3. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА |
3.2 Воля как характеристика сознания
Виды эмоциональных процессов и состояний. Эмоции и чувства — психические процессы, тесно связанные с познавательными (интеллектуальными) процессами.
В работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова установлена физиологическая основа протекания эмоций и чувств. К. Д. Ушинский и А. С Макаренко обосновали психолого-педагогические аспекты этих процессов.
Эмоции (от лат. еmovere, фр. emotion — потрясаю, волную) — переживания индивида, связанные с реакциями на внешние и внутренние раздражители и целенаправленной деятельностью.
Возникли эмоции в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя. Различают низшие эмоции и высшие эмоции — чувства. С одной стороны, эмоции и чувства как целостный психический процесс представляют собой неделимое единство физиологического и психического: во-первых, наблюдаются внешние физиологические реакции (изменения мимики, цвета кожных покровов лица, дыхания, работы сердца, желудочно-кишечного тракта, интонаций голоса, артикуляции), а во-вторых, формируются внутренние состояния психики, называемые субъективными переживаниями. Телесными проявлениями переживаний являются:
мимика — изменение положения губ, бровей;
пантомимика— жесты и поза;
вокальная мимика — тон голоса;
вегетативные реакции — изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснение, побледнение, дрожь, потоотделение.
С другой стороны, понятия «эмоции» и «чувства» отчетливо разграничиваются. Во-первых, эмоции и чувства, с точки зрения теории отражения и гносеологии, являются различными ступенями развития эмоциональной формы отражения действительности (эмоции свойственны человеку и животным, а чувства — приобретение человека).
Во-вторых, деление понятий «эмоции» и «чувства» имеет большие методологические значения для науки и психолого-педагогических целей по формированию личности. В-третьих, эмоции (страх, ярость, жажда, голод) сближаются с инстинктами, И. П. Павлов связывал их с деятельностью подкорковых центров. Чувства же, особенно такие, как патриотизм, любовь, ненависть, товарищество, дружба, доблесть, честность, совесть, считал чисто человеческими эмоциями и связывал их с функцией коры больших полушарий головного мозга. Высшие эмоции социально обусловлены и связаны с общественными отношениями, складываются исторически.
Особенности наших чувств
- Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства — субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).
- Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Грубость, нездоровые интересы сужают эмоциональный мир человека, а его развитию способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, спортивно-массовые мероприятия, искусство, литература.
- Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д. Человек может быстро переходить от одного чувства к другому (в буквальном смысле «через 2 секунды»).
- Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства — кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами (полученная отличная оценка и встреча с другом вызывают положительные чувства).
- Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.д.
- Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью.
Хорошо продуманная и спланированная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Неорганизованная работа приводит к низким показателям деятельности и минорному настроению. Хорошее настроение — и дело спорится. Плохое настроение — и дело страдает.
- Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.
Функциональное назначение эмоций и чувств
Функция биологического индикатора, т.е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. В этих переживаниях отражается жизненная значимость действующих на индивида факторов и ситуаций.
Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций).
Функция «эмоционального памятника», т.е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности — нужны индивиду сами по себе.
Классификация эмоций и чувств
В зависимости от потребностей личности Б. И. Додонов дает следующую классификацию эмоций:
альтруистические — возникают на основе потребности в покровительстве окружающим людям;
коммуникативные — возникают на основе потребности в общении;
глорические (от лат. gloria — слава) — связаны с потребностью в самоутверждении, славе;
практические — вызываются той деятельностью, которой занимается индивид, ее успешностью или неуспешностью;
пугнические (от лат. pugna — борьба) — в основе лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;
романтические — в основе лежит стремление ко всему необычному;
гностические (от греч. gnosis — знание) — связаны с познавательной деятельностью личности;
эстетические — возникают под влиянием произведении;
искусства, созерцания природы;
гедонические — связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте
акизитивные (от фр. acguisition — приобретение).
Чувства и эмоции можно классифицировать в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления (рис. 6).
Рис. 6. Классификация чувств и эмоций
Простые чувства — это эмоции (пример: чувства голода, тревоги, испуга).
Их физиологическая основа заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов.
Сложные (высшие) чувства — моральные, интеллектуальные, эстетические (по содержанию).
Они имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную систему (природу).
Возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения высших духовных потребностей, тогда как низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в виде пищи, воды, тепла и т.д.
Моральные чувства — чувства патриотизма, долга, коллективизма и т.п.
Интеллектуальные чувства — отношение индивида к своим мыслям, процессу и результатам умственной деятельности (чувства удивления, сомнения, удовлетворения).
Эстетические чувства — это чувство красоты, восхищения прекрасным. Источником эстетических чувств являются произведения искусства, архитектуры, скульптуры, окружающая нас природа.
