И. П. Павлов Вклад в физиологию и психологию

Томск 2004 г.

Содержание:

1. Введение 2

2. Жизненный путь 5

3. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. 12

3.1 Типы нервной системы, патология высшей нервной деятельности 14

3.2 Проблема сна 18

4. Исследования по физиологии кровообращения 19

5. Исследования по физиологии пищеварения 22

6. Заключение 25

7. Список литературы 26

Введение.

История мировой физиологии богата именами блистательных ученых. Но вряд ли среди них можно найти такого, кто сыграл столь выдающуюся роль в становлении и развитии физиологии, как Иван Петрович Павлов. Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву. Идеи Павлова вышли за рамки физиологии и проникли в различные области медицины, в психологию, педагогику, кибернетику, животноводство, в Процессы обучения сложным профессиональным навыкам и рациональной организации труда в условиях современного производства. Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности — одно из величайших достижений современного естествознания.

Павлов был многогранным ученым. В разные периоды своего шестидесятилетнего творчества он охватывал разнообразные области физиологии, оставляя в каждой из них глубокий след. Достаточно отметить его выдающиеся исследования по физиологии сердечно — сосудистой системы и особенно его классические исследования в области физиологии пищеварения, снискавшие ему мировое признание и славу создателя этого важного раздела современной физиологии, за что он первым среди русских ученых и первым из физиологов мира был удостоен Нобелевской премии еще в 1904 г. Но подлинной вершиной его беспримерного научного подвига, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки явилось материалистическое учение о высшей нервной деятельности, созданное главным образом после Великой Октябрьской социалистической революции благодаря исключительному вниманию и всемирной поддержки его исследовательской работы Советским правительством. Знаменательно, что еще в январе 1921 г., в тяжелый для страны и народа период, специальным постановлением Совнаркома РСФСР были созданы самые лучшие условия для научной работы Павлова и его сотрудников.

12 стр., 5546 слов

Патологическая физиология нервной системы

... и механизмы. 11. Защитно-приспособительные и компенсаторные процессы в нервной системе. 12. Нарушения высшей нервной деятельности, неврозы. Неврозы, их этиология и общая характеристика. Экспериментальные модели ... передних и задних корешков спинного мозга; - решения ситуационных задач по патологической физиологии нервной системы. 4. Быть ознакомленным: - с проявлениями денервационного синдрома; - с ...

Академии наук и научные общества России, Англии, Франции, США, Германии и Италии и других стран мира избрали его своим членом. Научные заслуги Павлова и его высокие человеческие качества привлекали внимание ученых, писателей и других деятелей культуры. Голландский физиолог Иордан в одной из своей статей писал, что Ленинград стал своего рода Меккой для физиологов всего мира.

Возвышенные слова о Павлове говорили также и ученые с мировыми именами Е.Старлинг, А.Роже, Дж. Фултон, Дж. Уотсон, К.Холл, и др.

Исследования Павлова по физиологии сердечно-сосудистой системы, проведенные им в начальном периоде своей научной жизни, не имели широкого резонанса в мировой науке. Но уже следующие работы по физиологии пищеварительной системы, основные результаты которых были суммированы в классической монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез», снискали ему мировую славу и были увенчаны в 1904 г. Нобелевской премией.

Но венцом научного творчества Павлова, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки стало материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Исследованию по физиологии условных рефлексов, Павлов посвятил более 35 лет своей жизни. К сожалению, эти исследования, создавшие «истинную физиологию» большого мозга, долгое время практически не вызывали интереса у зарубежных физиологов, они не упоминались в учебниках физиологии и о них ничего не говорилось даже в специальных трудах по физиологии мозга. Более того, известные физиологи Шеррингтон, В.Тренделленбург, Г.Винтерштейн, и др. отнеслись к новому слову в науке враждебно. Лишь некоторые представители Экспериментальной психологии, например Э.Торндайк, Дж. Уотсон, а позже и К.Лешли, К.Холл и др., заинтересовались результатами работ Павлова по физиологии условных рефлексов и даже использовали их в собственных экспериментальных и теоретических работах. Отрывочные сведения о мозге были известны многим предшественникам Павлова, но честь создания истиной физиологии принадлежит нашему соотечественнику. Во многих странах мира созданы специальные лаборатории, и даже институты для изучения условных рефлексов. Так в США и Японии организованы отдельные научные общества имени Павлова.

За эти годы Павловская условно-рефлекторная тематика стала занимать почетное место не только в программах международных конгрессов физиологов, но и в программах международных конгрессов психологов и психиатров. Во многих странах систематически издаются как монографические работы, так и тематические сборники, посвященные актуальным проблемам учения Павлова. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... физиолог Франсуа Мажанди (1783―1855 гг.), один из основоположников физиологии и экспериментальной медицины. Он доказал раздельное существование чувствительных (задние корешки) и двигательных (передние корешки спинного мозга) ... деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Развивая экспериментальную физиологию, И.Мюллер создал ...

Жизненный путь Павлова на протяжении многих лет был тернист, полон лишений, горьких переживаний, разочарований и тяжелой борьбы. В мрачные времена царского режима в России, когда в университетах страны господствовал произвол чиновников, учиться и заниматься научной работой, было чрезвычайно трудно. Особенно не легко приходилось таким людям, как Павлов, — правдивым и честным, с демократическими воззрениями и бунтарским характером. В этом отношением много общего в судьбах Павлова и других выдающихся русских физиологов и биологов — Сеченова, Мечникова, Тимирязева.

Подлинный интернационалист и гуманист, Павлов глубоко осознал самую жгучую проблему века — проблему мира — и был страстным пропагандистом высоких идеалов дружбы между народами.

2.Жизненный путь

Иван Петрович Павлов родился 27 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. Семи лет его начали учить грамоте, а в 11 лет, соответственно традициям духовенства, его отдали в духовное училище. Это последнее представляло собой своеобразную начальную школу, где наряду с главными предметами — катехизисом, ветхим и новым заветом — проходились грамматика, арифметика и древние языки. Окончив духовное училище в 1864 г. по 1-му разряду, т.е. с отличными оценками, Павлов перешел в Рязанскую духовную семинарию.

Годы учебы Павлова в семинарии совпали с эпохой, оставившей неизгладимый след в истории русской общественной мысли и в истории развития естествознания в России. В это время — в шестидесятые годы прошлого столетия — передовая интеллигенция и учащаяся молодежь были охвачены революционно-демократическими настроениями. Выразителями этих настроений и властителями дум этой части русского общества тех лет были писатели и философы, революционные демократы и просветители А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев. Будучи убежденными материалистами, они находили опору своим материалистическим воззрениям в естествознании и, в частности в физиологии. Они всемерно пропагандировали необходимость развития науки в стране.

