1. Диагностика операциональных характеристик деятельности ребенка

Диагностика познавательной деятельности

Под операциональными характеристиками деятельности понимаются характеристики работоспособности, темпа психической деятельности.

Методика Пьерона-Рузера

Цель: исследование параметров внимания (устойчивость, распределение, переключаемость), оценка особенностей темпа деятельности, проявление признаков утомления и пресыщения.

Форма проведения: индивидуальная, групповая

Материал: бланк методики с изображением геометрических фигур (4 типа) расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10/10.

Возраст обследуемых: дети 5-8 лет.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладется чистый бланк методики и психолог, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит

Инструкция: «Смотри, вот в этом квадрате я поставлю точку, в треугольнике – вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе – вот такую черточку (горизонтальную).

Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал».

Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

Обработка результатов:

После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество фигур бланка, заполненных ребенком за каждые 30 сек или 1 минуту (отмечает точкой или черточкой прямо на бланке) Желательно фиксировать с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец.

В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка.

Показатели:

— возможность удержания инструкции;

— параметры внимания (устойчивость, распределение, переключение);

— количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их количеству (индекс правильности);

— число заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности);

— характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, игровая, соревновательная)

Возрастные нормативы выполнения

— 5-5,5 лет – доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3-х фигур) с различными ошибками, в частности пропусками и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребенка «хватает» не более, чем на 5-6 строк).

14 стр., 6737 слов

Методика преподавания аппликации соломкой в кружковой деятельности ...

... расширяя самостоятельность, уверенность ребят, вызывая желание заниматься художественно-творческой деятельностью. [9. с.34.] У детей этого возраста необходимо формировать и развивать уверенность в собственных ... как можно больше вариантов их исполнения. Художественно-творческая деятельность должна быть живой и будить активность детей. Свобода - необходимое условие творчества. Младшие школьники ...

Темп деятельности чаще неравномерен;

— 6-7 лет – доступно полное выполнение с постепенной врабатываемостью (к концу второй строки ребенок перестает обращаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо нарастает, либо, достигнув определенного уровня, остается постоянным.

— после 7 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается: заполнение 100 фигур бланка в среднем за время до 3-х минут, безошибочно, или с единичной ошибкой, а скорее с собственным исправлением ошибки, при ориентации не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке.

2. Диагностика особенностей мнестической деятельности

Запоминание 10 слов (по А.Р.Лурия)

Цель: диагностика объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, объема отсроченного воспроизведения.

Стимульный материал: для запоминания используются 10 простых (односложных), не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.

Возраст обследуемых: не ранее 7,5-8 лет.

Процедура проведения:

Инструкция А: «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5-1 сек.) и четко. После первого повторения слов ребенком в таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. Целесообразно отмечать последовательность воспроизведения слов. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается.

Инструкция Б: «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь».

Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть ограничено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9-10 повторов)

При третьем и последующих повторе слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Еще раз».

После устойчивого запоминания всех 10 слов переходят к другим диагностическим методикам. Через 40-50 минут психолог предлагает ребенку вспомнить слова.

Инструкция В: «А теперь давай вспомним слова, которые мы запомнили»

В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил ребенок и последовательность, в которой он их воспроизводил. По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.

Показатели:

— объем непосредственного слухоречевого запоминания;

— длительность запоминания данного объема слов;

— объем отсроченного воспроизведения;

— динамика запоминания материала

Возрастные нормативы выполнения:

— методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-8 летнего возраста. Запоминание в объеме 9+2 слова доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно приблизительно 80% детей;

— для детей младше 7 лет возможно использование меньшего объема словарного материала (5-8 слов) при соответствующей нормативной результативности.

— на большом количестве здоровых испытуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит такой характер: 5, 7, 9, или 6,8,9 или 5,7, 10, т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

— дети с органическим повреждением мозга воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Они могут назвать лишние слова и «застрять» на этой ошибке. Много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности. «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Например, иногда ребенок во второй раз воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает их все меньше и меньше. Такой обследуемый страдает забывчивостью, рассеянностью. «Кривая запоминания» может иметь форму «плато», т.е.дети всякий раз воспроизводят одинаковое количество одних и тех же слов. Такая стабильность свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Пример выполнения методики

1. Проанализируйте протокол по методике «10 слов», составьте «кривую запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов. Сделайте выводы относительно особенностей запоминания обследуемого.

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Игла

Гриб

Мед

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

Через час

+

+

+

Методика исследования опосредованного запоминания (по А.Н.Леонтьеву)

Цель: изучение произвольных форм запоминания, способности к опосредованному запоминанию, исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно.

