Гендерные особености мышления в юношеском возрасте

Введение.

       Многие годы на Западе и в последнее десятилетие в России, наряду с традиционными подходами к изучению интеллектуального развития ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих это развитие с точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу.

Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

Но такой познавательный  процесс, как мышление и в настоящее время вызывает много противоречий у ученых.  Одни пытаются доказать, что мужчины и женщины мыслят почти одинаково, другие же наоборот, считают, что они мыслят совершенно по-разному.

Цель работы: исследовать характеристики мыслительной деятельности юношей и девушек и определить различия, если они существуют.

Для себя я определила задачи:

1. Исследовать литературные источники и мнения различных ученых.

2. Провести тестирование для определения характеристик мышления.

Выполняя работу я пользовалась такими методами, как наблюдение, работа с литературными источниками, проведение тестирования.

Глава1. Мышление в юношеском возрасте. Предположение.

1.1 Что такое мышление

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов  человека является его способность мыслить. Благодаря мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов  более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные  образы,  создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие  изменения и эффективно строить  свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события. Именно этим человек отличается от других живых существ. Преимущества, которые дает человеку мышление, заключаются также в том, что с его помощью он может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты  возможных (и невозможных) событий, которые в действительности нигде и никогда не происходили; предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать их и корректировать их в процессе  их осуществления, то есть мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций — функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его.

6 стр., 2517 слов

Интеллект это мышление, высший познавательный процесс. 

... как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят ... смена различных стадий уравновешивания ассимиляции и аккомодации. ^ 6. Эгоцентризм детского мышления. Экспериментальные исследования феномена эгоцентризма Эгоцентризм детского мышления - особая познавательная позиция, ...

Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими людьми. Разум, мышление, ум всегда считались достоинствами, а отсутствие ума большой бедой. Существует даже выражение: «Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».

Так что же такое мышление?

«Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека»  (Аристотель).     

«Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» ( И.П. Павлов.).

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным  отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический процесс с открытием нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.

Мышление является предметом исследования многих дисциплин: философии, социологии, логики, физиологии и других наук. Но нам интересно это понятие с психологической точки зрения.

    

2.1    Особенности мышления в ранней юности.

            Юность является переходным этапом между детством и взрослой жизнью. Это возраст  от 16 до 18 лет. В это время происходит большое количество перемен в теле, чувствах, позициях и оценках, интеллекте, отношении с родителями и со сверстниками, в понимании свободы и ответственности. Также происходят изменение особенностей мышления:

  Появляется так называемая «обратимость» мышления, т.е. способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта.

  В этом возрасте появляется тяготение к общим теориям, формулам.

  Склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью.

4 стр., 1719 слов

Мышление и мозг_1

... которые приводят к пространственному перемещению тела или его частей. Однако человеческое мышление Декарт считал непространственным.Мыслит человек о пространстве, но не в пространстве. В ... которым управляет данный нейрон, — например, естественной руки на эквивалентную ей механическую. Мозг находит способ нужным образом использовать предоставляющуюся возможность, а не работает привычным образом, ...

  Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.

  Мышление в старшем возрасте обладает большей организованностью и последовательностью, логичностью; для него характерны глубина и основательность мысли. Возникает интерес к причинному объяснению явлений. Старшеклассники способны осуществлять опережающее мышление, планирование.

  Процесс мышления включает в себя выдвижение и самостоятельную проверку гипотез. Все это позволяет говорить о способности к научному мышлению.

  В юношеском возрасте отчетливо обозначаются индивидуальные различия мышления, которые проявляются в предпочтениях определенных учебных предметов, результатах решения различных типов задач, в особенностях когнитивных целей.

1.3 Гендерные особенности мышления.

Гендер– это социально-биологическая харак­теристика, с помощью которой люди дают оп­ределение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической ка­тегорией, социальные психологи часто ссылают­ся на те гендерные различия, которые обоснова­ны биологически, как на «половые».

Гендер — это пол, но в социальном, а не в биологическом контексте.

           По мнению многих ученых мужественность прежде всего  соотносится с логичностью, а женственность — с интуитивностью. «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» (Логинов).

«Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков).

«В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки» (Логинов).

Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины — и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.

