

Данная модель позволяет рассмотреть общую схему кор-рекционного процесса. Реальный процесс взаимодействия значительно шире. Выделение стадий достаточно условно, поскольку в практической работе возможно их слияние и более сложные взаимозависимые связи, чем в рассмотрен­ной схеме. Необходимо отметить, что в процессе реальной практической работы важны настолько общие схемы (хотя представление и понимание хода коррекционного процесса обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция психолога.

Существуют правила и установки, позволяющие психо­логу структурировать процесс индивидуальной психокор­рекции и делать его более эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций пси-хокорреции. Человеческие проблемы только на первый взгляд могут показаться схожими, однако они возникают, раз­виваются, существуют в контексте уникальных человечес­ких жизней, поэтому проблемы в действительности явля­ются уникальными и соответственно каждое коррекцион-ное воздействие уникально и неповторимо.

2. В процессе коррекции психолог и клиент постоянно изменяются сообразно их отношениям (в психологической коррекции не может быть статичных ситуаций).

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем явля­ется клиент, поэтому следует помочь ему принять на себя ответственность за их решение. Видение собственных про­блем клиентом не менее, а, может быть, более важно, не­жели представление о них психолога.

4. В процессе коррекции чувство безопасности клиента важнее, чем требования психолога. Таким образом, в кор-

рекции неуместно добиваться цели любой ценой, не обра­щая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, психолог обязан «подклю­чить» все свои профессиональные и личностные возможно­сти, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каж­дой отдельно взятой коррекционной встречи. Решение про­блем, а также успех коррекции не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую — это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный психолог знает уровень своей профес­сиональной квалификации и собственные недостатки, он ответствен за соблюдение правил этики и работы на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой пробле­мы могут быть использованы различные теоретические под­ходы, но нет и не может быть единственного наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы в принципе неразрешимы (на­пример, проблема экзистенциальной вины, принятие утра­ты) . В таких случаях психолог должен постараться помочь клиенту принять неизбежность ситуации и смириться с ней.

10. Эффективная коррекция — это процесс, который вы­полняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.