Имидж личности

8

ИМИДЖ ЛИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Горчакова В.Г.,

Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»

Необходимым атрибутом широкомасштабных и высокопрофессиональных отношений сегодня является имидж. В буквальном смысле image означает собирательный «образ» персоны, обобщенный визуальный портрет личности, обеспечивающий за счет яркой эмоциональной реакции на него значительное количество аргументов в свою пользу.

Имиджем называют набор значений и впечатлений о человеке, стиль и форму поведения, символический образ субъекта, создаваемый в процессе взаимодействия, — это универсальный психологический процесс, осуществляемый каждым человеком при вхождении в малые, а главным образом большие социальные группы.

Имидж является механизмом самореализации на рынке труда и одним из эффективных способов воздействия на окружающих, в особенности на массы и всякого рода объединения: большие и малые, структурированные и спонтанные.

Имидж это образ, мотив, роль, типаж, установка, маска, фасад, репутация, лицедейство, прогнозируемое ожидание, мода, преображение заурядности в прекрасный образ. Понятийная основа имиджа: идеи и символы, искусство игры, мастерство магии. Дизайн символа — изобразительные иносказания. Имидж есть формат, тип коммуникативного поведения, технология достижения прагматических целей. Это ролевая игра, подчиненная определенным законам в обозначенном пространстве, и она требует наличия тех способностей, которые человек захотел реализовать. Креативность — важный элемент игры. Имидж — знаковый заменитель, отражающий его основные черты, которые хотят проецировать в нас, тайнопись потока массового сознания. Имидж обеспечивает энергию, движение, активность и заразительность. Это воплощение удачливости, секреты личного обаяния, вся палитра красок. Опора на имидж нужна в каждой профессии.

Впервые понятие «имидж» как умение преподнести товар в красивой упаковке, в наилучшем ракурсе и чтобы у окружающих было желание его купить, использовал Рассел Ривз в 1956 году в предвыборной компании кандидата в президенты США Эйзенхауэра (А.И. Коханенко, 2004).

Так в начале 60-х годов ХХ столетия понятие «имидж» вошло и в научный оборот. Оно происходит от греческого слова imago — образ, которое связано с другой лексемой — imirati, то есть имитировать. Сторонники англоязычного корня данного слова связывают имидж с его сознательным конструированием с целью психологического воздействия на разум и поведение людей.

4 стр., 1728 слов

Арактеристика понятий «имидж», «образ», «облик».

... к которым чаще употребляется понятие «образ». В ряде определений подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, ... Имидж – не просто образ, а целенаправленно сформированный образ кого-либо или чего–либо, содержащий некоторые ценностные характеристики и призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие ...

Законы эстетического в создании и восприятии образа изложены в трудах Т.В. Адорно, В.М. Аллахвердова, Р. Арнхейма, А.Ф. Лосева, Ж. Рансьера. По их мнению, образ открывает такие возможности «непосредственного» восприятия жизни, каких не заменить самыми точными научными выкладками» [5, с. 22-54]. Художественный образ принципиально не теоретичен. В нем своеобразно соединены содержание и форма. Образ несет и знание (информацию), и ценности, и нормативное предписание, но не прямо, а опосредованно, когда видимая незначительная часть «приглашает» почувствовать и пережить невидимое, но предполагаемое и в этом смысле почти реальное, основное содержание. И не только пережить, но и соотнести с идеалом через эстетическую оценку по шкале: от прекрасного до безобразного. Глаз скользит по вершине «айсберга», а мысль проникает в его подводную часть. Образ провоцирует диалог художника и зрителя, писателя и читателя, музыканта и слушателя [8, с. 72].

Механизмы функционировании имиджа: позиционирование, идентификация, стереотипизация, мифопроектирование, утрирование, мотивация и внушение (суггестия).

Способность привлекать внимание базируется на простых законах: изменение, движение, контраст, выделение фигуры и фона. Забывание — угасание сигнала. Воздействие новой информации — интерференция.

Существуют несколько методологических подходов к изучению имиджа: семиотическй (К.Г. Юнг, Ч.С. Пирс, Ж. Пиаже, Дж. Брунер), интеракционистский (Дж. Г. Мид, Дж. Морено, Т. Шибутани), социального влияния (Ф. Зимбардо), имидж как способ преодоления когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, Т. Ньюком), как способ социального познания (Г.М. Андреева).

