СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ …………….6
1.1 Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………. .6
1.2 Мотивация учебной деятельности ……………………………………………………..9
Выводы по главе 1……………………………………………………………………17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ………19
2.1 Специфика мотивации обучения в подростковом возрасте……………..19
2.2 Исследование мотивов учебной деятельности подростков в СОШ № 8……………………………………………………………………………………………………..21
2.3 Рекомендации по формированию мотивации учения подростков………26
Выводы по главе 2……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………..37?
Введение
На сегодняшний день вопрос о мотивации учения занимает одно из центральных мест в образовательном процессе. Это связано с тем, что изменения, которые происходят с нынешними детьми, спад интереса к обучению, требуют постоянного их привлечения внимания к учебному процессу.
Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты.
В современной педагогике существует целый ряд серьёзных монографических исследований, освещающих природу мотивации, как в целом, так и в более частном виде. На протяжении многих лет данный вопрос изучали такие исследователи, как: Б.Ф. Ломова, В.Г. Асеева, Д.Н. Узнадзе, Ф.Б. Березина, Е.П. Ильина, А.К. Маркова, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон.
Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков
... мотивации учения и достижения старших школьников. Объект исследования : учебная деятельность старших подростков (11 классы). Предмет исследования: мотивация учебной деятельности и достижений старших подростков. Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том,что уровень мотивации учебной деятельности старших подростков недостаточно ...
На наш взгляд тема нашего исследования является актуальной.
Во-первых, на это указывает то, что среди многообразия работ, посвящённых проблеме формирования мотивации к обучению наибольшее внимание уделяется видам мотиваций и определению ее сущности. В то время когда процессу и методам формирования мотивации внимание уделяется крайне мало. Исследования по этой проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер.
Во-вторых, актуальность исследования обусловлена, тем, что по неутешительной статистике последних лет, мотивация к обучению у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только при индивидуальной и коллективной работе с учащимися по повышению уровня их мотивации.
В-третьих, знания о мотивах и мотивации позволит учителю продуктивно организовать учебный процесс и повысить интерес к учебной деятельности у учащихся.
Объект исследования – мотивация учения у подростков.
Предмет исследования – особенности мотивации учения подростков. Цель: исследовать процесс формирования мотивации к обучению у подростков.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий «мотив» и «мотивация», рассмотреть мотивацию учебной деятельности;
2. Определить психолого-педагогические особенности мотивации учения подростков;
3. Изучить особенности учебной мотивации у подростков СОШ № 8;
4. Подобрать рекомендации для учителей по формированию мотивации учения подростков.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: диагностические методы (тест, анализ работ подростков, обобщение педагогического опыта); статистические: обработка полученных в ходе исследования данных.
Структура работы традиционна и состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы формирования мотивации обучения в подростковом возрасте» состоящей из двух параграфов, уточнены содержания понятий: «мотив» и «мотивация», рассмотрены особенности мотивации учения, причины спада школьной мотивации, а также классификация мотивов учебной деятельности.
Вторая глава исследования «Экспериментальное изучение процесса формирования мотивации обучения у подростков» состоит из трех параграфов. В данной главе рассмотрена специфика мотивации обучения в подростковом возрасте. Проведен анализ мотивационной сферы у школьников, а также даны рекомендации учителям по формированию мотивации учения подростков.
В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные выводы и положения, полученные в результате проведенного нами исследования, а также намечена перспектива дальнейшего исследования по данной теме.
Развитие мотивов учения и поведения в разные возрастные периоды
... интереса свидетельствует о наличии познавательной потребности. Таким образом, мотивация учения - это система стойких мотивов, которая определяет конкретную активную учебно-познавательную деятельность ученика. ... было эффективное педагогическое взаимодействие с ребёнком, подростком, юношей без учёта особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников вполне могут ...
Библиография включает 28 наименований.
?
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе
Понятие «мотивация» относится к числу фундаментальных категорий таких наук, как психология, педагогика, социология, лингводидактика, философия и т.д. Этим объясняется наличие множества трактовок сущности данного понятия. Этимологически термин «мотив» восходит к латинскому «movere», что означает «двигать».
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).
Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Согласно словарю С. Ожегова, «мотив» – побудительная причина, повод к какому-то действию [21, с. 458]. Психологический словарь под редакцией А. В. Петровского определяет мотив как, то, что побуждает деятельность человека [22, с. 421].
А.Н. Леонтьев определяет понятие «мотив» как предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый. Мотив, как подчеркивает ученый, это «осознанная, опредмеченная потребность» [13, с. 35]. В трактовке С.Л. Рубинштейна «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты внешнего мира, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию», что и является мотивом [23, с. 244].