Стенические чувства (от греч. sthenos — сила) — это радость, возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т.д.; вызывают активное состояние организма, подъем, возбуждение, бодрость, напряжение; повышают жизнедеятельность человека.
Астенические чувства (от греч. asthenos — слабость) — тоска, печаль, уныние, подавленность; вызывают пассивное состояние организма, угнетают жизнедеятельность человека.
Настроение — относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность; зависит от успехов, известий, общения с окружающими людьми, состояния здоровья, уровня жизни, быта.
Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, возбуждение, страсть) — кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации* (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, _______________________________ * Фрустрация (лат.) — обман, тщетное ожидание.
сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением столь важных для человека потребностей (старый совет: прежде чем сделать что-то в состоянии аффекта, нужно постараться мысленно медленно сосчитать до двадцати).
Страсть — вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Страсть может сыграть большую роль в жизни и деятельности человека, если направлена на значительные общественно-ценные цели (страсть к знаниям, изобретательству).
Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.
3.1.2. Теории эмоций. Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Биологическая теория эмоций П. К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.
Информационная теория эмоций П. В. Симонова. Наличие потребности составляет обязательное условие возникновения эмоции, но не является единственным и достаточным условием. Эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э = П • (Н — С).
Из данной формулы следует, что:
- эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности, если система вполне информированна;
- при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
- положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.
Периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге. Согласно этой теории эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем. То есть эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, запускает определенное поведение, а обратная сома-тосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Теория Джеймса—Ланге указывает на связь трех событий:
внешнего раздражителя;
поведенческого акта;
эмоционального переживания.
Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как его прямое производное.
Впоследствии выяснили, что указанные физиологические реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма, требующей усиленной мышечной деятельности (при борьбе, бегстве) и наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией. Положительные эмоции сопровождаются усилением нервных влияний на двигательную (скелетную) мускулатуру; при этом мелкие артерии расширяются, усиживается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, облегчается питание тканей (таким образом, радость молодит).
Физиологическим проявлением печали может стать ее парализующее действие на мышцы, возникновение чувства усталости. Мышцы расслабляются, кровеносные сосуды сжимаются, и ткани обескровливаются. Огорчения очень старят, так как сопровождаются изменениями на клеточном уровне — кожи, волос, ногтей, зубов.
Если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.
Теория центрального мотивационного состояния Д. Биндры. Существует мнение, что эмоции вызываются только силами внешней среды, а мотивации только изменениями внутренней среды организма. Д. Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т.п.
3.2. Воля как характеристика сознания
Сознание, самосознание. Сознание определяет мысленное построение действий, контроль и управление человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности.
Функции сознания:
формирование целей деятельности;
предварительное мысленное построение действий;
предвидение результата;
разумное регулирование поведения и деятельности.
Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире; постановку жизненных целей и задач; самосознание и отношение человека к другим людям и окружающему миру. Когда человек находится в состоянии бодрствования, он осознает все, что с ним происходит.
Самосознание — исторически более поздний и хрупкий продукт развития психики человека. Оно предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира. Представление о себе (самосознание) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.
Самопознание начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. На более высоком уровне сравнения по типу «я и я» человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня. Здесь помогают методы самонаблюдения и самоанализа.
Самооценка— определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, вырабатываемое на основе самопознания. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.
Самовоспитание — это процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки. Средства самовоспитания и приемы воздействия на собственную личность очень разнообразны.
Понятие воли. Структура волевого акта. Творческая жизнь и деятельность человека требуют от него большой активности и
напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами.
Воля — это психический процесс, проявляющийся в способности человека управлять своей психикой и поступками, мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели.
Все действия человека могут быть поделены на две категории:
непроизвольные:
— совершаются в результате возникновения неосознанных или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений;
— имеют импульсный характер, лишены четкого плана;
произвольные:
— предполагают осознание цели;
— предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить достижение цели;
— очередность операций.
Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, производны от воли человека. Люди учитывают и оценивают условия, в которых им приходится действовать для того, чтобы приспособиться к этим условиям, изменить их или создать новые.
Признаки волевого акта:
всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;
характерно наличие продуманного плана действий;
характерно усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (нет эмоционального удовольствия, есть моральное удовлетворение).
Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия; может удержаться от совершения каких-либо действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу.
Согласно теории И. П. Павлова, только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. В данном случае «тормоз» не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация.
Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей.
Структура волевого действия
Волевое (произвольное преднамеренное) действие включает в себя следующие фазы (рис. 7):
- возникновение побуждения и постановку цели (осознание цели и оценка обстановки);
- обсуждение и борьбу мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом);
- принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации);
- исполнение — достижение цели (выполнение задачи);
- анализ и оценку результатов и самого процесса деятельности.
