Прием мяча. Это технический̆ прием защиты, позволяющий̆ оставить мяч в игре после нападающих действий̆ соперника. Осуществляют его тремя способами: двумя руками сверху, двумя руками снизу, одной рукой снизу.
Прием мяча можно разделить на две относительно самостоятельные части: 1. Прием мяча, когда основная задача — принять его, оставить в игре после нападающих действий противника. 2. Передача мяча после приема (первая передача), в которой основная задача — более или менее точно направить мяч своему партнеру.
Общая тактическая задача приема — оставить мяч в игре после нападающих действий противника и после приема направить его партнеру для развития атаки.
Подготовительная фаза – динамичная неустойчивая стойка, ноги согнуты , расположении на расстоянии не меньше шире плеч, руки перед собой, корпус наклонен чуть вперед. Выход к мячу может быть шагом, бегом, скачком. Основная фаза – встречное ударное движение. ноги согнуты на 90 градусов, корпус наклонен вперед на 20-30 град, центр тяжести по центру, сзади стоящая нога на носке, проекция плеч на впереди стоящем колене, руки прямые, плотно сложены, кисти в замке, руки находятся на уровне пояса. Встречное ударное движение – сначала плавное движение ног (разгибание), затем рук, плечи и руки направляются вверх-вперед. Заключительная фаза – руки ноги прямые, сопровождающее движение в руках минимально или отсутствует.Ошибки: Подготовительная фаза – ноги прямые, руки ниже пояса, статичная и устойчивая стойка, -неправильная постановка ног, неправильный выход под мяч, нет скачка. Основная фаза – нет замка рук, руки не супинированны, — руки внизу, согнуты, — ноги прямые и параллельно, — центр тяжести в центре опоры, — спина прямая. При встречном ударном движении одновременная работа ног и рук, — руки согнуты в локтях, — движение плеч не направленно вверх вперед. Заключительная фаза – руки поднимаются выше головы
Прием мяча снизу одной рукой с падением — перекатом на бедро-спину. Перед выполнением приема волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча на согнутых ногах. После нескольких приставных или обычных шагов игрок делает последний шаг-выпад в сторону летящего мяча. Во время перемещения волейболист постепенно снижает центр тяжести туловища вниз, к бедру опорной ноги. Рука вытянута вперед-вниз в сторону приближающегося мяча (подготовительная фаза).
17 стр., 8211 слов
Формирование навыков бега и быстроты движений у школьников с ...
... этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощено. Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в ...
В основной фазе игрок продолжает сгибание ноги, находящейся в выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающийся мяч. После этого в заключительной фазе следует приземление с опорой на руки, бедро и перекат на спине с переворотом через левое (правое) плечо и выходом в положение упора лежа.
Билет №3. 3. Биомеханический анализ вариантов передачи мяча. Типичные ошибки и способы их устранения. Методы и средства обучения и совершенствования.
Передача (при тактической реализации как вторая передача) — технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей.
Вторая передача для нападающего удара- тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приема подачи и при доигровке; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара.
Техническая задача – обеспечить нападающего игрока передачей выше сетки. Передачи классифицируются по высоте: высокие, средние, низкие. По длине: длинные, короткие, укороченные. По скорости: скоростная, ускоренная, медленная. Бывают назад и вперед.
Подготовительная фаза – ступни на одном уровне, на ширине плеч, туловище наклонено четь вперед, ноги согнуты в коленях, руки выносятся по кратчайшей амплитуде, руки согнуты в локтях, ладони на уровне груди. Выход к мячу – бегом, шагом, скачком. Основная фаза – ступни параллельны, угол сгибания в коленном суставе индивидуален, спина наклонена вперед, руки согнуты в локтевом суставе, локти на уровне плечевого пояса, или чуть выше, ладони над головой, супинированы, на уровне лба образуют треугольник. Встречное ударное движение – сначало плавное выпрямление ног, затем разгибание рук прямолинейно. Скорость разгибания ног больше скорости разгибания рук. Кисти пронируются. Вектор вылета мяча должен совпадать с вектором, соединяющим плечевой и лучезапястный суставы. Заключительная фаза – сопровождающее движение, руки прямые, руки, кисти и пальцы распологаются симметрично, показывают направление вылета мяча.
Ошибки. Подготовительная фаза – ступни стоят широко, ноги прямые, корпус отклонен назад, руки внизу, руки выносятся по широкой амплитуде, неправильный выход под мяч по скорости.
Основная фаза – неправильный выход под мяч, неправильная постановка ног, неправильное положение кистей, руки ноги синхронизируют, высокая скорость работы рук, неверный угол вылета мяча, вращение мяча, одна рука работает быстрее, активное движение кистями, мяч задержан.
Заключительная фаза – руки согнуты, нет сопровождающего движения.
Билет №4. 3. Биомеханический анализ вариантов нападающего удара. Типичные ошибки и способы их устранения. Методы и средства обучения и совершенствования.