Еще одной особенностью является отличия в строении мозга. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве, имеет множество отличий — по размерам, структуре, чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10 — 15 процентов меньше мужского. В то же время области, связанные с высшими познавательными функциями, такими, как изучение языка, у женщин более плотно упакованы нейронами.

v   Чем бы ни занималась женщина, даже если она просто шевелит большими пальцами рук, активность нейронов у нее распространяется на большем участке мозга, — говорит д-р Марк Джордж, психиатр и невропатолог из Медицинского университета Южной Каролины. Когда работает мозг мужчины, нейроны включаются только в пределах узкоспецифических областей. У женщины же мозговые клетки высвечивают такую мозаику, которая при сканировании напоминает ночные огни большого города.

v   Одно из возможных, хотя и не бесспорных, объяснений состоит в том, что у женщин толще мозолистое тело — совокупность нервных волокон, соединяющая большую часть коры обоих полушарий мозга. Это позволяет эмоционально-интуитивному правому полушарию и рациональному, воспринимающему только факты левому лучше “общаться” между собой. В результате женский мозг может образовывать такие связи, которые мужскому просто не под силу. Ученые полагают, что это отражается на способности женщины быстро «переключаться» между разным отношением к миру, в то время как мужчины работают в одном «режиме». Следовательно мыслительные процессы у женщин переключаются быстрее.

v   Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный тип мышления, а у мальчиков — зрительно-пространственный. Уже к 18 мес. девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше.

v    В дороге женщины обращают больше внимания на то, что видят, в особенности на такие запоминающиеся детали, как кафе на перекрестке или церковь напротив детской площадки. Когда они возвращаются обратно или объясняют маршрут другим, то опираются в основном на эти ориентиры, в то время как мужчины мыслят категориями направления и расстояния (“полкилометра на север, потом три километра на запад”).

 “Я подозреваю, что мужчины рождаются с неким биологическим преимуществом в отношении пространственного мышления”, — пишет автор научно-популярных книг Дебора Блум. Она отмечает, что мужчины постоянно получают более высокие баллы в тестах на мысленное вращение предмета в трех плоскостях.

v   Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию. Причина может состоять в том, что при чтении женщины используют нейронные области обоих полушарий мозга, в отличие от них мужчины пользуются только нейронными зонами левого полушария.

Предполагается, что половые различия в развитии мышления связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период.

      Хотя некоторые исследователи считают, что половые различия в зрительно-пространственных способностях возникают в подростковом возрасте, есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. И даже у более младших детей были обнаружены различия в понимании пространственных отношений. Когда в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием.

       Среди учеников начальной школы различия в уровне математических способностей мальчиков и девочек незначительны, они начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают в пользу юношей. В то же время девочки, которые в младшем школьном возрасте мечтали об успехах в школе, о будущих достижениях, проявляли хорошие математические способности, в подростковом возрасте начинают мечтать о близкой дружбе, популярности, симпатиях окружающих.

       Казалось бы, эти особенности развития способностей мальчиков и девочек легко объясняются воздействием половых гормонов на мозг подростка. Однако ряд исследований показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительно-пространственное восприятие, чем их обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная — чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит, что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие первичных и вторичных половых признаков и «мужское» поведение, тем хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся мужскими.

       В 1961 году Р.Е. Стеффорд получил данные, свидетельствующие о том, что способности к пространственному воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование генетического механизма наследования пространственных способностей, сцепленного с полом. Однако факты, полученные позже другими исследователями, заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий в познавательной сфере.

Некоторые учены придерживаются взгляда, что особенности мышления формировались и изменялись в процессе био-социального различия. Эволюция мужчин и женщин протекала по-разному, поскольку разными были обстоятельства. Мужчина охотился, женщина собирала. Мужчина защищал. Женщина нянчила. В результате эволюция как тела, так и мышления шла разными путями. По мере того как тело совершенствовалось, чтобы с наибольшей эффективностью выполнять поставленные задачи, изменялось и мышление. Мужчины становились преимущественно выше и сильнее, чем женщины, при развитии мозга в соответствии с возложенными функциями. Миллионы лет структура мозга мужчин и женщин изменялась под давлением отличающихся друг от друга требований. Теперь нам известно, что обработка информации у представителей разного пола происходит по-разному. Они думают по-разному. Они верят по-разному. У них разное восприятие, приоритеты и поведение. Игнорируя это обстоятельство, вы получите головную боль, встретитесь с непониманием, и жизнь ваша принесет вам только разочарование.

