Формирование и развитие средневековой философии происходило в условиях, существенно отличающихся от античности. Свободный и непредвзятый интеллектуальный поиск оказывался все менее и менее возможным, и философ, ранее идущий по пути поиска истины, добра и красоты (как их понимала античность) оказывался достоянием прошлого. Сфера философской мысли, способы обоснования истины, само ее понимание, истолкование наработанных проблем и категориального аппарата, а также сам смысл и задачи философии — все оказалось подвергнутым кардинальным изменениям.
Самой общей причиной, вызвавшей эти изменения, явился переход от рабовладения к феодализму, становление социально-экономических и политических условий средневековья, а более непосредственно, — христианство как господствующий тип религии, идеологии и мировоззрения. Христианство, монотеистическая по форме религия, складывается и завоевывает право на существование в период разрушения Римской империи и в условиях средневековья выступает в качестве господствующей духовной и очень влиятельной экономической и политической силы.
Формирование христианства как религиозной системы было связано с использованием иудаизма и ассимиляцией античной философии. Христианство объективно не могло отказаться от использования философского наследия и мышления как средства самозащиты и выживания в ожесточенной конкурентной борьбе особенно в период своего становления. Благодаря философии христианство приобрело — в сравнении с другими мировыми религиями — наиболее абстрактную форму.
Господство христианства как авторитарной идеологии обусловило специфику развития философской мысли и ее социальную роль. Существенной особенностью философии феодального общества было то, что все интересы философского исследования были подчинены интересам и контролю церкви. Философская проблема могла существовать лишь в подчинении проблеме теологической (богословской), философская мысль — только как мысль богословская. Подчиненность эта нашла почти афористическое выражение: «Философия — служанка богословия» (Петр Дамиани).
Ее задача — попытка рационального доказательства и обоснования того, что утверждалось христианством.
Такое истолкование роли философии не могло не привести к ее выхолащиванию. Онтологическая и гносеологическая проблематика существенно ограничиваются и, более того, подобные исследования подменяются логическим анализом. Безусловно, формально-логический анализ необходим, но он в принципе не может заменить его основы — предметного, содержательного исследования. И если верно то, что схоластические диспуты¹ способствовали развитию формальной логики и совершенствованию культуры логического мышления, то столь же верно и то, что схоластика затормозила опытное исследование.
Объект исследования: формирование положительной мотивации к обучению ...
... обосновывается актуальность проблемы исследования, раскрыты цель, задачи, предмет и объект исследования, гипотеза исследования, методы исследования. Материал посвящен изучению теоретических основ формирования положительной мотивации к ... испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех ...
Философия Средних веков носит название «схоластика», что означает совокупность религиозно-философских учений средних веков, в которых путь постижения бога связывался с разумом.
По мере становления схоластики формируется способ обсуждения и решения проблем, который может быть назван методом схоластики. Проблема, подлежащая обсуждению, решалась путем столкновения всяких («за» и «против») высказываний по данному вопросу авторитетов церкви («священное писание», «отцы церкви» и т.п.).
Этот способ обсуждения носил название «диалектики» и применялся Абеляром, Александром Гэльским и Фомой Аквинским.
¹ Термин «схоластика» исторически приобрел и другой, нарицательный смысл, что связано с обсуждением псевдопроблемы
Истоки философии средневековья
Интеллектуальная жизнь средневековья характеризуется двумя встречными движениями: от философии к христианству и от христианства — к философии. Но впервые эта особенность нашла свое и отчетливое персонифицированное выражение значительно раньше — во взглядах Филона Александрийского (25 до н.э. — 50 н.э.) — иудейско-эллинского философа.
Филон сочетал в себе веру в Библию и любовь к философии Платона. И то и другое были для него абсолютной истиной. Стараясь их объединить, т.е. приспосабливая Библию к Платону, а Платона к Библии, Филон первым вступил на тот путь, по которому пошли теологизирующие философы или философствующие теологи.
Филон признавал божество конкретной личностью (Иегова), недоступной человеческому познанию, сверхчувственной и сверхприродной. Божеству присуща полнота всех совершеннейших свойств. Оно выше платоновских Единого и Блага, а последние — вершина в платоновской иерархии идей. Действие на мир Филон рассматривает осуществляющимся через посредствующие сущности — платоновские идеи (отождествляемые с ангелами иудейской религии).
Идеи объединяются в Логосы, высший из которых — божественный разум. Логосы образуют чувственно не воспринимаемый умопостигаемый мир, соединяющий божество и материальный мир. Материя же по Филону есть нечто бесформенное, хаотическое, нечто недеятельное, из чего божество при помощи идей — образцов создает чувственно воспринимаемый мир.
Логос, как известно, понятие философии Гераклита. Ко времени Филона оно получило самые различные толкования, из которых Филон выделяет значение «посредника», с его точки зрения объясняющего творение природы из материи, а также и как посредника между богом и человеком, наконец, как основу нравственной жизни человека.
Смысл и цель жизни человека — созерцание божества, экстатическое восхождение к богу, недоступное ни чувствам, ни разуму.
Влияние Филона на последующую эволюцию христианства связано с идеей бога-личности, Логоса как божественного разума (в христианстве — вторая ипостась), попытка обоснования монотеизма, с утверждением, наконец, что религиозная истина дана всему человечеству, а не одному лишь еврейскому народу.
