Физиологические потребности

Лекция №3. Потребности человека в здоровье и болезни. Концептуальные модели сестринского дела.

Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения или образа жизни человека. Болезнь также мешает удовлетворению потреб­ностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).

А. Маслоу расположил 14 жизненно важ­ных потребностей человека в порядке первоочередности их удов­летворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды. При этом в основании пирамиды на­ходятся низшие физиологические потребности, так как они явля­ются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в био­логическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле.

 

 

Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факто­ров: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и спо­собностей самого человека. Прежде всего, удовлетворяют потребно­сти низшего порядка, т.е. физиологические.

Физиологические потребности

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологиче­ские потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потреб­ностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексу­альных интересов.

Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.

Потребность в кислороде(нормальном дыхании) — основная фи­зиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь — неразде­лимые понятия. Человек усвоил давно: dum spiro spero (лат.) — пока дышу, надеюсь. Многие слова в русском языке имеют «дыхатель­ный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.д. Поддержание этой по­требности должно стать для медицинской сестры приоритетной за­дачей. Кора головного мозга очень чувствительна к недостатку кис­лорода. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным (тахипноэ), появляется одышка. Например, длите­льное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают си­нюшный оттенок.

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

... обязательным условием нормального роста и развития. Однако проявляться она должна в пределах физиологического стресса, то есть как реакция на биологические раздражители. Для малыша такими ... импринтинга заглушает «инстинкт свободы» и прививает человеку психологию подчинения. Грудной возраст (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех его ...

Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище.Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. Родители, удовлетворяя по­требность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нор­мального роста и развития. Рациональное питание взрослого помо­гает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена употреблением пищи, богатой насыщенными животными жирами и холестерином.

Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстой кишки. Адекватное питание при болезнях способствует выздоровлению. Так, высокое содержание белка в пище содействует заживлению ран, в том числе |и пролежней.

Отметим, что неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.

Потребность в жидкости.Здоровый человек должен выпивать 12,5—3 л жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений •при дыхании. Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае появляются признаки обезвоживания. От знаний и умений меди­цинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

Потребность в физиологических отправлениях.Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считают эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту,

имеющему проблемы с отправлением физиологических потребно­стей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.

Потребности в безопасности

Физическая и психологическая безопасность — это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает на­дёжность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, в одежде и в человеке, который может оказать помощь.

Например, пациент чувствует себя в безопасности, если кровать или кресло-каталка зафиксированы, покрытие пола сухое и на нём нет посторонних предметов, помещение в тёмное время суток осве­щено; у человека с плохим зрением есть очки; он одет соответст­венно погоде, в его жилище комфортная температура и есть уверен­ность, что при необходимости ему будет оказана помощь. Человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Каждый чув­ствует себя в безопасности, когда выполнены его индивидуальные требования к защищённости. Медицинская сестра должна не толь­ко уметь обеспечить пациенту безопасность, но и знать его требова­ния к ней.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Потребность во сне и отдыхе.Чередование периодов сон — бодрство­вание является основным фоном для повседневной деятельности человека.

Исследования Т. Гауэра (1997) показали, что женщины чаще страдают от усталости, вызванной недосыпанием. Недосыпание стоит на втором месте после работы по дому среди причин устало­сти. В случаях, когда человек выкраивает время для занятий делами за счёт сна, он увеличивает долг недосыпания, поскольку продол­жительность сна современного человека, необходимая для нор­мального существования, не менее 7—7,5 ч.

При недосыпании у человека ухудшается здоровье. Уменьшается уровень глюкозы в плазме крови, изменяется питание мозга, замед­ляются мыслительные процессы (рассеивается внимание, ухудша­ется кратковременная память, замедляются скорость и точность вычислений), снижается способность к обучению. Исследования, проведённые американскими специалистами (Гауэр Т., 1997), сви­детельствуют об уменьшении количества фагоцитирующих клеток в организме недосыпающего человека. Известно, что мы тратим на сон треть своей жизни. Больному человеку сон необходим ещё бо­льше, поскольку способствует улучшению самочувствия.