Естествознание в эти годы считалось символом материализма и передового революционного мировоззрения. Широкому общественному интересу к вопросам науки способствовала начавшаяся в эти годы деятельность русских естествоиспытателей: И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова, братьев А.О. и В.О. Ковалевских и др.

Особенно горячо воспринимала естественную пропаганду учащаяся молодежь. Проблемы физиологи составляли тогда как бы передний край фронта борьбы материализма с идеализмом. Д.И.Писаревым было написано несколько статей, в которых трактовались вопросы физиологии и, в частности, предисловие к переведенной на русский язык и изданной в 1867 г. книге Гексли «Уроки элементарной физиологии». Характерно для умонастроений эпохи, что героями любимых молодежью романов «Отцы и дети» И.С.Тургенева и «Что делать?» Н.Г.Чернышевского были врачи-физиологи Базаров и Кирсанов. Увлекательные лекции по физиологии И.М.Сеченова, издававшиеся отдельными книгами, и его немеркнущая от времени монография «Рефлексы головного мозга» производили огромное впечатление не только на молодежь, но и на людей старшего поколения.

10 стр., 4535 слов

Физиология ВНД (ШУСТОВ)

... И.П. Павлов. Получил нобелевскую премию в 1904 году за работы пищеварения и кровообращения. Рефлекторная методика ВНД. Физиология закономерности ... нервных деятельностей Метод усл.рефлексов. который открыл иван петрович павлов. смысл закл. в том что при одновременном ... связи , при их активации) таблица с собокой павлова. 2. индеферентностл сигнального раздражителя, т.е сигальный усл.раздражитель не ...

Вследствие притягательности новых идей, духовная семинария — учебное заведение, рассчитанное на подготовку служителей церкви — в те годы, когда в ней учился Павлов, не могла уберечь своих воспитанников от влияния на них умонастроений, характерных для передовых слоев русского общества того времени. Новые веяния, идеи и стремления увлекли многих ее воспитанников.

Все это — все умонастроения эпохи — оказало решающее влияние на формирование мировоззрения молодого Павлова, на его жизненные стремления и интересы.

В эти годы Павлов познакомился с двумя работами, которые произвели на него неизгладимое впечатление: монография И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и книга Дж.Льюиса «Физиология обыденной жизни». В результате Павлов решает изменить свой, намеченный отцом, жизненный путь. Не закончив семинарского обучения, за год до окончания этого учебного заведения, Павлов покидает родной город, уезжает в Петербург и поступает в 1870 г. В Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

Годы, когда Павлов учился в петербургском университете, были периодом расцвета физико-математического факультета. В это время в нем преподавали ученые, обладавшие огромным научным авторитетом и замечательными лекторскими способностями. В их числе были химики А.М.Бутлеров и Д.И.Менделеев, зоолог М.Н.Богданов, ботаники А.Н.Бекетов и А.С. Фаминцын.

На третьем курсе Иван Петрович решает вопрос о своей специальности. Он избирает основной специальностью физиологию животных и добавочной -химию (в то время студенты в университете намечали для себя две специальности, по которым они должны были получать подготовку).

В этот период физиологию в петербургском университете читал талантливый ученый и лектор Илья Фадеевич Цион, блестящий экспериментатор, артистически производивший сложнейшие операции и опыты. Вскоре Павлов совместно со студентом М.Афанасьевым произвел большое исследование по иннервации

поджелудочной железы. За эту работу в 1873 г. совет университета наградил ее авторов золотой медалью.

На основании опытов, выполненных в этом студенческом исследовании, было сделано два важных вывода:

1. О наличии «секреторных нервов, непосредственно управляющих химической работой панкреатических клеток».

2. О преимуществе для изучения иннервации поджелудочной железы постоянной, хронической фистулы, примененной впервые авторами, перед временной накладывающейся во время так называемого острого опыта.

По прошествии 10-12 лет оба эти вывода были подтверждены И.П.Павловым новыми безупречно доказательными экспериментами. Нельзя не отметить, что результаты опытов Павлова и Афанасьева были принципиально новыми и расходились с данными, полученными в то время ученым Р.Гейденгайном. Ввиду этого, добиваясь признания своих выводов, Павлов в 1877 г. во время летних каникул предпринял поездку в лабораторию Гейденгайна в Бреславльский университет, где продемонстрировал там свои опыты по иннервации поджелудочной железы.

17 стр., 8421 слов

Павлов, Иван Петрович

... факультета; специально физиологией занимался в лаборатории проф. Сеченова и в германских лабораториях (у Гейденгайна (нем.), Дюбуа- ... членов пленума Академии и других. Сын И. П. Павлова по специальности ... вел психопаталогическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях. С ноября ... А. Орбели, И. О. Нарбутович и др. Академик Павлов умер в 1936 году. В ...

В 1875 г. Иван Петрович заканчивает университете и для того, чтобы получить лучшую подготовку и располагать большими возможностями работы по избранной им специальности — физиологии, поступает в качестве студента на третий курс Медико-хирургической академии — лучшего в стране высшего медицинского учебного заведения. Одновременно Павлов в этой же академии должен был получить должность ассистента физиологии, которую ему предложил профессор Цион, руководивший в это время этой кафедрой. Казалось, что обстоятельства жизни благополучно складываются для молодого ученого, и он сможет избавиться от материальной нужды, которую ему вместе с братом Дмитрием, также студентом — естественником. Приходилось испытывать в университетские годы. Однако ожидания не оправдались. Цион в связи со студенческими волнениями, направленным против него и вызванными его реакционными выступлениями, был вынужден оставить кафедру в академии и прекратить свою научную и профессорскую деятельность.

Назначенный на место Циона новый профессор также предложил Павлову должность ассистента. Однако Павлов отрицательно относился к некоторым поступкам этого профессора и потому по принципиальным соображениям отказался от этой выгодной для него должности.

Через некоторое время Павлов получил должность лаборанта кафедры физиологии, которой руководил профессор К.Н.Устимович в ветеринарном отделении Медико-хирургической академии. Работая здесь в период с 1876 по 1878 год совершенно самостоятельно, не пользуясь ничьим руководством, Иван Петрович выполняет несколько научных работ, и ему вновь, на этот раз уже Медико-хирургической академией, присуждается золотая медаль, которой отмечались лучшие студенческие научные работы. Исследования Павлова в этот период его деятельности были посвящены вопросам пищеварения и кровообращения.