Идея Троицы в Древнем мире
... жизни, но как акт вовне Бога, как акт откровения Бога миру. Осознания того, что произнесение ... иудаизм и греческая философия одинаково тяготели к признанию абсолютной монархии в Боге. Различие заключалось ... Т.к. эти понятия были заимствованы у Филона Александрийского, для которого они носили не ... повсеместно употреблявшийся символ Троичной Ипостаси. Основная идея Божественной Троицы, какие бы имена ей ...
Рассматривая в целом идейные истоки схоластики, отметим следующие:
1. Античная философия (платонизм, неоплатонизм).
2. Христианская теология (патристика).
Античная философия
Античная философия, особенно для ортодоксальных, официально признаваемых религиозно-философских учений, предстала достаточно односторонне — объективно-идеалистической, восходящей к Платону, ее тенденцией.
Влияние античной философии на средневековую можно увидеть в самых различных аспектах последней — этическом, эстетическом, социально-политическом и т.п. Но прежде всего отметим роль такой философской школы, как античный скептицизм. Хотя непосредственное влияние скептицизм ни на христианство, ни на схоластику не оказал, объективно скептицизм, подрывая значение и возможность достоверного знания, мостил дорогу к вере.
Одним из каналов влияния античной философии на христианскую теологию и схоластику были взгляды античных философов на бога и его статус (роль, ценность. функции и т.д.).
1. Гераклитовский Логос в истории философии приобрел различные истолкования. В целом спектр значений термина таков: «необходимость», «закон», «общее», «судьба», «слово», «идея», «мудрость», «бог». Религиозно-идеалистическая традиция приписывала Гераклиту учение о Логосе как о божественной силе мира, видя в самом Гераклите предшественника христианского учения о боге-слове. Логос назван «правителем мира и богом» христианским писателем Климентом Александрийским при изложении взглядов Гераклита.
2. В диалогах «Пир», «Парменид» и д.р. Платон утверждает, что «идеи» (умопостигаемый мир), человеку подвластны с трудом, полностью постижимы для разума Бога. Единое-Благо-Бог — тождественны. Бог (демиург) — начало, конец и середина всех вещей (см. «Законы»).
Платон прямо называет творцом мира божественный разум, который творит мир с помощью Мировой души.
3. Аристотель, не разделяя взгляд Платона на идеи и возвращая идеи «на землю», в сами вещи, тем не. менее сам приходит к идее бога. Идея первопричины и перводвигателя истолковывается им как бог — бестелесная и наивысшая реальность.
4. В учении Плотина (неоплатонизм) целевая причина Аристотеля связывается с идеей блага Платона, являясь попыткой устранения дуализма Платона (дуализма идей и вещей).
Плотин, объясняя происхождение мира и его иерархию эманацией («истечением»), сделал дальнейший шаг (от платоновского блага — демиурга) к христианскому богу. Плотин в известном смысле символизирует трансформацию античной идеалистической философии в средневековую. В разноголосицу, истолковывающую духовную реальность то как «Логос», то как «Нус» (ум), то как «идею» (благо), то как «мышление мышления» и т.д., он стремится внести ясность и единство, упорядочить высшие и низшие формы бытия. Категориально Плотин ближе всего к Платону и триада последнего «Единое-Ум-Душа» приобретает у него следующее содержание и связь. Истинно подлинное и всеобъемлющее бытие — Единое как чистая и самодостаточная духовность: он выше мира, выше человеческой мысли и ее определений. Единое «эмалирует» бытие. Истечение Единого (его эманация) есть Ум, также бытие идеальное, мир идей, мыслящих самих себя. Мышление это есть созерцание идей, но не аналогия человеческому мышлению. Эманация Ума рождает Душу, которая порождает душу, соединяющуюся с телом. Душа — граница бытия, далее — небытие, то есть материя; простое, бескачественное, неопределенное, возможность.
Философия в современном мире
... понимали как совокупность ощущений, а сами ощущения назвали "элементами мира". Махисты настаивали на нейтральности "позитивной" философии в отношении материализма"и идеализма. Третья форма позитивизма - неопозитивизм. ... др.). Людвиг Витгенштейн (1889-1951) утверждает, что философия - не теория, а деятельность человека в языковом мире, заключающаяся в прояснении предложений. Для этого необходимо: ...
Эта мистическая триада Плотина предназначена показать рождение множественного из единого и внести внутреннее единство. От Платона его отличает монизм его системы, а от христианства — отсутствие концепции бога-личности.
5. Задача философии — устремить духовную деятельность человека на абсолютные ценности идеального бытия. Эта сторона философии Платона, платонизма и неоплатонизма была воспринята христианством и высоко оценена.
Наряду с этим, платоновская теория припоминания, лежащая в основе его теории познания (душа «вспоминает» идеи, с которыми она встречалась до соединения с телом), утверждающая видение вечного и идеального мира, открывала возможность обоснования «откровения».
Христианская теология
Другим источником средневековой философии была христианская теология. Ее влияние на философию носило двойственный характер. Во-первых, вбирая в себя философский опыт. она ставила потребные для себя проблемы и определяла тем самым проблемное поле и направление поиска. Во-вторых, она неизбежно ограничивала собственно философское (самостоятельное) развитие.
Основы теологии закладывались в первые века нашей эры в борьбе с еретическими течениями в самом христианстве, враждебными христианству религиозными течениями, «языческой мудростью». Особая роль в этом отношении принадлежит так называемой патристике, или учениям первых христианских теологов («отцов церкви»).
