Remizova135 пролетая над гнездом кукушки

5

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

“Высшая школа экономики”»

Факультет социологии

Ремизова Юлиана Михайловна

Влияние тотального института на личность (по фильму «Пролетая над гнездом кукушки»)

Эссе студента 1 курса бакалавриата группы №135

Научный руководитель

ученая степень, ученое звание

И.О. Фамилия

Москва 2014

Художественный фильм «Пролетая над гнездом кукушки» — это экранизация романа Кена Кизи, которая была снята Милошем Форманом в 1975 году. Ее трудно причислить к какому-либо определенному жанру, поскольку в нем присутствует смешение многих стилей, но наиболее подходящий – это трагикомедия. Этот фильм завоевал 5 премий «Оскар» в пяти номинациях и признан одним из лучших в истории кинематографа. Форману удалось угадать вкусы и настроения массовой и элитарной аудитории, и картина была положительно воспринята как зрителями, так и профессиональными критиками. Конечно же, нельзя не оставить без внимания актерскую игру, которая поражает своей правдоподобностью. Центральную фигуру – бунтаря и баламута общественной системы Макмерфи – играет знаменитый Джек Николсон, чей талант здесь трудно переоценить.

Название фильма «Полет над гнездом кукушки» — это, по сути, метафора. Как известно, кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Поэтому такое явление как кукушкино гнездо по сути своей быть не может. В соотношении с фильмом этот образ становится очень символичным и объясняет абсурдность и парадоксальность существования клиники, в которую попадает главный герой. Практически все действие фильма проходит на территории психиатрической больницы. И удивительно, как целая драма разворачивается в одном здании.

Преступника Рэндэла Макмерфи привозят в психиатрическую лечебницу для того, чтобы установить, действительно ли он является психически больным. Директор клиники называет причины, по которым его сюда направили – бунтарство, лень, нежелание работать – то есть качества, которыми может обладать и любой здоровый человек. И если первое время, глядя на Макмерфи, мы считаем его сумасшедшим из-за вызывающего поведения, то совсем скоро понимаем, что он не такой уж и псих.

11 стр., 5001 слов

Дворянское гнездо

Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо» (1858) было восторженно встречено читателями. Всеобщий успех объясняется драматичностью сюжета, остротой нравственной проблематики, поэтичностью нового произведения писателя. Дворянское гнездо воспринималось как определенное социально-культурное явление, предопределившее характер, психологию, поступки героев романа, в ...

Так, Рэндэл остается в клинике и начинает осваиваться в новом месте. Он будто попадает в другой мир со своими законами и сразу же сталкивается со строгими распорядками, установленными старшей медсестрой. Олицетворением власти здесь является старшая медсестра Милдред Рэтчед. Она – глава, вершина своего маленького мира и строго следит за своим ужасающим порядком в клинике. Даже ее одежда – идеально белый халат и одна и та же прическа с белой шапочкой – и холодная улыбка пресекают любые попытки воспрепятствовать установленным правилам. В конце фильма есть эпизод, когда она говорит одному из больных: «Вы уронили мою шапочку» с такой интонацией, будто уронили корону. Странный парадокс: она выглядит весьма правдоподобной в своем желании помочь пациентам. Она в действительности верит, что может вылечить больных своей социальной терапией, но, тем не менее, у зрителя возникают к ней негативные чувства, презрение и даже ненависть. Все потому, что она чуть ли не боготворит свой распорядок, тем самым убивая все человеческое в пациентах и злоупотребляя своей властью. Один из кинокритиков очень точно описал образ медсестры Рэдчет: «Она ужасна, но не чудовище. Омерзительна, но не гротескна. Образцовый гражданин, убийственно хорошо исполняющий обязанности. Ослепшая в своём гневе и любви к власти, выжимающая из пациентов последние остатки человечности, с леденящей душу улыбкой на лице».