Работы Павлова привлекли внимание С.П.боткина, выдающегося широко образованного клинициста, который был сторонником физиологического направления в клинике. С.П.Боткин стремился связать клиническую работу своих сотрудников- врачей с экспериментальными исследованиями в области физиологии и фармакологии. Поэтому он решил устроить при своей клинике специальную физиологическую лабораторию и организацию этого дела поручил молодому исследователю — Павлову, который и начал работать в этой лаборатории с 1878г. в должности лаборанта (фактически в качестве руководителя лаборатории).

Так было положено начало длившемуся около 12 лет сотрудничеству физиолога Павлова с клиницистом-терапевтом Боткиным. Это сотрудничество, имевшее целью решение вопросов, важных и для физиологии и для клиники, было весьма плодотворным.

Основной задачей лаборатории при клинике Боткина было обслуживание клинических врачей, которым поручалось изучение в условиях эксперимента над животными различных вопросов, важных для практической медицины. Многие работы были посвящены исследованию действия на организм. И в первую очередь на сердечно-сосудистую систему, различных лекарственных средств растительного происхождения, которые Боткин считал необходимыми испытать в эксперименте прежде, чем начать их применять в клинической практике. Таким образом, наряду с чисто физиологическими проблемами, много внимания Павлов с сотрудниками уделял вопросам, относящимся фармакологии.

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

... по мере развития логического мышления. Нормальная психическая дея­тельность осуществляется всем мозгом. Физиологические механизмы поведения человека — результат совместной деятельности обеих сигнальных систем, ... подкорковых и стволовых образований мозга. Человек может произвольно за­тормаживать свои безусловные реакции, сдерживать многие про ...

Разработка теоретических проблем в этой лаборатории была тесно увязана с задачами медицинской практики. Однако возможности работы были ограничены. Из-за скудного оборудования и плохого помещения лаборатории.

В лаборатории при клинике Боткина И.П.Павлов продолжал работать и по окончании Медико-хирургической академии в 1879г., вплоть до получения им профессуры в 1890г. Здесь им была выполнена диссертация на ученую степень доктора медицины о центробежных нервах сердца, которую Иван Петрович опубликовал и защитил в 1883г. Здесь Павлов доказал наличие нервов, усиливающих и ослабляющих сердечную деятельность.

Сам Боткин не руководил экспериментальными исследованиями и полностью доверил это дело Павлову.

После защиты диссертации Павлов в 1884г. получил звание приват-доцента и ему была предоставлена заграничная научная командировка. В этой командировке Павлов находился в течение двух лет (1884-1886) и использовал ее для работы в двух лучших лабораториях того времени: в Бреславле, где работал крупный специалист по физиологии секреторных процессов Р.Гейденгайн, и в Лейпциге, где кафедрой физиологии в университете руководил пользовавшийся огромной популярностью К.Людвиг. В лаборатории Людвига до приезда туда Павлова работали И.М.Сеченов, И.Ф.Цион. В.Ф.Овсянников и др.

К Гейденгайну и Людвигу И.П.Павлов приехал уже зрелым ученым. Эта поездка, однако, была ему нужна для того, чтобы иметь возможность поработать в хорошо оборудованных лабораториях. Отсутствие такой лаборатории у Павлова в Петербурге сказывалось на его работ в то время. Кроме того, одной из целей этой поездки было желание продемонстрировать проведенные им опыты и тем самым убедить видных ученых в правильности его результатов и добиться признания его заключений, которые расходились с общепринятыми тогда представлениями.

По возвращении из этой командировки Иван Петрович совместно с сотрудниками начал исследования в области физиологии пищеварения, интерес к которой у него возник еще в студенческие годы. Работа в этой области ознаменовалась крупными успехами: уже в 1888г. Павлов подтвердил заключение, сделанное им еще в студенческой работе, о наличии секреторных нервов поджелудочной железы, т.е. нервов, вызывающих ее сокоотделение.

В 1889г. Павлов совместно со своей сотрудницей Е.О.Шумовой-Симановской провел опыты с мнимым кормлением, показавшие наличие нервного, рефлекторного механизма работы желудочных желез. Это был один из наиболее эффектных и доказательных опытов, которые когда-либо до того производились физиологами. Значение его выходило за пределы того частного вопроса, который решался сего помощью. Опыт «мнимого кормления» ярко продемонстрировал те новые широкие возможности, которые предоставляет физиологии применение хирургической техники. Разработка и использование оперативных приемов исследования — методики операций в так называемых хронических опытах — позволили Павлову вести изучение функций, обычно скрытых от непосредственного наблюдения, и притом на животных, находящихся в относительно нормальном состоянии. Опыт мнимого кормления равно, как и некоторые другие эксперименты Павлова, проведенные на собаках с помощью разработанных им операций, имели значение не только методическое, но и методологическое. Они утверждали принципиально новый подход к изучению физиологических явлений.

8 стр., 3950 слов

Теория свойств нервной системы

... механизмов функционирования нервной системы (по Павлову – механизмов условных рефлексов). Данная особенность концепции свойств нервной системы сделала возможным ... Павловым для силы нервной системы – базового свойства в его классификации. И.П. Павлов предположил, что сила нервной системы ... психологии, которая образовалась на пересечении физиологии высшей нервной деятельности (и нейрофизиологии) и ...

Несмотря на крупные научные достижения и заслуженную известность, которую уже в те годы приобрел Иван Петрович, условия его жизни и работы продолжали оставаться тяжелыми. Материальная нужда стала особенно ощутимой после женитьбы Павлова в 1881г. и рождения сына. И.П.Павлов стойко переносил материальные невзгоды. Большую моральную поддержку ему оказывала его жена Серафима (Сарра) Васильевна, урожденная Карчевская.

В конце 80-х годов Иван Петрович с целью получить более широкие возможности для научной работы, принял попытки получить заведование кафедрой физиологии, но потерпел при этом несколько неудач. Так, руководство кафедрой физиологии петербургского университета было поручено не Павлову, а другому физиологу. Кафедру физиологии в Томском университете, которую предполагал занять Павлов, он также не смог получить на этот раз потому, что министр просвещения Делянов, известный своей реакционностью, назначил вместо Павлова другого кандидата, не имевшего серьезных научных достижений, но зато пользовавшегося поддержкой влиятельных лиц. Не назначение Павлова вызвало протестующие комментарии в печати.

Наконец, в 1890г. И.П.Павлов получил кафедру, но не физиологии, а фармакологии в военно-медицинской академии. К руководству этой кафедрой Павлов был подготовлен своей работой в лаборатории при клинике Боткина.