Первоначально христианское богословие носило (что естественно) откровенно апологетический характер (то есть доказывало преимущества новой религии перед другими).
Но само «здание» теологии, как и вопрос о ее доказательности и преимуществах, оказывались различными в зависимости от того, вписывались в нее или нет идеи античной философии. И в рамках патристики выявилось двойственное отношение к античной культуре и философии.
Первая группа апологетов, закладывая иррационалистическую традицию, резко отрицательно относилась к языческой (античной или «земной» мудрости).
Так, например, Татиан (125-175 гг.) утверждает непримиримость христианства и античной философии. «Вы разорвали мудрость на части, лишив себя истинной мудрости. Бога вы не знаете и, споря друг с другом, опровергаете сами себя», — говорил Татиан, обращаясь к эллинским философам. Или Тертуллиан (155/165- после 220), наиболее яркая в этом отношении (и парадоксальная по способу защиты христианства) личность, утверждает, что «нам после Христа не нужна никакая любознательность: после Евангелия не нужно никакого исследования». Философы, по Тертуллиану, — «патриархи еретиков». «Истина — от бога. философия и ереси — от дьявола».
Но была и другая, исторически для христианства и схоластики более перспективная форма отношения к философии, представленная именами Юстина, Климента, Оригена, Боэция и т.д., допускавшая возможность ассимиляции идей и представлений античной философии.
Философия 85
... человека Проблемы религиозной веры Гносеологическая проблематика Философское осмысление истории Верным относительно связи философии и мировоззрения является суждение Варианты ответов: «философия – это тип мировоззрения» «философия ... Бога и природы противопоставления Бога и природы отождествления Бога и человека противопоставления Бога и человека ... человеческое существование разум человека Истолкование ...
Один из первых апологетов Юстин (ок. 100 — 166), говоривший о том, что «философия — наука о сущем и познание истины», что он «услаждался учением Платона», защищал позиции христианского мировоззрения. Сближая философию (ибо направлена она ко Христу) и религию, Юстин утверждал приоритет христианской мудрости над языческой, доказывал универсальность, простоту, единство, авторитетность и древность христианской веры.
Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215), решая вопрос о соотношении веры и знания, ставший неизбежно одним из центральных для схоластики, стоял на следующем: вера есть «сокращенное знание» того же, что содержит вся греческая философия;
вера общедоступна: вера дается человеку как дар и в готовом виде; любой акт познания связан с верой; истина, дающаяся в откровении, в отличие от философского познания. дана непосредственно и целиком.
Ориген (184 — 254), как и Климент Александрийский, рассматривал христианство завершением античной философии. Он исходил из необходимости теоретического — философского — обоснования христианства. Философия, по Оригену, является лучшим средством в поиске доказательств того, что утверждается христианской верой.
По мере перехода от защиты христианства к разработке систематического миропонимания тенденция рационализации становится доминирующей. Действительно, такие идеи теологии как христианский монотеизм, сверхъестественная природа и трансцендентность бога с позиций обыденного сознания адекватно освещены быть не могли.
Наиболее систематизированный и развитый вид патристика обретает в учении Аврелия Августина (354 — 430), наиболее влиятельной фигуры периода патристики. Развитые им взгляды оказали значительное влияние на христианскую догматику и легли в основу так называемого августинианства, просуществовавшего в качестве доминирующего до томизма. Августин сыграл важную роль в разработке догматов о божественном предопределении, благодати и загробном воздаянии.
Августин жил во время крушения Римской империи, что означало также и очень сложные процессы в духовной культуре и мировоззренческих ориентациях. Иллюстрацией этой сложности и противоречивости является духовная эволюция самого Августина, в которой нашли свое выражение философия Платона и неоплатоников, гностицизм и скептицизм, манихейство и христианство, а в рамках последнего борьба с язычеством и ересями (пелагианство и донатизм).
Сделав бога центром мышления, Августин сформировал тем самым монотеистическое и геоцентрическое мировоззрение. Высшая сила мироздания — личный бог, субстанциональное и генетическое начало. Он не только сотворил, но и продолжает творить (из ничего) природу. Бог — абсолютное благо, истина, добро и красота. Он — источник естественного порядка н процессов, происходящих в обществе (предопределение).
Он причина познания и сам важнейший предмет познания.
Следующий по важности предмет познания — душа. Она присуща только человеку. Как творение бога, она возникает вместе с человеком, с его рождением и является вечной. Она не предсуществует и не переселяется. Существуя во времени, не существует в пространстве.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо ...
Душе присущи воля, разум и память. Воля выше разума, воля — основа духовной жизни человека. Высший акт воли — акт веры. Вера является не результатом свободного выбора человека, не актом его выбора, а божьим даром. И если человек верит в бога, то потому что прежде, он богом предопределен к вере.
Бог создал человека свободным. Наличие зла на земле неизбежно порождает вопрос — кто ответственен за него? Августин выводит бога из под критики, отвечая на вопрос о природе зла — зло результат свободной воли человека. Зло возникает тогда, когда человек идет против бога. Причина этому — гордыня человеческая и человеческие вожделения.
