Модельные характеристики соревновательной деятельности игроков ФК «Княжа» при тактическом построении 1-4-4-2

ФЕДЕРАЦИЯ ФУТБОЛА УКРАИНЫ

ЦЕНТР ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

ДОГАДАЙЛО ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ

Главный тренер, спортивный директор ФК «Княжа» Счастливое

Дипломная работа на тему:

«Модельные характеристики соревновательной деятельности игроков ФК «Княжа» при тактическом построении 1-4-4-2»

г. Киев — 2008 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Моделирование — как метод научного познания

1.2 Анализ соревновательной деятельности футболистов

1.3 Эволюция тактической схемы 1-4-4-2

1.4 Характеристика тактической схемы 1-4-4-2

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1 Цель исследований

2.2 Задачи исследований

2.3 Методы исследований

2.4 Организация исследований

ГЛАВА 3. МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ ФК «КНЯЖА» ПРИ ТАКТИЧЕСКОМ ПОСТРОЕНИИ 1-4-4-2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс подготовки футболистов высокой квалификации приобретает все более сложный комплексный характер. В нем используются современные технические средства обучения, тренажеры, комплекс восстановительных процедур, допустимая стимуляция. Методика тренировки постоянно совершенствуется в направлении использования оптимальных тренировочных нагрузок по объему, интенсивности, направленности основных средств воздействия на организм футболиста, как на различных этапах многолетней подготовки, так и в более мелких ее структурных образованиях.

Все многообразие средств, методов, методологических приемов и отдельных упражнений направлено на эффективное развитие, воспитание физических и психических качеств, овладение современной техникой и тактикой в целях достижения высоких спортивных результатов.

Сложность процесса подготовки футболистов в современных условиях возрастает в силу имеющей место тенденции к повышению интенсивности тренировочных нагрузок, что предъявляет к организму занимающихся футболом повышенные требования. Таким образом, возрастает роль организации учебно-тренировочного процесса на научной основе, в границах требований, предъявляемых к управляемым процессам, что предполагает взаимодействие тренера и спортсмена с помощью надежного механизма обратных связей.

Проблема управления в футболе с позиций кибернетических обратных связей показала, что решение многообразных и сложных задач физического воспитания и спортивной тренировки возможно лишь при условии полного соответствия физических нагрузок состоянию организма спортсмена. (Фадель Хоршид, 1996).

19 стр., 9397 слов

Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

... работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА. § 1.1. ОБЩЕЕ ... Ермолаевой-Томиной и многих других. Цель исследования: изучение связи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента. Объектом нашего исследования есть девушки и юноши 15-16 ...

Управление в системе подготовки футболистов — это целенаправленное, планируемое и контролируемое воздействие разнообразных факторов тренировочного процесса на состояние спортсмена, с целью его оптимизации для максимально эффективной реализации накопленного функционального потенциала в условиях соревнований (В.Н. Шамардин, 1997).

Футбол относится к группе командных игр, где результат матча определяется положительной разницей забитых и пропущенных мячей в рамках времени, лимитируемого правилами соревнований. В качестве информативных параметров соревновательной деятельности используются показатели, характеризующие объем, разносторонность и точность технико-тактических действий (М.А. Годик, 1988).

Жесткая спортивная конкуренция выдвигает новые, более высокие требования к спортсменам, тренерам, научным сотрудникам и менеджерам. Эти требования способствуют повышению эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности футболистов.

Несмотря на достаточно большой массив теоретико-методических знаний, накопленных в области управления тренировочным процессом, деятельность тренеров все еще основывается на субъективных подходах, чем на объективной количественной и качественной оценке состояния двигательной функции, психических процессов и технико-тактического мастерства футболистов (Г.А. Лисенчук, 2003).

Вопрос о том, что нужно тренировать и как это целесообразно делать в каждом конкретном случае (в зависимости от возраста и квалификации, степени подготовленности занимающихся, задач подготовки и т.д.) остается недостаточно решенным. Очевидно, что повышение эффективности педагогического процесса непосредственно связано с наличием объективной количественной информации о различных составляющих специальной подготовленности футболистов, использование которой позволяет организовать тренировочный процесс по аналогии с кибернетическими обратными связями между тренером и спортсменом.

Основная задача в технологии управления — определить количественные и качественные цели управления, суть которых заключается в описании уровня специальной подготовленности, необходимого для достижения планируемого спортивного результата.

Общетеоретические положения управления учебно-тренировочным процессом в равной степени регламентирует количественное описание всех компонентов системы подготовки футболистов, в том числе и таких, как содержание соревновательной деятельности и уровня специальной подготовленности.

В рассматриваемой работе приводятся результаты наблюдения и анализа соревновательной деятельности игроков ФК «Княжа», с учетом тактического построения футболистов 1-4-4-2 и их уровня технико-тактической подготовленности.

При проведении научно-исследовательской работы решалась задача — обосновать средства и методы количественного определения моделей тактического поведения игроков в условиях соревновательной деятельности, как цели управления подготовкой футболистов. Реализация этой задачи требовала определения количественных и качественных критериев технико-тактического мастерства игроков.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...

