1. Сознание как философская проблема

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

1. Сознание как философская проблема.

2. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

3. Понимание сознания в историко-философской традиции.

4. Проблема происхождения сознания и его основные характеристики.

5. Отражение, его сущность и формы проявления.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд-е 3-е, перераб. и доп. —

М.: 2000. С. 254-272.

2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популяр-

ных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. уч.

завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – С. 61-83.

2а. Иванов А.В. Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. – М.:

«Современные тетради», 2004. – 647 с. (С. 416-422, 439-453, 462-474)

3. Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и

перераб. – Симферополь: СОНАТ, 2003. – С. 189-215.

4. Основы философии в вопросах и ответах / Под ред. Е.Е. Несмеянова. 2-е изд.,

перераб и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – С. 313-331.

5. Основы философии: Учеб. Метод. Пособие для вузов. / Под общ. ред. Н.И.

Гаврилова. – Киев: Изд-во «Манускрипт», 1997. – С. 103-110.

6. Пекарик А.М. Фiлософiя: Пiдручник. – К.: Промiнь, 2004. – С. 315-348.

7. Кальной И.И. Философия. Учебник. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. –

С. 199-244.

8. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.П. Кохановский. – 6-17 изд-я… —

Ростов н/Д., «Феникс», 2003-2012. – С. 229-286.

9. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. – Ч. 1: Исходные философские

проблемы, понятия и принципы. – М., 1991. – С. 452-477

Определения ключевых понятий:

Душа – внутренний мир человека, состояние его сущностных сил.

Знание – адекватное отражение бытия мира в форме представлений,

понятий, суждений, гипотез, идей и теорий.

Идеальное – это субъективный образ объективного мира, это бытие в мире,

отражённое в психике или сознании.

Идеология – это система деятельности по освоению мира в интересах

господствующих сил данного общества.

Информация – сообщение о характере взаимодействующих объектов в мире.

Норма – образец поведения, матрица регламента взаимосвязи и взаимодействия

в системе «природа-общество-человек.

16 стр., 7589 слов

Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. ...

... центральный идей программы является представ­ление авторов о том, что мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет им рассматривать «учение» ... имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление — объемные учеб­ные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребен­ка к самостоятельной жизни (эти ...

Общественная психология – непосредственное отражение бытия в сознании

людей на уровне эмоций и чувств.

Общественное сознание – целостное образование, обладающее внутренней

структурой, которая включает уровни теоретического и обыденного

сознания, идеологии и общественной психологии, а также формы

политического, правового, эстетического, нравственного, религиозного,

научного и философского сознания.

Осознание – понимание, уразумение чего-либо.

Познание – постижение мира: своего внутреннего и внешнего (вне себя).

Сознание – со – знание – знание совместное, знание о себе; выделение себя из

природы. Способность сопоставить себя и внешний мир; высшая форма

психической активности человека как социального существа; отражение

реальности в форме образа или проектирование (творчество) на этой

основе новой реальности.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей,

мотивов поведения, интересов, своего поведения в обществе. Человек

осознает себя посредством других, а так же через созданную им

материальную и духовную культуру.

Творчество – сознательная деятельность человека, проектирующая и

создающая нечто качественно новое в соответствии с его растущими

потребностями и с учётом объективных законов развития мира.

Ценностный ориентир – ось сознания, обеспечивающая определённую

направленность человека на мир своего бытия и регулирующая мотив

его деятельности.

Основная идея темы: Сознание – это отражение человеком мира.

«Сознание человека не только отражает объективный

мир, но и творит его»

В.И. Ленин

Назначение лекции – раскрыть природу и сущность сознания; проанализи-ровать его структуру; рассмотреть его историко-философский генезис; выявить качественные отличия психики человеческой от психики животных;

помочь сознательному выявлению и развитию потребности в совершенство-вании личностного самосознания.

Введение

В современном научном знании сознание рассматривается как одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека, его способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. В философии диалектического материализма сознание выступает как осознанное бытие, как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира. В.А.Лекторский определяет сознание как состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. (Лекторский В.А. Сознание //Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000).

Для философии главным является вопрос об отношении сознания к бытию.

