I.Заболевания нервной системы:

Классификация и особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Нарушения функции опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7 % детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

детский церебральный паралич— собирательный термин,(впервые обнаружен у Евгения Шабалина)объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.Причина любых церебральных параличей — патология вкоре, подкорковых областях, в капсулах илистволе головного мозга. Термин «детский церебральный паралич» не следует смешивать с термином «детский паралич» — устаревшим обозначением последствий эпидемическогополиомиелита.

полиомиелит. детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся преимущественно патологией нервной системы. В основном протекает в бессимптомной или стертой форме. Иногда случается так, что полиовирус проникает в ЦНС, размножается в мотонейронах, что приводит к их гибели, необратимым парезам или параличам иннервируемых ими мышц.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

1.врожденный вывих бедра, — это самый частный из врожденных дефектов ОДА.Когда говорят о частоте этой патологии, то имеют в виду не только сформированный вывих бедренной кости, которая редко наблюдается в первые дни жизни, а так называемую дисплазию (неправильное расположение головки бедренной кости), на фоне которого впоследствии может формироваться вывих. У детей раннего возраста встречается дву- и односторонний вывих, причем у девочек чаще, чем у мальчиков.

20 стр., 9709 слов

Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

... данные, что родственники таких детей значимо чаще страдали нервно-психическими расстройствами, например, эпилепсией [4]. Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата. К ним относятся: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость ...

2. кривошея— деформация шеи, характеризующаяся неправильным положением головы (наклоном вбок и поворотом ее).Возникает кривошея вследствие патологических изменений в мягких тканях, главным образом в грудино-ключично-сосковой мышце.Чаще указанная деформация бывает правосторонней и встречается у девочек. Бывает и двусторонняя кривошея.Врожденную кривошею можно диагностировать на 2-3-й неделе жизни ребенка. На пораженной стороне в результате изменений грудино-ключично-сосковой мышцы появляются припухлость плотной консистенции (тяж), неспаянная с подлежащими мягкими тканями.

3.Косолапость и другие деформации стоп

Врожденная косолапость — это деформация стопы, характеризующаяся ее отклонением внутрь от продольной оси голени. Врожденная косолапость может быть одним из признаков как системных заболеваний и дисплазии скелета- артрогрипоза, дизостоза, остеохондродисплазии, так и пороков развития, например продольной эктромелии. Врожденная косолапость как самостоятельное заболевание относится к часто встречающимся деформациям. Обычно она выявляется при рождении и в дальнейшем прогрессирует. Обнаруживается врожденная контрактура суставов стопы, проявляющаяся подошвенным сгибанием в голеностопном суставе (эквинусом), опущением наружного края стопы (супинацией) приведением переднего его отдела (аддукцией).

4.аномалии развития позвоночника (сколиоз) ,

5.недоразвитие и дефекты конечностей,

6.Аномалии развития пальцев кисти,

7.Артрогрипоз (врожденное уродство) .

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

1   травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,

2   полиартрит- одновременное или последовательное воспаление нескольких суставов. Полиартрит поражает множество суставов. Это может произойти одновременно или в процесс будут постепенно втягиваться все новые суставы. Понятие артрит объединяет многие воспалительные заболевания суставов, при которых страдают оболочки суставов (синовит) с поражением  суставов. В зависимости от причин возникновения выделяют несколько его типов. Потому при установлении общего диагноза полиартрит суставов – лечение разных его видов будет отличаться. Основные виды недуга:

  • ревматический – чаще поражает крупные и средние суставы;
  • ревматоидный – с иммунными изменениями в хряще и вокруг него;
  • инфекционный артрит является следствием перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний;
  • кристаллический – вызывается нарушением обмена веществ;
  • псориатический – присущ людям молодого возраста и развивается через полгода после псориатического поражения кожи;
  • реактивный – сопровождается уретритом или конъюнктивитом. Чаще всего его вызывает хламидийная инфекция;

3.   заболевания скелета (например:

— туберкулез— Является следствием заноса инфекции в кости гематогенным путем из первичного очага (легкие, лимфатические узлы).