... время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени ... образовательного процесса. Цель исследования: определить и охарактеризовать пути совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Задачи исследования: - обеспечить качество условий ...

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Моделирование — как метод научного познания

В настоящее время проблема моделирования в футболе стала одной из самых значимых и перспективных научных направлений.

Метод моделирования, как метод научного познания, представляет собой воспроизведение формы или некоторых характеристик предметов или явлений с целью их изучения или повторения. (В.Н. Шамардин, 2002).

Модельные характеристики отражают некоторый эталон спортивной деятельности, ориентируясь на который можно реализовать определенное двигательное достижение. Как правило, назначение модельных характеристик основано на оценке среднестатистических показателей. Поскольку модельные характеристики предназначены для определенного контингента спортсменов, их оценка представляет собой не только собственно среднестатистический показатель, а некоторую зону в пределах нижней и верхней доверительных границ. Окончательное значение модельных характеристик связано с основными положениями выборочного метода (С.В. Начинская, 1987).

Возможности метода моделирования реализуются на любом уровне поведения футболиста. Но для этого необходимо выполнить ряд условий:

— установить цель моделирования;

— определить граничные условия, т.е. каким образом от оригинала переходить к модели и обратно;

— выделить ключевые в числовых значениях параметры модели;

— установить взаимосвязи между параметрами.

Футбол как область научной деятельности включает в себя все элементы современной жизни человека, практически все современные направления науки находят в нем применение. Это обусловлено тем, что состязание — это ограниченный во времени, регламентированный правилами конфликт, который возможно моделировать только с теории игр и который является микромоделью современных социальных, политических и военных конфликтов, учитывая схожесть их математических моделей.

Задача целенаправленного управления командой, ориентация ее на достижение оптимального результата, учет случайных и непредсказуемых поведений соперника, отказа деятельности систем и игроков, планирование тренировочного процесса — эти задачи по содержанию и математической постановке похожи на задачи управления и планирования, которые возникают в экономике.

Состязание — это своего рода экстремальные условия, в ходе которых необходимо решать задачи, связанные с медициной и психологией. Все это требует от исследователей футбола полного и всестороннего описания компонентов футбольной игры, ориентированных на задачи управления.

(А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский, В.Г. Ткачук, А.И. Кондратьев, 1989).

Для моделирования футбольной игры используется понятие «динамическая модель» с целью описания модели совокупности взаимосвязанных объектов и процессов, изменяющихся во времени и названных обобщенными динамическими системами. Исследование этих систем разделено четыре этапа:

— первичный анализ, состоящий из определения объекта исследования, постановки целей, задания критериев для изучения объекта и управления им;

1 стр., 468 слов

Схема педагогического обследования ребёнка

... речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса). Особенности развития познавательной деятельности: восприятие (величины, формы, цвета, пространственного расположения объектов, времени, источника и направления ... Особенности пространственной ориентировки: ориентировка в схеме собственного тела; сформированность представлений о предметах, наполняющих пространство; перенос, перемещение, ...

— полный анализ, включающий структуризацию системы;

— первичный синтез математической модели, состоящий из параметризации, задания области определения параметров, собственно составления модели;

— полный синтез, заключающийся в прогнозе развития модели.

Метод моделирования состоит из четырех компонентов, которые представляют собой набор взаимосвязанных и взаимозависимых средств:

— концептуальный аппарат;

— технический аппарат;

— математическая основа;

— алгоритмический аппарат.

Очень трудно проводить исследования, когда сталкиваешься с такими сложными явлениями природы, как человек, когда «…нет еще полных и точных сведений о многих процессах жизнедеятельности и, в частности, о сущности мышления, психики». Здесь неоценимую помощь оказывают достижения кибернетики и прежде всего методология изучения интересующих явлений. Организм человека является очень сложной системой, состоящей из таких подсистем, как нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др. (А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский, 1998).

Подготовка футбольной команды, ее участие в соревнованиях, а также сопутствующие факторы ее жизнедеятельности могут быть отнесены к разделу сложных динамических систем социально-биологического вида.

Взаимосвязь и поведение объектов динамической системы относятся к основным понятиям теории систем. Расчет поведения взаимосвязанных объектов системы является одной из главных задач теории систем, которая наиболее полно отвечает требованиям практики спорта при управлении подготовкой такой сложной динамической системой как футбольная команда. В соответствии с этой теорией модель разрабатывается для получения ответов на заранее поставленные вопросы, в то время как существом системного подхода является моделирование, описывающее действительность с использованием незначительного количества переменных.

1.2 Анализ соревновательной деятельности футболистов

Анализ данных многочисленных исследований и опыта передовой практики показывает, что одним из наиболее важных и сложных разделов в управлении подготовкой футболистов является контроль соревновательной деятельности.

