37 Основные теоретические традиции в изучении межгрупповых отношений
Г.М. АНДРЕЕВА СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
лекции по Гулевич
Гулевич О.А. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ часть1 Когнитивный подход
Так же можно почитать про психологию межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности у Андреевой «социальная психология» 2005г. стр 244-247. (это III раздел, глава 14)
см. вопрос № 17 Основные теоретические подходы к анализу идентичности
План ответа
- Психоаналитическая традиция – предпосылки экспериментальных исследований (индивидуальный уровень объяснения межгрупповых отношений)
- З. Фрейд
- Н.Миллер, Д.Доллард
- Т.Адорно
- Теория реального конфликта Д.Кемпбелла и М.Шерифа – первые экспериментальные исследования (групповой уровень объяснения межгрупповых отношений)
- эксперименты М.Шерифа
- постулаты Д.Кемпбелла
- эффект групповой относительной депривации
- Когнитивистская традиция в изучении межгрупповых отношений (групповой уровень объяснения межгрупповых отношений)
- Теория социального доминирования и теория оправдания социальной системы (общественный уровень объяснения причин межгрупповых отношений)
Область межгрупповых отношений оставалась неисследованной в рамках психологии, с одной стороны, по причине сильной и очевидной включенности в область социологического знания, с другой стороны, в сфере социальной психологии проблема межгрупповых отношений не была представлена отдельной областью, а исследовалась в рамках других разделов. Примерами таких ранних исследований межгрупповых отношений в рамках социальной психологии являются
— исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона
— исследования негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно
— враждебности страха в психоаналитических теориях.
Возникновение интереса к исследованиям межгрупповых отношений в социальной психологии связано с тем, что:
Психология межгрупповых отношений
... исследований Шерифа велась именно с позиций когнитивистской ориентации. В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела, заложившего основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений в социальной психологии. Изучая межгрупповую ...
— начала складываться критическая ориентация по отношению к американской традиции
— усложнения самой общественной жизни, где межгрупповые отношения приобрели особую значимость с точки зрения этнических, классовых и других конфликтов
Первые исследования данной проблематики были проведены в первой половине XX в.
1916 – работа Мак-Дауголла
20-30 работы Фрейда по межгрупповой агрессии –> теории смещенной агрессии (40 е гг) и авторитарной личности (50 е гг)
Оформление психологии межгрупповых отношений в самостоятельную область социальной психологии связывают с работами А. Тэшфела, В. Дуаза, С. Московиси.
Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет прежде всего о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи.
Предпосылками экспериментальных исследований послужили мотивационные теории, объясняющие причины враждебности по отношению к «чужой» группе.
З. Фрейд, Т.Адорно
В этих теоретических подходах проблема психологии межгрупповых отношений была поставлена, но межгрупповая враждебность была истолкована как свойство личности, а межгрупповые конфликты объяснялись личностными особенностями и состояниями его участников.
З. Фрейд:
Однозначно связывается внешне-групповая враждебность и внутригрупповая сплоченность, источники этих явлений – в мотивационной сфере индивидов. В качестве объяснительной схемы используется Эдипов комплекс.
Эмоциональные отношения в семье характеризуются как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой — испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерами и враждебности по отношению к представителям других групп.
1. Представление о группе, как о целостной системе, попадая в которую человек регрессирует к первобытному состоянию: подчиняясь большинству, он становится консервативным, испытывает ненависть к нововведениям, предпочитает иллюзию реальности, уважает силу и почитает доброту за слабость.
2. Межгрупповой конфликт возникает вследствие бессознательных влечений членов групп. Люди в толпе делятся на лидера и ведомых.
Причинами межгрупповых конфликтов является отношения между членами группы и ее лидером. Члены группы любят лидера, нуждаются в его любви и идентифицируются друг с другом на основе этого чувства. Таким образом, в основе аутгрупповой дискриминации лежит механизм эмоциональной идентификации.
3. Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства — любовь и ненависть к отцу — в процессе социализации трансформируется и переносится на разные объекты: любовь людей к своему лидеру и другим членам ингруппы, с одной стороны, и ненависть к аутгруппе, с другой.