7 стр., 3089 слов

Проблема человека в философии 4

... чем рождается религия, а тем более философия. Древняя мифология не расчленяет мир: природа, человек и боги в мифологическом сознании слиты воедино. В этом сознании человек не рассматривается в качестве самостоятельного ...

Многоплановость сознания делает его предметом изучения многих дисциплин. Помимо перечисленных философии, социологии и психологии, определённый вклад в изучение сознания вносят нейрофизиология и экспериментальная психология. Несмотря на большое внимание, которое уделяется проблеме сознания в современном научном знании, мы всё ещё весьма далеки от понимания этого феномена. По характеристике Уэллэса (Alan Wallace), научное изучение сознания находится сейчас на том же уровне, на каком была физика до Галилея.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. Философия всегда была нацелена на определение места и роли человека в мире, специфику его взаимоотношений с окружающей действительностью. А эта нацеленность философии предполагает выяснение природы человеческого сознания путём анализа сознания как специфически человеческой регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Сознание и характеризуется, прежде всего, как форма выделения человека в качестве своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

В истории развития культуры сознание становится предметом исследования не только философии, но и многих как специальных гуманитарных, так и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физио-логии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибер-нетики и информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определённую философско-мировоз-зренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание «думающих» машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рас-

смотреть вопрос о сущности сознания, о специфических человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения НТП и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. – короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остаётся вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включённости человека, обладаю-щего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им. Не существует человеческого бытия без сознания, независимо от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система. Внутри неё сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. Бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием.

2 стр., 747 слов

Эмоции. Воля

... электродов для прямой стимуляции мозга; Экспериментальный стресс; Наблюдение; Феноменология эмоции. Воля - регуляционная стороны сознания, способность человека совершать целенаправленные действия. Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной ... и отрицательных, и положительных. Не смотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы ...

Марксистская философия исходит из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, и поэтому здесь сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. И хотя человек сознаёт при помощи мозга, но сознание не есть функция мозга самого по себе, а функция определённого, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. И если мы учитываем эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы. И все они вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отраже-ния. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотноше-ниями.

2. Структура сознания. Сознательное и бессознательное

В философской проблеме С. необходимо учитывать, что С. имеет сложную внутреннюю структуру. Структура С. включает различные элементы и уровни своего существования. В самом общем виде С. представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся чувства (ощущения, восприятия, представления), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, интуиция, внимание,

С. явл-ся системным образованием, оно – целостно-связанная – совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемических процессов (процессов памяти).

С. есть целостный процесс, ибо вне его составляющие находятся в необходимых, закономерных связях и отношениях друг с другом.

Дадим характеристику основных элементов С.. Прежде всего, обратим внимание на то, что в структуре С. чувства и мышление являются основными поставщиками информации. Непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов человеку даётся через ощущения. Мышление опосредованно отражает внутреннюю сущностную сторону предметов, событий. В философии различают два основных типа мышления: рассудок и разум. Рассудок (или здравый смысл) определяется как первая, низшая ступень логического познания. Она основана на представлениях и понятиях повседневной жизни. Рассудок определяется как житейское расчётливое мышление, ориентированное на практическую пользу.

Разум – это высшая ступень логического понимания, это теоретическое, философски мыслящее С. Разум опирается на широкие обобщения, он ориентированна наиболее глубокое знание истины.

Внимание – важный элемент С. Благодаря сосредоточенности внимания интересующие людей объекты находятся в фокусе С. Предметы и события, воздействующие на человека, вызывают в нём не только познавательные мысли, идеи, но и определённые эмоции. Эмоции обнаруживают себя в волнении, восхищении, искренности, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и особенно психологи порой отождествляют С. с вниманием.

11 стр., 5027 слов

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева

... философии оказался тип эклектической (смешанной) доктрины. Таков дуализм Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает свободой воли (в нравственной жизни, ... начало свободное, активное, творческое. Личность прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости ...

Следует отметить, что среди огромного многообразия человеческих чувств, любовь являет собой высшее, синтетическое чувство. В нём С. и самосознание выявляют особую созидательную, творческую силу психической энергии человека. Человеческие чувства проявляются в эмоциях. Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции как позитивные, так и негативные, а также состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие).