Сложность этого процесса связана со многими причинами. Во-первых, футбол относится к видам спорта, в которых соревновательная деятельность метрически неизмерима, а оценивается по конечному результату в условных баллах. Во-вторых, коллективный характер ведения спортивной борьбы, предполагающий различные тактические взаимодействия в обороне и атаке, большую вариативность и конфликтность ситуаций, влечет за собой долю субъективизма при оценке эффективности. В-третьих, универсализация и интенсификация футбола, предъявила требования к необходимости разработки объективных критериев оценки соревновательной деятельности футболистов (К.Л. Вихров, В.Г. Догадайло, 2000).

В качестве информативных критериев соревновательной деятельности принято использовать показатели объема, разносторонности и точности выполнения технико-тактических действий (ТТД) футболистов. Одним из основных слагаемых технического мастерства футболистов является надежность и эффективность выполнения технико-тактических приемов. Необходимым условием совершенствования индивидуального мастерства футболистов есть наличие объективной информации о ТТД. При наличии этих данных тренер имеет возможность более эффективно провести разбор игры, установку на предстоящий матч, планировать индивидуальную тренировку по устранению ошибок, обнаруженных при владении мячом (В.Н. Шамардин, В.Г. Савченко, 1997).

Несмотря на существующие трудности в реализации контроля соревновательной деятельности, многие специалисты считают, что количественная и качественная оценка игровой деятельности футболистов необходима для анализа ее результатов. На этой основе осуществляется коррекция учебно-тренировочного процесса, оценка работоспособности футболистов, организация индивидуальной тренировки и дальнейшее совершенствование структуры игры. Одной из важных причин выполнения педагогического контроля соревновательной деятельности футболистов, является необходимость создания индивидуальных групповых и командных моделей их игровой деятельности.

Регистрация ТТД футболистов осуществлялась с помощью видео аппаратуры и диктофона. Регистрировались следующие технико-тактические параметры:

1. Оборона — отборы, перехваты и подборы мяча.

2. Атака — ведения, дриблинг или атакующие единоборства, удары по воротам.

3. Передачи мяча — по — расстоянию (короткие, средние + длинные), по — направлению (вперед, поперек, назад), по — качеству (подготовительные, атакующие).

Каждое ТТД, выполненное игроками, регистрировалось и переносилось в специальный бланк, вводилось в компьютер и анализировалось по разработанной программе, которая выдавала количественно-качественную оценку соревновательной деятельности футболистов.

В этом аспекте содержательная сторона соревновательной деятельности может рассматриваться как главное направление контроля, а разработка ее информативных критериев — как необходимое условие повышения качества принимаемых управленческих решений.

1.3 Эволюция тактической схемы 1-4-4-2

Тактическая схема 1-4-4-2 имеет два истока. Первый из них — это бразильская схема 1-4-2-4, которая в 50-х годах ХХ века с потрясающим успехом применялась сборной Бразилии. Распространившись по миру, она обнаружила уязвимость в обороне, и была модифицирована сэром Альф Рамсеем, главным тренером сборной Англии, который решил перевести крайних форвардов назад, в полузащиту, обязав их отрабатывать в обороне и участвовать в развитии атаки. Так и появилась схема, которая принесла англичанам золото Чемпионата Мира 1966 года.

Рис.1 Тактическая схема 1-4-4-2.

Тактическая схема 1-4-4-2, которая характеризуется линейным расположением центральных полузащитников, получила название «классической».

Второй вариант этой схемы ведет свое начало от схемы 1-4-3-3, которая была доминирующей в Европе в 70-х годах ХХ века. В схеме 1-4-3-3 очень важен центральный полузащитник, который должен успевать закрывать опасную зону по — центру ворот, когда мяч у соперника, и вести созидательную игру, когда мячом владеет его команда.

Рис.2 Тактическая схема 1-4-3-3.

Чтобы освободить созидательных игроков от черновой работы, был добавлен еще один центральный полузащитник, в обязанности которого входила оборонительная игра. Таким образом, получалась вроде бы схема 1-4-4-2, но она имела совершенно иную философию. Один из центральных полузащитников (опорный) получал мяч от защитников и выбирал направление атаки длинной передачей на фланг или второму центральному полузащитнику (диспетчеру), которому давалась большая свобода в выборе позиции и возлагалась задача снабжения мячом форвардов и развития атаки вторым темпом. Такое расположение игроков в полузащите получило название «ромбом» и широко применяется командами в наши дни.

Рис.3 Тактическая схема 1-4-4-2 с расположением полузащитников «ромбом».

Тактическая схема 1-4-4-2 является доминирующей по всему миру и с успехом применяется как в клубных соревнованиях любого уровня, так и в играх сборных. Причиной тому является ее значительная гибкость и универсальность. Бесчисленное количество возможных вариаций построения игры на основе данной схемы используют как оборонительные, так и атакующие принципы. В этой схеме используются 4 защитника, 4 полузащитника и 2 форварда. Их расположение таково, что команда обладает достаточным количеством игроков, как в обороне, так и в средней линии. В рассматриваемой тактической схеме существует баланс между обороной и атакой и насыщенностью футболистами средней линии поля. На рис.4 приводится еще одна разновидность тактической схемы 1-4-4-2 с оттянутым назад нападающим.

