СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР СЕМЕЙНОГО НАРУШЕНИЯ
1.1 Насилие и агрессия в семье
1.2 Формы и причины домашнего насилия
1.3 Насилие в семье над женщинами
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН, ПОДВЕРШИХСЯ СЕМЕЙНОМУ НАСИЛИЮ
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретация и анализ результатов
2.3 Выводы по исследованию и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из актуальных, а сам ХХ век — «веком беспокойства о насилии».
В настоящее время не существует единого мнения о первопричине домашнего насилия. Исследователями данной проблемы было предложено множество теорий — от наличия психических нарушений до влияния социокультурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.
В психологии существует множество объяснений насилия. Так, психоанализ видит в нем перенесение индивидом примитивного влечения к смерти, которое З. Фрейд называл «инстинктом смерти», с самого себя на внешние объекты. Необихевиоризм считает насилие следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения (А. Бандура).
Интеракционизм — следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл).
Когнитивизм рассматривает насилие как результат «диссонансов» И «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (Л. Фестингер).
При всей серьезности проблемы отношение к ней в нашей стране снисходительно-терпимое.
Факты насилия в семье не принято придавать огласке: считается, что это внутрисемейное дело. Под статьи Уголовного кодекса подпадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья — убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье.
Замалчивание проблем внутрисемейного насилия порождает неверное представления о том, что именно считать насилием в семье и каковы реальные масштабы этого явления.
Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная ...
... существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. Необходимо отметить, что экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность отражается на решении проблем, стоящих перед семьей. ...
В связи с этим, цель данной работы — изучить психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию.
Объект — насилие над женщинами в семье.
Предмет — психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию.
Гипотеза: женщины, подвергавшиеся домашнему насилию, характеризуются высоким уровнем невротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, эмоциональной лабильности феминизма, низким уровнем уравновешенности.
ГЛАВА 1. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР СЕМЕЙНОГО НАРУШЕНИЯ
1.1 Насилие и агрессия в семье
То, что люди в семье часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. При всем разнообразии противоречивых теоретических оснований большинство из них попадают под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:
1) врожденным побуждениям или задаткам (психоаналитический подход 3. Фрейда, этологический подход К. Лоренца, социобиологический подход);
2) потребностям, активизируемым внешними стимулами (теория фрустрации-агрессии Долларда, теория посылов к агрессии Берковица, теория переноса возбуждения 3ильманна);
3) познавательным и эмоциональным процессам (модель образования новых когнитивных связей Берковица, модель агрессивного поведения 3ильманна);
4) актуальным социальным условиям, в сочетании с предшествующим научением (теория социального научения Бандуры) Конрад Л. Агрессия. — М.: Слово, 1994. — С. 23..
Агрессивность, в отличие от агрессии, это та черта личности, которая в научной литературе описывается как склонность к действиям, причиняющим физический или психологический вред, ущерб другим людям Антье Э. Агрессивнсть. — М.: Фаир-Пресс, 2006. — С. 9..
Кроме того, и насилие и агрессия в семье порождаются, главным образом, различием в возможностях проявления власти. Один член семьи, например муж или отец, имеет возможность заставлять остальных домочадцев выполнять свою волю вследствие наличия у него большей физической силы или существования в обществе определённых норм поведения. Его жена и дети не имеют экономических, социальных, психологических или физических возможностей, чтобы оказать ему реальное сопротивление. Это различие в возможностях проявления власти, вероятно, позволяет доминирующей в семье личности третировать более слабых домочадцев, не выполняющих его желании Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми // Педагогика. — 2006. — №5. — С. 42..
Насилие порождает насилие, так утверждают исследователи проблем семьи. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно также приобретают склонность к агрессии Там же — С. 44.. Разумеется, у этого правила есть и исключения, и некоторые специалисты по проблемам семьи задаются вопросом о том, имеются ли реальные доказательства того, что формы жестокого поведения передаются от поколения к поколению. Однако накапливаемые результаты исследований все больше свидетельствуют в пользу обоснованности понятия цикла насилия Там же — С. 45..
Исследования, проведённые в 1975 году, выявили закономерность: чем чаще мужчина или женщина подвергались мерам физического воздействия в детстве, тем выше была вероятность их жестокого обращения с будущей женой или мужем, так же родители, наиболее чисто подвергавшиеся телесным наказаниям в своей семье (согласно их собственным воспоминаниям), оказались среди тех, кто с наибольшей вероятностью были способны на жестокое обращение со своими детьми Гетц О. Уберечь семью // Социальное обеспечение. — 2005. — №8. — С. 23.. Согласно тем же данным, мужчины, видевшие в детстве дерущихся родителей, становились агрессивными мужьями в два раза чаще, чем мужчины, не наблюдавшие в детстве подобных семейных сцен. В исследовании Хоталинга и Шугармена в 90% проанализированных ими работ было установлено, что избивающие своих жен мужья чаще, по сравнению с нормальными мужчинами, были свидетелями случаев проявления агрессии в своей семье. Те же авторы установили, что избиваемые женщины также часто наблюдали в детстве сцены насилия в своих семьях Гетц О. Указ. соч. — С. 23..
Семья как фактор развития ребенка
... состоит из введения, двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или ... Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной ...
Одни и те же факторы, которые объясняют жестокое обращение с детьми и избиение жены, объясняют также применение обычного телесного наказания или минимального физического насилия в отношениях между супругами. Таким образом, оказывается, что насилие всегда остается насилием, вне зависимости от степени его жестокости и вне зависимости от того, является ли оно определенным образом узаконенным (как в случае телесного наказания) или незаконным (как в случае проявления жестокости в отношении детей или при избиении жены) Миллер Э. Политические последствия дурного обращения с детьми // Социальная педагогика. — 2004. — №4. — С. 49..
Насилие в семье развивается циклично: одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического).
Наличие паттерна — важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Обидчик может приводить разные причины, оправдывающие акт насилия, но все они не имеют отношения к реальности. Основная сила, движущая обидчиком — стремление установить полную власть над женой (партнершей).
Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить.
Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ в 2003 году, показали, что насилие в семье может иметь различные формы — от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос, «За что бьют детей в знакомых вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности — 26%; срывая раздражение — 29%; когда в доме беда — 20%; когда не могут справиться с ними другими способами — 19%; потому что их не любят — 5%; это делают психически неуравновешенные — 14%; это делают пьяницы, алкоголики — 29% Алекссева Л.С. Указ. соч. — С. 78..
Причины, провоцирующие насилие и в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. В основном, все они отражают профессиональные убеждения того или иного исследователя. Так, социологическая модель ссылается на влияние социокультурных факторов (т.е. на стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение членом семьи — следствие патологических изменений в психике родных, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом насильников, их «травмированным» детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому жертва сама «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных внутрисемейных отношений Там же — С. 80.. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями насильника и жертвы, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.
Конфликты поколений в современной семье и причины их возникновения
... только разжигают вражду. • Незнание психологии личности, нежелание вступать с членами семьи в продуктивное сотрудничество, основанное на взаимоуважении и компромиссах. Нацеленность на ... индивидуализацию, отрицание другого человека как равноценной личности. Причины сложившихся проблем нельзя рассматривать по отдельности, необходим комплексный подход, учитывающий ...
Психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе — прямо или косвенно — какое-то из ее проявлений. Но в большинстве случаев проявление психологической жестокости бывает не настолько сильным или совершается не так часто, чтобы нанести непоправимый вред.
1.2 Формы и причины домашнего насилия
В современной отечественной психологической литературе выделяют 3 основные формы жестокого обращения в семье: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психологическое (эмоциональное) насилие.
Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими либо ответственными за воспитание, либо другим членам семьи. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии.
Физическое насилие трактуется как намеренное использование физической силы или орудий для причинения женщине повреждений или травм.
Физическое насилие проявляется в форме угроз применения физической силы (угроза ударить, избить, убить); пугающих жестов (попытка замахнуться, ударить); применения силы помимо нанесения ударов (потрясывание, толчки, удержание силой, причинение сильной боли — выкручивание рук, угрозы оружием или предметом, которым можно убить человека); в форме нанесения ударов и избиения Агапов Е. П. Семьеведение : учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2010. — С. 116-117..
Это один из наиболее распространенных и опасных типов насильственных действий.
Сексуальное насилие, или развращение вовлечение ребенка или любого члена семьи с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании ... Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них нарушений близок к тем, что ...
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет Ениколопов С.Н. Проблемы семейного насилия // Прикладная психология. — 2002. — №5/6. — С.6..
Психическое (эмоциональное) насилие периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на члена семьи, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика, угрозы в адрес члена семьи, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.)
К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, оскорбления и унижение достоинства; преднамеренная физическая или социальная изоляция; предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям; ложь и невыполнение обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее психическую травму и др. Синягина Н.Ю. Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта // Внешкольник. — 2005. — №4. — С. 29.
Среди факторов, влияющих на изменение личности в условиях домашнего насилия, на наш взгляд, можно выделить следующие: 1) сам характер осуществляемого насилия (вид и форма насилия, его длительность, интенсивность), 2) личностные особенности, сформированные ранее под влиянием отношений в родительской семье, 3) социокультурные стереотипы отношения к домашнему насилию, 4) внутренняя позиция и степень личностной активности Фролова С.В. Психология и психотерапия психотравмирующих состояний у женщин, переживших насилие в семье // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 4/5.- С. 59..
Изменение любого из условий приводит, как известно, к изменению ситуации в целом. Первый и третий из перечисленных факторов являются внешними, объективно влияющими на личность. Старая французская поговорка гласит; «Смерть одного — трагедия, смерть ста тысяч — статистика». Может быть, агрессия в семье — настолько частое явление, что общество уже к нему привыкло. Изменение социальных стереотипов в обществе по отношению к домашнему насилию меняет в целом проблему насилия в обществе и сказывается на изменениях в жизни конкретных людей. В связи с этим необходимым представляется образовательная деятельность и информирование общества о реальностях проблемы агрессии в семье. В то же время процесс изменения социальных стереотипов очень длителен и недостаточен для разрешения ситуации в жизни конкретной личности.
Второй из перечисленных факторов — личностные особенности, сформированные под воздействием поведенческих и мировоззренческих стереотипов семьи или близкого социума. Накопленный опыт психотерапевтической и исследовательской работы сегодня делает очевидной репрессивную и насильственную природу некоторых феноменов родительского отношения, не говоря уже о случаях физического насилия, которые специфическим образом влияют на формирование личности.
И только четвертый фактор оказывается чисто внутренним, сущностным, для личности, поскольку зависит от выбранной ею самой позиции по отношению к ситуации насилия Фролова С.В. Указ. соч. — С. 59..
Проблема насилия в семье
... либо нынешнего или бывшего партнёра погибает женщина. Домашнее насилие над женщинами имеет место во всех регионах РФ. Акты насилия случаются в семьях различной социальной или этнической принадлежности; эта ... года Совет Европы начнёт кампанию по борьбе с домашним насилием в отношении женщин в 46 государствах-членах Совет Европы, среди которых и Российская Федерация. В октябре ...
Помимо факторов, существуют также причины, способствующие возникновению у членов семьи тех негативных чувств, которые в итоге могут привести к взрыву от малейшей искры неудовольствия:
1) Материальные проблемы. Озлобленность, зачастую возникающая при невозможности приобрести многие нужные вещи и вызванные этим уколы самолюбия, может вводить мужа в состояние неустойчивого психического равновесия, которое легко может быть нарушено неосторожными поступками жены или детей. Нарушение такого душевного равновесия легко выливается в открытое насилие если:
* Человек имеет высокую предрасположенность к агрессии, обусловленную опытом, приобретённым в детстве.
* Находится в данный момент под воздействием алкоголя или наркотических средств.
* Способность к самоконтролю ослаблена уверенностью в том, что муж имеет право бить свою жену, а родители имеют право бить детей Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: уч. пос. — М.: Дашков и К, 2007. — С. 69..
