Характер и воля
1. Психология характера
2. Волевые процессы
Характер — индивидуально-психическое свойство личности, складывающаяся в процессе взросления и обусловливающая типичные для индивида способы поведения.
Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие — как второстепенные. Второстепенные могут гармонировать с ведущими, тогда образуется цельная, гармоничная личность. Но также второстепенные могут резко контрастировать с ведущими, в этом случае индивид будет обладать сложным, противоречивым характером, что будет отражаться в его поведении.
Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.
Связь характера с другими психическими свойствами. В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения.
В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.
Свойства характера. От других свойств личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, более устойчив. Некоторые изменения характера могут происходить в период жизненных кризисов.
Черты характера. Особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения — устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного поведения ситуациями.
Типы поведения личности в организации 2
... механизмы человеческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности - темперамент. Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. ...
Перечислим основные черты личности, которые составляют структуру характера человека.
— свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных): рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
— черты, которые способствуют достижению поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера).
В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
— инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность.
Сферы проявления характера. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, им нравится преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Другие довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Содержание характера составляет жизненную направленность личности.
Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие — как второстепенные. Второстепенные могут гармонировать с ведущими, тогда образуется цельная, гармоничная личность. Но также второстепенные могут резко контрастировать с ведущими, в этом случае индивид будет обладать сложным, противоречивым характером, что будет отражаться в его поведении.
Характер проявляет себя в ряде отношений:
* в отношениях к другим людям — как честность, открытость, общительность, тактичность или лживость, замкнутость, подозрительность, нелюдимость, грубость и т.д.;
* в отношении к себе — как уверенность, реалистическая самооценка, чувство собственного достоинства или неуверенность в себе, низкая самооценка, себялюбие и эгоцентризм;
* в отношении к делу — как целеустремленность, исполнительность, добросовестность или ленность, недобросовестность и т.д.;
* в отношении к вещам, животным, природе и т.д.
Акцентуации характера.
Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие — менее. Наиболее выраженные черты характера, крайние варианты нормы называются акцентуациями характера.
Характер является акцентуированным, если индивид устойчив по отношению к воздействиям одних стрессоров, но крайне уязвим по отношении к другим.Акцентуация — это «слабое звено» в характере. Индивид может в течение долгого времени выдерживать значительные нагрузки, если они не затрагивают этого слабого звена, но испытывает существенное напряжение или срывается при возникновении трудных ситуаций, требующих проявления акцентуированной черты.
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР ...
... разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного; во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Нельзя говорить и ... склонность глубоко переживать даже незначительные события. Необходимо иметь в виду два важных обстоятельства: во-первых, "чистые" темпераменты встречаются довольно редко, чаще всего у человека сочетаются черты ...
Акцентуации граничат с патологией и при сильном прессинге обстоятельств могут перейти в соответствующую психопатию. Акцентуации могут быть явными (проявляющими себя в поведении) и скрытыми (латентными), они могут переходить одна в другую. Оформляются обычно акцентуации к подростковому возрасту, с возрастом могут сгладиться, компенсироваться, но могут и усилиться, как, например, педантичность.
Существует несколько классификаций акцентуаций характера(Э.Кречмер, У.Шелдон, К.Леонгард, А.Е.Личко и др.) В частности А.Е.Личко выделяет следующие основные типы акцентуаций:
* циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;
* гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;
* лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
* астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;
* сензитивный — повышенная впечатлительность, тревожность, обостренное чувство собственной неполноценности;
* психастенический — высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, нерешительность, склонность к обсессиям ( страхам — например, перед числом 3, потому что в слове «рак» три буквы, страхом наступить на черту, боязнью заразиться через грязные руки) и ритуальным действиям, когда человек не может приступить выполнению определенной работы не совершив ритуальных действий, направленных на обусловливание ее успешности;
* шизоидный — отгороженность, замкнутость, холодность, эмоциональная холодность (отсутствие эмотивности);
* эпилептоидный — проявляющийся в злобно-тоскливом настроениис накапливающейся агрессией, проявляющей в виде приступов ярости, гнева, конфликтность, педантичность;
* застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, склонность к отрицательным эмоциям, стремление доминировать, неприятие мнения других;
* истероидный (демонстративный) -выраженная тенденция к вытеснению неприятных событий и фактов (человек «забывает» неприятные для него поручения, события), лживость, фантазерство и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, склонность к авантюрам, иппохондрии при неудовлетворении потребности в признании;
* дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;
* неустойчивый — легко поддающийся влиянию окружающих, постоянно ищущий новые компании, легко устанавливающий отношения, носящие поверхностный характер;
* конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток инициативы и критичности, склонность к консерватизму.
2. Волевые процессы.
Воля — способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.
Волевое усилие включается при следующих условиях:
Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2
... как стрессовая. Чем больше стресс, тем скорее человек войдет в свой сценарий. Ситуация, когда мы подозреваем искажение партнером информации, несомненно, ... разработал метод анализа этих переходов, который он назвал ОК Коррал(3). Действие: Уход Вытекающая позиция: "Я - не ОК с собой, ... а ты ОК со мной" (Депрессивная позиция) Действие: Сотрудничество Вытекающая позиция: "Я ОК с собой, и ты ОК ...
* при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами формируем их;
* при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;
* при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и должны сделать выбор между ними.
Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении активности, но и способности затормозить активность, отказаться от чего-то.
Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е. представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей раннего возраста реактивно — они реагируют на внутренние («Хочу!») и внешние («Сделай так и получишь конфетку!») побуждения к деятельности. По мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их регулятором. Волевое усилие — это преодоление себя, высшее выражение сознательности, власть над собой.
Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить элементарный выбор (ситуация «буриданова осла»).
Патология развития воли называетсяабулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то, но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на пути.