Глобализация как причина изменения трудовых отношений. Профессия психолога в условиях глобализации

2

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Государственный университет — Высшая Школа Экономики

Факультет психологии

Эссе по психологии труда

на тему

“Глобализация как причина изменения

трудовых отношений.

Профессия психолога в условиях глобализации”

Выполнила:

студентка III курса 381 группы

Аткишкина Е.В.

Проверил:

Вечерин А.В.

Москва, 2007

Содержание

Глобализация современного общества

Влияние процессов глобализации на социально-трудовые отношения

Общественные сдвиги и их отражение на профессии психолога

Современное общество и проблема консюмеризма

Роль и задачи психолога в обществе потребления

Список используемых источников

Глобализация современного общества

Глобализация — один из наиболее часто употребляемых терминов современного научного и обыденного языка. Глобализация — это комплексный социальный процесс, имеющий всепроникающий характер и видоизменяющий весь мир. Мы говорим о глобализации, подразумевая изменение общества, стиля жизни людей, интенсификацию всех процессов. Глобализация — это когда английская принцесса и ее египетский бойфренд едут в немецкой машине с датским мотором, которую ведет бельгийский шофер, напившийся шотландского виски, и заруливает в столб французского тоннеля. Автомобиль преследуют итальянские папарацци на японских мотоциклах, а пострадавшую принцессу пытается спасти американский врач при помощи бразильских медикаментов.

Глобализация — это сокращение географических дистанций и подчинение пространства; это трафики наркотиков и терроризм, это ресторан Макдоналдс и телеканал ВВС [1], [11].

Влияние процессов глобализации на социально-трудовые отношения

Глобализация меняет всю систему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элемента этой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере труда. Работники видят друг в друге не враждебно настроенных конкурентов, но мирных партнёров. Рынок труда представляет собой не постоянную гонку за лидером, а систему равнозначных и равноправных элементов [5].

26 стр., 12755 слов

Проблемы толерантности в современном обществе

... причиной выбора темы исследования «Проблемы толерантности в современном обществе». Объект исследования - социальная толерантность, включающая в ... коммерциализация отношений, утрата прежних идеалов и ценностей, глобализация и т.д.). Попытки вестернизации российской культуры, наряду ... «Другой» рассматривается в качестве центральной в трудах целого ряда философов.Современный аргентинский философ и теолог ...

Это, конечно, идеальная модель, потому что изменения не обязательно положительные и полезные. Ведь, к примеру, вовсе не факт, что имеющее место изменение традиционного принципа «начальник-подчинённый» на принцип «руководитель-сотрудник», или даже на «сообщество равноправных партнёров» приведёт к более эффективным трудовым отношениям — работник, привыкший к тоталитарному режиму, просто не воспримет партнёра как авторитета.

Эта проблема актуальна для психологов и сегодня — именно на неё направлены многие тренинги. Мне кажется, она не утратит актуальности и в будущем, особенно учитывая то, какое значение имеют психологически благоприятные отношения в коллективе.

Такие структурные изменения в экономике, как снижение числа занятых в производственных отраслях и соответственное повышение в сфере услуг, привели к другой тенденции — увеличению доли квалифицированных работников [5]. Восприятие этого сдвига вызвало в народе обязательное стремление получить высшее образование; правда, у многих это стремление проявляется в искажённом виде — учебы «ради корочки».

По мнению большинства исследователей, в течение последних 30 лет корпорации придерживались стратегии, когда большинству работникам обеспечивалась система пожизненного найма, а удовлетворённость являлась главным направлением использования человеческих ресурсов [9]. Такая модель описывается как стандартная в учебниках по психологии труда. Это понятно, ведь она действительно гуманистична и предпочтительна. Но в стремительно меняющемся вследствие глобализации обществе эта модель уже давно не актуальна. Отличным и наглядным примером является корпорация Макдоналдс — все аспекты деятельности этой организации направлены исключительно на достижение целей производства и максимизацию прибыли. В этом отношении глобализация — бездушный монстр, который потребляет, сжирает человеческие ресурсы.

Но глобализация поражает своей неоднозначностью — и вот уже монстр предстаёт в качестве мудрого руководителя. Фундаментальной характеристикой труда в меняющемся обществе является то, что люди в общественном производстве сегодня всё больше общаются с людьми, а не взаимодействуют с машинами и механизмами. Это делает каждого человека исключительным и ценным [5].

Новый характер труда связан с уходом в прошлое узкой специализации и узкого профессионализма. Задача всё та же — максимизация прибыли, поэтому выгодный работник становится максимально «гибким»: он постоянно повышает квалификацию, обучается и стремится совмещать в себе всё больше функций.

Ещё одним существенным изменением, внесённым глобализацией в трудовые отношения, является рассмотрение знания как источника создания стоимости. То есть раньше стоимость продукта определялась вложенным в неё трудом. Знания позволяют сберечь капитал и инвестиции; более того, они не расходуются в общепринятом смысле. Как следствие — появление на рынке труда работников интеллектуального труда [5], [9].