Нападающие удары можно классифицировать:
по направлению удара:по ходу разбега; — с переводом;
по высоте передач: — с высокой передачи;- со средней передачи; — с низкой передачи;
по месту отталкивания: — с передней линии; — с задней линии;
обманные
Разновидности н/у:
Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ...
... ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что ... педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки.[15, стр. 147] Он считал, что ...
• Прямой нападающий удар. Боковой напалающзий удар
• Ускоренный нападающий удар.
• Нападающий удар с поворотом туловища.
• Нападающий удар с переводом рукой варианты борьбы против блока: удары мимо блока — прямой скоростной нападающий удар с поворотом туловища, прямой ускоренный с переводом рукой;
• удар выше блока — прямой ускоренный по ходу; обман выше блока — прямой медленный удар по ходу; обман мимо блока — прямой медленный удар с переводом руки;
• удары по блоку с отскоком в аут — прямой скоростной по ходу, боковой.движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз-вперед
Нападающий̆ удар — технический̆ прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяются два способа (прямой и боковой) и несколько разновидностей.
Подготовительная фаза – ОС волейболиста, руки внизу, общий цент тяжести на впереди стоящей ноге. Разбег 3 шага, 1-ориентир, 2 согласование, использование горизонтальной скорости, 3- выход к месту прыжка, стопорящий шаг. Первый шаг маленький, второй побольше, третий большой. По скорости и по времени шаги также по возрастанию. Отталкивание – с двух ног, общий цент тяжести к опоре, руки внизу с боку , ноги согнуты (амортизация), корпус наклонен вперед, загрузка ног – отталкивание – загрузка ног падает. При отталкивании прямые руки делают мах назад и выносятся вперед-вверх, описывая дугу, туловище разгибается, оно перпендикулярно опоре, 2 руки на уровне лба. Мах-пауза- замах. Основная фаза – локоть бьющей руки выше плечевого сустава, — угол в плечевом суставе 40 градусов, угол в локтевом суставе больше или равен 90 градусов, — кисть смотрит в потолок, — голова прямо. Встречное ударное движение- бьющая рука в положении вертикали, угол плечевого сустава равен углу взятия мяча, рука движется вперед, вниз, сопровождающее действие, кисть сверху на мяч (расслаблена, пальцы управляют мячом).
Заключительная фаза – снижение, приземление. бьющая рука идет к противоположному колену, при приземлении ноги согнуты в коленном суст.
Ошибки. При разбеге: недостаточная длина разбега, низкая скорость разбега, количество шагов не соответствует расстоянию, ранний или поздний разбег, руки на старте опущены, размахивание или скрещивание рук при разбеге.. Подготовительная фаза: — общий центр тяжести в центре опоры, , руки не проходят нижнюю вертикаль, руки и ноги синхронизируют, поочередное вынесение рук и, неправильное разгибание (вперед или назад), напрыгивание на две ноги одновременно, напрыгивание на носки, недостаточное стопорение правой ногой (для правшей), рука не зафиксирована в замахе, низко локоть, низко предплечье, кисть не закреплена при замахе, кисть развернута.
Основная фаза — рука не прямая, угол в лучезапястном ударе, рука не проходит вертикаль, кисть не сгибается. При обманном ударе: нет имитации замаха, опускается локоть, недостаточно резкий обманный удар. Потеря высоты удара при переводе, при переводе кисть недостаточно накрывает мяч. При ударе выше блока недостаточный накат.
Заключительная фаза— Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти. Отсутствует сопровождающее действие. При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу. Приземление на одну ногу, жесткое приземление.
11 стр., 5412 слов
Модельные характеристики соревновательной деятельности игроков ...
... на достижение оптимального результата, учет случайных и непредсказуемых поведений соперника, отказа деятельности систем и игроков, планирование тренировочного процесса - эти задачи по содержанию и ... командных игр, где результат матча определяется положительной разницей забитых и пропущенных мячей в рамках времени, лимитируемого правилами соревнований. В качестве информативных параметров ...
Билет №5. 3.Классификация и характеристика индивидуальных тактических действий игрока при выполнении подачи.
Индивидуальные тактические действия (составляют основу тактического мастерства волейболиста).
Главная цель индивидуальной тактической подготовки — овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реализацией в различных игровых ситуациях.
Общая тактическая задача при выполнении подачи — выиграть очко или затруднить действия соперника при переходе от обороны к нападению.
Частными тактическим задачами являются: — чередование способов подач;- подача на основного нападающего;- подача на игрока, вступившего в игру после замены;подача к боковым и лицевой линиям. — подача на игрока, вступившего в игру после замены;
— подачи точные, имеющие целью направить мяч на определенное (свободное) место площадки; на игрока, слабо владеющего приемом мяча; между двумя игроками; на игрока, выходящего с задней линии на переднюю для выполнения второй передачи; на игрока, вышедшего на замену; — подачи скоростные, имеющие целью уменьшить время полета мяча и тем самым — время на подготовку и выполнение приема мяча на стороне соперника; — подачи планирующие, имеющие целью искажение привычных восприятии оценки траектории полета мяча и тем самым уменьшение времени на подготовку и выполнение приема мяча.