В решении вопроса о соотношении веры и разума Августин тяготел не к идее противоразумности положений веры, а к их сверхразумности. Августин достаточно высоко оценивал разум, ибо вера не может противоречить совершенному разуму, хотя, само собой, под «разумным» разумом понимался лишь такой, который согласен с верой. Но поскольку истина о боге не может быть познана разумом, но дана верой, то вера выше разума. Бог наделяет душу человека вечными истинами, которые последний, углубляясь в себя, в себе и находит. Августин, как и Плотин, утверждал спонтанную активность души, ее чуждость всему материальному. Все знание заключено в душе и извлекается из нее благодаря воле. Сомнение в истинности устраняется самодостоверностью внутреннего опыта.
Человек — посредник между богом и материей; отношение — «бог — человек» и личное и наиважнейшее из всех, в которых человек участвует.
В области человеческой истории Августин исходил из того, что исторические события зависят от божественного провидения. Жизнь общества является борьбой двух противоположных царств — грешного (языческого) и божественного. Воплощение первого — Римская империя, воплощение второго — община наделенных божественной благодатью (иначе говоря — церковь).
Окончательная победа — за Христианством. Церковь, как общество Христа, по замыслу Августина, призвана сыграть важную роль. Во-первых, вне нее нельзя обрести спасение и, во-вторых, духовная власть должна быть
выше светской.
«Греховной», «временной» жизни на земле противопоставлено вечное и блаженное «потустороннее» существование, а реальная жизнь есть подготовка к загробной. В целом модель поведения, требуемая Августином, — пассивность, вместо социальной активности, влекущей к греху, вера и любовь к богу, надежда на спасение, аскетизм и отказ (неизбежный в силу подчинения) от индивидуальности.
Августин заложил основы христианской теологии. Но у него же намечены и концептуальные рамки возможности дальнейшего философского развития, которые, по мере укрепления христианства и церкви, неизбежно привели к ограничению разума верой, науки — религией, свободы мысли — догмой, познания — откровением. Иначе говоря, Августином заложены основы исторически своеобразного способа философствования и его границ, который присущ средневековью.
С именем Августина связано течение в христианской ортодоксии, выражавшее антиинтеллектуалистическую традицию. Идеи, на которых оно базировалось, таковы: крайний реализм неоплатонического толка, признание самодостоверности внутреннего опыта, идея о непосредственно переживаемой связи человека с богом, выдвижение на первый план эмоциональных средств воздействия, креационизм, откровение, предопределение.
Человек в зеркале философии
... Демокрит, Эпикур и др.). Для средневековой философии человек - часть миропорядка, исходящего от Бога (Фома Аквинский). Внутри христианской философии получает развитие идея о бессмертии души ... (В. Татищев); внутренняя жизнь человека как связующее звено между человеком и Богом (масоны), самоценность человеческой личности, неизменная, «естественная» природа человека, вера в мощь человеческого ...
Основные проблемы схоластики
Среди многообразных проблем (философско-психологических, этических, эстетических, логико-гносеологических, методологических и тому подобное), поставленных и решаемых в философии средних веков, отметим следующее.
Проблема соотношения веры и знания
Этот исторически своеобразный поворот решения вопроса об истине в рамках средневековой философии получил начало в патристике и завершился (официально) во взглядах Ф.Аквинского. Позиции по этому вопросу таковы:
- исторически первой формой решения вопроса о соотношении веры и знания был вариант, обозначенный Тертуллианом. Он и его сторонники доказывали, что разум противоречит вере, что рациональное (философское) мышление составляет опасность для веры. Ценность науки и разума негативна, так как последний является источником греха и ереси;
- позиция Абеляра, по которой догматы веры должны быть подвергнуты оценке разумом. Следовательно, содержание веры должно зависеть от разума как высшего критерия. Объективно это не примат разума над верой, но уже и не примат веры над разумом;
- теория «двойственной истины», исходящая из противоположности объектов философии и науки, с одной стороны, и теологии — с другой. Позиция, разграничивающая веру и знание (Аверроэс);
- позиция, объединяющая веру и знание на том основании, что истицы разума и веры не могут иметь противоречия, ибо и то, и другое — дело «рук божьих» (Ф.Аквинский).
Проблема соотношения общего и единичного
Проблема соотношения общего и единичного, получившая выражение борьбы «реализма» и «номинализма». Эта проблема примечательна тем, что, будучи одной из классических философских проблем, выводила на решения многих онтологических, гносеологических и тому подобных проблем. В зависимости от ее решения находилось решение вопросов о статусе бога, его познаваемости, о свободе воли человека, а в случае ее признания и о ее границах, об основе индивидуальности и тому подобное. В форме богословских споров, касающихся этих вопросов, средневековые философы рассматривали поведение человека, закономерности, им управляющие, возможности познания и так далее.
Предметом спора была природа общих понятий или, как тогда выражались, «универсалий» («дом» вообще, «человек» вообще, «добро» вообще и тому подобное).
«Реалисты» утверждали реальное существование универсалий как неких духовных сущностей или прообразов (предобразов), предшествующих единичным вещам. Раньше, говорили они. существовал «дом» вообще как идея, прообраз дома. «добро» вообще как прообраз доброго дела, а затем, как их порождение, единичный конкретный дом и добрый поступок. Истоком такого взгляда была философия Платона. Более поздние, смягченные формы «реализма» базировались на учении Аристотеля о формах.
Философия 87
... содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а ... мировоззрение-это своеобразная интегративная целостность знаний и ценностей, разума и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения ... в последующем. Мифологии свойственна не критичность, а вера. Названные особенности мифологии как типа мировоззрения определяют ...