Рис.4 Тактическая схема 1-4-4-2 с оттянутым назад нападающим.

Перед тем как перейти к теоретическим аспектам тактической схемы 1-4-4-2, обратим внимание на одно из основных понятий футбола — деление футбольного поля на зоны (Ю. Афазелли, 2004).

На рис.5 показано разделение футбольного поля на 9 зон по длине и ширине.

Рис.5 Разделение футбольного поля на зоны

В таблице 1 приведены статистические данные покрытия зон футболистами при тактическом построении 1-4-4-2.

Таблица 1.

Схема

Общее количество

покрытых

зон

Количество

игроков

на флангах

Количество игроков в центральной части поля

Количество игроков в зоне обороны

Количество игроков по центральной оси поля

Количество игроков в зоне

атаки

1-4-4-2

7

4

6

4

4

2

Теоретическое обоснование схемы 1-4-4-2 основано на понятиях этих самых 9 зон и предъявляет определенные требования. Первое требование — возможность покрытия как можно больше зон. Второе — возможность обеспечения подстраховки в обороне и способность создания численного большинства на участке поля при развитии атаки.

1.4 Характеристика тактической схемы 1-4-4-2

Линия защиты состоит из четырех игроков — двое из них располагаются в центре, двое — на флангах. Вчетвером они довольно успешно перекрывают всю ширину поля (68м.), не оставляя свободных зон и обеспечивают численное большинство в обороне, повышая ее надежность.

Центральные защитники полностью сосредоточены на оборонительных действиях, опекая и закрывая центральных форвардов соперника. Основной задачей центральных защитников является умение играть головой, надежно выполнять отборы и перехваты мяча и диагональную подстраховку. Крайние защитники более свободны в выборе вариантов организации обороны и участия в атаке — они могут выдвигаться вперед вплоть до атакующей зоны футбольного поля. Подключаясь к атаке, создают ширину, увеличивая число вариантов ее развития. Стоит помнить, что основной обязанностью крайнего защитника является оборона, и подключения к атаке не должны быть в ущерб безопасности собственных ворот. От крайнего защитника требуется умение выполнить фланговую передачу, создать численное преимущество на участке поля.

Как и в любой тактической схеме, полузащита играет определяющую роль. Ключевыми являются позиции футболистов в центре поля. Центральные полузащитники должны помогать обороне и снабжать мячом форвардов и крайних полузащитников в фазах начала и развития атаки. Эти игроки могут располагаться рядом друг с другом на одной линии по ширине или длине футбольного поля.

В первом случае они должны вместе выполнять как оборонительные, так и атакующие задачи, а во втором существует разделение ролей — один из них выполняет функции опорного полузащитника, разрушая атаки соперника, организует прессинг и страхует партнеров. В атаке он имеет две главные задачи — в начале должен уметь выбрать ее направление длинной передачей (диспетчеру или на фланги), а на этапе развития обеспечить возможность отдать ему передачу назад, когда нет вариантов для продолжения атаки, и существует угроза потери мяча.

Второй центральный полузащитник является диспетчером, выполняя проникающие передачи своим форвардам, а в обороне организуя прессинг соперника, с целью замедлить его атаку. Основная задача диспетчера — отдать передачу в линию атаки, создав возможность партнерам работать в завершающей фазе. Любой другой вариант является второстепенным.

Требования к центральным полузащитникам схожи — умение выполнить точную передачу, способность читать игру и взаимодействовать с партнерами, быстрота мышления. Отличия в том, что опорный полузащитник выполняет передачи по всей ширине поля, а диспетчер в основном сосредоточен на проникающих передачах в штрафную площадь. Кроме того, диспетчер может взять игру на себя, самостоятельно атакуя ворота.

Крайние полузащитники в тактической схеме 1-4-4-2 тяготеют к центру поля, так как при их расположении на флангах в центральной зоне образуются свободные зоны, которые соперник может использовать для организации атак. При этом агрессивная фланговая игра становится задачей крайних защитников.

Два форварда в этой схеме игры действуют тандемом, вскрывая оборону соперника. Поскольку общее соотношение сил редко бывает в пользу форвардов, требуются некоторые ухищрения для повышения общей эффективности атаки.

В первую очередь — это близкое их расположение друг к другу. Форварды меняются местами, комбинируют, запутывая защитников противника. Поскольку они играют чаще всего в центре, фланги остаются свободными для подключений других игроков.

Во-вторых — это использование одного форварда в глубине футбольного поля. Более техничный игрок отходит чуть назад, получая мяч и передавая его таранному форварду, который атакует ворота.

Наконец, возможен обратный вариант, когда мощный форвард, хорошо играющий головой, становится игроком, которому направляются длинные передачи, а техничный форвард подбирает скидки и отскоки мяча.

Еще одним из вариантов использования такой дифференциации форвардов является прием, когда «форвард-цель» выдвигается вперед, отодвигая линию защиты назад, и освобождает зону за своей спиной, для второго форварда, который на высокой скорости врывается в эту зону.