Выполнение подач требует наивысшей концентрации внимания. Игрок должен спокойно направиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте подачи еще раз окидывает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника и фиксирует свою цель. После этого полностью концентрируется на процессе выполнения движения, не забывай о правиле 5 с.Соревнования — не эксперимент. Допустимы лишь те виды подач, которыми владеет игрок.
Известные преимущества дает владение двумя видами подач. Смена подачи может повысить эффективность. Надежность подач следует обеспечить после перерывов, после замены, после предшествующих ошибок своей команды, неудачных подач, при высоком психическом возбуждении подающего. Подачи с повышенным риском оправданны при безнадежном отставании подающей команды, при примерном равновесии в счете незадолго до окончания.
Билет №6. 3. Классификация и характеристика индивидуальных тактических действий игроков при выполнении атаки.Входит: подачи, передачи мяча сверху (снизу) двумя руками после его приема от подачи или нападающего удара соперника — первая передача; передача сверху двумя руками для выполнения нападающего удара — вторая передача; нападающий удар как завершение нападающих действий.
Общая тактическая задача при выполнении подачи — выиграть очко или затруднить действия соперника при переходе от обороны к нападению. Частными тактическим задачами являются: —направить мяч на определенное (свободное) место площадки; на игрока, слабо владеющего приемом мяча; между двумя игроками; на игрока, выходящего с задней линии на переднюю для выполнения второй передачи; на игрока, вышедшего на замену;—уменьшить время полета мяча и тем самым — время на подготовку и выполнение приема мяча на стороне соперника;- искажение привычных восприятии оценки траектории полета мяча и тем самым уменьшение времени на подготовку и выполнение приема мяча.
Активация дофаминергической передачи
... nbsp; Активация дофаминергической передачи необходима при процессах переключения внимания человека с одного этапа когнитивной деятельности на ... другой. Таким образом, недостаточность дофаминергической передачи приводит к повышенной инертности больного, которая клинически проявляется амедленностью когнитивных ...
Общей тактической задачей при выполнении первой передачи является переход от действий обороны к действиям нападения и организация начала атаки. Частной тактической задачей является выполнение направленной (точной) передачи на игрока или определенное место, куда ожидается выход передающего игрока.
Общая тактическая задача при выполнении второй передачи — обеспечение оптимальных условий для эффективного выполнения нападающего удара. Частными тактическими задачами являются:
— направить мяч на определенного (например, сильнейшего или против слабого блока) игрока;- уменьшить время полета мяча и тем самым — время на подготовку и организацию блока, приема на стороне соперника;
—построение правого фона атаки и растяжение блокирующих соперника;
— внесение неожиданности в атаку и затруднение блокирования на стороне соперника;
Общая тактическая задача при выполнении нападающего удара — выиграть очко или право на подачу. Частными тактическими задачами являются: — направить мяч на определенное (свободное) место площадки соперника; на игрока, слабо владеющего приемом мяча; между двумя игроками для внесения разногласий в их действия; —уменьшить время полета мяча и тем самым — время на подготовку и выполнение приема мяча на стороне соперника —борьбу с первым эшелоном обороны соперника: мимо блока (удары с переводом), выше блока, «блок — аут», за блок (обманы).
Билет №7. 3.Задачи, содержание подготовки и распределения времени в соревновательном периоде годичного цикла.
Соревновательный период длитсяот первой до последней игры основных календарных соревнований. В году, как известно, у волейболистов два соревновательных периода — зимний и летний. Наиболее типичны следующие три варианта структуры соревновательного периода: Первый вариант — соревновательный период однороден, все недельные циклы схожи между собой. Для такой структуры характерно проведение одного соревнования в периоде с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними. Второй вариант — структура соревновательного периода неоднородна. Она состоит из собственно соревновательных этапов, интервалы между ними длятся несколько недель. Такой календарный план составлен по принципу туров: проводится несколько соревнований с интервалом в несколько недель. Третий вариант — структура соревновательного периода соединяет первый и второй варианты. Ее используют, когда проводят несколько соревнований в периоде, например, первые соревнования проводятся по принципу встреч с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними, а вторые — по принципу туров. Паузы между этапами соревнований составляют 10-20 дней, в которых на основе приобретенной тренированности в подготовительном периоде осуществляется целенаправленная подготовка к следующему этапу соревнований.
20 стр., 9579 слов
Игровая деятельность младших школьников как условие реализации ...
... УУД младших школьников", II главы - "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования игровых заданий на уроках в начальной школе", ... свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры. Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями ...