С точки зрения семиотики, науки о знаках, имидж рассматривается как знаковая структура, «нечто большее меня самого», который имеет прямое отношение к человеческим ценностям и аттитюдам. Символизм многовариантен. Э. Сепир выделяет два принципиально различных типа символов: референциальная символика — экономные средства обозначения и конденсационная символика — чрезвычайно сжатая форма заместительного поведения или выражения чего-нибудь, которая позволяет полностью снять эмоциональное напряжение в сознательной или бессознательной форме. Использование символов, значимых для аудитории с сохранением их семантики, дает направление для домысливания. Здесь важны психосемиотическая компетентность, рефлексия семиотических компонентов собственной экспрессии (взгляд на себя со стороны — рефлексия первого порядка, взгляд на себя глазами другого — рефлексия второго порядка), коррекция внешних технологий самоподачи, адекватная интерпретация знаков общения.

Имидж в контексте символического интеракционизма рассматривается как формирование Я-образа, связанного с Я-концепцией (У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс), механизма интегрирующего поведения через выбор направления активности. Особенно интенсивно формирование Я-образа протекает в ситуациях, когда люди зависимы друг от друга.

9 стр., 4101 слов

Взаимосвязь деятельности руководителя и формирования его образа ...

... иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). [7] При этом одни люди склонны в процессе межличностного общения и восприятия в большей мере ... формирующееся на основных закономерностях перцепции. Рассмотрим его главные свойства.Целостность. Оперативный образ -- это обобщенный образ организации, его компоненты структурированы и синтезированы. Это свойство обеспечивает ...

В концепции символического интеракционизма Я-концепция есть воспринятый и усвоенный индивидом обобщенный образ его самого в восприятии социальной группы. Чтобы познать себя, составить представление о себе, человек должен объективизировать себя вовне, выразить свои субъективные состояния в символах, доступных «прочтению» других людей. Сфера собственных актуальных состояний может быть символически представлена в вещах, жестах.

Межличностное восприятие искажается под воздействием субъективных, мотивационных и информационных факторов. Е. Мелибруда отмечает: «Восприятие и понимание людей скорее напоминает процесс создания картины художником или фильма режиссером, чем записывание на магнитофон или «фотографирование». Если восприятие другого — «прочтение», внешние характеристики — «текст», то внутренний психологический облик — «смысл». С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «в обычных условиях процесс восприятия другого «свернут» лишь в случае наблюдения отклоняющихся образцов (он интригует, обладая низкой социальной желательностью, он «развертывается»).

Имидж профессионала любого типа и уровня — это обобщенная, качественная характеристика субъекта деятельности, осуществляющаяся предметно, материально, т.е. знаково. Это метафора, выражающая уникальную личностную идентичность субъекта деятельности. Имидж деловой предполагает наличие деловой репутации, имидж профессионала — качество предлагаемых услуг. Имидж руководителя предполагает к тому же символизацию его стиля управления, характер реактивности подчиненных, разворачивание в соответствии с имиджем социальной ситуации воздействия.

Социальная культура постмодернизма, в которой мы живем, характеризуется переходом от интеллектуальности к телесности, от вербальности к зрительному образу. Само же искусство создания имиджа есть ни что иное, как умение найти метафору.

Метафора (греч. меtaphor — перенесение) — иносказание, перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. По мнению философов-рационалистов (Т.Г. Гоббс, Дж. Локк), метафора — это один из способов выражения значения. Энергия метафоры, ее познавательный потенциал и смыслообразующая роль в современной культуре велики. Феномен метафоры исследуется в различных областях знаний (С. С. Аверинцев. М.К. Мамардашвили, Х. Ортега-и-Гассет).

Метафоры изучаются практически во всех фундаментальных и прикладных науках, и в психологии в частности. Практически все исследователи сходятся во мнении, что метафора представляет собой особую когнитивную схему, она связана с кратковременной памятью и в ее основе — категориальная сетка. Метафору связывают и с долговременной памятью.

