Воронежский институт экономики и социальногоуправления
Контрольная работа.
Тема:Характер и темперамент.
Дисциплина: Психология.
Выполнила: Захарова Дарья
Заочного отделения
IIкурс
Специальность:Психология.
Проверил: Мягков Иван Федорович
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки
... открыл все, что можно было открыть в данной теории). Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Другая программа психологии принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову; свои заключения он ... науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные классификации первых программ возникновения психологии. Первая такая программа принадлежит немецкому естествоисследователю Вильгельму Вундту (1832-1920), именно ...
ВОРОНЕЖ 2004г.
Содержание работы.
Введение.
1.Отличительные признакихарактера.
2.Формирование характера.
3.Темперамент.
4.Четыре типатемперамента.
Заключение.
Литература.
Введение.
История учения о характере показываетзначительное разнообразие даже в исходных, позициях при определении этой важнейшейстороны личности.
Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым ифилософом, другом Аристотеля Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.) Слово«характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак», «особенность»Сохранился небольшой трактат Теофраста о характерах, в котором описаны подуглом зрения сатирика и моралиста 30 характеров. Описание каждого характерадано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство»,«лесть», «скучный рассказчик» и т.п.
В общем, или широком, смысле слова подхарактером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качественносвоеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из этого определения вытекает, что когда речьидет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выраженныеи своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означаетдать психологию его как индивидуальности, выделить не сумму ее качеств, а течерты, которые отличают данного, человека от других людей и вместе с темструктурно целостны, т. е. представляют собой известное единство.
При данном определении характера в широком смыслеслова к характеру можно относить и качества темперамента и способности, еслиони являются ярко выраженными индивидуальными чертами и при этомвоздействующими на поведение человека.
Темперамент и характер имеютдостаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологическихособенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако еслитемперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но этонельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всейжизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтомучрезвычайноплохо поддаютсяизменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всегоне на изменения, а на выявления иосознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способыдеятельности, которые наибольшей степенисоответствуют его природным качествам, природному дарованию.
1.Отличительные признаки характера.
Разныелюди в одних и тех же обстоятельствахпроявляют разные свойстваличности. Например, при общениисновыми незнакомыми людьми одни робки, застенчивы, сдержанны, молчаливы;другие—самоуверенны, оживленны, разговорчивы.Эти различия объясняются, с одной стороны, отношением человека клюдям, с другой стороны—индивидуальными особенностями темперамента ипсихических процессов. Так как эти различия определяются отношениями личности,мы вправе обозначитьих каксвойства личности. Но в отношениях личности всегда содержится нечтосоциально-типичное. Между тем в описанных различиях проявляется индивидуальноесвоеобразие личности. Поэтому такие индивидуальные различия личности, которыепроявляются лишь в определенных обстоятельствах, мы обозначаем как свойствохарактера. Из сказанноговытекает и другой признак характера. Одни и тот же человек проявляет робость изастенчивость: в труде—добросовестность, тщательность, методичность; вобращении со своими вещами—аккуратность, бережливость и т. д.
Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков
... 1. Место школьной тревожности и личности педагога в учебной среде Тревожность (англ. anxiety) - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную ... Различают несколько видов тревожности, в данной работе особо значимым является понятие школьной тревожности. ) Школьная тревожность характеризуется ожиданием стрессогенных ситуаций у учеников в ...
Таккак свойства характера обусловлены социально-типичными отношениями личности,то обнаруживаются они не влюбыхситуациях, а лишь в социально-типичных.Например, индивидуальные различия между людьми проявляются и в том,как они едят, ходят, танцуют и т.д. Но в таких индивидуальных различияххарактер не проявляется, потому что отношение к еде, ходьбе или танцам неявляется социально-типичным. Между тем различия в общении с людьми, в труде, вучении, действительно, обусловлены характером, потому что отношения к труду,людям, учению—социально-типичны. Социально-типичнымиявляются только такие ситуации, которые имеют существенное общественноезначение. Именно поэтому в таких ситуациях проявляются социально-типичныеотношения личности.