Тактическая схема 1-4-4-2 обладает высокой оборонительной надежностью. При потере мяча полузащитники отходит назад, и получается в итоге 8 человек, принимающих активное участие в обороне. Ни один из игроков не остается один на один с соперником — у него всегда есть партнер, который готов выполнить страховку. Расположение футболистов в линию позволяет лишить соперника глубины атаки и полностью перекрывает свободные зоны по ширине поля.

Когда команда владеет мячом — ни один из игроков не находится в изолированной позиции, все принимают активное положение на футбольном поле. Развитие атаки можно осуществлять, используя короткие и средние передачи ближнему игроку, которые всегда проще выполнить, чем точную передачу на 50 метров. Этот способ помогает команде контролировать мяч, а с ним держать под контролем игровую ситуацию и постепенно развивать атаку.

Слабость тактической схемы 1-4-4-2 — изолированность форвардов. Когда команда обороняется, то форварды обычно остаются впереди, и как только мяч отобран — возникает ситуация, когда необходимо как можно быстрее доставить мяч вперед, чтобы максимально воспользоваться временной неготовностью соперника к ведению оборонительных действий. Вариант первый — выполнить быструю передачу вперед. Форвард в этом случае, должен уметь принять мяч, обыграть защитников и атаковать ворота или сохранить мяч до прихода партнеров. Второй вариант связан с использованием форварда-диспетчера, который отходит в глубину поля для получения мяча и потом доставляет его вперед.

Одна из проблем, связанная с использованием тактической схемы 1-4-4-2 — это нагрузка, которой ложится на крайних полузащитники. Крайний полузащитник должен контролировать большое пространство и принимать участие во всех трех командных функциях — обороне, контроле мяча и атаке. Требуется подбор весьма качественных игроков, которые должны обладать широким техническим арсеналом и быть качественно подготовленными физически.

Для успешного использования тактической схемы 1-4-4-2 необходимо наладить четкое взаимодействие в обороне, атаке и контроле мяча, взаимодействиям в парах по горизонтали и вертикали футбольного поля — паре форвардов, паре фланговых игроков и т.д.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1 Цель исследований

футбол моделирование тактический соревновательный

Цель работы — выполнить анализ соревновательной деятельности игроков ФК «Княжа» Счастливое при тактическом построении 1-4-4-2 , определить ее эффективность и оптимизировать на основе разработанных индивидуальных модельных характеристик.

2.2 Задачи исследований

В ходе проведенных исследований решались следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по вопросам моделирования соревновательной деятельности футболистов.

2. Дать характеристику организации оборонительных действий, перехода от обороны к атаке и атакующих действий футболистов при тактическом построении 1-4-4-2.

3. Определить основные параметры соревновательной деятельности футболистов.

4. Выполнить запись и расшифровку технико-тактических действий игроков ФК «Княжа» в 18 первенстве Украины среди команд 1-ой лиги.

5. Разработать индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности игроков ФК «Княжа» и на их основе рекомендации по оптимизации этой деятельности.

2.3 Методы исследований

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследований:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Обобщение опыта практической работы тренеров и футболистов.

3. Педагогические наблюдения.

4. Методы математической статистики.

2.4 Организация исследований

Исследования проводились в период с июня по сентябрь 2008г. Объектом исследований были игроки ФК «Княжа», принимавшие участие в играх первенства Украины по футболу среди команд первой лиги. Для решения первой задачи был выполнен анализ литературных источников, которые позволили определить основы, сформулировать задачи, условия, этапы и средства моделирования в футболе,

Для решения второй и третьей задач был выполнен анализ литературных источников, проведен опрос и анкетирование ведущих тренеров Украины, России, Грузии и Беларуси, который позволил сформулировать основные принципы ведения игры при тактическом построении 1-4-4-2, выявить основные параметры игровой деятельности футболистов, взаимосвязь активности и надежности выполнения технико-тактических действий с ее эффективностью.

Для решения четвертой задачи были разработаны карточки педагогического наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов, механизм регистрации и ввода полученной информации в ЭВМ. Разработаны компьютерные программы анализа технико-тактических действий футболистов.

Для решения пятой задачи применялся метод математико-статистической обработки с определением среднего арифметического, его ошибки, среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации. Для оценки достоверности различий между изучаемыми одноименными признаками вычислялись критерии Стьюдента и Фишера. На основе полученных данных разрабатывались индивидуальные модели соревновательной деятельности игровой деятельности ФК «Княжа».

ГЛАВА 3. МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ ФК «КНЯЖА» ПРИ ТАКТИЧЕСКОМ ПОСТРОЕНИИ 1-4-4-2

В настоящем исследовании рассматриваются особенности управления в футболе, выдвигаются модели технико-тактического мастерства игроков, поскольку высокий уровень технического и тактического мастерства отдельных футболистов, наряду с физической подготовленностью, является основой успешного осуществления стратегических, тактических схем игры, характеризует мастерство команды. (Г.А. Лисенчук, 2003).

К числу наиболее информативных показателей соревновательной деятельности в футболе относят те из них, которые характеризуют объем, разносторонность и эффективность индивидуальных технико-тактических действий.

