дидактической цели

  1. Урок как форма организации обучения. Классификация (типология) уроков по дидактической цели (на основе примеров по дисциплинам профиля направления специальности)

Урок — вариативная форма организации взаимодействия четко определенного состава педагогов и учащихся, применяемая для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится к взаимодействию педагога и обучающихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения [7].

Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (расписание занятий, время на занятие, перерывы), планом работы (планом урока) и составом обучающихся (состав учебной группы утвержден приказом руководителя учреждения образования).

Поскольку значительную часть учебного времени учащиеся уровня профессионально-технического образования проводят на уроке, для этого уровня он считается основной формой организации теоретического обучения. На уровне ССО используется либо классно-урочная система обучения (например, как в школе — по общеобразовательным дисциплинам, ПТО), так и вузовская (лекционно-семинарская).

Главный критерий эффективности урока — достижение его цели. Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. В теории педагогики различают дидактическую (основную) структуру и три подструктуры урока: логико-психологическую, мотивационную и методическую (табл. 14.1).

Таблица 14.1 — Компоненты дидактической структуры и подструктур урока по [59]

Наименование структурных

единиц

Их основные компоненты

Дидактическая

структура

— актуализация опорных знаний и способов действий;

— формирование новых понятий и способов действий;

— применение знаний, формирование навыков и умений

Логико-

психологическая

подструктура

— воспроизведение и восприятие известного знания;

— восприятие новых знаний и способов действий;

— осознание и осмысление элементов нового;

— обобщение элементов знания и способов действий;

— применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях

Логико-

психологическая

подструктура

продуктивного

усвоения знаний

— создание проблемной ситуации и постановка проблемы;

— выдвижение предположений, гипотез и их обоснование;

— доказательство гипотез;

— проверка правильности решения проблемы;

— формулирование выводов;

— применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации

Мотивационная

подструктура

— организация и управление вниманием обучающихся;

— разъяснение смысла деятельности;

— актуализация мотивационных состояний;

— совместная с обучающимися постановка целей занятия;

— обеспечение ситуаций успеха в достижении цели;

— поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у обучающихся в своих действиях;

— оценивание действий, процесса и результатов обучения

Структура и методика теоретических уроков во многом зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В настоящее время выделению типов уроков посвящено много научных работ, разработаны ряд подходов к классификации уроков по различным признакам. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков: по основной дидактической цели; по основному способу проведения уроков; по основным этапам учебного процесса (см. прил. 27).

Каждая классификация строится на основе определяющего (одного или нескольких) признаков: дидактической цели (И.Т.Огородников); цели организации занятий (М.И.Махмутов); основных этапов учебного процесса (С.И.Иванов); методов обучения (И.Н.Борисов); способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М.Кирюшкина).

Остановимся на типологии (классификации) уроков по дидактической цели И.Ф.Харламова. В ней выделяют уроки следующих типов1:

  • урок формирования новых знаний (урок сообщения новых знаний, урок изучения нового материала),
  • урок формирования умений (урок закрепления изучаемого материала, урок формирования и совершенствования умений и навыков),
  • урок систематизации и обобщения (урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала),
  • урок контроля (урок проверки и оценки знаний, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков),
  • комбинированный (смешанный) урок.

Иные названия типам уроков присваивают с целью уточнения их сущности. Классификация уроков теоретического обучения по дидактической цели (тип урока зависит от его цели и определяет его структуру) и их традиционная структура приведена в табл. 14.2. Структура урока — соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Она зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей обучающихся, других особенностей занятия.

Таблица 14.2 — Структура уроков различных типов в их классификации по

дидактической цели

Тип урока2

Структура урока

  • урок формирования новых знаний3

(урок сообщения новых знаний, урок изучения нового материала)

1. Организация обучающихся (оргмомент).

2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся.

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

4. Изложение нового материала (объяснение, лекция и т. п.).

5. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа обучающихся.

6. Ответы на вопросы обучающихся.

7. Проверка усвоения нового материала. Дополнительные разъяснения.

8. Подведение итогов урока. Выдача домашнего задания.

  • урок формирования умений

(урок закрепления изучаемого материала, урок формирования и совершенствования умений и навыков)

1. Организация обучающихся (оргмомент).

2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся.

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

4. Изложение нового материала (объяснение, инструктаж, показ приемов выполнения работы и т. п.).

5. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа обучающихся.

6. Ответы на вопросы обучающихся.

7. Проверка усвоения нового материала. Дополнительные разъяснения.

8. Подведение итогов урока. Выдача домашнего задания.

урок систематизации и обобщения

(урок обобщения и систематизации знаний, урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала)4

1. Организация обучающихся (оргмомент).

2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся.

3. Систематизация и обобщение ранее изученного материала (фронтальная беседа, самостоятельная работа обучающихся, обобщающее заключение и выводы преподавателя, просмотр кинофильма и др.).

Совершенствование умений и навыков (практическая, лабораторная работа и др.).

4. Подведение итогов урока. Выдача домашнего задания.

  • контрольный урок

(урок контроля; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков)

1. Организация обучающихся (оргмомент).

2. Сообщение темы и цели урока. Вводная объяснительная часть (инструктаж педагога или психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы).

3. Контроль знаний и умений (устный опрос, письменная контрольная работа, проверка знаний и умений с помощью контролирующих устройств, карточек-заданий и др.): самостоятельная работа обучающихся, оперативный контроль, консультация педагога для поддержания спокойствия и уверенности в своих силах.

4. Подведение итогов урока. Выделение типичных ошибок и проведения коррекционной работы.

5. Выдача домашнего задания.

  • комбинированный урок

(смешанный урок)

1. Организация учащихся (оргмомент).

2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся.