Размышляя над термином «мотивация», Фридман Л.М. говорит о том, что разные исследователи определяют мотивацию то, как мотив, тем самым отождествляя эти два понятия, то, как единую систему мотивов, то, как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии и подчеркивает, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», поскольку последнее «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [26, с. 288]….
Заключение
В заключение данной работы отметим, что исследование велось в соответствии с обозначенными во введении целью и рядом практических задач. В результате этого нами был изучен теоретический материал, где рассматривается вопрос о формировании мотивации к обучению в подростковом возрасте.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы. Под мотивацией понимается причина, побуждающая к действию. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.
Существенной чертой подростков является особенность нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Подросток ориентирован на сверстников. Нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающие в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме.
Мотивация учебной деятельности подростков
... – изучить гендерные особенности мотивов учения в подростковом возрасте. Объект исследования: дети школьного возраста (6 класс). Предмет исследования: структура мотивации учебной деятельности, индивидуально-психологические ... Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, ...
Заинтересованность учащегося в обучении в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний – от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее – от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.
В формировании мотивации к обучению не менее важна роль учителя. Его основная задача – заинтересовать учащихся в учебе или вызвать интерес к ней. Это может быть непосредственный интерес к учению и к предмету учебы; это может быть и в какой-то мере обычно бывает и опосредованный интерес к учебе, связанный с более или менее ясным сознанием того, что она дает.С этими особенностями подросткового возраста связаны результаты проведенного исследования.
Проведенное исследование среди восьмиклассников в СОШ № 8 показало, что 68 % подростков мотивирует ситуация успеха, 32 % характерна мотивация неудач. Диагностика уровней мотивации показала, что большинство подростков заинтересованы ходить в школу (18 % – высокий уровень школьной мотвации, 32 % – хорошая школьная мотивация, 26 % –положительное отношение к школе).
Такой уровень школьной мотивации говорит о том, что у этих учеников может быть сформирован и хороший уровень учебной мотивации, при правильной организации учебного процесса учителем.
Диагностика социальной и позновательной мотивации показала, что у учащихся 8 классов преобладает социальный мотив учения (60 %).
Социальный мотив у подростков проявляется в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Такие результаты объясняются тем, что ведущий вид деятельности в подрсотковом возрасте – это общение со сверстниками, поэтому им важны социальные связи. Зная о таких особенностях учащихся в классе учитель может выстроить своию работу таким образом, чтобы повысить мотивацию школьников к обучению.
Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью совместной работы всего педагогического коллектива и школьного психолога.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в рамках данной работы были рассмотрены особенности мотивации учения в психологической науке, выявлены специфические характеристика мотивации учения подростков, определены особенности развития, рекомендации по формированию мотивации учения подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических и экспериментальных данных в процессе обучения и воспитания подростков, в ходе формировании их мотивации учения.
?
Список использованной литературы
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. – М.: «Инс-т практ. психол.», 1997. – 413 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 215 с.
Психофизиология мотивации
... устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая ... активность нейронов различных уровней мозга — в регулярную. Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных ...
3. Апиш Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации. – М.: МГОУ, 2003. – 512 с.
4. Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Литература, 1991. – 291 с.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – М.: Просвещение, 2001. – 189 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 1989.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321 с.
8. Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений. – М.: Академия, 2005. – 455 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3, 4. – М.: Политиздат, 2001. – 625 с.
10. Грабал В. Мотивация достижения и развитие в процессе учебной деятельности. – М.: Просвещение, 2002. – 456 с.
11. Ильин Е.П. Мотивы и мотивации. – С-Пб.: ПИТЕР, 2002. – 512 с.
12. Климакова Ю. Страшно интересная школа // Семья и школа. – 2002. – №9.
13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. // Вопросы психологии –2000 – №6. – С. 34–37
14. Лернер И.Я. Дидактические основы обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 361 с.
15. Лопатин А.Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активирующих позитивное общественное развитие подростка. // Лучшие страницы педагогической прозы. – 2001. – № 4.
16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 408 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Наука, 2001. – 329 с.
18. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении. // Народное образование. – 2002. – № 9.
19. Немова Н.В. Характеристика мотивации учения школьников. – М.: Наука, 2007 – 327 с.
20. Новичкова И. Швейная игла // Школьный психолог. – 2009. – № 4.
21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.
22. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М.: Просвещение, 1992. – 431 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб.: ПИТЕР, 2000. – 720 с.
24. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП «Изд-во», 2005. – 202 с.
25. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Изд. центр «Академия», 2001– 383 с.
26. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Наука, 1991. – 501 с.
27. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: 2001. – 227с.
28. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Академия, 2002 – 394 с.