2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Гуманитарный институт
____________________________________________________________________________
Кафедра философии
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Гуманитарного института НовГУ
_______________ Ю.А.Прокофьев
____ ________________ 2011 г.
Дисциплина для психолого-педагогического направления магистратуры 050400.68 – школьная психология
Рабочая программа
Разработал: профессор каф. философии
__________________ Н.А.Кащей
____ _____________ 2011 г.
Принято на заседании кафедры философии
_____ ___________________ 2011 г.
Заведующий кафедрой
___________________ Н.А. Кащей
Согласовано:
Начальник учебного отдела ИГУМ
___________________ Н.Н. Ульман
____ ______________ 2011 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
... Директор Гайсина Г.Р. Программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рекомендуется для Направления 44.04.02 Психолого-педагогическое образование Программа:Социальная педагогика Квалификации (степени) выпускника:магистр ...
1 |
Цели и задачи изучения дисциплины ……………………………………. |
3 |
2 |
Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки (специальности) …………………………………………………………… |
3 |
3 |
Требования к уровню освоения дисциплины ……………………………. |
3 |
4 |
Структура и содержание дисциплины …………………………………… 4.1 Содержание дисциплины …………………………………………….. 4.2 Формирование компетенций …………………………………………. 4.3 Трудоёмкость дисциплины и формы аттестации …………………… |
4 4 6 6 |
5 |
Образовательные технологии. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины …………………………………………… |
7 |
6 |
Оценка качества освоения дисциплины студентами. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов …………………………………….. 6.1 Темы семинарских занятий …………………………………………… 6.2 Вопросы к зачету …………………………………………………… 6.3 Критерии оценки качества освоения дисциплины студентами ……. |
7 7 10 11 |
7 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1 Основная литература ………………………………………………….. 7.2 Дополнительная литература ………………………………………….. 7.3 Интернет-источники …………………………………………………… |
11 11 12 13 |
8 |
Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………… |
13 |
|
Приложение А. Технологическая карта дисциплины ………………….. |
14 |
|
Приложение Б. Карта учебно-методического обеспечения дисциплины |
15 |
Раздел 1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения курса является формирование знаний и исследовательских умений в области современной философии образования и науки
Задачи преподавания дисциплины:
- Создание у студентов целостного представления о философии образования и науки.
- Стимулирование самостоятельного творческого поиска в русле современных проблем философии образования и науки.
Формируемые компетенции.
- Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, опираясь на знания в области философии образования и науки (ОК-1);
- способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований (ПК-2);
- способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4);
- способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ПК-11).
Раздел 2. Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
Дисциплина «Философии образования и науки» входит в образовательный стандарт для психолого-педагогического направления магистратуры 050400.68 – школьная психология.Изучению курса предшествует освоение такой дисциплины как «Философия» в рамках ООП бакалавриата. Курс является основой формирования у студентов навыков анализа познавательных феноменов в современном образовании и науке.
Раздел 3. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие знания, умения и навыки:
Знать наиболее значимые концепции современной философии образования и науки.
Уметьосмыслять проблемы современной методологии науки с осознанно выбранных теоретико-методологических позиций, аргументированно отстаивать самостоятельно сформированную точку зрения и быть способным к обнаружению недостаточно исследованных проблем философии образования инауки.
Владетьтерминологией современной философии образования и науки, грамотно пользоваться основополагающими понятиями и категориями истории и философииобразования и науки.
Раздел 4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Содержание дисциплины.
4.1.1 Основные дидактические единицы (разделы) и формируемые ими компетенции.
