1. Фазы эволюции зарубежной и отечественной социологии в 19-20 вв

Титульный лист

Содержание

Введение 3

1. Фазы эволюции зарубежной и отечественной социологии в 19-20 вв 4

2. Теории современной социологии 11

Заключение 19

Список использованных источников 20

Введение

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем — все общество.

Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество — не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность. Социология помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которыми знающие люди могут распорядиться по-своему.

Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и миниатюрными механизмами взаимодействия двух и более человек.

Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной — социальной.

Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и так далее).

Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

3 стр., 1283 слов

Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия

Часть 1. Ответьте на вопросы. 1.Сказка отличается от мифа: А) большей фантастичностью излагаемых событий Б) ослаблением веры в истинность повествования В) отсутствием воспитательных задач 2.К особенностям мифологического сознания не относится: А) наделение мира природы человеческими характеристиками Б) привидение явлений под теоретические обобщения В) восприятие мира как арены борьбы добра и зла ...

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и так далее. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX века. Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения — человеческого общества. Историки говорят: 40 тыс. лет назад. Хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза прежде, чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеции, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Наконец, в XIX веке рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению конкретно-научных методов продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

К собственно истории социологии относится период с середины XIX по начало XX века, когда жили и творили основатели современной социологии Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер. Только в современный период социология появляется как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, научный метод и теорию.

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

/ Содержание Введение 1. Общество как социальная система 1.1 Понятие социальной системы 1.2 Противоречия в обществе 2. Тенденция развития социальных систем 2.1 Этапы развития социальной системы 2.2 Основные направления в развитии социальных систем 3. Социальная структура 3.1 Понятие социальной структуры 3.2 Социальные группы 3.3 Социальная стратификация 3.4 Социальная мобильность 3.5 ...

Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов.

Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций в условиях функционирующего гражданского общества. В ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происходящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.

Философия в 20 в. оказалась в состоянии кризиса и не дала миру подлинно оригинальных теорий и крупных теоретиков. В противоположность этому развитие академической социологии привело к возникновению целого букета оригинальных теорий. Когда студентам приходится впервые прослушать курс истории западной академической социологии в университете, они бывают просто поражены громадной разницей в оригинальности между академической социологией и философией в 20 в. Представители различных школ и направлений в академической социологии ведут между собой дискуссию о сущности общества. Ни одна из этих школ и направлений не смогла победить в этой дискуссии, т.к. каждая из них по-своему права и нужна теория их синтеза. Существует 11 школ и направлений в академической социологии: Наиболее влиятельными являются три из них: символический интеракционизм, функционализм и школа конфликта. Позитивизм – это ведущее направление в социологии 19 в. — начала 20 в. Родоначальниками этого направления были Сен-Симон и Конт, последователями – Спенсер и Дюркгейм. Главное устремление позитивизма – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, позитивная социология должна быть доказательной как естествознание. Характерными чертами позитивизма служили натурализм, органицизм и эволюционизм.

Рассматривая фазы эволюции западной социологии и процесс ее институционализации, следует выделить этапы появления различных идей в работах О. Конта, Г. Спенсера активно осваивавших новое научное направление, и отметить, что начальный этап ее становления связан с бесконечным пересмотром научных гипотез, концепций и результатов как родственных, так и весьма далеких от социологических наук.

4 стр., 1607 слов

Социология и другие науки

Соотношение социологии с другими науками. Отношение социологии и истории История - одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетии она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую “главу”. Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. История ...

Выделяются три фазы эволюции социологии.

Первая — сциентиская, характеризуемая господством натуралистических, позитивистских моделей общества. Ее главные теоретические принципы: эволюционизм, социологический реализм, детерминизм, сравнительно-исторический метод, редукционизм.

Вторая фаза — аналитическая, для которой характерны антипозитивистская реакция, ценностные модели общества и культуры. Главные теоретико-методологические принципы: критика эволюционизма, номинализм, индетерминизм, нормативизм, поиски специфики социального.

Третья фаза — неопозитивистская. Ее характеризуют сциентистская программа социологии как науки о поведении, умеренный эволюционизм и социальные изменения, попытки синтеза реализма и номинализма, эмпирическое обоснование теории, наблюдение, уточнение редукционизма.

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов различных школ XIX века, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь. Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Э. Дюркгейм (1858—1917) был первым, кто опроверг эти слухи. Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе, предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность.

Социология, по мнению Г. Зиммеля и М. Вебера, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее: приверженность к точным фактам, метод понимания и отнесения к ценностям. Г. Зиммель и М. Вебер отвергли в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное». Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид.

Названные ученые, их школы и ученики окончательно конституировали социологию как науку, выделив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего развития и дифференциации социологической науки, то есть современной социологии.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

На первом этапе становления социологии (XIX – начало XX вв.) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе. В США социология изначально складывалась как университетская наука.

Если в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания, то в США уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.

Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап.

На этом этапе сформировалось программное поле российской социологии.

Дальнейшее развитие социологии в России можно разделить на несколько этапов: первый этап – 60—90-е гг. xix в., второй – начало xx в. – 1918 г., третий – 20—30-е гг. xx в., четвертый – с 50-х гг. xx в. до наших дней.

