Исторический этап | Представители | Теоретическое направление | Ключевая идея |
Классический | О. Конт | Позитивизм | Общество представляет собой целостный организм, определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. Человек по отношению к обществу – социальный субъект, но не автономная личность. Развитие общества подчиняется биологическим, астрономическим, климатическим и расовым законам. |
Г. Спенсер | Органицизм | Общество — целостная система взаимодействия природных и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом. Прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов. Важнейшее условие стабильности общества – социальное равновесие. | |
Л. Гумплович | Социальный дарвинизм | Предмет социологии – изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Взаимоотношения между группами изображены как непрерывная и беспощадная борьба. Основной социальный закон – стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству. Конечная причина всех социальных процессов – стремление человека к удовлетворению материальных потребностей | |
З. Фрейд | Психоанализ | Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли к человеческой жизни бессознательных импульсов. Выделял два инстинкта, движущие поведением человека: самосохранения и сексуальный (либидо).
Он выделял в структуре личности и индивида три элемента: Оно, Я, Сверх-Я. В этой структуре нашла свое отражение связь предсознательного, бессознательного и сознательного. |
|
Г. Лебон | Групповая психология | Толпа – разрушительная, бессознательная сила. В толпе происходят деперсонализация и деиндивидуализация людей. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Отстаивал идею расового детерминизма в развитии цивилизации. Фундаментом социальной эволюции является не разум, а чувства и верования. | |
Ж. Гурвич | Коллективно- психологическая теория | Уделил много внимания истории социологии, анализируя в книгах и статьях идеи основателей социологической науки. Его всегда интересовал философско-социологический вопрос совместимости принципа детерминизма со свободой личности. В этой же связи он занимался вопросами влияния бюрократии, технократии и т. п. | |
Э. Дюркгейм | Социальный реализм | Природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение.
Также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни. |
|
К. Маркс | Марксизм | Исторический материализм базируется на трех основных принципах: принцип всеобщего исторического детерминизма; принцип связи общественного бытия и общественного сознания; принцип первичности социально-экономического структуры в общественной жизни. Человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями; первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения; производственные отношения и производственные силы общества определяют все сферы жизни. | |
М. Вебер | Понимающая социология | Важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть «понимания» состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Логическим развитием концепции понимания стала «Теория социального действия». | |
Г. Зиммель | Формальная социология | Формальная социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”.
Определенные социальные формы обладают априорным, или “необходимым” характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует общество, и само “обобществление” есть форма, в которую облекается содержание взаимодействия индивидов |
|
М.А. Бакунин, П.А.Кропоткин | Анархизм | Идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Человек вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Государство – власть меньшинства, противопоставленная народу сила. | |
Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров | Социология народничества | Концепция о существовании правды-истины и правды-справедливости. Развитие учения о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды рассматриваются проблемы общественной жизни и различных наук; анализируется вопрос о взаимодействии «героев и толпы». | |
Н.Я. Данилевский | Религиозный консерватизм | Теория культурно-исторических типов; общечеловеческой цивилизации и единого общеисторического процесса нет, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций с их специфическими видами и жизненными циклами.
|
|
Н.И. Кареев | Психологическое направление | Социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»; указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений; психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. | |
М.М. Ковалевский | Плюралистическая социология | Подходил к социологии как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому отделяет правду-истину от правды справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина. Особая роль историко-сравнительного метода. | |
П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский | Легальный марксизм | Вся философия истории строилась на базе идеализма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социальные и экономические стороны общественно-экономического процесс. Противопоставление свободы закономерности и необходимости. Критика материалистического понимания истории; принцип свободы действия людей. | |
П.А. Сорокин | Социологический неопозитивизм | Предмет социологии: общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов.
Подразделял социологию на теоретическую и практическую. Создал теорию стратификации,согласно которойобщество делится настраты, которые различаются между собой. |
|
С.А. Муромцев, Ю.С. Гамбаров, В.М. Хвостов | Юридическая школа | В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого не нуждается в юридической санкции. Юридическая защита необходима только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. | |
Современный | Л. Козер | Теория конфликта | Конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Конфликт возникает из различия интересов групп в борьбе за собственный статус, власть и долю вознаграждения. Он выполняет ряд позитивных функций, способствуя разрядке напряженности, стимулируя социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей.
|
А. Шюц, Т.Лукман | Феноменология | Концепция интерсубъективного мира; позиции, взгляды на социальные реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих соц. мира, который обусловлен интеракциями между людьми. | |
Дж. Хоманс | Теория обмена | В качестве центральной категории выделяется категория социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. | |
Б. Скиннер | Бихевиористская социология | Поведение индивида обуславливается и контролируется окружающей средой; связь между стимулом и реакцией в поведении человека. Концепция оперативного научения, согласно которой люди, в ходе многократных процессов, операций приобретают соответствующие реакции на внешние стимулы, т. е. происходит подкрепление реакций.
|
|
Э. Фромм | Неофрейдизм | Процесс развития связан с удовлетворением базисных, экзистенциальных потребностей. Выделяются две ориентации – продуктивная (связанная с самоопределением, реализацией и развитием личностного потенциала, способностью к «зрелой любви») и непродуктивная (потребительская, агрессивно-нечистоплотная, стяжательская и рыночная, при которой другие используются как объекты). | |
Г. Маркузе, В. Райх | Фрейдо – марксизм | Развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного человека» с атрофированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым «сдерживать и предотвращать социальные изменения». |
Касторновой Жанны
26Э112