Экзамен по семейной.педагогике 2015

1 Семья – это малая соц.группа связана брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

2 функции семьи- Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;

воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры

досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

3 Семейная педагогика — задачи.

-разработка теоретических проблем семейного воспитания;

-изучение опыта семейного воспитания;

-внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;

-исследование путей повышения педагогической культуры родителей;

-обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.

4 типы семьи

Патриархальная( патриарх – глава семьи) В семье много детей, которые зависят от родителей, по­читают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи.

Нуклеарная (молодая се­мья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

Малая семья

-Неполная(развод,смерть)

-Материнская(родила для себя)

-Пустое гнездо(престарелые,вдова,без детей)

5. Назвать виды семей

6. Назвать принципы воспитания детей в семье.

Принцип целенаправленности.

В целях воспитания семья учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Носителями объективных целей воспитания являются общест­венные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитыва­ют цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в вос­питательной деятельности. Противоречия в целях воспитания меж­ду членами семьи, между семьей и детским садом (школой) нега­тивно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ре­бенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в кон­кретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не все­гда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. По­этому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности.

В течение веков домашнее воспитание зиж­дилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в по­следнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания по­могает им добиться более высоких результатов в развитии собст­венных детей. В ряде исследований (Т.А.Маркова, Л.В.Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использова­нию случайных методов и средств воспитания. Нежелание и неуме­ние взрослых создать в семье благоприятный психологический климат — причина детских неврозов (А.И.Захаров), девиантного поведения подростков (М.И.Буянов, Т.А.Драгунова).

Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание де­тей — дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. Известно, что о подобном педагогическом невежестве писал в свое время К.Д.Ушинский, но и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными воспитателями и поэтому не испыты­вают потребности проконсультироваться у специалистов, познако­миться с психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют социологические исследования, за­нимают образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, чтородители должны принимать ре­бенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо при­знать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивиду­альное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне раз­вития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с ка­ким-либо образцом.

Принцип планомерности,

последовательности, непрерывности.

Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа за­ключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влия­ние на личность через систему целей, содержания, средств и мето­дов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны пе­дагогического процесса. Известно, что современный ребенок рас­тет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окруже­ние в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. стано­вится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети смот­рят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными картины убийства, смерти, жестокости, пошло­сти и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами. Можно ли усилить развивающее влияние одних факторов воспитания и сни­зить разрушающее влияние других? Да, можно, но приоритет в этом принадлежит семье, поскольку она имеет возможность исключить влияние одних факторов (разрешать, например, ребенку смотреть по телевизору только детские передачи), дать надлежащую интер­претацию другим (объяснить, например, почему не следует упот­реблять те или иные выражения, тем более — ненормативную лекси­ку), изменить содержание третьих (например, папа вышел во двор и организовал игру мальчиков в хоккей, футбол, переключив тем са­мым внимание и деятельность детей с обычных «тусовок» на нечто ценное для развития).

Научная педагогика условно дифференцирует целостный про­цесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.).

Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок ос­ваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятель­ность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Со­гласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями раз­вить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культу­ры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие ок­ружающего мира. Но к сожалению, далеко не все родители пони­мают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстети­ческое воспитание ребенка (заботятся о полноценном питании, оп­тимальном двигательном режиме, приобщают к спорту, организу­ют занятия музыкой, посещение изостудии).

В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому ос­новное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблю­дается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обя­занностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полно­ценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, жела­ния трудиться, формирования трудовых навыков, привычек (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева).

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осу­ществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.).

Ни один из воспитателей ма­ленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского са­да, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необхо­димо согласование целей, содержания воспитательной деятельно­сти, средств и методов ее осуществления. В противном случае по­лучится, как в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак да щу­ка». Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются зна­чительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с воз­растом все само наладится. Несогласованность требований и под­ходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руко­водить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.

  1. Дать определение авторитета.

Авторитетвлияние какого-либо ли­ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре­восходство родителей, которые авторитетны для ребенка, опреде­ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, — одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необ­ходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

  1. Назвать виды ложного авторитета.

