Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные

21.Структура потребностей личностей. Процесс выявления и формирования потребностей реципиента. Классификации потребностей, признаки и свойства.

Потребностью называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

Социальные потребности — это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах — потребность <для себя>, противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности — потребностями <для других>. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.

Идеальные потребности — это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную.

В свою очередь указанные виды потребностей делятся на потребности сохранения и потребности развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, чаще всего, превышают эти нормы.

Известный американский психолог А.X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

1. Потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

10 стр., 4646 слов

Социальные нормы и ценности. Понятие девиации

... и традицией многоженства признаваемой исламом. Вывод Социальные нормы, социальные ценности и понятие девиации имеет релятивный ... поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности В конце XIX в. итальянский ... нормам (стандартам, шаблонам). Девиант – человек, носитель девиантного поведения.Можно выделить позитивную девиацию и негативную. Позитивная служит средством прогрессивного развития ...

3. Потребности в принадлежности и любви — принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания) — компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации — реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Динамичность данной классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Т.е. без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня – самоактуализации.

Воздействующая сторона всячески благоприятствует удовлетворению потребностей другого, обеспечивая тем самым условия для более стабильного взаимодействия как на основе эмоциональных связей, так и за счет системы долгосрочных обязательств, которые появляются между реципиентом и воздействующей стороной. Достигается это либо за счет владения достаточными ресурсами при опосредовании процесса удовлетворения потребностей реципиента, либо за счет вовлечения в специальным образом организованную деятельность. В последнем случае используются организационные и процессуальные возможности конкретных ролей. Эти роли в большей степени, чем другие, способствуют более глубокому удовлетворению потребностей реципиента. Воздействующая сторона обеспечивает возможность привлечения реципиента к исполнению желаемых ролей. На практике такого рода воздействие выглядит как активность, обеспечивающая и обуславливающая «нужность», «востребованность» воздействующего субъекта со стороны реципиента. Оно укладывается в формулу «Я сделаю все, чтобы быть тебе нужным». В этом случае всегда фиксируется внимание на «авторстве» конкретных поступков, важных в контексте удовлетворения потребностей реципиента, наблюдается стремление расширить спектр, потребностей, опосредуемых активностью воздействующей стороны. Итог такого рода активности в быту и художественной литературе фиксируется фразой «через какое-то время они (она, он) уже не могли бы без него обходиться». 

  1. Классификация мотивов и ожиданий потенциальных реципиентов и потребителей. Свойства и характеристики. Мотивация как психологическая проблема. Процесс формирования мотива.

Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация.

Виды мотивов:

по содержанию потребностей: биологические (влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности) и социальные мотивы (интересы, идеалы, убеждения), мотивы достижения (устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности) и избегания неудачи (стремление выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех), самоуважения и самоактуализации.

10 стр., 4825 слов

Мотивы деятельности личности

... к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания. Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены ... восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности). 4.Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ...

по установкам личности: личные и общественные мотивы, эгоистические и общественно-значимые, идейные и нравственные.

по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности.

по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

по силе проявления: сильные, умеренные и слабые,

по степени устойчивости: сильно-, средне- и слабоустойчивые.

Одним из мотивационных образований, побуждающих к познавательной деятельности человека является интерес.

Интерес — избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Виды интересов: Материальные — стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д.  Духовные — характеризуют высокий уровень развития личности: познавательные интересы. Непосредственный — интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества. Опосредованный — интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда. Пассивный — интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV). Активный — интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

Цель воспринимается человеком (личностью) как образ желаемого будущего, ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Произвольная регуляция деятельности – это те действия, которые совершаются осознанно, исходя из сознательно поставленной цели – идеи движения, действия. Они совершаются в связи с потребностями человека, сопровождаются чувством хотения, они совершаются осознанно, исходя из сознательно поставленной цели.

Воздействия, влияния могут иметь вид просьбы, требования, совета, внуше­ния, намека и т. д. и принимать характер информирования, инструктирования, сти­мулирования и запрета (интердикции). Информирование влияет главным образом на представления индивида о том, каково наиболее вероятное направление разви­тия ожидаемых событий и каковы последствия избранной им альтернативы поведе­ния.Инструктирование предписывает индивиду наиболее эффективные способы Достижения поставленных перед ним целей. Стимулирование направлено на уси­ление мотива

5 стр., 2276 слов

Многообразие деятельности человека

... труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью.Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду ... в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достичь, ...

