03.09.2013
1 Лекция
Этнология как наука
- Предметы и задачи
- Источники и методы
- Связь этнологии с другими науками
Этнология Логос (наука)
Этнос (народ)
Этнография Графия (описывать)
Этнология — сравнительное и аналитическое изучение культуры. Сразу занималась примитивными культурами.
В 17 веке появилось название «примитивный народ» (обширное понятие)
Генри Морган и Эдуард Тайлер изучали.
На рубеже 19 — 20 века стала наукой что преподавалась. Критики разделились во мнениях на счет деление человечества на примитивных и умных.
В начале 20 века сложилось несколько вариантов понятия Этнологии.
- описательная и обобщающая наука
- сравнительная наука
- раздел социологии
- наука о динамике культуры
В 20 веке господствовало мнение что вес народы ровны.
Основные разделы:
- Этническая антропология (этногенез)
- Этническая социология (социологические процессы)
- Этническая психология (стереотипы самосознание)
- Экономическая этнология (хоз. Экономика)
- Этнодемография
- Этногеография
- Этнопедагогика (воспитательный процесс)
Этнология — наука изучающая процессы формирования развития и различия этнических групп их идентичность формы самореализации закономерности их коллективного поведения и взаимодействия взаимосвязи личности и соц среды.
Жан-Жак Ампер — французский учёный, что предложил в 1830 году общую классификацию гуманитарных наук и выделил Этнологию
Объекты изучения — этносы и этнические общества
Предметы изучения — этнические процессы
Этнология в сферах
- Возникновение Этноса (этногенез)
- История эволюции этноса (этническую историю)
- Современную жизнь этноса (их актуальность и функционирование)
- Возможные пути развития этноса в будущем
Этнология использует всё что может помочь извлечь вспомогательные сведения
Этнографический источник — всякое явление, что может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.
Источники
- письменный (главный)
- устный (предания выражения исторического сознания)… Грамотность уничтожает устный источник.
- изобразительные материалы (рисунки скульптуры древние письменности)
- музейное собрание (предметы быта и культуры)
- фольклористика
- Языковеденье и лингвистика (родство языков)… сведение с экспедиций полевой материал
- археология
- антропология (вскрывает пути перемещения селений)
- Генетика (исследование ДНК помогает увидеть конкретную картину перемещение народов).
Методы
Дошкольная педагогика как наука. Объект, предмет, принципы и ...
... городов, зарождение промышленности, великие географические открытия, смены средневековых устоев жизни, рассвет культуры, науки. Образование стало приобретать особую значимость в общественном развитии государства и жизни ... порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки и ...
Практическая и теоретическая направленность
Практическая (поэтапная): сбор переработка интерпретация
- метод сбора и поиска информации (экспедиции маршрутные и стационарные)
- рассылка стандартных анкет (соц анкеты по телефону)
- перепись населения
- переработка, группировка выделение типов или комплексов
- картографирование
- интерпретация (переваривание полученной информации)
Теоретическая:
- исторический (рассматривать в процессе по жизни объекты или же их перспективы)
- сравнительно исторический (для реконструкции прошлых исторических эпох используют материалы с нашего времени)
- структурно-функциональный (выявляет значение функционирования того или иного культурного момента в жизни этноса)
- системный подход (компилирует понятием сложности и комплексности внутреннего строения)
Связи с иными науками
Этнология компилирует со многими науками: антропология социология политология культурология Этнография
В антропологии масса вопросов для изучений схожи
Социальная Антропология — изучение групповых отношений и социальных процессов (изучение особенности социума разных народов мира).
Культурная Антропология — изучает взаимоотношения человека и культуры (выступала как изучение человеческой культуры)… использовала полевые материалы для обобщения.
Клод Леди Строс — предложил 3-ох ступенчатую модель:
- Этнография
- Этнология
- Культурная Антропология и Социальная Антропология
Этнология и Социология
Этнология и социология имеют одни корни. Только социология стремиться к изучению всего общества как системы. А этнология изучает мелкие общества в разных этнических средах.
Социология работает с письменными источниками а этнология с устными и невербальными
Культурология и Этнография
Прекрасно дополняют друг друга
Этнология и Психология
Связь имеет важные значения. Психология изучает типичные характеры личности. Этнологический подход важен понимании социалкультурной природе меж этнических отношений.
04/09/2013
Лекция 2
История науки
- Древняя Этнология
- Особенности развития этнологии в разных странах
- Особенности направления этнологии
Становление этнологии
Этнография на много старше этнологии. Этнография заключает в себе попытку описания древних народов.
В древнем мире встречается много сведений о покорённых народах.
Первые серьезные этнографические описания сделали путешествующие народы (финикийцы).
Карфагеняне — потомки финикийцев. Египтяне тоже занимались этнологией.
Первый кто попытался собрать сведения и информацию Аристотель.
Книгу с истории написал Геродот.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы ... Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности ...
В раннем средневековье интерес падает (причина чумные бунты).
Ведущи центры этнологии Византия Китай Дальний Восток(Аль-Масуди выделил греков турков индусов египтян китайцев арабов).
В эпоху «просвещения» господствовала теория детерминизма. Благородный дикарь (широкое представление).
1533 году появился труд итальянца Капелла «Антропология и рассуждение о человеческой природе» — Первая искра о появлении этнологии. Антропология и этнология зародилась в Европе.
Эпоха «великих географических открытий» привела к расовой классификации. Первый предложил это Француа Бернье. Выделил европейцев (индейцев северной Америки тоже) монголов негров лопарей (обитатели Северской Динарии).
Карл Либный внес понятие «Homo»и человек был отнесен к животному миру нашей планеты.
Джордж Буфонн ввел научный оборот термин «раса». Он сказал что все идут с одного корня. Иоган Блюменбах виделил 5 человеческих рас (кавказско-европейскую монгольскую эфиопскую африканскую и малайскую).
