Занятие 10. Контакт с ауд

Занятие 10. Образ слушающего. Контакт оратора с аудиторией

Цели: 1) Познакомиться с основными особенностями слушателей.

2) Понять зависимость отбора всех средств и способов взаимодействия с адресатом от его особенностей.

3) Научиться составлять прогнозируемый портрет аудитории.

4) Познакомиться с понятием «контакт оратора и аудитории».

5) Освоить приёмы установления и поддерживания контакта со слушателями.

6) Познакомиться с приёмами привлечения внимания слушателей.

7) Научиться использовать самые действенные приёмы привлечения внимания (наглядность, вопросно-ответная форма изложения, примеры).

Проверка домашнего задания.

Какие качества оратора вы считаете самыми главными?

Блок 1. Типы слушателей

!!! Аристотель считал, что «слушатель и есть конечная цель всего». Слушатели, аудитория – это те, кому адресована речь. Это люди, обладающие определённым опытом, уровнем развития, взглядами, ценностями. Именно для них оратор отбирает содержание речи, слова и выражения для передачи смысла, эмоций и чувств, разрабатывает тактику доказательства. Речь на одну и ту же тему не будет никогда одинаковой, если она предназначается разным группам слушателей. Например, информация о молодёжных субкультурах будет совершенно по-разному излагаться в аудитории профессиональных психологов, учителей старших классов и самих старшеклассников. Причём различаться будут цели выступления, круг микротем, способы доказательства и привлечения внимания, речевые средства. Поэтому изучение слушателей должно предшествовать разработке содержания речи.

При подготовке к выступлению прежде всего надо ответить себе на вопросы: кому предназначено выступление? сколько будет слушателей (один, группа, множество)? насколько аудитория разнородна?

Профессор Е.А. Юнина считает, что важной задачей оратора является составление прогнозируемого портрета аудитории на основе трёх групп признаков.

Социально-демографические признаки – это пол, возраст, национальность, образование, профессия; партийность; состав семьи, место жительства; род занятий т.п. Для того чтобы названные признаки не превращались в формальную характеристику аудитории, необходимо их анализировать: соотносить признаки друг с другом и вычитывать информацию, стоящую за тем или иным признаком.

7 стр., 3211 слов

Приемы удержания внимания слушателей

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» Арзамасский филиал Кафедра экономики кооперации и предпринимательства Специальность 080100.2 «Экономика» Курс 1 Форма обучения заочная Группа 211 РЕФЕРАТ по дисциплине: Культура речи и деловое общение на тему: «Приемы удержания внимания слушателей» ...

Социально-психологические признаки свойственны сразу нескольким субъектам. К этим признакам можно относятся следующие.

1. Мотив слушания, то есть то, что побудило субъекта к слушанию:

а) морально-диспиплинарный (основан либо на принуждении, либо на осознании обязанности слушать в силу собственной совести);

б) эмоционально-эстетический (основан на любопытстве или желании получить впечатление от слушания),

в) интеллектуально-познавательный мотив (обусловлен желанием узнать новое).

2. Отношение к предмету речи и субъекту, его излагающему, реакция воспринимающего субъекта, которую можно классифицировать по следующим типам:

а) равнодушная (слушатель безразличен к оратору и его выступлению);

б) соглашательская (слушатель легко, без сомнения принимает точку зрения другого, также легко от нее отказывается и принимает точку зрения третьего и т.д. или только делает вид, что слушает, на самом деле он сосредоточен на своих проблемах, а соглашается только затем, чтобы выступление побыстрее закончилось);

в) конфликтная (реакция, характеризуемая всплеском отрицательных эмоций): открытый конфликт (отрицательные эмоции выплескиваются в виде насмешек, грубых, некорректных реплик, вопросов и др.); скрытый конфликт (субъект явно не выражает своих эмоций, но глаза, мимика, жесты показывают неприятие другой точки зрения).