Сущность и особенности теорий агрессии и подражания (Н. Миллер, ...
... Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, ... случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей ...
4. Аутгрупповая дискриминация является основным средством формирования и поддержания сплоченности и стабильности ингруппы: если возникающая в ходе ингруппового взаимодействия агрессия не найдет выхода, она разрушит ингруппу. Поэтому аутгрупповая агрессия является универсальным и неизбежным спутником межгруппового взаимодействия.
5. Чем больше аутгруппа отличается от ингруппы, тем больше вероятность того, что она станет объектом агрессии со стороны членов ингруппы.
6. Исчезновение агрессии к аутгруппе является отражением распада связей внутри ингруппы, а не возникновением толерантности.
Н.Миллер, Д.Доллард:
1. Причиной агрессии является фрустрация. Одним из типов «разрядки» фрустрации является смещенная агрессия. В норме человек, находящийся в состоянии фрустрации и пытающийся достичь желаемой цели, проявляет агрессию по отношению к тому, кто является причиной возникшего состояния. Однако в некоторых случаях прямая агрессия по отношению к этому объекту невозможна. В этом случае объектом агрессии становится другой человек — более слабый и доступный – (феномен «смещенной агрессии»).
2. Способность к «смещенной агрессии» формируется еще в детстве. Так, хроническая фрустрация, испытываемая ребенком, являющаяся следствием ревности к родителям, ведет к возникновению у него хронической враждебности, перед источником которой — родителями — он беззащитен. Это приводит к тому, что ребенок выбирает для агрессивного ответа на фрустрацию другие объекты, менее опасные и менее любимые. Этот механизм используется человеком и тогда, когда он взрослеет. Именно он лежит в основе формирования аутгрупповой агрессии, объектом которой становятся незащищенные группы меньшинств. Этот феномен получил название гипотезы «козла отпущения». Чем меньше представители это группы похожи на обидчика, тем больше вероятность, что они станут мишенью «смещенной агрессии». Таким образом, в теории фрустрации — агрессии предполагается, что враждебность по отношению к аутгруппе — это способ разрешения внутриличностных конфликтов.
3. В основе гипотезы «козла отпущения» лежит теория фрустрации-агрессии Миллера и Долларда.
Теория «козла отпущения» нашла подтверждение в известном эксперименте Н.Миллера и Р.Бугельски (Miller, Bugelski, 1948).
Они просили мужчин студенческого возраста, работавших в летнем лагере, высказать свое отношение к японцам и мексиканцам. Часть испытуемых прошла это обследование до начала долгожданного свободного вечера, который было запланировано провести в местном театре. Другой части пришлось вместо посещения театра остаться в лагере для выполнения тестов. По сравнению с контрольной группой, которая не испытала фрустрации, лишенная удовольствия группа продемонстрировала более выраженные предрассудки.
ГЛАВА I. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА
... аспектами личности [15, с. 105-106]. Авторы указывают: «Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между ... ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Его теория является первой развернутой теорией личности. Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии современности, К. ...
Основное положение теории смещенной агрессии – аутгрупповая дискриминация осуществляется людьми, находящимися в состоянии психологической проблемы и пытающимися решить свои собственные психологические проблемы за счет унижения членов социальных меньшинств, которые не в состоянии оказать им сопротивление
Т.Адорно:
Идея об индивидуальных различиях в проявлении аутгрупповой дискриминации легла в основу теории авторитарной личности.
1. Групповой конфликт — это аномалия, а его участниками может стать не любой человек, а только человек, обладающий определенными личностными особенностями.
2. Адорно и его коллеги начали свое исследование с создания шкалы антисемитизма, заполняя которую, испытуемый должен был определить степень своего согласия с рядом утверждений о евреях.
Они полагали, что антисемитизм является только частью синдрома этноцентризма, для измерения которого они построили еще одну шкалу (E-шкалу), по которой измерялись аттитюды людей к различным меньшинствам. Дальше 80 респондентов, заполнивших шкалу этноцентризма и набравших по ней очень высокий или очень низкий балл, участвовали в клиническом интервью, с помощью которого исследователи пытались выяснить индивидуальные особенности людей, принадлежащих к двум разным типам.