№ |
Раздел дисциплины |
Содержание раздела дисциплины |
Трудоёмкость, ауд. час. |
Формируемые компетенции |
1 |
Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания |
Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер)в межсубъектном понимании и смыслополагании. |
9 |
ОК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-11 |
2 |
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном и психолого-педагогическом познании |
И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных и психолого-педагогических наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании. |
6 |
ОК-1, ПК-2, Пк-4, ПК-11 |
3 |
Объяснение, понимание, интерпретация в науке |
Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. |
6 |
ОК-1, ПК-2, Пк-4, ПК-11 |
4 |
Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных и психолого-педагогических науках |
Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). Вера и верования — обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс). |
6 |
ОК-1, ПК-2, Пк-4, ПК-11 |
4.1.2 Трудоёмкость дидактических единиц и баллы рейтинга по видам учебной работы
Раздел дисциплины |
семестр |
№ недели |
Трудоёмкость по видам учебной работы |
Баллы рейтинга (текущий, не включая экзамен) |
Рекомендуемая литература |
|||||
Лек |
ПЗ |
ЛР |
Аудиторная СРС |
Внеаудиторная СРС |
Пороговый |
max |
||||
Раздел 1.Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания |
9 |
1-5 |
3 |
3 |
3 |
15 |
20 |
40 |
1-11, 12, 22,32,33 |
|
Раздел 2. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном и психолого-педагогическом познании |
9 |
6-10 |
2 |
2 |
2 |
10 |
20 |
40 |
1-11, 21,27, 29 31 |
|
Раздел 3. Объяснение, понимание, интерпретация в науке |
9 |
11-13 |
2 |
2 |
2 |
10 |
15 |
30 |
1-11, 13, 17. 19, 20 32 |
|
Раздел 4. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных и психолого-педагогических науках |
9 |
14-18 |
2 |
2 |
2 |
10 |
20 |
40 |
1-11, 14, 22, 25, 31 |
4.1. Трудоёмкость дисциплины и формы аттестации.
Трудоёмкость, зач.ед. |
Аудиторная работа, час |
ЛЕК |
ПЗ |
ЛР |
Внеаудиторная СРС |
Экзамен |
|
всего |
в т.ч. ауд. СРС |
||||||
2 |
27 |
9 |
9 |
18 |
— |
45 |
зачет |
Раздел 5. Образовательные технологии
Для решения задач освоения дисциплины практическая работа студентов осуществляется с помощью активных форм обучения: тематических дискуссий, анализа «конкретных ситуаций» – case study, написания аналитических отчётов. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных и компьютерных презентаций студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью тестовых заданий и письменных самостоятельных (контрольных) работ.
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Раздел 6. Оценка качества освоения дисциплины студентами
6.1 Темы семинарских занятий
Методические указания и рекомендации для обучающихся по выполнению практических заданий и организации самостоятельной работы:
Самостоятельная работа студентов (СРС) включает в себя подготовку к семинарским занятиям, подготовку к экзамену.
Подготовка к семинарским занятиям предполагает самостоятельный поиск ответов на вопросы, указанные в теме семинара, на основе изучения первоисточников и рекомендованной литературы. При работе с первоисточниками следует уделять время составлению кратких резюмирующих конспектов, которые позволят студенту участвовать в обсуждении темы семинара и грамотно аргументировать свою точку зрения.
Подготовка к экзамену предполагает самостоятельное повторение студентом изученного материала, чтение дополнительной литературы, составление содержательных ответов на вопросы, предложенные в разделе 6.1.
Семинар 1. Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.
Вопросы для обсуждения:
Укажите сходства и отличия наук о природе и наук об обществе, какова специфика психолого-педагогического познания? Какие особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания Вы знаете? Опишите возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГНи современной системе образования. Раскройте понятие научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Что такое индивидуальный субъект познания и его форма существования? Укажите индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном и педагогическом познании. Дайте определение научного сообщества. Какая роль отводиться традициям, ценностям, образцам интерпретации и «пред-рассудкам» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании?
Литература для подготовки к семинару:
Войтов, А.Г. История и философия науки : Учеб.пособие для аспирантов. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 691,[1]с. : ил. — Библиогр.:с.677-690. — ISBN 5-91131-275-1(в пер.) : 253.00.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
Голубинцев, В.О.Философия науки : Учеб.для вузов. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 541,[1]с. — (Высшее образование).
— ISBN 978-5-222-10855-0(в пер.) : 178.00.
История и философия науки :Учеб.пособие для аспирантов / Под ред.А.С.Мамзина. — СПб. : Питер, 2008. — 304с. — Библиогр.:с.302-304. — ISBN 978-5-91180-826-6(в пер.) : 203.00.
История и философия науки (Философия науки) : Учеб.пособие для аспирантов естественно-науч.и техн.спец. / Под ред.:Ю.В.Крянева,Л.Е.Моториной. — М. : Альфа-М:Инфра-М, 2007. — 335с. — Библиогр.в конце разд. — Прил.:с.309-333. — ISBN 978-5-98281-105-Х : 209.25. — ISBN 978-5-16-002955-9(в пер.) : 209.25.
Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 18. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с..
Кун Томас.Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.
Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.
Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.
Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).
— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. /Пер. с англ. Научн. ред., предисл. и коммент. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 471с.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
Семинар 2.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном и психолого-педагогическом познании
Вопросы для обсуждения:
Раскройте суть кантовской диалектики теоретического и практического (нравственного) разума. Какие методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке Вы знаете? Укажите явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Какая роль отводится научной картине мира, стилю научного познания, философским категориям и принципам, представлениям здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных и психолого-педагогических наук? Охарактеризуйте вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в гуманитарном познании.