Культурная метафора изменяет повседневный язык людей, одновременно меняя их восприятие мира и способы его постижения. С помощью метафоры человек трансформирует свои знания, возникающие из интуитивных представлений о мире и самом себе. Метафора имеет моделирующую роль. Она не только формирует представление об объекте, но и предполагает стиль и способ мышления о нем [10, с. 49]: Р. Хофман писал «Метафора исключительно практична… Метафора, где бы она нам не встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний, языка» [1, с. 6].

17 стр., 8252 слов

Волевые процессы личности человека 2

... Список литературы......................................................................27стр Волевые процессы личности человека Введение Воля, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, ... случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о ...

В условиях общества нового типа серьезные изменения претерпел профессионализм личности как процесс и результат вхождения индивида в профессиональную среду и достижения в ней высокого статуса. Уровень значимости профессионала сегодня определяется в том числе и тем, сколько этажей закрытой информации открыто для него, умением ориентироваться в бурной динамике социокультурных ситуаций, обостренно чувствовать ценностную картину мира. Новое мышление — это ориентированность человека на саморазвитие, срастание логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования. В век высоких технологий, больших скоростей и динамических перемен оптимизация как ведущий критерий эффективности любой социальной системы становится актуальной.

Адекватный задачам управления и личности руководителя имидж мгновенно структурирует и оптимизирует процесс взаимодействия «лидер-аудитория», заполняет пустоты самоподачи, является формой управленческой активности.

Профессия, имидж, стиль поведения оказывают активное социализирующее и маркетинговое воздействие. Предпринимательство, бизнес являются в условиях рыночной экономики принципиально новыми способами социализации личности. Реализация индивида в бизнесе ускоряет и делает очевидными многие происходящие в человеке и вне его процессы. Она актуализирует инструментальные свойства субъекта деятельности, требует высокой поисковой активности, гибкости, адаптивности, стрессоустойчивости, нестандартных решений.

Развитие профессионализма женщины как личности имеет более затяжной, сложный и противоречивый характер в отличие от мужчины, для которого дело (business), трудовая деятельность являются не только ведущей, но часто единственной сферой самореализации.

Гендерный фактор как целая среда внутри человека активно участвует в процессе его социализации. Между тем полоролевой механизм регулирования направленности деятельности, позволяющий оптимизировать использование ресурсов личности, долгое время не находил своих исследователей.

Значительное влияние на становление гендерной проблематики оказали З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм. В их произведениях мы находим представления об архетипической фемининности и архетипической маскулинности.

Выполнение высокопрофессиональной (инструментальной) функции способствует акцентированию маскулинных проявлений. Необходимость презентации и продвижения своих профессиональных достижений обществу экспрессивных, фемининных. Данное обстоятельство задает группу противоречий: между маскулинностью и фемининностью, рациональностью и эмоциональностью, автономностью и принадлежностью современного человека. Механизмы преодоления обозначенных дихотомий возможны в рамках создания гармоничного имиджа субъекта деятельности.

Когда личность уверенно набирает траекторию роста, выходит на лидерские позиции в своей сфере деятельности, обеспечение эффективности и качества деятельности, безупречной репутации и доверия становится для нее особенно важным. В этой связи имидж, являясь необходимым атрибутом социально-профессиональных отношений, выходит на первый план. Он открывает путь к изучению механизмов самоэффективности, к анализу развития этой способности, выяснению условий, благоприятствующих регулированию человеком своей профессиональной активности.

7 стр., 3348 слов

Понятие харизматической личности в управленческой деятельности

... выступает руководителем по отношению к определенной организации. Таким образом, личность в управленческой деятельности - это менеджер, который является центральная личность данной деятельности и который, в зависимости от своей компетенции, выполняет ...

С переходом к рынку обозначилась новая символическая разметка социального пространства современного общества, появились новые типы социостатусной индикации, формирование которых обусловлено прежде всего внутренней устремленностью индивида к продвижению в социальной иерархии. Все это повышает роль процесса конструирования собственного социального образа посредством имиджевых характеристик, поскольку соотношение объективных сил стремится воспроизвести себя в соотношении символических сил (М.А. Вебер).

Начнем с того, что жизнь есть процесс установления баланса противоречие между расширением границ Я, жаждой автономии, и потребностью связи с другими. С одной стороны, личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других (Л.С. Выготский).