Итак, характер—это индивидуальностьличности. Свойства характера — такие индивидуально-своеобразныесвойства личности, которые проявляются лишь в типичных ситуациях в зависимостиот социально-типичных отношенийличности,с одной стороны, и от свойств индивидуума, с другой. Из этогоопределения вытекает, что свойства характера следует отличать от такихиндивидуальных психических свойств, которые проявляются относительнонезависимо от специфического содержания социально-типичных отношений личности иот какой-либо ситуации. К последним относятсясвойства темперамента и индивидуальныекачественные особенности психических процессов.
Следует отличить свойствахарактера и от психических состояний. Так же, как и свойства характера,психические состояния проявляются в определенной ситуации и притом различнымобразом у разных людей в зависимости от свойств темперамента. Но в отличие отсвойств характера, психические состояния не зависят от устойчивого ипостоянного отношения к ситуации. Это различие лучше всего обнаруживается, еслимы сравним тревожность как психическое состояние и тревожность как свойствохарактера. Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональномвозбуждении, эмоциональных депрессивных реакциях, состоянии напряжения и т. п.Как психическое состояние тревожность проявляется в любой трудной инапряженной ситуации.
Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности
... появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации ... 125-155 является ''оптимальным интеллектом'', такие дети социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и ... в сфере психосоциального развития. В числе таких свойств и качеств она выделяет: обостренное чувство справедливости; ...
В исследованиях нашейлаборатории показатели тревожности коррелируют со слабостью нервных процессовотносительно возбуждения и с их инертностью (В. В. Белоус, 1967; Л. Д.Василенко, 1967).
Следовательно, она присуща людям меланхолическоготемперамента.
Вместес тем, существует такая тревожность, которая проявляется не в любой трудной инапряженной ситуации, а в ситуации, создающей угрозу для социальной оценкиличности и обусловленной отношением к этой ситуации. Так, в исследованиях Н. С.Уткиной установлено, что контрольная работа в школе, по сравнению стренировочной работой, у учеников слабого типа с активными положительнымимотивами учения высылает характерные для тревожности проявлениянервно-психического напряжения (повышенную отвлекаемость внимания).
Между тем уучеников слабого типа с малоактивными учебными мотивами вызываетнервно-психического напряжения и, следовательно,не является угрожающей. Благодаря такой двоякой обусловленностиотношения личности, с одной стороны, и свойствами темперамента, с другой,такую тревожность в ситуации угрозы для репутации или в ситуации общения слюдьми следует понимать как свойство характера.
Из сказанного вытекает, чтосвойство характера не только отличается от психического состояния большейустойчивостью и постоянством (Н. Д. Левитов, 1964), но и обусловлено устойчивымотношением личности. Поэтому нельзя рассматривать психические состояния какпереходную онтогенетическую ступень к свойствам характера. Психическоесостояние не может само собой, по мере того, как оно становится все болеепривычным, устойчивым и постоянным, превратиться в свойство характера необходимоусловие возникновения свойства характера—формирование устойчивого отношенияличности.
Свойство характера следуетотличать от ситуативного типа поведения (В. Н. Мясшцев, 1960).
Так же, как исвойство характера, ситуативный тип поведения характеризует индивидуальноесвоеобразие поведения в определенной ситуации. Ситуативный тип поведения, как исвойство характера, в отличии от психического состояния, обусловлен отношениемк данной ситуации. Отличие свойства характера в том, что оно обусловлено не любым,а лишь социально — типичным отношением. В качестве одной из иллюстрацийситуативного типа поведения можно указать на индивидуальные различия в выражениифрустрации. Под фрустрацией понимают состояниечеловека или животного при таком неудовлетворении каких-либо активных мотивов,которые превосходят порог его терпимости. В таком состоянии одни людистремятся «сорвать зло» на ком-либо, даже если он не является подлиннымвиновником неудовлетворения. Другие склонны винить во всем происшедшем самихсебя и проявляют депрессивные реакции. Третьи стараются понизить значениенеприятности или стараются не замечатьее (Розенцвейг, 1934).
Темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации личности, ...