А.С. Макаренко обосновал систему ложных родительских авторитетов, влияющих на успешность воспитания ребенка в семье и во многом определяющих его социальный портрет. Система ложных родительских авторитетов включает следующие виды:

Авторитет подавления. Это самый страшный авторитет, хотя и не самый вредный, говорил о нем А.С. Макаренко. Суть данного авторитета заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе всю семью. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за палку или ремень. Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает «детскую ложь и человеческую трусость». Подобные отцы встречались не только в 30-е годы, когда учительство­вал А.С. Макаренко. Силовое решение семейных проблем нередко встречается и в нашем обществе, наполняя его или «слякотными», никчемными людьми, или тиранами, готовыми мучить в отместку за свое нерадостное детство.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети их слушались, надо меньше с ними разговаривать, подальше держаться и выступать «как начальство». Особенно такой вид ложного авторитета, по мнению А.С. Макаренко, свойствен некоторым интеллигентским семьям. Здесь отцы неприступны. У них отдельный кабинет, в который никому не дозволено входить. Он и обедает отдельно, и развлекается отдельно. Детьми, как правило, занимается бабушка или домработница. Не правда ли, звучит актуально! С той лишь разницей, что авторитет расстояния присущ в основном в нашем обществе семьям новой «элиты». Ребенок в подобных семьях растет в материальном достатке, чего не скажешь о достаточно эмоциональных взаимоотношениях с родителями. Как правило, он окружен целым сонмом чужих людей, выполняющих педагогические функции. Такому ребенку одиноко, и он ищет доступные способы удовлетворения своих потребностей в общении с близкими людьми. Но суррогатные отношения не восполняют той пустоты, которая рождается в его сердце. Результатом такого авторитета могут стать и алкоголизм, и наркомания повзрослевшего сына или дочери.

Авторитет чванства. Это особый авторитет расстояния, но более вредный, поскольку такие родители пытаются возвыситься над обществом в целом, и над своей семьей в частности. В семье постоянно обсуждаются заслуги такого родителя, его достоинства. К остальным людям родители относятся с высокомерием. Это рождает и в ребенке элементы высокомерного отношения к сверстникам. Или, наоборот, ребенок вырастает с твердым убеждением, что его отец (или мать) возвышаются над всеми людьми, причем этому возвышению способствуют не столько их личные заслуги, сколько та поза, в которой ребенок привык видеть своих родителей.

Авторитет педантизма. Это своеобразная бюрократическая родительская педагогика. Родители обращают внимание на своих детей гораздо больше, чем в предыдущих случаях, но делают это с большой долей бюрократизма. Они уверены, что каждое сказанное ими слово должно восприниматься детьми как высшая истина. Свои распоряжения они стараются отдавать холодным тоном, и они тут же превращаются в непреложные законы. Такой родитель в каждом движении ребенка видит нарушения. Он пристально следит за поведением, словом своего чада и постоянно готов к его притеснению. Если родителю что-то не нравится — кинокартина, друзья ребенка и пр., то это явление или действие или человек объявляется несостоятельным, а подчас и вредным и ребенку запрещается общаться или смотреть кинокартину, читать книгу и т. п.

Авторитет любви. Самый распространенный вид ложного родительского авторитета. В основе этого вида авторитета лежит убеждение родителей в том, что послушными дети могут быть лишь тогда, когда они любят своих родителей. Кажется, в чем же здесь «ложность»? Любовь детей к родителям — естественное чувство, на котором базируются ценности семьи. Но здесь происходит перенасыщение любовью. Родители на каждом шагу демонстрируют свои чувства. Это выражается и в постоянном сюсюканье, признаниях в любви. Ребенку некогда передохнуть. Если он не слушает родителей, те немедленно начинают сомневаться в любви ребенка к ним. Они ревниво следят за выражением лица ребенка, постоянно требуют ответных ласк и признаний. Это очень опасный вид ложного родительского авторитета, поскольку он учит детей лавировать, выбирая выгодное для себя «сотрудничество» с родителями. Дети видят, что от домочадцев можно добиться всего, если постоянно признаваться им в любви, демонстрировать свои нежные чувства. Это влияет на формирование ребенка в семье, который с малых лет понимает, что если подыгрывать людям, то можно получить максимум выгоды для себя.

Авторитет доброты. По мнению А.С. Макаренко, это самый неумный вид родительского авторитета, поскольку детское послушание здесь тоже организуется через любовь, но выражается она в мягкости, уступчивости и доброте родителей. Они все разрешают ребенку, им ничего для него не жалко. В таких семьях очень боятся конфликтов, и, предупреждая их, родители жертвуют ценными, радостными и искренними взаимоотношениями со своими детьми. Семейный мир имеет высокую цену, выраженную в воспитании ребенка эгоистом, считающим, что весь мир существует для него. Педагогический вред этого вида заключается в том, что ребенок, усваивая подобный тип родительского поведения, приобретает отрицательный опыт, и впоследствии он непременно скажется на взаимоотношениях родителей и детей.

