21.Структура потребностей личностей. Процесс выявления и формирования потребностей реципиента. Классификации потребностей, признаки и свойства.
Потребностью называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.
Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.
Социальные потребности — это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах — потребность <для себя>, противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности — потребностями <для других>. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.
Идеальные потребности — это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.
Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную.
В свою очередь указанные виды потребностей делятся на потребности сохранения и потребности развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, чаще всего, превышают эти нормы.
Известный американский психолог А.X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:
1. Потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и др.
2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
Социальные нормы и ценности. Понятие девиации
... и традицией многоженства признаваемой исламом. Вывод Социальные нормы, социальные ценности и понятие девиации имеет релятивный ... поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности В конце XIX в. итальянский ... нормам (стандартам, шаблонам). Девиант – человек, носитель девиантного поведения.Можно выделить позитивную девиацию и негативную. Позитивная служит средством прогрессивного развития ...
3. Потребности в принадлежности и любви — принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
4. Потребности уважения (почитания) — компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
7. Потребности в самоактуализации — реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Динамичность данной классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Т.е. без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня – самоактуализации.
Воздействующая сторона всячески благоприятствует удовлетворению потребностей другого, обеспечивая тем самым условия для более стабильного взаимодействия как на основе эмоциональных связей, так и за счет системы долгосрочных обязательств, которые появляются между реципиентом и воздействующей стороной. Достигается это либо за счет владения достаточными ресурсами при опосредовании процесса удовлетворения потребностей реципиента, либо за счет вовлечения в специальным образом организованную деятельность. В последнем случае используются организационные и процессуальные возможности конкретных ролей. Эти роли в большей степени, чем другие, способствуют более глубокому удовлетворению потребностей реципиента. Воздействующая сторона обеспечивает возможность привлечения реципиента к исполнению желаемых ролей. На практике такого рода воздействие выглядит как активность, обеспечивающая и обуславливающая «нужность», «востребованность» воздействующего субъекта со стороны реципиента. Оно укладывается в формулу «Я сделаю все, чтобы быть тебе нужным». В этом случае всегда фиксируется внимание на «авторстве» конкретных поступков, важных в контексте удовлетворения потребностей реципиента, наблюдается стремление расширить спектр, потребностей, опосредуемых активностью воздействующей стороны. Итог такого рода активности в быту и художественной литературе фиксируется фразой «через какое-то время они (она, он) уже не могли бы без него обходиться».
- Классификация мотивов и ожиданий потенциальных реципиентов и потребителей. Свойства и характеристики. Мотивация как психологическая проблема. Процесс формирования мотива.
Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация.
Виды мотивов:
по содержанию потребностей: биологические (влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности) и социальные мотивы (интересы, идеалы, убеждения), мотивы достижения (устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности) и избегания неудачи (стремление выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех), самоуважения и самоактуализации.
Мотивы деятельности личности
... к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания. Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены ... восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности). 4.Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ...
по установкам личности: личные и общественные мотивы, эгоистические и общественно-значимые, идейные и нравственные.
по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности.
по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).
по силе проявления: сильные, умеренные и слабые,
по степени устойчивости: сильно-, средне- и слабоустойчивые.
Одним из мотивационных образований, побуждающих к познавательной деятельности человека является интерес.
Интерес — избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.
Виды интересов: Материальные — стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Духовные — характеризуют высокий уровень развития личности: познавательные интересы. Непосредственный — интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества. Опосредованный — интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда. Пассивный — интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV). Активный — интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).
Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности.
Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.
Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.
Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.
Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.
Цель воспринимается человеком (личностью) как образ желаемого будущего, ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Произвольная регуляция деятельности – это те действия, которые совершаются осознанно, исходя из сознательно поставленной цели – идеи движения, действия. Они совершаются в связи с потребностями человека, сопровождаются чувством хотения, они совершаются осознанно, исходя из сознательно поставленной цели.