2) Проблемы на работе также могут быть важным источником стрессов, причем они не обязательно могут быть вызваны сложностями взаимоотношений с сотрудниками или начальством. Необходимость завершить задание к установленному сроку или постоянное выполнение рутинной, бесконечной работы также могут привести к нарушению душевного равновесия.
3) Смерть любимого человека.
4) Болезнь или враждебные действия близких или значимых людей.
5) Новые служебные обязанности.
6) Новое место жительства Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. — С.288-289..
Согласно утверждениям специалистов, психологически жестокое обращение в семье принимает шесть основных форм Руководство по предупреждению семейного насилия /Под ред. Н.К. Асановой. — М.: Владос, 2007. — С. 301-303.:
1. Отвержение. Активное отвержение представляет собой отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности члена семьи в форме, выражающей сильную неприязнь.
2. Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа члену семьи в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые членом семьи попытки общения.
З. Унижение. Публичное, в присутствии других людей, унижение члена семьи или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ. Самооценка и самоуважение члена семьи снижаются частыми нападками на его достоинство, знания или умственные способности.
4. Запугивание. Принуждение члена семьи быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применить насилие к нему самому поселяют в душе члена семьи глубокий страх. Так, ребенок, страдающий от постоянных побоев или все время слышащий угрозы типа: «Будешь плохо себя вести, голову оторву!» — удерживается взрослыми в состоянии постоянного страха. Более хитрая форма запугивания проявляется тогда, когда родители оставляют расшалившегося ребенка на улице, где он оказывается незащищенным от опасности.
5. Изоляция. Запрещение члена семьи встречаться с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях также может быть формой психологического насилия. А некоторые формы изоляции, такие как запирание члена семьи одного в помещении, из которого он не может выбраться без посторонней помощи, можно рассматривать и как запугивание.
Психолого-социальное сопровождение женщин в кризисных центрах
... выяснение, подвергались ли опрошенные женщины насилию в семье. . Разработать социальный проект «Психолого-социальная реабилитация женщин, подвергшихся насилию в семье». . Составить анкету, направленную на выяснение обращались ли женщины, испытавшие насилие за помощью, и ...
6. Эксплуатация. Использование ненависти или слабости члена семьи. Наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие.
Одним из самых психотравмирующих событий для человека является сексуальное насилие и растление, особенно это касается детей. Сексуальное насилие — вовлечение члена семьи без его согласия (а в случае с детьми и по их согласию) в сексуальные действия с целью сексуального удовлетворения или получения выгоды. Сексуальное насилие выявить труднее всего, поскольку дети вследствие стыда и страха скрывают факты сексуального насилия, особенно в случаях инцеста, когда сексуальные домогательства совершают отцы, отчимы, старшие братья, другие родственники.
Как отмечает С. В. Ильина, опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным: дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье — Мозырь: Содействие, 2007. — С. 134.. Английский исследователь П. Дейл полагает, что в основе любой формы семейного насилия, в том числе, сексуального, лежит насилие эмоциональное (депривация, отвержение), которое он называет «особенно коварным», «причиняющим значительный ущерб развитию личности» Руководство по предупреждению семейного насилия / Под ред. Н.К. Асановой. — М.: Владос, 2007. — С. 18.. Российский психолог Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье в не меньшей степени, чем физическое или сексуальное, создает ситуацию, «непригодную для жизни ребенка». Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание «переломить», «усовершенствовать» ребенка, эмоциональная депривация и симбиоз, психологическое манипулирование, унижения и угрозы, заставляют его жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей Там же. — С. 18.. Если же ситуация давления становится хронической, и ребенок терпит такие формы насилия, как эбьюз, инцест, избиения, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полизависимым когнитивным стилем, привязанностью самооценок к оценкам других людей; приостанавливается психическое развитие Там же — С. 20..
Авторы приводят ряд причин, почему знакомство с насилием в детстве способствует проявлению агрессии во взрослом возрасте:
1. Люди, часто видящие сцены насилия, становятся относительно индифферентными к агрессивному поведению. Их способность к подавлению внутренней агрессивности может оказаться довольно слабой ввиду отсутствия представления о том, что недопустимо нападать на других людей ради достижения собственных интересов.
2. Большую роль может играть научение, когда дети учатся правильным действиям в конкретной ситуации через наблюдение действий других людей. Так, мальчики, видя драку взрослых, усваивают, что и они могут решать свои проблемы путем нападения на другого человека.
3. Люди могут также копировать поступки своих родителей. Когда матери и отцы били их в детстве, то этими действиями они как бы говорили им: «В будущем поступай, как я». Таким образом, они приучали своего сына или дочь к мысли о необходимости строгого наказания ребенка в случае нарушения им существующих правил. Возможно, что при этом они убедили своих детей в том, что агрессия является эффективным способом решения многих проблем Закирова В.М. Развод и насилие в семье — феномены семейного неблагополучия // Социологические исследования. — 2002. — №12. — С. 133..
Насилие в семье
... типов насилия) со стороны членов семьи подвергаются дети, женщины, престарелые и инвалиды. Мужчины же в семье в большинстве случаев испытывают психологическое насилие. Последствиями насилия в семье становятся ... у индивида патологических и девиантным черт. Социально-психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного ...
В заключение параграфа нужно отметить, что психологи утверждают, что в каждой неблагополучной семье каждый её член душевно страдает независимо от роли, которую он исполняет в семье: насильника или жертвы. И фактически насильственный стиль взаимоотношений с другими людьми переходит от одного поколения к другому Ильяшенко А.Н. Насилие в семье: исторический аспект // История государства и права — 2003. — №2.- С. 41..
1.3 Насилие в семье над женщинами
Один из самых распространенных видов семейного насилия — издевательства мужа над женой. Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту случаев жестокого обращения с женами. Общество очень долго считало, что жены должны находиться в подчинении у мужей и иметь весьма ограниченные права: в прошлые века мужья могли осуществлять почти неограниченный контроль за действиями своих жен.
В настоящее время насилие в отношении женщин является одним из основополагающих социальных механизмов, при помощи которого женщин принуждают занимать подчиненное положение по сравнению с мужчинами. Насилие, обращенное на женщину, отражает структуру подчинения и власти, всю глубину различий между полами.