г) конструктивная реакция (слушатель настроен на понимание другого, между людьми появляется атмосфера интеллектуального и эмоционального сопереживания, сотворчества).

3. Уровень понимания предмета речи, обусловленный подготовленностью субъекта (заложенной базой): общая культура, кругозор, развитые интеллектуальные способности, профессиональная подготовка и др.:

1 уровень: «О чём» (слушатель имеет очень смутное представление о предмете, видит его только в самых общих чертах, часто имеет искаженное, ложное суждение о предмете в целом).

2 уровень: «О чём + что» (слушатель проникает в содержание предмета, но своей позиции еще не имеет, оставаясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей).

3 уровень: «О чём + что + как» (слушатель начинает осмысливать содержание чужих мыслей, пропускает их через себя, вырабатывая собственную позицию).

17 стр., 8069 слов

Особенности совместной деятельности младшего школьного возраста в зависимости от уровня диалогической речи

Курсовая работа Особенности совместной деятельности младшего школьного возраста в зависимости от уровня диалогической речи Введение диалогический психологический речь школьник Актуальность исследования. Переход ребёнка от дошкольного к школьному обучению, знаменующий новую социальную ситуацию развития, с необходимостью предполагает адаптацию к новым условиям: социальной среде, коллективу, ...

4 уровень: «О чём + что + как + зачем» (слушатель выходит на уровень применения получаемых знаний о предмете, проецируя их на свою деятельность, опыт).

Индивидуально-личностные признаки характеризуют внутренний мира слушателя: тип нервной системы, тип и способ мышления, особенности характера, тип темперамента, степень развитости основных функций – интеллектуальной, эмоциональной, двигательной, инстинктивной и т.п. Такого рода изучение строится на основе наблюдения и тестирования.

Анализ особенностей адресата речи позволит правильно выбрать стиль общения с ним. Конечно, портрет, составленный до встречи с аудиторией, может не в полной мере отражать её реальный состав и особенности; полнота и правильность представления оратора об аудитории зависит от степени наблюдательности оратора и продолжительности общения. Надо научиться считывать сигналы, идущие от слушателей, и принимать меры по укреплению контакта, устранению негативных факторов, мешающих эффективному общению (например, устранению такой причины непонимания, как обилие неясных для слушателя оборотов речи и др.).

Ведь именно говорящий должен заботиться о том, чтобы слушатель правильно и легко понял его мысль.

Задание 1.

Согласны ли вы с мнением профессора А.К. Михальской, утверждающей, что «речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика»?Что, по вашему, означает «сшить речь по мерке слушателя»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Представьте, что вы выступаете на тему «Соблюдение техники безопасности» накануне похода на байдарках. Составьте портрет аудитории, состоящей из студентов вашего курса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Прочитайте текст речевого сообщения.

Что я хотел пожелать молодёжи моей родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего – последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения? Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать чёрную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории пустые потуги.

Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте смелость сказать себе: я невежда.

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, всё делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберёшь – что «моё», а что «твоё», но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье – это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует от человека наука. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях!

Наша родина открывает большие просторы перед учёными, и нужно отдать должное науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро.

Что же говорить о положении молодого учёного у нас? Здесь ведь всё ясно и так. Ему многое даётся, но с него много и спросится. И для молодёжи, как и для нас, вопрос чести – оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша родина.

Академик И.П. Павлов. 1935 г.

Кому адресовано Письмо академика И.П. Павлова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как адресант учитывает фактор адресата?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Докажите, что адресант обеспечивает лёгкое и комфортное понимание слушателями собственных мыслей.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите образ отправителя сообщения, который сложился в вашем сознании после прочтения Письма.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Составьте портреты слушателей. Определите зависимость выступления от состава аудитории.