Чарльз Роберт Дарвин создал теорию «естественного отбора» и написал книгу. Идея её состоит в применении концепции борьбы за выживание и определенной изменчивости.
В середине 19 века общество хотело теоретического доказания теории. Возникла самостоятельная наука «о народах». Стало дискуссионным появление в 1839 году парижского общества этнологии.
В Англии было создано этнологическое и антропологическое общества, а в 1871 были объединены в Королевский антропологический институт.
Особенности развития этнологии в разных странах
Германия
Археология родилась в Германии
в 1789 году наука Фьоркеркунде (знание о вне германских народах) вместе с тем в этой науке складывается другое направления Фьорккунде (наука о немецко-язычных народах).
Великобритания
Становление этнологии пошло иным путем. Этнология развивалась как часть антропологии а в 1596 году вышла книга «Антропология» Гассмана. В 18 веке благодаря колонизации наука начала развиваться. В середине 19 века возникла идея отдельно изучать строение тела и жизнь этносов (социума).
Появилась соц антропология (Название ввёл Джеймс Фрезер в 1906 году).
Эдвард Тайлер стал основателем Культурной Антропологии.
Там сейчас преподается Соц Антропология а не этнология (но по сути это одно и то же)
США
Развитие этнологии происходило несколько позднее. Там всегда стояла острая проблема расовых отношений. Была наукой что включала области физической антропологии расовых и культурных различий (Генри Льюис Морган основал эту науку).
В середине 50 годов 20 столетия усилиями Франца Боаса ориентиры сужаются (теперь изучают проблемы культурных особенностей народов)
Франция
Одни с основоположников этой науки. Развивалась специфическим образом. Была страной колонизатором. Этнология во франции нынче это Этнография (она включает все наши подразделения)
Россия
Во второй половине 18 века восстали интересы этнологии. В 1846 году появилось русское географическое общество. Бев (председатель) выступил с докладом «этнография вообще и в России в особенности». Надеждин в этом же году выступил с докладом «о этнографии жизни народу русского». Особое место занимает Миклухо Маклай (стремился доказать равноценность всех рас и народов).
Становление этнологии как науки
... и методологических исследований. Связь этнологии с другими науками. Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах. ... и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология». ...
Большое значение внесли труды Григория Григорьевича Шпетта. Огромные успехи были связаны с СССР. Научная деятельность (Богорас, Приображенский, Толстов. Токарев и другие).
Этнология сегодня значительно обогатилась. Рекомендации стали необходимыми для военных и политических проблем. Эффективно используются в массовых коммуникациях.
Основные направления этнологии
В ходе возникали новые школы и течения. Существует огромное количество направлений этнологии
- Эволюционизм ( попытка открыть универсальные законы развития человеческих культур).
Человеческий род един, в человеческом обществе беспрерывный процесс от простого до более сложного, кульура розвивается с низкого в выше, соответствия разного развития культур они развиваются по разному, общественное развитие идет по законам эволюции. но при этом все элементы связаны. Формирование этого было в половине 19 века. Эдуард Тайлер в 1865 году опубликовал труд касающийся древней истории человечества, но главной его книгой считают «первобытная культура» (библия эволюциониста).
Считал что люди ровни по психологических и умственных задатках. Классик эволюционизма английский философ Герберт Спенсер написал книгу «Основы Социологии» проводил параллель между развитием общества и развития организма.
В германии Адольф Бастиан предполагал что человечество идет по пути усовершенствования. Все проблемы видел в умственном не расположении. Американец Морган впервые разделил человечество на два периода на ранний и поздний. А после предлагал разделить историю на 3 этапа (дикость, варварство, цивилизация).
Дальше пошли антиэволюционисты
- Диффузионизм. Стало обозначать распространением культурных явлений контакты войны переселение торговые отношения (заимствование перенос взаимодействие культур).
Культура является живим организмом, что рождается в определенных географических условиях. Основными факторами стали переносы или смешение. У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения. Они искали их. Методом исследования культур является изучение культурных кругов. Считают что каждый элемент культуры возникает только однажды. Основатель Фридрих Раццель (изложил идеи на исследованиях народоведения) но это были основные введения. Его ученик Лео Фробениуз стал основоположником идеи культурных кругов. Признанным главой немецких этнологических откр считается Фриц Гребля (метод этнологии).
Утверждал что ему удалось объединить культуру народов всей Земли. Объединил всю культуру человечества в 19 кругов. Сказал что в основе нет закономерностей. (Американский ученый Кларк Выслер и английский учёный Риверс.)
В 20 годы теряет актуальность. Диффузионизм стал просто исторической точкой этнологии
- социологическая школа. Выделяет предмет этнологии в человеческом обществе. Рассматривали общество как систему нравственных связей среди людей. Функция культур состоит в том чтобы сделать солидарным общество. Каждое общество имеет свою мораль (непостоянную и динамичную(подвергается влиянию)) Переход одного общества к другому идет не плавно а рывками (революция, бунты).
Родина — Франция. Основоположник Эмиль Дюккей считал что сознание человека существует как индивидуально так и коллективно. Представители: Люсьен Лэви-Брюль (приверженец учений коллективного представления).
10.09.2013
Этнос и этнокультура
... особенность характера этнокультуры. Глава 1. Общая характеристика этноса и его формирование §1. Современное состояние и направление развития этнологии этнос культура национальный развитие В мире существует около ... проблемы этнографии. - М.: Наука, 1981. - С. 196.. Таким образом возникает этничность личности как ее черта. Раскроем содержание этих стадий. Основным фактором этнической самоидентификации ...
Функционализм (зародился в Германии)
- основу человеческого общества составляет структура взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов.
- Любая социальная система состоит из структур (менталитет, непонимания и действий).