Большинство случаев проявления агрессии, которые мы наблюдаем вокруг себя, являются эмоциональной реакцией на неудовлетворительное состояние дел. Люди, чувствующие себя несчастными по той или иной причине, могут испытывать повышенное раздражение и проявлять склонность к агрессии. Берковец, утверждает, что многие (но, разумеется, не все) ситуации, в которых муж применяет насилие против жены и детей и/или подвергается нападению своей супруги, могут начинаться с эмоционального взрыва, порожденного отрицательными чувствами мужа или жены к объекту агрессии в момент ее проявления Берковец Л. Указ. соч. — С. 294.. Однако, негативный импульс, приводящий к насилию, нередко возникает с запаздыванием по времени. Исключения наблюдаются лишь в тех случаях, когда человек имеет серьезные агрессивные намерения, а его внутренние ограничения на применение силы являются слабыми.
Интересно отметить, что степень взаимосвязи между подчиненностью женщины и жестоким обращением с ней изменяется в соответствии с изменениями природы ее зависимости от мужчины и степени жестокости насилия. Чем выше психологическая зависимость жены от мужа, тем выше вероятность того, что она станет объектом «умеренного» насилия (толчков или легких ударов).
Экономическая же зависимость, напротив, связана с гораздо более жестокими проявлениями насилия Там же — С. 294..
В отношение обоих видов зависимости исследователи пришли к выводу о том, что женщины, находящиеся в сильной зависимости от мужей, в меньшей мере способны ослабить жестокость насилия или вовсе положить ему конец по сравнению с теми женщинами, в чьих семьях материальные психологические взаимоотношения супругов оказываются более сбалансированными Ениколопов С.Н. Проблемы семейного насилия // Прикладная психология. — 2002. — № 5/6. — С. 7..
Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, что мужья бьют своих жен главным образом исходя из своих устойчивых представлений о том, что таким, образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую роль в семье Ениколопов С.Н. Указ. соч. — С.8.. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции обществе.
Порой мужское насилие происходит вообще без применения физической силы. Муж устанавливает в доме свои порядки, резко ограничивает жену в правах, предъявляет необоснованные претензии. У такого семейного диктатора — во-первых, искаженное понятие справедливости («мне все можно»), во-вторых, заниженная самооценка, а в-третьих, при всем этом — стремление к власти. И берет он эту власть методами психологического насилия только потому, что боится: по-другому у него может не получиться. Причем нередко такой муж не позволяет супруге никому рассказывать о ее страданиях и унижениях: во-первых, потому, что с его точки зрения такое отношение к жене совершенно справедливо, а во-вторых, бессознательно он опасается, что на его силу может найтись другая сила — того, кто вдруг пожелает эту женщину защитить Фролова С.В. Указ. соч. — С. 60..
Фактически, в данном случае, проблема заключается в подчинённости женщин, а её решение в борьбе против этого явления. Это подтверждается многочисленными данными исследований, согласно которым, большинство подвергшихся насилию женщин играли у себя дома настолько незначительную роль, что практически не имели влияния на принятие решений в своей семье Беличева С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2006.- №2. — С. 67..
Физическое насилие — один из наиболее распространенных и опасных типов насильственных действий в отношении женщин. Согласно данным проведенных исследований, от 30 до 40 процентов российских женщин подвергались физической агрессии со стороны близких им мужчин, — нынешнего или бывшего мужа, жениха или любовника. При этом каждая пятая женщина находится в ситуации регулярного и жестокого физического насилия со стороны мужа, характеризующегося частыми побоями, травмами, требующими обращения к врачу, обращения за помощью в милицию, ожиданием новых нападений мужа Обретение новой жизни : справ. пособие для женщин, столкнувшихся с насилием / С. Пертту. — Ювяскюля : Гуммерус, 2010. — С. 6-7..
В целом по России 36 тысяч женщин в день подвергаются избиениям в семье. Около половины избиваемых женщин подвергались нападению в то время, когда они были беременны, кормили грудью, имели маленького ребенка, или испытывали физические или моральные страдания, находились в состоянии беспомощности. По результатам исследования, проведенного с женщинами, обратившимися в кризисный центр, также выяснилось, что 95% из них страдают именно от физического насилия со стороны мужа. Данный тип насилия представляет серьезную угрозу здоровью женщины. Результаты исследований показывают, что от 40% до 75% женщин, подвергающихся физическому насилию со стороны партнера, получают физические повреждения Бессчетнова О. В. Семейное насилие: что думает об этом современная молодежь // Вестник Московского университете. Социология и политология. Сер. 18. — 2007. — №3. — С. 59..
В большинстве случаев мужья-агрессоры не являются психопатами, способными на крайне жестокие действия. Как правило, физическое насилие не носит тяжелого характера, и женщины не получают значительных травм. Риск стать жертвой физического насилия повышен у жительниц села; у женщин с низким уровнем образования; у женщин, имеющих образование выше, чем у мужа; у женщин с низким уровнем доходов. Этот риск увеличивается с возрастом.
По мнению Л. Берковца на проявления агрессии и насилия в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на то, кто из супругов должен занимать главенствующее место в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть Берковец Л. Указ. соч. — С. 298..
Признаки физического насилия в семье проявляются в:
— резко выраженной боязливости женщины;
— явно выраженном страхе людей;
— наличии различных травм на теле и лице;
— проявлении тревоги в форме тиков, раскачивания;
— боязни идти домой;
— суицидальных попытках;
— жестоком обращении с животными;
— стремлении скрыть причину травм Руководство по предупреждению семейного насилия / Под ред. Н.К. Асановой. — М.: Владос, 2007. — С. 218..
Во многих случаях оказывается, что быть жертвой и быть агрессором — устойчивая форма поведения, которая сохраняется при разных интимных связях. Женщины, которых до текущего брака уже бил кто-либо из близких мужчин, с большей вероятностью могут подвергнуться насилию и в последующем браке.