С другой именно от точности прочтения другого зависит успех согласованных действий с ним (Б.Г. Ананьев).

В этом смысле имидж есть амбиции, которые либо подтверждаются и обеспечивают дальнейшую мотивацию деятельности либо нет. Имидж есть то, что человек из себя представляет с учетом общественного мнения.

Процесс создания популярных образов сложный, многоаспектный, многоуровневый, опирающийся на теорию коммуникаций, PR-технологии, психологическую науку, теорию искусства и средства массовой информации, главным образом экранные.

Кроме того, социальная миссия как служение обществу является гуманистической частью имиджа, в этом смысле его создание не может не встраиваться в современные технологии связей с общественностью.

Имидж личности представляет собой сложный психологический феномен, в котором отражена совокупность его реальных и социально желаемых, экспонируемых качеств. Образная составляющая персоны, именуемая далее имиджем, возникает как необходимость при наличии публичной дистанции между людьми и запуска в этой связи встречного, обусловленного взаимными социальными чувствами фантазийного процесса. Достраивание образа восприятия до уже имеющихся в общественном сознании конструктов, вечных образов (например, образ Ивана Грозного, Жанны д`Арк), осуществляется на основе сигналов подаваемых самим человеком.

Ключевым понятием в слове имидж является «образ».

В Словаре русского языка С.И Ожегова слово «образ» имеет несколько значений. Это «вид», «облик», «представление», «обобщенное художественное отражение», «тип», «характер», «порядок». То, что в современном англоязычном мире выражается понятием «имидж» имеет русскоязычное понятие «мнение» как «суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь».

6 стр., 2984 слов

Имидж и стиль

... имидж или стиль? Все зависит от ваших целей и задач. Стиль сделает из вас яркую запоминающуюся личность. 2.Зависимость карьеры от имиджа Понятие «имидж» возникло благодаря появлению в обществе определенных социальных ... списка литературы (6 источников). 1.Имидж: понятие. Имидж и стиль: отличие Имидж - представление о чьём-нибудь внутреннем облике, образе. «Имидж» - это слово, которое появилось в нашем ...

Образ — это сложное художественное целое, которое связывает две стороны отношения имидженосителя и имиджепотребителя, их движение навстречу друг к другу и их возможную встречу внутри самого процесса отношения.

Для нас большое значение имеет знаковая, информационно-символическая природа имиджа — адресованное аудитории сообщение о том, что кто-то обладает такими-то свойствами. Наш подход предполагает комплексное исследование обоюдной, двойной детерминации внутреннего (психологического) и внешнего (социально-семантического/семиотического) проявления функции, назначения и сущности профессионала, выражающихся через адекватную форму (стиль) и образ (имидж) самовыражения. Стили правления, реализованные властью: социального влияния, отстраненный от народа стиль, магический стиль. На повестке дня стиль социального служения, социальной аттракции, народный стиль.

Информация, «медиа» и другие формы символической коммуникации — рождают знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни. Знаковыми фигурами и ролевыми имиджевыми моделями для миллионов людей являются публичные персоны. Вот почему владение способами создания имиджа важно прежде всего для людей публичных профессий: политиков, арт-профессионалов, журналистов как четвертой власти, являющихся поставщиками культурных кодов.

Имидж — явление многомерное и может рассматриваться как обобщенная сущность «Я», социальный рефлекс, зашифрованный опыт вхождения в систему социальных отношений, манипулятивная матрица общественного сознания.

Как способ организации коммуникативного пространства и взаимодействия с массовым социальным сознанием имидж является элементом позиционирования субъекта, его отраженной социальной ролью. Имидж — это комплекс, композиция, система социального программирования поведения людей ментальными стереотипами и символами группового поведения; социального влияния, лидерства и манипулирования сознанием; самоидентификации, презентации, адаптации, самосовершенствования и оптимизации состояний личности. В данном случае личности делового человека, профессионала.

Имидж является важнейшим эстетико-психологическим механизмом профессионального развития личности.