13 стр., 6086 слов

Общество как форма жизнедеятельности людей

... природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, ... ее. На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал ...

Наконец, последней, но немаловажной особенностью труда в развивающемся обществе является тенденция к превращению его в творчество. Из способа зарабатывания денег труд для ряда категорий работников стал трансформироваться в форму самовыражения. Человек стал ожидать от профессии именно возможности реализации личностного потенциала, а отсюда — падение интереса к традиционным индустриальным формам труда, воспринимаемыми как стандартные, монотонные, подконтрольные и нетворческие [1], [5].

Все вышеперечисленные изменения социально-трудовых отношений имеют значимые последствия. Глобализационные процессы в обществе оказывают как положительное влияние на определённые профессии и специальности, например, расширяя сферы их деятельности и ставя перед ними новые задачи, так и отрицательное влияние. В начале XX века исчезла профессия фонарщика, к середине века оказался невостребованным труд трубочиста. В 1985 году около 100 тыс. американцев были заняты в производстве виниловых грампластинок, но скольким из них удалось сохранить рабочие места?

А как отразятся технологические, социальные, культурные сдвиги, происходящие в обществе, на профессии психолога? Какие задачи будут ставить перед собой психологи через 2-3 десятилетия?

Общественные сдвиги и их отражение на профессии психолога

Одна из наиболее актуальных проблем современного общества — миграция [4]. Миграции людей по планете, независимо от мотивации, ведёт к изменению восприятия мира — люди осознают его подвижность и изменчивость. С психологической точки зрения важно, что у людей меняется ощущение принадлежности к конкретному месту. Эти особенности должны учитываться психологом, которому следует быть восприимчивым к культурным особенностям людей. Вероятно, деятельность профессионала будет особенно востребована в крупных транснациональных компаниях.

Другая интересная, на мой взгляд, задача, которую общество поставит перед психологией, разработка и корректировка образа жизни человека. По статистике, 7 из 10 смертей в США вызваны хроническими болезнями сердца и диабетом. Обычное для современного общества, вызванное глобализацией и являющееся её следствием поведение — переедание и игнорирование занятий спортом — позволяет говорить о склонности к этим заболеваниям. В этой ситуации психологи должны позиционировать себя не только как целители духа, но и как целители тела.

Современные технологические изменения открывают перед психологами новые возможности [10]. Мобильные и беспроводные системы позволят незамедлительно получать информацию о пациенте; новейшие технические разработки в области виртуальной реальности дают возможность, например, лечить фобии. С другой стороны, технологический прогресс является источником стресса и дополнительных нагрузок на психику человека [4], [8]. Поэтому мне кажется крайне важным для психолога уделение пристального внимания техническим новинкам и вообще технике, используемой повседневно.

Труд становится всё более автоматизированным и, как следствие, мы получаем минимизацию человеческого фактора. Действительно, всё больше профессий типа человек-человек теряют значимость: продавцов заменяют автоматы, дистантное обучение предполагает отсутствие живого учителя. Современные технологии позволяют заменить работника на гораздо более эффективный, надёжный и, что чрезвычайно важно, абсолютно предсказуемый автомат, компьютер.

2 стр., 933 слов

Принципы и правила работы психолога

... наличии специализации по медицинской психологии. - Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической ... валидными, адаптированными к контингенту испытуемых. - Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное ...

Имея такой пример, футурологи полагают, что, вероятно, психолог будущего — такой же автомат. Эти смелые предположения основаны не только на слепой вере в создание искусственного интеллекта; они подкрепляются стремительным развитием технологий [10].

Описание психолога-робота выглядит заманчивым и, что важно, реалистичным. Действительно, если в мощный компьютер ввести всю известную информацию о психотерапии и поведении человека, получится опытнейший психолог, способный найти решение проблемы не за несколько сеансов, а за доли секунд!

Более того, такой психолог никогда не упустит деталей Вашего рассказа, он разберётся в достоверности Ваших слов по интонации. Но, вероятно, самым большим достоинством психолога-робота станет полнейшая объективность, непредвзятость его заключений — в силу отсутствия каких-либо чувств и эмоций.

И именно это достоинства робота несёт в себе, как мне кажется, неустранимый недостаток. Наше поведение иррационально, его невозможно с абсолютной вероятностью предсказать и подогнать под схемы. Только живой человек может почувствовать другого человека. Я не представляю себя на месте клиента, который высказывает свои переживания, тревоги не живому человеку и принимает советы бездушного куска пластика по улучшению жизни.

Мой прогноз однозначен: несомненно, психология будет использовать всё более высокотехнологические и «умные» приборы, но роль профессионального психолога в обществе сохранит свою значимость и будет расти. И особенно это касается общества потребителей.

Современное общество и проблема консюмеризма

Должен ли человек потреблять, чтобы жить, или же человек живет, чтобы потреблять? По мнению З.Баумана, “Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этого общества “потребляют”; все люди, более того, все живые существа “потребляют” с незапамятных времён” [8].

