Доклад — Роль психологии в оптимизации профессиональной деятельности

ДОКЛАД

РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Человек как субъект профессиональной деятельности, труда, составляет одну из важнейших характеристик индивидуальности. Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Представить себе современного человека вне труда крайне сложно. Не случайно на вопрос, кто вы такой, люди в большинстве случаев называют свою профессию.

К характеристикам субъекта труда, или работника, относятся профессионально-значимые свойства — те психологические особенности, без которых невозможно достижение профессиональной успешности в том или ином виде деятельности; профессиональный опыт — знания, умения и навыки, необходимые для реализации профессиональной деятельности; профессиональная мотивация — психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. Основой психологического изучения профессиональной деятельности является составление профессиограммы — описания по определенным правилам социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. В содержание профессиограммы входит следующая информация:

1. Производственная характеристика профессии и её специализаций.

2. Указание на экономическое значение профессии.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... других 6. Удовлетворение от самого процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной ...

3. Социологические и социально-психологические характеристики профессии (социальный престиж, особенности коллективной деятельности и межличностных отношений).

4. Перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство. Сроки подготовки и перспективы продвижения.

5. Гигиеническая характеристика условий труда с особым выделением профессиональных вредностей.

6. Перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинские противопоказания.

7. Составление психограммы, или характеристики требований, предъявляемых профессией к психике человека. Психограмма — это ядро и основная часть профессиограммы, она включается в любое психологическое мероприятие, связанное с исследованием в области трудовой деятельности.

Содержание профессиограммы зависит от целей исследователя. В задачах профотбора упор делается на определение относительно устойчивых свойств человека, таких, с помощью которых работников можно дифференцировать на более или менее успешных. При профориентации внимание уделяется широкому и доступному изложению основных особенностей деятельности. Задачи профессиональной подготовки требуют точных знаний того, какие профессионально-важные качества поддаются развитию в процессе упражнений. Рационализация режима и условий труда предполагает выявление лабильных психических функций, динамика которых может служить показателем наиболее слабых мест в организации труда. [2]

Понятие о профориентации

В профориентации традиционно выделяют следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.

Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профконсультацию можно определить как «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.

16 стр., 7655 слов

Тема 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда

... на научной основе организовывать свой труд, владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности; способность в условиях изменяющейся ... двойную ориентированность – на чисто профессиональную сторону его деятельности и на сотрудников, на создание для них благоприятных условий труда, удовлетворение их материальных и духовных ...

Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Есть два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:

1).

Профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии.

2).

Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное — в основном обусловлено внутренними факторами. [3]

Профориентация при наборе сотрудников является прерогативой маркетинга кадровой службы, в чьи задачи входит предоставление потенциальным сотрудникам полной и достоверной информации о характере и содержании предстоящего труда по той или иной профессии. Профотбор – это стадия процедуры набора сотрудников, которая существенно сокращает число кандидатов на предлагаемую вакансию. На профориентацию может откликнуться большое число кандидатов, но фирме нужны лишь те из них, которые не только считают, что они подходят на конкретную должность, но и соответствуют ей по мнению кадровой службы, основанному на результатах собеседования с кандидатом, опросов или его тестирования. [4]

Профессиональные тесты – специализированные тесты, предназначенные для проведения на определенной группе профессионалов или кандидатов в профессионалы, в ходе которых измеряется уровень сформированности знаний, навыков, умений и способностей, необходимых для определенной профессии. [1]

Профессиональное консультирование и ориентирование предполагает ознакомление человека с разными профессиями и требованиями, которые они предъявляют людям; а также предложение рекомендаций о том, как готовится к профессиональной деятельности, насколько успешно он может справиться с той или иной профессией.

Прогнозы относительно учебной и профессиональной успешности возможны только на основе совокупной информации о человеке, когда результаты профориентационных тестов и тестов способностей рассматриваются не изолировано, а вместе с показателями личностных методик, тестов достижений, биографических анкет и др. [1]

Формирование готовности к самоопределению как основная цель профориентационной работы

Сущность, цели и задачи профконсультационной работы психолога в школе во многом определяется возрастными особенностями школьников, а также специфическими условиями тесного взаимодействия педагогического коллектива и психолога. Традиционно профконсультанты главное внимание уделяют работе с подростками (особенно накануне окончания школы) и взрослому незанятому и безработному населению. Рассматривая основные этапы становления профессионала, Е.А. Климов специально выделяет стадию «оптации» (от лат, optatio — желание, вы6op), примерно соответствующую стадии «подростничества» (по Д.Б.Эльконину), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Однако сам E.А. Климов оговаривает, что в ситуации выбора может оказаться не только подросток, но и взрослый человек, например, человек, меняющий свою прежнюю профессию или место работы, а также безработный. [3]

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие. Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная ...

Основные теории профориентации в психологии

Первое бюро по профконсультации возникло в России в 1927 году, при Ленинградской бирже труда. В стране явный расцвет профориентации, которой занимаются не только профконсультанты, но и педологи в школах (см. Рубинштейн С.Я., 1987).

Период НЭПа в России в целом можно назвать достаточно демократичным, свидетельством чему бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе, гуманитарных ее направлений. Иными словами, реальная свобода выбора для многих людей действительно способствовала развитию профориентации.

Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране (или в конкретных регионах одной и той же страны), а также неоднородностью населения (возможных клиентов) конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения. Можно также предположить, что «правильность» способа решения этой проблемы, в первую очередь, будет зависеть от особенностей конкретного школьника (клиента) и общего уровня развития самого профконсультанта. [3]


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Психологические тесты для работы и отдыха / сост. Н. Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк.., 2007. – С 54-55.

Тутушкина М. К. Практическая психология. – 4 изд., перераб., доп. – С.-П.: Дидактика Плюс, 2001. – С. 133-139.

http://www.effective-seminars.ru/clause/clause/32660/1992/