Основными задачами тренировок в паузах между соревнованиями являются: — совершенствование технико-тактического мастерства, повышение уровня игровой подготовленности и психологической устойчивости; — поддержание общей и специальной физической работоспособности на достигнутом уровне; — создание условий для восстановления организма волейболистов; — повышение уровня теоретических знаний. Превалирующее место в тренировках занимают многократно выполненные основные упражнения в различных вариантах и игровая подготовка. Необходимо уделять внимание и специальным упражнениям, направленным на поддержание скоростно-силовых качеств и выносливости на соревновательном уровне. В небольшом объеме применяются средства, поддерживающие общую работоспособность организма спортсменов. Очень важны в этом периоде данные экспресс-контроля состояния физической работоспособности и функционального состояния спортсменов, по которым можно корректировать индивидуальную нагрузку для повышения уровня специальной работоспособности (если наблюдается снижение этого уровня).
На протяжении всего соревновательного периода в промежутках между турами применяются микроциклы 4-1, 3-1, 3-1-2-1 (в комбинациях), или только микроциклы 4- 1, или 3-1, или 3-1-2-1. В начале любого выбранного микроцикла 1 -2 дня — разгрузочные, чтобы снять психическую напряженность соревновательных игр.
Билет №8. 3. Классификация и характеристика индивидуальных тактических действий игроков при выполнении приема мяча от атаки соперника.
При приеме нападающих ударов и страховке:Выбор места зависит от направления, скорости, удаленности от сетки, высоты передач на удар, движений нападающего игрока и действий бло-кирующих игроков и защитников своей команды. Определив качество второй передачи, защитник концентрирует все внимание на движениях нападающего игрока (направление и скорость разбега, положение туловища в фазе прыжка, движение руки при замахе), постоянно находясь в движении, а в момент удара по мячу определяет положение рук блокирующих над сеткой и на основе полученной информации, а также учитывая выбранную систему игры в защите (или предигровую установку) ищет место встречи с мячом.По направлению передачи защитник и страхующий определяют зону атаки и в соответствии с этим ведут наблюдение за игроком этой зоны.
Если нападающий игрок производит удар невысоко над сеткой, то чем дальше удалена передача от сетки, тем больше угол вылета мяча при ударе.
При приеме нападающих ударов защитники действуют в зависимости от действий блокирующих игроков, от выбранной системы страховки, от установки тренера о расположении в зонах в той или иной ситуации.
Одним из правил для защитников является — «не прятаться» за блок, а искать уязвимое место в своей зоне. Может быть договоренность с блокирующими игроками (открыть то или иное направление удара), если защитник уверен в своих силах. В зависимости от уровня мастерства зоны действий защитников могут быть распределены; кому-то большая, кому-то меньшая. Некоторые защитники успешно играют в определенной(ых) зоне, для чего необходимо делать смену зон после подачи.
Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...
... Различают общественные отношения, производственные, нравственные отношения и т.д. Категория действия. Категория действия претерпела сложный цикл преобразований. В теоретическом плане это получило ... компонент сенсомоторных структур, инструментальный, семиотический (сема - знак, признак) опосредованный акт. Действие - одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая ...
Примерные упражнения для освоения индивидуальных тактических действий в защите
1. Упражнения на быстроту передвижения с остановками и изменением направления (по сигналу).
2. Прием мяча, переброшенного через сетку (игрок подбрасывает мяч над собой у сетки и в определенный момент бросает его через сетку, а защитник должен среагировать на переброшенный мяч — принять его).
3. Во время передвижения определенным способом — имитация приема мяча (по сигналу).
Билет №9. 3. Классификация и характеристика групповых тактических действий в нападении: варианты, структура, анализ. Методы и средства совершенствования.
Групповые тактические действия — представляют собой взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой. Главная цель групповой тактической подготовки — добитьсясогласованности действий в атаке нескольких игроков по времени и месту действия для получения положительного результата. В зависимости от количества игроков, принимающих участие в атаке в групповых тактических действиях нападения, тактические построения (комбинации) делятся на:- одноступенчатые, где атака производится одним игроком после второй передачи партнера;- двухступенчатые, где атакующие действия выполняются двумя четырьмя игроками в две очереди после второй передачи. Выделяют прямые действия (1 темп рядом со связкой), обратные действия (если рядом со связкой атакует 2 темп), «смешанными» (если 1 и 2 темпы атакуют рядом со связкой. Один нападающий игрок атакует в 1 очередь с низкой скоростной (ускоренной) передачи, другой – во 2 очередь с высокой (средней) передачи. Выделяют 4 комб.: Волна— выход к сетке игроков первой и второй очереди атаки характерен наличием параллельных путей перемещения. (на обыгрывании блока соперника по фронту с использованием всей длины сетки или по разнице времени атаки двух игроков. Крест: выход к сетке игроков 1 и 2 очереди атаки характерен наличием пересечения пути перемещения этих игроков. (на обыгрывании блока соперника по разнице времени атаки 1и 2 очереди. Эшелон: выход к сетке атакующих игроков характерен определенной последовательностью и их расположением. Игрок 1 очереди атаки выходит непосредственно к сетке и демонстрирует выполнение НУ. Игрок 2 очереди атаки выходит на место, несколько отдаленное от сетки, «за спину» игрока 1 очереди, откуда и производит атаку. (на обыгрывании блока соперника по разнице времени атаки игроков 1и2 очереди. Одним из важных факторов, определяющих структуру групповых тактических построений в нападении и их применение в игровом процессе является место действия игроков атаки из начального состояния — либо в своей, либо в соседней зоне. При одном атакующем на линии атаки игрок может выполнять нападающий удар с любой по высоте и длине передачи связующего игрока (из любой зоны), как в своей зоне (например, в зоне 4), так и в соседней зоне (например в зоне 3).