Сон — «изменённое состояние сознания, периодически возни­кающее у человека на более или менее длительное время и способ­ствующее восстановлению его сил и самочувствия» (Вендерова М.И., 2000).

Существует циркадный биоритм — ежесуточный цикл сна и бодрствования. Состояние сонливости наступает дваж­ды в течение суток: с 00:00 до 04:00, затем между 12:00 и 16:00. Не­смотря на снижение восприимчивости человека к внешним раздра­жителям во время сна, это очень активное состояние. В результате исследований, проведённых М.И. Вендеровой (2000), выделено не­сколько стадий сна.

Стадия I — медленный сон(фаза медленных движений глаз).

Лёг­кий сон длится несколько минут. В этот период происходят спад физиологической активности организма, постепенное снижение деятельности органов и замедление обмена веществ. В это время спящего человека можно легко разбудить; если сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 мин.

Стадия II — медленный сон(фаза медленных движений глаз).

Неглубокий сон, продолжительностью 10—20 мин. Жизненные функции организма продолжают ослабевать, наступает полное рас­слабление. Разбудить человека трудно.

Стадия III — медленный сон(фаза медленных движений глаз).

Стадия самого глубокого сна, продолжающаяся 15—30 мин. Раз­будить спящего человека очень трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций: это полная релаксация, включая за­медление сердечного ритма.

Стадия IV — медленный сон(фаза медленных движений глаз).

Глубокий сон длительностью 15—30 мин. Разбудить спящего всё так же трудно. В эту фазу происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. У некоторых людей во время этой стадии сна отмечаются «хождение во сне» и непроизвольное мочеиспускание. Вслед за IV вновь наступают III, II, затем V стадия сна.

Во время фазы медленного сна дыхание и пульс урежаются, рас­слабляются мышцы.

Стадия V — быстрый сон(фаза быстрых движений глаз).

Возможны яркие, цветные сновидения через 50—90 мин после I стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз (в этот момент спя­щий видит сновидения), учащение сердечных сокращений и дыха­тельных движений, изменение артериального давления, снижение тонуса скелетных мышц. В эту фазу восстанавливаются психиче­ские функции спящего человека, разбудить его, несмотря на признаки более поверхностного сна (учащение дыхательных движений и пульса), чрезвычайно трудно. Продолжительность этой стадии около 20 мин.

После V стадии сна на короткое время наступают IV, III, II, затем вновь III, IV, V стадии, т.е. следующий цикл сна.

Быстрый сон никогда не наступает сразу — ему предшествуют несколько стадий медленного сна. Сон любого человека состоит из последовательного чередования 4-6 завершённых циклов, продол­жительность каждого из них 60-90 мин. Длительность быстрого сна в начале ночи несколько минут, а к утру около 30 мин.

На сон оказывают влияние такие факторы, как неудобная (не­привычная) поза, физическое и/или психическое недомогание, ле­карственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболева­ние, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к ухудшению сна. Например, при пато­логии органов дыхания пациенту на ночь приходится подкладывать 2-3 подушки, что, безусловно, сказывается на качестве сна. При ишемической болезни сердца больной боится спать из-за страха пе­ред сердечным приступом.

Влияние лекарственных препаратов на качество сна.

Снотворное скорее создаёт у пациента новые проблемы, нежели приносит пользу. Многим людям неизвестны все аспекты действия кофеина и алкоголя. В частности, кофеин — психостимулятор про­должительного действия (от 12—20 ч), способный уменьшить глуби­ну сна. Он содержится в кофе, чае, шоколаде и многих безалкогольных напитках.

