Философия образования и науки 2

2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Гуманитарный институт

____________________________________________________________________________

Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Гуманитарного института НовГУ

_______________ Ю.А.Прокофьев

____ ________________ 2011 г.

Дисциплина для психолого-педагогического направления магистратуры 050400.68 – школьная психология

Рабочая программа

Разработал: профессор каф. философии

__________________ Н.А.Кащей

____ _____________ 2011 г.

Принято на заседании кафедры философии

_____ ___________________ 2011 г.

Заведующий кафедрой

___________________ Н.А. Кащей

Согласовано:

Начальник учебного отдела ИГУМ

___________________ Н.Н. Ульман

____ ______________ 2011 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

21 стр., 10370 слов

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

... Директор Гайсина Г.Р.       Программа дисциплины   ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ   Рекомендуется для   Направления 44.04.02 Психолого-педагогическое образование Программа:Социальная педагогика Квалификации (степени) выпускника:магистр     ...

1

Цели и задачи изучения дисциплины …………………………………….

3

2

Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки (специальности) ……………………………………………………………

3

3

Требования к уровню освоения дисциплины …………………………….

3

4

Структура и содержание дисциплины ……………………………………

4.1 Содержание дисциплины ……………………………………………..

4.2 Формирование компетенций ………………………………………….

4.3 Трудоёмкость дисциплины и формы аттестации ……………………

4

4

6

6

5

Образовательные технологии. Методические рекомендации

по преподаванию дисциплины ……………………………………………

7

6

Оценка качества освоения дисциплины студентами.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов ……………………………………..

6.1 Темы семинарских занятий ……………………………………………

6.2 Вопросы к зачету ……………………………………………………

6.3 Критерии оценки качества освоения дисциплины студентами …….

7

7

10

11

7

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература …………………………………………………..

7.2 Дополнительная литература …………………………………………..

7.3 Интернет-источники ……………………………………………………

11

11

12

13

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………

13

Приложение А. Технологическая карта дисциплины …………………..

14

Приложение Б. Карта учебно-методического обеспечения дисциплины

15

Раздел 1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения курса является формирование знаний и исследовательских умений в области современной философии образования и науки

Задачи преподавания дисциплины:

  1. Создание у студентов целостного представления о философии образования и науки.
  2. Стимулирование самостоятельного творческого поиска в русле современных проблем философии образования и науки.

Формируемые компетенции.

  • Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, опираясь на знания в области философии образования и науки (ОК-1);
  • способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований (ПК-2);
  • способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4);
  • способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ПК-11).

Раздел 2. Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки

Дисциплина «Философии образования и науки» входит в образовательный стандарт для психолого-педагогического направления магистратуры 050400.68 – школьная психология.Изучению курса предшествует освоение такой дисциплины как «Философия» в рамках ООП бакалавриата. Курс является основой формирования у студентов навыков анализа познавательных феноменов в современном образовании и науке.

Раздел 3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие знания, умения и навыки:

Знать наиболее значимые концепции современной философии образования и науки.

Уметьосмыслять проблемы современной методологии науки с осознанно выбранных теоретико-методологических позиций, аргументированно отстаивать самостоятельно сформированную точку зрения и быть способным к обнаружению недостаточно исследованных проблем философии образования инауки.

Владетьтерминологией современной философии образования и науки, грамотно пользоваться основополагающими понятиями и категориями истории и философииобразования и науки.

Раздел 4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины.

4.1.1 Основные дидактические единицы (разделы) и формируемые ими компетенции.

Раздел дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Трудоёмкость, ауд. час.

Формируемые компетенции

1

Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер)в межсубъектном понимании и смыслополагании.

9

ОК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-11

2

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном и психолого-педагогическом познании

И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных и психолого-педагогических наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

6

ОК-1, ПК-2, Пк-4, ПК-11

3

Объяснение, понимание, интерпретация в науке

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер).

Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

6

ОК-1, ПК-2, Пк-4, ПК-11

4

Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных и психолого-педагогических науках

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн).

Вера и верования — обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс).