Литература для подготовки к семинару:
Булдаков, С.К.История и философия науки : Учеб.пособие:Для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр.кандидат.минимума. — М. : РИОР, 2008. — 140,[1]с. — (Высшее образование).
— Библиогр.:с.138-139. — ISBN 978-5-369-00329-9 : 83.93.
Войтов, А.Г. История и философия науки : Учеб.пособие для аспирантов. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 691,[1]с. : ил. — Библиогр.:с.677-690. — ISBN 5-91131-275-1(в пер.) : 253.00.
Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.
Никифоров А.Л.Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.
Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).
— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1996.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. М., 1990.
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. –223 с.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. /Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
Семинар 3.Объяснение, понимание, интерпретация в науке
Вопросы для обсуждения:
Раскройте объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Объясните специфику понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории? Что такое герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста? Что такое текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания? Раскройте роль объяснения и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
Литература для подготовки к семинару:
Лешкевич, Т.Г.Философия науки : Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М. : Инфра-М, 2010. — 270,[2]с. — (Высшее образование).
— Библиогр.:с.264-268. — ISBN 978-5-16-002338-0(в пер.) : 125.84.
Рузавин, г.И. Методология научного познания : Учеб.Пособие для вузов. — м. : юнити-Дана, 2009. — 287с. — isbn 978-5-238-00920-9 : 141.24. — 120.00
Философия науки :Учеб.пособие / Под общ.ред.:А.М.Старостина,В.И.Стрюковского. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»:Академцентр, 2010. — 364,[4]с. — Библиогр.:с.366,в конце прил. — Прил.:с.337-365. — ISBN 978-5-394-00581-7(в пер.) : 220.00.
Философия науки: Учеб.пособие для аспирантов и соискателей / Отв.ред.Т.П.Матяш. — 2-е изд.,доп.и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 442,[2]с. — (Высшее образование).
— Библиогр.в конце гл. — ISBN 978-5-222-12271-6(в пер.) : 260.40.
Философия социальных и гуманитарных наук :Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).
— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.).
Кун Томас.Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.
Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).
— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1996.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. –223 с.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. /Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. /Пер. с англ. Научн. ред., предисл. и коммент. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 471с.
Семинар 4.
Вопросы для обсуждения:
То такое вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах? Раскройте диалектику веры и сомнения. Какая роль отводится вера и верованиям как обязательным компонентам и основаниям личностного знания? Что такое результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре? Как соотносятся вера и понимание в контексте коммуникаций? Раскройте проблему веры и истины, разные типы обоснования веры и знания. Что такое «Философская вера» как вера мыслящего человека по К.Ясперсу?
Литература для подготовки к семинару:
Голубинцев, В.О.Философия науки : Учеб.для вузов. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 541,[1]с. — (Высшее образование).
— ISBN 978-5-222-10855-0(в пер.) : 178.00.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988
История и философия науки :Учеб.пособие для аспирантов / Под ред.А.С.Мамзина. — СПб. : Питер, 2008. — 304с. — Библиогр.:с.302-304. — ISBN 978-5-91180-826-6(в пер.) : 203.00.
История и философия науки (Философия науки): Учеб.пособие для аспирантов естественно-науч.и техн.спец. / Под ред.:Ю.В.Крянева,Л.Е.Моториной. — М. : Альфа-М:Инфра-М, 2007. — 335с. — Библиогр.в конце разд. — Прил.:с.309-333. — ISBN 978-5-98281-105-Х : 209.25. — ISBN 978-5-16-002955-9(в пер.) : 209.25.
Кохановский В.П.Философия науки. Учебное пособие. – Ростов-н/Д, 2005. – 492с.
Лешкевич, Т.Г.Философия науки : Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М. : Инфра-М, 2010. — 270,[2]с. — (Высшее образование).
— Библиогр.:с.264-268. — ISBN 978-5-16-002338-0(в пер.) : 125.84.
Бернс р. Развитие я-концепции и воспитание. / Пер. С англ. /Общая ред. И вступит. Сл. В.Я. Пилиповского. – м.: Прогресс, 1986. – 420 с
Философия науки :Учеб.пособие / Под общ.ред.:А.М.Старостина,В.И.Стрюковского. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»:Академцентр, 2010. — 364,[4]с. — Библиогр.:с.366,в конце прил. — Прил.:с.337-365. — ISBN 978-5-394-00581-7(в пер.) : 220.00.