 

Фармакологические препараты Влияние на качество сна
Снотворные Мешают развитию стадии глубокого сна. Обеспечи­вают лишь временное (на 1 нед) увеличение его про­должительности. Приводят к состоянию похмелья: пациент испытывает сонливость днем, рассеянности и упадок сил. У пожилых пациентов могут иницииро­вать приступ удушья во время сна
Диуретики Вызывают ночную полиурию
Антидепрессанты, психостимуляторы Подавляют стадию быстрого сна
Алкоголь Ускоряет засыпание. Прерывает фазу быстрого сна. Способствует частому пробуждению и ухудшает во­зобновление сна
Кофеин Затрудняет засыпание. Иногда способствует прерыва­нию сна
Дигоксин Вызывает ночные кошмары
(3-Адреноблокаторы Вызывают ночные кошмары, бессонницу и быстрое пробуждение
Транквилизаторы Уменьшают продолжительность II и IV стадий сна
Наркотические средства Подавляют стадию быстрого сна. При резком прекра­щении приёма могут увеличить риск аритмии. Спо­собствуют частому пробуждению, вызывают сонли­вость днём

 

Медицинская сестра должна ознакомить пациента с назначенными лекарственными препаратами и их влиянием на сон.

У пожилых и старых людей часто наступает изменение сна:

— требуется больше времени, чтобы заснуть, достичь стадии бы­строго глубокого сна;

• общая продолжительность сна не меняется, даже если человек часто просыпается ночью, поэтому человек часто чувствует себя невыспавшимся;

• сон чаще поверхностный, труднее засыпать, частые пробужде­ния ночью и раннее пробуждение;

• с возрастом увеличивается продолжительность поверхностного сна, поэтому часто человек говорит, что он «не сомкнул глаз»

• в течение дня пожилой человек жалуется, что ему трудно вы­полнить обычную элементарную работу, он быстро устаёт, на­блюдается апатия.

Отдых— состояние пониженной физической и психической ак­тивности. Отдыхать можно не только лёжа на диване, но и во время длительной прогулки, чтения книг или выполнения специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху могут помешать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей, а также частые лечебные процедуры. Отдых и сон необходимы для повседневной жизнедеятельности человека. Знание стадий сна и возможных причин, вызывающих его нарушение, даст возможность медицинской сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить до­ступными ей средствами его потребности.

Потребность в движении.Ограничение подвижности или непо­движность создают множество проблем для человека. Неподвижно­стью называется «состояние, при котором человек не может двига­ться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования» (Дженг М., 1995).

Это состо­яние бывает длительным или кратковременным, преходящим или постоянным. Оно может быть обусловлено вынужденным примене­нием ортопедических систем (шина, вытяжение, корсет или ка­кое-либо специальное средство для удерживания тела), болью (в су­ставах, спине и т.п.); хроническим заболеванием (артрит, остаточ­ные явления нарушения мозгового кровообращения и т.п.), нару­шением психики (делирий, депрессия и т.п.).

Неподвижность— один из факторов риска развития трофиче­ских нарушений (возникновение пролежней), патологическое из­менение опорно-двигательного аппарата (остеопороз, мышечная атрофия, контрактура суставов), нарушений в работе сердечно-со­судистой и дыхательной систем (особенно в положении лёжа на спине).

При длительной полной неподвижности наблюдаются из­менения в системе пищеварения (диспепсия, метеоризм, анорексия, диарея или запор).

Регулярное и интенсивное натуживание, к которому пациент вынужден прибегать во время акта дефека­ции в лежачем положении, приводит к геморрою, инфаркту мио­карда, остановке сердца. Неподвижность вызывает нарушение мочевыделения, что в свою очередь приводит к развитию инфек­ций мочевыводящих путей и/или возникновению мочекаменной болезни.

И главное, неподвижный человек лишён общения с окружаю­щей средой, которая оказывает влияние на формирование собст­венного «Я». Выраженность и продолжительность неподвижности оказывают влияние на психосоциальную сферу человека: изменя­ются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.

Помощь медицинской сестры, направленная на восстановление подвижности, имеет важное значение для улучшения качества жиз­ни пациента.

Социальные потребности

Важнейшее значение для человека приобретают потребности третьего уровня — социальные (отношение людей в обществе): семья, друзья, общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д. Большинство людей хотят любви и понимания. Никто не желает быть покинутым и одиноким, и если это произошло, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

Элизабет Кублер-Росс в своей книге «Колесо жизни» пишет: «Мне никогда не доводилось встречать человека, который в чём-либо испытывал бы более сильную потребность, чем в настоя­щей, безграничной любви. Вы найдёте её в простом проявлении доброты по отношению к тому, кто нуждается в помощи… Это то, что соединяет нас с Богом и друг с другом».