Как интегральный и универсальный информационный продукт, элемент массовой культуры и важнейший механизм жизнедеятельности образ субъекта, предмета или явления, который лежит в основе имиджа, пронизывает, приводит в движение и определяет все сферы человеческой деятельности. На системообразующую функцию имиджа указывает тот факт, что слово «образ» является ключевым в важнейших экономических (преобразование), развивающих (образование), эстетических (прекрасное и безобразное), этических и нравственных (образчик, образцы, образа), коммуникативных (образно говоря) и технических (делать следующим образом) категориях.

Имидж рассматривается нами как информационный продукт и как зрелище и может иметь как словесное, так и образное выражение. Если слово является информационно-выразительным, образ — художественно-выразительным средством, тогда имидж является универсальным средством массовой коммуникации, способом взаимодействия личности с большими социальными группами в аспектах человек-общество, профессионал и его аудитория, потребитель продуктов его труда. Для руководителя он является важнейшим элементом деятельности целенаправленного влияния, приведения в движение всей социальной ситуации воздействия в целом.

8 стр., 3741 слов

Учет психологии личности в управлении. Учет социального статуса ...

... человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о ... С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, ... вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности. Однако люди приходят к ... требующий тактичного подхода и ^щадящего» образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, ...

Отсюда можно выделить два подхода к моделированию имиджа в публичном пространстве: имидж как самосовершенствование себя как личности, конечной неделимой законченной формой которого является индивидуальность; и имидж как игра, выдумка, выход за пределы индивидуальности, акцентирование/преувеличение черт, структурно выражающихся новым образом. Причем этот выход может иметь как стратегический, так и чисто креативный характер. В первом случае имидж моделируется в зоне ближайшего развития либо отражает перспективу развития индивида, проявляющуюся в мечтах, воображении желаемого будущего. Во втором — имидж выражает творческие, в том числе актерские, интересы персоны.

Целью развития имиджевой выразительности индивида является окончательный синтез сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, что обеспечивает консолидацию личности, переход от персоны (маски) к высшей самости, становлению творческой личности имени себя самого.

Имидж — это творческий продукт, который может стать настоящим произведением социального искусства, и то, насколько он будет ценным, настолько успешным и состоятельным будет его создатель.

Хороший имидж зависит не только от наших талантов, но — от знания современных коммуникативный кодов, знаний маркетинга, рефлексии, самонастроя и перевоплощения, визуальной комбинаторики образа и навыков имидж-дизайна, — искусства имиджевой композиции.

Понятие «имидж» синонимично «персонификации», но более обобщенное. И имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Он связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием, психологическим типом, черты которого отвечают требованиям и запросам времени. Имидж наделяет объект дополнительными характеристиками, выделяет его из ряда схожих с ним. В действительности объект не имеет тех свойств, которые видит зритель. Однако для воспринимающих он обладает определенной значимостью. Призвание имиджа — создание психологической установки, определяющей поведение потребителя его услуг. Техника конструирования имиджа — создание внешнего рисунка социальной роли, позволяющего внушить образ персоны на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория и метафора: Сборник / Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М., 1990.

2. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа. М.: ЭКСМО, 2007.

3. Горчакова Г. Прикладная имиджелогия. М.: Академический Проект, 2007.

9 стр., 4044 слов

Личность.Развитие личности по З.Фрейду

... объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, ... было названо Фрейдом вторичным процессом, « исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение Некоторого ... З. Лекции по психоанализу. Л.№31). Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также ...

4. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995.

5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990.

6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Изд.группа «Прогресс», 1992.

7. Потебня А.А. Поэзия. Проза. Сгущение мысли // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990. С.174-213.

8. Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства. Антология литературно-эстетической мысли: Сборник / Пер. с исп. -М.: Радуга, 1991.

9. Ортега-и-Гасет Х. Эстетика. Философия и культура. — М.: Искусство, 1991.

10. Руснак Н.А. Социокультурные маркеры и особенности трансформации образа и знака в художественном творчестве. Дисс… канд. филос. наук., М., 2003.

11. Уэбстер Ф. Теория информационного общества.- М.: Аспект-Пресс, 2004.

12. Хорошильцева Н.А. Гендерная метафора в современной культуре. Дисс… канд. филос. наук., — М., 2003.

13. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев: Гос. библ. упр. делами, 1996.

14. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. — Киев: Воклер, 1996.