... психического расстройства. Объект исследования: темперамент и реагирование на стрессовые ситуации. Предмет исследования: темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации у личности, страдающей сахарным диабетом. Цель ... возникают острые психозы. Последние имеют вид экзогенной реакции или приобретают характер шизоформных расстройств, в связи с чем возникает необходимость дифференциальной ...
Эти индивидуальные различияпроявляются лишь в ситуации неудовлетворения и при достаточно активномотношении к этой ситуации. Однако такое состояние неудовлетворения может возникнутьпри самых различных мотивах и отношениях личности. Это может бытьнеудовлетворение учебных, игровых, трудовых мотивов или даже органическихвлечений. Поэтому в отношении к ситуации фрустрации нет чего-либосоциально-типичного.
Более того, такие ситуации исоответствующие реакции на них присущи не только человеку, но и животным.Поэтому индивидуальные различия реакций фрустрации определяют ситуативный типповедения, а не свойство характера.
Однако, если этииндивидуальные особенности фрустрации проявляются и трудовой ситуации приотрицательной оценке труда и не проявляются при материальных лишениях, то ониуже определяют не ситуативный тин поведения, а свойство характера. Отсюдаопять-таки вытекает, что ситуативный тип поведения нельзя рассматривать какпереходную степень к свойству характера.Для того чтобы возникло свойство характера, недостаточно, чтобы ситуативный тинповедения стал более прочным и устойчивым. Необходимо, чтобы он былобусловлен социально-типичным отношениемличности.
Определение каждогоотдельного свойства характера должно раскрывать общую закономерность его структуры.Для того чтобы ее раскрыть, необходимо и достаточно обозначить: 1) ситуации, вкоторых проявляется данное свойство характера; 2) социально-типичныеотношения, которые его определяют; 3) типичные свойства индивидуума, которые лежатв его основе.
Всеэти условия, определяющие структуру свойства характера,—это общие, типическиеусловия и потому могут быть обозначены соответствующими общими понятиями —словами. Например, «общительность в узком кругу близких и хорошо знакомыхлюдей, проявляемая по типу флегматического темперамента», или«дисциплинированность на уроке, проявляемая по типу холерическоготемперамента», или «нетерпимость к пониженной оценке труда, проявляемая вофрустрированных реакциях депрессивного типа».
2.Формирование характера.
Среди свойств индивидуума, в зависимости откоторых формируются свойства характера, существенную роль, как мы видели,играет тип темперамента, имеющий наследственное происхождение. Отсюда, естественно,возникает вопрос, какова вообще роль наследственности в формированиихарактера? Наиболее надежный путь для разрешения вопроса ороли наследственности и формировании характера—это сравнение их развития угомозиготных и гетерозиготных близнецовпри прочих равных условиях. В силу физиологических причин наследственныесвойства гомозиготных близнецов одинаковы. Одинаковость же условий воспитанияэлиминируется благодаря сравнению с гетерозиготными близнецами, у которыхусловия воспитания в такой же степени сходны, как и у гомозиготных, нонаследственные свойства различны.
Понятие о темпераменте и его типах
... личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Объектом исследования является человек. Предмет исследования - темперамент и его типы. ... и мышцы, энергичны, активны, тверды характером, горды, более способны для искусств ... но сильной и продолжительной реакцией. Для холерического темперамента характерен быстрый и сильный ...
Рольнаследственных задатков проявляется лишь в том, что обусловленныйнаследственностью тип темперамента благоприятствует или противодействуетформированию определенных свойств характера. Но необходимое и определяющееусловие их возникновения—соответствующие внешне социальные условия и условиявоспитания. Вместе с тем, свойства характера не представляют собой пассивногоотражения условий развития и воспитания. Это хорошо обнаруживается висследовании Зазо и Готшальдта. Зазо, наблюдая гомозиготных близнецов вмладенческом и дошкольном возрасте в совместных играх и занятиях, обнаружил междуними резкие различия в отношениях властвования—подчинения, активности,инициативности и пассивности. Такие же данные о различиях в свойствах характеранашел и Готшальдт при изучении гомозиготных близнецов в родной семье. Готшальдобъясняет это обостренным у близнецов стремлением не походить друг на друга иискать индивидуальные способы самовыражения. Такое стремление в особенности выражено в подростковомвозрасте в период усиления самосознания. В этом объяснении свойства характераопределяются не внешними социальными условиями и условиями воспитания, аимманентной тенденцией личности к индивидуализации.Сматериалистической точки зрения такое объяснение неприемлемо. Кроме того, сэтой точки зрения едва ли можно объяснить различия в свойствах характера угомозиготных близнецов в младенческом и младшем дошкольном возрасте, когда стремление к подражанию и конформизм выраженыи наибольшей степени.