Стимульный материал: 30 картинок с изображением предметов (полотенце, стул, велосипед, часы и т.д.)

Возраст обследуемых: от 4,5 до 8 лет, для детей старше 8-9 лет логичнее использовать методику «Пиктограмма».

Процедура проведения:

На столе перед ребенком раскладываются карточки в случайном порядке. При этом необходимо уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какое-либо изображение не понятно ребенку, следует разъяснить его. Для работы с детьми от 4-4,5 лет до 5-5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее понятные ребенку. Соответственно для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, но в любом случае количество карточек должно как минимум в 3 раза превышать количество предъявляемых слов для запоминания.

С детьми этого возраста не стоит использовать для запоминания более чем 5-7 слов (дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед).

С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать 7-8 слов, такие слова, как горе, дружба, сила.

Инструкция1: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычно. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать картинку, которая тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом Ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово».

Если ребенок сомневается, сможет ли он сделать это, необходимо объяснить ребенку, что нет правильного или неправильного решения (выбора), важно только подобрать какую-либо «подходящую» картинку и объяснить, как она напомнит конкретное слово.

Инструкция 2: «Тебе надо запомнить слово «утро». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про утро».

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как эта карточка напомнит тебе про слово…?»

В протоколе фиксируются все реакции ребенка и его объяснения.

Выбранные ребенком карточки откладываются в сторону изображением вниз для последующего предъявления при отсроченном воспроизведении. Через 20-40 минут ребенку по очереди предъявляют в случайном порядке выбранные им изображения.

Инструкция 3: «Посмотри на эту картинку. Какое слово Ты запомнил, когда выбирал ее? Вспомни это слово».

В протоколе регистрируются воспроизводимые ребенком слова, фиксируются ошибки воспроизведения и их особенности

Показатели:

— доступность опосредования как логической операции;

— адекватность подбора опосредующего звена;

— адекватность пояснения ребенком логической связи;

— характер воспроизведения (воспроизводится слово-стимул, сама логическая связь или какое-либо иное слово);

— количество правильно воспроизведенных слов

Возрастные нормативы выполнения

— опосредование как процесс доступно детям, начиная с 4,5-5 летнего возраста при небольшой организующей помощи взрослого;

— к 6-7 летнему возрасту ребенок в состоянии найти опосредующие образы с адекватным объяснением их выбора для большинства конкретных слов и отдельных отвлеченных понятий (например, «дружба», «труд»);

— после 7-8 лет детям в достаточном объеме доступно опосредование отвлеченных понятий.

Пример выполнения методики

Протокол обследования опосредованного запоминания К. (8 лет)

Слово

Выбираемая карточка

Объяснение связи

Воспроизводимое слово

Объяснение

Свет

Лампа

Лампа светит

Лампочка

Как солнце

Обед

Хлеб

Когда едят, берут хлеб

Есть

Лес

Гриб

В лесу растут грибы

Лес

Учение

Тетрадь

Когда учишься, пишешь

Писать

Молоток

Лопата

Похожи

Совочек

Одежда

Кровать

Тоже из материи

Кровать

Спать

Поле

Поле

Оно изображено

Поле

Игра

Кошка с клубком

Играет с клубком

Играет

Птица

Корова

Тоже животное

Животное

Лошадь

Экипаж

Везет лошадь

Лошадка

Дорога

Автомобиль

Едет по дороге

Песок

Едет по песку

Ночь

Дом

Спишь ночью в доме

Мышь

Картина

Там как будто есть мышь

Ежик

Ежик

Молоко

Стакан

Наливаем в стакан

Молоко

Стул

Диван

На них сидят

Стул

Картинки к словам К. подбирала в среднем темпе. Для двух слов при предъявлении карточки не может припомнить соответствующее слово, а называет изображение на ней. Такие ошибки свидетельствуют об отсутствии способности удерживать в памяти опосредованные связи и невозможности припоминания по ассоциациям. Объяснение связей нарушено в 7 словах. Это означает, что процесс установления опосредованных связей затруднен, а сами связи непрочны. Методика подтверждает, что процессы смысловой памяти (сохранения, а следовательно, и воспроизведения) у девочки нарушены.

3. Диагностика перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности

Методика «Разрезные картинки» (А.Н.Берштейн)

Цель: выявление уровня сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, специфики сформированности пространственных представлений (способности соотнесения частей и целого).

Стимульный материал: Цветные изображения (рисунки), состоящие из различного количества частей, имеющих разную конфигурацию.

