Чтобы уяснить, каким образом теоретические ошибки в толкованииумственной отсталости приводят к вредным последствиям в практик Московский Гуманитарно-ЭкономическийИнститутНижегор одский Филиал Факультет Психологии ДОКЛАДпо предмету Психофизиологияна тему Рефлекторнаятеория психики и психическоеразвитие личности умственно отсталых детей студентки 2-го курсагруппа 12П6-2001Н Проверил ПЛАНВведение1.Вклад И.П.Павлова и А.Р. Лурия в теорию2.Влияние отрицательных тенденций на теориюЗаключениеЛитература ВВЕДЕНИЕ Рефлекторная теорияпсихики —теория психологии, базирующаяся на том, что в основе психики лежит отражениевнешнего мира. Основы Р.Т.П. были заложены И.М. Сеченовым, утверждавшим, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождениясуть рефлексы . Экспериментально она была развита И.П. Павловым и теоретическис позиции психологии уточнена С.Л. Рубинштейном 1946 . Согласно Р.Т.П рефлекс есть ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение,осуществляемый при помощи нервной системы.
Существует большое количестворазнообразных рефлексов, начиная от элементарных ответов организма до весьмасложных, состоящих из целой серии следующих друг за другом отдельных актов.
Спомощью рефлексов обеспечивается взаимодействие между отдельными частямиорганизма и его органами и взаимодействие организма с окружающей средой. Р.Т.П.была использована представителями бихевиоризма для обоснования процессаобучения языку как овладения системой речевых навыков в ответ на предъявляемыестимулы.
В учебном процессе применяются опоры как на безусловные, так и наусловные рефлексы. Последние приобретаются в процессе обучения.Безусловный рефлекс — наследственно закрепленнаястереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнегомира или изменение внутренней среды организма.В отличие от условных рефлексов,служащих приспособлению организма к условиям внешнего мира, безусловный рефлексобеспечивает приспособление к относительно постоянным условиям.
Однако в чистомвиде безусловный рефлекс практически не существует — на его основенадстраиваются сложные системы условных рефлексов, определяющих в единстве сбезусловным рефлексом гибкость и динамизм поведения.Условный рефлекс — Рефлекс, в результате образованиякоторого раздражитель, прежде не вызывающий соответствующей реакции, начинаетее вызывать, становясь сигнальным условным, т.е. обнаруживающимся приопределенных условиях раздражителем.
Этика и психология — ответы на госы
... Этика имеет тесную связь с науками о человеке - психологией, культурологией, педагогикой, историей). Уже первые античные философы (Пифагор, Сократ, ... 3.Существует ли, по Вашему мнению, нравственный прогресс? Обоснуйте свой ответ. 37 Тема 9. Сущность, специфика и функции морали. ... 3.Ответственен ли человек за свой моральный облик? Обоснуйте свой ответ. 59 Тема 16. Мораль и политика. 61 1.Активная ...
В настоящее время принято представление омеханизме условного рефлекса как о сложной функциональной системе с обратнойсвязью.У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемойвоздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качествеусловного раздражителя выступает слово — сигнал сигналов по И. П.Павлову . 1. ВКЛАД И.П.ПАВЛОВА И А. Р.ЛУРИЯ В ТЕОРИЮ Рефлекторная теория психики, лежащая в основе современнойпсихологии, дала возможность объяснить зависимость изменения умственнойработоспособности детей, перенесших те или иные заболевания нервной системы, отих воспитания и обучения.
Возникла более оптимистическая оценка перспективпсихического развития умственно отсталых детей.Поскольку болезнь центральной нервной системы ребенкапредставляет собой сочетание органических и функциональных нарушений разрушение некоторых клеток коры мозга и изменение силы и подвижности нервныхпроцессов , можно ликвидировать или ослабить эти функциональные нарушениянервных процессов, соответствующим образом организовав обучение и воспитаниеучащихся вспомогательной школы.
Так, например, оказывается возможнымпреодолевать такие особенности поведения детей, как несдержанность,несобранность, отвлекаемость внимания и т.д формируя и укрепляя процессвнутреннего торможения.Таким образом, перестройка психологии умственноотсталого ребенка на основе учения академика И.П. Павлова способствоваладальнейшему углублению понимания умственной отсталости.