По отношению к гомозиготнымблизнецам такое объяснение, естественно, имеет совершенно гипотетическийхарактер. Однако по отношению к развитию характера у взрослого человека доминирующаяроль активных действий и поступков, в его формировании подтверждаетсяэкспериментальными фактами. Так, в клиническим исследовании таким методомизучались изменения характера, происходившие в результате острого психологическогоконфликта—инвалидности, отрицательной оценки или недооценки трудовой деятельноеи т. п. При одинаковых внешних причинах психологического конфликта врезультате его у разных людей наблюдались изменения характера в противоположномнаправлении. Например, среди ослепших в результате ранения на фронте одниозлоблялись, замыкались, опускались на более низкий моральный уровень. Другие,наоборот, становились общительными, отзывчивыми, изменялись и расширялись ихинтеллектуальные интересы, повышался уровень активности.
Такие же различия в изменениихарактера наблюдались в психологических конфликтах, возникших вследствиеотрицательной социальной оценки или недооценки труда. Эти различия в измененияххарактера были связаны с исходом психологического конфликта, т. е. с темидействиями и поступками, при помощи которых человек разрешал конфликтную ситуацию.Разумеется, поступок человека в критических обстоятельствах прежде всегозависит от всего предшествующего развития личности и от условий воспитания. Однакодаже при наиболее благоприятных условиях развития и воспитания, в зависимостиот бесконечного многообразия сочетаний внешних внутренних условий, одни и тот же человекможет решиться на очень различные поступки.
О том же свидетельствуютфакты, изложенные при рассмотренииусловий формирования личности в обществе в коллективе. Формирование личности
Темперамент, его типы и свойства
... и окружающих. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей ...
целымрядом субъективных факторов, таких, как осознание рациональное обоснование социальной оценки,соотношение общественного значения и личностного смысла деятельности, самосознаниеи самооценка личности. Лишь благодаря этим опосредующим субъективным факторамреактивные изменения отношенияхличности, возникшие в ответ на социальные воз действия, превращаются в активные,устойчивые и постоянные свойства личности. Но все эти субъективные факторыформирования личности и составляют те условия, которые определяю активныйхарактер деятельности человека, его действия и поступки.
Таким образом, и эта группа фактовподтверждает, что свойства характера, как и свойства личности в целом, не представляютсобой пассивный слепок внешних социальных условий жизни и воспитания. Ониформируются в активной деятельности человека, в зависимости от его действий ипоступков. В процессе такой активной деятельности, вместе с тем, и теавтоматизмы поведения, привычки и установки, благодаря которым свойствахарактера приобретают большую определенность, активность, устойчивость ипостоянство. Особое значение в формировании характера имеют действия и поступкив конфликтных ситуациях, в зависимости от которых находится исход и разрешениепсихологического конфликта. Как показывает исследование этих конфликтов,изменения характера в таких случаях в особенности глубоки и устойчивы.
Но критические обстоятельстваповторяются в течение всей жизни человека. Мы теряем своих близких илиподвергаемся несправедливым обидам, попадаем в сложную трудовую ситуацию и т.п. В каждом таком случае, в зависимости от того, на какой поступок решитсячеловек, зависит, как сложится его характер и дальнейшая жизнь. Мы сами создаемсвой характеру своими поступкамина протяжении жизни.
3.Темперамент.