— изображения, разрезанные на 2 равные части;

— изображения, разрезанные на 3 равные части;

— изображения, разрезанные на 4 равные части;

— изображения, разрезанные на 4 неравные части;

— изображения из 4 частей, разрезанные «под углом 90 градусов по диагонали»;

— изображения, разрезанные на 8 секторов;

— изображения, разрезанные на 5 неравных частей

Возрастной диапазон: от 2,5 до 6-7 лет.

Процедура проведения:

Перед ребенком на столе кладется эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладываются детали этого же изображения, но разрезанного.

Инструкция: «Сложи из кусочков такую же картинку, как эта».

Методика позволяет выявить на только актуальный уровень развития перцептивно-действенного компонента мышления, но и оценить обучаемость ребенка новым для него видам деятельности.

Время проведения обследования зависит от возраста ребенка, темповых характеристик его психической деятельности и количества необходимой помощи со стороны взрослого.

Виды возможной помощи

— стимулирующая помощь;

— организующая помощь;

— обведение целого изображения рукой ребенка;

— полная обучающая помощь с определением возможности «переноса» на аналогичное задание.

Показатели:

Анализируется не только успешность выполнения, но и стратегия деятельности ребенка. Неадекватный способ действия выражается в том, что ребенок хаотично подкладывает части рисунка друг к другу, может «инертно зависнуть» на какой-либо детали, перестать манипулировать с остальными частями. Если ребенок не может воспользоваться помощью взрослого даже после нескольких развернутых обучений (при отсутствии негативизма или протестных реакций), это является достаточным дифференциально-диагностическим показателем для оценки характера познавательной деятельности ребенка.

Возрастные нормативы выполнения:

— дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных пополам как по вертикали, так и по горизонтали, но часто встречаются зеркальные варианты «сборки»;

— дети 4-4,5 лет обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль рисунка или поперек его), на 4 равные прямоугольные части;

— дети 4,5-5,5 лет обычно справляются с заданием на складывании картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей, на 4 равные диагональные части. При этом возможны единичные ошибки в виде несовпадения узора рисунка (например, на изображении мяча);

— дети старше 5,5 -6 лет обычно справляются с заданиями на складывание картинок, разрезанных на 4 и более неравных частей различной конфигурации.

Методика «Кубики Кооса»

Цель: определение уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса, исследование уровня притязаний.

Стимульный материал: 9 разноцветных кубиков, цветные узоры Коса, расположенные в порядке усложнения.

Возрастной диапазон : начиная с 3,5 до 9-10 лет.

Процедура проведения:

Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном порядке находятся кубики. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования можно ограничит количество кубиков в соответствии с предъявляемыми узорами (что облегчает задачу ребенка), а можно предоставить ребенку возможность самому выбрать нужное количество кубиков.

Инструкция: «Посмотри, на картинке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков. Попробуй сложить такой же»

Сами узоры ребенок должен складывать на столе, не накладывая кубики на узор, а рядом с ним. По мере успешного выполнения ему предлагают складывать следующие узоры, показывая их по одному с возрастающей сложностью.

Если ребенок затрудняется в складывании даже простого узора, психолог оказывает ребенку необходимую помощь (стимулирующую или организующую) для того, чтобы побудить его к началу работы или сам складывает этот же узор из других кубиков на глазах у ребенка (развернутая наглядная помощь).

После этого следует попросить ребенка повторить действие из «его» кубиков, сложив такой же узор самостоятельно. При положительном результате ребенку предлагают сложить более сложный узор.

Показатели:

— сформированность пространственного анализа и синтеза;

— обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал);

— преимущественная стратегия деятельности (целенаправленная, хаотическая, методом проб и ошибок;

— критичность ребенка к собственным результатам

Возрастные нормативы выполнения:

— дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданиями № 1,2. При этом допустимо использование стратегии проб и ошибок. Возможны ошибки зеркального типа или нарушения конструкции квадрата – когда узор складывается только из 2-х кубиков.

— дети 4-5 лет обычно справляются с несколько более трудными заданиями (№ 3,4,5) при небольшой помощи, допуская единичные ошибки, в том числе зеркальные и масштабные (например, в узоре №5: красные «бантик» складывается не из 4, а из 2 кубиков углами друг к другу);

— дети 5-6 лет способны выполнить задания вплоть до №6, но при этом возможны единичные ошибки «диагонального типа» (ошибки пространственного анализа, когда диагональные линии, которые получаются из сторон кубиков, раскрашенных пополам, пытаются складывать из целиком раскрашенных сторон кубиков, тем самым полностью нарушая логику узора);

— дети 7 лет самостоятельно справляются с заданиями № 1-7 (8), работая целенаправленно со зрительным соотнесением, но нуждаются в некоторой помощи при выполнении более трудных узоров № 9,10;

— начиная с 7,5-8 лет дети могут выполнять самостоятельно все задания, допуская единичные ошибки того или иного типа и, как правило, могут самостоятельно их исправить.