В 1895г., когда в Военно-медицинской академии освободилась кафедра физиологии, И.П.Павлов перешел на должность руководителя этой кафедры. Однако его долго не утверждали в звании ординарного профессора, несмотря на наличие для этого всех необходимых показателей. Причиной были тяжелые взаимоотношения, сложившиеся между Павловым и начальником академии -крупным ученым-патологом профессором В.В.Пашутиным — человеком крутого характера, проявлявшим самовластие и необъективное отношение к профессуре академии. Павлов был одним из немногих профессоров, который, будучи несогласным, с действиями начальника академии, по принципиальным соображениям годами вел борьбу с ним, пренебрегая личными неприятностями.

В 90-х годах материальные условия значительно улучшились. Вскоре после избрания его на кафедру фармакологии, в 1890г., ему было поручено руководство физиологическим отделом организованного в это время Института экспериментальной медицины. Это дало возможность Павлову значительно расширить объем экспериментальных исследований. Павлов организовал операционную. При лаборатории было построено помещение для оперированных животных.

Сосредоточившись на изучении физиологии пищеварения, Павлов в течение нескольких лет буквально преобразовал эту главу физиологии. Выяснились основные условия, необходимые для деятельности пищеварительных желез, скрытых в глубине тела и недоступных непосредственному наблюдению.

Материал по физиологии пищеварения был обобщен Павловым в «Лекциях о работе главных пищеварительных желез».

За период первых семи лет (до 1897г.) в лаборатории Павлова было выполнено 15 диссертаций. В дальнейшем, когда исследования Павлова, посвященные физиологии пищеварения, а затем условным рефлексам, приобрели более широкую известность и мировое признание, в его лабораторию со всей России стекались физиологи и врачи различных специальностей для изучения физиологических методов исследования и Павловских операций и для выполнения научных работ. Так начала складываться Павловская научная школа.

4 стр., 1534 слов

Желудочковая система головного мозга

... деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику ребенка или взрослого, именно опираясь на знания о нервной системе, ... систему оболочек мозга. В венозные синусы. Оттекает в корни лимфатической системы, главным образом, в лимфатическую систему носовой полости. 3. Элементы периферической нервной системы. Черепные нервы: краткая характеристика V - VII пар. Нервная система ...

За 20лет в лабораториях Павлова в Институте экспериментальной медицины и в Военно-медицинской академии было выполнено и опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе около 90 диссертаций.

В эти же годы Павлов принимал активное участие в работе ‘Петербургского общества русских врачей. В 1892г. он был избран действительным членом, а в 1900г. — почетным членом этого общества. На протяжении 13 лет он был товарищем председателя этого общества и в течение 7 лет его председателем.

Начиная с 1900г. Павлов участвовал в международных конгрессах физиологов, а затем психологов и неврологов. Особенно следует отметить доклад «Экспериментальная психология и психопатологии на животных», здесь впервые Павлов заявил о возможности строго объективного, физиологического анализа явлений, которые до того времени объяснялись только с психологической точки зрения.

В 1904г. Павлову первому из русских ученых и первому из физиологов была присуждена Нобелевская премия. Он получил ее за исследования по физиологии пищеварения.

В 1901г. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907г. -действительным членом Российской академии наук. В 1912г. он получил почетное звание доктора старинного английского университета в Кембридже.

В начале 90-х годов Павлов приступил к изучению физиологии высших отделов центральной нервной системы — коры больших полушарий. Наблюдая, что при различных раздражениях, связанных с пищей, — при виде и запахе ее, звуках, напоминающих о ней, — у животного происходит выделение слюны, секреции желудочного сока и т.д. Физиолог говорил, что причиной секреции в этих случаях является желание пищи, воспоминание о ней, психические переживания животного.

При изыскании Павловым путей научного анализа психических реакций животного большую роль сыграло впечатление, которое на него оказал труд Сеченова «рефлексы головного мозга».

Павлов на протяжении 35 лет изучал рефлекторную функцию головного мозга.

В последние годы жизни Павлова его деятельность протекала в трех учреждениях: в разросшемся физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в Физиологическом институте академии наук СССР и на биологической станции в селе Колтуши.

Павловские лаборатории были снабжены превосходным оборудованием.

Систематическое изложение всего учения об условных рефлексах Павлов дал в 1926г. в труде «Лекции о работе больших полушарий головного мозга».

И.П.Павлов дожил до 86 лет. Он умер от воспаления легких 27 февраля 1936 года. Павлов похоронен в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой другого великого русского ученого — Д.И.Менделеева.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... – специализированная клетка, воспринимающая особый вид раздражения и преобразующая его в нервный процесс. Рецепторный потенциал – изменение мембр потенциала в ответ на стимул. ... Обонятельный анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

3. Учение и.П.Павлова о высшей нервной деятельности

Исследование функций головного мозга до Павлова.

Физиологические экспериментальные исследования мозговой коры началось с 70-х г., когда впервые были применены для этой цели испытанные физиологические приемы: электрическое раздражение и экстирпация (удаление) отдельных участков коры больших полушарий. Однако применение этих методов имело весьма ограниченное значение для понимания функций коры мозга и протекающих в ней физиологических процессов. Так, устанавливая при раздражении определенных участков коры полушарий появление тех или иных двигательных реакций, исследователь мог только констатировать, что в раздражаемых участках находятся пункты, участвующие в регуляции двигательных актов животных, т.е. моторные центры. Вопрос же о механизме регуляции движений животного центрами мозговой коры оставался абсолютно неясным. Относительно роли этих центров высказывались только туманные предположения, что они являются психомоторными центрами, деятельность которых связана с психикой и сознанием.

Равным образом мало давали для понимания функций коры опыты с полной или частичной ее экстирпацией. В результате подобных операций наблюдаются различные нарушения поведения животного и его реакций в ответ на раздражения. На этом основании физиолог судил о возможной функциональной роли удаленных участков коры, решал вопрос о локализации центров движения и чувствительности. Полученные при этом данные и выводы из них далеко не всегда были точными вследствие грубой методики. Экстирпации отдельных участков мозга часто сопровождались образованием обширных рубцов в ткани мозга, нарушениями кровообращения и другими последствиями повреждения больших полушарий. Главное же затруднение, которое испытывал исследователь-физиолог при применении методики экстирпации, это то, что он не имел способов объективно оценивать, что же собака теряет при удалении определенного участка мозга. Физиолог был вынужден для объяснения явлений, происходящих у собаки после удаления коры больших полушарий или ее частей, прибегать к понятиям, заимствованным из психологии человека, и говорить о нарушениях у собаки психических восприятий, ощущений, желаний и т.д.

Такой подход не давал точного понятия исследуемых явлений.

Павлов указал физиологии общий метод исследования рефлекторных реакций высших отделов ЦНС и разработал конкретные методические и технические приемы для их детального анализа.