Тема: «Общение в Интернете»

Типы слушателей

Ученики 4 классов

Педагоги

Родители

Особенности слушателей (портрет аудитории)

Цель выступления

Круг рассматриваемых вопросов

Основная мысль (тезис)

Приёмы привлечения внимания слушателей

Особенности речевого оформления

Задание 5.

Разделитесь на 3 группы и разработайте текст речи «Общение в Интернете» для одного типа аудитории. Используя материалы задания 5, добейтесь того, чтобы ваша речь была «сшита по мерке слушателя».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Прослушайте 3 подготовленных выступления. Проанализируйте их с точки зрения учёта особенностей слушателей.

Учёт особенностей аудитории

Выступление 1.

____________

(имя)

__________________

(тип слушателей)

Выступление 2.

____________

(имя)

__________________

(тип слушателей)

Выступление 3.

____________

(имя)

__________________

(тип слушателей)

1. При определении цели выступления

2. При отборе содержания

3. При выборе способа доказательств

4. При словесном оформлении

5. При выборе приёмов привлечения внимания

Выберите лучшее выступление.

Блок 2. Контакт оратора и аудитории

!!! Полноценное общение возможно лишь тогда, когда между говорящим и слушающим не стоит никаких преград. В этом случае устанавливаетсяконтактмежду коммуникантами, который характеризуется эмоциональным и интеллектуальным единением. Контакт – это общение без помех, когда все средства, избираемые оратором, способствуют реализации его коммуникативного намерения, а слушающий открывается общению, адекватно понимает мысли говорящего. Контакт одинаково необходим и в начале (установление контакта), и в основной части (поддержание контакта), и в конце выступления (завершение контакта).

Конечно, установление контакта возможно в результате усилий обоих коммуникантов, однако большая ответственность всё же лежит на говорящем.

Что же способствует установлению и поддержанию контакта?

Приёмы адресации помогают подчеркнуть, что выступление адресовано именно этим слушателям. С их помощью говорящий делает так, чтобы выступление не было обращено в пустоту.

Приёмы диалогизациипомогают даже монологичный по форме текст сделать диалогичным по сути, что заметно облегчает усваивание содержания слушателями.

Приёмы единенияспособствуют упрочению контакта и взаимопониманию коммуникантов, созданию атмосферы сотрудничества, конструктивного диалога.

Кроме этого, для достижения успеха публичного выступления (да и общения вообще) важны зрительный иголосовой контакты. Зрительный контакт – это направленность взгляда коммуникантов друг на друга, «глаза в глаза», это средство обратной связи говорящего и слушающего.

Голосовой контакт – это контакт, устанавливаемый с помощью голоса. Голос оратора – это его инструмент. Оратор должен говорить так, чтобы слушателям было слышно каждое слово, чтобы темп речи был приемлем для слушания, а окраска голоса – приятной. Неприятие оратора может возникнуть тогда, когда слушателям кажется, что его голос визглив, напряжён, а темп чересчур быстр. Эти признаки выдают либо неуверенность, либо стремление к превосходству над аудиторией. Монотонность произношения свидетельствует о безразличии, а повышенный тон – о раздражении.

Поддержанию контакта способствует и разговорность речи, то есть использование в речи разговорных слов, фразеологизмов, непринуждённость, эмоциональность, отсутствие длинных фраз, клише официально-делового стиля.

Задание 1.

Выучите скороговорку. Отработайте чёткость, быстроту, выразительность в парах.

На лимане в тумане мы налима ловили,

И меняли налима вы мне на линя.

О любви на лимане меня вы молили

И в туманы лимана манили меня.

Проведите эксперимент: прослушайте произносящих эту скороговорку. Условие: взгляд выступающих должен быть намеренно устремлён в указанном направлении. Оцените впечатление от выступлений, заполните таблицу.

Направление взгляда

Впечатление слушателей

1.

Взгляд в пол

2.

Взгляд в потолок

3.

Взгляд поверх голов в заднюю стену аудитории («в никуда»)

4.

Взгляд «в упор» на одного слушателя

5.