- Культура служит нуждам индивида (базовых потребностей) — базовые, производные и интегративные.
- Ключевая роль в культуре принадлежит обычаям ритуалам и моральным нормам.
- Задача этнологии в изучении функций культурных явлений их взаимосвязи в рамках каждой отдельной культуры вне её взаимосвязи с другими культурами.
Изучал немец Рихард Туревальд (начал)
Закончил в Англии Броиислав Малиновский.
Культура является продуктом биологических свойств человека (как считал Малиновский).
Американская школа исторической этнологии
- этнологи должна конкретно и всесторонне изучать каждый народ отдельно (язык культуру)
- взаимодействия культур разных народов создает их культурную общность внутри определённых географических ареалов
- развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов
- не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа.
Основатель течения француз Боас. Он считал что все эти течения универсальны. Он отстаивал исторический метод изучения культуры.
Его ближайший последователь Альфред Кребер. Он создал
Лекция 3
11.09.2013
Этнос и этничность
- термин и теории этноса
- структура этноса
- понятие этничность
На нашей планете человеческая особь группирует разные общности:
- по интересу
- народные (этносы)
Этнос как термин появился в древнегреческом языке и имел понимание (народ, стадо язычники).
Господствующим словом стало «народ» в не греческой культуры (латынь).
До конца 18 века понятие было ограничено. А в 19 уже принимали это слово как народ. Бастиан впервые рассматривал этносы как культурную спецификацию народа.
Приходит термин этничность
Этнисити (латынь) — этничность
Этник (латынь) — этничный
Понятие в современном обществе этничности
Этнос — исторически сложившийся на определённой территории. Устойчивая совокупность людей обладавшая общими относительно стабильными отличиями языка культуры и психики, а главное осознание своего единства.
Основные типы
- племя (первобытные)
- народность (раб и феодальная)
- нация (капитализм)
Типы общественных отношений их 3
Этнос — биосоциальная общность людей, что обладает рядом устойчивых ______________________________
Этнонимы (самоназвание этноса) топонимы, лингвонимы (назание языков) канфисионимы (название религий) антропопсихологические черты (психологические и внешние отличия) не являются отличием. Каждый этнос обладает единством территории или ассоциирует с территорией.
20 ст принесло много теорий этноса.
Иногда этнос принимался субъективно (как некий конструктор для мозга).
Сейчас в мировой практике все теории этноса (нормальные) это теории наших.
Лев Николаевич Гумилёв и его теория — основное внимание делает на идею что этнос представляет собой физическую реальность облачённую социальной оболочкой. Этнос — биологическая характеристика .
Понятие этнос. месторазвитие и стереотипы поведения этносов
... Губогло выделяет 12 базовых форм идентичности, которые формируются у молодого человека в процессе социализации: 1) гендерная; 2) языковая; 3) этническая; 4) религиозная; 5) семейная; 6) ... народ, граждане страны, любительская ассоциация и т. п.)». Он формулирует следующее понимание идентичности: «...Коротко идентичность можно определить как отождествление себя (одного или многих) с кем-то ...
Этнос — географическое а не геологическое явление (это не популяция).
На прямую связан с кормящим и вмещающем его ландшафта.
Теоретическая сторона в том что Земля подвергается раз в тысячу лет какому то космическому излучению что заставляет нас мутировать. Назвал это свойство «ассионарностью». По его идеи формирование этноса зависит от взаимной симпатии и антипатии. Ритмы биополей могут пересекаться.
Дуалистическая разработка этноса — в этносе сочетаются 2 структуры (с одной этнические свойства и характеристики а с другой те характеристики что рассматривающийся в качестве условий формирование и существование общественных физических элементов) порождение этих двоих элементов этнос получает некую двоичность (узкость и обширность).
В широком смысле этнология — этносоциальный организм (представлял этнических элементов с условиями возникновения и функционирования).
Все украинцы что живут в этом мире это этникус а вот украинцы проживающие в границах нашей страны и творящие взаимоотношение в этносе называются этносоциальным организмом.
Информация теории этноса
Оригинальная и очень популярная теория на западе. Была разработана Чибаксаровым и Аротюновым. Концепция базируется в том что во всяком социальном образование как и в обществе в целом устойчиво циркулируют информационные потоки что имеют свои источники как генератор и рецеплиентов (тот кто принимает).
Люди в этносе сгусток информации.
Суть в том что есть генераторы что подталкивают к этому рецеплиентов (исторические события (прим)).
Чем больше расхождений между информацией и возможностями тем больше возрастает роль этнического самосознания (законсервировать и не допустить влияние другой информации)
Системно-компонента теория — этнос рассматривается как исторически возникшое и эволюционировавшее сложное самовозпроизводная и саморегулирующее система что обладает много составной структурой.
Структуры:
- расселенеие этноса
- возпроизводство этн
- производство экономическая деятельность и её характер
- система социальных отношений
- язык
- использование культуры
- быть в стереотипе поведения
- определенно психолог принятия этнические
- система личного
Все это характеризует появления этноса. Не изменно то что все компоненты связаны друг с другом
структура этноса — сеть устойчивых социальной отношения между этническими обществами (нациями народами нацыональные этнические группы).
В структуре этноса выделяют три уровня (микро уровень (индивиды наименьшая социальная группа это семья) макро уровень или суб-этносы (у которых с меньшей интенсивностью все происходит но они создают свою этническую общность) мета уровень (этническое образование что сложились с нескольких этнических обществ)) — уровень этноса.
Этносы никогда не будут и не были представителями монолитного образование.
Центральная часть более приближенная к идеальному понятию этноса. И чем дальше от центра тем наоборот.
Нельзя забывать что по мимо вертикальной структуры которую рассмотрели есть и горизонтальная структура что имеет группы классы и слои.
Этнос или этничность?