Первый этап развития социологической мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский, Плеханов).

Развитие социологии в этот период времени во многом было обусловлено социальными изменениями: усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... новой науки - социологии. Определение социологии как науки об обществе не совсем правильно. Общество является объектом изучения многих наук - истории, философии, экономических теорий, ... В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества). И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система. 2. Структура социологии Современная социология — ...

На втором этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации.

Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.

На третьем этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература.

Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. После краткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд видных ученых-социологов и философов (П. Сорокин, Н. Бердяев) вынуждены навсегда покинуть Россию.

Термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижению уровня отечественной социологии.

4-й этап (с 1950-х гг.) — в этот период начинается возрождение интереса к социологии. Социологи 50—60-х г.г., или, как их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу – не только возродить, но и практически заново создать эту науку.

В середине 1960-го г. было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

Таким образом, нетрудно увидеть, что на данном этапе социология приобретает в основном прикладной эмпирический характер.

Предметом социологических исследований была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

26 44044зн © 2002 г. Я. АЛСТЕД ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВО: МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ _________________________________________________________________ АЛСТЕД Якоб - профессор факультет социальных наук университета Роскильде, Дания. ________________________________________________________________ Меня давно занимал вопрос, почему в социологии нет психологии. Целью истории не могут не быть мотивы ...

Однако полученные данные не объединяются, на их основе не создаются теории среднего уровня.

На сегодняшний день в России существует огромное количество социологических факультетов, которые выпускают высококлассных специалистов-социологов.

2. Теории современной социологии

В истории социологии выделяются два этапа:

1) до научный;

2) научный, когда формируются критерии научности социологических знаний.

До научный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины 19 в.

Предшественницей научной социологии является социальная философия. В трудах философов античности Платона и Аристотеля и так далее; ранних христианских учениях создавались первые теории об общественном устройстве, положении и роли человека в обществе. В середине века господствовали теологические теории, объяснявшие принципы миропорядка и государства с позиции христианских, буддийских, исламских учений о жизни людей. В новое время (17-18 вв.) в трудах Д. Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли и получили распространение рационалистические теории устройства общества. Но все эти учения были умозрительными, не имели научной основы, их нельзя было проверить точными методами.

Возникновение социологии как науки приходится на З0-е годы XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир. Истоки социологии следует искать не только в природе капиталистического общества. Ее корни имеют общецивилизованную природу ввиду постепенного складывания мирового рынка, возникновения сходных политических структур, процесса формирования взаимосвязи различных культур.

Идейными предпосылками социологии целесообразно считать: консервативную и либеральную ориентации в социальном мышлении, взгляды Сен-Симона, французских историков периода Реставрации, Гегеля.

Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.

Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма.

Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать идеи К. Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др.

Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX — начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

Профессионализация социологии связана с именами, прежде всего, двух крупных немецких социологов — Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй — Г. Зиммель — акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих «сквозной» для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же «клеточкой» общества Зиммель считал взаимодействие.

Один из выдающихся представителей социологии — Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной им системы были а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской деятельности ученого. Это привело к появлению «понимающей социологии», исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера — связь экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое воздействие на социологию.

Русская социологическая мысль XIX — начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил — от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).

Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого этапа охватывают, начиная с 20-х годов, пол-столетия.

Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.

Эмпирические исследования в промышленности показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты (а затем и европейские) стали энергично заниматься ее удовлетворением. Возникла нужная, модная и не плохо оплачиваемая профессия социолога.

Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование. Решающую роль здесь сыграли концепции социокультурной динамики и интегрального типа общества П. Сорокина, теории структурного функционализма и социального действия Т. Парсонса, теории аномии и среднего уровня Р. Мертона.

Перейдем к характеристике состояния социологии в 70 — 8О-е годы. Оно определяется наличием нескольких направлений (с точки зрения «классического» анализа науки) и парадигм. Имея в виду дифференциацию социологии по направлениям, выделим три основных — неомарксистское, неопозитивистское, понимающую социологию.

К первому относится Франкфуртская школа и радикально-критическая социология в США, ко второму — структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм, к третьему — этнометодологию, символический интеракционизм, феноменологическую социологию.

Помимо этого, следует назвать в качестве особого марксистское направление, представители которого используют в своих теоретических исследованиях фундаментальные идеи Маркса. Отношение западной социологии к марксистскому направлению весьма «прохладное». Если концепцию Маркса считают одним из наиболее значительных вкладов в развитие социологии XIX в., то его исследователей в XX столетии ожидает совершенно иная судьба — необходимо доказать, что базируясь на марксовых идеях, можно добиться в социологии каких-либо успехов.

Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания. Парадигма — это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решение. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Отсюда понятно, что, в связи с наличием целого ряда фундаментальных теорий, социология выступает как «мультипарадигматическая» дисциплина, то есть как наука, имеющая множество парадигм.

Исследуя ее современное состояние, российский социолог Г.В. Осипов выделяет несколько парадигм, базариущихся на теориях Маркса, Дюркгейма, Вебера, Скиннера. Это парадигмы социальных факторов, социальных дефиниций, социального поведения. К первой Г.В. Осипов относил структурный функционализм и теорию социальных конфликтов, ко второй — символический интеракционализм и этнометодологию, к третьей — теорию обмена и психологический редукционизм.