Физическое насилие является наиболее распространенным видом домашнего насилия. Его последствиями являются не только физические травмы, постоянные головные боли, бессонница, но и формирование у жертвы так называемого «Синдрома избиваемой женщины». В этом случае женщина чувствует себя слабой, беспомощной, контролируемой, неспособной нести ответственность за свою жизнь. Нередко жертва испытывает чувство собственной вины за совершенное над ней насилие или просто отрицает факт такового, убеждая себя и других в том, что это присутствует в большинстве семей.
Физическое насилие тесно связано с сексуальным, причем чем жестче форма сексуального насилия, тем сильнее эта связь.
Сексуальное насилие — секс без обоюдного согласия, против желания, с применением физической силы, угроз, запугивания, насильственное совершение полового акта, после побоев, секс как средство унижения и оскорбления. Оно подразумевает половые сношения вследствие применения мужчиной силы или непрекращающегося напора с его стороны; это совершение сексуальных действий против воли женщины, а также принуждение партнерши к неприемлемым для нее приемам, способам сексуальных отношений. Это неудавшийся или половой акт, совершенный с больной женщиной или инвалидом, под давлением или под влиянием алкогольного или наркотического опьянения.
Сексуальное наслаждение по самой сущности своей предполагает свободу и добровольность. Тем не менее, почти во всех человеческих обществах во все времена существовали различные формы сексуального принуждения и агрессии. Причем происходит это гораздо чаще, чем фиксирует официальная статистика: большинство жертв предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, так как огласка может повредить репутации. Таким образом, на каждый учтенный статистикой случай сексуального насилия, по подсчетам криминалистов, приходится 4-5 неучтенных Бойченко Л. Д. Гендерное насилие в России и других странах Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР): возможности предупреждения. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2007. — С.12..
Крайняя форма принуждения — сексуальное насилие: изнасилование, то есть половое сношение с применением физического насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного положения потерпевшей или другие насильственные действия сексуального характера, такие как оральный или анальный секс. Социальные и культурные первопричины сексуальной агрессии коренятся, прежде всего, в жесткой дифференциации половых ролей. Историко-этнографические данные показывают, что сексуальное насилие чаще встречается в тех обществах, где мужские и женские роли резко обособлены и где власть принадлежит мужчинам. Там, где взаимоотношения полов более равноправны, насилие встречается реже. Не менее важный фактор — отношение общества к насилию как таковому — культ агрессивного мужчины, опирающегося при решении своих проблем преимущественно на силу, — питательная среда всякого, в том числе и сексуального, насилия.
К сожалению, при жестком патриархальном устройстве семьи мужчина наделяется безусловным правом на сексуальные отношения с супругой и правом применения физической силы в случае ее отказа. Изнасилование в браке — это преступление, хотя даже в современном обществе часто оно не оценивается как преступление, что усугубляет проблему.
Женщина-жертва сексуального насилия часто сама не до конца понимает, что над ней совершено насилие, хотя ее физическое и психологическое состояние явно это демонстрирует.
Каждая третья женщина, пострадавшая от насилия в супружестве, заявляет именно об этой форме агрессии мужа Гендерология и феминология : учебное пособие / Под ред Л. Д. Ерохиной и др. — М.: Флинта : Наука, 2009. — С. 98-99..
К физическим последствиям сексуального насилия относятся: хронические боли в тазовой области без явных признаков заболевания; гинекологические отклонения, частые инфекции мочеполовой системы; расстройство сна, аппетита, физическое переутомление, невозможность справляться даже с минимальными физическими нагрузками. К психологическим последствиям данного вида насилия относятся: психическое переутомление; длительное эмоциональное напряжение; злоупотребление алкоголем; неустойчивость настроения со вспышками злобно-тоскливого состояния, тревога; утрата интереса к жизни; ограничение и предельная формализация контактов с окружающими людьми; отвращение к себе Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010. — С. 721..
Помимо физического насилия над женщинами в семьях часто наблюдается именно психологическое насилие. Психологическое насилие характеризуется игнорированием нужд женщины и неспособностью мужчины выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к жене и ребенку, игнорирование потребности жены и ребенка в безопасном окружении, в эмоциональной привязанности, в поддержке в общении Здравомыслова О. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания // Социальная педагогика. — 2005. — №1. — С. 124..
Это насилие с применением словесных и психических средств, принижение достоинства женщины, оскорбления, пренебрежительное отношение, ведущее к утрате самоуважения, упреки, брань, в том числе нецензурная, грубость, запугивание.
Психологическое насилие приводит к нервно-психическим заболеваниям, депривации психического и физического развития женщин и особенно тяжело сказывается на развитии эмоциональной сферы. У женщины с сильным типом нервной системы может сформироваться эмоциональная глухота, полная неспособность к сопереживанию, жестокость и агрессивность как по отношению к сверстникам, так и к детям, а также к животным. Следствием психического насилия для женщин со слабой нервной системой становятся нервно-психические заболевания — тики, энурез, попытки суицида и т.д.
Для характеристики состояний жертв насилия американский психолог Г. Салливан использовал термин диссоциация (раздвоение), т.е. процесс (или его результат), посредством которого согласованный набор действий, мыслей, отношений или эмоций, направленных на выживание, отделяется от остальной части личности и функционирует как бы отдельно, независимо Руководство по предупреждению семейного насилия / Под ред. Н.К. Асановой. — М.: Владос, 2007. — С. 22..
Еще одним видом внутрисемейного насилия над женщиной является экономическое насилие, которое выражается через отказ женщине в доступе к средствам к существованию и контроль над ней. Проявляется в отказе в содержании детей; утаивании доходов; трате семейных денег, самостоятельном принятии большинства финансовых решений — это может выражаться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности жены; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками. Экономическое давление является одним из самых распространенных видов насилия. Женщины вынуждены регулярно просить деньги у мужа, отчитываться за все или большую часть произведенных расходов. Они не имеют, в отличие от мужей денег, которые могут потратить на себя. Часто экономическое насилие проявляется как запрет со стороны мужа учиться и делать карьеру, угрозы оставить без средств к существованию, отрицательные отзывы о работе жены, отказ в деньгах из-за поведения жены. Данная форма насилия не попадает под определение правонарушения и очень опасна. Она создает предпосылки к безнаказанному совершению психического, физического и сексуального насилия, так как у женщины прослеживается созависимость от мужа. Экономическая зависимость делает женщину особенно уязвимой и повышает вероятность домашнего насилия. Жертвами экономического насилия также становятся женщины, чей доход значительно превышает доход мужа. Муж забирает зарплату жены и распоряжается всеми средствами. В таких случаях женщины зачастую испытывают чувство вины и жалости, при этом, не осознавая, что попали в ситуацию домашнего насилия Беличева С. А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2006. — №2. — С. 60-61..