Анализ специальной научно-методической литературы, затрагивающей проблему контроля в футболе, свидетельствует о том, что в настоящее время возможно использование множества информативных показателей соревновательной деятельности, разработанных с учетом специфики поведения игроков разного амплуа — нападающих, полузащитников, защитников и вратарей. Эти показатели можно объединить в группы на основании их целевой направленности на оценку индивидуальных, групповых и командных действий. Для регистрации технико-тактических действий футболистов был разработан специальный бланк, в который вносилась вербальная информация о соревновательной деятельности.

На основе полученных данных были разработаны модельные характеристики соревновательной деятельности футболистов с учетом игрового амплуа, которые представлены на схемах 1-5.

В борьбе двух команд, равных по силам, побеждает обычно та команда, игроки которой умеют творчески осуществлять заранее подготовленный тактический план. Кто лучше взаимодействует друг с другом, быстрее и правильнее оценивает игровые ситуации, в состоянии предугадать замыслы своих партнеров и соперников, способен выбрать самое эффективное решение непрерывно меняющихся ситуаций и может точно и быстро это решение реализовать.

Тактика игры в футбол содержит тактику игры всего коллектива, тактику игры небольших групп игроков и тактику игры отдельных игроков. Вполне понятно, что тактика коллектива и тактика групп представляет собой совокупность целесообразной игры отдельных футболистов. Индивидуальная тактика является, таким образом, основой тактики команды.

На схеме 1 представлены показатели игровой активности и процент брака соревновательной деятельности футболистов в тактической схеме 1-4-4-2.

Для решения тактико-технических задач футболисты на поле проявляли игровую активность, которая определялась общим числом успешных и неуспешных ТТД, общим числом выполненных приемов.

Схема 1. Модельные характеристики игровой активности игроков ФК «Княжа» в играх 18 первенства Украины по футболу.

В схемах 2-5 представлены количественно-качественные характеристики игровой деятельности футболистов при организации обороны, атаки, ударов по воротам и контроле мяча.

Сбалансированность линии обороны обеспечивается наличием четырех игроков, как в защитной части, так и в середине поля. Работая вместе, эти две линии оставляют очень мало возможностей сопернику для проведения атаки. Более того, при наличии четырех защитников достигается численное превосходство игроков защиты над атакующими игроками и численный паритет в середине поля. При тактической схеме 1-4-4-2 образуется три эшелона оборонительных действий:

— 1-й эшелон — 2 нападающих;

— 2-й эшелон — 4 полузащитника;

— 3-й эшелон — 4 защитника.

Эти три эшелона взаимодействуют между собой синхронно, компактно и своевременно.

Игроки ФК «Княжа» за игру выполняли 230 оборонительных действий, что составляет 34% от всех ТТД. Причем на 1-й эшелон обороны приходится 19 действий или 8% от всех оборонительных действий, на 2-й эшелон — 74 действия или 32% от оборонительных действий и на 3-й эшелон -137 действий или 60% от всех оборонительных действий.

Из приведенных данных видно, что при организации обороны основная нагрузка ложится на защитников, хорошо, если это выполняется в зоне атаки или центральной части поля. Просматривается недостаточная активность в обороне нападающих и двух полузащитников.

Схема 2. Модельные характеристики игровой активности в обороне.

При отборе мяча команда переходит к его контролю, чтобы в фазах начала и развития комбинации доставить мяч в зону атаки и довести ее до фазы завершения.

Высокое качество восприятия игровой ситуации является первой предпосылкой успешной деятельности игрока. Качество восприятия заключается в умении видеть и различать в процессе игры такие элементы, которые становятся решающими для ее дальнейшего развития. Самое главное, чтобы футболист быстро оценил игровую ситуацию, замыслы игроков обеих команд и предугадал дальнейшее развитие действий на футбольном поле. Языком футбола являются передачи мяча. Любые комбинации невозможны без точно выполненных передач.

Схема 3. Модельные характеристики количества выполнения передач.

Игроки ФК «Княжа» за игру выполняли 291 передачу, что составляет 43% от всех ТТД. На игроков обороны приходится 136 передач или 46% от всех передач, на полузащитников — 106 передач или 36% от всех передач и на нападающих -52 передачи или 18% от всех передач.

Очевидным становится тот факт, что полузащитникам необходимо повысить активность при выполнении передач. Особенно это касается центрального и левого полузащитников, соответственно Чепурненко Е. и Морозова А., активность которых в этом компоненте не способствует балансу ведения игры посредством командных тактических взаимодействий при постепенном и быстром нападении.

Атакующая фаза игры определяется как тактическая ситуация, когда одна команда владеет мячом с намерением приблизиться к воротам соперника и нанести по ним удар, создавая голевую или острую ситуации.

Основные характеристики атакующей фазы — это непредсказуемость, приспособляемость и эффективность.

Схема 4. Модельные характеристики игровой активности в атаке.

Непредсказуемость — это способность команды применять набор технических и тактических приемов, регулярно чередуя их, чтобы команда соперника находилась под постоянным давлением.