«Номиналисты» исходили из признания реальности лишь единичных, индивидуальных вещей, считая универсалии простыми названиями, или именами, которые люди присваивают отдельным объектам. «Человека» вообще, «дома» вообще, «добра» вообще с этой точки зрения не существует; это лишь имена для обозначения единичных домов, людей, поступков и так далее.
По сути вопрос стоял о том, что чему предшествует — объективно (природно) существующие единичные, чувственно воспринимаемые вещи, общим идеям или, наоборот, идеи — вещам. За столкновением номинализма и реализма скрывалась (в зародыше) борьба эмпиризма и рационализма.
Обе позиции имели как крайние, так и умеренные формы проявления. «Крайний реализм» — общее есть идеи, существующие до единичных вещей н вне их. «Умеренный реализм» утверждал существование общего в вещах, но не вне их. Сторонники крайней позиции придерживались Платона, умеренной — Аристотеля.
«Крайний номинализм» не допускает существования общего: общего нет ни в вещах, ни в понятиях о них. «Умеренный номинализм» допускал существования общего в понятиях.
Католицизм тяготел к реализму. Номинализм же, выражая оппозиционные настроения, выступал против ортодоксального католицизма.
Проблема свободы воли
Данная проблема, известная уже в античности, приобретает неизбежный резонанс в связи с христианскими идеями предопределения и теодиции. С другой стороны, необходимость регламентации поведения верующих, особенно для случаев, содержащих неопределенность или равнозначные мотивы, стимулировала их постановку и решение.
Крайние варианты решения — то есть признание человека абсолютно свободным или, наоборот, абсолютно несвободным — отбрасывались. Признание человека свободным и последовательное проведение этой позиции умаляет влияние бога и сводит на нет идею предопределения. И наоборот, отрицание свободы человека снимает с последнего всякую ответственность за его грехи и возлагает ее на бога. Если Бог мыслится как полнота бытия, то он не может не ограничивать свободы человека и, следовательно, абсолютная свобода может быть приписана только богу, но не человеку.
В целом решение вопроса носило детерминистический характер, но мера детерминации (влияния бога) определялась не столько философскими аргументами, сколько конкретно-исторической ситуацией. Так, например, кальвинизм стоит на позиции абсолютного предопределения, то есть судьбы людей предопределены богом и никакие «добрые дела» не могут ничего изменить. Позиция Августина, воспринятая католицизмом, известна: человек не свободен в добре, ибо его источник благодать, но свободен во зле. Типичная же форма ответа такова — бог не может быть источником зла.
Наряду с рассмотренными, следует отметить и еще одну проблему, носящую глобальный, прямо-таки культурно-исторический характер. Эта проблема доктринального обновления и поиск соответствующих решений. Для XIII века она стала особенно острой.
К XIII веку влияние августинизма ослабело. Девиз Августина «Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего», выражавший однозначно негативное отношение к познанию материального мира, стал восприниматься как анахронизм.
XII — XIII вв. для Европы означали социально-экономический подъем: рост производства в сельском хозяйстве, рост городов, ремесленного производства, торговли обусловили рост культуры и знания. Расширение духовного горизонта, явившееся следствием крестовых походов, познакомивших Европу с философией, наукой, техникой и культурой Востока, было связано также и с именем Аристотеля и с философскими и естественно-научными работами ему, принадлежавшими. Его философский и естественно-научный универсализм произвел сильное впечатление и во многом открыл подлинного Аристотеля (в это время в Европе слабо известного), а через него и ранее преданную забвению философскою культуру античности. Самый искренний интерес к подлинному Аристотелю и его влияние испытывала оппозиция (особенно в Парижском Ун-те: Сигер Брабантский).
ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ
... учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека – базисной реальности. Апологетика (греч. apologetikos ... фантазии. Атеизм(от греч. а – отрицание,Theos– Бог) – безбожие, система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию. Аскетизм(от греч.askeo– упражняюсь) – ...
Аристотель — даже в аверроистской¹, прежде всего появившейся, интерпретации — явно противоречил августинизму с его ориентацией на Платона и неоплатонизм. По Аверроэсу материальный мир также вечен, как и бог. Бог — перводвигатель мира, но он не персонифицированное волевое начало и не творец мира из ничего. Формы неотделимы от материи, они содержатся в вещах и не предшествуют им. Индивидуальная человеческая душа умирает вместе с телом.
Скорость распространения аверроизма приняла угрожающий для церкви характер. Запреты на изучение языческой философии (1209, 1210, 1215, 1231, 1246 гг.) и отлучение от церкви пользы не приносили. Следовательно, нужно было так «осмыслить» Аристотеля, чтобы приспособить его к христианству (католичеству), даже пожертвовав августинианством. Эту роль и призваны были сыграть Альберт Великий (Больштедский, 1193-1280) и Фома Аквинский (1225-1274).
В 1255г. Альберт Великий по поручению папского престола выпустил книгу против Аверроэса, а в 1271 г. его ученик Фома Аквинский написал работу против аверроистов. Главная заслуга Ф.Аквинского — создание религиозно-философской (схола-стической) системы взглядов, существенной частью которых был христианизированный аристотелизм, отвечающий не только потребностям времени, но и решающий стратегические задачи религиозного миропонимания.