К позитивным эмоциям можно отнести любовь, радость, восторг, к негативным – страх, тревогу, гнев, раздражение, горе, ярость. В человеческой жизни ничто не совершается без эмоциональной окраски.

Важнейшим элементом С. является воля. В человеческой воле проявляется умение не только желать чего-либо, но и способность совершать действия и поступки, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, которые возникают на пути к намеченным целям. Воля – это сущностная сила человека (Л. Фейербах); воля как сила жизни утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.

Память также является элементов в структуре С. Память занимает в важное место в нём, это способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Память тем самым придаёт связность и устойчивость жизненному опыту человека, она является как и воля необходимой предпосылкой формирования личности.

Особое место в структуре С. принадлежит проявлениям интуиции. В С. она имеет огромный познавательный потенциал. Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путём прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки. Интуитивное С. („озарение”, „сатори”, „вспышка” сознания) проявляется в неожиданности, эвристичности решения. Интуиция выступает как прямое усмотрение истинного знания. Это сфера С, где представлены идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения и т.п.

Весьма конструктивным вариантом решения проблемв С. является теория З. Фрейда. В ней выделены иописаны 4-ре структурных уровня С.: осознаваемое,, бессознательное , подсознательное и сверхсознательное.

Осознаваемое „Я” – это всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг. Осознаваемое — это сфера нашей психической жизни, которая находятся в фокусе С., „Я” выступает как непосредственно открытая сфера осознаваемого, „Я”, происходит последовательная обработка информации. С. стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования.

Бессознательное („Оно”) – это та совокупность психоических явлений, состоний и действий, которая лежит вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчётных (эрос, танатос).

Бессознат-е — это глубинный пласт С.. К сфере бессознательного относятся инстикты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, которые проявляются в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов и т.п. З. Фрейд в бессознательном видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, что обусловило впоследствии неоднозначное толкование принципов его учения.

4 стр., 1773 слов

Проблема человека в философии

... осознатьпротиворечивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующиммирам – миру свободы и миру необходимости. Человек, как писал Э. Фромм,находится и внутри, и вне природы, он «впервые ... другой: можно ли сказать, что в одноминдивиде «больше человека», а в другом – меньше? «Сущность человека» — этопонятие из мира должного, это притягательный образ сверхчеловека, это образБожий. Даже ...

Подсознательное – всё то, что было уже осознаваемо или может стать осознаваемым в определённых условиях. Это не только хорошо автоматизированные и потому переставшие сознаваться навыки (например, навыки игры на музыкальном инструменте, трудовые навыки, усвоенные человеком, ставшие его цбеждением социальные нормы; регулятивная функция социальнвх норм переживается индивидом как „веление долга”, „зов сердца” и т.п. Эти так называемые автоматизмы и интуитивные представления могут порождаться с помощью С., но потом погружаться в сферу бессознательного, благодаря этому уменьшается нагрузка на С. и увеличиваются творческие возможности человека.

Сверхсознательное или „Сверх-Я” („Я” – идеал) – высший уровень функционирования С. Он представляет социум в структуре индивидуального духовного опыта – это социокультурные установки, требования общественной морали, принятые в обществе формы поведения и регулирования. „Сверх-Я” – высшая инстанция в структуре С (душевной жизни).

Она выполняет роль внутреннего цензора, совести. Сверхсознательное – особый уровень психической активности, присущей и процессам творчества. Одной из самых важных функций работы сверхсознательного является сублимирование, т.е. переведение энергии, накопленной в мире инстинктов, на культурное созидание, творческую активность.

Общим выводом к данному вопросу является то, что единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов, учёт условий становления С. и характера его фунционирования позволит глубже осмыслить природу человека. Здесь заключается основа творчества человека, а также истоки появления „второй природы”, созданной и создаваемой человеком. Именно активный творческий характер человеческого С. позволяет поставить на одну плоскость его и созданные им „умные”, „думающие” машины – носители искусственного интеллекта, которые лишены чувственно-эмоциональных переживаний, не обладают волей, интуицией, лишены воображения и фантазии и по существу , работвют только в сфере переработки информации. Хотя в данном отношении они значительно превосходят человеческие возможности и даже отнимают элементы „творчества” , осуществляя самопрограммирование, тем не мене они остаются машинами. Их работа лишена духовности и в целом несопоставима с сознательной деятельностью людей. У последних она несомненно богаче, ибо вплетена в культурный процесс как активное его начало и культурой же во многом и определяется.