Для оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия, для организации профилактических мероприятий требуются высокопрофессиональные, квалифицированные специалисты, владеющие глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом работы.. Требуется разработка различных, многопрофильных технологий работы с женщинами так как чрезвычайно важно, чтобы женщины, пострадавшие от жестокого обращения в семье, имели возможность получать полную информацию по юридическим и правовым вопросам, психологическую поддержку.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН, ПОДВЕРШИХСЯ СЕМЕЙНОМУ НАСИЛИЮ
семейный насилие психологический нарушение
2.1 Организация исследования
Объект исследования — насилие над женщинами в семье.
Предмет — психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию.
Цель — изучить психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию.
Гипотеза: женщины, подвергавшиеся домашнему насилию, характеризуются высоким уровнем невротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, эмоциональной лабильности феминизма, низким уровнем уравновешенности.
Характеристика выборки:
В исследовании принимали участие 15 женщин, подвергавшихся семейному насилию и временно проживающих в отделение помощи женщинам Центра «Истоки» г. Петрозаводска.
Методика исследования: Опросник FPI.
Описание методики: Фрейбургский личностный опросник (FPI) — авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел — (форма В) был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.
Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.
Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.
Опросник FPI содержит 12 шкал. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.
Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.
Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.
Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.
Шкала Х (экстраверсия — интроверсия).
Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.
Шкала XI (эмоциональная лабильность).
Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Шкала XII (маскулинизм — феминизм).
Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.
Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.
Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.
Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.
Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним — 4-6 баллов, к высоким — 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.
Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.
Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае — ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению (вопросы в Приложении 1).
Ответный лист
Фамилия, имя, отчество_____________________________________
Дата __________________Возраст______________________
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
|||||||
1 |
20 |
39 |
58 |
77 |
96 |
|||||||||||||
2 |
21 |
40 |
59 |
78 |
97 |
|||||||||||||
3 |
22 |
41 |
60 |
79 |
98 |
|||||||||||||
4 |
23 |
42 |
61 |
80 |
99 |
|||||||||||||
5 |
24 |
43 |
62 |
81 |
100 |
|||||||||||||
6 |
25 |
44 |
63 |
82 |
101 |
|||||||||||||
7 |
26 |
45 |
64 |
83 |
102 |
|||||||||||||
8 |
27 |
46 |
65 |
84 |
103 |
|||||||||||||
9 |
28 |
47 |
66 |
85 |
104 |
|||||||||||||
10 |
29 |
48 |
67 |
86 |
105 |
|||||||||||||
11 |
30 |
49 |
68 |
87 |
106 |
|||||||||||||
12 |
31 |
50 |
69 |
88 |
107 |
|||||||||||||
13 |
32 |
51 |
70 |
89 |
108 |
|||||||||||||
14 |
33 |
52 |
71 |
90 |
109 |
|||||||||||||
15 |
34 |
53 |
72 |
91 |
110 |
|||||||||||||
16 |
35 |
54 |
73 |
92 |
111 |
|||||||||||||
17 |
36 |
55 |
74 |
93 |
112 |
|||||||||||||
18 |
37 |
56 |
75 |
94 |
113 |
|||||||||||||
19 |
38 |
57 |
76 |
95 |
114 |
|||||||||||||
Ключ
Номер шкалы |
Название шкалы и количество вопросов |
Ответы по номерам вопросов |
||
да |
нет |
|||
I |
Невротичность 17 |
4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105 |
49 |
|
II |
Спонтанная агрессивность 13 |
32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114 |
99 |
|
III |
Депрессивность 14 |
16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100 |
— |
|
IV |
Раздражительность 11 |
6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110 |
— |
|
V |
Общительность 15 |
2, 19,46,52,55,94, 106 |
3, 8,23,53, 67,71,79.113 |
|
VI |
Уравновешенность 10 |
14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111 |
— |
|
VII |
Реактивная агрессивность 10 |
13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98 |
||
VIII |
Застенчивость 10 |
9, 11,20,47,60,70,81, 83,109 |
33 |
|
IX |
Открытость 13 |
7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101 |
— |
|
X |
Экстраверсия-интроверсия 12 |
2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 |
20,87 |
|
XI |
Эмоциональная лабильность 14 |
24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113 |
59 |
|
XII |
Маскулинизм-феминизм 15 |
18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 |
16,20,31,47, 84 |
|
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Фамилия, имя, отчество___________________________________
Дата_________________________Возраст______________________
Перевод первичных оценок в стандартные
Первичная оценка |
Стандартная оценка по шкалам |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
||
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
|
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
5 |
1 |
1 |
3 |
1 |
|
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
6 |
2 |
2 |
4 |
1 |
|
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
2 |
4 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
1 |
|
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
2 |
5 |
7 |
7 |
3 |
4 |
5 |
2 |
|
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
3 |
6 |
8 |
7 |
4 |
4 |
6 |
3 |
|
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
8 |
9 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
|
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
8 |
9 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
|
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
6 |
7 |
8 |
6 |
|
10 |
8 |
9 |
8 |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
11 |
8 |
9 |
8 |
9 |
6 |
— |
— |
— |
8 |
9 |
8 |
8 |
|
12 |
8 |
9 |
9 |
— |
7 |
— |
— |
— |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
13 |
9 |
9 |
9 |
— |
8 |
— |
— |
— |
9 |
— |
9 |
9 |
|
14 |
9 |
— |
9 |
— |
9 |
— |
— |
— |
— |
— |
< VA> |
||
2.2 Интерпретация и анализ результатов
Исследование показало (См. таблицу в Приложении 2), что женщины, подвергавшиеся семейному насилию, имеют:
— высокий уровень невротизма (ср. балл по шкале I — 7,87), что соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. У 6,7% уровень невротизма средний, у 93,3 % — высокий;
— высокий уровень спонтанной агрессивности (ср. балл по шкале II — 7,13), что свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения. У 20,1 % женщин уровень спонтанной агрессивности средний, у 79,9 % — высокий;
— высокий уровень депрессивности (ср. балл по шкале III — 7,13), соответствующий наличию признаков, характерных для психопатологического депрессивного синдрома, в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.