Центральная задача Фомы — теоретическое обоснование христианских идей, замена иррационализма Тертуллиана и Августина философским рационализмом, создающим рациональное богословие. По Фоме, философия не является и не может быть чуждой христианству, ибо она — его необходимый элемент.
¹ Аверроэс, или Ибн-Рошд (1126-1198), — арабский философ, последователь Аристотеля
Как вечная и исходная причина всех происходящих в мире процессов, перводвигатель (по Аристотелю) есть бог. Это свидетельствует о наличии теологического элемента в его философии. Эта сторона философии Аристотеля и была использована христианским богословием для модернизации философской основы христианства.
Аристотелю европейских аверроистов (прежде всего, Сигеру Брабантскому) Фома противопоставляет также Аристотеля, но прочитанного по-своему. Фома использует категориальный ряд Аристотеля, но сужая, расширяя или подменяя содержание категорий (материи, формы, сущности, существования и так далее), и внешне солидаризуясь с ним, устраняет материалистическое содержание его философии. Прежде всего, принципы философии заменяются религиозными догматами.
Далее. Аристотель говорил о материи и о ее вечности, но не говорил, как Фома, о ее сотворенности. Аристотель говорил о боге (что, с одной стороны, есть философский идеал мышления, а с другой, результат так называемого финалистского мышления) как о ‘мышлении мышления», но не постулировал его, как это имело место в религии. Аристотель говорил о познании, но не говорил, как Фома, об «откровении».
У Аристотеля «форма» — совокупность общих существенных признаков, не существующих вне тел или до них. У Фомы же формы, или «универсалии» существуют:
- в единичных вещах как их сущностная форма;
- в человеческом разуме как результат абстрагирования от единого;
- до вещей как идеальный прообраз (или предобраз) единичных вещей и явлений в божественном разуме. Последний смысл возвращает то истолкование «формы», против которого Аристотель выступал уже по отношению к платоновскому учению об идеях.
По Аристотелю, сущность и существование неотделимы друг от друга, присущи вещам и обусловлены причинами материального мира, то есть естественными причинами. С точки же зрения Фомы существование обусловлено богом, а сущность и существование не совпадают (например, ангел и какая-то единичная вещь — сущности, получившие бытие, но существование их — в одном случае чистая форма, в другом — единство материи и формы — различно).
Исходная же позиция Фомы такова, что формы — это божественные идеи, то есть сущность отрывается от существования, а это не просто отход от Аристотеля, но возвращение к Платону.
У Аристотеля душа была формой, способом организации материального тела. У Фомы она оказывается «чистым» субъектом, обладающим способностью сознавать. Аристотель рассматривал чувственные образы как отпечаток вещей, тогда как у Фомы они подлостью дематериализуются.
Фома отдавал себе отчет в том, что у человеческого рассуждения есть свои нормы, благодаря которым мысль становится понятной: непротиворечивость, доказательность, последовательность, аргументированность и тому подобное, с которыми вступают в противоречие религиозные догматы («воскрешения», «воплощения», «триединства» и тому подобное).
Сердцевиной этого противоречия был вопрос о самом существовании бога. Фома, отвергая так называемое онтологическое доказательство бытия бога (Ансельм Кентерберийский), в свою очередь, выдвигает пять вариантов утвердительного ответа (доказательств) на этот вопрос. Следует заметить, что целеустремленность Фомы в доказательствах бытия бога явно предполагает наличие антипода-скептика.
Логика доказательств такова:
1 — факт наличия движения в мире свидетельствует о наличии неподвижного перводвигателя;
2 — факт наличия причинной обусловленности свидетельствует о наличии первопричины;
3 — факт наличия случайности в мире влечет признание абсолютно необходимого существа;
4 — факт наличия ступеней совершенства предполагает наличие абсолютно совершенного существа;
5 — факт наличия целесообразности в природе свидетельствует о наличии источника этой целесообразности — сверхприродного разумного существа.
Следует видеть, что изучение Аристотеля (его учение о видах причин, особенно целевой) наложило отпечаток на логику рассуждений Ф.Аквинского.
Считая вопрос решенным, Фома делит догматы на рационально постижимые (бог есть, душа бессмертна) и рационально непостижимые, «сверхразумные» (сотворенность мира из ничего, триединство бога, первородный грех).
В решении вопроса о соотношении философии и естественнонаучного знания, с одной стороны, и теологии, с другой, исходным для Фомы является различие в объектах исследования и в возможностях (способностях) разума и веры. Неизбежное для религии структурирование мира на бытие высшее и порожденную им иерархию форм бытия, а также неизбежный примат веры над разумом предопределяло решение.
Теология — высшая мудрость, объект ее — исключительно бог как первопричина вселенной. Ее предмет — истины «откровения». Философия и частные науки выполняют служебные функции. Теология использует философию в целях лучшего понимания и
более глубокого разъяснения истин откровения, на деле не отменяет подчинения разума вере, а философии — теологии.
В антропологии Фома исходит из представления о человеке как о личностном соединении души и животворимого ею тела. Человек — сложная составная, сущность, единство потенции и акта, материи и формы. Фома, в противовес Августину, отдает предпочтение разуму перед волей. Исторически неизбежный рационализм берет верх над волюнтаризмом даже в рамках теологии.
Фома — сторонник свободы воли. Если источником свободы является разум, а по Фоме это так, то достаточно знать, как надо поступить, чтобы и в действительности поступить правильно. И здесь налицо рационализм. Но Фома говорит, что «Бог… есть первая причина, приводящая в движение как естественные причины, так и причины доброй воли», что свидетельствует о противоречивости его позиции.