Возникает воспаление кости — остит, откуда процесс распространяется на близлежащий сустав. Кроме того, может возникнуть полиартрит токсико-аллергического характера.Симптомы.Костно-суставный туберкулез наблюдается главным образом в детском и юношеском возрасте и протекает в большинстве случаев как моноартрит (поражение одного сустава) или как изолированное поражение позвоночника. Чаще всего начинается в костях с густо развитой сосудистой системой: это позвонки, кости запястья, стоп, а также другие кости конечностей в их околосуставной части. Частота поражения суставов имеет следующую последовательность: коленный, тазобедренный, голеностопный, локтевой, плечевой, что обусловлено различной степенью их нагрузки. Как правило наблюдается множественное поражение мелких суставов и одиночное — крупных.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...

опухоли костей Опухоль кости — собирательный термин, использующийся по отношению и к доброкачественным, и кзлокачественнымновообразованиям в костях, но чаще — по отношению к первичным опухолям кости, таким, какостеосаркомаилиостеома. Реже этот термин используется по отношению к вторичным, метастатическим опухолям костей (например, метастазынейробластомы,рака простатыи др.).

-остеомиелит (гнойно-некротический процесс, развивающийся в кости и костном мозге, а также в окружающих их мягких тканях, вызываемый пиогенными (производящими гной)бактериямиили микобактериями. У младенцев инфекция может распространиться к суставу и вызватьартрит. У детей могут сформироваться большие субпериостальныеабсцессы, потому что периостальная ткань свободно присоединена к поверхности кости. Из-за особенностей кровоснабжения голень, бедро, плечевая кость, позвонок, верхняя челюсть и нижнечелюстные суставы особенно восприимчивы к остеомиелиту. Однако, абсцессы любой кости могут быть вызваны травмой в зоне поражения. Многие случаи инфекции вызванызолотистым стафилококком.

4.  системные заболевания скелета. Например:

-хондродистрофия- (это врожденное системное заболевание, обусловленное пороком развитияхряще-образовательной системызародышаи проявляющееся главным образом поражением костей хрящевого происхождения (конечности, основаниечерепа).

Порок начинает формироваться рано: уже с 3—4-й недели развития зародыша нарушаются нормальное окостенение иросткостей в длину)

-Рахит (от греч.—позвоночник) — заболевание детей грудного и раннего возраста, протекающее с нарушением образования костей и недостаточностью их минерализации, обусловленное главным образом дефицитом кальцияи его активных форм в период наиболее интенсивного роста организма.) .

5.Приобретенная косолапость — встречается значительно реже, чем врожденная. Она возникает при заболеваниях нервной системы, например, вялых или спастических параличах в результате перенесенной нейроинфекции, неправильно сросшихся переломах костей, образующих голенотопный сустав, нарушениях роста конечностей голени и стопы в результате преждевременного закрытия зон роста после эпифизеолизов, ожогах, острых и хронических специфических (например, туберкулез) и неспецифические (остеомиелит) воспалительных процессах, некоторых опухолях.

6.Нарушения осанки- При нарушении осанки, особенно в период роста, могут возникать стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.

4 стр., 1648 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного ...

... при обозначении нарушения двигательных функций у детей и взрослых. В детском возрасте чащу всего среди нарушений опорно-двигательного аппарата встречается заболевание, получившее название «детский церебральный паралич». Термин детский церебральный паралич обозначает группу ...

7.Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся ее уплощением. Различают продольное и поперечное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.

Психолого-педагогическое развитие детей с нарушением ода

Недостатки развития движений у детей обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно- психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной (характеристика того, что остаётся после определённого события (операции, травмы, болезни) органики является имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба и бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы — чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются мышечные подергивания. В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

слайд 6-7-8. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом (89 %) . Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Потому эти больные помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Остальные, как правило, не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

слайд 8 Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе (ЦП) включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как первичным поражением мозга, так и с задержкой постнатального созревания. Большая роль в отклонениях психического развития детей с детским церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым, сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение) способствуют ограничению полей зрения, что в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.

13 стр., 6267 слов

Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.Диагностика ...

... 16 2. Разработка конспекта занятия по развитию ручного труда у детей дошкольного возраста 17 Заключение 27 Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания ... людей друг о друге. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к ...

слайд 9 Двигательные нарушения ограничивают предметно- практическую деятельность, что обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно- моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Отклонения в психическом развитии у детей с ЦП в большей степени обусловлены недостаточностью их практического и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности. Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта может быть одной из причин недостаточности высших корковых функций и в первую очередь несформированности пространственных представлений. Большую роль в познавательной деятельности у детей с ЦП играют и речевые расстройства.

сенсорные нарушения: При ДЦП довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона).

Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях — к грубому недоразвитию речи.