... с определенной традицией. Культурно-языковая или психокультурная интерпретация этничности в рамках примордиализма также рассматривает этническую идентичность как неотъемлемую психологическую часть “я”, а ее ... вместе с географическим детерминизмом служит основой крайне уязвимых конструкций “жизни и смерти этносов”, их “пассионарности”, “психоментального комплекса” и прочих (Л.Н. Гумилев, С.М. ...
Чем сложнее структура тем больше проживет этнос.
Все этнические объединения очень динамичны (подвергаются изменению).
Этничность
любой этнос нельзя сформировать искусственно расформировать искусственно тоже. Даже если этнос не имеет территории и передачи информации. Он все равно сохраняет свою этничность.
Фредерик Барт дал определение
Этничность — форма социальной организации культурных развитий
первое понимание того мы относимся к той или иной этнической группе это соотношение «мы»-»они»
Изначально границы етничности проходят по антрополгических принципах
Этнос обладает этнокультурой особенности которой проявляются в языке религиях обычаях обрядах народное искусство в нормах этики . Противопоставление «мы»-«они».
Определяя этничность мы ориентируемся на антропологичность В каждом этносе заключается этничиеская индивидуальность.
Этническая идентичность может сохранятся без отсутствия языка. Этничность имеет идентификационный процесс в форме «я концепция»
- особая характеристика личности что состоит в ощущение переживании индивида к своей принадлежности к определенной группе людей
.
В науке есть пару направлений теорий этничноси.
17.09.2013
Лекция 4
Этническая идентичность и менталитет
- трактовка понятий этнологичного феномена
- этническая идентичность, суть и основание
- психология этноса
- понятие и структура менталитета. Менталитет и картина мира
В этнологии сложилось три основных подхода понимания этнического феномена
- Примордиализм. В современных исследованиях возникает вопрос является ли наша этничность исходной. Сформулировали этот феномен Ландерберге … В концепции этих авторов этничность — рассматривается как заложенное нам природой (отнесение нас к определенному виду).
Возник в конце 19 века в Германии. Термин ввел в 20 веке американец Шилс.
Существует два направления
— Природное направление (само понимание этничности возникло с помощью эволюции).
Основной вклад внес германский ученый Вандербергер. Он предложил понимать этничность как генетическую расположенность человека. Природным направлением занимается СОЦИОБИОЛОГИЯ (этничность понимается формой естественного отбора и родственных связей).
Этнос — одна большая родственная группа. Альтруистическое поведение вытекающее с этого.
— Эволюционно историческое направление. Бробвей (было в социальных странах) понимал этнос как исторически сложившуюся соц группу людей. Который связывают общие история язык и культура.
Этносы остаются изначально прибордиальными группами но не с родственными связями а социальными. Представляет длительный исторический процесс который имеет несколько факторов (общность язык территориальная целостность).
Этносом становится та группа людей которая отличает себя от других (этническое самосознание оно и является этнонимом (самоназвание)).
- Инструментализм. Развивается не так уж давно 70 годы 20 столетия.
Этничность рассматривалась в качестве инструмента который использует элита для достижения своих интересов. Все являлось под влиянием неких искусственных факторов. Появляется лидер в общине для того что бы удержаться наверху он начинает навязывать понятия (мы едины, территориальный строй, язык, культура) и через 10-летия они начинают реально думать что это их территория.
7 стр., 3318 словЭтничность и этническая идентичность
... был результатом «конструктивистской» деяельности, манипулирования этничностями, и строился через противопоставление ведущей группе — культуре метрополии или же доминирующей этнической группы. Историческая и политическая ситуация ... своеобразием местной социально-политической ситуации. В англоязычной же литературе слово "этнос" (ethnos) встречается редко. Основа же "этно" используется чаще всего в ...
Этничность превращается в некую социальную роль, которую избирает община из-за тех или иных материальных факторов.
Все дальнейшие подходы это Прагматизм и Функционализм.
Этничность — продукт мифичности. Раз этнос существует значит они служат определенным целям общества и в первую верхушке.
- Конструктивизм. Возник в 70-80 годы 20 века. В связи с тем что сейчас большое значение имеют этнические проблемы. (Англия США основатели).
Согласно этому этнос и этничность представляют собя интеллектуальным конструктором который создают писатели политики и ученые (сознательно создается).
Главную роль в создании играют интеллектуальная составляющая общества. Согласно ему этничность это граница между самосознанием или отнесением к какой то культуре Этнос — культурная идентификация но находится с другими группами на фундаментальных связях(граница между самосознанием или отнесением себя к какому то этносу).
Эта граница всегда движется(рано или поздно можем отнести себя к другому этносу)).
В основе любого этноса в плотную зависит от этнической идентичности.
Этническая идентичность суть и основание
Глобализация — процесс стирания этнических особенностей и границ.
Сегодня понятие идентичность используется очень широко. Но ее главной чертой является тождественность самому себе. Проблемы эти очень сильно связаны с «я» концепцией. Все мы содержим некое «Я» и оно отвергает нужную или не нужную информацию.
Три основных уровня идентичности:
- Личносно-психологический (представляет себя человеком какой то группы)
- Социально-психологический (есть стремления присоединять себя к какой-то группе)
- Этно-социологичскея идентичность (не просто относит себя к группе схожей интересами а к определенному Этносу)
Этническая идентификация может быть осознанной или бессознательной. Частичной и не полной. Можно считать себя представителями одного и более народов. Может быть не последственной и посредованой.. Культурная ценность этнической идентификации очень высока (это возможности для самореализации и развития).
Потребности родства были еще в древности (выглядели ритуалами).
Идентификация проявлялась в державах которые формировались в политическом, веровом единстве.
