105. Феномен лидерства

Лидерство — это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Обязательное условие  лидерства  —  обладание властью в конкретных формальных или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней  и масштаба. Но во всех случаях лидер  имеет  социальную  и психологическую,  эмоциональную  опору  в  обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. При  всем разнообразии лидеров у них всех можно обнаружить  важные общие свойства: Во-первых, — инициатива  в деятельности, принятии верных решений. Во-вторых, —    готовность    нести   ответственность   за   свои решения, при этом, не ища, кого можно было бы обвинить, что результат не достигнут, или в том, что произошли определенные сбои при выполнении задач. В-третьих, —  обладание  определенной интуицией.  Она позволяет схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний,  теоретической подготовки. В-четвертых, — способность убеждать, скорее — увлекать людей, завоевывать доверие и симпатии. В-пятых, — мысль о том, что одной из основных черт лидера является умение быстро находить эффективные пути  и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.

106. Проблема общения. Основные уровни общения. Активное и пассивное слушание. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения.

1) А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения).

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов. Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов. Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения.

16 стр., 7849 слов

Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общения

РИЖСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ РЕФЕРАТ по психологии общения «Общение в Интернет. Психологические проблемы виртуального общения.» 2000 Содержание. 1. Очень краткое вступление: 2. Виртуальная реальность и сетевая виртуальность 3. Средства виртуального общения и киберсообщества. 3.1. E-MAIL 3.2. Конференция. 3.3. ICQ 3.4. Ещё кое-что 3.5. IRC 3.6. Сетевые игры 3.7. ...

2) Примитивный уровень общения.В этом случае человек не может или не хочет настроить себя на контакт, его не волнует, как его собеседник будет воспринимать его, и насколько приятно и правильно он разговаривает.. При этом человек, который столкнулся с примитивным уровнем общения, должен попытаться успокоить своего собеседника, разговаривая с ним спокойно, ровно, иногда немного жестко или твердо. Такая позиция поможет избежать конфликта и сгладит острые углы общения.

Манипулятивный уровень.Такой уровень общения часто можно встретить среди менеджеров, дипломатов, а также на фоне бытовой жизни. Кроме того, в этом уровне общения можно рассматривать также такие жестокие меры, как лесть или запугивание.Деловой уровень. Здесь необходимо обязательно обращать внимание на характер, возраст и личные взгляды вашего собеседника. Именно цель или средства ее достижения, которые вас объединяют, и обуславливают взаимоотношения между вами, поэтому такое общение нельзя назвать манипулятивным. Деловой уровень общение необходим тем людям, которые, в силу своей профессии, должны постоянно находиться на определенной дистанции.

Игровой уровень общения. В этом случае общение проходит в немного игровой, неформальной, несерьезной форме. Такое общение чаще всего бывает между приятелями или друзьями.

Духовный уровень. При таком общении человек наибольшим образом открывает собеседнику свою личность, свою душу. Именно в ходе общения на духовном уровне возникает полное открытие себя настоящего, что требует особых внутренних усилий.Уровень масок. Каждый человек имеет одну или несколько «масок», которыми он пользуется в разных ситуациях. Часто такой уровень можно наблюдать, если человеку неприятно общаться со своим собеседником, но он старается не задеть его чувства или быть более вежливым. Также мы можем надевать маску искренней радости, получив неинтересный или ненужный подарок.

3)

Активное слушание

Пассивное слушание

Попытки побудить партнера к разговору

Терпеливое ожидание того, чтобы партнер

Заговорил

Попытки точно воспринять сказанное партнером

Ожидание того, когда партнер скажет нечто

действительно важное и интересное

Попытки удерживать излишне многословного или

отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки

вернуть его к обсуждаемой теме

Отвлечение внимания на что-либо другое при

сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда

партнер вернется к теме разговора или перестанет

говорить.

4) Коммуникация –это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать. В этот процесс входят след. элементы: 1) способность человека, передающего сообщение, выразить точно и ясно, что он хочет сказать; 2) выбранное для сообщения ср-во –- устное; — письменное; — визуальное; 3) способность и желание реципиента понять сообщение и действовать в соответствии с ним; 4) «шум» в системе, кот. может исказить сообщение и сделать его непонятным.

Интерактивная — условный термин, обозначающий хар-ку компонентов общения, связанных со взаимод-ем людей, непосредственной организацией их совместной деят-ти. Цели общения отражают потребности совместной деят-ти людей. Общение всегда должно предполагать некот. Рез-т — изменение поведения и деят-ти др. людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимод-ие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деят-ти.

Перцептивная— Процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный хар-р, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств.

107. Приемы эффективного слушания. Умение слушать по Ладанову

1) ВЫЯВЛЯЙТЕ СВОИ ПРИВЫЧКИ СЛУШАНИЯ, СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ, ХАРАКТЕР ДОПУСКАЕМЫХ ОШИБОК. Знание своих привычек — это первый шаг к совершенствованию. НЕ УХОДИТЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБЕЩАНИЕ. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.. Умейте поддерживать с собеседником: визуальный контакт, но без назойливости или пристальных взглядов (что подчас принимается за враждебность).

УМЕЙТЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА ТОМ, ЧТО ГОВОРИТ СОБЕСЕДНИК. Это требует определенных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты. СТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ НЕ ТОЛЬКО СМЫСЛ СЛОВ, НО И ЧУВСТВА СОБЕСЕДНИКА. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными», в соответствии с принятыми социальными нормами. УМЕЙТЕ БЫТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМИ. Следите за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть взаимодействия. Следить надо за выражением лица собеседника: как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. ВЫКАЗЫВАЙТЕ ОДОБРИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ ПО ОТНО­ШЕНИЮ К СОБЕСЕДНИКУ. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенно­сти, настороженность.ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К САМОМУ СЕБЕ. Ваши озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь вы­разить их: это прояснит ситуацию, вам станет легче слушать собеседника. ДЕЙСТВИЕ — ЛУЧШИЙ ОТВЕТ СОБЕСЕДНИКУ. Помните, что часто цель собеседника — получить от вас что-либо реальное или изменить ваше мнение, или же заставить вас сделать что-либо.

108) Невербальные компоненты общения. Язык жестов.

Невербальное общение – это неречевая форма общения , включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание . Язык невербальных компонентов общения — первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д. — вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования. Невербальные средства общения Первое — это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы. Жесты-символы — очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. Жесты-иллюстраторы — используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы — играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы — сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний — нервное перебирание обежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

  1. . Возрастная психология. Психология дошкольного и младшего школьного возраста

Дошкольный возраст– время интенсивного развития у детейориентировочной основыих действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников. Мышление в этот период находится на уровне конкретных операций, т. е. оно –наглядно-образное. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность– наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка. В дошкольном возрасте возникают также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.С концом дошкольного детства связанкризис 7 лет, один из основных симптомов которого – потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать.

Возраст от четырех до шести — период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей. Приобретает малыш и известную самостоятельность.В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике легко, например, нарушается аппетит или режим сна.  Особенности младшего возраста у школьников: мотивация, характер, психологическое развитие. В данный период у ребенка активно развивается интеллект. Развивается мышление, что в результате способствует качественной перестройке памяти и восприятия, делая из них регулируемые, произвольные процессы. В этом возрасте ребенок мыслит конкретными категориями. К окончанию периода младшего школьного возраста дети уже должны уметь самостоятельно рассуждать, сопоставлять и анализировать, делать выводы, уметь отличать общее и частное, определять простые закономерности. В процессе обучения память развивается по двум направлениям: происходит усиление роли смыслового и словесно-логического запоминания. На момент начала обучения в школе у ребенка преобладает наглядно-образная память, запоминают дети за счет механического повторения, не осознавая смысловых связей. И именно в этот период необходимо научить ребенка различать задачи по запоминанию: что-то необходимо запоминать точно и дословно, а что-то достаточно в общих чертах. Таким образом, ребенок начинает учиться управлять своей памятью сознательно и регулировать ее проявления (воспроизведение, запоминание, припоминание).

В это время важно правильно мотивировать ребенка, поскольку от этого во многом зависит и продуктивность запоминания. Произвольная память у девочек лучше, а потому они умеют заставлять себя. Мальчики же более успешны в овладении методами запоминания.. В процессе обучения школьник не просто воспринимает информацию, он уже способен ее анализировать, то есть восприятие уже становится в виде организованного наблюдения.

110. Психология подростка

Подростковый возраст– этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от 11–12 до 16–17 лет).

Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение «Я-концепции», попытки понять самого себя и свои возможности. Этому возрасту свойственен так называемыйподростковый эгоцентризм, проанализированный в работахД. Элкинда. Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям).

Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. В этом возрасте происходят становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного теоретического мышления.

  1. Психология юношеского возраста.

Юношеский возраст– этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей это временной интервал от 17 до 21 года, у девушек – от 16 до 20 лет. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом планеглавной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор.

  1. Психология личности студенческого возраста.

С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни. В психологической литературе по проблемам периодизации возрастного развития (труды Э. Эриксона, Э. Шпрангер, И. Кона, В. Слободчиков) прослеживаются различные подходы к выяснению границ, основных противоречий и новообразований студенческого возраста. Большинство исследователей ограничивают студенческий век периодом от 18 до 23 лет, который отвечает зрелой юности и начале ранней взрослости. В течение студенческого возраста личность достигает высокого уровня интеллектуального развития, обогащает ментальный опыт, впервые масштабно рассматривает свой внутренний мир, свою индивидуальность, формирует целостный Я-образ, самоопределяется в жизненных и профессиональных планах, осмысленно направляет свой взор в будущее, которое свидетельствует о переходе ее в этапа взрослости.Различные признаки студенчества как особой социально-психологической, демографической группы, которой присущи специфические ценности, язык и нормы поведения, стиль, досуг, решительность в реализации замыслов, свидетельствует о присущей только ей социальной, психологической ситуации развития. В зрелой юности завершаются процессы биологического созревания, одной из важнейших потребностей личности становится интеллектуальное развитие, усиливается эмоциональная стабильность, в межличностных отношениях важное значение приобретает общение со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола, продолжаются саморазвитие и самосовершенствование. Кроме того, продолжается интенсивное развитие самосознания, молодые люди самоопределяются в системе моральных ценностей, принципов, норм и правил поведения, осознают личную социальную ответственность. Новые качества приобретает юношеская дружба, а дружба с лицом противоположного пола перерастает в влюбленность. Это период, когда заканчивается переход от детства к взрослости