При тяжёлой болезни, нетрудоспособности или в преклонном возрасте часто возникает вакуум, нарушающий социальные контак­ты, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, осо­бенно у пожилых и одиноких людей.

Необходимо помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом. Помогая человеку решить его социальные проблемы, можно значительно улучшить качество жизни.

 

Основные положения и эволюция моделей сестринского дела

 

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль ме­дицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей, применение которых позволило разви­вать не только теорию, но и практику сестринского дела.

В настоящее время разработано множество концептуальных мо­делей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «тео­рия» часто используются как синонимы. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет выявить относящиеся к проблеме элементы и исключить те из них, которые к делу не относятся.

Исторически сложилось так, что четкого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до нача­ла 1970-х гг. В настоящее время единый подход к определению природы и структуры сестринского дела отсутствует. Различные модели отражают существующие концепции сестринского дела в разных странах. Это позволяет оценить их преимущества и недо­статки и выбрать из каждой модели то, что применимо в условиях конкретной страны. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее поли­тики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, ре­лигии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каж­дая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда».

Автор одной из моделей считает, что медицинская сестра должна помогать пациенту удовлетворять потребности, связанные с само­уходом, и оказывает ему помощь, пока это будет необходимо. По другой модели медицинская сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить за­болевания, ими вызванные (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щито­видной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).

Модель сестринского дела должна, прежде всего, учитывать кон­кретные условия страны, для которой она разрабатывается:

• принципы, задачи и состояние системы здравоохранения;

• демографические показатели;

• социально-экономическое состояние общества;

• доминирующие морально-этические принципы, культуру.

Модель сестринского дела должна быть ориентирована:

• на человека, а не на болезнь;

• сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимость от болезни;

• нарушенные потребности и возникающие проблемы;

• определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;

• решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества.

Компонентами модели сестринского дела являются:

1) пациент как объект деятельности сестринского персонала;

2) источник проблем пациента;

3) цели и задачи ухода (сестринской помощи);

4) роль медицинской сестры;

5) направленность сестринской помощи;

6) способы оказания сестринской помощи;

7) оценка качества и результатов ухода.

Пациент.Модели по-разному определяют потребности паци­ента. Одна из них рассматривает человека как «набор» анатомичес­ких органов и физиологических систем, другая — как более совер­шенную систему. Модель Д.Джонсон акцентирует внимание сест­ринского персонала на различных типах поведения человека.

Источник проблем пациента.В различных моделях выделяют разные проблемы со здоровьем, требующие сестринского ухода. Так, в одних моделях проблемы представлены как нарушение функций анатомических органов или физиологических систем. Авторы других моделей видят источник проблем и в том, что че­ловек не может изменять свое поведение в зависимости от обсто­ятельств, предполагая, что это происходит из-за функциональных и структурных стрессов (модель Д.Джонсон).

В.Хендерсон счита­ет, что проблемы пациента связаны с недостатком его силы воли или знаний. В некоторых моделях рассматривают сестринский процесс достаточно просто: проблема — определение характера сестринского вмешательства. В других он более сложный: опреде­ление проблем — их исследование (изучение природы) — определе­ние характера сестринского вмешательства. В моделях также по-разному обозначены приоритеты при проведении оценки состоя­ния пациента.

Цели и задачи ухода.В XIX в. Ф.Найтингейл полагала, что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшие санитарно-ги­гиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях и сейчас цель ухода заключается в восстановле­нии функции отдельных органов или систем. Согласно другой модели в результате ухода должно быть восстановлено равновесие в поведении человека. Многие считают, что необходимо улучшить психологическое или социальное состояние пациента. Большин­ство авторов считают, что цели сестринского ухода должны быть согласованы с пациентом. Авторы практически всех моделей по­лагают, что целями должны быть видимые стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность достиже­ния поставленных целей определяется тем, как пациент оценива­ет прогресс в достижении цели и что ему удается сделать самосто­ятельно. Авторы некоторых моделей считают, что следует уста­навливать поэтапные цели (краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).