Судьба доктрины Ф. Аквинского такова. После 1325г. (а в 1323 году Фома провозглашен святым) церковь использует томизм в борьбе с движениями, направленными против ее интересов. Томизм становится официальной доктриной католичества, ее официальной философией.
Периодизация схоластики
Схоластика начинает свое шествие с IX в., которое и продолжается по XV, когда в условиях Возрождения теоцентризм и аскетизм сталкиваются с гуманистическими и натурфилософскими представлениями.
Из основателей, ранней схоластики выделяется Эриугена (811-876), которого называли «первым отцом схоластики». В целом ранняя схоластика (IХ-ХП вв.) в философском плане характеризуется ориентацией на философию Платона и неоплатонизм. Наследие Аристотеля и его последователей используется фрагментарно (только логика).
В этот период формируется реализм и номинализм. Представители реализма — Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, номинализма — Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр. В этот период доминирует реализм. Наиболее яркая фигура — Пьер Абеляр (1079 — 1142), что связано с его рационалистической позицией в философии: «не верить, чтобы понимать», как у Ансельма Кентерберийского, а «понимать, чтобы верить».
В период расцвета — XIII век — схоластика испытывает сильное влияние со стороны арабо-язычной философии (Аверроэс, или Ибн-Рошд), особенно аверроизма. Последний повлёк распространение аристотелизма. Отношение католической церкви к Аристотелю от первоначально враждебного по мере его «переработки» на христианский лад сменилось на примирительное. Такое истолкование, осуществленное Альбертом Великим и особенно Фомой Аквинским привело к переориентации схоластики с августино-платоновской на аристотелевскую, что повлекло легализацию естественнонаучной мысли и, кроме того, привело к ожесточенной борьбе сторонников августинизма и томизма, что, в свою очередь, создало для оппозиции, играющей на этих противоречиях, возможности для оживления свободомыслия. Этот период связан с резким противостоянием номиналистов и реалистов, распространением теории «двойственной истины», оживлением естественно-научной мысли и деятельности. В целом можно сказать: смена церковной доктрины — ответ на многочисленные внутренние противоречия, ослабляющие влияние церкви.
В закате схоластики XIV — XV веков, кроме ее внутренних противоречий, сыграл роль и переход к новой общественной формации, развитие науки (естествознания) и отделение философии от теологии. Начиная с эпохи Возрождения, возникают направления философской мысли, ожесточенно выступающие против схоластики.
Свободомыслие средневековья
Условия средневековья имели ту специфику, что сколько-нибудь прямая критика религии была совершенно исключена. Это приводило к перенесению борьбы с религией внутрь самой религии и изощренной форме самой этой борьбы. Подтверждением этому являются различные еретические движения, направленные против религии и церкви, а также и то, что даже революционные движения антифеодального характера облекались в религиозную форму.
В широком смысле слова код «свободомыслием» понимаются любые отклонения от официальной доктрины. Свободомыслие выступало формой идейной борьбы против духовной диктатуры церкви и приобретало различное конкретное выражение.
Это, прежде всего, идеи, в которых выражается желание поднять значение разума. Так, например, Эриугена считал, что хотя вера по времени предшествует разуму, последний в познавательном отношении выше веры. Он утверждал, что подлинная религия является одновременно и подлинной философией. Эриугена обосновал необходимость разумного истолкования «священного писания»: «Всякий авторитет, не сдобренный истинным разумом, кажется слабым». Такой подход влек необходимость рационализации теологии. Последствия такой рационализации для официальной церкви тайны не составляли, а потому взгляды и работы Эриугены были признаны еретическими (XIII в.), а сочинения сожжены.
Необходимость более высокой оценки разума отстаивал Пьер Абеляр. «Мои ученики, — писал Абеляр, — требовали от меня человеческих и философских доводов и того, что может быть понято, а не высказано. Они утверждали при этом, что излишни слова, недоступные пониманию, что нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял, и что смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разумом».
Абеляр, будучи глубоко верующим человеком, тем не менее исходит из того, что каждая эпоха ставит свои задачи и простого повторения ответов отцов церкви сегодня (то есть в его время — ред.) недостаточно. В работе «Да и Нет» он разбирает полторы сотни противоречивых высказываний Отцов церкви, фиксируя тем самым сложность ситуации для определения пути действия верующего. Такое положение, по Абеляру, неизбежно требует применения разума, самостоятельного размышления в отыскании истины. Во «Введении в теологию» он пишет: «Ведь чем более трудными вопросами. . . кажется наполненной наша христианская вера и чем дальше она от человеческого разума, тем более надежными подпорами разума следует её укреплять» (сравни с тезисом Григория Великого: «Та вера не имеет цены, коей человеческий разум предоставляет доказательства»).
Позиция Абеляра, хотя он и не подвергает сомнению фундаментальные истины вероучения, вступает в конфликт с традицией, ибо на место авторитета она ставит разум, на место веры в авторитет — поиск доказательства. Своим способом поиска истины (диалектика).
Абеляр не только обесценивал высказывания церковных авторитетов, но и вносил крамольную мысль о наличии не только истины, но и заблуждений.
