Характеристика методов и приемов оказания педагогической помощи семье.
Цели оказания педагогической помощи семье, стоящей перед проблемой решения педагогических задач, заключаются в следующем:
ü оказание адресной педагогической помощи семье по возникшей проблеме;
ü удовлетворение запроса родителей на оказание образовательных услуг ребенку и его семье.
Задачи деятельности педагогов:
ü обеспечение индивидуального педагогического сопровождения семьи;
ü развивающая индивидуальная работа с детьми;
ü обогащение воспитательного потенциала семей;
ü помощь в организации развивающей работы в семье;
ü своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, социально-личностного развития, их медико-социально психологическая поддержка.
Методы и приемы оказания педагогической помощи семье.
Консультирование – целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Консультирование призвано оказать помощь семье в разрешении конфликтов, а также направлено на их профилактику, предупреждение.
Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций.
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей – популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Подготовка родителей к семейному воспитанию детей выстраивается на основе создания единого образовательного пространства, представленного продуманным механизмом взаимодействия с педагогами, другими специалистами образовательного учреждения и определяется в структуре, алгоритме и технологии педагогического просвещения.
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
... педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели: — психолого-педагогические ... точно определяют особенности социально-педагогической помощи, оказываемой конкретной семье. Галагузова М. А. выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации ...
Оценкой эффективности педагогического просвещения выступает подготовленность родителей к восстановительной деятельности в семье, осознанию ими затруднений в вопросах семейного воспитания и к конструктивному поиску их разрешения, к диалогическому общению с детьми и к собственной рефлексии.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами.
Алгоритм консультативного процесса.
При консультировании родителей важна психологическая атмосфера, ее положительный фон, поэтому важно:
— поощрять открытое, искреннее общение по проблеме, которую важно обсудить;
— проявлять уважение и взаимопонимание к родителям, не смотря на самую сложную и неграмотно сложившуюся педагогическую ситуацию;
— настроить родителей на положительную перспективу при активном совместном решении педагогических проблем.
Основными принципами консультирования являются:
1. гуманизм – вера в возможности, субъективный позитивный подход;
2. реалистичность – учет реальных возможностей человека и ситуации;
3. системность – рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
4. вариативность – изменение форм и способов консультирования в зависимости от своеобразия консультируемого и возможностей педагога;
5. добровольность обращения родителя является важнейшим этическим принципом семейного консультирования;
6. конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию родителей и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования;
7. совместной выработки решений является логическим продолжением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности педагога.
Алгоритм консультативного процесса:
1. ориентировка педагога в проблеме;
2. установление контакта и деловых доверительных отношений с родителями;
3. выслушивание проблемы семьи;
4. анализ сложившейся ситуации вместе с родителями;
5. выработка программы мер по изменению проблемной ситуации.
Основные «правила» слушания собеседника:
1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.
2. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.
3. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.
Психодиагностика в консультировании семьи. Возможности диагностики ...
... адаптации психодиагностики к конкретным практическим задачам и ситуациям психологического консультирования. Задачи: Определить, в каких аспектах изучения человеческой ... и любви окружающих (в контакте и приятии со стороны родителей и других людей). ) Потребность самоутверждения и достижения ( ... с другой стороны, такой ответственный подход к созданию семьи - весомая заявка на успех (и дальнейшая история ...
4. Дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.
5. Не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.
6.Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.
7. Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения.
8. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от любых неясностей и недопонимания.
9. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (И. Атватер).