Роль медицинской сестры.Авторы одних моделей отводят се­стре исключительно роль помощника врача, другие рассматрива­ют ее как защитника прав пациента, третьи — как постоянную сиделку, четвертые — как человека, который изменяет поведение пациента. Авторы каждой модели приводят множество аргумен­тов в пользу той или иной роли сестры.

Направленность сестринской помощи.Этот пункт предполагает определение проблем пациента, на которые направлена деятель­ность медицинской сестры.

Способы оказания сестринской помощи.При реализации плана ухода внимание медицинской сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния больного. Ф. Найтингейл пола­гала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды (чи­стота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода).

Авторы некоторых моделей считают, что сестринская помощь направлена исключи­тельно на конкретные анатомические или физиологические си­стемы. Авторы моделей, предполагающих холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного рав­новесия между человеком и окружающей средой. Некоторые мо­дели предусматривают сестринскую помощь, обеспечивающую па­циенту возможность самоухода.

Оценка качества и результатов ухода.Авторы большинства моде­лей считают, что для того чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем медицинская сестра определяет, насколько целесооб­разным было то или иное вмешательство. В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиологических систем организма, в других — психологические и поведенческие системы, в третьих — степень достижения пациентом возможности самоухода.

Если одновременно используются несколько моделей, то опре­деляют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.

 

Модель дефицита самоухода Д.Орэм

 

Д.Орэм придает большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья. Модель основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм опре­деляет как деятельность по сохранению жизни, здоровья и бла­гополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоя­тельно. В то же время она уделяет большое внимание и сест­ринской помощи в профилактике заболеваний, при травмах и в обучении.

Пациент.Больного рассматривают как единую функциональ­ную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Человек осущест­вляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны быть в рав­новесии. Потребности в самоуходе Д.Орэм подразделяет на три группы:

1) универсальные:

• достаточное потребление воздуха;

• достаточное потребление жидкости;

• достаточное потребление пищи;

• достаточная возможность выделения;

• сохранение баланса между активностью и отдыхом;

• время пребывания в одиночестве, сбалансированное с време­нем, проведенным в обществе других людей;

• предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизне­деятельности и хорошего самочувствия;

• желание соответствовать определенной социальной группе (социальному статусу) в соответствии с индивидуальными спо­собностями и возможностями;

2) связанные со стадией развития (от рождения до старости);

3) связанные с нарушениями здоровья, приводящие к измене­ниям: анатомическим, физиологическим, а также поведения и образа жизни.

Источники проблем пациента.К потребности в сестринской по­мощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании — неспособность осуществлять заботу о себе.

Цели и задачи ухода.Следует создать условия для того, чтобы больной смог осуществлять самоуход, направленный на достиже­ние и поддержание оптимального уровня здоровья.

Роль медицинской сестры.Д.Орэм видит медицинскую сестру как учителя и контролера. Она дополняет возможность пациента осуществлять самоуход.

Направленность сестринской помощи.Сестринская помощь на­правлена на выявление потребностей пациента, причин дефицита самоухода. При определении направления помощи медицинская сестра должна:

• установить уровень требований пациента к самоуходу;

• оценить его возможности для осуществления этих требова­ний;

• оценить степень безопасности больного при осуществлении им самоухода;

• оценить перспективы осуществления самоухода в будущем.

Способы оказания сестринской помощи.Медицинская сестра выполняет следующие функции:

• делает что-либо за больного;

• руководит и направляет его действия;

• оказывает физическую и психологическую поддержку;

• создает условия для обеспечения возможностей самоухода (са­мопомощи);

• обучает больного и его родственников.

Необходимым условием осуществления сестринской помощи является желание и возможность пациента принять эту помощь. Выделяют три системы помощи:

1) полностью компенсирующую — применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению;

2) частично компенсирующую — применяется по отношению к пациентам, временно утратившим способность осуществлять отдельные аспекты самоухода;

3) консультативную (обучающую) — применяется при необ­ходимости обучения пациента (родственников) навыкам само­ухода.