Условный рефлекс Павлов рассматривал как основной элементарный процесс деятельности больших полушарий вместе с тем как наиболее простой элементарный психический акт.

Все рефлексы Павлов разделил на две большие группы: рефлексы безусловные и условные.

Безусловные рефлексы — это реакции унаследованные, наследственно передающиеся. Осуществляются, как правило, при участии низших центров ЦНС (центров спинного мозга, ствола, подкорковых ядер).

Безусловные рефлексы делятся на:

1. Пищевые

2. Оборонительные

3. Ориентировочные

4. Половые

Сопоставление того, что известно о свойствах безусловных рефлексов инстинктов привело Павлова к их отождествлению.

Условные рефлексы — это индивидуально приобретенные реакции. Осуществляются при участии высших отделов ЦНС Они представляют собой элементарную функциональную единицу высшей нервной деятельности. В то время как безусловные рефлексы мало зависят от различных условий , условные рефлексы в гораздо большей степени зависят о условий внешней среды и внутреннего состояния организма. Они легко возникают и исчезают. Условные рефлексы образуются у животного на основе безусловных.

У высших позвоночных животных условные рефлексы являются функцией преимущественно больших полушарий и их коры. У низших же позвоночных условные рефлексы могут быть функцией центров стволовой части мозга.

Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы условный раздражитель один или много раз сочетался с безусловным.

Согласно представлениям Павлова, для возникновения условного рефлекса необходимо, чтобы в коре больших полушарий головного мозга образовалась временная связь между пунктами, воспринимающими условное раздражение и другими пунктами мозга, воспринимающими безусловное раздражение.

В основе временной связи лежит процесс замыкания, переключения нервного возбуждения с одних участков на другие. В результате этого замыкания вначале безразличный для животного раздражитель становится возбудителем. При этом нервный процесс с той области коры, куда доходит возбуждение, возникшее при действии условного раздражителя переключается на нервные центры, которые направляют возбуждение к рабочему органу.

Таким путем создаются рефлекторные дуги, появляются связи между различными участками мозговой коры.

На базе любого безусловного рефлекса можно образовать условные. Их количество может быть велико.

Условные рефлексы представляют собой приспособление индивидуума к изменчивым условиям жизни.

Условными раздражителями могут стать не только индифферентные вначале раздражения, но и такие , которые вызывают сами по себе какую-либо деятельность.

Условные рефлексы можно выработать на основе не только безусловных, но и условных рефлексах.

Исчезновение образованных ранее условных рефлексов, прекращение реакции на различные сигналы возникает в результате процесса торможения.

Возбуждение и торможение — это две неотделимо связанных между собой формы проявления нервного процесса.

Прекращение действия в результате торможения рассматривается как следствие активного процесса, подавляющего возбуждение. Различные внешние посторонние раздражения внезапного характера могут угнетать выработанные условные рефлексы.

Торможение. Возникающее в опытах с условными рефлексами при применении сильного постороннего раздражения, Павлов назвал внешним. Оно возникает быстро, почти немедленно.

Одним из видов безусловного торможения является запредельное торможение. Оно возникает при чрезвычайном усилении условного раздражителя.

Физиологическое значение запредельного торможения заключается в том, что оно охраняет, оберегает корковую клетку от истощения.

От внешнего торможения отличают внутреннее. Это торможение требует для своего возникновения особых условий опыта.

Эта лишь часть исследований И.П.Павлова в области высшей нервной деятельности.

3.1 Типы нервной системы, патология высшей нервной деятельности

Изучение условно-рефлекторной деятельности в опытах на собаках показало, что у разных животных, в зависимости от индивидуальных особенностей, условные рефлексы образуются неодинаково быстро и оказываются неодинаково сильным и прочными. Так, у одной собаки требуется произвести всего от двух до пяти сочетаний условного и безусловного раздражений для того, чтобы выработать прочный условный рефлекс. У других же собак для этой цели необходимо произвести 200-300 сочетаний, и при этом все же прочный безусловный рефлекс может не образоваться. Равным образом различна у разных индивидуумов степень развития тормозного процесса и способность к анализу раздражений. В результате многолетнего глубокого исследования индивидуальны различий высшей нервной деятельности животных Павлов создал свое учение о типах нервной системы.

В основу Павловской классификации типов положено индивидуальное различие особенностей нервной системы: сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Соответственно этому Павлов признал наличие 4 основных типов нервной системы:

1. Тип сильный, но неуравновешенной нервной системы, которая характеризуется преобладанием возбуждения над торможением («безудержный тип»).

2. Тип сильной уравновешенной нервной системы с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип).

3. Тип сильной уравновешенной нервной системы с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный).

4. Тип слабой нервной системы, при которой слабое развитие, как возбуждения, так и торможения.

По мнению Павлова, 4 перечисленных типа нервной системы, изученных в опытах на животных, аналогичны 4 темпераментам, описанным еще в древности. Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения совпадает с холерическим темпераментом; сильный уравновешенный подвижный тип подобен сангвинистическому темпераменту; сильный уравновешенный малоподвижный тип соответствует флегматическому темпераменту; слабый тип подобен меланхолическому темпераменту.

Типы нервной системы отличаются разной приспособленностью к различным воздействиям окружающей среды и своей стойкостью по отношению к патологическим воздействиям. Так, у животных, обладающих уравновешенным типом нервной системы, труднее, чем у животных, обладающих слабой или сильной, но неуравновешенной нервной системой, возникает патологическое расстройство высшей нервной деятельности — «невроз», или «срыв», по терминологии Павлова. Особенно часто неврозы, или срывы, наблюдаются при слабом типе нервной системы. Длительные нарушения условно-рефлекторной деятельности особенно легко наступают у представителей этого типа нервной системы под влиянием трудных жизненных положений, при необходимости решений сложных задач, при сильных разрушительных раздражениях.

Типы нервной системы и высшей нервной деятельности представляют как бы сплав из наследственных свойств — генотипа — нервной системы и всей совокупности влияний среды, которым подвергался данный организм и которые определяют его фенотип, характер. Тренировкой и воспитанием удается в некоторой степени воздействовать на тип нервной системы. Так, можно путем длительных повторных упражнений усилить процесс торможения и этим способствовать уравновешиванию нервной системы у представителей сильной, но неуравновешенной нервной системы, у которых возбуждение преобладает над торможением.

Необходимость изучения наследственно передающихся особенностей нервной системы послужила для Павлова основанием к организации биологической станции в Колтушах.