Задание 1.

На изучение какого психического процесса (или личности) направлена методика?

(В графе, где указана направленность данной методики, ставится знак «+»)

Методика

Предмет изучения

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Речь

Воображение

Личность

1.Доски Сегена

2.Разрезанные картинки

3.Корректурная проба

4.Кубики Коса

5.Классификация предметов

6.Тест Люшера

7.10 слов Лурия

8. ТАТ (САТ)

9.Рисунок семьи

10.Установление последовательности событий

11. Пиктограмма

12. Прогрессивные матрицы Равена

13.Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву

14.Методика Пьерона-Рузера

15. Тест Торренса

16.Методика «Дом-Дерево-Человек»

Задание 2. Отметьте знаком «+» методики для изучения восприятия учащихся 1-4 классов:

— Заучивание 10 слов — Разрезные картинки

— Доски Сегена — Кубики Кооса

— Таблицы Шульте — Простые и сложные аналогии

— Тест Амтхауэра — Матрицы Равена

— Корректурная проба — Тест Озерецкого

Задание 3.

Напишите в два столбика методики изучения вербального и невербального интеллекта учащихся 1-4 классов.

Изучение особенностей сформированности понятийного мышления

Методика «Предметная классификация»

Цель: выявление уровня развития понятийного мышления, процессов обобщения и абстрагирования, анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, объема и устойчивости внимания.

Стимульный материал: набор изображений (1 серия -25 карточек размером 5/5; 2 серия – 32 карточки размером 7/7).

Должны быть представлены изображения по всем значимым для детского восприятия признакам – цвет, форма, величина. Размер и количество изображений должны быть соотносимы с возрастными показателями зрительного восприятия. На карточках приведены предметные изображения, предполагающие категориальную классификацию. Предполагаются такие категории как: овощи-фрукты, одежда, насекомые, люди, рыбы, посуда, мебель и т.д.

Возрастной диапазон: 1-серия предметной классификации предназначена для детей от 3 до 5 лет, 2-я серия – от 5 до 8 лет, для детей старше 8 лет предлагается 70 карточек (34 цветных изображений, 36 – черно-белых)

Процедура проведения:

1. Карточки в случайном порядке раскладываются на столе перед ребенком.

Инструкция(для детей 3-8 лет): «Посмотри на эти картинки, все ли тебе тут знакомо? (При отрицательном ответе — незнакомые картинки обсуждаются.) Из всех лежащих перед тобой картинок подбери подходящую вот к этой».

Если ребенок не решается начать выбирать что-либо, ему оказывается стимулирующая помощь и говориться, что не бывает правильного и неправильного выбора, все, что он выберет будет правильно. В начале работы от ребенка не требуется объяснение причины подбора, позже психолог может спросить, почему эти картинки являются подходящими к изображению- стимулу. Психолог определяет ведущий классификационный признак, который используется ребенком для подбора.

Инструкция (для детей старше 8 лет):

1.«Разложи карточки, складывая подходящие вместе – что к чему подходит». При этом названия групп и их количество не указывается. На первом этапе важно отметить:

— как ребенок пытается ориентироваться в новом задании;

— сам ли он понял задачу;

— какое количество стимулирующей или организующей помощи необходимо ему.

2.«Продолжай раскладывать, как ты это делал. Разложи все карточки по группам и каждой группе дай свое название – общее для всех картинок». Необходимо, чтобы ребенок дал название каждой из выделенных им групп и объяснил свои обобщения.

3.«Раньше ты складывал карточку с карточкой. А теперь нужно объединять группу с группой так, чтобы групп стало меньше. Но так, чтобы каждой такой новой группе можно было дать общее название, как и раньше».

По мере того, как ребенок производит объединение групп, психолог задает уточняющие вопросы по поводу той или иной новой группы.

Показатели:

— критичность и адекватность выполнения;

— уровень доступности задания;

— уровень развития обобщений – основной тип обобщений;

— наличие специфики мыслительной деятельности (разноплановость мышления, опора на несущественные, латентные признаки, непоследовательность суждений, склонность к излишней детализации);

— объем необходимой помощи