Приспособляемость — это способность приспосабливаться к условиям проведения игры, к сильным и слабым сторонам соперника.

Эффективность — способность организовать атакующую игру, которая использует оптимальным образом сильные стороны его футболистов.

Основным командным тактическим приемом ведения атаки было быстрое нападение, в котором команда после овладения мячом быстро переходила от обороны к атаке. При этом игроки, участвовавшие в обороне, возвращались на свои места в линию атаки для получения быстрой передачи. Прорыв обороны соперника осуществлялся до того, как соперник успеют усилить и организовать действия по нейтрализации атаки. Завершалась атака голевой или острой ситуацией с нанесением удара по воротам. На схеме 4-5 отчетливо видно, кто в команде выполнял ведущую роль при подготовке и завершении атаки.

Схема 5. Модельные характеристики количества ударов по воротам.

Игроки ФК «Княжа» за игру выполняли 16 ударов по воротам, что составляет 2% от всех ТТД. На игроков обороны приходится 2 удара или 13% от всех ударов, на полузащитников — 8 ударов или 50% от всех ударов и на нападающих — 6 ударов или 37% от всех ударов.

Наиболее активными в фазе завершения атаки были Мандзюк А. и Морозов А.

Менее эффективно у команды получалось постепенное нападение, где футболистам необходимо было затрачивать длительное время на подготовку атаки, с большим количеством передач, чаще поперечных и назад, коротких и средних. Преодолеть массированную оборону малыми силами удавалось редко, а, значит, в атаку подключалось значительное число игроков. При развитии позиционной атаки редко удавалось создать сопернику дефицит времени и пространства, а индивидуальное мастерство футболистов еще не на том уровне, чтобы длительно контролировать мяч без брака.

Таким образом, приходим к мнению, что футболист выбирает конкретное решение потому, что его применение в прошлом оказалось успешным в подобных условиях. Однако, несмотря на стремление использовать полученные знания и опыт, иногда игрок не может приспособить избранное решение к конкретной игровой ситуации. Тем самым, конечно, эффект такого решения в известной степени снижается. Кроме того, на этом этапе встречаются и такие ситуации, характеристика и классификация которых затруднительна. Обыкновенно это происходит с новыми ситуациями, которые возникают в процессе игры довольно редко. Их решение бывает порой неудачным, так как футболист не может выбрать решение по аналогии, не имея достаточного опыта.

Только тогда, когда футболист станет способным воспринимать все элементы игровых ситуаций, когда он будет обладать соответствующими знаниями и опытом, может практически решать ряд игровых ситуаций, чаще всего встречающихся в игре, он в состоянии осуществить выбор решения правильно. Это сложный творческий процесс, требующий от игрока пристального внимания ко всем особенностям конкретной ситуации. Такое решение бывает более совершенным, более гибким, а тем самым и эффективным.

Кроме того, процесс выбора решения может протекать у одного и того же футболиста не одинаково. В большинстве случаев выбор решения осуществляется непосредственно выбором того или другого действия, приспособленного к конкретным условиям ситуации. Но в игре встречаются случаи, когда игроки выбирают решение только в общих чертах и лишь позже конкретизируют его определенными тактическими действиями. Это, конечно, зависит от сложности тактической задачи, которую предстоит решать.

Изложенное показывает, что анализ игровой ситуации и выбор ее решения являются совокупностью сложных психических процессов. Эффективность их зависит в первую очередь от качества восприятия, имеющегося запаса теоретических знаний и практического опыта, полученных в процессе тренировочных занятий, а также от способности творчески применить приведенные факторы.

Осуществление принятого решения выражается в двигательной деятельности игрока. Чтобы игрок не был ограничен в своей творческой двигательной деятельности, он должен хорошо владеть рядом специальных двигательных навыков, количество которых или суживает или расширяет его тактические возможности. Эти двигательные навыки представляют довольно сложные действия, такие как ведение мяча, обводка, передачи, удары по воротам, закрывание игрока с мячом и без мяча, отбор мяча и т. д. Каждое действие имеет в игре довольно большое число вариантов. Действие или его варианты являются в сущности цепью двигательных актов, которые тесно взаимосвязаны и друг друга обусловливают. Характерной чертой, присущей двигательным навыкам, является их большая приспособляемость и подвижность.

Квалифицированный футболист должен в совершенстве владеть техникой действий и их вариантов, так как только в этом случае он может «освободиться» от самоконтроля за применяемым действием и сосредоточить основное внимание на решении тактической задачи, стоящей перед ним. Только при условии полной автоматизации отдельных двигательных навыков игрок может полностью использовать имеющиеся тактические возможности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные общетеоретические знания и большой практический опыт управления учебно-тренировочным процессом в области футбола позволяют критически подходить к оценке подготовки в современном футболе, прослеживать положительные стороны, определять резервные возможности и пути дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

Совершенствование системы управления в футболе следует осуществлять согласно с требованиями структурного подхода. Содержание игровой деятельности в футболе целесообразно рассматривать как образующий систему фактор, а ряд компонентов специальной подготовленности футболистов — как основные подсистемы структуры. В этом случае управление подготовкой спортсменов и соревновательной деятельностью становится возможным на основе объективной количественной и качественной информации, поступающей в результате педагогического контроля.