Этническая идентификации в 3 вариантах:
- подражание (приезжаем нам нравится и считаем частью этноса себя)
- на основе принуждения
- на основе свободного выбора (сами приезжаем и идентифицируем себя с этим этносом)
7 типов этнической идентичности
- нормальная идентичность (образ народа принимается как положительный. Нормальные отношения к культуре языку обществу)
- централизованное — отнесение к какой то группе (слава богу что я укрраинец)
- этнодоминирующей (более предпочтительно другим видам этничности (плевать на все я украинец))
- этнический фанатизм — абсолютное доминирование целей что воспринимаются иррационально.
- Агрессивная этническая идентичность (близко к нетерпимости других этносов)
- этническая инивидентность (равнодушие к проблеме собственной этничности и все что с ней связано).
6 стр., 2994 слов
Этнос и его признаки
... смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса. Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух ...
Более всего видно в учёных.
- Этнонигелизм (часто называется космополитизмом) представляет собой отрицание этничности (все мы единый супер этнос)
- Ангвиалентная этничность (распространенная в смешанной этнической среде) не ярко выражена этническая идентичность
Это все некие абстракции
Этническая идентичность в каждой культуре является переменной величиной (яркий пример сельский и городской житель).
Как только селянин переезжает в город и стает горожанином. Возвращается назад и он снова селянин
Основания этнической идентичности (3 типа)
- порождающий механизм. Когда те или иные процессы и события порождают чувство или близость к себе подобным (социальный статус, религия)
- признаки общности (нравы из самоокупности с которых формируется национальный характер)
- средство и условие реализации этнической идентичности (наличие единого языка проживание на общей территории).
Сейчас этот тип становится относительным.
Второстепенное значение имеют такие признаки и основания:
- расовые признаки, хозяйства культуры (относят себя к этносу по образу хозяйской деятельности или по орудию труда, бытовой жизни(жилища)) играют важную роль.. очень важным основанием является одежда, по составу пищи и их приготовлению. Можно даже отнести то как люди спят. Важным основанием есть обряды и обычаи.
Этническое единство связано с определенной психикой этноса
Считается что изначально ощущение того что есть свои заставляет человека определится и понять кто такие мы. Но чаще желание понять кто такие мы основаны на страхе (хочем понять кто такие они).
Этническая историчя любого народа показывает чо в последствии этногенеза складывает его в определенный психологически й вид. Он имеет какието психолог черты и традиции.
Этнология — Стр 2
Есть три уровня
- эгоцентрический (собственное удобство и выгода а отношение к другим этносам носит потребителя)
- группоцентрический (соотносит себя с какой то группой и переносит эгоцентрический настрой)
- универсально гуманистический (стремление установить нормальные условия жизни для всех (своих и чужих)
Все наши черты динамичны. В психологии этноса включают несколько понятий (что его характеризуют)
- этнический характер (устойчивый компонент этноса).
Исторически сложившая совокупность психологических черт представителей этноса (обычные манеры типичный образ действий который проявляют в бытовой среде)
- этнический темперамент (как этнос рефлексирует, как относится на у или иную ситуацию)
- этнические традиции и обычаи (правила нормы стереотипы поведения) сохранение этих элементов необходимы для функционирования общности. Важную роль играют привычки (японцы привыкли долго благодарить кланяться и жать руку)
Практика свидетельствует что недостаточное знание этнических традиций и обычаев это плохо. Она очень важна.
Этнические интересы и этническое сознание
К динамическим компонентам относят этнические чувства (окрашенная заинтересованность людей к своим этническим принадлежностям(разочарование и восхищения)) и вкусы (индивидуальная оценка в этносе)
18.09.2013
Этический стереотип
Cтереотипы присущие человеку, изначально они неизбежно искажают любую реальность которую пытаются изобразить (но делает этнос-этносом).
Стереотип это некий стандарт. Понятие стереотипа близко к понятию социальной нормы. Они диктуют не только норму но и содержание действий
Определяется 3 факторами:
- специфика стерео типичной группы
— длительностью и глубиной контактов с другими этносами
В процессе определения стереотипов других народов иным является этнический образ он тесным образом идет со стереотипом но представляет узкое понятие. Стереотип это некий эталон который присущий этносу (этнический образ).
- Стереотип гипертрофирован
У каждого человека есть свой образ (собственный этнологический образ — авто стереотип) может навязываться или рождаться самостоятельным образом в процессе исторического развития. Любому этносу свойственен набор социологично-психологических характеристик (совершенно различных)
Понятия и структура менталитета. Менталитет и картина мира
Понятие менталитет было внесено в 20 годы прошлого века (особый вклад в характеристику его внес Лусьен Февро и Марк Блок).
В первоначальном контексте он означал — наличие у того или иного общества некого умственного инструменталя который дает по своему видеть и воспринимать свое социальное расположение)
Менталитет — то что помогает единообразно воспринимать окружающую действительность оценивать её и действовать с определенными установившимися в обществе нормами. При этом адекватно понимая и воспринимая друг друга.
В более узком смысле менталитет это совокупность символов что формируется в рамках каждой данной культурной эпохи и национальности. Служит неким объяснением неким выражениям знаний.
Менталитет раскрывается с помощью систем взгляда оценок норм что основаны на знаниях и верование что существуют в данном конкретном обществе
- опыт
- язык (узнать стиль мышления (специфика отношения людей)
- доминирующие в этой группы мотивы (показывает интересы типичное поведение людей определенного этноса)
- эмоциональная сфера (когда господствуют какие либо чувства (религиозные, ревность к земле на которой живут)
- анализ основных социально политических и этнических категорий (каким образом этнос понимает основные категории)
В пятидесятые годы 20 века основным направлением становится — «изучение картины мира» Роберт Рэтфилд считал что картина мира некое виденье мироздания характерно для того или иного народа и их представление о себе о своих действиях и своей активности в мире. Это некоторое связное представление о существовании присущее данному этносу.
Источник добра , зла , себя присутствует.