Физиологические исследования школы Павлова помогли выяснить механизм возникновения некоторых патологических состояний деятельности головного мозга. Павлову всегда были близки интересы медицины и больного человека. О проблемах экспериментальной психопатологии Павлов говорил еще в 1903г. в своем первом докладе, посвященном условным рефлексам. В дальнейшем, в 1918г., Павлов посещал психиатрическую клинику со специальной целью выяснить физиологические механизмы, которые могут иметь значение в возникновении психических заболеваний. В последующие годы Павлов и его сотрудники уделили большое внимание исследованию патологии высшей нервной деятельности.

Подробно были изучены так называемые экспериментальные неврозы. Они представляют собой патологические состояния, возникающие при отсутствии анатомического поражения мозговой коры. Экспериментальный невроз — это «срыв» высшей нервной деятельности. Он может возникнуть под влиянием трудных для работы мозга условий, когда происходит перенапряжение нервных процессов, когда происходит столкновение, или, как образно говорил Павлов, «сшибка» возбуждения и торможения. Возникновение экспериментальных неврозов наблюдается под влиянием применения во время опытов очень сильных условных или безусловных раздражений, при выработке очень сложных и тонких дифференцировок, при длительном воздействии тормозных сигналов. Нарушение условных рефлексов на протяжении многих дней и недель наблюдалось в результате некоторых отравлений или после того, как животное находилось в угрожающих жизни условиях.

Экспериментальные неврозы проявляются или в преобладании возбуждения над торможением, или в изменении подвижности нервных процессов. В первом случае нарушается внутреннее торможение:

исчезает дифференцирование раздражений, замедляется угасание условных рефлексов, животное становится во время опыта беспокойным, часто начинает буйствовать. Во втором случае, когда преобладает торможение, нарушаются, ослабляются или даже полностью затормаживаются условные рефлексы.

В процессе развития экспериментального невроза в лаборатории Павлова было установлено возникновение в коре больших полушарий головного мозга особых состояний, которое характеризуется несколькими фазами, переходными от возбуждения к торможению. В одну из этих фаз кора больших полушарий отвечает одинаковыми по силе реакциями на слабые и сильные раздражения (уравнительная фаза).

В другую фазу слабые раздражения вызывают сильную, а сильные раздражения — слабую условно-рефлекторную реакцию (парадоксальная фаза).

Анализ этих фаз привел к заключению, что они аналогичны явлениям парабиоза, т.е. особого состояния нервной ткани, которое возникает в результате многих воздействий, нарушающих нормальный ход жизненных процессов.

Изменение подвижности нервных процессов при экспериментальных неврозах проявляются или в виде чрезмерной подвижности, оживленности животного, или в виде инертности, «застойности», медленности реакций.

Исследование экспериментальных неврозов по методу условных рефлексов позволило Павлову выяснить механизм тех процессов, которые приводят к развитию у человека таких заболеваний, как истерия и психастения.

Физиологическое исследование дало Ключ к пониманию некоторых сторон и явлений в картине психозов человека. Таким образом, наметились пути к экспериментальному исследованию в опытах над животными функциональных нарушений деятельности мозга, изучением и лечением которых занята психиатрия.

Не ограничиваясь экспериментальным изучением патологии высшей нервной деятельности у животных, Павлов занимался изучением природы патологических нарушений при нервных и психических заболеваний у человека. Для этой цели были организованы при его лаборатории специальные неврологическая и психиатрическая клинки. В этих клиниках под его руководством велась работа по изучению физиологических механизмов, при нарушении которых возникают заболевания нервной системы, в частности и в особенности психические заболевания.

Согласно взглядам Павлова, обе сигнальные системы — первая и вторая — в нормальных физиологических условиях представляют функциональное единство и находятся в постоянном взаимодействии. При этом вторая сигнальная система несколько тормозит первую сигнальную систему. Вместе с тем деятельность второй сигнальной системы, ее адекватность действительности проверяются в процессе практики системы лишь при участии первой сигнальной.

Физиологический анализ нарушения высшей нервной деятельности показал, что вторая сигнальная система, как наиболее позднее функциональное образование, как самое последнее приобретение организма в процессе его развития, является наиболее легко ранимой. Особенно часто возникают во второй сигнальной системе различные нарушения тормозного процесса, проявляющиеся в его преобладании или уменьшении.

Разработка основных закономерностей физиологии высшей нервной деятельности создала необходимый фундамент для проведения исследований по фармакологии условных рефлексов, т.е. изучения действия ряда лекарственных средств на функции коры головного мозга. Эти исследования приобрели в дальнейшем значение для терапии наблюдавшихся у животных экспериментальных неврозов.

Павлов пришел к заключению о целебной роли, которую выполняет торможение в нервной системе. Торможение предохраняет организм от тяжелых, разрушительно действующих на него влияний внешней среды. Оно необходимо для нормального протекания процессов высшей нервной деятельности. Было установлено, что путем длительного сна, вызванного наркотическими веществами, удается бороться с такими патологическими поражениями, как шок.

3.2 Проблема сна

Исследования И.П.Павлова объясняли физиологическую природу и механизм возникновения сна. Согласно теории, разработанной Павловым, сон и внутреннее торможение — один и тот же процесс по своей физико-химической природе. Сон представляет собой торможение, широко распространившееся, иррадировавшее, захватившее всю кору больших полушарий и спустившееся на подкорковые узлы, промежуточный и средний мозг.

Вначале Павлов предполагал особую природу этого «сонного торможения». В дальнейшем же, изучая условия его возникновения и протекания, он убедился в тождестве физиологической природы сна с другими проявлениями коркового торможения. Сон, по Павлову, имеет важнейшее физиологическое значение. Сон препятствует истощению ЦНС, приводит к восстановлению ее нормального состояния после деятельности. Подобно другим видам внутреннего торможения, он имеет защитное, охранительное значение, предохраняя кору полушарий мозга и всю ЦНС от разрушительного влияния внешних раздражений.

Широкая иррадиация торможения в коре и, в частности, сон могут быть вызваны различными способами. Так действует длительное применение слабых ритмических раздражений, а также очень сильные сигналы, которые вызывают бурное возбуждение, сменяющееся торможением, и, наконец, частое применение тормозных раздражителей, приводящих к иррадиации тормозного процесса.

Разработка теории сна позволила приблизиться к пониманию явлений гипноза. Павлов объяснил их как проявления частичного сна, когда большая часть коры полушарий головного мозга заторможена, но сохраняются отдельные возбужденные, иначе говоря, бодрствующие, очаги.

Павловым был дан анализ механизмов внушения. Он понимал его как результат образования временных связей в коре под влиянием словесных воздействий, словесных сигналов, оказывающих особенно сильное влияние в условиях иррадиировавшего, распространившегося на большую массу полушарий тормозного процесса. В последней из своих «Лекций о работе больших полушарий головного мозга» Павлов говорил, что внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека. Он указывал на исключительно большую, почти неодолимую силу внушения как во время самого гипноза, так и после него.