6

ОК-1, ПК-2, Пк-4, ПК-11

4.1.2 Трудоёмкость дидактических единиц и баллы рейтинга по видам учебной работы

Раздел дисциплины

семестр

№ недели

Трудоёмкость по видам учебной работы

Баллы рейтинга

(текущий, не включая экзамен)

Рекомендуемая

литература

Лек

ПЗ

ЛР

Аудиторная СРС

Внеаудиторная СРС

Пороговый

max

Раздел 1.Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания

9

1-5

3

3

3

15

20

40

1-11, 12, 22,32,33

Раздел 2. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном и психолого-педагогическом познании

9

6-10

2

2

2

10

20

40

1-11, 21,27, 29 31

Раздел 3. Объяснение, понимание, интерпретация в науке

9

11-13

2

2

2

10

15

30

1-11, 13, 17. 19, 20 32

Раздел 4. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных и психолого-педагогических науках

9

14-18

2

2

2

10

20

40

1-11, 14, 22, 25, 31

4.1. Трудоёмкость дисциплины и формы аттестации.

Трудоёмкость, зач.ед.

Аудиторная работа, час

ЛЕК

ПЗ

ЛР

Внеаудиторная СРС

Экзамен

всего

в т.ч. ауд. СРС

2

27

9

9

18

45

зачет

Раздел 5. Образовательные технологии

Для решения задач освоения дисциплины практическая работа студентов осуществляется с помощью активных форм обучения: тематических дискуссий, анализа «конкретных ситуаций» – case study, написания аналитических отчётов. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных и компьютерных презентаций студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью тестовых заданий и письменных самостоятельных (контрольных) работ.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Раздел 6. Оценка качества освоения дисциплины студентами

6.1 Темы семинарских занятий

Методические указания и рекомендации для обучающихся по выполнению практических заданий и организации самостоятельной работы:

Самостоятельная работа студентов (СРС) включает в себя подготовку к семинарским занятиям, подготовку к экзамену.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает самостоятельный поиск ответов на вопросы, указанные в теме семинара, на основе изучения первоисточников и рекомендованной литературы. При работе с первоисточниками следует уделять время составлению кратких резюмирующих конспектов, которые позволят студенту участвовать в обсуждении темы семинара и грамотно аргументировать свою точку зрения.

Подготовка к экзамену предполагает самостоятельное повторение студентом изученного материала, чтение дополнительной литературы, составление содержательных ответов на вопросы, предложенные в разделе 6.1.

Семинар 1. Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.

Вопросы для обсуждения:

Укажите сходства и отличия наук о природе и наук об обществе, какова специфика психолого-педагогического познания? Какие особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания Вы знаете? Опишите возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГНи современной системе образования. Раскройте понятие научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Что такое индивидуальный субъект познания и его форма существования? Укажите индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном и педагогическом познании. Дайте определение научного сообщества. Какая роль отводиться традициям, ценностям, образцам интерпретации и «пред-рассудкам» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании?

Литература для подготовки к семинару:

Войтов, А.Г. История и философия науки : Учеб.пособие для аспирантов. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 691,[1]с. : ил. — Библиогр.:с.677-690. — ISBN 5-91131-275-1(в пер.) : 253.00.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Голубинцев, В.О.Философия науки : Учеб.для вузов. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 541,[1]с. — (Высшее образование).

— ISBN 978-5-222-10855-0(в пер.) : 178.00.

История и философия науки :Учеб.пособие для аспирантов / Под ред.А.С.Мамзина. — СПб. : Питер, 2008. — 304с. — Библиогр.:с.302-304. — ISBN 978-5-91180-826-6(в пер.) : 203.00.

История и философия науки (Философия науки) : Учеб.пособие для аспирантов естественно-науч.и техн.спец. / Под ред.:Ю.В.Крянева,Л.Е.Моториной. — М. : Альфа-М:Инфра-М, 2007. — 335с. — Библиогр.в конце разд. — Прил.:с.309-333. — ISBN 978-5-98281-105-Х : 209.25. — ISBN 978-5-16-002955-9(в пер.) : 209.25.

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 18. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с..

Кун Томас.Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).

— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. /Пер. с англ. Научн. ред., предисл. и коммент. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 471с.

Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

Семинар 2.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном и психолого-педагогическом познании

Вопросы для обсуждения:

Раскройте суть кантовской диалектики теоретического и практического (нравственного) разума. Какие методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке Вы знаете? Укажите явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Какая роль отводится научной картине мира, стилю научного познания, философским категориям и принципам, представлениям здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных и психолого-педагогических наук? Охарактеризуйте вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в гуманитарном познании.