Картина мира свойственна каждому. Это общество внутри нас. Формирование черт и важных психологических этнических конструкций. Шло параллельно формированию народов и человека как такого.
Этногенез и антропогенез
- этногенез и типы этногенетических процессов
- теория этногенеза Льва Николаевича Гумилёва
- Антропогенез
- проблема происхождения рас
Этногенез (происходит от двух слов этнос (народ) и генезис (происхождение))
Определение В.П. Алексеева.
Считал что этногенез — это совокупность исторических явлений и процессов которые имели место во времени формирование того или иного народа и помогли в формировании лица. Это длительный процесс что связан с историей переселения и географических факторов.
Под этногенезом понимается историческое происхождение этнических групп в период плейстоцена (2млн-20000лет до нашей эры) и Голацена (20тыс — 3 тыс лет до нашей эры) считается происходили процессы антропогенеза и развитие хоммо сапиенс, зарождение основных форм труда языка искусства.
В самом начале истории, малое человечество представляло собой группу людей. Но при увеличении люди расширяли территорию и пребывали на разных географических средах. И чем дальше они уходили тем больше изменялись с виду (язык их вид и т д)
На процесс этногенеза сказывались массовые переселения. Массовые миграции значительно ускорили процесс заменой одной народности иной. И не редко автохтонное поселение завоёвывалось иным. И все это вело к процессу кристаллизации этноса.
Процесс этногенеза связан с процессом завоеваний проходит через синтез субстрата (местное население) и суперстрата (пришедшего).
Абсолютно все этносы переживали процессы завоевания и смешения.
Решающее значение для того кто победит (автохтонное или завоеватели) является наличие письменности.
Пиджин — язык который возникает в экстремальной ситуации между этнических контактов что бы при острой необходимости достичь взаимопонимания.
Одним из результатов было смешение народов и языков. Плюс важным фактором было господство развития языков.
Этногенический процесс — Называются процессы при которых проходят изменения различных компонентов этноса (есть масса их классификаций)
Типы этногеничечских процессов
есть несколько форм их объединений
- этническая фузия (процесс слияние нескольких ранее самостоятельных народов в единый более крупный (слияние славян в единый древнерусский этнос))
- этническая консолидация (внутреннее сплочение более или менее значительного этноса путем сглаживание различий между имеющими внутри него локальными группами)
- этническая ассимиляция (растворение самостоятельного этноса в среде другого)
- этническая конденгенция (когда в процессе ассимиляции воздействуют два очень близких друг другу по языку этноса (тогда они внешне даже похожи)
- меж этническая интеграция ( взаимодействия внутри государства нескольких этносов, которые различаются языками и культурой и это приводит к появлению у них похожих черт (возникают меж этнические схожести)
- эногенетическая ликсация (самый редкий тип (новый этнос появляется в связи смешение совсем разных групп (американский этнос — яркий пример)
формы этнического разделения
- этническая парциация (разделения этноса на несколько частей при этом каждая часть не считает себя частью старой)
- этническая сепарация ( самостоятельный этнос)
(самостоятельные работы (1 вид реферативная работа (3 и 2 творческая работа
)
1. 10 балов — работа реферативного плана (темы в группе этнология и этнограф в ХНУ) составить словарь терминов этих подразделений.
- основная работа творческая «1 день среди …» все архаические культуры не мение 10 стр (10 балов и бонус(с 1 октября конкурс демотиваторов на этнографическую тему макс 5 балов)
24.09.2013
Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилёва.
Мать и отец у него поэты. Провел в сталинских лагерях в целом 20 лет. Работал учителем в ссылке для начальства. Много курил пил и ругался матом.
Мог по памяти цитировать древние арабские и древнекитайские источники.
Его теория полна свежестью и не ординарностью.
Теория пассионарного этногенеза.
К природным факторам он был не первый кто обратился.
Лев Самойлевич Клей написал небольшую статью что называлась «Генераторы Народов». Существуют участки на Земле что имеют природные ограничители внутри которого формируется большое население и когда их стает очень много оно выплескивается.
Он выделил 5 генераторов народов:
- Монголия и Тюркоязычные племена
- Скандинавия и Германцы (1-2 век нашей эры)
- Викинги (Норманы) и Южная Аравия (3 тысячелетие до нашей эры)
Обратил внимание на то что на определенных территориях одни этносы исчезают а другие появляются. Он связывает все это с неким признаком «Пассионарность» (она возникает в следствии пассионарного толчка и образует внутри популяции людей которые обладают тягой к действию (изменение внутреннего мира (ходят в походы (пример)).
Уровень пассионарности не стоит в одной точке. Средняя продолжительность от толчка и до конца этноса 1.5. тысяч лет.
Несколько фаз пассионарности и развития этноса
- Фаза пассионарного подъема (создается спаренная пассионарная мировая целостность)
— скрытый процесс
— явный процесс
- Аксиоматическая фаза (фаза пассионарного перегрева ) — люди стремятся не столько создать целостность а сколько быть самими собой (в истории сопровождается резней (пример)).
В это время заряд достигает своего пика.
- Фаза надлома (огромное рассеяние энергии (когда все перебились и остаются те что осязают. Воздвигаются империи и культура.) — идет спад. Но заканчивается кровопролитием.
- Инерционная фаза. Этнос начинает жить по инерции. Возникают крупные государства, расцвет науки и искусств, но постепенно пассионарность иссякает и лидирующее положение занимают субпассионали (люди с пониженной пассионарностью).
Хотят убить пассионаров
- Субскурация (люди руководствуют потребительской фигней, разтрачивает все накопленное)
- Мемориальная — этнос живет памятью о своих прошлых подвигах. Затем исчезает память. Наступает время жизни возле природы.