Еще самые древние учения о темпераменте сближали егосо строением тела и устанавливали те ткани или жидкости в организме, которыеякобы являются носителями темперамента. Так, господство одного темпераментасвязывалось с преобладанием желчи в организме, другого — с преобладанием кровии т. д. Впоследствии выделились иные факты того же самого порядка; так, Лесгафт указывал на решающее значение, которое имеет длятемперамента широта просвета и толщина стенок сосудов у различных людей. Другиеавторы сближали темперамент с разными внутренними тканями организма, но привсем различии этих взглядов их объединяло общее убеждение, что источникиособенностей темперамента следует искать в индивидуальных особенностяхстроения тела. Некоторыми исследователями это учение былооставлено и основательно забыто, и на его место выдвинута теория относительночисто психической сущности темперамента, которая пыталась объяснить разницу втемпераментах разным соотношением психических сил в организме как страстейнизких и высоких, желании чувственных и идеальных, представлении отвлеченных иконкретных. Надо сказать, что если первые попытки объяснения темперамента былибесплодны потому, что они никогда не могли защитить и наглядно подтвердитьпредполагаемую ими связь, то вторые оказались бесплодными по своей природе,потому что искомое они выдавали за решение и проблему делали ответом. В самомделе, объяснять темперамент через различные соединения психических свойствзначит объяснять idemperidem(тоже через то же), потому что вся проблема темперамента только в том изаключается, чтобы объяснить наличие и преобладание в психике одного человекаодних страстей и представлений, а в психике другого — других. Логический кругявлялся неизбежным пороком почти всех психологических теорий темперамента, и этоспособствовало тому, что проблема как-то отошла на задний план в научной психологии,сделалась предметом полубеллетристического и полуантропологического описания, или вовсе не находиламеста в серьезных психологических системах, или трактовалась мимоходом инедостаточно глубоко.
Раздел 2. Диагностика индивидуальных различий: темперамента, ...
... темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера. способностей и др. 3. Типы темперамента ... правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. ... способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка. Уравновешенность ...
4.Четыре типа темперамента
В традиционной психологиииздавна описание темперамента обычно охватывает четыре типа, в основу которыхположено древнее учение относительно основных типов человеческого поведения.Эти типы описываются самым различным образом, но при всех вариациях в ихопределении незыблемыми остаются две основные черты: известная телеснаявыразительность каждого из типов, то обстоятельство, что рисунком можноиллюстрировать темперамент, а также известный характер движений и их темпа какоснова перехода от внешнего повеления человека к толкованию его психики. Воткраткая сводка четырех типов, составленная Корниловым применительно к детям:
Детальная характеристика этихтемпераментов.
Вот ребенок сангвиническоготемперамента: он худощав, строен, изящен. В своих движениях он слишком быстр иподвижен, даже суетлив; он хватается с горячностью за всякое новое предприятие,но, не имея настойчивости довести его до конца, быстро к нему охладевает. Умего живой и острый, но недостаточно глубокий и вдумчивый. Его чувства быстронарастают, но они захватывают его слишкомповерхностно; он жизнерадостен, любит наслаждения и стремится к ним. Вобщем, милое, прелестное дитя, без тревожных дум о будущем, без глубокихсожалений о прошлом.
Несколькоиного склада ребенок флегматического темперамента. Физически Упитанный, онмедлителен в своих движениях, даже инертен и ленив. Его ум последовательный,вдумчивый и наблюдательный, блещет осведомленностью в ущерб оригинальности итворчеству. Его чувства не горячи, но постоянны; в общем — добродушное, уравновешенноедитя, так мало доставляющее хлопот своимродителям и воспитателям.
Психомоторные и эмоциональные критерии визуальной диагностики ...
... познавательными и практическими задачами ее изучения. Как один из методов диагностики типов темперамента и акцентуации характера можно выделить визуальную диагностику. 1. Теории и методы исследования ... В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность. Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, ...
Полную противоположность этимдвум слабым типам детей составляют два остальных — сильных типа. Вот ребенок холерического типа. Худощавый истройный, он слишком решителен и быстр, а потому часто опрометчив в своих движениях.Он смел, настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. Его острый,проницательный и насмешливый ум слишком категоричен в своих выводах. Егочувства слишком страстны и резки в проявлении своих симпатий и антипатий. Онвластолюбив, мстителен и склонен ко всякого рода борьбе. Ребенок наиболеебеспокойный и наименее уравновешенный, доставляющий так много забот своимруководителям, но зато при благоприятных условиях воспитания многообещающий вбудущем.