Жизнь и потребление становятся взаимозаменяемыми понятиями.

Консюмеризм охватывает все сферы общества. Производство становится не только массовым, но и гибким, что позволяет потребителям конструировать свою индивидуальность с помощью товаров. Шоппинг становится широко распространённой формой досуга, а шопоголизм приобретает масштабы эпидемии [1], [2].

Культура и образование превращаются в услуги, которую мы приобретаем с целью последующей выгодной продажи. Экономика общества опирается на новый тип личности, ключевая характеристика которого — склонность к потреблению как способу конструирования своей идентичности [1], [8]. Вокруг темы консюмеризма не утихают споры. Одни говорят о катастрофическом потреблении и пророчат обществу скорую деградацию; другие видят в глобализации естественный путь развития общества и свободу выбора [2], [8], [11]. Эта проблема даёт право утверждать, что профессия психолога в области психологии потребления окажется чрезвычайно востребованной.

5 стр., 2259 слов

37. Ст_ Отношен.юношей и девушек к жизнен.пути и времени

The author presents particular qualities of the attitude to life and time in the youthful age explored in the course of the empirical research. Key words: course of life, time of life, youthful age. Понятие жизненного пути, активно разрабатываемое в отечественной и зарубежной психологии, стало довольно популярным и часто используемым в ряде наук, таких как социология, культурология, философия и ...

Роль и задачи психолога в обществе потребления

Психология потребления изучает реакцию индивида на продукцию или услугу с целью описания, объяснения и влияния на отклик потребителя.

Какие конкретные задачи ставит общество перед психологами, работающими в этой области?

В психологии потребления можно выделить несколько сфер. Профессионалы могут разрабатывать рекламные акции, изучать особенности восприятия человека, заниматься исследованием мотивации потребителя и выяснять, что оказывает влияние на формирование вкусов и предпочтений

Наименее разработанная область — управление сообществами. Суть этой специальности состоит в организации сообщества и его коммуникации на горизонтальном уровне. Маркетинговые кампании в данном случае будут иметь огромный эффект именно в силу наличия связей между потребителями — членами сообщества.

Другой пример эффективного использования общения — деятельность посредника по коммуникациям. Этот специалист решает, вероятно, самую мучительную проблему современного человека — нехватка времени [6]. В условиях, когда коммуникация становится всё ценнее, а время всё дороже, посредник по коммуникациям будет представлять интересы своего клиента во взаимоотношениях с социумом. А это совершенно различные области — создание запоминающегося имиджа, поддерживание связей с друзьями и даже ведение электронного дневника от лица заказчика.

Сочетая в себе креативность и чутьё на хорошие бизнес проекты, психологи проводят демографические исследования, встречаются с потребителями и ищут решения задач с помощью техники “мозгового штурма”.

Психология потребления — захватывающая и перспективная область исследования, которая предлагает блестящую возможность изучения не только потребителей и механизмов, побуждающих их на покупки, но и своё собственное поведение, понимание своей индивидуальности.

Список используемых источников

1. Покровский Н. Лекции на тему: “Глобализация: реальные процессы и их теоретические конструкты”; ГУ-ВШЭ, 2007.

2. McCarthy M. Shopping ’til we drop//The Lancet. — 2004. — volume 363. — Pages 296-297.

3. Gersh I. Educational psychology in an age of uncertainty// The Psychologist. — 2004. — volume 17. — Pages 142-144.

4. Kersting K. Preparing for psychology practice in the year 2020//Monitor on psychology. — 2003. volume 34. — Page 38.

4 стр., 1974 слов

Статья Лопатченко коммуникативная компетентность пожарных

// Социальная психо-   учащихся в школе. // Инновации в образовании.   логия личности. – М., 1979. – 259 с.   – 2001. – № 4. 7. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследо- 4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотноше-   вание, оценка, обучение. – М., 2000. – 361 с.   ний в малых группах. – Минск, 2000. – 432 с. 8. Пономарев Л.Н. и др. Эффективность труда ру- 5. Крупеня ...

5. Нехода Е. Трансформация труда и социально-трудовых отношений в условиях перехода к постиндустриальному обществу//Современные технологии бизнеса. — 2006. — №1.

6. Джмухадзе А, Бочарский К. Сдвиг по рынку//Секрет фирмы. — 2007. — №37.

7. Статья “Careers in Consumer Psychology”; режим доступа свободный:

http://www.wcupa.edu/_ACADEMICS/sch_cas.psy/.

8. Статья “How consumerism affects society, the economy and the Environment”; режим доступа свободный: http://www.verdant.net/society.htm.

9. Статья “О рынке труда постиндустриальной экономики”; режим доступа свободный: .

10. Статья “Всё о профессиях будущего”; режим доступа свободный:

http:// www.faito.ru/archnews/1128317028,1136131564/.

11. Статья “Производство теории потребления”; режим доступа свободный:

http://www.znanie-sila.ru/online/magazine_7_02.html.