4. Исследования по физиологии кровообращения.

Изучением физиологии сердечно-сосудистой системы Павлов занимался в течение первого этапа свое деятельности на протяжении 15 лет (1874-1889).

Его исследования в этот период были посвящены двум проблемам:

1. Регуляции ширины сосудистого русла, обусловливающей приспособление к разным количествам циркулирующей крови и относительное постоянство кровяного давления.

2. Нервной регуляции работы сердца, в частности, функциональной роли центробежных нервов сердца.

Эксперименты Павлова, посвященные регуляции артериального кровяного давления, преследовали цель выяснить характер и механизм реакции сосудистой системы в целом при изменении условий, в которых находится организм. Павлов учитывал возможность практического использования экспериментальных данных в медицине.

Руководящей идеей всех работ Павлова в этой области было признание того, что существуют нервные механизмы, обуславливающие приспособление кровеносных сосудов к различным количествам циркулирующей в них крови.

Обычно кровяное давление в экспериментах определялось в так называемых острых опытах, т.е. в условиях наркоза или отравления животного кураре — ядом, парализующим двигательный аппарат. Регистрируемые таким путем кривые кровяного давления и их изменения, в зависимости от различных воздействий, не всегда и не вполне точно отражают то, что происходит в нормальных физиологических условиях. Кроме того, применяемая обычно методика не дает возможности изучить влияние таких факторов, как прием пищи или питья животным, эмоциональное его возбуждение и т.д. Павлов разработал новую методику. Он приучает собаку к эксперименту, дрессирует ее так, что она спокойно без наркоза позволяет привязать ее к операционному столу и отпрепаровать у нее тонкую артериальную веточку на лапе, в которую вводится стеклянная канюля, соединенная с ртутным манометром для измерения давления крови.

Пользуясь этой методикой, Павлов имел возможность регистрировать кровяное давление у животного, находящегося в нормальном состоянии.

Полученные с помощью методики кривые колебаний кровяного давления отличались равномерностью. Павлов показал, что в нормальных физиологических условиях кровяное давление долгое время сохраняется на относительно постоянном уровне. Обычно колебания давления в артериях в течение длинных промежутков времени не превышали 3 мм ртутного столба, достигая лишь в редких случаях 10 мм.

Павлов установил, что имеются взаимопротивоположные отношения между сосудами внутренностей и сосудами периферических органов. При расширении сосудов внутренностей суживаются сосуды кожи и, наоборот, при расширении кожных сосудов суживаются сосуды внутренних органов. Таким образом, происходит перераспределение крови в сосудистой системе и достигается постоянство кровяного давления.

Перераспределение крови в сосудистой системе и реакции кровеносных сосудов на изменение количества циркулирующей в организме крови обусловлены, по мнению Павлова, рефлекторным влиянием.

Павлов доказал существование в стволе блуждающего нерва прессорных волокон, рефлекторно вызывающих повышение кровяного давления.

Павлов доказал, что изменение уровня кровяного давления при кровопускании, с одной стороны, и при вливании крови в сосуды, с другой стороны, значительно меньше при целости блуждающих нервов, чем после их перерезки. Влияние блуждающих нервов на уровень кровяного давления осуществляется рефлекторным путем.

Павлов установил принцип саморегуляции сердечно-сосудистой системы. Этот принцип заключается в том, что повышение или понижение кровяного давления, возбуждая чувствительные к изменениям давления крови нервные окончания, рефлекторно вызывает изменение просвета сосудов – сосудорасширение или сосудосужение, что и приводит к выравниванию повысившегося или понизившегося давления.

Серия экспериментальных исследований была посвящена иннервации сердца. Задача большого числа экспериментов состояла в том, чтобы установить, влияют ли на силу и ритм сердечных сокращений одни и те же ли разные нервные волокна. Для этого производились опыты на собаках и кошках с записью кровяного давления и раздражением подходящих к сердцу периферических концов перерезанных нервных веточек. При этом оказалось, что раздражение блуждающего нерва, который до того считался замедляющим сердечную деятельность, может вызвать понижения уровня кровяного давления при неизменном ритме сердечных сокращений.

После того как было установлено наличие в стволе блуждающих нервов особых нервных волокон, вызывающих ослабление сердечных сокращений, у Павлова возникло предположение, что существуют антагонисты этим волокнам, т.е. нервы, усиливающие работу сердца. Павловым действительно были найдены нервные веточки, действующие антогонистичесrим образом.

Открытый Павловым усиливающий нерв сердца представляет собой особую веточку, относящуюся к симпатической нервной системе. Раздражение ее вызывало укорочение периода сокращений — систолы желудочков сердца и увеличение в 3-4 раза и более количества выбрасываемой из них крови. Благодаря этому их раздражение устраняет нарушение проведения возбуждения от предсердий к желудочкам, так называемую блокаду сердца.

На основании большого экспериментального материала Павлов доказал, что существуют четыре вида различных нервных влияний на работу сердца, которые могут быть вызваны при раздражении различных нервных веточек: замедление, ускорение, ослабление и усиление сердечной деятельности.

Нервные волокна, оказывающие влияние на частоту сердечных сокращений, это — ритмические волокна, а те, которые действуют на силу сердечных сокращений, это — динамические волокна.

Согласно представлениям Павлова, усиливающие и ослабляющие нервы сердца — это особые нервы, специфически влияющие на сердечную мускулатуру путем изменения ее возбудимости и физиологического состояния. Под влияние этого нерва повышается возбудимость и проводимость миокарда. Механизм действия усиливающих нервов сердца заключается в том, что они улучшают обмен веществ и питание сердечной мышцы и тем самым вызывают подъем жизненных свойств и работоспособности сердца. Такого рода нервы получили название трофических, влияющих на тканевую трофику. Т.е. на состояние питания органа.

При работе с сердечно-легочным препаратом Павлов отметил понижение или даже отсутствие свертываемости крови, протекающей только через сердце и легкие и не поступающей в сосуды большого круга кровообращения. Павлов пришел к выводу, что в легких вырабатывается какое-то вещество, препятствующее свертыванию крови. Это вещество лишь много позднее было получено Хоуэлом из печени и названо гепарином, а затем было доказано, что он образуется в легких.

5. Исследования по физиологии пищеварения

Как уже было сказано ранее, Павлов еще в студенческие годы провел ряд работ по физиологии пищеварительных желез.

Изучение функции пищеварительного тракта составило второй этап исследовательской деятельности Павлова.