Иного склада ребенокмеланхолического темперамента: сумрачный и не по летам серьезный, он медлителени основателен в проявлениях своей воли. С сильным, глубоким и вдумчивымумом, он непреклонен и настойчив до фанатизма в своих излюбленных взглядах.Крайне впечатлительный, мрачный и замкнутый, он редко проявляет свои чувства.Это рано состарившееся дитя, так мало похожее на жизнерадостного ребенка,внушает своим руководителям и невольное уважение, и затаенную боязнь за егобудущее» (К. Н. Корнилов, 1921, с. 131 — 132).
Для того чтобы перейти оттаких слишком общих иотвлеченных описаний темперамента к более точному его исследованию, необходимонайти какой-нибудь основнойпризнак, в котором темперамент реализовывался бы с исчерпывающей, несомненнойполнотой и достоверностью, и обратиться к объективному изучению этих внешнихсимптомов темперамента.
Уже из предыдущего ясно, чтов конечном счете мы определяем темперамент по типу движения, котороепроизводится нашими органами, или, иначе, по возможности или готовностидвижений, которые мы угадываем в чертах тела. Следовательно, за основу нашихнаблюдений следует взять акт реакции как основной и целостный элемент, изкоторого составляются все формы поведения. Связывая темперамент с типомреакции, мы приобретаем сразу для суждения об этом вопросе громадныйэкспериментально-психологический материал о временной динамическойхарактеристике реакции.
Давно установлено, что каждыйиз нас обладает свойственным ему привычным темпом реагирования, и в этомотношении можно разделить люде и по характеру их реакции на быстрых имедленных. Дальнейшая дифференцировка может быть достигнута, если ввести новыймомент в характеристику реакции: динамичности или силы, и тогда изперекрестного сочетания обоих моментов естественно получаются четыре основныхтипа человеческого поведения, которые Корниловым характеризуются как: 1) лица сприродной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования —мускульно-активный тип; 2) лица с природной склонностью к быстрому и слабомуспособу реагирования — мускульно-пассивный тип; 3) лица с природной склонностьюк медленному и сильному способу реагирования — сенсорно-активный тип; 4) лицас природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования — сенсорно пассивныйтип.
Легко заметить, что этичетыре типа, установленные совершенно вне всякой зависимости от учения отемпераментах, совершенно другим, научным методом приводят к тому же самому и всвоих конечных выводах совершенно совпадают с классическим учением отемпераменте.
Очевидно, что сангвиниками иназывали и называют обычно людей мускульно-пассивного типа, реагирующих быстро, возбуждающихся легко, ноне доводящих своих реакций до полной силы и выразительности и погасающих так жебыстро, как и воспламеняющихся. Характеристика холерика совпадает с типоммускульно-активным — реакции сильной и быстрой, и недаром этот темпераментприписывался великим и энергичным историческим деятелям, людям настойчивости иволи. Меланхолик реагирует медленно и сильно и совпадает с сенсорно-активнымтипом.
Отсюда постоянная как бызамедленность, загруженность или задержка и напряженность в меланхолическихтемпераментах, их способность в течение многих лет привязываться к одной мысли или идее, их видимаянеподвижность, си связанная в лице с какой-то суровой решимостью и мужественнымнапряжением. И наконец, флегматики — лица с природнойсклонностью к реакции замедленной и ослабленной, люди сенсорно-пассивного типа.
Установление таких четырехтипов, если даже смотреть на них со всей придирчивостью и относиться к нимтолько как к предварительной и ориентировочной научной схеме, обладает темнеоспоримым достоинством, что переводит вопрос на объективную почву ипозволяет изучать темперамент со стороны его податливости воспитательнымвоздействиям.
Вопросом чрезвычайно сложным являетсяопределение границ перевоспитания темперамента, и только с переходом кисследованию его со стороны реакции можно экспериментально изучить, возможенли переход лиц с природной склонностью к одному из названных четырех типовреагирования.