13 стр., 6388 слов
Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут
... удовлетворяли обе стороны. Методические указания Участникам необходимо довести до сведения порядок действий работодателя при сокращении численности (штата) сотрудников организации. В соответствии с действующим ... ситуации; обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. Ход игры Эта игра по форме – групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же – ...
При двух атакующих на линии атаки каждый игрок строго регламентирует свои действия в составе групповой комбинации. Если оба атакующие (1и2 очереди) играют в своих зонах, то при этом оба начинают и действуют в своих зонах (в нашем примере — это игроки зон 3 и 4), тотипичной комбинацией является прямая волна. Во всех случаях согласование действий между партнерами в групповых тактических построениях осуществляется в парах: связующий — атакующий первой очереди, связующий — атакующий второй очереди, атакующий второй очереди — атакующий первой очереди. Во всех случаях лидером тактических построений как центра согласования действия всех партнеров является:
— атакующий игрок 1 очереди, если атака 1 очереди осуществляется с низкой передачи (т.н. «взлет»); связующий игрок, если атака первой очереди осуществляется с низкой ускоренной передачи (т.н. «метр», «низкая»).
Изучение и совершенствование групповых тактических действий в нападении проводится с помощью подготовительных, подводящих упражнений, и упражнений по технике и тактике игры.
Методические приемы обучения следующие: -назвать тактическое взаимодействие;- показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео итд.; — показать место и путь игроков при выполнении тактического взаимодействия;- имитация этого взаимодействия;- практическое выполнение взаимодействия с первой передачи атакующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6. При совершенствовании подключаются принимающие подачу игроки (или принимающие мяч после нападающего удара) и нападающие разных зон с использованием низких, быстрых и других передач и сопротивления блокирующих игроков.
Билет №10. 3. Классификация и характеристика групповых тактических действий в обороне: варианты, структура, анализ. Методы и средства совершенствования.Действия игроков обороны при подаче соперника Групповые действия при приеме подач сводятся в основном к решению следующих задач: — страховка игрока, принимающего подачу; — страховка игрока, слабо принимающего подачу ;- взаимодействие при полном выключении из приема определенного игрока; — взаимодействие со связующих игроком. Если во взаимодействии принимают участие два игрока, то они располагаются в 4-6 м. от сетки. Площадка мысленно делится на части (равные и неравные), принимающие игроки действуют каждый в своей половине. Последовательность действий игроков определяется следующим образом: если мяч после подачи попадает в игрока или его место (в радиусе 1 м), то прием мяча осуществляет этот игрок: другой игрок выполняет действия страховки. Если траектория полета мяча при подаче находится между принимающими игроками, то здесь могут действовать следующие правила:— принимает мяч тот игрок, к которому ближе расположена траектория полета мяча;— принимает мяч игрок по правилу «правой руки», т.е. игрок, расположенный слева;— принимает мяч игрок, которому в подобном случае при взаимной договоренности отведена эта роль. Лидером взаимодействия во всех случаях является принимающий игрок, страхующий игрок согласует с ним свои действия.( три игрока в приеме).Групповые тактические действия в защите. При отработке взаимодействий между игроками большую роль отводят блокирующим игрокам, от игры которых строят свои действия страхующие и защитники. Основа тактики группового блока — двойное блокирование. Тройной блок применяется редко. Блокирующие разделяются на среднего и крайних. Сильнейший блокирующий в большинстве случаев играет в середине, но есть моменты в игре, когда выгоднее оставлять сильнейшего блокирующего на краю сетки (к примеру: нападающий игрок имеет высокий уровень исполнения удара с переводом влево из зоны 4).
Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)
... – только лишь простые линии: 1. Счастливая линия 2. Веселая линия 3. Грустная линия 4. Злая линия 5. Тревожная линия 6. Обидчивая линия 7. Усталая линия 8. Добрая линия 3. Упражнение «Борьба руками» ... и сравнивать их. Ход игры: взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость ...
В групповом блоке всегда выделяется основной блокирующий, задачей которого является нейтрализация «сильного» направления атаки. Основным блокирующим может быть:— (зоны 3),— (зон 2 или 4).Вспомогательный блокирующий обеспечивает нейтрализацию нападающих ударов соперника «с переводом» (вправо или влево) и помощь основному блокирующему при нейтрализации ударов в основном направлении. Блок уступом. Один из блокирующих находится как обычно, непосредственно около сетки, другой (или другие) располагаются несколько дальше от сетки (примерно в 1 м) для того, чтобы не мешать первому блокирующему перемещаться вдоль сетки для блокирования нападающего игрока 1-го темпа.