Отлонения в психическом развитии значительно утяжеляются под влиянием ошибок воспитания, педагогической запущенности. Особенности психологических отклонений в большей мере зависят от локализации мозгового поражения.

Нарушения умственной работоспособности у этих детей проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой – чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда при этом наблюдается более стойкие дистимические изменения настроения (пониженный фон настроения с оттенком недовольства).

Дети с детским церебральным параличом психически истощены, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.

11 слайд Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения в школе может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова, как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общие стратегии познавания. Характерной особенностью мыслительной деятельности учащихся с ЦП является также то, что многими понятиями они владеют пассивно, не умея ими оперировать.

10 стр., 4760 слов

Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие

... субстанция Спинозы — это застывшая, закосневшая Природа, пребывающая вне развития, тем более что голландский мыслитель отвел движению и времени роль модусов (преходящих свойств), а не атрибутов. ... Необходимость поиска источников самодвижения субстанции (духа), а также развитие природы, материи побудила ...

Это особенно проявляется в трудностях усвоения математики. Особенности мышления обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера хода интеллектуальных процессов, то есть целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

У детей с ДЦП обычно отмечается не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно- практической деятельности.

Для детей с детским церебральным параличом так же характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто наблюдается оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать. Недостаточность высших корковых функций может проявляться также в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза (узнавание предметов на ощупь).

Для детей с детским церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувственности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок часто не может остановиться.

Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и являются одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера. Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе, обусловленные двигательными и речевыми расстройствами, в сочетании с раним органическим поражением мозга, способствуют своеобразному формированию личности.

Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью.

При нарушениях интеллекта особенности развития личности сочетается с низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены реактивные состояния с чувством неполноценности. Отгороженность от сверстников, ограничение контактов с окружающими связаны не только с реакций личности на свой дефект, сколько с безразличием, слабостью мотивации и волевых усилий.

Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом должны учитываться при проведении логопедических мероприятий. Необходим комплексный подход к ребенку с детским церебральным параличом; оценка его речевых нарушений проводится с учетом особенностей двигательных расстройств и психического развития в целом. Эта же взаимосвязь кладется в основу коррекционной логопедической работы. Эта необходимость определяется тесной взаимосвязью между развитием речи, моторики и интеллекта, как в норме, так и в условиях патологии.

Таким образом, психологические нарушения у детей определяются как первичным органическим повреждением центральной нервной системы (ЦНС), так и вторичными специфическими условиями их развития. В процессе развития ребенка устанавливается тесная взаимосвязь первичных и вторичных факторов, которые формируют своеобразные психопатологические нарушения.

18 стр., 8927 слов

Кукушкина Генитические и клинические особенности детей с нарушением ...

... между 1 и 2-мпальцами стоп. Кукушкина Генитические и клинические особенности детей с нарушением психофизического развития - Стр 2 11 Рис.5. Симптомы трисомии 21 Интеллектуальный дефект больных углубляется ... с возрастом. Известно, что примерно у 60% детей с болезнью Дауна имеются ...

1.2.Развитие общих движений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

12 слайд Движения играют важную роль в развитии организма в целом. Основу движений нужно закладывать с детства.У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. С трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей, называется центральным параличом, а ограничение объема движений – центральным парезом. Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, согнуть или разогнуть ноги. Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы.

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут проявляться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения.

Тремор – дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме).

В конце движения тремор усиливается (например, пальценосовая проба по выявлению тремора).

Атаксия – нарушения равновесия и координации. Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоняясь в сторону. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук).

Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место. При выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается тремор.

Синкинезии – это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки, ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).Развитие моторики при детском церебральном параличе чаще всего останавливается на той стадии, где тонические рефлексы оказывают решающее влияние. Ребенку может быть 2 года, 5, 10 лет и более, а его двигательное развитие будет находиться на уровне 5 – 8 месячного здорового ребенка.

13 слайд. Двигательные нарушения у детей могут иметь различную степень выраженности.

При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельостью. Он не может самостоятельно обслуживать себя.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, на новые незнакомые вещи. ... в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет ...

При средней степени дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно. Часто при помощи специальных приспособлений (костылей, палочек).

Навыки самообслуживания у них развиты не полностью, так же как и манипулятивная деятельность.

При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипуляивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.

Отсюда следует, что стоит уделять большое внимание развитию общих движений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Благодаря данному развитию дети будут иметь меньше проблем при движении, если же конечно все будет проведено во время и правильно.