Глава 2. Практическое исследование.

2.1 Методика 1. «Недостающие буквы в словах»

Цель данной методики: исследовать скорость протекания мыслительного процесса в юношеском возрасте (динамическая характеристика мышления).

Данная методика, как и другие, проводилась индивидуально. Исследовалось 5 юношей и 5 девушек в возрасте 16-17 лет.

Испытуемым предлагалось вписать недостающие буквы в слова, находящиеся на карточках (Приложение 1).

После чего результаты исследования были обработаны.

Результаты проведения данной методики оформлялись в виде таблицы (Таблица 1).

                        Результаты методики 1.

                 Таблица 1.            

Пол

Возраст

Правильно (%)

1

М

16-17

54

2

М

16-17

54

3

М

16-17

54

4

16-17

74

5

Ж

16-17

74

6

Ж

16-17

74

7

Ж

16-17

78

8

М

16-17

90

9

М

16-17

54

10

Ж

16-17

76

Из таблицы (Таблица 2) мы видим, что скорость протекания мыслительного процесса у девушек на порядок выше чем у юношей.  Они давали за то же время давали на 14% больше правильных ответов.

Сравнительная таблица к методике 1.

Таблица 2

Испытуемые

Средний показатель

Юноши

61

Девушки

75

2.2 Методика 2. «Вербальный лабиринт»

Если в предыдущей методике был рассмотрен критерий динамичности мыслительного процесса, то цель следующей методики: исследовать гибкость, пластичность мышления и способность к быстрому переключению при решении мыслительных задач. При выполнении  данной методики использовалось следующее оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки (Приложение 2.).

Методика проводилась индивидуально. В ней принимало участие 5 юношей и 5 девушек в возрасте 16-17 лет.

 Результаты данной методики были оформлены в виде таблицы (Таблица 3.), при получении определенных данных и выяснению их средних параметров, был определен уровень гибкости, пластичности мышления отдельно взятого ребенка.

Результаты методики 2.

Таблица 3.

Пол

№ столбца

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

М

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

100

2

М

ü

ü

30

3

М

ü

ü

ü

ü

40

4

Ж

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

80

5

Ж

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

90

6

Ж

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

100

7

Ж

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

80

8

М

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

100

М

ü

ü

20

10

Ж

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

ü

80

      На основе полученных (Таблица 4) данных можем сделать вывод, что мышление у девушек более гибкое, пластичное и  способность к быстрому переключению при решении мыслительных задач выше чем у юношей. 

Сравнительная таблица к методике 2.

Таблица 4

Испытуемые

Средний показатель

Юноши

58

Девушки

86

2.3  Методика 3.  «Образование сложных аналогий»

Цель: исследовать способность к выделению сложных, абстрактных логических отношений.  Определить уровень логичности мышления в юношеском возрасте в зависимости от половой принадлежности.

Оборудование: карандаш, специальные бланки (Приложение 3).

Методика проводилась индивидуально. В ней принимало участие 5 юношей и 5 девушек в возрасте 16-17 лет.

Результаты методики были определены и оформлены в виде таблицы (Таблица 6.).

За каждый правильный ответ начислялось 2 балла, за неверный ответ 0 баллов. К полученному результату был прибавлен временной коэффициент, определяемый по приведенной ниже таблице (Таблица 5).

А=В+Т,        А – итоговая оценка

                     В- результат подсчета баллов без учета времени

                     Т- прибавляемый балл с учетом времени

Таблица подсчетов баллов:

Таблица 5.

Время (сек)

Оценка, Т при В >23

Время (сек)

Оценка Т, при В   < 24

114 и менее

3

370 и менее

0

114-370

0

371-505

-3

371 и более

-3

506 и более

-6

Результаты методики 3.

Таблица 6.

Пол

В

Т

А

1

М

10

-3

7

2

М

30

0

30

3

М

8

2

4

Ж

14

0

14

5

Ж

12

-3

9

6

Ж

16

-3

13

7

Ж

8

0

8

8

М

16

-6

10

9

М

14

0

14

10

Ж

20

-3

17

 

Сравнительная таблица к методике 1.

Таблица 2

Испытуемые

Средний показатель

Юноши

12,6

Девушки

12,2

 

Рассмотрев полученные результаты (Таблица 7), делаем вывод, что у юношей логическое мышление развито чуть лучше, чем у девушек.