«Бегающий взгляд»

6.

Взгляд только в одну сторону

7.

Взгляд медленно переходит с одного слушателя на другого

Обсудите впечатление от выступлений. Какое значение имеет взгляд для установления и поддержания контакта?

Задание 2.

В работе «Советы лекторам» А.Ф. Кони даёт следующие советы:

1. «Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор».

2. «Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного – взрослым, скучного – молодежи».

3. «Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять тон повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи».

В чём суть советов опытного оратора? О каких видах контакта он говорит? Как следует опираться на советы А.Ф. Кони в ораторской практике?

Задание 3.

Разработайте средства адресации и единения, которые можно применять в ходе публичного выступления в аудитории ваших ровесников.

1. Средства адресации.

Обращения: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приветствия: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Комплименты: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подчёркивание значимости слушателей: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Приёмы единения.

Призывы к совместной деятельности:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Использование специальной лексики («слова совместности»):

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Блок 3. Приемы привлечения внимания слушателей

!!! Оратору приходится постоянно поддерживать внимание аудитории. Как ни интересна тема, внимание аудитории со временем притупляется. Ведь известно, что внимание имеет волнообразный характер: от 5 до 15 минут оно сосредоточено, потом на несколько минут оно отвлечено, поэтому речь должна как бы делиться на части, между которыми необходима активизация внимания. Известны некоторые приемы активизации внимания аудитории:

  • Вопросно-ответный ход. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
  • Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
  • Вопрос к одному из слушателей.
  • Спуск в зал, сокращение дистанции между говорящим и слушателями.
  • Создание проблемных ситуаций, гипотез, которые следует доказать вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.).

    Слушателям можно предложить ситуацию, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

  • Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
  • Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
  • Показ практической значимости информации.
  • Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
  • Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
  • Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
  • Использование наглядных пособий (таблиц, схем, макетов, слайдов и др.).
  • Использование доказательств «от противного».
  • Использование цитаты из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумаем, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).

Перечисленные средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

Задание 1.

А.Ф. Кони считал, что вступление к речи (зачин) обязательно должно зацеплять внимание слушателей. Познакомьтесь с фрагментом из труда «Советы лекторам».

Привлечь (завоевать) внимание слушателей – первый ответственный момент в речи лектора – самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).

Этих зацепляющих «крючков» – вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.

Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только иногда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся случайной. Это – закон. Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания. Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте сложных предложений, хороши простые предложения).

Можно начать так: «В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то…» далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу. Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед – в сказке и Калигула – в жизни – братья по жестокости.

Занятие 10. Контакт с ауд — Стр 2

Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания. Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному; напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего.

Охарактеризуйте приём, предложенный А.Ф. Кони. Почему описанный приём привлекает внимание слушателей?

Задание 2.

Прочитайте советы А.Ф. Кони относительно удержания внимания.

Вторая задача лектора – удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:

  • краткостью,
  • быстрым движением речи,
  • краткими освежающими отступлениями.

Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной. Краткость – отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А.П. Чехова).

Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинновенной», что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Все неважное – выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций – много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно.

Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам – моментам) речи. Например, часто приходится слышать: «Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее…».

Вместо этих нестоящих слов надо сказать: «Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью». Потом – закрепление примерами.

Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание – невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи.

Какие приёмы поддержания внимания называет А.Ф. Кони? Что привлекло ваше внимание в его словах? Согласны ли вы с автором?

Задание 3.

Познакомьтесь с правилами использования наглядности в ходе выступления. Прокомментируйте каждое правило.

Задание 4.

Скорректируйте текст выступления «Человек-легенда», который подготовили дома: используйте приёмы адресации, диалогизации, единения. Настройтесь на установление контакта со слушателями. Используйте приемы привлечения внимания слушателей. Подготовьтесь «продемонстрировать» наглядность.

Задание 5.