Оценка качества и результатов ухода.Результатом ухода долж­но стать достижение больным оптимального уровня самопомощи. Даже в том случае, если медицинская сестра с полностью ком­пенсирующей системы помощи перешла на частично компенси­рующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно счи­тать сестринское вмешательство эффективным. Таким образом, сестринская помощь может быть направлена как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение потребностей в нем (выздоровление).

 

Модель, направленная на изменение поведения пациента

(модель Д.Джонсон)

 

В отличие от В.Хендерсон и Н. Роупер Д.Джонсон (1968) пред­лагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях. В соответствии с моделью Д.Джонсон сестрин­ская помощь должна быть направлена на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды нарушения здоровья и вы­здоровления.

Пациент.Согласно модели Д.Джонсон пациент имеет набор взаимосвязанных подсистем поведения, каждая их которых стре­мится к равновесию. Д.Джонсон определяет, что действие каж­дой подсистемы заключается в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей. Результат действия зависит от того, как человек воспринимает свое поведение, на­сколько может изменить его. Человек предрасположен к двум ос­новным типам поведения:

1) создаваемому действиями и объектами непосредственно во­круг человека;

2) создаваемому прошлыми привычками.

Источники проблем пациента.Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление их равновесия.

Цель и задачи ухода.Целью сестринского ухода является обеспе­чение равновесия поведенческой системы и функциональной ста­бильности пациента. Он может быть направлен на изменение:

• мотивов поведения;

• действия подсистемы поведения, создаваемого прошлым опы­том;

• поведения, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия;

установки, создаваемой окружающей средой (тип 1) или про­шлым опытом (тип 2).

Если причиной нарушения равновесия в поведенческой под­системе являются функциональные изменения, целью сестринского ухода должно быть обеспечение защиты, опеки, стимулирования к изменению поведения. Для достижения цели медицинская се­стра с помощью конкретных вмешательств стремится восстано­вить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные фак­торы окружающей среды.

Роль медицинской сестры.Роль сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее. Сестре отведе­на роль специалиста, восстанавливающего равновесие подсистем, регулирующих поведение человека во время психологического и физического кризиса или стресса.

Направленность сестринской помощи.Медицинская сестра опре­деляет нарушения равновесия в подсистемах поведения, их при­чины, побуждает пациента на мотивы поведения, связанные с прошлым и настоящим жизненным опытом.

Согласно модели Д.Джонсон сестринская помощь направлена:

• на контроль и ограничение неадекватного поведения;

• защиту от угроз и факторов, вызывающих стресс;

• подавление ненужных реакций;

• поощрение к изменению поведения, поддержку и партнерство.

Способы оказания сестринской помощи.Сестринская помощь включают действия: по ограничению поведения (например, куре­ния, избыточного питания); защищающие от неблагоприятных факторов окружающей среды; подавляющие неэффективные ре­акции (страх, гнев и др.); поощряющие к изменению поведения (например, выполнение утренней оздоровительной гимнастики, прекращение курения и др.).

Оценка качества и результатов ухода.Д.Джонсон полагает, что можно оценить результаты ухода в пределах какой-то подсистемы по поведению пациента, вызванному теми или иными структур­ными изменениями. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с окружающей средой, изменение поведения может быть обусловлено сестринским вмешательством в связи с функциональ­ными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату: адекватному поведению и реакции па­циента при возникновении стресса, формируются новые цели и вмешательства.

 

Адаптационная модель К. Рой

 

Пациент.Адаптационная (эволюционно-адаптационная) модель рассматривает пациента как личность с учетом его индивидуальных и социальных особенностей. Согласно этой концепции, как для физиологических, так и для психологических систем сущест­вует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, т.е. диапазона состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. К. Рой выделяет три фактора, влияющих на уровень адаптации, которые называются раздражи­телями:

1) очаговый — находится в окружении человека;

2) ситуационный — возникает при оказании сестринской по­мощи рядом с очаговым и оказывает на него влияние;

3) остаточный — является результатом прошлых переживаний, верований, взаимоотношений.