Понимая несовершенство вивисекционной методики, Павлов разработал и применил более сложную, но значительно более совершенную хирургическую методику.

Эти хирургические методики заключались в том, что в условиях специально оборудованной операционной, с соблюдением всех правил асептики и антисептики животному производили более или менее сложные операции, после которых нанесенная рана зашивалась и принимались все меры для того, чтобы она зажила, а состояние животного, насколько возможно, вернулось к норме. При экспериментальных хирургических операциях или открывают доступ к органам, или нарушают связь между ними, или изменяют их местоположение и взаимоотношение.

Внедрение в физиологию хирургической методики потребовало организации в физиологической лаборатории специального операционного отделения. Оно состояло из нескольких комнат. В первой из них животное получало перед операцией ванну и обсушивалось на специальной платформе. В следующей комнате животное получало наркоз. Третья комната была предназначена для стерилизации инструментов и белья, используемого во время операции. В четвертой проводилась сама операция.

Уже в 1879г. Павлов осуществил сложную операцию наложения постоянной фистулы протока поджелудочной железы. Для этой цели он вырезал у собаки небольшой участок двенадцатиперстной кишки в том месте, где в кишку впадает проток поджелудочной железы. Целость кишки восстанавливалась швами, вырезанный же участок кишки с примыкающим к нему и оставшимся неповрежденным протоком вшивался в кожу живота. В результате операции, когда рана заживала, становилось возможным собирать выделяющийся из протока чистый поджелудочный сок.

В 1883г. Павлов разработал методику исследования мочеотделения с помощью фистулы мочеточников и мочевого пузыря. Методика наложения фистулы протока слюнной железы.

Методика мнимого кормления дала возможность получать большие количества чистого желудочного сока, не загрязненного пищей. Эта методика также была применена для выяснения нервных путей, по которым импульсы достигают желудочных желез и вызывают их работу. Для этой цели у эзофаготомированной собаки (операция перерезки пищевода на шее и вшивания в кожу перерезанных ее концов) с фистулой желудка предварительно, за несколько дней до опыта, перерезался один из блуждающих нервов в грудной полости, а затем после мнимого кормления в разгар желудочного сокоотделения перерезался и второй блуждающий нерв на шее. Это вызывало немедленное прекращение секреции желудочного сока. В дальнейшем мнимое кормление такого животного уже не возбуждало более рефлекторного сокоотделения.

Установление наличия секреторной иннервации желудочных желез было подлинным открытием.

Павлов разработал операцию изолирования желудочка.

Павлов поставил перед собой задачу осуществить операцию маленького желудочка таким образом, чтобы сохранилась его связь с большим желудком через посредство кровеносных сосудов, а также нервной связью. Было установлено, что тончайшие веточки блуждающих нервов, иннервирующие желудок проходят между наружным и мышечным слоями стенки желудка. Павлов выкраивал лоскут из желудка собаки, не отрезая его полностью, затем слизистая оболочка на месте соединения лоскута с большим желудком перерезалось, наложением швов восстанавливалась целость большого желудка — маленький изолированным желудочек. Последний сохранял свою связь с большим желудком через посредство мостика из не перерезанной части серозного и мышечного слоев. Отверстие маленького желудочка вшивалось в кожу к краям брюшной раны.

Преимущества предложенной Павловым методики операции маленького изолированного желудочка стали очевидными при первых же опытах над оперированной собакой.

Сокоотделение из Павловского маленького желудка являлась точной, но уменьшенной копией секреции оставшейся части желудка. Эта операция дала возможность физиологам изучать сокоотделение желудочных желез.

Располагая оперированными подопытными животными с фистулами слюнных желез или с изолированным желудочком протока поджелудочной железы, общего желчного протока, желчного пузыря или кишечника, дали Павлову возможность исследовать различные условия деятельности пищеварительных желез. Было выяснено влияние на их работу приема пищи. Различная пища вызывает выделение различных количеств пищеварительных соков и притом разного химического состава.

При исследовании деятельности органов пищеварения Павлов обнаружил значительное количество фактов, свидетельствующих об исключительной приспособленности желез к различным воздействиям внешней среды.

К исследованиям Павлова принадлежат его работы, посвященные анализу и устранению причин смерти животных после двусторонней перерезки блуждающих нервов — ваготомии.

Павлов изучал роль печени в процессах обмена веществ.

Достижения Павлова в области пищеварения очень велики.

Заключение

Воспитанный на идеях материализма, Павлов оставался верным ему всю жизнь. И осуждал идеализм. Материалистические воззрения Павлова особенно четко оформились в период его работы над условными рефлексами.

Павлов рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического.

В своих исследованиях физиологии высшей нервной деятельности Павлов исходил из убеждения, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов.

Одним из принципов научного познания признавал детерминизм (причинную зависимость всех явлений действительности).

Признание в науке объективного метода исследования, распространение этого метода на всю совокупность процессов, происходящих в живом организме, включая и процессы сознания, приводит к тому, что каждое явление рассматривается как строго детерминированное.

Изложенные взгляды Павлова на методологию научного исследования находились в непримиримом противоречии с концепциями идеалистической психологии.

Начиная с 1902-1903гг. Павлов начал изучение условных рефлексов.

Отрицательно относясь к идеалистической психологии, Павлов в то же время не отрицал значения психологии как науки о субъективных переживаниях и состояниях человека. Но отрицал право на существование зоопсихологии.

И.П.Павлов внес неоценимый вклад в развитие физиологии, психологии, медицины и некоторых других областей знания.

Благодаря созданному Павловым учению об условных рефлексах и физиология головного мозга и психология вступили в новую эру.

Список литературы:

1. В.С.Гипенрейтер. Учение И.П.Павлова – Естественно — научная основа физического воспитания. — М.: изда-во физкультура и спорт. -1955.

2. Е.Б.Бабский. И.П.Павлов. Жизнь и деятельность. — М.:

Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР. — 1959.

3. Энциклопедия «Аванта +». — М.: ВА-банк. — 1993.

4.Асратян Э.А., И.П.Павлов 1849 — 1936 г. Изд-о Наука Москва 1974

5.Воронин С. Жизнеописание И.П.Павлова, Изд-во: Советский писатель

Ленинградское отделение . 1984 .

6.Черненко Г. «Иван Петрович Павлов в журнале НЛО — Калейдоскоп за 15 марта

1999 года, №11.

7.Павлова С.В.Из воспоминаний о жизни И.П.Павлова. Изд-во: Новый мир.№ 3 за 1946.

8.Сапарина Е.В. Последняя тайна жизни. Издательство: Молодая гвардия .М.1983.

27