При приеме нападающих ударов защитники действуют в зависимости от действий блокирующих игроков, от выбранной системы страховки, от установки тренера о расположении в зонах в той или иной ситуации. Одним из правил для защитников является — «не прятаться» за блок, а искать уязвимое место в своей зоне. (открыть то или иное направление удара).
Билет №11. 3. Классификация и характеристика командных тактических действий в нападении: варианты, структура, анализ. Методы и средства совершенствования.
Командные тактические действия — результативность нападения зависит от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков, четкого взаимодействия звеньев, от единства и слаженности всей команды.
Требования к тактики = начальное положение+ место действий + последовательность + управление +лидер КТД- 1-начало атаки (1шаг) прием мяча, — развитие атаки (2 шаг) вторая передача, — собственная атака (3 шаг).
Все многообразие вариантов командных тактических действий в нападении можно классифицировать, опираясь на определенные признаки и выделяя системы игры :— число касаний, за которыми следует атака команды нападения, их может быть одно — атака с первой передачи или два — атака со второй передачи;— игрок, через которого осуществляется развитие атаки, — это игрок, находящийся в данный момент на передней линии, либо это игрок задней линии, выходящий на переднюю линию для выполнения передачи к нападающему удару.
Командное нападение в волейболе по тактической направленности разделяется на два вида: при ударах со второй передачи и при ударах с первой передачи. Каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий:— система игры в нападении через связующего игрока передней линии;— система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии;— система игры в нападении с первых передач и откидок.
Система игры в нападении через связующего игрока передней линии — простая и надежная. Атакующая мощь снижена. Для усиления атаки используются игроки задней линии. Эта система игры в нападении требует от нападающих игроков высокой степени владения техникой нападающего удара (так как групповой блок).
Система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии — наиболее совершенная система (3нападающих)- создают трудности для организации группового блокирования. Главная ролей у связующего.
Система игры в нападении с первых передач и откидок — самая результативная систему (необходимо иметь в команде игроков с соответствующим уровнем технико-тактической подг. (уметь атаковать с первой передачи, хорошо владеть откидкой и первую передачу выполнять точно).
Обычно передачу сразу на удар используют в контратаках (при доигрывании), гораздо реже — при приеме подач, если подачи несложные. Откидки могут быть короткими (в зоне), средними (из зоны в зону) и длинными (через зону).
При совершенствовании этой системы серьезное внимание уделять атакам с откидки за голову из зон 4 и 2. Если откидка из зон 4 и 2 перед игроком, то первая передача делается на 1-2 м от боковой линии, а если за голову — на 2-3 м от боковой линии. Передачу на удар давать не очень высоко и не очень близко к сетке, на расстоянии 0,5 — 1 м от сетки. Передачу в зону 2 целесообразно давать в том случае, если там находится левша (то же самое и для игрока зоны 3, когда передача дается из зоны 4 или 5).
Связка в 3 зоне: смешанная волна. Связка в зоне 2 прямая волна. Связка выход из 6:прямая волна, смешанная волна. Связка выход из зоны 1:прямой крест, прямая волна.
Билет №12. 3. Классификация и характеристика командных тактических действий в обороне: варианты, структура, анализ. Методы и средства совершенствования.
Системы игры :
— источники «опасных» воздействий команды соперника, против которых организуется действие обороны (подача, атака, блок).
— игрок (игроки), который обеспечивает надежность действий обороны при блокировании в зависимости от его начального расположения (центральный, крайний, свободный от блока).
Командные действия при подаче соперника. В начальном расположении игроков для приема подачи соперника используется несколько построений: уступом, в линию, полукругом, смешанное.
Наиболее простыми для организации командных тактических действий в защите будут тактические комбинации в нападении, через связку с передней линии. Более сложны черезсвязующего игрока, выходящего с задней линии.
При игре с выходящими игроком (для второй передачи) один или два нападающих игрока выполняют отвлекающие действия (разбег и прыжок) с целью проведения удара без блока (или с одним блоком) третьим игроком.
Если нападение 1-м темпом ведется в зоне 3, а в зонах 2 и 4 со скоростных передач, то нападающие удары блокируются одним игроком (один в один).
При атаках 1 и 2-м темпом в одной зоне (или в двух соседних) целесообразна организация блока «уступом», или «передача» своего нападающего рядом стоящему блокирующему. Это возможно, если блокирующие игроки опытные, умеют «читать» развитие атаки (анализ, предугадывание последующих действий атакующей команды, быстрота реагирования и перемещения) и если заранее изучают тактические комбинации соперников.
Блокирование нападающих ударов с первых передач и откидок требует от игроков умения сочетать индивидуальное блокирование с групповым. Индивидуальный блок применяется в следующих случаях:
— если первая передача на удар направлена неточно и нападающий игрок не может выполнить откидку или сильный удар;— если нападающий игрок менее опасен, чем его партнеры;— если передача для удара направлена близко к сетке.Игрок, блокирующий удар с первой передачи, должен стараться принять участие и в групповом блокировании. Двойное блокирование может применяться, когда видно, что нападающий игрок не может выполнить откидку, когда первая передача направлена сильнейшему нападающему игроку на линии; когда первая передача направлена близко к сетке и невозможно выполнить откидку.