Для того, чтобы управлять — необходимо знать, чем управлять. Объем количественной информации, полученной при проведении научно-исследовательской работы, позволил составить четкое представление о содержании и особенностях соревновательной деятельности игроков ФК «Княжа». Эта информация позволила сделать вывод о надежности и информативности ряда модельных параметров, широко используемых в повседневной практике управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью футболистов.

Моделирование, используемое с целью исследования реальных процессов или объектов — один из главных методологических принципов подготовки футболистов. Если внимательно рассмотреть многочисленные составляющие процесса подготовки футболистов и игру как результат этой подготовки, то основа их — это теоретическое построение и эмпирическое обобщение материала по игре команды. Такое заключение вытекает из наблюдений за естественным ходом тактических действий команды и сопоставления фактических данных. Затем, исходя из совокупности имеющихся и полученных представлений, строится то или иное обобщение в отношении коллективных действий. Иногда при этом предсказываются новые, еще не наблюдавшиеся элементы тактических построений, которые в дальнейшем используются для проверки тактических представлений.

Полученные данные служат основой для подбора и обучения футболистов специальным тактическим способностям:

— умению видеть в течение всего времени игры, не теряя концентрацию, большую часть футбольного поля;

— правильно определять расстояния между игроками в ширину и глубину;

— эффективно распределять внимание одновременно на несколько

двигающихся игроков и объектов;

— умению переключать внимание с одного действия на другое;

— способности контролировать собственные движения при работе с мячом и др.

Модельные характеристики технико-тактической подготовленности футболистов позволили оптимизировать процесс управления тренировкой и игрой футболистов. Модельные характеристики являются целью управления.

Ориентация на такие модели позволяет в процессе управления определять основные средства, методы тренировки, распределять нагрузки в разных структурных образованиях в соответствии с индивидуальными особенностями футболистов.

Управление процессом подготовки требует в качестве необходимого элемента наличия модельных характеристик — нормативных показателей, характерных для строго определенного уровня подготовленности и спортивного результата. Модели подготовленности позволяют оценить соответствие развития различных качеств и способностей у конкретного футболиста демонстрируемому и планируемому результатам и на этой основе выявить степень подготовленности спортсмена, определить направления дальнейшего совершенствования, пути индивидуальной ориентации и коррекции тренировочного процесса. Модели игровой деятельности позволяют выбрать оптимальный вариант выполнения соревновательных действий, для поиска резервов роста спортивных достижений и определения основных направлений повышения подготовленности футболистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешков И.А. Опыт педагогического анализа спортивной деятельности //Психология спортивной деятельности. — М.,1978.-с.22-27

2. Аркадьев Б.А. Тактика футбольной игры. — М.: ФиС, 1962.-168с.

3. Вихров К., Догадайло В. Педагогический контроль в процессе тренировки. — Киев: Научно-методический отдел ФФУ, 2000.-66с.

4. Вихров К.Л. Футбол в школе. — К.: Здоровье, 1983.-188с.

5. Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1984.-24с.

6. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. — М.: ФиС, 1980.-136с.

7. Дулибский А.В. Моделирование тактических действий в процессе подготовки юношеских команд по футболу. — Киев: Научно-методический отдел ФФУ, 2001.-130с.

8. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. — К.: «Альтерпресс», 1998.-216с.

9. Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Ткачук В.Г., Кондратьев А.И. Тактика и стратегия в футболе. — К.: Здоровье, 1989.-192с.

10. Качалин Г.Д. Тактика футбола. — М.: ФиС, 1986.-128с.

11. Козловский В.И., Левин В.С., Шинкарев Г.В. К вопросу о разработке модельных характеристик футболистов //Теория и практ. физ. культ. — 1978. — №1. С.5-7.

12.Костюкевич В.М. Управление тренировочным процессом футболистов в годичном цикле подготовки. — Винница: Планер, 2006.-683с.

13.Лисенчук Г., Догадайло В., Колотов В., Кулыба В., Мунтян В., Трошкин В. Отбор и прогнозирование достижений как инструмент управления соревновательной деятельностью в футболе //Наука в олимпийском спорте. — 1997. — №1.-С.-57-62.

14.Лисенчук Г.А., Лоос В.Г., Догадайло В.Г. Тактика футбола. — К.: РНМК Министерства Украины по делам молодежи и спорта, 1991.-88с.

15.Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов. — К.: Олимпийская литература, 2003.-271с.

16.Михелс Р. Построение команды: путь к успеху. К.: Центр лицензирования ФФУ, 2006.-224с.

17.Начинская С.В. Основы спортивной статистики. — К.: Высшая школа. — 1987.-189с.

18.Шамардин В.Н. Моделирование подготовки квалифицированных футболистов. — Днепропетровск: Пороги, 2002.-201с.

19.Шамардин В.Н., Савченко В.Г. Футбол: Учебное пособие. — Днепропетровск: Пороги, 1997.-239с.

Размещено на