3. Эти исследования привели к конструированию модели личности, склонной к дискриминации аутгрупп — авторитарной личности, которая обладала следующими чертами:
* конвенциализм: привязанность к ценностям среднего класса;
* авторитарное раболепие: некритическое подчинение идеализированным авторитетам собственной группы;
* авторитарная агрессия: тенденция выискивать людей, не уважающих конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их;
* анти-интрацепция: неприятие всего субъективного, исполненного фантазии, чувствительного;
* суеверность: вера в мистическое предначертание собственной судьбы, предрасположенность к мышлению в жестких категориях;
* силовое мышление и культ силы: мышление в таких категориях, как господство-подчинение, сильный-слабый, вождь-последователи; идентификация себя с образами, воплощающими силу; выставление напоказ силы и крепости;
* деструктивность и цинизм: общая враждебность, очернение всего человеческого;
* проективность: предрасположенность верить в мрачные и опасные процессы, происходящие в мире; проекция своих неосознанных, инстинктивных импульсов на внешний мир;
* сексуальность: чрезмерный интерес к сексуальным «происшествиям».
4. Для измерения степени авторитарности создали F-шкалу.
Ее отличительной особенностью являлся тот факт, что одно и тоже утверждение могло быть связано сразу с несколькими подшкалами.
Групповые конфликты
... групповой конфликт. Само вхождение человека в социальную группу, без которого невозможна его социализация, самореализация, сохранение и проявление индивидуальности, создает объективные предпосылки для возникновения группового конфликта. Цель работы – изучение сущности групповых конфликтов. ... способ., конструктивного разрешения. Знание теории и практики групповых конфликтов является не только ключевой ...
5. Дальнейшие исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик, для авторитарной личности свойственна поддержка некоторых аттитюдов и наличие личностных черт, таких как:
— сопротивление социальным и политическим изменениям
— неприятие прав человека
— позитивное отношение к закону и негативное к заключенным, карательные тенденции
— сформированность национальной идентичности
— самостереотипизация, выбор жизненного пути в соответствии со стереотипами
— отсутствие интереса к своей личности
— низкий уровень морального развития
— неприятие идеи о множественности систем моральных норм
6. причиной формирования авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями и детьми).
Аутгрупповая враждебность формируется с первых этапов социализации в случае жесткого давления со стороны родителей. Сопротивление этому давлению приводит к смещению агрессии на более слабого и агрессивность становится базовой характеристикой личности.
основное положение теории авторитарной личности – к дискриминации членов меньшинств склонны люди определенного личностного типа (основные характеристики таких людей: косность, ригидность, стереотипность мышления, вера в моральную чистоту своей группы и отказ в ней другим группам, принятие ценностей среднего класса, соблюдение социальных норм и преследование людей, которые их нарушают, опасение попасть под власть членов другой группы и требования создать барьеры для их проникновения в свою группу, суеверность – вера в мистические силы, управляющие жизнью людей, преувеличенный интерес к проблемам власти, силы и насилия, вера в то, что для достижения высоких целей ингруппы все средства хороши, преувеличенный конформизм в сфере сексуальных отношений)
2. Теория реального конфликта д.Кемпбелла и м.Шерифа – первые экспериментальные исследования (групповой уровень объяснения причин межгрупповых отношений)
Первые экспериментальные исследования были осуществлены М. Шерифом в рамках интеракционистского подхода. Источники межгрупповой враждебности виделись в условиях взаимодействия групп.
50-60 гг Шериф предложил собственно «групповой» подход к анализу источников межгрупповой враждебности или сотрудничества. Источник враждебности – ситуации межгруппового взаимодействия.
При данном понимании не были учтены психологические характеристики взаимодействия (когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты взаимодействия).
М. Шериф:
Эксперимент в скаутском лагере: 4 стадии. Первая: общая деятельность в стихийно сложившихся группах. Вторая: разделение на две группы, разделяя «друзей» по разным группам. Аутгрупповой враждебности не было. Третья: различная деятельность в группах на условиях соревнования. Рост межгрупповой враждебности. Четвертая: объединение групп и общая деятельность. Уменьшение враждебности.
Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство "мы", ...
... определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям своей и других групп [7]. Вывод: В итоге анализа состояния проблемы межгрупповых отношений в западной ...
основное положение теории реалистического конфликта – межгрупповой конфликт является результатом противоречия интересов участников во взаимодействии социальных групп.
Исследования в рамках этой теории показали, что межгрупповой конфликт, обусловленный противоречием интересов его участников, приводит к следующим последствиям:
— более полное сознание индивидом своей групповой принадлежности
— увеличение ингрупповрой сплоченности
— уменьшение проницаемости границ группы
— рост конформизма всх групп-участниц
— ужесточение наказания за нарушение групповых норм вплоть до изгнания из группы
— враждебность членов ингруппы к аутгруппе
Теория реалистического конфликта, согласно которой причиной конфликта между группами является противоречие их интересов при ограниченности ресурсов.
Д.Т.Кэмпбелл:
сформулировал важнейшие постулаты реалистической теории конфликта
1. Причиной межгруппового конфликта является ограниченность ресурсов и противоречие интересов его участников.
2. Конфликт интересов между группами может быть реальным, имевшим место в прошлом или предполагаемым. Вне зависимости от этого, он инициирует отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы.
Интересно, что в этом положении уже заложено возникновение когнитивных теорий межгруппового взаимодействия, согласно которым, конфликт между группами провоцирует не реальная межгрупповая конкуренция, а восприятие наличия в ситуации нескольких разных социальных групп.
3. Реальный конфликт интересов это такой конфликт, который хотя бы одной из взаимодействующих групп воспринимается как таковой.
4. Многие ситуации межгруппового конфликта сходны по следующим параметрам: ресурсы получают члены победившей группы, а исключение из процесса распределения ресурсов только некоторых людей вне зависимости от их вклада в победу невозможно. Ресурсы в подобных случаях — это общественное достояние.
5. Группы могут конкурировать, как за физические ресурсы, так и за ресурсы, которые не имеют значения вне контекста конкуренции (высокий статус или престиж).
6. Последствиями переживания реальной угрозы со стороны аутгруппы являются:
— враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы;
— увеличение внутригрупповой солидарности;
— более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности;
— восприятие непроницаемости границ группы;
— уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм;
— увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до остракизма и изгнания нарушителя из группы,
— предел возможного изгнания — его физического уничтожения.
Таким образом, согласно теории реалистического конфликта, вступая в конфликт, порожденный борьбой за ресурсы, группы преобразуются.
Этапы развития группы. Конфликты как форма проявления противоречий, ...
... состояние дел в группе каждым из ее членов; ) высокая сплоченность всех членов группы 2. Понятие конфликта, основные черты и формы проявления Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем ...
В исследовании Шерифа были задействованы реальные группы, вступающие друг с другом в непосредственное взаимодействие. Однако, согласно определению, данному Кемпбеллом, реальным конфликтом интересов является такой конфликт, который хотя бы одной из взаимодействующих групп воспринимается как таковой. Следовательно, он может начинаться и в отсутствии реального взаимодействия между группами.
Именно такая ситуация лежит в основе эффекта групповой относительной депривации — одного из проявлений межгруппового конфликта. Эффект относительной депривации заключается в том, что при оценке своих достижений человек смотрит не на абсолютные показатели, а на уровень своих достижений по сравнению с уровнем достижения других людей.
Структуру относительной депривации образуют когнитивный и аффективный компоненты.
Результаты экспериментов показали, что солдаты разных подразделений американской армии в разной степени недовольны своим положением, и это недовольство связано с темпами продвижения по службе.
Причем у летчиков, которые имели большую возможность получить повышение по службе, чем служащие военной полиции, степень неудовлетворенности была более высокой, чем у последних. Авторы этого исследования объясняли эту парадоксальную ситуацию тем, что летчики сравнивали свое положение с положением людей, которые служили с ними в одной части, успешно получая повышения, и приходили к неутешительным выводам. А солдаты военной полиции сравнивали свое положение с положением своих сослуживцев, которые, также как и они сами, не получали особых наград.
То есть, согласно теории относительной депривации, человек чувствует себя обделенным не тогда, когда ему на самом деле чего-то не хватает, а тогда, когда люди, с которыми он себя сравнивает, получают большее вознаграждение, чем он сам.
Групповая относительная депривация обладает рядом свойств.
1. Выраженность относительной групповой депривации прямо зависит от степени идентификации человека со своей группой и от оценки желательности группы сравнения.
— люди с высокой степенью идентификации с группой испытывают большую групповую относительную депривацию, чем люди с низкой идентификацией
— степень групповой относительной депривации больше, если в процессе сравнения участвует желательная для человека аутгруппа, чем если нежелательная.
— степень депривации людей с разной степенью групповой идентификации (высокой и низкой) больше различается при сравнении с желательной группой.
2. Три типа групповой относительной депривации.
— В первом случае рост ожиданий сопровождается уменьшением способности их реализации, что приводит к возникновению значительного разрыва между ними.
— Депривация второго типа возникает в ситуации, когда ожидания человека растут, а его способность по их удовлетворению остается прежней.
— В третьем случае рост возможностей удовлетворения ожиданий приводит к чрезмерно быстрому возрастанию самих ожиданий.
Однако в определенный момент рост возможностей прекращается, а ожидания все еще продолжают расти.
3. Основными последствиями групповой относительной депривации являются):
Классификация социальных групп
... поведения) 10.2.1. Массовая коммуникация – общение больших социальных групп Развитие общественных отношений сопровождается углублением отношений общения и разветвления связей человека с человеком, народа ... контактов в группе, - уровень развития, - принципы доступности членства в группе, - размер (число членов), - и т.д. Прежде всего, для социальной психологии, значимо разделение групп на ...
— возникновение межгрупповой дифференциации;
— актуализация стереотипов;
— поддержка и участие в работе общественных организаций, в коллективных формах протеста.
3. Когнитивистская традиция в изучении межгрупповых отношений (групповой уровень объяснения причин межгрупповых отношений)
С конца 60-х начинают развиваться когнитивные (теория самокатегоризации) и когнитивно- мотивационные (теория социальной идентичности) теории межгруппового конфликта. Их сторонники как и сторонники теории реалистического конфликта считали, что причины ммежгрупповых конфликтов следует искать не в индивидуальных особенностях их участников, а в отношениях между группами и внутригрупповых процессах. Однако в отличии от Шерифа и его последователей, они полагали, что достаточной причиной для конфликта, агрессии и фаворитизма является осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной группе, а не противоречие интересов.
Конец 60 – начало 70-х начинается анализ процессов межгрупповой дифференциации (В. Дауз, Г. Джерард, М. Хойт, Г. Тешфел).
Конец 70 – нач 80 – формирование основных принципов теории социальной идентичности (Г. Тешфел, Тернер)
Вторая пол 80 гг формирование основных принципов теории самокатегоризации (Тернер, Эуокес)
А. Тэшфел изучал межгрупповую дискриминацию, указывая на особое значение когнитивных процессов.
Установление позитивного отношения к своей группе (ингрупповой фаворитизм) и негативного отношения к чужой (аутгрупповая враждебность) наблюдается и в отсутствие конфликта между группами, т.е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.
Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к «своей» группе и как следствие проявление враждебности к «чужой» группе – «минимальная групповая парадигма».
Область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера, включающая 4 процесса:
- социальная категоризация
- социальная идентификация
- социальное сравнение
- межгрупповая дискриминация
Факт группового членства сам по себе обуславливает развитие этих когнитивных процессов (независимо от объективных отношений между группами).
Поставлен важный вопрос о восприятии группами друг друга, однако изучение межгрупповых отношений в рамках данного подхода оказалось оторванным от детерминирующей их более широкой системы общественных отношений.
Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление экспериментов по минимальной межгрупповой дискриминации послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г.Тэджфела и Дж..Тернера
«эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации»
В этих экспериментах испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, при этом отнесение их к той или иной группе проводилось на основе частных, незначимых критериев (например, предпочтение одного из двух художников-абстракционистов или тенденция к переоценке или недооценке количества точек при их кратковременном предъявлении на тахистоскопе и т.д.).
Методологические проблемы исследования психологии больших социальных ...
... эмоциональными отношениями; представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью ... в совместной жизнедеятельности; разделяющие общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения; расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, ...
Исследователи специально исключали из ситуации эксперимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. На втором этапе экспериментов испытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали. Определение суммы, причитающейся другим участникам, производилось с помощью специально разработанных таблиц, в которых фиксировались в различных вариантах абсолютные размеры сумм, причитающихся представителю «своей» и «другой» группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными вариантами стратегий распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сумма для обоих участников, максимальная выгода для представителя своей группы (абсолютный ингрупповой фаворитизм), максимальное различие в пользу представителя своей группы (относительный ингрупповой фаворитизм) и, наконец, — интегральный ингрупповой фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий. В результате этих экспериментов было зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлением максимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другой группы, в пользу первых. Причем эта стратегия выбиралась даже в тех случаях, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше максимально возможного. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различий между группами в пользу своей группы. Это явление, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor— благосклонность).
Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации).
По мнению Г.Тэджфела внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются универсальными феноменами психологии мсжгрупповых отношений.
Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешне-групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп.
Социальная категоризация — когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе — окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.
Социальная идентификация — процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.
Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различии между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.
Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».
Исходя из такого, по преимуществу когнитивного, понимания природы межгрупповой предубежденности и враждебности, по-новому ставится и вопрос о предотвращении или уменьшении межгруппового конфликта. Так, С.Уорчел (1979) считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное, но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.
Теория социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно подойти к проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в условиях социально-экономических изменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями в социальной стратификации. Она, в частности, предполагает возможность несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальной идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям своей и других групп.
4. Теория социального доминирования и теория оправдания социальной системы (общественный уровень объяснения причин межгрупповых отношений)
1. Люди склонны к установлению социальной иерархии, дискриминации некоторых групп
2. Некоторые общественные институты (правоохранительные органы, прокуратура, ФБР, банковская система) поддерживают эту иерархию, а другие служат ее разрушению (система образования и социальной работы, адвокатура и защита прав человека)
3. Работа в рамках этих институтов связана с ориентацией на социальное доминирование:
— в «поддерживающие институты» идут работать люди с более выраженной ориентацией, а в «разрушающие» — с менее выраженной
— работа в «поддерживающих» институтах приводит к усилению ориентации, а в «разрушающих» – к ослаблению, благодаря более высоким оценкам (студенты) и большему поощрению (полицейские) соответствующих сотрудников
4. Выраженность ориентации на социальное доминирование зависит от:
индивидуальных особенностей субъекта восприятия:
— пол (мужчины)
— низкий уровень образования (в западных странах)
— профессиональная принадлежность (психологи / юристы)
— членство в коллективистской культуре (индийцы / канадцы)
ситуационных особенностей:
— возникновение угрозы, конфликта
особенностей группы субъекта восприятия:
— высокий статус / количественное превосходство группы
— восприятие величины статусных различий (этнические и религиозные, но не гендерные группы)
5. Ориентация на социальное доминирование связана с:
— слабой идентификацией с низкостатусной группой
— стереотипизацией аутгруппы, ингрупповым фаворитизмом и аутгрупповой дискриминацией со стороны членов высокостатусных групп (сексизм, расизм)
— аутгрупповым фаворитизмом у членов низкостатусных при восприятии легитимности и стабильности социальной системы
— выступлением за сохранение статуса-кво среди членов низкостатусных групп
— меньшей поддержкой террористических организаций
— меньшей поддержкой оказания помощи иммигрантам; верой в то, что ее оказание ухудшит положение коренного населения
— внутренней атрибуцией положения социальных групп (бедности)
— личностными особенностями (слабой эмпатией, агрессивностью)
— политическими аттитюдами (политическим консерватизмом, национализмом, патриотизмом)
— верой в судьбу
6. Ориентация на социальное доминирование отличается от авторитаризма, поскольку:
— не рассматривается как патология
— описывает отношение к взаимному положению групп, а не только к ингруппе
— объясняется с помощью культурного и идеологического контекста
7. В отличие от теории социальной идентичности, в теории социального доминирования:
— объясняется различие в степени и направлении ингрупповой идентификации и межгрупповой дифференциации между членами низкостатусных и высокостатусных групп
— различаются статус (оценка) и власть (способность продвигать идеи, несмотря на сопротивление, выражающаяся в поведенческой дискриминации)
Теория оправдания социальной системы
1. Люди склонны избегать когнитивного диссонанса. Одной из стратегий является оправдание существующего положения вещей.