Методическая последовательность освоения и совершенствования командных тактических действий в защите (обороне):— показать начальное исходное положение и зону действий каждого игрока;— рассказать, что входит в анализ действий атакующей стороны и действий партнеров;— имитация изучаемого тактического действия;— выполнение тактического действия с мячом, переброшенным из зоны нападения с другой стороны площадки;— то же, но после нападающего удара с собственного набрасывания;— то же, но нападающий удар с передачи связующего игрока (первая передача от нападающего игрока);— то же, но первая передача от игрока зоны 6;— то же, но нападающий удар после приема подачи;— выполнение тактического действия с двумя известными вариантами атаки;— то же, но с двумя неизвестными вариантами атаки;— то же, но с участием двух нападающих игроков;— то же, но с участием трех нападающих игроков. Командные действия в защите определяются расположением и взаимодействием игроков при блокировании, страховке, приеме подач и нападающих ударов. Существуют системы игры в защите, которые определяются расположением игроков, страхующих блок:
1. Страховка игроком не участвующего в блокировании.
2. Страховка игроком задней линии (игрок зоны 1, или 6, или 5).
3. Страховка игроками передней и задней линии. Каждая система игры в защите имеет свои варианты расположения игроков в зависимости от того, из какой зоны противник атакует.
Существует целый ряд упражнений, которые принято называть комбинированными, т к в них параллельно совершенствуется нападения и защиты. В в\б в любой ситуации переход от О-Н и от Н-О происходит очень быстро. Ценность таких упражнений в том, что наряду с налаживанием взаимодействий в нападении и защите в них совершенстве умение игроков быстро переключаться с одних действий на другие. Условие их выполнения max приближенны к игровым.
Билет №13. 3. Возрастные особенности, перспективы роста и особенности проведения занятий в группе начальной подготовки ДЮСШ.
8-10 лет. До 10-летнего возраста существенных различий в темпах прироста развития организма у мальчиков и девочек не наблюдается. Окостенение рук и ног, тазовых костей в начальной стадии. Слабо развитая мускулатура спины при увеличенных нагрузках может вызвать деформацию позвоночных изгибов. Функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства, резко выражено запредельное торможение. Восприятие новых движений носит созерцательный характер. Выделяют наиболее запоминающиеся детали движения, а важные части упражнения упускают. Внимание и точность движений развиты слабо, особенно при разучивании движений. Поэтому направленное обучение технике волейбола нецелесообразно.
Основные задачи подготовки: 1. Обучение технике выполнений физических упражнений для формирования двигательных навыков и умений. 2. Содействие гармоничному развитию растущего организма, укрепление здоровья, развитие ловкости, скоростно-силовых способностей, общей выносливости, гибкости. 3. Ознакомление с основами техники игры в волейбол. 4. Выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮСШОР.
Методы обучения: методов наглядности, использования слова, метод упражнений, игровой и соревновательной с соблюдением принципов тренировки — от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Средствами развития скоростно-силовых качеств и общей выносливости являются эстафеты, бег на короткие дистанции, прыжки, спортивные и подвижные игры, гимнастические и акробатические упражнения, игры на местности. Силовая подготовка направлена на укрепление двигательного аппарата. Ловкость как физическое качество создает предпосылки для овладения координационно-сложными движениями. Развивается ловкость с помощью спортивных и подвижных игр, гимнастических упражнений, прыжков через скакалку и др. Для развития ловкости необходимо постоянно повышать координационные трудности при выполнении упражнений.
10-12 лет. Опорный и мышечный аппарат неустойчивы. Хрящевые диски тел позвонков еще не срослись. Окостенение запястных и пястных отделов рук и фаланг пальцев ноги рук не завершено. С 10 лет у девочек и с 12 лету мальчиков длина тела резко увеличивается. При физических нагрузках учащение сердцебиения, скорость восстановления пульса и кровяного давления выражено в большей степени, чем у взрослых. Увеличенный расход энергии(длина тела больще, чем вес).
Высокий уровень обмена длительное время не удерживается, что снижает возможности детей в работе на специальную выносливость. Сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Внимание неустойчиво=нецелесообразны длительные объяснения. Показ упражнений воспринимается легко. Слишком частые повторения упражнения в течение одной тренировки нецелесообразны, поскольку образование новых координаций быстро утомляет нервную систему. Лучший возраст для обучаемости. Почти все показатели физических способностей имеют наибольший прирост, в особенности быстрота, ловкость, аэробная выносливость, гибкость. Исключить натуживания (т.к слабо развиты мышцы живота, тазового дна).
Основные задачи подготовки: 1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию организма. 2. Развитие быстроты, ловкости скоростных качеств, общей выносливости, гибкости. 3. Обучение технике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепление. 4. Обучение индивидуальной тактике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепление. 5. Приучение к игровой и соревновательной деятельности (интегральная подготовка).