К другому типу в результате воспитательнойвыучки, упражнения, перемены установки и т. д. При этом общие выводыэкспериментальных исследований показали, что все правила перевоспитаниятемпераментов могут быть охвачены одним общим законом, имеющим первостепенноезначение для педагогики.
Всякий человек легко переходит от ослабленногок усиленному типу реакции, т. е. от пассивного к активному способу реагированияи от замедленного к ускоренному.Обратный переход от быстрого к медленному и от сильного к ослабленному типуоказывается чрезвычайно затруднительным и в целом ряде случаев почтиневозможным. Отсюда делается совершенно понятным, что легче всего поддаютсяперевоспитанию лица сенсорно-пассивного типа, т. е. флегматики, которые легкоусваивают форму поведения активных холерических натур. Таковы, по выражениюодного из психологов, все «подставные» исторические фигуры, о которых он оченьостроумно говорит, что это флегматики, притворившиеся холериками. Возможен исредний переход от флегматического темперамента к меланхолическому илисангвиническому, так как каждый из них связан с изменением только одногохарактерного момента в возможном и доступном перевоспитанию направлении.Флегматики при ускорении движений легко переходят в сангвиников, а при усилениисвоих реакций приближаются к меланхолическому типу.
Труднее всего поддается перевоспитаниюгруппа холерических темпераментов, и чего никогда нельзя сделать из холерика —это приучить его к хладнокровию при каких бы то ни было обстоятельствах жизни.Но и переходные к флегматическому темпераменту формы остаются почтинедостижимыми для холерика, и он всегда принадлежит к числу трудновоспитываемых детей. В педагогической литературе детей именно такого типа иназывают не ладящими со средой или непокорными характерами. Промежуточное местов смысле перевоспитания занимают два других темперамента, которые, грубоговоря, можно считать перевоспитываемыми только наполовину: меланхолическийтемперамент легко приближается к холерическому при условии убыстрения егореакции и сангвинический темперамент при некоторых условиях может легко сойтиза холерический. Сангвиник, научившийся сильно чувствовать и властно говорить,узнавший в первый раз, что значит сильно хотеть и добиваться своего, уже неможет ни но каким признакам быть отличен от холерика.
.
Заключение.
Х
арактер нередко сравнивают стемпераментом,а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке средигосподствующих взглядов на взаимоотношенияхарактера и темпераментаможновыделитьчетыре основных:
-отождествление характера итемперамента (Э Кречмер, А. Ружицкий);
-противопоставлениехарактера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В.Вирениус);
-признаниетемперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью(С-Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
-признание темпераментаприродной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).
Исходяизматериалистическогопонимания человеческих явлений,следуетотметить, что общим дляхарактера и темперамента, являетсязависимостьот физиологическихособенностей человека- Формирование характера существеннозависит от свойствтемперамента, болеетесно связанного со свойстваминервной системы.Кроме того,черты характеравозникают тогда,кода темперамент уже достаточноразвит. Характер развивается наоснове,на базе темперамента.Темперамент определяет в характеретакие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новуюситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д.Однако темперамент непредопределяет характер, У людейс одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различныйхарактер. Особенности темперамента могутспособствовать илипротиводействоватьформированию тех или иных чертхарактера.
Свойства темперамента могут в какой-то степени дажеприходить в противоречие с характером.
Учеловека со сформировавшимся характером темперамент перестает бытьсамостоятельной формойпроявления личности,а становится его динамическойстороной, заключаясь в определеннойэмоциональной направленности свойствхарактера,определенной скоростипротекания психических процессови проявленийличности,определенной характеристике выразительных движенийи действий личности. Здесь же следуетотметить влияние, оказываемое наформирование характера динамическим стереотипом, т.е.системой условных рефлексов,образующих в ответ на устойчивоповторяющуюся систему раздражителей. Наформирование динамических стереотипов у человека в различныхповторяющихся ситуациях влияет егоотношение кобстановке, врезультатечего могут изменятсявозбуждение,торможение, подвижностьнервных процессов,а,следовательно,общее функциональноесостояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образованиидинамическихстереотипов такжеопределяющую роль в образовании динамическихстереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляютсоциальные воздействия.
Черты темперамента и характера органическисвязаны и взаимодействуют друг с другом в</