2. Существует три варианта оправдания: оправдание себя, ингруппы и социальной системы
3. Стратегия оправдания социальной системы используется членами низкостатусных групп для устранения диссонанса, порожденного их подчиненным положением. Оно проявляется даже у членов групп, несущих наибольший ущерб
4. Оправдание социальной системы провоцируют:
— наличие в обществе выраженного социального и экономического неравенства
— восприятие легитимности социальной системы
— наличие угрозы
— слабость личных и групповых потребностей (особенно для членов низкостатусных групп)
— демонстрация примеров стереотипного поведения членов групп
— индивидуальные особенности субъекта (политический консерватизм, вера в справедливый мир, ориентация на социальное доминирование)
5. Стремление оправдать социальную систему приводит к следующим последствиям у членов низкостатусной группы:
— легитимации существующего положения вещей
— интернализации негативной оценки ингруппы, понижению личной самооценки у членов группы, ощущению ущербности даже в ситуации равноправия, нейротизму, депрессии / амбивалентному отношению к ингруппе
— позитивным стереотипам аутгруппы, аутгрупповому фаворитизму (особенно по имплицитным измерениям)
— оценке часто происходящих событий как более желательных, чем редко происходящих, даже в отсутствии личной ответственности за них и вне зависимости от оценки их привлекательности
— склонности к сохранению статуса-кво, отказу от социальных изменений
6. Стремление оправдать социальную систему приводит к следующим последствиям у членов высокостатусной группы:
— легитимации существующего положения вещей
— повышению личной самооценки у членов группы, уменьшению амбивалентности отношения к ингруппе
— негативным стереотипам аутгруппы, ингрупповому фаворитизму (особенно по имплицитным измерениям)
Современные направления исследования межгрупповых отношений
доминирующим подходом является когнитивная традиция в социальной психологии – особенности:
— анализ конфликта как основной формы взаимодействия между группами
— признание важной роли представлений участников межгруппового конфликта о себе и о своем оппоненте
— поиск условий, при которых межгрупповой конфликт уступит место нейтральному отношению к членам аутгруппы или межгрупповой / межличностной солидарности
— понимание социальной группы как группы-категории
В настоящее время в рамках социальной психологии существует два определения понятия «социальная группа»:
1. группа как совокупность людей, вступающих в непосредственное взаимодействие друг с другом (реальная группа), вследствие чего судьба каждого из них зависит от судьбы одногруппноков.
данное представление о группе использовалось в первых экспериментах сторонников теории реалистического конфликта.
2. группа как совокупность представлений его членов: для ее существования достаточно, чтобы несколько людей осознавали свою принадлежность к ней (группа-категория)
данное представление о группе использовалось в исследованиях сторонников когнитивного подхода.
Внутри когнитивной традиции изучения межгрупповых отношений сформировано два разных подхода к теоретическим и эмпирическим исследованиям.
первый подход (американская традиция) – изучение роли стереотипов в возникновении межгруппового конфликта (20-гг XX в).
Изучаются основные свойства стереотипов (их сложность, валентность, сознательность их использования), их функции, степень их стабильности и условия изменения, процесс их формирования; а так же выделяются факторы, определяющие вероятность их использования.
второй подход (европейская традиция) – теории социальной идентичности и самокатегоризации. Изучение эффектов межгруппового взаимодействия (ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации, эффектов черной овцы и гомогенности аутгруппы)