  1. Внушение и убеждение в процессе воздействия на аудиторию. Модели убеждающего воздействия. Слух как механизм искажения содержания информации.

Внушение — сознательное воздействие на человека, направленное на изменение их состояния, отношение к чему- либо и т.д(личный магнетизм или авторитет, отчетливая и размеренная речь, выбор наиболее внушаемых партнеров.

Технической основой внушения является умело выстроенная игра на развитом воображении и чувстве веры, поэтому внушаемость выше у тех, кто живо и активно включается в предлагаемую игру и старательно разыгрывает предлагаемую роль. Благодаря эмоциональной поддержке воображение разыгрывается настолько, что легко удается внушить установку на любой психофизиологический сдвиг в работе организма отдельного человека или целой группы людей. От развитости воображения зависят достоверность и качество внушения, особенно если оно обеспечено устойчивым вниманием, достаточно хорошо работающей памятью и необходимым некритическим уровнем восприятия.

Внушение эффективнее, когда оно имеет эмоционально-смысловую насыщенность и сопровождается соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем ключевые слова внушающий должен произносить четче, резче, напряженнее, эмоционально насыщеннее и обязательно в повелительной форме.

Убеждение — высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Эволюция убеждений относится, прежде всего, к их содержательной стороне. В них все больше проступают черты мировоззрения личности. Мысли и идеи, принципы, которые высказывает человек, определяются всем содержанием его жизни, запасом его знаний, они входят в систему его взглядов как их необходимая составная часть, они приобретают для человека особый личностный смысл.

Как и внушение, убеждение в ка­честве способа соц.-псих. воздействия ис­польз. для превращения сообщаемой индивиду (группе лиц) инф-ии в систему установок и принципов личности. В отличие от внушения убеждение основывается на сис­теме логических доказательств и предполагает осознанное от­ношение того, кто ее воспринимает.

Для того чтобы убеждение было наиболее эффективным, оно должно отвечать требований:

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уров­ню возрастного развития личности.

2. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого.

3. Убеждение должно быть последова­тельным, логичным, максимально доказательным.

4. У. должны сод-ть обобщен. положе­ния (принципы, правила), конкретные факты, примеры.

10 стр., 4684 слов

Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного ...

... – некоторые внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. Оценочная ... с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность. Первичные ...

5. При У. часто необходимо анализиро­вать факты, кот. одинаково известны собесед­никам. Это дает возм-ть избежать сомнений как в истинности факта, так и в х-ре общего вывода.

6. Убеждая других, воспитатель должен сам глубоко ве­рить в то, что он сообщает.

  1. Феномен заражения и подражания как механизмы воздействия при МК. Психология массовых вкусов и моды.

Заражение психическое – собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления.

Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как «мода», а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя»3. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.

Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения9.

Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания: — внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние.

  1. Общепсихологические базовые модели МК; модели информирования, влияния в МК.
  2. Роль установки и стереотипа в процессе МК.

Установкой (психологическая, социальная) в психологии обозначается неосознаваемое  личностью   состояние   готовности,   пред­расположенности к деятельности, с помощью ко­торой может быть удовлетворена  та  или    иная    потребность.

Стереотип (социальная установка) — принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними.

6 стр., 2936 слов

Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности ...

... определение роли темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении. Задачи задания: )Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей 2)Рассмотреть особенности ... меланхолика). Но чистые темпераменты встречаются крайне редко. Как правило, у людей проявляются такие качества, которые нельзя относить к конкретному типу темперамента. ...

  1. Эмоционально-рациональный баланс в МК. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
  2. Психологическая эффективность МК: условия, особенности, методика выявления.
  3. Психологические исследования МК: имидж коммуникатора, психографика, психологические аспекты изучения аудитории.
  4. Проблемы взаимодействия специалиста по СО, рекламистов и журналистов в процессе МК. Психология деятельности журналиста и рекламиста.