6. Теоретическая подготовка по специальной программе, физическая подготовка.
Для развития физических качеств, кроме упражнений общего воздействия применяются специально-подгото-вительные сходные по своей двигательной структуре с элементами техники игры. Скоростно-силовая подготовка включает упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения (старты и ускорения, разновидности бега, спортивные и подвижные игры, прыжковые упражнения и др.).
Можно использовать небольшие отягощения — гантели, набивные мячи, гриф штанги и др.
Билет №14. 3. Возрастные особенности, перспективы роста и особенности проведения занятий в учебно-тренировочной группе ДЮСШ.
12-14 лет. Начало срастания хрящевых дисков позвонков. Большие физические нагрузки на позвоночный столб противопоказаны. Завершается окостенение запястных и пястных отделов рук, но фаланги пальцев рук и ног еще не прошли стадию окостенения. Не рекомендуются падение на руки, соударения фаланг пальцев ног с полом. Заметное увеличение длины тела у мальчиков (у девочек с 11 лет).
Чрезмерные физическиенагрузки могут вызвать замедление роста трубчатых костей в длину.
Быстрый рост костно-связочного аппарата при некотором отставании развития ССС требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок. Увеличивается мышечная масса и растет мышечная сила. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.
Нарастает потребление кислорода, что создает предпосылки для тренировки общей выносливости. Предельная величина потребления кислорода достигается быстро, но долго поддерживать этот уровень организм не в состоянии. не дает возможности целенаправленно развивать специальную выносливость. Уделять особое внимание длительности периодов восстановления (давать полностью восстанавливаться).. Появляется сосредоточенность, хорошая память и логическое мышление. Подростки уравновешенны и оптимистичны. Быстро развивается острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве).
Основные задачи: 1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию организма. 2. Развитие быстроты, ловкости скоростных качеств, общей выносливости, гибкости. 3. Обучение технике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепление. 4. Обучение индивидуальной тактике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепление. 5. Приучение к игровой и соревновательной деятельности (интегральная подготовка).
6. Теоретическая подготовка по специальной программе, физическая подготовка. Скоростно-силовая подготовка включает упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения. Можно использовать небольшие отягощения — гантели, набивные мячи, гриф штанги и др. Быстрота двигательной реакции развивается упражнениями, выполняемыми на ожидаемую и неожиданную команду или сигнал, или на моментально изменяющуюся обстановку при выполнении упражнений. Для развития ловкости упражнения, которые вырабатывают чувство ритма, равновесия, хорошую реакцию, умение быстро и рационально перестраивать те или иные движения в изменяющейся обстановке. Основными методами развития общей выносливости являются переменный, равномерный, игровой, соревновательный, метод круговой тренировки, а средствами — беговые упражнения, спортивные и подвижные игры, бег на лыжах, плавание и другие выполняемые длительное время, но меньше, чем рекомендуется взрослым спортсменам. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки незначительны. Техническая подготовка. Овладение рациональной техникой игры — главная задача данного этапа подготовки.
14 -16 лет. Период полового созревания. В этом возрасте почти заканчивается окостенение фаланг пальцев рук и ног (у юношей несколько позже).
Уменьшается прирост поперечных размеров тела. Появляется неуравновешенность и неустойчивость настроения. Неуверенность маскируется шумной манерой поведения. Возбудимы. В этот период снижается работоспособность, замедляется рост, но бурно развиваются функции организма. Появляется стремление к рекордным достижениям. Со стороны тренеров необходимо чуткое, умное педагогическое и психологическое руководство. Физическая нагрузка в этот период должна быть снижена — проводиться базовая тренировка со средней интенсивностью. Период полового созревания у девушек. В пубертатную фазу наблюдаются значительные изменения в деятельности органов и систем, появляется менструация, замедляется рост тела в длину. Происходит снижение уровня быстроты, выносливости, общей работоспособности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки рекомендуется снизить до 35-40%. .Основная направленность тренировочной работы — совершенствование техники движений, воспитание гибкости. В постменструальной фазе (с 5-го по 12-й день) наблюдается повышение работоспособности организма,- хорошо тренируются скоростные, скоростно-силовые качества и выносливость. В овуляторной фазе (13-14-й день) значительное снижение работоспособности, выраженное состояние напряжения. Рекомендуются малые и средние нагрузки. Постовуляторная фаза (14 дней) — фаза наивысшей работоспособности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки повышаются.
Основные задачи подготовки: 1. Развитие силы мышц. 2. Развитие «взрывной» силы мышц ног, туловища, быстроты реакции и перемещений, общей и специальной выносливости, ловкости и гибкости. 3. Совершенствование техники и тактики защиты и нападения. 5. Интегральная подготовка. 6. Определение каждому волейболисту игровой функции и проведение индивидуализированных занятий с учетом игровых функций. 7. Повышение психологической подготовленности. 8. Участие в учебных, контрольных играх. 9. Создание условий для восстановления организма после тренировок и соревнований. 10. Теоретическая подготовка по специальной программе.