Стали понятнеефизиологические механизмы нарушения познавательной деятельности слабостьзамыкательной функции коры, склонность к охранительному торможению, инертностьнервных процессов и т.д. .Очень важные исследования особенностей высшей нервнойдеятельности умственно отсталых и иных аномальных детей, выполненныепрофессором А.Р. Лурия и его многочисленными сотрудниками и учениками, а такжеработы М.С. Певзнер, В.И. Лубовского и их сотрудников обогатили психологиюумственно отсталых детей. 2. ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА ТЕОРИЮ После 1950 г. в психологии умственно отсталого ребенка как впрочеми других областях психологии наметилась и некоторая отрицательная тенденция,которая отнюдь не вытекала из сути павловского учения, выразившаяся в отходе отизучения собственно психологических закономерностей развития психики умственноотсталого ребенка. Все без исключения недостатки познавательной деятельностидетей, равно как и дефекты их эмоционально-волевой сферы, многие ученыепытались объяснить исключительно физиологическими механизмами, минуя ихпсихологическое содержание.
Были забыты такие важные для развития личностиумственно отсталого ребенка обстоятельства, как его позиция в детскомколлективе, своеобразный рост духовных потребностей, соотношение первичных ивторичных нарушений на разных возрастных этапах.В последнее время собственно психологические вопросыразвития познавательной деятельности и личностной, эмоционально-волевой сферыумственно отсталых детей активно изучались рядом советских исследователей И.М.Соловьев, Ж.И. Шиф, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский . Разрабатываются также методыэкспериментально-психологического исследования детей с целью выявленияумственной отсталости и ее качественных особенностей М.П. Кононова, Э.А.Коробкова, А.Я. Иванова, Э.С. Мандрусова, Л.В. Викулова, И.А. Коробейников идр. .Оказалось чрезвычайно полезным вспомнить все то, о чемдавно писал известный советский психолог Л.С. Выготский.
Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...
... психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых дошкольников. 2. Раскрыть особенности речевого развития умственно отсталых детей. 3. Раскрыть специфику игровой деятельности умственно отсталых детей 4. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня речевого развития умственно отсталых дошкольников. Методы: 1. ...
Он оставил глубокосодержательную теорию психического развития умственно отсталого ребенка,которая не потеряла своей актуальности и сегодня.
В настоящее время концепцияЛ.С. Выготского приобретает особо важное значение.Разрабатываются вопросы дифференцированногоиндивидуального подхода при обучении и воспитании детей, у которых умственнаяотсталость вызвана различными этиологическими факторами и психическое состояниекоторых также различно.
Рассматриваются сложные вопросы формирования личности ихарактера умственно отсталых детей.Важным событием в истории психологии умственноотсталого ребенка было издание монографии под редакцией Ж.И. Шиф — Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы . Вэтой монографии систематизированы почти все экспериментальные исследования,выполненные в Институте дефектологии за последние несколько десятилетий, атакже исследования многих научных и практических учреждений.
Огромныйфактический материал, собранный и обобщенный в этой монографии, являетсяфундаментом научного знания в области психологии олигофрении.
Значительную рольсыграл выход в свет монографии М.С. Певзнер Дети-олигофрены , работыМ.С. Певзнер и Т.А. Власовой Дети с отклонениями в развитии , атакже монографии Б.И. Пинского Психологические особенности деятельностиумственно отсталых школьников , а также ряд других монографий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время происходит дальнейшее изучениеособенностей психического развития личности умственно отсталых детей.Этоизучение дает возможность анализировать сущность умственной отсталости не подробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами,психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинаетосновываться на анализе личности ребенка, который включается в детскиеколлективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваиваетопыт человечества, обладая неполноценной нервной системой.
Вместо статичногоперечисления разнообразных недостатков познавательных процессов возникаетвозможность установления закономерностей развития психики и путей компенсациинедостатков.
Описанная выше эволюция взглядов на сущность умственнойотсталости имеет важное значение. Значение этой эволюции помогает избегатьошибок прошлого.С моей точки зрения, сомнительным являетсяраспространенное сейчас в некоторых странах понятие культуральной умственнойотсталости.В этом понятии кроется, по сути дела, признание того, чтопедагогически запущенные дети могут быть приравнены к умственно отсталым.Вкладывая тот или иной смысл в толкование причин исущности умственной отсталости детей, ученые по разному направляют своиисследования, цель которых — выявить и устранить или ослабить причины, мешающиебольному ребенку стать трудоспособным гражданином.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда ... существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих ...
ЛИТЕРАТУРА 1. Принципы отборадетей во вспомогательные школы Под ред. Г. М. Дульневэ, А. Р. Лурия. М 1973.2. Философские вопросыфизиологии высшей нервной деятельности и психологии. М 1963.