Литература для подготовки к семинару:

Булдаков, С.К.История и философия науки : Учеб.пособие:Для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр.кандидат.минимума. — М. : РИОР, 2008. — 140,[1]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.:с.138-139. — ISBN 978-5-369-00329-9 : 83.93.

Войтов, А.Г. История и философия науки : Учеб.пособие для аспирантов. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 691,[1]с. : ил. — Библиогр.:с.677-690. — ISBN 5-91131-275-1(в пер.) : 253.00.

Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

Никифоров А.Л.Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).

— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1996.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. М., 1990.

Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. –223 с.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. /Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10.

Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

Семинар 3.Объяснение, понимание, интерпретация в науке

Вопросы для обсуждения:

Раскройте объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Объясните специфику понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории? Что такое герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста? Что такое текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания? Раскройте роль объяснения и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

Литература для подготовки к семинару:

Лешкевич, Т.Г.Философия науки : Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М. : Инфра-М, 2010. — 270,[2]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.:с.264-268. — ISBN 978-5-16-002338-0(в пер.) : 125.84.

Рузавин, г.И. Методология научного познания : Учеб.Пособие для вузов. — м. : юнити-Дана, 2009. — 287с. — isbn 978-5-238-00920-9 : 141.24. — 120.00

Философия науки :Учеб.пособие / Под общ.ред.:А.М.Старостина,В.И.Стрюковского. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»:Академцентр, 2010. — 364,[4]с. — Библиогр.:с.366,в конце прил. — Прил.:с.337-365. — ISBN 978-5-394-00581-7(в пер.) : 220.00.

Философия науки: Учеб.пособие для аспирантов и соискателей / Отв.ред.Т.П.Матяш. — 2-е изд.,доп.и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 442,[2]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.в конце гл. — ISBN 978-5-222-12271-6(в пер.) : 260.40.

Философия социальных и гуманитарных наук :Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).

— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.).

Кун Томас.Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).

— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1996.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. –223 с.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. /Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. /Пер. с англ. Научн. ред., предисл. и коммент. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 471с.

Семинар 4.

Вопросы для обсуждения:

То такое вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах? Раскройте диалектику веры и сомнения. Какая роль отводится вера и верованиям как обязательным компонентам и основаниям личностного знания? Что такое результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре? Как соотносятся вера и понимание в контексте коммуникаций? Раскройте проблему веры и истины, разные типы обоснования веры и знания. Что такое «Философская вера» как вера мыслящего человека по К.Ясперсу?

Литература для подготовки к семинару:

Голубинцев, В.О.Философия науки : Учеб.для вузов. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 541,[1]с. — (Высшее образование).

— ISBN 978-5-222-10855-0(в пер.) : 178.00.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988

История и философия науки :Учеб.пособие для аспирантов / Под ред.А.С.Мамзина. — СПб. : Питер, 2008. — 304с. — Библиогр.:с.302-304. — ISBN 978-5-91180-826-6(в пер.) : 203.00.

История и философия науки (Философия науки): Учеб.пособие для аспирантов естественно-науч.и техн.спец. / Под ред.:Ю.В.Крянева,Л.Е.Моториной. — М. : Альфа-М:Инфра-М, 2007. — 335с. — Библиогр.в конце разд. — Прил.:с.309-333. — ISBN 978-5-98281-105-Х : 209.25. — ISBN 978-5-16-002955-9(в пер.) : 209.25.

Кохановский В.П.Философия науки. Учебное пособие. – Ростов-н/Д, 2005. – 492с.

Лешкевич, Т.Г.Философия науки : Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М. : Инфра-М, 2010. — 270,[2]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.:с.264-268. — ISBN 978-5-16-002338-0(в пер.) : 125.84.

Бернс р. Развитие я-концепции и воспитание. / Пер. С англ. /Общая ред. И вступит. Сл. В.Я. Пилиповского. – м.: Прогресс, 1986. – 420 с

Философия науки :Учеб.пособие / Под общ.ред.:А.М.Старостина,В.И.Стрюковского. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»:Академцентр, 2010. — 364,[4]с. — Библиогр.:с.366,в конце прил. — Прил.:с.337-365. — ISBN 978-5-394-00581-7(в пер.) : 220.00.

Философия науки: Учеб.пособие для аспирантов и соискателей / Отв.ред.Т.П.Матяш. — 2-е изд.,доп.и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 442,[2]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.в конце гл. — ISBN 978-5-222-12271-6(в пер.) : 260.40.

Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).

— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Ясперс К.Смысл и предназначение истории. М., 2007.

6.2 Вопросы к зачету

1. Понятие и специфические особенности социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.

2. Место образования в структуре социально-гуманитарного познания.

3. Объект и предмет социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.

4. Субъект социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.

5. Специфика методологии социально-гуманитарного и психолого-педагогического познания.

6.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

7.Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

8.Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

9.Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

10.Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

11.Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

12.Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.

13.Язык, «языковые игры», языковая картина мира в социально-гуманитарных науках.

14.Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

15.Основные исследовательские программы в социально-гуманитарных и психолого-педагогических науках.

  1. 6.3. Критерии оценки качества освоения дисциплины студентами

Пороговый уровень (оценка «удовлетворительно») в семестре составляет 60-74 балла. На пороговом уровне студент демонстрирует низкую мотивацию обучения, не выполняет чуть менее половины аудиторных и внеаудиторных заданий, обнаруживает незначительные проблемы в теоретических занятиях (например, недостаточно ориентируется в персоналиях и хронологических границах различных подходов и школ).

Стандартный уровень (оценка «хорошо») в семестре составляет 75-89 баллов. На стандартном уровне студент демонстрирует среднюю мотивацию обучения, практически не обнаруживает пробелов в теоретических знаниях, выполняет большую часть аудиторных и внеаудиторных заданий без ошибок, почти всегда правильно использует понятия для анализа ситуационных задач, конкретных примеров, но затрудняется предложить их самостоятельно.

Эталонный уровень (оценка «отлично») в семестре составляет 90-100 баллов. На эталонном уровне студент демонстрирует полное знание и понимание теоретического содержания курса без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; высокий уровень мотивации обучения.

Раздел 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература

1. Булдаков, С.К.История и философия науки : Учеб.пособие:Для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр.кандидат.минимума. — М. : РИОР, 2008. — 140,[1]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.:с.138-139. — ISBN 978-5-369-00329-9 : 83.93.

2. Войтов, А.Г. История и философия науки : Учеб.пособие для аспирантов. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 691,[1]с. : ил. — Библиогр.:с.677-690. — ISBN 5-91131-275-1(в пер.) : 253.00.

3. Голубинцев, В.О.Философия науки : Учеб.для вузов. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 541,[1]с. — (Высшее образование).

— ISBN 978-5-222-10855-0(в пер.) : 178.00.

4. История и философия науки :Учеб.пособие для аспирантов / Под ред.А.С.Мамзина. — СПб. : Питер, 2008. — 304с. — Библиогр.:с.302-304. — ISBN 978-5-91180-826-6(в пер.) : 203.00.

5. История и философия науки (Философия науки): Учеб.пособие для аспирантов естественно-науч.и техн.спец. / Под ред.:Ю.В.Крянева,Л.Е.Моториной. — М. : Альфа-М:Инфра-М, 2007. — 335с. — Библиогр.в конце разд. — Прил.:с.309-333. — ISBN 978-5-98281-105-Х : 209.25. — ISBN 978-5-16-002955-9(в пер.) : 209.25.

6. Кохановский В.П.Философия науки. Учебное пособие. – Ростов-н/Д, 2005. – 492с.

7. Лешкевич, Т.Г.Философия науки : Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М. : Инфра-М, 2010. — 270,[2]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.:с.264-268. — ISBN 978-5-16-002338-0(в пер.) : 125.84.

8. Рузавин, г.И. Методология научного познания : Учеб.Пособие для вузов. — м. : юнити-Дана, 2009. — 287с. — isbn 978-5-238-00920-9 : 141.24. — 120.00.

9. Философия науки :Учеб.пособие / Под общ.ред.:А.М.Старостина,В.И.Стрюковского. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»:Академцентр, 2010. — 364,[4]с. — Библиогр.:с.366,в конце прил. — Прил.:с.337-365. — ISBN 978-5-394-00581-7(в пер.) : 220.00.

10. Философия науки: Учеб.пособие для аспирантов и соискателей / Отв.ред.Т.П.Матяш. — 2-е изд.,доп.и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 442,[2]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.в конце гл. — ISBN 978-5-222-12271-6(в пер.) : 260.40.

11. Философия социальных и гуманитарных наук :Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).

— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.