- Гомеостаз жизнь возле природы, пока не происходит следующий толчек и все идет опять заново
лекция 6
Этнос и культура
- культура и ее этнические функции. В настоящее время практически не найдешь общество без своей культуры или не испытала на себе чужую культуру. Сегодня культурное разнообразие развивается не смотря на культурную глобализацию. Термин культура включает в себя много феноменов которые часто опрокидывают друг друга.
Роль этнологии состоит в том чтобы описывать и объяснять развитие культуры.
В этнологии культура рассматривается как система символов и значений которое требует своей интерпретации и объяснений. Это объяснение происходит через наличие основных этнических функций культуры. Они представляют собой следующие позиции
— Инструментальные (осязание)
— Создание и преобразование самого человека
— нормативное ( система средств организации коллективной жизни)
— знаковая (формирование имен и названий. Если какой то предмет не обозначен именем значит они не существуют)
— познавательная (дает человеку создать картину мира)
— коммуникативная (обеспечивает передачу этнокультурной информации между поколениями или на определенном пространстве)
Все они предназначены для психологической защиты индивида.
Культура дает представителю получить образ мира и своего место в этом мире где он сможет надежно закрепиться. То есть она содержит защитные механизмы этноса.
Этническая культура скорее не защитный а адаптивный механизм. Она существует для того чтобы индивид включился и адаптировался в этносе. Исходная точка и признак — это появление общих интересов у людей (что заставляет жить и действовать коллективно)
В общем он превышает наш индивидуальный интерес. Для удовлетворения интереса и существует феномен этнической культуры. Культурный опыт каждого общества велик и много образен. И индивид не может освоить весь культурный опыт общества.
Возникает понятие ценностных ориентаций что различает конкретною этническую культуру из общества.
Этническая культура акцентирует внимание на этнической специфике. Имеет как горизонтальное (то что определяет культуру того или иного населения) так и вертикальное членение.
В создании этнической культуры участвуют
- природные условия
- язык
- психический склад этноса
Географическая среда влияет на духовное создание культуры этноса.
Важное значение имеют хозяйственные традиции народов.
Природные условия влияют и на историю этноса. Важную роль имеет язык этноса (украинцем мы считаем тот кто говорит на украинском языке (пример))
Формирование этнической культуры важная роль Религии.
Важным элементом является и самоназвании.
В продлевании этнической культуры имеет значение быт (одежда — этнонимы).
Отражается и территория на которой живет народ.
Вертикальное деление
- традиционно бытовой (обыденная жизнь людей)
- профессиональная культура (философия теология наука культура)
Они тесно взаимосвязаны между собой.
- специфические — направлены на удаление угрозы из вне
- не специфические — сама этническая культура как упорядоченный образ мира.
Полное осознание является достоянием не многих
- этническая культура
- перспективы развития мировой культуры
Слово культура имеет много значений и не однозначен.
Будущее любой культуры закладывается сейчас. Процесс формирование культуры этноса перманентен но особенно в последнее время происходят радикальные меры что ведут за собой перспективы и опасности.
Этнологи говорят, что ближайшие десятилетия это убыстряющая научно-техническая революция (она в свою очередь будет стирать этническую специфику. Умерщвляет этническую культуру этноса.) Замещение программы обычных действий уберет традиционный промысел.
Но будет много свободного времени на культурные ценности.
2 фактор — рост взаимозависимости человеческого общества. Живем во время когда мировой рынок практически один. Это ведет к интенсивности обмена культурными ценностями. Идет стирание собственных этнических признаков.
3 фактор — возникновение и обострение глобальных проблем (глобальное потепление. Угроза амницида в результате ядерно экологических проблем).
4 фактор — Взгляд на мир материалистично и фрагментарно приводит к отмиранию этноса.
Важная тенденция развития мировой культуры есть глобализация религии (говорят о возможности возникновения одной мировой религии).
5 фактор человечество на пороге информационного общества (высокий уровень информационности и стандартизации жизни) на развитие этноса больше всего влияет интернет. Приведет к появлению информационного общества
Меж этнические взаимоотношения и процессы
—
—
— толерантность в меж этн отношениях
- меж этн конфликты и способ их урегулирования
Этносы как личности зависимы от отношений между собой. Практически глубокие племена раз в году идут к соседям воевать (не может быть отсуствия взаимоотношений).
Меж этн отношеня в широком смысле — взаимодействие народов в разных сферах, для достижение и реализации своих интересов. Межличностное представление представителей разных национальностей. Вытекает два уровня отношений
- личносный (человек общ с человеком)
- групповой (группа с группой)
Субъектом может быть как большой так и малый этнос.
Характер этих отношений (их 3)
- дружественны
- нейтральный
- конфликтыльный
Он складывается в зависимости от фактов
- историческое прошлое
Занимают зачастую ключевую роль. (3 класса явлений: ход исторических событий, события исторические что приобретают символический характер, либо особенности историкосоциальной
Вступает в контак из за разных исторических ситуаций. При напряжении захваты завоевание колонизация.
Они приобретают символическое значение вокруг них созд идеалогемы либо этн ущербного характера, либо героического.
При этом часто разные народы по разному оценивают одни события
- социально политическая обстановка в той или иной стране
Взаимосвязь с соц и этн стратификацией
- в зависимости от культурнобытовых и экономических условий жизни
(делятся на две группы: просвещение и информированность (чем больше умён этн представитель тем легче общаться с иным этносом), имеющие традиционные нормы данной культуры, что могут иметь созядательный так и противоположный характер.
- в зависимости от заинтерессованности в общении
- и в зависимости от конкретной ситуации
Часто заключен в стечении эконм и полит сферы (например прибалтийские страны получив полит независим они утратили бал в эконом жизни. Привело к изгнанию ведущих национальностей с основн сфер для жизни).
Полит факторы включают принципы и формы гос устр и тип гос политики.
- но главная зависимость от физиологических качеств людей
С учетом всех факторов видно что результ от взаимодействия народов будут разные
Основным характером этого решение это степень реализации права на само определение..