У 26, 8 % женщин уровень депрессивности средний, у 73,2 % — высокий;
— высокий уровень раздражительности (ср. балл по шкале IV — 7,73), позволяет судить о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. У 13, 4 % женщин уровень депрессивности средний, у 86,6 % — высокий;
— различный уровень общительности (ср. балл по шкале V — 5,07), показывающий как и наличие у женщин выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности, так и отсутствие её. У 20,1 % женщин уровень общительности низкий, у 30,9 % — средний, у 49 % высокий;
— низкий уровень уравновешенности (ср. балл по шкале VI — 3,67), свидетельствующий о незащищенности женщин к воздействию стресс-факторов. У 53,6 % уровень уравновешенности средний, у 46,4 % высокий;
— средний уровень реактивной агрессивности у всех женщин (ср. балл по шкале VII — 5,13), который свидетельствует об отсутствии выраженного агрессивного отношения к социальному окружению, выраженного стремлением к доминированию;
— высокий уровень застенчивости (ср. балл по шкале VIII — 6,8), который отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу; наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. У 26,8 % женщин уровень застенчивости средний, у 73,2 % — высокий;
— различный уровень открытости (ср. балл по шкале IX — 5,2), что свидетельствует как о наличии у женщин стремления к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности, так и об отсутствии его. У 26,8 % женщин уровень открытости низкий, у 33,5 % — средний, у 39,7 % высокий;
— как выраженную экстраверсию, так и выраженную интроверсию (ср. балл по шкале X — 5,13).
У 20,1 % женщин выражена интроверсия, у 26,7 — экстраверсия; 53,2 имеют средние показатели по данной шкале;
— высокий уровень эмоциональной лабильности (ср. балл по шкале XI — 7,53), что указывает на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. У 13, 4 % женщин уровень эмоциональной лабильности средний, у 86,6 % — высокий;
— высокий уровень феминизма (ср. балл по шкале XII — 7, 6), что говорит о протекании психической деятельности преимущественно по женскому типу. У 6,7% уровень феминизма средний, у 93,3 % — высокий.
Таким образом, женщины, подвергавшиеся домашнему насилию, характеризуются высоким уровнем невротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, эмоциональной лабильности феминизма, низким уровнем уравновешенности, средним уровнем реактивной реактивной агрессивности. Уровень открытости, общительности, зкстраверсия, интроверсия у женщин различны; связь между этими характеристиками и ситуацией семейного насилия не прослеживается
Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
2.3 Выводы по исследованию и рекомендации
Психолог, работающий с женщинами, пострадавшими от семейного насилии, должен учитывать их личностные особенности: высокий уровень невротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, эмоциональной лабильности феминизма, низкий уровень уравновешенности. С учётом названных особенностей психолог выбирает методы работы.
Одной из особенностей работы с жертвами домашнего насилия является гендерный подход. Чтобы понять суть и значение применяемого метода, остановимся на его характеристике подробнее.
Гендер может быть определен как набор ролей и поведенческих стереотипов, отличающих женщин от мужчин не биологически, а социально и культурно. Гендер характеризует социальные роли и отношения между мужчинами и женщинами, в то время как пол относится к биологическим различиям между женщинами и мужчинами.
Мужчины и женщины следуют гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение или избежать социального неодобрения. В ходе социализации усваиваются гендерные стереотипы, согласно которым человеку в зависимости от его гендера будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества.
В культуре многих стран, в том числе и России, автоматически воспроизводятся и функционируют гендерные стереотипы. Они предписывают мужчине в полной мере реализовать свой потенциал в сфере материального производства и государственного и политического управления, женщине — строить свою профессиональную карьеру и жизненную стратегию с учетом выполнения функций: матери, «хранительницы семейного очага», создателя благоприятных условий для мужа — кормильца семьи.
Гендерные стереотипы обычно разделяются на следующие группы, связанные:
1) с качествами личности. Женским качествам приписываются: пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, низкую эмоциональность;
2) с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей;
3) с различиями в содержательности труда, характере выполняемой работы.
Межличностные отношения также жестко регламентируются гендерными стереотипами, а, следовательно, объясняют и косвенно поощряют неравенство. В этом причина терпимости общества к семейному насилию, склонности оправдывать насильника и винить жертву. Поэтому «психологизация» проблемы семейного насилия (например, консультирование женщины гендерно нечувствительным психотерапевтом) может не принести желаемого эффекта — корень проблемы часто видится в самой женщине, что только усиливает проблему.
Учитывать гендерные стереотипы общества и себя при работе с жертвами насилия — это не значит делать женщин и мужчин одинаковыми. Проблема заключается не в различии, а в понимании и видении неравенства. Только осознающий это положение консультант может эффективно помогать женщине в преодолении проблем.
Другим важным механизмом работы с женщинами, подвергшимися насилию является опора на принцип «эмпауэрмента». Это понятие может быть переведено как наделение силой, властью или создание условий для развития личности. Оно включает в себя все процессы, которые повышают степень сопричастности женщин и мужчин к управлению собственной жизнью на уровне личности, группы и общества. Работа с жертвами домашнего насилия с опорой на эмпауэрмент означает:
— концентрацию внимания на потенциале женщины;
— вовлечение женщины в процесс конструирования решения, относящегося к ее жизненному проекту на ранних стадиях работы с ней;
— концентрацию основного внимания на вопросах благополучия самой женщины;
— активную роль женщины в разрешении создавшейся проблемной ситуации;
— повышение самооценки женщины вследствие совместно проделанной работы;
— показатель улучшения — наличие новых навыков управления собственной жизнью;
— наработку новых навыков для выхода из сложных жизненных ситуаций в будущем.