Рис. 7. Структура волевого действия
Неволевое действие, совершаемое без контроля со стороны человека, не нуждается в постоянно осознанном регулировании и включает:
автоматические действия (отдергивание руки от вредящего раздражителя, поворот головы на резкий звук);
инстинктивные действия (состоят из ряда простейших автоматических действий);
приобретенные действия (навыки).
Воля, как один из сложнейших психических процессов, создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т.п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим явлением личности, от которого зависят действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.
Современные психологи рассматривают волю с двух философских позиций:
индетерминизма (идеалистическое направление).
— человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничены;
— воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия;
— воля не зависит от материальных условий жизни.
детерминизма {материалистическое направление)’.
— механизмы волевых действий зависят от образа жизни и характера деятельности человека, материальных условий его жизни, причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен;
—.воля возникает и развивается по общественным, а не по биологическим законам.
3.2.3. Волевые качества личности. Перечислим основные из них:
Целеустремленность — способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, т.е. это целевая направленность принимаемых решений и их исполнение.
Решительность — способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Человека, действующего нерешительно, надеющегося на чью-то помощь, растерявшегося, нельзя назвать решительным.
Инициативность — способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков.
Самостоятельность — способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Если он необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, действует не самостоятельно, не творчески, то у него не развито волевое качество — самостоятельность. Противоположным по значению качеством является конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.
Дисциплинированность — способность человека соблюдать порядок, определенные правила. Дисциплинированный человек умеет рационально организовать свою работу и отдых, все успевает.
Самообладание — способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.
Настойчивость — способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Без настойчивости не может быть решительности, самостоятельности, самообладания, целеустремленности.
Энергичность — способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Энергичный человек не отступает перед трудностями, всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Исполнительность — способность человека активно, старательно и систематически исполнять принимаемые решения; потребность завершить начатое или полученное дело.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему «Эмоциональная и волевая регуляция поведения», выполните тест:
1. Укажите теорию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий:
- биологическая теория эмоций П. К. Анохина
- информационная теория эмоций П. В. Симонова
- периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге
- биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
- теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
2. Укажите теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем:
- периферическая теория эмоций Джеймса—Л анге
- теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
- биологическая теория эмоций П. К. Анохина
- информационная теория эмоций П. В. Симонова
- биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
3. Укажите теорию эмоций, согласно которой эмоция не существует никак единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций и она не может быть полностью отделена от других явлений:
- информационная теория эмоций П. В. Симонова
- биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
- биологическая теория эмоций П. К. Анохина
- теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
- периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге
4. Укажите теорию эмоций, согласно которой наличие потребности является обязательным условием возникновения эмоции, но не является единственным и обязательным условием:
- теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
- биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
- информационная теория эмоций П. В. Симонова
- периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге
- биологическая теория эмоций П. К. Анохина
5. Укажите теорию эмоций, рассматривающую эмоцию как продукты эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира:
- периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге
- биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
- информационная теория эмоций П. В. Симонова
- теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
- биологическая теория эмоций П. К. Анохина
6. Какое телесное проявление эмоций характеризуется жестами и позой?
- мимика
- пантомимика
- тон голоса
- вегетативные явления
- биохимические изменения в организме
7. Назовите вид эмоционального состояния, характеризующийся кратковременным бурнопротекающим состоянием сильного эмоционального возбуждения, возникающего в результате фрустрации:
- страсть
- стресс
- аффект
- настроение
- чувство
8. Назовите состояние чрезмерно сильного и длительного психологического потрясения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает перегрузку:
- стресс
- страсть
- фрустрация
- аффект
- неудовольствие
9. Назовите эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели:
- аффект
- стресс
- перцепция
- фрустрация
- страсть
10. Как называется сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека)?
- фрустрация
- аффект
- страсть
- стресс
- удовольствие
11. Назовите свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками:
- самосознание
- воля
- эмоции
- чувства
- сознание
12. Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью действовать творчески, активно, смело, гибко:
- исполнительность
- инициативность
- энергичность
- решительность
- целеустремленность
13. Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью подчинять свои действия целям:
- решительность
- энергичность
- исполнительность
- целеустремленность
- инициативность
14. Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью управлять своими мыслями и чувствами, действиями и поступками:
- исполнительность
- целеустремленность
- энергичность
- решительность
- самообладание
15. Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях жизни и деятельности:
- решительность
- настойчивость
- энергичность
- исполнительность
- инициативность
16. Укажите последовательность фаз волевого, т.е. произвольного преднамеренного действия:
- принятие решения
- стадия обсуждения и борьбы мотивов
- возникновение, побуждение и постановка цели
- исполнение — достижение цели