Авторитет дружбы. По мнению А.С. Макаренко, такой вид авторитета присущ в основном интеллигентным семьям. Дружба в подобных семьях достигает крайнего предела, поскольку родители не умеют правильно построить взаимоотношения с детьми, забывая, что они являются воспитателями, а дети — воспитанниками. В таких семьях нередки панибратские отношения, где дети называют родителей не­брежно Петьками и Машками, потешаются над ними, грубо их обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь царит педаго­гика «бессилия», которая приносит отрицательные плоды, поскольку дружба предполагает прежде всего наличие ува­жения друг к другу.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями. Действует прямой договор между родителями и детьми. Если будешь хорошо учиться, куплю то-то. Если будешь слушаться бабушку, сделаю то-то. Весьма распространенный вид авторитета в современный семьях с повышенным достатком. Родители чрезмерно занятые собой и своим проблемами, просто откупаются от ребенка. В качестве подкупа может выступать зарубежная поездка, деньги, дорогие безделушки и игрушки. Взрослея, ребенок повышает «ставки». Теперь уже родители откупаются с помощью дорогих мобильных телефонов, музыкальных центров, машин. Нетрудно догадаться, что подобная педагогика приучает ребенка использовать родительский кошелек, формируя бездушного потребителя.

  1. Назвать формы взаимодействия ДОУ с семьёй.
  2. Назвать требования, предъявляемые домашнему педагогу.
  • Обязанности домашнего педагога во многом зависят от особен­ностей семьи (в частности, от количества детей, занятости родите­лей), ее представлений о воспитании и образовании ребенка. Очень часто педагог сочетает функции ухода за ребенком, воспитания, об­разования, но бывает готов к различным дополнительным поруче­ниям, не оговоренным первоначальным договором (выйти на работу в выходной или праздничный день, вывезти ребенка на отдых в дру­гой город и т.д.).
  • Работа домашнего педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам. Необ­ходимость войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, вну­шить доверие, расположить к себе всех членов семьи, завоевать сердце ребенка — вот некоторые условия успешности работы до­машнего педагога.
  • Соответствие им зависит от психологической подготовки педагога, от наличия таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважительность к людям, искренность в отношении с ними, развитое чувство такта, выдержанность. У домашнего педагога должен быть «острый» глаз, который помо­жет увидеть и поддерживать нормы и правила, господствующие в семье, ее традиции, стиль общения между всеми ее членами.
  • Профессиональный педа­гог выступает посредником между ребенком и родителями,
  • Домашний педагог должен быть готов к многопрофильной об­разовательной работе с детьми разного возраста. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста заключается в подготовке к школе, углубленных занятиях какой-либо областью знаний. Со­держание углубленной образовательной работы обычно «заказывает» семья, исходя из чего и приглашают педагога, имею­щего соответствующую подготовку.
  1. Дать определение понятию «наказание».

наказание — это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психо­логической точки зрения наказание — хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от кото­рого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следова­тельно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания.

  1. Назвать формы повышения педагогической культуры родителей.

педагогический всеобуч, Пропаганда литературы по педагогической тематике

  1. Назвать требования к претенденту на усыновление ребёнка.

СК Статья 127.

1.      Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  •  бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум,
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства, (исключено: а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; ).
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
  •  лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам; 
  • 2.      Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

3.      При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

  1. Назвать стили взаимоотношений в семье.

А.В Петровский выделяет следующие типы се­мейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе не­вмешательства, сотрудничество.

Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся тре­бования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер Безнрав­ственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого вос­питания — страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости плюс воз­можные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родите­ли не стремятся к таким результатам, возможно, они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

К максимуму требовательности в воспитании в свое время при­зывал А.С. Макаренко, но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия к ребенку. Требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату, осво­бодить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но по сути диктат родителей и опека — явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательства достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, за­частую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда — минимум требований, правил, норм пове­дения. Более отчетливо курс на независимость двух миров — роди­телей и детей — наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец «берегут» свой покой, занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания — отчуждение родителей и детей, эмо­циональная автономия.

Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).

Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ре­бенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, пра­вил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае не­обходимости — помогут. Но самое главное — ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

  1. Перечислить источники семейной педагогики.

народной педагогика, религия, исторические уклад