3. Понимание сознания в историко-философской традиции

Для понимания природы сознания весьма полезен исторический подход, поскольку в процессе развития знания многие важные аспекты понимания этого феномена были утеряны. Совершим краткий исторический экскурс в понимание проблемы сознания, рассматривая её только через европейское знание. Место сознания в восточной философии – это отдельная тема.

Русский философ Иван Ильин особо подчёркивал, что важнейшим предназначением философии является исследование духа и духовности. В противном случае, полагал он, философия становится «мёртвым ненужным» грузом в культуре. Также и Николай Бердяев считал, что философия есть не что иное, как наука о духе.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. ... участие в международной конференции «Восстановление… В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели… А.Н. Коновалов Президент конференции ...

Понятие сознания является одним из самих древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нём. Сознание есть исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. В силу своей сложности и многогранности оно является объектом изучения для целого ряда наук – философии и психологии, педагогики и физиологии высшей нервной деятельности, социологии и культурологи, языкознания и этнографии. Сознание – это специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного исследования.

Философия и конкретные науки, общественные и естественные, подходят к сознанию с разных сторон. Философия ставит своей задачей выяснение познавательной сущности сознания. Она исследует предпосылки, природу и сущность феномена сознания. Естествознание ХIХ и преимущественно первой половины ХХ века исследовало связь мышления с мозгом, обусловленность мыслительных процессов материальными. Общественные науки раскрывают общественный характер сознания.

Такое раздвоение природы сознания и познание противоречивых сторон его имеет объективные основания. Сознание внутренне противоречиво: оно субъективно и объективно, идеально и обусловлено материальными процессами, абстрактно и конкретно и т.д. Познание противоположных сторон сознания приводит в итоге к выяснению того, как противоположности стано-вятся едиными: материальное порождает идеальное, а идеальное возникнув, превращается в творческую силу и оказывает влияние на материальное, и т.п.

Проблема сознания сложилась в период развития античной философии. Подчеркнём, что в античности не было строгого разделения на материальное и идеальное в трактовке сознания. Первоначально мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение мельчайших атомов. По Гераклиту душа (психея) органически связана с огнём всемирного Разума (Логоса).

Логос выступает в качестве первоосновы мира. Термин «Логос» обозначал у Гераклита основу сознательных действий человека и это означало и слово, и мысль, и, главным образом, сущность вещей. Ценность человеческого разума определялась степенью его приобщённости к Логосу как объективному миропорядку. Грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем такой взгляд развивался Сократом и Платоном. Согласно Платону, «бестелесный» космический разум проникает всё мироздание, являясь перводвигателем и источником гармонии космоса. Он способен адекватно мыслить самоё себя. Так и человеческий разум в каждой индивидуальной душе, являясь проявлением космического разума, созерцает (сознаёт) самого себя и является началом, регулирующим поведение человека.

6 стр., 2732 слов

Тема 1. Возраст в сознании человека

... этапе. Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ____________________________________________________________________________________________________________ б) ... В это время я перестала думать о каких-то загадочных мирах, перестала играть в куклы. Мои мысли были заняты совсем другим, ...

Идея связи психеи с огнём всемирного Разума получила своё развитие в философии Платона, где душа отдельно взятого человека предстаёт как отражённый свет мировой души. Платон впервые разделил всё сущее на два мирамир вещей («неподлинный» мир) и мир идей, или эйдосов («подлинный» мир).

По мнению Платона, идеи являются источником («демиургом») всех вещей и их разнообразия.