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

4. Изложение нового материала, его восприятие и осмысление обучаюмися.

5. Самостоятельная работа обучающихся.

6. Закрепление нового материала.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Подведение итогов. Выдача домашнего задания.

Структура теоретического урока, набор ее элементов изменяется в зависимости от дидактических целей, однако жестких рекомендаций по составу структурных элементов нет. Структурные компоненты могут называться по-разному, но решать одни и те же дидактические задачи. Например, при структурном описании урока можно использовать следующие названия структурных компонентов (этапов): оргмомент, проверка домашнего задания, опрос учащихся, тестирование, актуализация знаний, изучение нового материала, первичный контроль, закрепление, обобщение и систематизация, контроль, подведение итогов и рефлексия, выдача домашнего задания. Однако структурный компонент, ориентированный на цель, в наибольшей степени ее обеспечивающий, всегда значительно больше остальных по времени. В табл. 14.2 эти элементы выделены цветом. Структура каждого урока должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями обучения.

Уроки изложения нового материала посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно при изучении объемного и сложного материала.

Урок формирования умений (выполнение самостоятельной, лабораторной, практической работы, экскурсия, семинар и т. п.) имеет различные цели: 1) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; 2) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; 3) формирование новых умений и навыков; 4) контроль за ходом изучения нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков. От их специфики зависит вариативность его структуры.

Урок обобщения и систематизации, а чаще всего — урок совершенствования умений и навыков — также многовариантны по целям. Цели урока обобщения и систематизации: 1) проверка и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности; 2) повторение, коррекция, более глубокое осмысление материала, установление взаимосвязей. Цели урока совершенствования умений и навыков: 1) развитие умений; 2) формирование навыков; 3) совершенствование умений и навыков; 5) совершенствование навыков и развитие умений.

На комбинированном уроке решаются дидактические задачи нескольких описанных выше типов уроков. Структура урока может быть различной. Эффективность комбинированного урока зависит от четкого определения целевых установок урока, т.к. не все его элементы выступают главными (они отслеживаются по времени).

Часто в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Некоторые виды нового материала не возможно изучать не вспоминая, не анализируя пройденный материал и не применяя его при выводах каких-либо новых положений. Поэтому чаще проводятся комбинированные уроки, синтезирующие урок формирования новых знаний и формирования умений; урок формирования новых знаний и обобщения и систематизации знаний, как показано в табл. 14.1).

Простые по структуре уроки проводятся там, где передается большой объем нового материала (фактически лекции) и учащиеся готовы к длительной работе с неизвестным материалом и связанными с этим большими нагрузками.

Отдельные авторы в классификации уроков выделяют проблемный урок в качестве самостоятельного вида урока, когда при обучении используется технология проблемного обучения. Его основные структурные элементы: организация учащихся; психологическая подготовка учащихся к активному включению в предстоящую работу (создание проблемной ситуации); формулировка проблемы; выдвижение гипотезы (предположения о том, каким может быть результат) и вариантов решения проблемы; поиск решения проблемы; обсуждение результатов; комментарии и обобщения педагога; задание на дом; подведение итогов работы.

Урок, проведенный без плана, а, следовательно, без подготовки, в лучшем случае импровизация, а не законченный, логически и технологически выдержанный образец профессионального мастерства.

Выбираемые методы должны полностью решать поставленные на данном структурном этапе дидактические задачи. Средства обучения — позволять реализовывать методы, способствовать облегчению усвоения нового, эффективности учебного процесса. Формы обучения — реализация возможности самостоятельной работы учащихся и продуктивности реализации методов.

Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к нему.

Дидактические требования к уроку (по [7]): четкое определение образовательных целей и задач; учет принципов обучения; оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый обучающимися уровень; сочетание видов, методов и форм обучения; сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности; установление межпредметных связей; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока. Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала; формирование профессионально необходимых качеств; внимание к личности ученика. Развивающие требования к уроку (по [7]): формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности обучающихся; занятия на «опережающем» уровне; проектирование «зоны ближайшего развития»; прогнозирование «скачков» в развитии; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Примеры планов уроков различных типов приведены в прил. 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36.

Примеры планов занятий, методических разработок, конспектов занятий можно посмотреть по ссылкам:

  • Преподавание экономики в школах Республики Беларусь — .
  • Научно-педагогический журнал «Народная асвета»: раздел «Дадаткi»: Рубрыка «Мадэльны ўрок» — http://n-asveta.by/dadatki.htm.
  • Научно-теоретический и научно-методический журнал «Адукацыя і выхаванне» — http://www.aiv.by/content/adukatsyya-і-vykhavanne-15.
  • Сайт методической поддержки профессионального образования — http://www.profedu.unibel.by/main.aspx.
  • Методика современного урока: Методические рекомендации по методике современного урока / Сост.: Журавкова Т.К., Скоморохова О.М., Скуратович С.В. / Учебно-методический центр профессионального образования управления образования Могилевского облисполкома. — г. Могилев, 2007. — .
  • Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин: учебная программа, методические указания и контрольные задания для студентов безотрывной формы обучения специальности 1−08 01 01−08 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» / Сост. Т.С.Седякина. — Минск, 2007. — .
  • Хехнёва, В.Ф. Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин: учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов дневной и безотрывной форм обучения (курсовая работа): Минск, 2003. — .

Взаимосвязанные вопросы: МП —5,15,16,17,18,19,20,21,22,23,35; П —18.

1 В скобках приведено иное употребляемое название типа данного урока.

2 В скобках приведено второе употребляемое название типа данного урока.

3Таким уроком может быть лекция. В классно-урочной системе ее называют «урок-лекция».

4 Виды наиболее типичных уроков данного типа: уроки-дискуссии; урок-семинар; урок решения творческих задач и др.

6

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector