Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов Соиск. Малиева З.К. Кафедра педагогики. Северо-Осетинский государственный университет Поднимается проблема педагогической коррекции морального отчуждения.Основным фактором в решении этой проблемы является создание гуманной личностно-ориетированной среды в вузе. Практическая реализация идеи гуманизации в этом процессе связывается с системой социально-педагогического сопровождения студентов, находящихся в состоянии морального отчуждения.

Современное состояние социально-экономической и духовной сфер общества свидетельствует о массовых явлениях отчуждения и национальной обособленности, нарушениях взаимосвязи между национальными культурами, людьми – носителями разных мировоззренческих и нравственных взглядов.Нынешний век принес обществу значительные нравственные потери, породил у людей «социальную глухоту». Поставлена под угрозу одна из главных гуманистических ценностей – взаимообщение и взаимопонимание, духовно-нравственное и физическое здоровье человека.

Проблемой отчуждения людей друг от друга, отчуждения от морали, добра и справедливости занимались выдающиеся философы прошлого – А. Бердяев, К. Гельвеций, Г.В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Н. С. Кьеркегор, К. Маркс, Ж Ж. Руссо, Ж П. Сартр, И.Г. Фихте, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др. В психологии проблеме отчуждения уделяли внимание такие ученые, как А. Валлон, К. Роджерс, Г. Розенталь, Ф.А. Хейниман, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др. В отечественной теоретико-экспериментальной психологической литературе отчуждение рассматривается у таких ученых, как К.А. Абульханова-Славская, В.В. Абраменкова, В.С. Мухина, А.В. Петровский и др.[1]. Исходя из анализа литературы, мы рассматриваем моральное отчуждение (МО) личности как отчуждение ее от добра, справедливости, традиционных нравственных ценностей общества [2], и, как следствие этого, – дисгармонию в отношениях личности со значимыми близкими и с миром (его ценностями, нормами поведения, законами).

Дисгармония проявляется в деятельности и общении, во внутренних переживаниях.

Учитывая, что молодые люди уже не поддаются тем методам воспитания, которым доступен ребенок, у них есть своя воля, свои убеждения, более или менее определенное самосознание, а поэтому они гораздо менее доступны схематическому воздействию [3], мы рассматриваем процесс педагогической коррекции МО не только как деятельность педагога, направленную на нравственное развитие личности, но и как деятельность, направленную на поиск путей совершенствования среды, в которой формируется личность. Этот весьма важный гуманистический аспект образования мы встречаем в работах Е.В.Бондаревской по проблемам педагогической культуры, гуманизации педагогического процесса, личностно-ориентированному образованию и воспитанию.

4 стр., 1995 слов

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — основы психолого-педагогической ...

... ему нарушений[1]. 2.Семейная психотерапия и психотерапевтическая коррекция. Цель психолого-педагогической коррекции СДВГ – снижение неблагоприятных психосоциальных факторов в ... ибо часто расшифровывается ребенком как трагическое для него отчуждение, буквально «я никому не нужен», «меня никто ... и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие ...

Среда – это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается личность.

В понятие среды входят социальные, культурные, экологические факторы и природные условия жизни людей.

Проблема создания гуманной личностно-ориентированной среды [4] в различных образовательных учреждениях, идеи гуманизации образования, теории воспитания гуманной личности в различных педагогических системах, концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания направлены на решение общей цели – коррекции отчуждения личности от нравственных норм общества, других, себя. Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Ш. Амонашвили, П.П. Блонский, Януш Корчак, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Гуманизация образования – это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать.

Гуманистический подход связывает педагогическую коррекцию МО с очеловечиванием учебного процесса, с учетом основных характеристик человека, который учится – общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании и др.)[5]. Б.М. Бим-Бад напрямую связывает цель образования и духовное развитие личности: «Главная цель общего образования – духовное развитие личности» [6]. Создание гуманной личностно-ориентированной системы в вузе, направленной на педагогическую коррекцию МО, предполагает: принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса – администрации, учителей, учеников, родителей; осуществлять поиск путей совершенствования среды, в условиях которой формируется личность.

Реализацию идей гуманизации, личностно-ориентированного образования в процессе педагогической коррекции МО мы связываем с системой социально-педагогического сопровождения, которая может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект [7]. Опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, система социально-педагогического сопровождения реализует в своей технологии важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе учитываются индивидуальные особенности каждого студента.

8 стр., 3848 слов

Развитие представлений о смысловых образованиях личности в деятельностном ...

... наметить перспективы изучения (то есть некоторые нерешенные вопросы, новые области) смысловых образований личности. Выполнение этой задачи поможет нам выделить теоретические основы нашего дипломного исследования, ... как специфической для человека способности. С другой стороны, это определение Леонтьева личностного смысла перекликается с особенностями понимания смысла в зарубежной психологии, где смысл ...

В свете теории социально-педагогического сопровождения технология педагогической коррекции МО представляет собой сопровождение студентов в значимых для них системах отношений: студенты « родители, студенты « преподаватели, личность « личность (группа), группа « группа, личность « я, направленное на гармонизацию отношений студентов к миру, окружающим, себе. Личностно-ориентированная система социально-педагогического сопровождения создает условия для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания, стимулирует студента к совершению осознанных, нравственных поступков. В результате студент: получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнивает себя с другими студентами, оценивает свои поступки и поведение, учится принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

Все это способствует эффективному процессу преодоления отчуждения студента.

Студент сознательно или стихийно мобилизует свои ценные качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха.

Заключение.

В результате применения технологии педагогической коррекции МО студентов нами была отмечена тенденция к снижению уровня негативных эмоциональных состояний.Возрос уровень культуры общения, справедливости, сочувствия, понимания, готовности помочь другим. Проведенная нами в ходе исследований работа привела к гармонизации отношений студентов с родителями, преподавателями и ровесниками.

Выработала умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим. Сформировала у многих студентов умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами.Список литературы Малиева З. К. Некоторые аспекты проблемы отчуждения личности / Теория и практика обучения и воспитания: Сборник научных трудов / Под ред. Б.А. Тахохова.

Сев Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. Смоленцев Ю. В Прохоровская Т. И. Особенности морального отчуждения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия.М.: 1995. №1. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: КАНОН, 1995. Шпакова В. А. Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной спортивной среды: дисс канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. Олейникова О. Д. Составляющие гуманизации образования.

Сб.: Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч 2. Новосибирск: Изд.: НГПУ, 1999. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. М Изд. УРАО, 1998. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Шипициной Л.М Казаковой Е.И. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.skgtu.ru/.

3 стр., 1032 слов

Работающие студенты. Социальные характеристики и проблемы

... 22 лет. Предмет исследования: социально-психологические факторы профессиональной социализации работающих студентов. Цель исследования: изучить проблемы профессиональной социализации работающих студентов. Задачи исследования: 1. ... причиной недовольства других работников и возникновением напряженности в отношениях. При всем этом, студенты менее требовательны к содержанию самой деятельности – готовы ...