Прослушайте 3 выступления на тему «Человек-легенда». Проанализируйте выступления с точки зрения установления и поддержания контакта говорящего со слушателями. Заполните таблицу, поставив выступающим + или – .

Критерии оценки

Выступление 1.

____________

(имя)

Выступление 2.

____________

(имя)

Выступление 3.

____________

(имя)

1. Зрительный контакт

2. Голосовой контакт

3. Разговорность речи

4. Приёмы адресации

5. Приёмы диалогизации

6. Приёмы единения

7. Использование наглядности

8. Создание проблемной ситуации

9. Опора на личный опыт

10. Цитаты

Выберите лучшего выступающего, которому удалось установить и поддержать контакт со слушателями.

Итог урока.

Как учитываются особенности слушателей при подготовке к выступлению?

Как составить прогнозируемый портрет слушателей?

Перечислите социально-демографические, социально-психологические и индивидуально-личностные признаки слушателей.

Что вы узнали о контакте оратора и слушателей?

Почему надо использовать специальные приёмы привлечения внимания слушателей? Какие приёмы привлечения внимания вы знаете?

Домашнее задание.

1. Какие приёмы привлечения и удержания внимания использовал П. А. Столыпин в «Речи о Финляндии», произнесенной в вечернем заседании Государственной думы 5 мая 1908 года:

Текст речи

Приёмы

… Вы, господа, не можете отвергнуть от себя и обязанностей, несомых вами в качестве народного представительства. Вы не можете разорвать и с прошлым России. Не напрасно, не бессмысленно и бессознательно были пролиты потоки русской крови, утвердил Петр Великий державные права России на берегах Финского залива. Отказ от этих прав нанес бы беспримерный ущерб русской державе, а постепенная утрата, вследствие нашего национального слабосилия или нашей государственной близорукой равнялась бы тому же отказу, но прикрытому личиной лицемерия. Сокровище русской нравственной, духовной силы затрачено в скалах и водах Финляндии.

Простите, что я вспоминаю о прошлом, но и забывать о нем не приходится. Ведь один, с морским флотом, построенным первоначально на пресной речной воде, с моряками, им самим обученными, без средств, но с твердой верою в Россию и ее будущее шел вперед Великий Петр. Не было попутного ветра, он со своими моряками на руках, на мозолистых руках, переносил по суше из Финского залива в Ботанический свои галеры, разбивал вражеский флот, брал эскадры и награждал черно – рабочего творца новой России Петра Михайлова скромным званием адмирала.

Господа, неужели об этой стремительной мощи, об этой гениальной силе наших предков помнят только кадеты морского корпуса, которые поставили на месте Гангутской битвы скромный крест из гранита. Неужели об этой творческой силе наших предков, не только силе победы, но и силе сознания государственных задач, помнят только они и забыла Россия? Ведь кровь этих сильных людей перелилась в ваши жилы, ведь вы плоть от плоти их, ведь не многие же из вас отрицают Отчизну …

Какие приёмы, на ваш взгляд, являются наиболее действенными?

2. Составьте памятку «Как установить контакт со слушателями»

3. Составьте текст речи «Событие, которое привлекло внимание всех». Используйте данные теле- и радиопередач и Интернет-источников. Используйте приёмы привлечения внимания.

4. Индивидуальное творческое задание. Подготовьте сообщение «Как выступать, демонстрируя слайд-презентацию». Обратитесь за помощью к преподавателю информатике и сформулируйте требования к оформлению презентации. Обратите внимание на следующие вопросы:

  • Привлекает ли презентация внимание слушателей?
  • Как оформление презентации влияет на процесс восприятие информации? Что способствует привлечению внимания, а что отвлекает слушателей?
  • Как говорить, используя презентацию?
  • Какие возможны ошибки при использовании презентации в публичном выступлении?

Обратите внимание на статью Е.С. Симаковой «Выступление студентов с электронной презентацией в учебно-научной сфере: проблемы и задачи обучения».

13