17. Концепции когнитивного развития Ж.Пиаже.
Субъект существует независимо от объекта. Для того чтобы познать объект, необходимо его изучать. Главный принцип – активное изучение.
Пиаже – структуралист (интерес к структуре мышления, каким образом интеллект перерабатывает информацию).
Вводит понятие схема. Схема – понятие, принятое для обозначения ментальных структур, которые обрабатывают перцептивный образ, знания, субъективный опыт. Схема делится на: 1.Сенсомоторную схему. 2. Когнитивную схему. Схема развивается благодаря двум процессам: 1.Ассимиляция – интерпретация нового опыта на основе существующих ментальных структур. (Использование уже имеющихся схем для получения новой информации).
2.Аккомодация – Изменение имеющихся схем для интеграции старого и нового опыта (врожденный рефлекс сосания).
Для того, чтобы происходило развитие, необходимо нарушение между ассимиляцией и аккомодацией.
Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития:
- Сенсомоторная (0-18месяцев).
Формирование сенсомоторных схем, предметов, константности восприятия.
- Дооперациональная (0,5 – 7 лет): • Символически – предпонятийная ( до 4 лет).
Развитие представлений, подражаний, символическая игра, речь, формирование предпонятий, эгоцентризм. • Интуитивно – наглядного мышления (до 7 лет).
Освоение физических (число, вещество, масса, объем) и логических (классы, отношения, инвариантность).
- Стадии конкретных операций (до 12 лет).
Осознание обратимости за счет преодоления эгоцентризма.
- Стадии формальных операций (с 12 лет).
Мыслительные операции второго порядка, не связанные с конкретными представлениями.
Теория детского эгоцентризма Пиаже
Основание для подтверждения своей теории Пиаже находит в своем первом исследовании, посвященном выяснению функции речи у детей. В этом исследовании он приходит к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью. Под именем эгоцентрической речи Пиаже понимает речь, отличающуюся прежде всего свой функцией. «Эта речь эгоцентрична, — говорит Пиаже, — прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе. Он не интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается». Основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи, Пиаже приходит к выводу, что мысль ребенка эгоцентрична, то есть ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том чтобы понять точку зрения другого.
Схема педагогического обследования ребёнка
... самостоятельное и отражённое проговаривание слов, слогов, изолированных звуков); понимание обращённой речи (инструкции, падежных конструкций, местоимений, предлогов, наречий, числительных, прилагательных, фраз); объём ... Особенности пространственной ориентировки: ориентировка в схеме собственного тела; сформированность представлений о предметах, наполняющих пространство; перенос, перемещение, ...
Принципиальной для восприятия теории Пиаже является схема: • Внеречевое аутистическое мышление • Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление • Социализированная речь и логическое мышление
Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: «И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один — социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)» под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам («первый критический период»), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.