Итак, наш главный герой сталкивается с системой, нарушать правила которой недопустимо, но и существовать в которой – очень нелегкая задача. Нам показывают сцену, в которой пациенты проходят сеанс групповой терапии под контролем медсестры Рэдчет, и мы видим, как она вторгается в личную жизнь, мучая больных расспросами о не очень приятных случаях из их жизни, что приводит к расстройствам и шуму у всей группы. Такие устои и распорядки вызывают недовольство у Макмерфи, и он всячески протестует против сложившейся системы. Он не понимает, почему мужчины, пусть и нездоровые, терпят такое обращение к себе. Далее, провокатор и бунтарь по своей природе, Рэндэл начинает всячески протестовать: устраивает картежные турниры в закоулках клиники, не принимает лекарства, спорит, что переспит с одной из медсестер за неделю, в открытую просит изменить распорядок и посмотреть Мировой матч по телевизору. Но система против изменений, и попытки Макмерфи что-либо изменить терпят крах.

12 стр., 5637 слов

по основам ухода за больными

Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет» Кафедра пропедевтики внутренних болезней Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней « « 2009 протокол № . МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения занятия со студентами II курса лечебного факультета по основам ухода за больными Тема:Обеспечение микроклимата в учреждениях здравоохранения. Время 2 часа ...

Конечно же, харизма Рэндэла потрясает, на него невозможно равнодушно смотреть. Он как капля свежей воды в богом забытом месте, унылом и безрадостном. Бунтарь, провокатор, мятежник, который поистине знает цену свободе, бросает вызов жестокой системе, в которой он оказался. Этот конфликт личности и системы наблюдается на протяжении всего фильма. И хотя Макмерфи производит впечатление беззаботного человека, легко идущего по жизни, привыкшего делать то, что хочет, и не обращающий внимания на окружающих, глубоко в душе он гораздо в большей степени волнуется за больных и относится к ним человечнее, чем медсестра Рэтчед. Например, в фильме присутствует очень трогательный образ, который добавляет фильму изюминку – Малыш Билли. Молодого, застенчивого и ранимого парня Макмерфи берет к себе «под крыло» и в конечном итоге вылечивает от заикания. Напротив, равнодушное отношение мы видим со стороны медсестры Рэтчед в конце фильма, когда она совершенно холодно отреагировала на самоубийство Билли Бибита и сказала всем вернуться к прежднему распорядку (за что и поплатилась: Макмерфи не стерпел такого отношения и чуть не задушил медсестру).

Мы видим, как она до ужаса привержена системе, что даже такой факт как самоубийство парня в ее клинике не может пошатать систему.

Очень цепляющей является сцена с краном в ванной комнате. Макмерфи спорит с больными, что выберется из этого проклятого места, вырвет тяжеленный кран, разобьёт им решетки и убежит на свободу. Далее он подходит к крану и изо всех сил пытается вырвать его из пола, так, что лицо его становится красным от напряжения. После неудачи он пытается снова и снова. Затем бросает эту затею, и у выхода говорит: «Я хотя бы попытался, хотя бы попробовал». В одном из интервью известный журналист и телеведущий В. Познер признался, что «Пролетая над гнездом кукушки» — его любимый фильм, а сцена с краном изменила всю его жизнь, потому что он понял, что в жизни всегда нужно давать себе шанс попробовать.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

Главный герой настолько цепляет своей личностью, что ему даже удалось пробудить в сердцах многих пациентов сомнения и подарить веру, пусть хрупкую и далекую, в то, что все может измениться. В то, что кто-то может улететь из тошнотворного гнезда с бесчеловечными порядками. Она появляется и у зрителя, когда впервые на сеансе общей терапии мистер Чесвик открыто заявляет о своем протесте и задает медсестре провокационный вопрос: «Зачем вы мучаете Билли, если он не хочет рассказывать?», а также повторно просит мисс Рэдчет проголосовать за просмотр футбольного матча вечером. И хотя новая попытка оказывается неудачной, мы видим, как меняется настроение пациентов, как в них постепенно рождается смелость и пропадает страх.

А тем временем наш главный герой не перестает удивлять и придумывает новый способ пойти наперекор. Он угоняет автобус с больными и отправляется с ними на рыбалку. Некоторые кинокритики признают сцену на угнанной лодке в открытом море слишком символичной надуманной, «выдающей замысел режиссера». Она будто выпадает из общей картины. И все же, эта сцена очень романтична и, возможно, показывает желание Макмерфи вытащить на свободу людей, которых поработил тотальный институт.