Существенное значение имели древние представления о пневме как материальном носителе психики, как посреднике между душой и телом (Гален). Отметим два важных обстоятелства. Первоначально пневма отождествлялась с дыханием, что позволяет проследить связь между дыханием и мышлением – идея, которая развивается в учениях восточной Йоги. И второе: существовали две школы врачей-пневматиков, одни локализовывали пневму в мозгк, другие – в сердце. То есть процесс мышления связывался не только с мозгом, но с сердцем. [ Сравните: «Желание первым возникает в Том, что было первичным зародышем в уме, и который Мудрецы искали посредством разума, интеллекта и нашли его в своём сердце. Нашли, что оно есть связь и звено, которое соединяет Существо с Несуществом, или Манас с чистым Атма-Будхи» (Ригведы. Гимн о сотворении Мира в переводе Е.И. Рерих. См. Рерих Е.И. У Порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. – С. 240)].

В Cредние века сознание трактуется как Надмировое Начало (Бог), которое существует до природы и творит её из ничего. Здесь в средневековье сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты (свойства) Бога. А поскольку человек якобы сотворён Богом как подобие его, то и сознание человека есть дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Считалось, что душа несравненно выше тела, она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. Аврелий Августин подчёркивал, что сияние духа ярче луны, звёзд и даже самого Солнца. Представляет особый интерес учение Дунса Скота, согласно которому материя мыслит. Думается, здесь отражаются метанаучные представления о ментальной материи, являющейся субстанцией мысли.

В эпоху Возрождения в философии господствовал пантеизм, сознание трактовалось как свойство всей природы (Дж. Бруно, Н. Кузанский и др.).

Считалось, что природе тоже присуща душа и присущи все иные проявления высокого божественного начала.

В Новое время возник дуализм, с точки зрения которого мир Природы и мир Духа есть две совершенно равноправные и самостоятельно существующие субстанции (основы) мира – вещественные и духовные. В философии Нового времени на представления о сознании большое влияние оказали идеи Рэнэ Декарта. Выдвигая на первый план самосознание, Р. Декарт рассматривал его как внутреннее созерцание субъектом содержания своего собственного мира, как некую субстанцию, открытую лишь для созерцающего его субъекта и противостоящую внешнему миру.

Французский материализм ХVIII в. исходил из тезиса о том, что сознание – это особая функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает мир. Мозг есть носитель этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. И всё же те же французские материалисты утверждали, что благодаря сознанию человек может приобретать знания о природе и о самом себе. Эта точка зрения господствует в науке и до настоящего времени

4 стр., 1588 слов

Проблема сознания. Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознания

... есть мое сознание», - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные ...

В философии Г.Гегеля сознание предстало как некое вечное первоначалоабсолютная идея»), которая лежит в основе всего сущего и творит мир из самого себя. Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследовании сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и её культуры.

Во второй половине ХIХ века на волне всплеска естественных наук получил распространение т.н. вульгарный (грубый, упрощённый) материализм (Л.Бюхнер, К. Фогт, Молешотт и др.).

В нём сознание отождествлялось с физиологическими процесами, протекающими в мозгу человека. Оно есть якобы движение «мозгового вещества» как особого рода жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, был выдвинут тезис: «Человек есть то, что он ест».

В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в теорию сознания и психики внесли И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Они исследовали физиологические основы психической деятельности человека. Позднее в этом направлении работали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе деятельности человека.

В ХХ веке были изучены различные уровни сознания, соотношение чувственного и логического, индивидуального и социального и др. Но похоже, что сущностные элементы сознания были забыты.

4. Проблема происхождения сознания и его основные характеристики

С позиций материалистической науки, сознание есть высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку. Можно также дополнить понимание сознания ещё следующими определениями: сознание – это свойство функционирующего мезга, заключающееся в эмоционально-волевом, чуственно-рациональном отражении объективной действительности. Оно выступает как бесконечный поток образов внешнего мира существующих во врутреннем духовном мире человека и являющихся необходимым условием его практической деятельности.

Сознание является субъективным образом объективного мира. Оно всегда предполагает и определённое отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание – это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком самого себя из остального мира, осмысление смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Ядром же сознания является знание, включающее в себя разнообразные научные и ненаучные сведения о внешнем мире.

Всё выше сказанное можно представить в виде формулы сознания. Сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к миру. Сознание – это человеческий способ отражения мира, основанный на целенаправленном и систематическом получении и применении разнообразных знаний о мире.