Очень яркой личностью, олицетворяющей свободомыслие средневековья, был Сигер Брабантский (1240-1284), который по целому ряду существенных моментов вступил в противоречие с теологией. С.Брабантский признавал лишь философские авторитеты (прежде всего Аристотеля) и стремился устранить зависимость философии от теологии. Он унаследовал аверроистские идеи и был их проповедником, особенно теории двойственной истины. Он считал мир вечным (то есть совечным богу), выступая тем самым против сотворенности природы, бессмертия души, утверждал неразрывную связь души и тела, отрицал свободу воли, божественное вмешательство в дела людей. Деятельность бога в отношении к миру проявляется в закономерностях этого мира, иначе говоря Сигер утверждал детерминизм, господствующий в природе. Признавая бога как первопричину и отрицая творение «из ничего», Сигер тем самым сводил роль бога к роли перводвигателя, нежели творца. Идеи Сигера вызвали осуждение их церковью (суд инквизиции 1270 и 1277), а в 1282 г. он был убит.
Наряду с учением о «двойственной истине» существенную роль в освобождении философии и науки от влияния теологии сыграли пантеизм и деизм.
Деистическая трактовка соотношения естественного и сверхъестественного миров позволяла свести роль творца к акту творения, а тем самым отделить бога от мира, а человеческую душу — от бога. Кроме того, бог деперсонифицировался.
Другая позиция — пантеистическая — не признавала бога существом, отделенным от природы и стоящим над ней. Пантеизм обычно выступает в двух формах: мистической и натуралистической (материалистической).
Пантеизм отрицает трансцендентность бога и в средние века выступает против господствующего монотеизма. Пантеизм создавал возможность свободно заниматься естественно-научными изысканиями.
Современником противоборства С.Брабантского и Фомы Аквинского философом, резко выступившим против томизма и духовенства, был Роджер Бэкон (1214 -1294).
Бэкон противопоставлял томизму августнинский платонизм. Он говорил об иной, чем принято, роли философии: метафизика — общая теоретическая наука, строящаяся на результатах частных наук, выясняющая отношения между ними и дающая им их исходные положения.
Бэкон выступал против схоластического метода, указывая на его бесплодность, отвлеченность, выступал против слепого поклонения авторитетам.
В области познания Бэкон усматривает три источника: авторитет, рассудок и опыт. Авторитет без доказательства недостаточен. Рассуждение само по себе не свидетельствует о том, что мы имеем дело с доказательством, а не софизмом. Лишь путем опыта можно проверить доказательство на истинность. Тем самым подлинная основа познания — опыт, » доходящий до познания причин явлений». «Выше всех умозрительных знаний и искусств, — писал Бэкон, — есть умение производить опыты», а «опытная наука — есть царица наук «.
В отличие от многих коллег — схоластов Бэкон обращался к проблемам естествознания, и вторую часть своей жизни посвятил научным экспериментам: физическим (оптика), химическим, астрономическим и так далее. «Знание — сила», — утверждал Бэкон. «Нет опасности больше невежества…», «Нет ничего достойнее мудрости, прогоняющей мрак невежества — от этого зависит благосостояние всего мира».
В понимании психических явлений Бэкон опирался на Аристотеля, и, стремясь восстановить его подлинность, душу трактовал как единство формы и материи, а не как чистую форму. Важно и то, что у Бэкона намечается детерминистическое истолкование психических явлений. Изучение психических явлений позволяет ему сделать предположение о первичности светового луча по отношению к зрительному (психическому) образу, им вызванному.
Дунс Скот (1266-1308), английский схоласт, выступал противником Фомы Аквинского в целом ряде вопросов.
Дунс Скот доказывал, ссылаясь на «неисповедимость» воли бога и на его абсолютную свободу, невозможность рациональной теологии.
Основываясь на глубочайшем знании философии Аристотеля и его интерпретации Фомой, усматривал существенные различия между философией и христианской верой. Это влекло признание теологии лишь в качестве практической дисциплины, до никак не науки. Теология содействует спасению человека, но из этого не следует, что она есть наука.
Из признания абсолютной свободы бога вытекает и такая, например, возможность, как наделение богом материи способностью мыслить. Эта идея вела к признанию материальности души, а тем самым и к отказу от её субстанциональности.
Проблема «реализм — номинализм» решается Д.Скотом в пользу последнего, что влечет возрастание удельного веса сенсуализма в теории познания (основой знания является ощущение, а знанием достоверным является знание не общего, а знание единичного).
Сторонником номинализма является и Уильям Оккам (ок. 1300-1350).
В соответствии с делением власти на власть духовную и светскую, Оккам разделил функции геологии и философии. Теология господствует в вопросах веры, основанной на откровении. Из области проблем, решаемых с помощью разума, теология должна быть исключена. Оккам согласен с мыслью, что «то, что истинно для теолога, может быть ложным для философа».
В основе нашего знания, — единичный опыт, из которого не следует существование бога. Наука и вера, философия и теология идут разными путями. В силу этого и теология как наука невозможна.
Номинализм Оккама оказал существенное влияние на последующее развитие философии, будучи связанным с развитием естествознания, он оказал влияние на становление эмпиризма Нового времени.
Если скептицизм Абеляра касался вопросов об истинности высказываний отцов церкви, то более поздний скептицизм связан с вопросами более глубокими и существенными, которые не могут быть ни доказанными, ни опровергнутыми, — бытие (существование) бога. И Оккам, разделяющий этот скепсис, говорит, что невозможно знать с очевидностью, что бог есть.