Специфика работы с жертвами домашнего насилия проявляется также в необходимости акцентировать внимание на следующих факторах, которые влияют на установление контакта, взаимопонимание и результативность реабилитационной работы:
Напряженная ситуация в семье, вызванная постоянно проявляющимся насилием. Частый стресс, который испытывают члены семьи, приводит их к подавленности, разочарованности; они выходят из себя при возникновении даже незначительных трудностей, бурно реагируют, теряют самоконтроль.
Многие женщины стараются скрывать факты насилия от своих детей и близких, не желая причинять им душевную боль. Дети, проживающие в таких семьях, чувствуют себя беспомощными, видят огорчение матери, но не всегда понимают, чем это вызвано. Они ошибочно считают, что причина нервных срывов матери в них.
Матери не хотят настраивать детей против отца. Постоянно оправдывая поведение мужа перед детьми, женщина и сама начинает верить в его «правоту», даже в случае совершения им явно противоправных действий.
Работая с жертвами домашнего насилия, психологи учитывают, что в ситуациях хронических семейных конфликтов родители отдают много сил и энергии на их разрешение, и не оставляют сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. Соответственно у детей может возникнуть чувство заброшенности и отдаленности, дети начинают думать, что они никому не нужны, не заслуживают внимания и заботы. В подобных случаях в психологической помощи нуждаются все члены семьи, а не только жертва насилия.
Как правило, в семьях факты насилия замалчиваются и не обсуждаются. В семье формируется негласный запрет, табу на обсуждение. Семья дистанцируется от окружающих, ее члены не имеют возможности делиться своими переживаниями. При организации психологической помощи таким клиентам, разрабатывая план реабилитации, следует учитывать, что взаимоотношения членов семьи находятся на низком уровне, в них отсутствует забота, юмор, радость от общения друг с другом.
Компетентность специалистов в рассмотренных выше вопросах является условием эффективности работы с жертвами насилия, а значит достижения главной цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Женщины, пострадавшие от насилия в семье, характеризуются рядом психологических особенностей, которых необходимо учитывать при отборе форм психологической помощи.
У женщин, пострадавших от насилия в семье, выявлена связь между перенесенным насилием и невротическими, связанными со стрессом, чертами личности. У этих женщин выражен невротический синдром астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями, повышен уровень психопатизации, создающий предпосылки для импульсивного поведения.
Подвергавшиеся насилию в семье женщины отличаются повышенной уязвимостью к психотравмирующим семейным ситуациям и подверженности психической дезадаптации.
У них можно диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома, появляющиеся в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. Эмоциональное состояние таких женщин неустойчиво, что проявляется в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, склонности к аффективному реагированию.
Женщины данной группы отличаются низкой стрессоустойчивостью, предрасположенностью к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу, тревожностью, неуверенностью, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Психологическая помощь подвергавшимся насилию в семье женщинам должна включать применение методов психологического консультирования и направление к специалистам многопрофильной бригады психотерапевтического кабинета первичной медицинской сети, в территориальный центр социальной помощи семье или в общественную организацию с целью коррекции эмоционально-личностных реакций.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Вопросы опросника FPI.
1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
4. У меня часто болит голова.
5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
20. Я легко смущаюсь.
21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
31. Часто у меня нет аппетита.
32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
33. Обычно я решителен и действую быстро.
34. Я не всегда говорю правду.
35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
37. То, что прошло, меня мало волнует.
38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
42. Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.
43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
51. Иногда могу похвастаться.
52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
55. Я почти всегда подвижен и активен.
56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
62. Я люблю не всех своих знакомых.
63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
68. В компании я веду себя не так, как дома.
69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
71. Хороших знакомых у меня очень немного.
72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
84. У меня довольно часто меняется настроение.
85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
91. Я уверен в своем будущем.
92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
93. Я не прочь посмеяться над другими.
94. Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.
95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
100. Я нередко бываю рассеянным.
101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.
Приложение 2
Таблица. Результаты исследования по методике FPI
№ |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
|
1 |
8 |
6 |
9 |
6 |
5 |
3 |
6 |
7 |
3 |
3 |
9 |
8 |
|
2 |
7 |
7 |
7 |
7 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
3 |
7 |
8 |
8 |
7 |
2 |
4 |
6 |
6 |
5 |
3 |
6 |
7 |
|
4 |
8 |
7 |
6 |
9 |
9 |
6 |
5 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
|
5 |
9 |
6 |
7 |
8 |
4 |
3 |
4 |
7 |
3 |
4 |
8 |
8 |
|
6 |
9 |
7 |
7 |
8 |
7 |
2 |
5 |
7 |
4 |
6 |
8 |
6 |
|
7 |
8 |
7 |
6 |
8 |
8 |
3 |
4 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
|
8 |
7 |
8 |
6 |
9 |
4 |
5 |
6 |
5 |
3 |
4 |
9 |
8 |
|
9 |
9 |
7 |
9 |
7 |
5 |
4 |
5 |
4 |
8 |
4 |
6 |
7 |
|
10 |
8 |
6 |
9 |
6 |
4 |
3 |
6 |
8 |
5 |
3 |
7 |
8 |
|
11 |
8 |
6 |
8 |
8 |
7 |
4 |
6 |
7 |
7 |
5 |
8 |
7 |
|
12 |
7 |
9 |
9 |
8 |
3 |
2 |
4 |
8 |
3 |
4 |
7 |
8 |
|
13 |
9 |
8 |
8 |
8 |
4 |
3 |
4 |
7 |
5 |
6 |
8 |
8 |
|
14 |
6 |
7 |
7 |
8 |
2 |
4 |
6 |
8 |
4 |
4 |
7 |
8 |
|
15 |
8 |
8 |
6 |
9 |
8 |
5 |
5 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
|
Ср. балл |
7,87 |
7,13 |
7,47 |
7,73 |
5,07 |
3,67 |
5,13 |
6,8 |
5,2 |
5,13 |
7,53 |
7,6 |
|
Размещено на