Какими же характеристиками обладает сознание?

Наука, стоящая на позициях материализма и антропоцентризма, утверждает, что сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции природы и совершенствования форм отражения. Во-вторых, содержание сознания (чувства и мысли, образы и идеи и пр.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взяты» у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание «вплетено» в поток исторического времени. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. напрямую зависит от характера и содержания эпохи.

Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в совместной деятельности людей. По словам К.Маркса сознание «с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди». История с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо подтверждает правоту этого тезиса. Чтобы сохранить свой человеческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной природы сознания подтвердили и знамените опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-х годах в Московском университете по руководством советских ученых А.И. Мещерякова, С.И. Соколянского, Э.В. Ильенкова и других исследователей.

Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др..).

Всё это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, – типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание – это та реальность, которая существует только в нас, только вместе с нами, а не не зависимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его радостей и страдний. Ф.М. Достоевский высказал в святи с этим глубокую мисль о том, что страдание есть единственная причина сознания и духовности человека. Страдание, как правило, проходит, но выстраданное в жизни остаётся с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.

Сознание имеет предметно-практическую природу. Известно ведь, что человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микроскоп, пусть даже самый совершенный. По словам Ф. Энгельса, в ней нет «ни грана вещества». Однако сознание всё же постоянко проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную. Опредмечивание – это воплощение человеком свого «Я» путём создания нового, предметного мира в ходе практики в различных её формах. Так протекает создание человеком другого мира – мира культуры. Напротив распредмечивание есть извлечение человеком того опыта, который как бы «спрятан» в предметах (например, в кгигах, живописи, архитектуре), запечатлён в них.

Относительно происхождения сознания, в науке доказывается факт его зарождения по мере становлення социальной формы движения материи. Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле.

Сегодня нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе П.Тейяра де Шардена «Феномен человека». В ней высказана мысль о том, как в рамках так называемой «космической магистрали» возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли и т.д. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, «мать духа», а сам дух – «высшее состояние материи».

Попытка объяснить возникновение сознания естественными причинами имело место ещё у Демокрита. Он полагал, что это происходило под воздействием, прежде всего, колективного образа жизни людей, использования орудий труда и огня. Сознание формировалось под воздействием социальной нужды, т.е. потребности людей в выживании и дальнейшем совершенствовании общества.

Французские материалисты ХVIII в. долали упор на понимании сознания как итоге эволюции природы. По их мнению, человек – это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Но мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накоплению знаний человек стал способен к общественной жизни и превратился в самое совершенное живое существо.

Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формирования сознания, был Г. Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе деятельности людей путём присвоения ими «абсолютной идеи» как некоего всеобщего Духа. Этот тезис нем. философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и господином. Раб делает вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб образуется и обретает власть над вещами и даже … над господином. Ведь потребительский образ жизни господина ведёт к его духовной деградации. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб приобретает их, в том числе и развивая свой духовный мир.

Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропогенеза и происхождения сознания. В ходе естественной эволюции человека сформировались биологические предпосылки сознания. К числу таковых Энгельс отнёс, прежде всего, прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предметами, достаточный объём мозга, наличие наглядно-образного («элементарного») мышления.

Под воздействием нужды человек научился трудиться, т.е изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения природы. В ходе труда человек стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Ф. Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек «научался» трудиться. Более того, все органы чувств и вся психология человека обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека.

По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале – в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык как сложная совокупность знаков, «вторая сигнальная система» (И.П. Павлов), носитель и хранитель информации о внешнем мире. Язык – это способ выражения человеческой мысли и её сохранения, или, по словам Г. Гегеля, «тело мышления». Язык так же древен, как и само сознание.

В своём произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллективный труд и членораздельная речь явились основными факторами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других факторов – приручения огня употребления мясной пищи, простейших нравственных в поведении людей.

Социальная природа сознания проявляет себя, прежде всего, в его функциях. К числу таковых следует отнести познавательную функцию. С её помощью происходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создаётся картина мира. По сути дела, это есть основная функция. Наиболее развита она у современного человека.