Несколько иные подходы к определению парадигм мы встречаем в западной социологической литературе. Так, Гидденс в качестве таковых рассматривает концепции Конта, Дюркгейма, Маркса, Вебера, применительно же к современному состоянию социологии — функционализм и структурализм, символический интеракционизм, марксизм, теорию конфликтов. В одном из наиболее интересных новых учебников по социологии, написанным Морисом Тейлором, Лаурой Рин, Стивеном Розенталем, Корси Догби, характеризуются пять парадигм (по терминологии авторов, теоретических перспектив) современной социологии: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология.

Вместе с тем имеет смысл говорить, не о множестве социологических парадигм, а о двух — классической и современной для 80-х годов XX в. Западные социологи единодушно утверждают, что в связи с переломным характером современной эпохи описывать социальные сдвиги на уровне взглядов Маркса, Вебера, Дюркгейма уже невозможно. Поэтому на смену созданной ими картины социальной реальности, их представления об обществе, его социальной структуре и организации, индивиде должна прийти новая парадигма.

Неомарскистская парадигма представленная немецкими социологами франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас).

Еще в 30-е годы на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и «Журнала социальных исследований» сложилось направление социальной западной социологии, давшее начало неомарксизму. Это течение социально-философской мысли, по-новому интерпретирующее марксизм. Центральным понятием для его представителей выступает понятие «отчуждение» как социально-экономическая категория.

Рассмотрим отдельные социологические парадигмы.

Теории конфликта и социального обмена разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов — конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 — 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и так далее.

Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, — не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать на только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

Ещё одна парадигма современной западной социологии — теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок.

По существу, на первый план выходит ценностно — нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус,) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно — функционального анализа взаимодействия.

Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её — в стремлении найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения общества.

Основоположник символистического интеракционизма — американский социолог Дж. Мид. Его последователи — соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и др. — представляют две школы символистического интеракционизма — чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

Еще одна из парадигм современной западной социологии — этиометодология определенным образом связана с символическим интеракционизмом (поскольку и для нее основное — изучение взаимодействия).

Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Современный период развития социологии характеризуется, как и прежде, разрывом не только между макро- и микросоциологией, но и между теоретическими исследованиям и конкретным материалом. Вместе с тем в самой теоретической социологии действуют две тенденции. С одной стороны, наблюдается усиление теоретического плюрализма, проявляющееся в дальнейшей дифференциации социологии, проявлении в ней большого количества ярко выраженных доминирующих направлений. С другой — становится все более заметным стремление преодолеть эту дифференциацию посредством проведения единой теоретико-методологической линии.

В качестве парадигм современной западной социологии рассматриваются: структурный функционализм и неомарксизм теории конфликта и социального обмена, символический интеракционализм и этнометодология. В них особое внимание уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Заключение

В результате исследования данной работы можно сделать следующие выводы, что социология — это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни

При определении предмета социологии социологи чаще всего обращаются к категории «социальное», тем самым подчеркивая, что в этом заключается ее отличие от других наук, которые изучают общество: экономики, политология и тому подобное. Объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности.

В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях. Во-вторых, она включает в себя теорию науки об обществе, которая выступает как теория всех других общественных и гуманитарных наук.

Список использованных источников

  1. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. – Спб: Лань, 2002.
  2. Батыгин Г. С. История социологии: учебник / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский; Федер. агентство по образованию, Нац. фонд подгот. кадров.—Москва: Новый учеб., 2004.—367 с.
  3. Бурганова Л.А. Проблемно-философские основания ранней американской социологии. – М.: ИИКЦ «Эльф-М»; 2000.
  4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
  5. Воронцов А.В. История социологии. XIX — начало XX века: в 2 ч.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» / А.В. Воронцов, И.А. Громов. — М.: ВЛАДОС, 2005.
  6. Гидденс Э. Социология. Учебник.- М.: Едиториал УРСС, 2005.- 532 с.
  7. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. – СПб.: Изд-во ДНК, 2003.—559 с.
  8. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Кн. дом «Университет», 2001. — 211с.
  9. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 020300 «Социология» / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 607 с.
  10. Кравченко А.И. Социология: учеб.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  11. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: Наука, 2000.
  12. Миллс Ч. Р. Социологическое воображение / Чарльз Райт Миллс; Под общ. ред. Г.С.Батыгина; Пер. с англ. О.А. Оберемко. – М.: NOTA BENE, 2001.– 263с.
  13. Немировский В.Г. История социологии: учеб. пособие для студентов вузов при изучении цикла социогуманитар. дисциплин / В. Г. Немировский. – Москва: Владос, 2005. – 318 с.
  14. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж.Ритцер; Пер. с англ.: А.Бойков, А.Лисицына. –5-е изд. – СПб. и др.: Питер, 2002. – 686 с.
  15. Социология: Учебное пособие.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.
  16. Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества.- М.: Логос, 2004.- 384 с.
  17. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества.- М.: Логос, 2005.- 664 с.

21