При сочетании с очаговым и ситуационным остаточный раз­дражитель влияет на уровень адаптации.

При этом существуют четыре способа адаптации, влияющие на поведение: физиологическая система; Я-концепция; роль-функ­ция; взаимозависимость.

Физиологическая система — это реакции человека на температу­ру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Способность справляться с новыми, непривычными физиологическими раздра­жителями обусловлена не только ими, но зависит от возможно­стей физиологической системы адаптации конкретного человека.

Я-концепция это желание человека понять самого себя: как духовно, так и телесно. Эта система адаптации тоже имеет границы, в пределах которых человек может справляться с изменениями своих психологических и телесных «Я». Эта система особенно важна при подготовке человека к операциям, изменяющим его тело: ампутации конечности, мастэктомии, наложению стомы и т.п.

Роль-функция— эта система предполагает изменение роли че­ловека в силу тех или иных обстоятельств (например, деятельный человек оказывается в лечебном учреждении и вынужден адапти­роваться к пассивной роли пациента).

Человек может выйти за рамки своих возможностей адаптации.

Взаимозависимость — система подразумевает стремление людей достичь состояния относительного баланса во взаимоотношениях, например мать — сын, муж — жена, продавец — покупатель, учи­тель — ученик, врач — пациент, сестра — пациент. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адап­тации в ситуациях, когда пациент испытывает чувство давления, презрения, одиночества, отторжения, фамильярности и др.

Источники проблем пациента.Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения в жизни человека, особен­но в критические периоды, которые оказывают негативное влия­ние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.

Цель и задачи ухода.Главной (приоритетной) задачей меди­цинской сестры является оказание помощи пациенту в достиже­нии и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни.

Роль медицинской сестры.Медицинская сестра способствует адаптации человека в период здоровья и болезни.

Направленность сестринской помощи.Помощь направлена на адаптацию пациента к окружающей обстановке во время проис­ходящих в его жизни изменений, требующих действий для под­держания оптимального уровня здоровья.

Способы оказания сестринской помощи.Применяют разные способы стимулирования и поддержки пациента. Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пре­делами уровня адаптации пациента, с целью их изменения или возвращения в пределы уровня адаптации.

Оценка качества и результатов ухода.Результатом помощи яв­ляется достижение оптимального уровня здоровья пациента в кри­тические периоды его жизни. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в той или иной системе адаптации.

 

Модель, направленная на укрепление здоровья

(модель М. Аллен)

 

М. Аллен предложила свою модель в начале 1970-х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ори­ентированы больше на здоровье, чем на болезнь, на привлечение к сохранению здоровья самого человека, его семьи, общества.

Пациент.Объектом модели является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в ней формируется поведение, ориен­тированное на здоровье.

Модель предлагает рассматривать человека через призму се­мьи, признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. В процессе такого взаимодействия люди и семьи в повседневных житейских ситуациях получают воз­можности социального, психологического и профессионального роста и развития. Пациент играет активную роль в укреплении своего здоровья.

Источники проблем пациента.М. Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицатель­ное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведе­ния, которая соответствует его образу жизни и ценностям.

Цель и задачи ухода.Здоровье — это основная цель сестрин­ской помощи. Задачей медицинской сестры является выработка в семье поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, и обучение совокупности навыков по преодолению проблемных ситуаций. Модель М. Аллен делает акцент на потенциале людей, который можно задействовать при обучении здоровому образу жизни.

Роль медицинской сестры.Медицинская сестра организует обу­чение. Она создает благоприятную обстановку, которая стимули­рует, привлекает и заинтересовывает семью в укреплении здоро­вья ее членов. При этом семья является активным участником процесса оздоровления.

Направленность сестринской помощи.По М. Аллен медицин­ская сестра делает акцент на получении пациентом и его семьей знаний о принципах ведения здорового образа жизни. Личность в семье выступает в качестве объекта медицинского и социального обучения медицинской сестры. Пациент обучается в процессе наблюдения за поведением других людей, которое трансформи­руется в его сознании в определенную модель.