Целеполагающая функция предполагает выработку человеком целей собственной деятельности и идеалов прогнозирование будущего, создание его образов и картин (в том числе иногда и иллюзорных, утопических).

Цель же, как и закон, определяет действия и поступки людей, позволяет планировать их.

Регулятивная функция означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы вторгается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся материальной силой, если они овладевают массами людей и отражают их интересы.

Социальная природа сознания проявляется также и в том, что его субъектом выступает человек, действующий не в одиночку, а коллективно как общественное существо. Человек обретает своё сознание лишь по мере включения в мир культуры, который является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества.

Непосредственным носителем сознания является отдельный человек (индивид).

Мышление всегда существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида обычно неповторим, а часто и вовсе не поддаётся разгадке. В. Гёте писал: «Под каждым надгробием – история целого мира».

Однако сознание отдельных людей благодаря языку всё же становится достоянием всего общества. В результате формируется общественное сознание как некий коллективный Разум в различных его формах: религии, морали, искусства, права, политического сознания и т.д. Общественное сознание имеет очень сложную структуру и формы проявления и является весьма активным фактором исторического процесса.

5. Отражение, его сущность и формы проявления.

В 1908 г. при обобщении данных естественных наук того времени была высказана В.И. Лениным мысль о том, что «в фундаменте самого здания материи можно … предполагать существование способности, сходной с ощущением». Он пришёл к заключению о предпосылке, на основе которой возникло и развилось сознание: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения.» Для решения вопроса о сущности сознания естественнонаучная философия начала ХХ в. ввела в оборот понятие «отражение». Оно в некоторой степени позволяет объяснить, как материя неощущающая и неодушевлённая (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевлённой (одухотворённой).

Понятие отражения на то время выступило неким ключом к решению проблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражениеэто универсальное (всеобщее) свойство материи и состоит оно в следующем.

Отражение – это такое свойство материальных предметов, которое заключается в их способности воспроизводить (копировать) в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии).

Отражение есть воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия друг на друга) предметов. По мерее эволюции материального мира возник целый спектр форм отражения. Они различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям.

Отражение имеет место в неживой природе, здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических, химических свойств и состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обретает активный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. Если расположить формы отражения в порядке их усложнения, то это будет выглядеть следующим образом:

Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение имеет место в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электроплитки, свечение лампы, изменение цвета листьев с наступлением осени.

Раздражимость возникла с появлением жизни в её простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. (Пример подсолнуха).

Чувствительность – способность ощущать внешний мир. Можно сказать, что раздражимость есть подход и переход к психике как качественно иной форме отражения мира.

Психическое отражение (психика) возникло вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как её отдела, с помощью которых и осуществляется это отражение. Здесь особую роль начинает играть ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных – цвет, температура, форма, запах и др. Ощущения формируются с помощью специальных органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных возникают и более сложные формы психического отражения – восприятие и представление. С их помощью психика способна сформировать целостный образ предмета и сохранять этот образ долго время.

В рамках психического отражения появляется и так называемое «опережающее» отражение, т.е. способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так животные умеют предчувствовать грядущие события – наступление холода, приближение землетрясения и др. У человека это проявляется в форме прогнозов и гаданий, фантазий, «вещих» (пророческих) снов ит.п. Опережающее отражение даёт возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что ещё как бы закрыто временем.

Психика животных по Павлову И.П. – «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элементарного мышления». У некоторых высших животных (например, у дельфинов) имеется большой мозг, свой язык и весьма продуманные реакции на конкретные ситуации. Ф. Энгельс отмечал, что животным, как и людям, присущи все формы рассудочной деятельности – индукция, дедукция и другое. Это мышление («низший разум») и есть генетическая (слово «генезис» означает «происхождение») предпосылка возникновения сознания человека. У высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым внешний мир как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа». Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (Р. Декарт), который ведёт активный образ жизни и относится к миру предметно-практически.

Значение отражения состоит, прежде всего, в том, что оно есть способ, механизм для передачи сведений и информации, а также энергии от одних пред-метов к другим. Тем самым отражение на уровне живого мира является важной предпосылкой для приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Эта информация является одним из условий возможности выхода из-под власти мира и обретения свободы действий в нём.