Право она само определение признается всеми народами и правительствами но до настоящего времени в мировой практике нет критерия и механизма на самоопредиление. По этому каждый этнос имеет свое представление о определении. На практике возможно несколько форм меж этн взаимоотношений. Например добрые и
- деструктивные формы — представлены четирьма типами (Геноцид — стремление доминирующего этнической общности уничтожить полностью или частично какую то конкретную этническую расовую или религиозную группу).
При этом его обязательным условием есть не эконом тезисы а тезис о расовой этн и психической не полноценности уничтожаемой группы.
- Аартеид — форма этнического господства одной расовой группы над другой (с целью этн угнетения той над которой господствуют).
Ряд специфических признаков — умышленное создание таких условий что группа вымирает, максимальное ограничения прав и возможности развития, лишение прав и свобод, разделение по расовому признаку путём создание гетто, запрещение смешаных браков, использование принудительного труда.
- Сегрегация — независимое существование или стеремление этн групп к этнокультурной изоляции друг от друга. Часто это национал плитика отдельных гос
- дискриминация — ограничение или лишения прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности но так же и по признаку пола религиозным политическим или сексуальным убеждениям.
Существуют в деспотических странах
Толерантность
Истор практика взаимоотношений показала что кроме осн форм могут существовать два типы аких как толерантен и интолерантен.
Толерантность — индиферентность к этническим различиям Позиция намеренного не вмешательства или терпения к проявлением другой этничности
В Европе толерант понимают как стремление к содействию.
Толерантность — терпимость
В процессе историко культ развития толерантность притендовала изменение. Сегодня терпимость действительно имеет актив направленность и означает как созядание нормальной жизни для нормального сосуществование двух этносов.
В основе толерантности лежит склонность людей в заимной помощи (она понимается не просто как отсутствие негативного отношения а прежде всего как наличие позитивного отношения к иной этн группе и интерес к ним).
Её проявление означает что каждый свободен в своих убеждениях признает такое право за другими. Люди что различны разными факторами обладают одинаковым правом жить в мире и сохранять свой индивид.
Противоположность интолерантный тип — не терпимость к другим народам что порождает к подавлению особенностей и отказу права на существования к тому кто имеет другой взгляд.
Перечень интолерантности _ может проявлятся в невежлевости и роздражении и до этн чисток, геноцида и умышленного уничтожения другой этн культ.
Этноцентризм
Ксенофобия
Национализм
Культурный геноцид
На уровень между толерантности и интолерантности есть 3 фактора что влияет на их уровень
Часто в полиэтнической среде возникает с упадки традиционной системы ценности. Влияет на уровень также этничность (в истоках любой этнофобии есть различие между нами и не нами (мы такие они другие).
В лучшем случае эта этничность имеет констатирующий характер. Уровень гос политики.
Остуствие толерантности приводит к конфликтам
Меж этн конфликты и способы их урегулирования
В чистом виде таковы конфликты не возникают.
Конфликт — столкновение или борьба противоположных интересов. При этом несовпадение интересов может быть масовым и индивидуальным.
Меж этнический конфликт — спецефическая форма проявления соц конфликта где стороны или одна из сторон мобилизуются действуют или притеняются по этническому принципу.
2/3 острых соц конфликтом в 90-х имели этнологический характер
Конфликтология — наука что изучает конфликты.
Трудноразрешимость меж этн конфликтов (потому что каждый имеет свою формулу решения).
Это одна из древнейших и важнейших проблем и вопросов в мире.
Человек в жизни не акцентирует свою этническую принадлежность но если же появляется ущемление и дискомфорт то они сразу сбиваются в свои группы и начинается конфликт с группами.
Национал стереотипы устроены на подсознательном уровне у нас с детства. По этому для этн конфликта свойственно символизм .
Меж этн напряжонность — особое состояния напряжение меж этн общонсти что формируется в средстве совокупности неблагоприятных условий ущимляющих действия этноса что дестабилизирует его и притупляет его развитие.
Память народа хорошо помнит все обиды.
Она может существоваать в двух диапазонах (4 фазы):
Фазы которые выделил Солдатов
- Латентная (благоприятная)
- Фрустрационная (гнетущая тревога и гнев) — зримая напряженность в проявлении бытового национализма. Приобретаются анекддоты на нац темы
- конфликтная (возникает конфликт, образ врага, возростают понятия этнической солидарности.
- Кризисная (возникает когда нельзя нормально разобраться) — страх ненависть и насилия.
Причины к таким конфликтам может быть разной (исорическая память борьба за землю…) Но для конфл нужна конфл ситуация. И сама она возникает за долго до проявления конфл.
Задача конфликтологии это поиски конфликтной ситуации.
Чтобы конфликт развивался нужен повод (инцидент) — дальше стает полномасштабным.
Меж этн конфликты класывицируются
- межличносные
- межнациональные
- межгосударсвенные
- системные или под системные
Типы конфликтов
- конфликт стереотипов (когда этн группы испытывают недружбу)
- конфликт идей
- конфликт действий (пикеты митингы и демонстрации)
Форм конфл их много\
Основные
- региональные войны
- краткосрочное вооруженное столкновение
- не вооруженное (демонстративная
- идеологическая)
Следует учитывать что конфликт надо гасить в зародыше пока он не стал открытым. Если он вспыхнул то он разростется. Одним из помогающих методов является дезинтеграция сил. Можна использовать вооруженное или дипломатическое вмешательство. Крайним решением конфликтов есть Война. Но в таком способе важно добиться остановки военных действий. Урегулирование часто дистигается переговорами они редко достигаются без посредников
Все способы урегулирования сводят к 3 вариантам
- полная победа одной над другой
- взаимное поражение конфл сторон
- разрешение взаимным удовлетворением и соглашением Лучший способ закончить конфл это его предвидеть.