Воздействия, влияния могут иметь вид просьбы, требования, совета, внушения, намека и т. д. и принимать характер информирования, инструктирования, стимулирования и запрета (интердикции). Информирование влияет главным образом на представления индивида о том, каково наиболее вероятное направление развития ожидаемых событий и каковы последствия избранной им альтернативы поведения.Инструктирование предписывает индивиду наиболее эффективные способы Достижения поставленных перед ним целей. Стимулирование направлено на усиление мотива
Многообразие деятельности человека
... труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью.Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду ... в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достичь, ...
- Внушение и убеждение в процессе воздействия на аудиторию. Модели убеждающего воздействия. Слух как механизм искажения содержания информации.
Внушение — сознательное воздействие на человека, направленное на изменение их состояния, отношение к чему- либо и т.д(личный магнетизм или авторитет, отчетливая и размеренная речь, выбор наиболее внушаемых партнеров.
Технической основой внушения является умело выстроенная игра на развитом воображении и чувстве веры, поэтому внушаемость выше у тех, кто живо и активно включается в предлагаемую игру и старательно разыгрывает предлагаемую роль. Благодаря эмоциональной поддержке воображение разыгрывается настолько, что легко удается внушить установку на любой психофизиологический сдвиг в работе организма отдельного человека или целой группы людей. От развитости воображения зависят достоверность и качество внушения, особенно если оно обеспечено устойчивым вниманием, достаточно хорошо работающей памятью и необходимым некритическим уровнем восприятия.
Внушение эффективнее, когда оно имеет эмоционально-смысловую насыщенность и сопровождается соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем ключевые слова внушающий должен произносить четче, резче, напряженнее, эмоционально насыщеннее и обязательно в повелительной форме.
Убеждение — высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Эволюция убеждений относится, прежде всего, к их содержательной стороне. В них все больше проступают черты мировоззрения личности. Мысли и идеи, принципы, которые высказывает человек, определяются всем содержанием его жизни, запасом его знаний, они входят в систему его взглядов как их необходимая составная часть, они приобретают для человека особый личностный смысл.
Как и внушение, убеждение в качестве способа соц.-псих. воздействия использ. для превращения сообщаемой индивиду (группе лиц) инф-ии в систему установок и принципов личности. В отличие от внушения убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто ее воспринимает.
Для того чтобы убеждение было наиболее эффективным, оно должно отвечать требований:
1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности.
2. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого.
3. Убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным.
4. У. должны сод-ть обобщен. положения (принципы, правила), конкретные факты, примеры.
Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного ...
... – некоторые внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. Оценочная ... с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность. Первичные ...
5. При У. часто необходимо анализировать факты, кот. одинаково известны собеседникам. Это дает возм-ть избежать сомнений как в истинности факта, так и в х-ре общего вывода.
6. Убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает.
- Феномен заражения и подражания как механизмы воздействия при МК. Психология массовых вкусов и моды.
Заражение психическое – собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления.
Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как «мода», а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида.
Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя»3. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.
Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения9.
Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания: — внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние.
- Общепсихологические базовые модели МК; модели информирования, влияния в МК.
- Роль установки и стереотипа в процессе МК.
Установкой (психологическая, социальная) в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Стереотип (социальная установка) — принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними.
Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности ...
... определение роли темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении. Задачи задания: )Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей 2)Рассмотреть особенности ... меланхолика). Но чистые темпераменты встречаются крайне редко. Как правило, у людей проявляются такие качества, которые нельзя относить к конкретному типу темперамента. ...
- Эмоционально-рациональный баланс в МК. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
- Психологическая эффективность МК: условия, особенности, методика выявления.
- Психологические исследования МК: имидж коммуникатора, психографика, психологические аспекты изучения аудитории.
- Проблемы взаимодействия специалиста по СО, рекламистов и журналистов в процессе МК. Психология деятельности журналиста и рекламиста.