7.2 Первоисточники и дополнительная литература

12. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1996.

13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

14. Валлерштейн И.Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества//Социология на порогеXXIвека. Новые направления исследования. М., 1998.

15. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. М., 1990.

16. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

17. Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1996. – 240 с.

18. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

19. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. –223 с.

20. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. /Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

21. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

22. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

23. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

24.Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение — Историзм. М. 1998

25. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

26. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

27. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

28. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Спб. 1999.

29. Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001.

30. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10.

31. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

32. Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. /Пер. с англ. Научн. ред., предисл. и коммент. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 471с.

33. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

34. Ясперс К.Смысл и предназначение истории. М., 2007.

7.3 Интернет-источники

Журнал «Вопросы философии»

http://vphil.ru/

Карта учебно-методического обеспечения представлена в Приложении А.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для осуществления образовательного процесса можно использовать компьютерный класс лаборатории «Берестяная грамота», оборудованный мультимедийными средствами для демонстрации лекций-презентаций, проектов и видеоматериалов.

Приложения

Приложение А

Технологическая карта дисциплины

Трудоёмкость дисциплины 2 ЗЕ=50 б.*3=100 баллов

Семестр Недели

Виды учебной работы и трудоём-кость

Аудиторный контроль теоретических знаний (в баллах)

Работа на практических занятиях

(в баллах)

Домашние практические задания

(в баллах)

Реферат

Оценка по итогам работы студента в семестре (в баллах)

Творч.

рейтинг

Зачет

9/18 или4

40

40

80

20

1

2

3

4

ПР1 (5б.)

ДР1 (5б.)

5

Сем 1 (10 б.)

6

7

ПР2 (5б.)

ДР2 (5б.)

8

9

Сем 2 (10 б.)

10

11

ПР3 (5б.)

ДР3 (5б.)

12

13

Сем 3 (10 б.)

14

15

16

17

Сем 4 (10 б.)

18

ПР4 (5б.)

ДР5 (5б.)

Текущая семестровая аттестация (не менее 120 баллов из 150)

сессия

0-40

0-40

80

20

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

  • пороговый (оценка «удовлетворительно») – 60-74 балла
  • стандартный (оценка «хорошо») – 75-89 баллов
  • эталонный (оценка «отлично») – 90-100 баллов

Приложение Б

Карта учебно-методического обеспечения дисциплины «Философия образования и науки»

Всего часов – 72, из них: лекций – 9,

практических занятий – 18,

аудиторных СРС – 9, СРС – 45

для направления магистратуры 050400.68 – школьная психология 

Обеспечивающая кафедра философии, факультет философский, семестр 9-й.

Таблица 1. Обеспечение дисциплины изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором используется

Число часов, обеспечиваемых изданием

Кол. экз. в НовГУ (на каф.)

Примечание

1. Лешкевич, Т.Г. Философия науки : Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М. : Инфра-М, 2010. — 270,[2]с. — (Высшее образование).

— Библиогр.:с.264-268. — ISBN 978-5-16-002338-0(в пер.) : 125.84.

Лекции, семинары, СРС

1 зач.ед. / 36

2

2. Философия науки : Учеб.пособие / Под общ.ред.:А.М.Старостина,В.И.Стрюковского. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»:Академцентр, 2010. — 364,[4]с. — Библиогр.:с.366,в конце прил. — Прил.:с.337-365. — ISBN 978-5-394-00581-7(в пер.) : 220.00.

Лекции, семинары, СРС

1 зач.ед. / 36

2

Философия социальных и гуманитарных наук : Учеб.пособие по клас.унив.образованию / Под общ.ред.С.А.Лебедева. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Академический проект, 2008. — 732,[2]с. — (Gaudeamus).

— ISBN 978-5-8291-0918-9(в пер.) : 297.00. — 360.00.

Лекции, семинары, СРС

2 зач.ед. / 72

2

Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. Стр.)

Вид занятия, в котором используется

Число часов, обеспечиваемых изданием

Кол. экз. в НовГУ (на каф.)

Примечание

1. Кащей Н.А. Философия образования и науки. Рабочая программа. – Великий Новгород, 2011.

Лекции, семинары, СРС

2 зач.ед. / 72

1

Электр.,

раздаточн.

материал

Учебно-методическое обеспечение 100%

Действительна для учебного года 2011/2012.

Зав. кафедрой философии ___________________ Н.А. Кащей.