Философия науки: Учеб.пособие для аспирантов и соискателей / Отв.ред.Т.П.Матяш. — 2-е изд.,доп.и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 442,[2]с. — (Высшее образование).
— Библиогр.в конце гл. — ISBN 978-5-222-12271-6(в пер.) : 260.40.
Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).
— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Ясперс К.Смысл и предназначение истории. М., 2007.
6.2 Вопросы к зачету
1. Понятие и специфические особенности социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.
2. Место образования в структуре социально-гуманитарного познания.
3. Объект и предмет социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.
4. Субъект социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.
5. Специфика методологии социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.
6.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
7.Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
8.Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
9.Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
10.Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
11.Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.
12.Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
13.Язык, «языковые игры», языковая картина мира в социально-гуманитарных науках.
14.Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
15.Основные исследовательские программы в социально-гуманитарных и психолого-педагогических науках.
-
6.3. Критерии оценки качества освоения дисциплины студентами
Пороговый уровень (оценка «удовлетворительно») в семестре составляет 60-74 балла. На пороговом уровне студент демонстрирует низкую мотивацию обучения, не выполняет чуть менее половины аудиторных и внеаудиторных заданий, обнаруживает незначительные проблемы в теоретических занятиях (например, недостаточно ориентируется в персоналиях и хронологических границах различных подходов и школ).
Стандартный уровень (оценка «хорошо») в семестре составляет 75-89 баллов. На стандартном уровне студент демонстрирует среднюю мотивацию обучения, практически не обнаруживает пробелов в теоретических знаниях, выполняет большую часть аудиторных и внеаудиторных заданий без ошибок, почти всегда правильно использует понятия для анализа ситуационных задач, конкретных примеров, но затрудняется предложить их самостоятельно.
Эталонный уровень (оценка «отлично») в семестре составляет 90-100 баллов. На эталонном уровне студент демонстрирует полное знание и понимание теоретического содержания курса без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; высокий уровень мотивации обучения.
Раздел 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
1. Булдаков, С.К.История и философия науки : Учеб.пособие:Для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр.кандидат.минимума. — М. : РИОР, 2008. — 140,[1]с. — (Высшее образование).
— Библиогр.:с.138-139. — ISBN 978-5-369-00329-9 : 83.93.
2. Войтов, А.Г. История и философия науки : Учеб.пособие для аспирантов. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 691,[1]с. : ил. — Библиогр.:с.677-690. — ISBN 5-91131-275-1(в пер.) : 253.00.
3. Голубинцев, В.О.Философия науки : Учеб.для вузов. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 541,[1]с. — (Высшее образование).
— ISBN 978-5-222-10855-0(в пер.) : 178.00.
4. История и философия науки :Учеб.пособие для аспирантов / Под ред.А.С.Мамзина. — СПб. : Питер, 2008. — 304с. — Библиогр.:с.302-304. — ISBN 978-5-91180-826-6(в пер.) : 203.00.
5. История и философия науки (Философия науки): Учеб.пособие для аспирантов естественно-науч.и техн.спец. / Под ред.:Ю.В.Крянева,Л.Е.Моториной. — М. : Альфа-М:Инфра-М, 2007. — 335с. — Библиогр.в конце разд. — Прил.:с.309-333. — ISBN 978-5-98281-105-Х : 209.25. — ISBN 978-5-16-002955-9(в пер.) : 209.25.
6. Кохановский В.П.Философия науки. Учебное пособие. – Ростов-н/Д, 2005. – 492с.
7. Лешкевич, Т.Г.Философия науки : Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М. : Инфра-М, 2010. — 270,[2]с. — (Высшее образование).
— Библиогр.:с.264-268. — ISBN 978-5-16-002338-0(в пер.) : 125.84.
8. Рузавин, г.И. Методология научного познания : Учеб.Пособие для вузов. — м. : юнити-Дана, 2009. — 287с. — isbn 978-5-238-00920-9 : 141.24. — 120.00.
9. Философия науки :Учеб.пособие / Под общ.ред.:А.М.Старостина,В.И.Стрюковского. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»:Академцентр, 2010. — 364,[4]с. — Библиогр.:с.366,в конце прил. — Прил.:с.337-365. — ISBN 978-5-394-00581-7(в пер.) : 220.00.
10. Философия науки: Учеб.пособие для аспирантов и соискателей / Отв.ред.Т.П.Матяш. — 2-е изд.,доп.и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 442,[2]с. — (Высшее образование).