Медицинская сестра рассматривает пациента как активного участника процесса обучения, способного решать проблемы и принимать решения, необходимые для улучшения его здоровья. Она стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсю­ду—в больнице, поликлинике и дома.

Способ оказания сестринской помощи.Медицинская сест­ра совместно с пациентом выбирает способы вмешательства, направленные на укрепление его собственного здоровья и здо­ровья членов его семьи. Это может быть формирование и раз­витие здоровой семьи, занятие физкультурой и спортом, обес­печение необходимой поддержки и развития активного и от­ветственного участия членов семьи в сохранении и укреплении здоровья и т.д.

Оценка качества и результатов ухода.Критериями оценки качества и результатов ухода должно быть улучшение здоровья семьи в соответствии с поставленными целями. Сестра дости­гает цели, последовательно выполняя семь этапов ситуационно обусловленной сестринской помощи: выявляет проблему, изучает контекст ситуации, определяет временные границы, анализирует проблему, составляет план, выполняет план, оценивает результаты.

 

Тема: «Модель В. Хендерсон»

 

В Российских учебных заведениях применяется модель В.Хендерсон адаптированное к Российским условиям.

 

Рассматриваются все 10 фундаментальных потребностей:

1) Потребность в нормальном дыхании.

2) Потребность в адекватном питании и питье.

3) Потребность в физиологических отправлениях.

4) Потребность пациента в движении.

5) Потребность во сне и отдыхе.

6) Потребность пациента в одежде и личной гигиене.

7) Потребность в поддержании нормальной температуре тела.

8) Потребность в поддержании безопасной окружающей среды.

9) Потребность в общении.

10) Потребность трудиться и отдыхать.

 

 

Модель В. Хендерсон.

 

Модель, предложенная в США В. Хендерсон в 1960 г., а затем дополненная в 1968 г., в большей степени акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических в меньшей – на психологических и социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

 

Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Источники проблем пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей.

По таблице 6-1 видим, на чем основана приоритетность потребностей, предложенных В. Хендерсон. При этом потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60-х годов ХХ в., когда была создана это модель сестринского ухода, реальные возможности сестры в США были ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня потребностей. (Модель NANDA, по которой работает сестринский персонал в Северной Америке с конца 80-х годов, включает в себя потребности всех уровней.)

Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий и\или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

Таблица №1 взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон.

 

Уровень основных человеческих потребностей по А. Маслоу Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
Первый уровень(физиологические потребности) Нормально дышать; потреблять достаточное количество пищи и жидкости; выделять из организма продукты жизнедеятельности; двигаться и поддерживать нужное положение; спать и отдыхать.
Второй уровень (потребность в безопасности) Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду; поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду; соблюдать личную гигиену, заботится о внешнем виде; обеспечивать свою безопасности и не опасность для других людей.
Третий уровень(социальные потребности) Поддерживать общение с другими людьми выражая свои эмоции, мнение; отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
Четвертый уровень(потребность в уважении и самоуважении) Заниматься любимой работой; отдыхать, принимать, участие в разнообразных развлечениях, играх; удовлетворять свою любознательность помогающую нормально развиваться.

 

 

В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и

Беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенесший тяжелую утрату, может испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему в этом оказывал помощь его умерший родственник. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Направленности сестринского вмешательства.

Несмотря на то, что В. Хендерсон явно не рекомендует использование сестринского процесса (в 60-е годы такой вид сестринского практики как сестринский процесс, еще не сложились окончательно в сегодняшнем понимании этого термина), она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: «только в состоянии очень высокой зависимости пациента, такого как кома или состояние прострации, у сестры имеются оправдательные мотивы для принятия решения (не обсуждая этого с пациентом), что для него в данном случае является благом». По применению В. Хендерсон, сестра должна быть постараться встать на место пациента, понять его собственную оценку своего состояния и выбрать необходимое вмешательство.

 

Цель ухода.

В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях: шоке, лихорадке, инфекции или дегидратации (обезвоживании).

Автор рекомендует составлять план сестринского ухода, письменно изменяя его после оценки результата сестринского вмешательства.