Далее в фильме затрагивается важная проблема: где граница между психически нормальным и ненормальным человеком, и кто имеет право определять ее? Группа специалистов, обсуждая вопрос о здоровье Макмерфи, сходятся во мнении, что у него нет психических отклонений. Но сестра Рэтчед, снова злоупотребляя своей властью, все же настаивает на том, чтобы оставить его в клинике.

13 стр., 6039 слов

Майкл Х. Стоун. Клиническое руководство по психотерапии пациентов с пограничными расстройствами

Пограничное расстройство терапия. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №8, 1990 Майкл Х. Стоун КЛИНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С ПОГРАНИЧНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ Майкл X. Стоун (М. Stone) - американский психоаналитик, доктор медицины, профессор клинической психологии Колумбийского терапевтического и хирургического колледжа в Нью-Йорке, лечащий психиатр при психиатрическом госпитале ...

Далее на очередном сеансе терапии Макмерфи делает для себя открытие, что большинство пациентов находятся в клинике добровольно. Этот факт выводит его из себя и он в недоумении восклицает: «Почему вы сидите и скулите, как вам тяжело, а сами совершенно ничего не делаете, чтобы уйти». Действительно, почему главный герой рвется на свободу, тогда как другие даже не думают выбираться из клетки и сидят в ней по собственному желанию? Ответ на этот вопрос заключается в том, что люди привыкли жить в рамках существующей системы, которая с одной стороны защищает их, а с другой – порабощает настолько, что они боятся внешнего мира. Главное, что держит пациентов в этой клетке – это страх. Они уже стали неприспособленными к условиям внешнего мира и панически боятся покинуть их «убежище». Самое страшное – это то, что пациенты находятся в ментальной ловушке, в тюрьме для разума, которую они не видят и не чувствуют. Макмерфи это понимает и изо всех сил старается показать им внешний мир, что они вольны делать то, что захотят, что необязательно жить в этой тюрьме и в тоталитарной системе без права выбора.

Вождь, с которым подружился главный герой, предупреждает: «Они поработают над тобой», то есть сломают и не позволят пошатнуть устои системы. Но Макмерфи все равно решается бежать. Он не в силах больше терпеть место, где жестко ограничивают его свободу. И в самом конце, когда у него появляется возможность покинуть больницу, он садится, ожидая свою подругу, и загадочно улыбается, не собираясь ничего предпринимать. Эта улыбка является ключом к идее фильма. Мы видим, как Макмерфи, рвущейся из системы на волю, остается в ней и спокойно принимает свою участь как нечто неизбежное, как то, к чему он шел. На главном герое теперь лежит ответственность за пациентов. Они – его друзья и семья, и ради них он мстит сестре Рэтчед за смерть Билли. Он устал бороться против системы, которая больше и сильнее героя-одиночки, и в самый последний момент он сдается.

Этот фильм, хотя и оставляет ощущение пустоты и безысходности, но все же дает маленькую надежду, когда после смерти главного героя Вождь вырывает кран и убегает на свободу. Макмерфи стал жертвой в борьбе с системой, но мы понимаем, что его благородное противостояние прошло не зря, когда Вождь освободился из оков этой тюрьмы, избавился от страха и вырвался на свободу.

6 стр., 2653 слов

Проблема взаимоотношения врача и пациента. Принцип патернализма и антипатернализма

Астраханская государственная медицинская академия Кафедра философских проблем медицины Реферат по теме: "Проблема взаимоотношения врача и пациента. Принцип патернализма и антипатернализма" Подготовил студент 305 группы педиатрического факультета Аксенов А.И. Астрахань 2008 Введение в биомедицинскую этику Определение категорий "врач" и "пациент" Медицинская этика и деонтология -- органически ...

Такая судьба у всех, кто осмеливается противостоять существующим законом и рамкам. Такие люди, как Макмерфи, ломают стереотипы, о них ходят легенды как о людях, которые дарят надежду и веру в себя, но, к сожалению, они становятся первыми жертвами в борьбе с системой.

Таким образом, фильм, олицетворяющий дух Америки 60-х, не может не оставить равнодушным. Он символизирует слой общества, подчиняющийся законам сверху и не осознающий своей истинной свободы. Но такие герой, как Макмерфи, ведут за собой и вселяют надежду в сердца.