— Библиогр.в конце гл. — ISBN 978-5-222-12271-6(в пер.) : 260.40.
11. Философия социальных и гуманитарных наук :Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).
— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.
7.2 Первоисточники и дополнительная литература
12. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1996.
13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
14. Валлерштейн И.Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества//Социология на порогеXXIвека. Новые направления исследования. М., 1998.
15. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. М., 1990.
16. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
17. Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1996. – 240 с.
18. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
19. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. –223 с.
20. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. /Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
21. Культура: теории и проблемы. М., 1995.
22. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
23. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.
24.Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение — Историзм. М. 1998
25. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
26. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
27. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.
28. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Спб. 1999.
29. Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001.
30. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10.
31. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
32. Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. /Пер. с англ. Научн. ред., предисл. и коммент. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 471с.
33. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
34. Ясперс К.Смысл и предназначение истории. М., 2007.
7.3 Интернет-источники
Журнал «Вопросы философии»
http://vphil.ru/
Карта учебно-методического обеспечения представлена в Приложении А.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для осуществления образовательного процесса можно использовать компьютерный класс лаборатории «Берестяная грамота», оборудованный мультимедийными средствами для демонстрации лекций-презентаций, проектов и видеоматериалов.
Приложения
Приложение А
Технологическая карта дисциплины
Трудоёмкость дисциплины 2 ЗЕ=50 б.*3=100 баллов
Семестр Недели |
Виды учебной работы и трудоём-кость |
Аудиторный контроль теоретических знаний (в баллах) |
Работа на практических занятиях (в баллах) |
Домашние практические задания (в баллах) |
Реферат |
Оценка по итогам работы студента в семестре (в баллах) |
Творч. рейтинг |
Зачет |
9/18 или4 |
|
40 |
40 |
– |
80 |
– |
20 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
ПР1 (5б.) |
ДР1 (5б.) |
|
|
|
|
5 |
|
Сем 1 (10 б.) |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
ПР2 (5б.) |
ДР2 (5б.) |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
Сем 2 (10 б.) |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
ПР3 (5б.) |
ДР3 (5б.) |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
Сем 3 (10 б.) |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
Сем 4 (10 б.) |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
ПР4 (5б.) |
ДР5 (5б.) |
|
|
|
|
Текущая семестровая аттестация (не менее 120 баллов из 150) |
||||||||
сессия |
0-40 |
0-40 |
|
80 |
|
20 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:
- пороговый (оценка «удовлетворительно») – 60-74 балла
- стандартный (оценка «хорошо») – 75-89 баллов
- эталонный (оценка «отлично») – 90-100 баллов
Приложение Б
Карта учебно-методического обеспечения дисциплины «Философия образования и науки»
Всего часов – 72, из них: лекций – 9,
практических занятий – 18,
аудиторных СРС – 9, СРС – 45
для направления магистратуры 050400.68 – школьная психология
Обеспечивающая кафедра философии, факультет философский, семестр 9-й.
Таблица 1. Обеспечение дисциплины изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) |
Вид занятия, в котором используется |
Число часов, обеспечиваемых изданием |
Кол. экз. в НовГУ (на каф.) |
Примечание |
1. Лешкевич, Т.Г. Философия науки : Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М. : Инфра-М, 2010. — 270,[2]с. — (Высшее образование). — Библиогр.:с.264-268. — ISBN 978-5-16-002338-0(в пер.) : 125.84. |
Лекции, семинары, СРС |
1 зач.ед. / 36 |
2 |
|
2. Философия науки : Учеб.пособие / Под общ.ред.:А.М.Старостина,В.И.Стрюковского. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»:Академцентр, 2010. — 364,[4]с. — Библиогр.:с.366,в конце прил. — Прил.:с.337-365. — ISBN 978-5-394-00581-7(в пер.) : 220.00. |
Лекции, семинары, СРС |
1 зач.ед. / 36 |
2 |
|
Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus). — ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00. |
Лекции, семинары, СРС |
2 зач.ед. / 72 |
2 |
|
Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. Стр.) |
Вид занятия, в котором используется |
Число часов, обеспечиваемых изданием |
Кол. экз. в НовГУ (на каф.) |
Примечание |
1. Кащей Н.А. Философия образования и науки. Рабочая программа. – Великий Новгород, 2011. |
Лекции, семинары, СРС |
2 зач.ед. / 72 |
1 |
Электр., раздаточн. материал
|
Учебно-методическое обеспечение 100%
Действительна для учебного года 2011/2012.
Зав. кафедрой философии ___________________ Н.А. Кащей.