Характер и воля

Характер и воля

1. Психология характера

2. Волевые процессы

 

     Характер — индивидуально-психическое свойство личности, складывающаяся в процессе взросления и обусловливающая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие  — как второстепенные. Второстепенные могут гармонировать с ведущими, тогда образуется цельная, гармоничная личность. Но также второстепенные могут резко контрастировать с ведущими, в этом случае индивид будет обладать сложным, противоречивым характером, что будет отражаться в его поведении.

Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Связь характера с другими психическими свойствами. В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

Свойства характера. От других свойств личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, более устойчив. Некоторые изменения характера могут происходить в период жизненных кризисов.

Черты характера. Особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения — устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного поведения ситуациями.

8 стр., 3648 слов

Типы поведения личности в организации 2

... с изучением ситуации. 2. Критериальная база поведения человека Поведение личности в социальной среде во многом ... Характер людей порождает еще одно свойство личности - темперамент. Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, ... служит субъект, а объект играет лишь второстепенную роль. На практике эти типы мы ...

Перечислим основные черты личности, которые составляют структуру характера человека.

— свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных): рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

— черты, которые способствуют достижению поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера).

В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

— инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность.

Сферы проявления характера. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, им нравится преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Другие довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Содержание характера составляет жизненную направленность личности.

Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие  — как второстепенные. Второстепенные могут гармонировать с ведущими, тогда образуется цельная, гармоничная личность. Но также второстепенные могут резко контрастировать с ведущими, в этом случае индивид будет обладать сложным, противоречивым характером, что будет отражаться в его поведении. 

 Характер проявляет себя в ряде отношений:

* в отношениях к другим людям — как честность, открытость, общительность, тактичность или лживость, замкнутость, подозрительность, нелюдимость, грубость и т.д.;

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный технический университет Кафедра истории, культуры и социологии Реферат по культурологии на тему: Отношение к смерти в разных культурных эпохах Выполнил: студент группы АТ-113 Кавтаскин В.И. Руководитель работы: старший преподаватель кафедры истории, культуры и социологии Соловьёва Александра Викторовна Волгоград 2013 ...

* в отношении к себе — как уверенность, реалистическая самооценка, чувство собственного достоинства или неуверенность в себе, низкая самооценка, себялюбие и эгоцентризм;

* в отношении к делу — как целеустремленность, исполнительность, добросовестность или ленность, недобросовестность и т.д.;

* в отношении к вещам, животным, природе и т.д.

Акцентуации характера.

     Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие — менее. Наиболее выраженные черты характера, крайние варианты нормы называются акцентуациями характера.

Характер является акцентуированным, если индивид устойчив по отношению к  воздействиям одних стрессоров, но крайне уязвим по отношении к другим.Акцентуация — это «слабое звено» в характере. Индивид может в течение долгого времени выдерживать значительные нагрузки, если они не затрагивают этого слабого звена, но испытывает существенное напряжение или срывается при возникновении трудных ситуаций, требующих проявления акцентуированной черты.

     Акцентуации граничат с патологией и при сильном прессинге обстоятельств могут перейти в соответствующую психопатию. Акцентуации могут быть явными (проявляющими себя в поведении) и скрытыми (латентными), они могут переходить одна в другую. Оформляются обычно акцентуации к подростковому возрасту, с возрастом могут сгладиться, компенсироваться,  но могут и усилиться, как, например, педантичность.

     Существует несколько классификаций акцентуаций характера(Э.Кречмер, У.Шелдон, К.Леонгард, А.Е.Личко и др.) В частности А.Е.Личко выделяет следующие основные типы акцентуаций:

* циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

* гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

* лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

* астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)

... стиль воспитания, многодетность. В структуре характера выделяют 4 группы черт характера: Отношение к деятельности, Отношение к другим людям, Отношение к себе, Отношение к вещам. 2.4 Свойства ... высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий; 7) шизоидный — отгороженность, ...

* сензитивный — повышенная впечатлительность, тревожность, обостренное чувство собственной неполноценности;

* психастенический — высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, нерешительность, склонность к обсессиям ( страхам — например, перед числом 3, потому что в слове «рак» три буквы, страхом наступить на черту, боязнью заразиться через грязные руки) и ритуальным действиям, когда человек не может приступить выполнению  определенной работы не совершив ритуальных действий, направленных на обусловливание ее успешности;

* шизоидный — отгороженность, замкнутость, холодность, эмоциональная холодность (отсутствие эмотивности);

* эпилептоидный — проявляющийся в злобно-тоскливом настроениис накапливающейся агрессией, проявляющей в виде приступов ярости, гнева, конфликтность, педантичность;

* застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, склонность к отрицательным эмоциям, стремление доминировать, неприятие мнения других;

* истероидный (демонстративный) -выраженная тенденция к вытеснению неприятных событий и фактов (человек «забывает» неприятные для него поручения, события), лживость, фантазерство и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, склонность к авантюрам, иппохондрии при неудовлетворении потребности в признании;

* дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;

* неустойчивый — легко поддающийся влиянию окружающих, постоянно ищущий новые компании, легко устанавливающий отношения, носящие поверхностный характер;

* конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток инициативы и критичности, склонность к консерватизму.

 

2. Волевые процессы.

    Воля — способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.

Волевое усилие включается при следующих условиях:

* при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами формируем их;

26 стр., 12552 слов

Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора

Содержание Введение 1. Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного развития личности и понимание ситуации морального выбора в отечественной и зарубежной психологии 1.1Проблема нравственного развития личности на современном этапе 1.2Нравственное сознание личности и его структура 1.3 Влияние нравственного развитие личности на ситуацию морального выбора 2 Глава 2. Экспериментальное ...

* при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;

* при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и должны сделать выбор между ними.

     Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении активности, но и способности затормозить  активность, отказаться от чего-то.

     Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е. представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей раннего возраста реактивно — они реагируют на внутренние («Хочу!») и внешние («Сделай так и получишь конфетку!») побуждения к деятельности. По мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их регулятором. Волевое усилие — это преодоление себя, высшее выражение сознательности, власть над собой.

     Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить элементарный выбор (ситуация «буриданова осла»).

Патология развития воли называетсяабулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то, но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на пути.